Новые подходы к изучению иностранного языка
Новые подходы к изучению иностранного языка
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования новых подходов в организации
обучения иностранному языку в условиях модернизации содержания образования.
5
§ 1. Основные требования к содержанию языкового образования согласно
«Концепции языкового образования» 5
§ 2. Новые подходы к организации обучения иностранному языку на младшем
этапе 13
§ 3. Основные направления организации обучения иностранным языкам на
старшей ступни полной средней школы в условиях модернизации содержания
образования 19
Глава 2. 29
§ 1. Основные способы организации обучения иностранным языкам при
проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания
образования 29
§ 2. Инновационные подходы к обучению отдельного общеобразовательного
учреждения 35
Список литературы 42
Введение
Процессы межкультурной интеграции на национальном и международном
уровнях обусловили модернизацию содержания языкового образования в Россию
Язык выступает как средство познания картины мира, приобщения к ценностям,
созданными другими народами. Одновременно язык – это ключ для открытия
уникальности и своеобразия собственной народной самобытности и исторических
достижений представителей других культур.
К настоящему времени в российской системе языкового образования
произошли значительные позитивные изменения, как в организационном, так и в
содержательном аспектах. Существенно изменился социокультурный контекст
изучения иностранных языков. Значительно выросли их образовательная и
самообразовуательнвая функции в школе и ВУЗе, профессиональная значимость
на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении
языков международного общения.
Если в предыдущие десятилетия XX века круг людей в стране, у которых
была необходимость общаться на иностранном языке, был достаточно узок, то в
настоящее время ситуация изменилась. Геополитические, коммуникационные и
технологические преобразования вы обществе вовлекли как в непосредственное,
так и опосредованное общение довольно большое количество людей самых разных
профессий, возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в
использовании иностранных языков. Приоритетную значимость приобрело
обучение языку как средству общения и приобщения к духовному наследию
изучаемых стран и народов. Стал особенно актуальным интерактивный подход к
обучению родному и иностранному языкам в школе, особенно в области развития
культуры речи (развитие таких компетенций, как языковая, речевая,
социокультурная и некоторые другие).
Для современного языкового образования необходимы междисциплинарная
интеграция, многоуровневость, вариативность, ориентация на межкультурный
аспект овладения языков.
Новые задачи предполагают изменение в требованиях к уровню владения
иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания и
организации материала, использование адекватных форм и видов контроля.
Глава 1. Теоретические основы исследования новых подходов в организации
обучения иностранному языку в условиях модернизации содержания образования.
§ 1. Основные требования к содержанию языкового образования согласно
«Концепции языкового образования»
Современный этап обучения иностранным языкам, характеризующийся
динамичной диверсификацией вариантов изучения предмета, диктует
необходимость привести изучение предмета в соответствии с этапами обучения
и со спецификой разных типов школ/классов, точнее – с условиями обучения.
Это должно касаться не только объема осваиваемого языкового и речевого
материала, определения приоритетов в выборе видов формируемой деятельности
и, следовательно, соответствующих речевых умений и навыков. Проблема
соответствия содержания учебного предмета условиям обучения должна быть
решена с учетом всех его (содержания) компонентов. Так, совершенно
очевидно, что нельзя обучать учащихся общеобразовательных школ и гимназий,
школ гуманитарного и технического профиля на одних и тех же текстах,
ситуациях общения. На уровне отбора сфер общения для детей дошкольного и
младшего школьного возраста преимущество отдается игровой сфере. На старшем
этапе обучения и, особенно, в условиях углубленного изучения иностранного
языка или профильной (гуманитарной, технической) направленности школы
предметная сторона содержания обучения должна отражать наряду с другими и
интересующую учащихся профессиональную сферу общения (безусловно, в
ограниченных пределах).
Для старшеклассников иностранный язык должен стать надежным средством
приобщения к научно-техническому прогрессу, средством удовлетворения
познавательных интересов. Поэтому в старших классах естественно расширение
и углубление тематики за счет страноведческого, общегуманитарного или
технического материала, ориентированного на будущую специальность учащихся.
Должно быть предусмотрено знакомство с элементами профориентации и
переподготовки в стране изучаемого языка, ознакомление с особенностями
выбранной профессии и роли иностранного языка в овладении профессиональным
мастерством.
Таким образом, в самом содержании учебного предмета должны быть
заложены механизмы, раскрывающие возможность практического использования
иностранного языка как важного средства развития и удовлетворения интересов
учащихся, в том числе и неязыковых. Действие этих механизмов будет
обеспечено, если учебный материал помогает учителю и ученику найти ответ на
следующие вопросы:
1. Где и как может быть использован иностранный язык в будущей
профессии ученика?
2. Какую пользу он может принести в избранной профессии или сфере
интересов?
3. Каким образом иностранный язык позволяет приобщиться к научно-
техническому и культурному прогрессу и традициям страны
изучаемого языка, пополнить знания в области точных или
гуманитарных наук?
Из дидактики известно, что в содержание учебного предмета помимо
информации, способов деятельности, выраженных устным и/или письменным
текстом и заданиями, входит также эмоциональная деятельность, вызванная
предметом и деятельностью усвоения. Применительно к предмету иностранный
язык эта эмоциональная деятельность связана, прежде всего, с положительным
отношение учителя и учащихся к содержанию учебного предмета, к объекту им
процессу усвоения. Учебный материала должен прогнозировать желание учителя
и ученика работать с ним, а у учащихся пробуждать интерес к учению вообще и
к иностранным языкам в частности. Именно с формированием личностного
(положительного) отношения учащихся к усваиваемому содержанию, их
потребностей и мотивов связан воспитательно-развивающий аспект обучения
предмету.
Очень важно, чтобы в самом содержании учебного предмета были четко
репрезентированы желаемые эмоционально-оценочные отношения учащихся к миру,
друг к другу, действительности, к тому, чем они занимаются в процессе
освоения иностранного языка. Поэтому воспитательный эффект обучения
предмету в полной мере будет определяться тем, насколько содержание
учебного предмета позволит учителю осознать, во-первых, какие ценности и
какими приемами можно формировать у учащихся на основе того или иного
отрезка учебного материала, и, во-вторых, каковы реальные потребности
каждого ученика (исходя из его индивидуальных и личностных качеств), а
также какой характер его отношение к тому или иному минимуму общественной
системы ценностей должен быть при этом принят во внимание.
Качество содержания обучения иностранным языкам во многом определяется
тем, насколько оперативно учитывается его изменчивость и подвижность. При
этом вряд ли можно рассчитывать на успех, если принимать во внимание
изменения лишь на уровне одной из составляющих эту категорию, например
содержания учебного предмета. Хорошо известно, что только с помощью новых
учебников и учебных материалов, отражающих новейшие тенденции в области
развития методики им смежных с него наук, но без соответствующей
перестройки учителя и ученика невозможно решить проблему эффективного
повышения качества обучения. Также, успех в обучении иностранным языкам
определяется тем, насколько удается гармонизировать цели обучения предмету
в конкретных программах и учебниках, а также цели преподавания предмета.
Согласно «Концепции содержания образования» основными целями обучения
иностранному языку в школе являются:
1. Формирование и развитие коммуникативной культуры школьников
(формирование и развитие языковой, речевой и социокультурной
компетенции, необходимой и достаточной для общения в пределах
порогового и продвинутого порогового уровня; обучение нормам
межкультурного общения на иностранном языке; развитие культуры
устной и письменной речи на иностранном языке в условиях
официального и неофициального общения).
2. Социокультурное развитие учащихся (изучение родного языка и
родной культуры и иностранных языков и культур других народов,
развитие у школьников способностей представлять свою страну и
культуру в условиях иноязычного межкультурного общения).
3. Ознакомление учащихся со стратегиями самонаблюдения за своими
коммуникативным развитием по мере продвижения от одной ступени
обучения иностранного языка в школе к другой, что позволит им
ставить и достигать собственные задачи в изучении иностранного
языка.
4. Формирование у школьников уважения к другим народам и культурам,
готовности к деловому сотрудничеству и взаимодействию,
совместному решению общечеловеческих проблем.
5. Развитие мотивации к изучению второго иностранного языка.
6. Развития самообразовательного потенциала молодежи с учетом
многообразия современного многоязычного и поликультурного мира.
7. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в
процессе изучения языков и культур.
Достижение порогового уровня, разработанного Евросоветом, определено
для тех, кто изучает иностранный язык с V по XII класс.
Пороговый продвинутый уровень определен для тех, кто изучает
иностранный язык с начальной школы по XII класс.
Содержание обучения иностранному языку в средней школе реализует его
основные цели, направленные на развитие у школьников культуры общения в
процессе формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной
компетенции. Данные компетенции предполагают формирование как чисто
лингвистических навыков (лексических, фонетических и грамматических), так и
их нормативное использование в устной и письменной речи. Предполагаемые
темы, тексты, проблемы, речевые задачи ориентированы на формирование
различных видов речевой деятельности (говорения, чтения, аудирования,
письма), развитие социокультурных навыков и умений, что обеспечивает
использование иностранного языка как средства общения, образования и
самообразования, инструмента сотрудничества и взаимодействия в современном
мире.
Содержание и структура школьного курса по иностранному языку
определяются:
. коммуникативными целями и задачами школьного курса по иностранному
языку;
. вариативностью содержания обучения иностранного языка в различных
типах школ, при изучении первого и последующего иностранных
языков;
. количеством учебного времени, отводимого на изучение иностранного
языка;
. возрастными особенностями школьников на каждом из этапов обучения
иностранному языку;
. преемственностью между этапами обучения;
. междисциплинарными связями с другими предметами, в том числе с
родными и государственными языками.
На первой ступени обучения иностранному языку (в I – IV классах)
большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для
развития у учащихся младших классов желания изучать иностранный язык;
стимулирование потребностей в ознакомлении с миром зарубежных сверстников и
использование иностранного языка для этих целей; формирование элементарных
умений межличностного общения на иностранном языке с опорой на родной язык.
Обучение иностранному языку в начальной школе направлено на:
. создание условий для ранней коммуникативно-психологической
адаптации к новому языковому миру, отличному от мира родного языка
и культуры, и для преодоления в дальнейшем психологического
барьера в использовании иностранного языка как средства
коммуникации;
. ознакомление с зарубежным песенным, стихотворным и сказочным
фольклором, миром игр и развлечений;
. приобретения детьми социального опыта за счет расширения спектра
проигрываемых коммуникативных ролей в ситуациях семейного и
школьного общения, с друзьями и взрослыми на иностранном языке;
формирование представлений об общих чертах и особенностях общения
на родном и иностранных языках;
. формирование элементарных коммуникативных умений в 4-х видах
деятельности с учетом возможностей и потребностей младших
школьников;
. формирование некоторых универсальных лингвистических понятий,
наблюдаемых в родном и иностранном языках
При изучении иностранного языка на второй ступени, в основной школе (V
– X классы), в центре внимания находится последовательное и систематическое
развитие у школьников всех составляющих коммуникативной компетенции в
процессе овладения различными стратегиями говорения, чтения, аудирования,
письма.
Обучение иностранного языка в основной школе направлено на изучение
иностранного языка как средства международного общения посредством:
. Формирования и развития базовых коммуникативных умений в основных
видах речевой деятельности;
. Коммуникативно-речевого вживания в иноязычную среду стран
изучаемого языка; развитие всех составляющих иноязычной
коммуникативной компетенции;
. Социокультурного развития школьников в контексте европейской и
мировой культуры с помощью страноведческого, культуроведческого и
лингво-культуроведческого материала;
. Культуроведческого и художественно-эстетического развития
школьников при ознакомлении с культурным наследием стран
изучаемого языка;
. Формирование умений представить родную культуру и страну в
условиях иноязычного межкультурного общения;
. Ознакомление школьников с доступными им стратегиями
самостоятельного изучения языков и культур.
На завершающей, третьей ступени (среднее (полное) общее образование) (в
XI – XII классах) обучение иностранному языку должно способствовать
иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей использование
иностранного языка в ситуациях официального и неофициального общения в
учебной, социально-бытовой, культурной, административной, профессиональной
сферах коммуникативного взаимодействия. При этом в центре внимания –
развитие культуры устной и письменной речи на иностранном языке, углубление
культуроведческих знаний об образе и стилях жизни в странах изучаемых
языков.
Задачи и содержание иноязычного учебного общения старшеклассников
варьируются с учетом профиля школы и расширяются за счет междисциплинарного
подключения иностранного языка к изучению других предметов.
Обучение иностранному языку на третьей ступени направлено на:
. Развитие коммуникативной культуры и социокультурной образованности
школьников, позволяющей им быть равноправными партнерами
межкультурного общения на иностранном языке в бытовой, культурной
и учебно-профессиональной сферах;
. Обучение этике дискуссионного общения на иностранном языке при
обсуждении культуры, стилей и образа жизни людей;
. Развитие общеучебных умений собирать, систематизировать и обобщать
культуроведческую и иную информацию, представляющую интерес для
учащихся;
. Ознакомление учащихся с технологиями самоконтроля и самооценки
уровня владения языком;
. Развитие умений представлять родную страну и культуру, образа
жизни людей в процессе иноязычного культурного общения;
. Использование иностранного языка в профессионально-ориентированном
образовании.
В зависимости от профиля школы последнее предполагает профессионально
ориентированное обучение иностранного языка при изучении:
. Гуманитарных дисциплин (история, литература, мировая
художественная культура, граждановедение) посредством спецкурсов
на иностранном языке или интегрированных курсов по страноведению и
культуроведению, курса по подготовке гидов-переводчиков и др.;
. Естественно-научных дисциплин через спецкурсы на иностранном языке
на интерактивной основе, курсы по техническому переводу и другие
Страницы: 1, 2, 3, 4
|