МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Образовательная программа школы: назначение, содержание, участие учителей и учащихся в ее разработке

    ними (П.24). В данном случае дополнительные образовательные программы – это

    вид временной или постоянной услуги, которую может оказывать учреждение. В

    разделе, характеризующем основы деятельности учреждения, вводиться понятие

    программа деятельности. Это самостоятельно разрабатываемая учреждением

    программа, учитывающая запросы детей, семьи, образовательных учреждений,

    разнообразных общественных организаций, особенности социально-

    экономического развития региона и национально-культурных традиций.

    Очевидно, совершенно иное смысловое наполнение этого понятия в сравнении с

    понятием «образовательная программа», и оно нуждается в специальном

    пояснении. Для образовательной программы первостепенное значение имеет

    определение цели и задач образовательной деятельности. Программа

    деятельности - это продуманная, планомерно организованная инструментальная,

    техническая часть обеспечения реализации концептуально обоснованных целей и

    задач. Взаимосвязь образовательной программы и программы деятельности

    учреждения очевидна.

    Программа деятельности «следует за» или «опирается на» образовательную

    программу учреждения. Она не может быть самостоятельна и самодостаточна,

    ибо есть опасность её перерождения в простой календарный план работы

    учреждения.

    Программа деятельности дополнительного образования детей обязательно

    предусматривает:

    > оценку своего состояния и достижений;

    > изучение и анализ образовательной ситуации (выявление и

    прогнозирование образовательных запросов);

    > организацию процесса программирования, обновления образовательных

    программ на всех структурных уровнях учреждения в соответствии с

    образовательными потребностями.

    В оценке своего состояния важно выявить достигнутые и желаемые

    результаты, установить связь с факторами, их определяющими, -

    организационными, управленческими, ресурсного обеспечения и отношений

    социальной коммуникации.

    Изучение образовательных запросов позволит более точно определить

    функции учреждения, скорректировать цели деятельности, свою миссию, поможет

    сопоставить мотивы «авторов заказа» образовательных программ с мотивами

    профессиональной деятельности педагогов. Педагогические возможности

    дополнительного образования в подавляющем большинстве случаев шире

    актуальных проблем детей и родителей. Но педагогический потенциал центров

    дополнительного образования может быть в полной мере реализован лишь в том

    случае, если известны мотивы дополнительного образования. (Методический

    практикум по социально-педагогическим проблемам учреждений дополнительного

    образования. СП б, 1997).

    Организация программирования в учреждении опирается на выводы

    проведённого анализа и самооценки, которые являются объективным критерием

    для корректировки содержания образовательных программ, их классификации и

    систематизации.

    Результаты систематизации и классификации программного обеспечения

    учреждения позволяют сделать следующие выводы:

    > Информационная база данных по образовательным программам позволяет

    принимать обоснованные управленческие решения:

    . В определении перспективы развития учреждения в целом, отдельных

    направлений образовательного процесса;

    . В создании наиболее полного спектра преемственных программ,

    выражающих видовые характеристики учреждения;

    . В осуществлении наиболее полной подготовки к проведению аттестации

    и аккредитации.

    > Анализ информации по основным параметрам образовательных программ,

    реализуемых в учреждении, позволяет решать следующие методические

    задачи:

    . Организация и проведение педагогического мониторинга;

    . Формирование образовательных стандартов;

    . Методическая помощь педагогам в осуществлении программирования как

    особого способа инновационной деятельности.

    Наличие базы данных по образовательным программам – условие успешности

    проведения учреждением дополнительного образования детей маркетинговой и

    рекламной деятельности, необходимой для грамотного и достойного определения

    своего места и роли в системе образования района, города или региона.

    Содержанием образовательных программ и посредством их разнообразия

    учреждения дополнительного образования создают условия для преобразования

    современной системы образования, её перспективного развития в целях

    предоставления обществу и каждому отдельному гражданину права на выбор

    образования, права на образовательные услуги более высокого качества.

    «Вместе с общеобразовательными школами, учреждения дополнительного

    образования детей составляют разноуровневую и целостную образовательную

    систему, индивидуализирующую образовательный путь ребёнка в рамках единого

    социокультурного пространства страны. Отсюда вытекает ориентированность

    дополнительного образования на:

    > динамичность образовательного процесса как социального явления,

    выступающего естественной составляющей жизни человека, обретающего

    возможность для развёртывания и реализации своего жизненного пути;

    > стимулирование творческой активности ребёнка, развитие его способности

    к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному

    самообразованию;

    > активное и деятельное усвоение содержания образования, прогнозирование

    возможностей его применения в различных ситуациях;

    > обобщение жизненного опыта ребёнка, соотнесение его с исторически

    сложившейся системой ценностей, самостоятельную оценку им тех или иных

    действий, событий, ситуаций и соответственное построение своего

    поведения;

    > новое восприятие научного знания с его ярко выраженной тенденцией к

    многообразию и овладению специализированными языками наук в малых

    группах юных исследователей;

    > преемственность содержания различных видов образования с учётом

    эволюции личностного сознания ребят и развития всего многообразия форм

    жизнедеятельности. «(Аналитическая записка, рассмотренная коллегией

    Минобразования РФ от 25.05.94.)

    В заключение следует сказать, что программам дополнительного

    образования посвящено много исследований. Дело не в том, чтобы задать

    единые для всех нормы программного документа, выработать общую матрицу для

    программирования. Процесс создания образовательных программ и программного

    обеспечения образовательного процесса для дополнительного образования детей

    не закончен, так как всегда будут рождаться новые идеи, продолжаться

    творческие искания педагогов, будут постоянно меняться интересы, желания,

    запросы, возможности детей, давая новые стимулы к развитию образовательных

    программ.

    Главное – осознать необходимость и ценность творческого

    самоопределения в собственной программе и отдельному педагогу, и учреждению

    в целом. Преобладание унифицированных учебных программ или их вариаций,

    стихийно сложившихся в учреждении набор из примерных и авторских программ –

    сегодня уже показатель недостаточного профессионализма деятельности и

    невысокого качества результатов.

    Чем выше степень готовности учреждения реализовать образовательные

    запросы семьи, отдельного человека, общества, тем больше оснований для

    высокой оценки учреждения, адекватного определения его статуса.

    5. Технология разработки образовательной программы общеобразовательного

    учреждения

    Технология разработки образовательной программы общеобразовательного

    учреждения рассматривается как средство социального управления.

    Каждая школа разрабатывает свою образовательную программу, под которой

    Закон РФ «Об образовании» понимает нормативно-управленческий документ

    образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания

    образования и особенности организации образовательного процесса.

    Образовательная программа показывает, как с учётом конкретных условий

    создаётся в образовательном учреждении собственная модель обучения,

    воспитания и развития учащихся. Образовательная программа школы является

    сугубо индивидуальной, так, как призвана, учитывать потребности конкретных

    обучаемых, их родителей. Именно поэтому образовательная программа должна

    иметь творческое начало.

    Место образовательной программы в системе управления

    общеобразовательного учреждения показано в приложении № 1.

    Для работы школы в условиях действия собственной образовательной

    программы оптимальным является патисипативное управление. Это управление,

    основанное на включении, участии коллектива образовательного учреждения в

    процессе выработки, принятия и реализации образовательной программы (от

    обмена информацией, консультаций, дискуссий и переговоров до введения

    представителей коллектива в исполнительные и наблюдательные советы).

    Различные уровни участия коллектива школы в создании образовательной

    программы составляют своеобразную иерархию.

    Первый уровень участия достигается в том случае, когда прилагаются

    усилия для улучшения общения и межличностных отношений сотрудников в

    условиях образовательного процесса. При этом коллектив выступает как

    относительно пассивный субъект соучастия.

    Второй уровень осуществляется тогда, когда сформировано активное

    участие коллектива школы в повышении качества образования в данном

    образовательном учреждении.

    На третьем уровне коллектив рассматривается как партнёры в управлении

    образовательным процессом учреждения. На третьем уровне участия коллектива

    в управлении возникает проблема риска соучастия. Он связан, с одной

    стороны, с возрастанием требований учителей к разделению власти в школе,

    повышению их вклада в различные сферы управления, с другой стороны, с

    отсутствием соответствующих профессиональных знаний, неадекватной положению

    учителя ответственности за результаты деятельности школы в целом.

    Всё вышесказанное позволяет приступить к описанию технологии

    разработки образовательной программы общеобразовательного учреждения в

    условиях вариативности и дифференциации содержания образования с точки

    зрения анализа и понятий социальных технологий – новой отрасли

    развивающегося социологического, управленческого знания.

    Под технологией разработки образовательной программы

    общеобразовательного учреждения надо понимать следующее:

    > Специально организованные способы и процедуры оптимизации деятельности

    образовательного учреждения в условиях нарастающей взаимосвязи,

    динамики и обновления общественных процессов.

    > Способ разработки образовательной программы на основе её рационального

    расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и

    синхронизацией выбора оптимальных средств и методов их выполнения.

    В соответствии с этим можно предложить модель технологии разработки

    образовательной программы общеобразовательного учреждения (См. приложение).

    В непосредственной зависимости от образовательной программы учреждения

    находятся программа развития учреждения и учебный план учреждения. Подходы

    к их разработке определяются в рамках миссии и культуры учреждения.

    Образовательная программа свидетельствует о том, как в учреждении с

    учётом конкретных условий создаётся собственная модель образования. В то же

    время образовательная программа выступает как комплекс приёмов по

    обеспечению эффективного взаимодействия всех участников образовательного

    процесса в достижении поставленной цели. Это показатель социальной зрелости

    учреждения, его организационной культуры.

    Следует подчеркнуть, что образовательная программа одновременно –

    нормативно-управленческий документ, функции которого связаны с организацией

    и обеспечением сохранения целостности, специфики, воспроизводства и

    развития всех структурных систем (См. Приложения).

    Технология разработки образовательной программы общеобразовательного

    учреждения предусматривает рациональное расчленение на процедуры и операции

    с их последующей координацией и синхронизацией, выбор оптимальных средств и

    методов их выполнения. (См. Приложения).

    Образовательная программа должна чётко и ясно представлять

    своеобразные особенности педагогической системы и те образовательные

    возможности, которые интересны или могут стать в будущем привлекательными

    для детей и родителей. Содержание образовательной программы учреждения не

    может оставаться в неизменном виде и быть тем «отстранённым документом»,

    который создаётся формально раз и навсегда. Изменение в обществе, в системе

    образования в связи со становлением его вариативности, появления

    инновационных педагогических систем и новых видов учреждений образования.

    Однако в содержании этого документа всегда должны сохраняться те основы,

    которые отвечают его главному предназначению – миссии.

    Структура образовательного учреждения чаще всего имеет модульное

    построение.

    > 1-й модуль. Характеристика учреждения или полная информационная

    справка учреждения.

    > 2-й модуль. Аналитическое обоснование программы: описание

    образовательных интересов, потребностей детей, родителей, социума;

    оценка и состояние педагогического процесса и условий для его

    реализации и развития; выделение проблем, на которые направляются

    усилия.

    > 3–й модуль. Ведущие концептуальные подходы, приоритеты образования,

    философия образования, цели и задачи образовательной деятельности

    учреждения.

    > 4–й модуль. Выбранный из имеющихся предложений или самостоятельно

    разработанный учебный план учреждения, регламентирующий

    образовательный процесс.

    > 5–й модуль. Описание особенностей организации образовательного

    процесса, взаимообусловленности и преемственности ступеней или уровней

    содержания образования, форм организации деятельности, педагогических

    технологий, системы промежуточной и конечной аттестации детей.

    > 6–й модуль. Организация экспериментальной площадки в учреждении и

    карта инновационной деятельности (для учреждений, выбравших для себя

    тему эксперимента и претендующих на статус инновационного учреждения).

    > 7–й модуль. Психолого-педегогическое и методическое обеспечение

    реализации образовательных программ учреждения.

    > 8–й модуль. Управление реализацией программ через мониторинг.

    С помощью модульного расчленения на процедуры легче осуществлять

    необходимые операции по организации образовательного процесса, его

    оптимизации, координации и методов контроля.

    6. Уровень образовательной программы

    Образовательная программа учреждения должна быть всесторонне

    продуманным, специально организованным пространством, в котором проходят

    индивидуальные «маршруты» развития способности личности к самостоятельному

    решению проблем в разных сферах жизнедеятельности на основе использования

    социокультурного опыта человечества, элементом которого является и её

    собственный опыт. Результатом такого образования является самостоятельное

    достижение обучающимися определённого уровня образованности, под которым

    понимается способность ребёнка решать проблемы на данной познавательной

    основе. Уровни образованности отличаются способностью решать различные виды

    проблем и использовать для этого различные познавательные средства.

    Приведём градацию уровней образованности (по О.Е. Лебедеву):

    > Элементарная грамотность – начальный, самый простой, но универсальный

    уровень обученности основным способам деятельности (письмо, чтение,

    рисование и т.д.).

    > Функциональная грамотность – способность решать стандартные задачи в

    различных сферах жизнедеятельности.

    > Компетентность:

    . Компетентность общекультурная – это уровень достаточный для

    творчески–деятельностной самореализации личности, ориентирующейся в

    ценностях широкого культурного пространства, а также способность

    личности оценивать границы собственных возможностей;

    . Компетентность допрфессиональная – это уровень, достаточный для

    осознанного выбора профессии и успешного обучения в соответствующем

    высшем учебном заведении;

    . Компетентность методологическая – это уровень, достаточный для

    самостоятельного исследовательского подхода к решению широкого

    спектра задач как теоретического, так и прикладного характера.

    Уровень образовательной программы – это показатель её полноты и

    качества в создании условий для достижения личностью определённого уровня

    образованности. Это показатель целостности, системной организованности

    образовательного процесса в учреждении по обеспечению всего спектра условий

    (содержание программ, технологий, форм организации) освоение обучающимися

    всех уровней образованности.

    7. Направленность образовательной программы.

    Направленность образовательной программы – это обобщённое, идеальное

    определение результата – итога (цели) реализации образовательной программы,

    от которого зависит её содержание, методы, технологии, формы организации

    образовательного процесса. Обязательный минимум содержания каждой основной

    образовательной программы устанавливается соответствующим образовательным

    стандартом.

    Согласно Закону «Об образовании», общеобразовательные программы

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.