МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Проблемное обучение

    можем воспринимать прежде, чем научимся воспринимать. Восприятие – это

    система перцептивных действий, и овладение ими требует специального

    обучения и практики.

    Наиболее важной формой умения воспринимать является умение наблюдать.

    Наблюдение можно охарактеризовать как преднамеренное, планомерное

    восприятие предметов или явлений окружающего мира. В наблюдении восприятие

    выступает как самостоятельная деятельность. Мы часто не различаем

    определенные звуки иностранного языка, не слышим фальши в исполнении

    музыкального произведения или не видим ее в передаче цветовых тонов картин.

    Умению наблюдать можно и нужно учиться.

    Известный голландский ученый М.Миннарт говорил: «От вас самих зависит

    прозрение – вам стоит лишь дотронутся до своих глаз магическим жезлом под

    названием «знай, на что смотреть»». Действительно, успех наблюдения в

    значительной степени определяется постановкой задачи. Наблюдателю необходим

    «компас», указывающий направление наблюдения. Таким «компасом» и является

    задача, поставленная перед наблюдателем, план наблюдения.

    Для успешного проведения наблюдения большое значение имеет

    предварительная подготовка к нему, прошлый опыт, знания наблюдателя. Чем

    богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие.

    Эти закономерности наблюдения должен учитывать учитель, организуя

    деятельность учащихся.

    Формирование умения наблюдать у учащихся помогает обеспечить более

    эффективное усвоение новых знаний при применении принципа наглядности

    обучения. Очевидно, процесс обучения не должен строиться лишь по принципу,

    когда учащиеся принимают информацию, которую сообщает на уроке учитель;

    «процесс обучения должен быть организован как активная мыслительная

    деятельность учащихся» [2]. Экспериментальные исследования показали, что

    существенным компонентом процесса принятия решения является манипулирование

    образом ситуации, сложившейся на основе ориентировочно-исследовательской

    перцептивной деятельности. Необходимость перевода проблемной ситуации во

    внутренний план для процесса принятия решения свидетельствует о

    чрезвычайной важности правильного подхода к исследованию принципа

    наглядности обучения. Использование наглядности в обучении должно

    направлять не только процесс создания образа ситуации, но и процесс

    переструктурирования этого образа в соответствии со стоящей задачей.

    Последовательность использования наглядных пособий на уроке должна

    направлять деятельность учащихся по созданию модели изучаемого материала.

    Такой подход к использованию принципа наглядности обучению, когда оно

    строится на активном наблюдении и активной умственной деятельности

    учащихся, должен обеспечивать эффективное и прочное усвоение знаний.

    3. Умение быть внимательным.

    Внимательность – важное и неотделимое условие эффективности всех видов

    деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной. Чем сложнее и

    ответственнее труд, тем больше требований предъявляет он к вниманию. Для

    успешной организации учебно-воспитательной работы необходимо, чтобы у

    учащихся в должной мере было сформировано умение быть внимательным. Еще

    великий русский педагог К.Д.Ушинский, подчеркивая роль внимания в обучении,

    писал: «внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что

    только входит в душу человека из внешнего мира». Понятно, что научить детей

    держать эти двери открытыми очень важно для успеха всего учения.

    В зависимости от объекта сосредоточения (воспринимаемые предметы,

    представления памяти, мысли, движения) выделяют следующие проявления

    внимания: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное, моторное

    (двигательное). Внимание как познавательный процесс по характеру

    происхождения и по способам осуществления разделяют на два вида:

    непроизвольное внимание и произвольное. Непроизвольное внимание возникает и

    поддерживается независимо от сознательных намерений целей человека.

    Произвольное внимание – это сознательно направленное и регулируемое

    сосредоточение.

    Поскольку в определении понятия «умение» подчеркивается необходимость

    сознательного выполнения действий, то, говоря об умении быть внимательным

    будем понимать сформированность произвольного внимания. Произвольное

    внимание развивается на основе непроизвольного. Умение быть внимательным

    формируется, когда в деятельности человек ставит перед собой определенную

    задачу и сознательно вырабатывает программу действий. Это интеллектуальное

    умение формируется не только посредством воспитания, но и в огромной мере

    посредством самовоспитания учащихся. В степени сформированности умения быть

    внимательным проявляется активность личности. При произвольном внимании

    интересы носят опосредованный характер (это интересы цели, результата

    деятельности). Если в целенаправленной деятельности для ребенка интересными

    и значительными становятся содержание и сам процесс деятельности, а не

    только ее результат, как при произвольном сосредоточении, то есть основание

    говорить о послепроизвольном внимании. Послепроизвольное внимание

    характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, с ним обоснованно

    связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность,

    высокую производительность всех видов труда. Значение учебной деятельности

    особенно велико для формирования произвольного внимания, то есть умения

    быть внимательным. Школьный возраст является периодом его активного

    становления, некоторые психологи (П.Я.Гальперин и др.) считают, что

    невнимательность школьников связанна с неполноценным формированием функций

    контроля в условиях, когда он складывается стихийно. В связи с этим, задачи

    планомерного развития умения быть внимательным ведется как постоянное

    целенаправленное формирование автоматизированных действий умственного

    контроля. Интеллектуальное умение быте внимательным характеризуется

    различными качественными проявлениями. К ним относятся: устойчивость,

    переключение, распределение и объем внимания.

    Анализ практики обучения позволяет выделить некоторые типичные

    недостатки, которые мешают ученикам внимательно слушать объяснение

    учителей. Прежде всего, это слабая концентрация внимания на главном,

    нарушение логики изложения, отсутствие хорошо продуманных, четких,

    однозначно трактуемых обобщений и выводов. Очень редко используются

    художественные, образные приемы, это снижает эмоциональный тонус

    объяснения. Вниманию учеников мешает порой неумение учителей обеспечить

    хорошую дисциплину на уроке.

    Особое значение в целях поддержания внимания учащихся на должном

    уровне имеет разнообразие методов обучения: рассказ, беседа,

    самостоятельное разрешение проблемных ситуаций и др. при правильном их

    сочетании и чередовании можно активно развивать внимательность как черту

    личности.

    4. Умение запоминать.

    Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних

    воздействий постоянно используется индивидом в его дальнейшем поведении.

    Постепенное усложнение поведения осуществляется за счет накопления

    индивидуального опыта. Формирование опыта было бы невозможно, если бы

    образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, исчезали

    бесследно. Вступая в различные связи между собой, эти образы закрепляются,

    сохраняются и воспроизводятся в соответствии с требованиями жизни и

    деятельности.

    Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его

    опыта называется памятью. Память – важнейшая, определяющая характеристика

    психической жизни личности, обеспечивающая единство и целостность

    человеческой личности. Совокупность умений запоминать, сохранять и

    воспроизводить различного рода информацию мы будем в дальнейшем называть

    интеллектуальным умением запоминать.

    Память как психический процесс разделяют на отдельные виды в

    соответствии с тремя основными критериями:

    1) по характеру психической активности, преобладающей в деятельности,

    память делят на двигательную, образную и словесно-логическую;

    2) по характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную;

    3) по продолжительности закрепления и сохранения (в связи с его ролью и

    местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную и

    оперативную.

    Согласно определению интеллектуальных умений, под формированием умения

    запоминать будем понимать развитие произвольной образной или словесно-

    логической памяти, которая должна быть долговременной или оперативной.

    Образная память – это память на представления, картины природы и

    жизни, а также на звуки, знаки, вкусы. Для усиленного обучения геометрии (и

    многим другим наукам) особенно важно развитие у учащихся памяти на

    представления.

    Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не

    существуют без языка, поэтому память на них называется не просто

    логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в

    различную языковую форму, то воспроизведение их возможно ориентировать на

    передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального

    словесного оформления.

    Умение запоминать словесно-логические формы – специфически

    человеческое умение в отличие от умения запоминать образы, которые в своих

    простейших вариантах может быть сформировано и у животных. Опираясь на

    развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей

    по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов

    памяти. Умение запоминать словесно-логические формы принадлежит к ведущим

    интеллектуальным умениям, необходимым для усвоения знаний учащимися в

    процессе обучения.

    Запоминание и воспроизведение, в которых присутствует специальная цель

    что-то запомнить или припомнить, называется произвольной памятью. Говорить

    о формировании умения запоминать можно лишь тогда, когда происходит

    развитие произвольной памяти.

    Для долговременной памяти характерно длительное сохранение материала

    после многократного повторения и воспроизведения. Понятием «оперативная

    память» обозначают мнемические процессы, обслуживающие непосредственно

    осуществляемые человеком действия, операции. Когда человек выполняет какое-

    либо действие, например арифметическое, то осуществляет его по частям,

    кусками. При этом человек удерживает «в уме» некоторые промежуточные

    результаты до тех пор, пока имеет с ними дело. По мере продвижения к

    конечному результату конкретный «отработанный» материал может забываться.

    Аналогичное явление наблюдается при чтении, списывании, вообще при

    выполнении любого более или менее сложного действия. Куски материала,

    которыми оперирует человек, могут быть различными (процесс чтения у ребенка

    начинается со складывания отдельных букв). Объем этих кусков, так

    называемых оперативных единиц памяти, существенно влияет на успешность

    выполнения той или иной деятельности.

    Кроме видов памяти выделяют и ее основные процессы. При этом в

    качестве основания рассматривают именно различные функции, выполняемые

    памятью в жизни и деятельности. К процессам памяти относят запоминание

    (закрепление), воспроизведение (актуализацию, возобновление) и сохранение

    материала. Кратко охарактеризуем соответствующие умения.

    Умение запоминать (в узком смысле, как часть общего учебно-

    интеллектуального умения запоминать) можно определить как умение закреплять

    новое знание путем связывания его с приобретенным ранее.

    Умение воспроизводить информацию – это умение актуализировать

    закрепленное ранее знание путем извлечения его из долговременной памяти и

    перевода в оперативную.

    Уже в подростковом возрасте память должна стать объектом не только

    воспитания, но и самовоспитания. Самовоспитание памяти достигает

    значительных успехов тогда, когда оно основывается на знании

    закономерностей ее формирования. Основой развития смысловой памяти является

    содержательная познавательная активность личности.

    5. Умение обладать интуицией.

    «Интуиция (лат. Intuitio – созерцание, видение, пристальное

    всматривание) – термин, означающий то же самое, что и непосредственное

    созерцание, знание, полученное в ходе практического и духовного освоения

    объекта, наглядное представление» [17]. Интуиция хотя и отличается от

    умения мыслить дискурсивно (то есть логически выводить одно понятие из

    другого), но не противопоставлена ему. Созерцание предмета посредством

    органов чувств (то, что иногда называют чувственной интуицией) не дает нам

    ни достоверного, ни всеобщего знания. Такое знание достигается только с

    помощью рассудка и интеллектуальной интуиции. Под последней Декарт понимает

    высшую форму познания, когда разуму непосредственно, без помощи

    рассуждения, доказательства становятся ясной истинность того или иного

    положения, идеи (например, если две величины равны третьей, то они равны и

    между собой).

    Научное познание не сводится к одному логическому, понятийному

    мышлению; в науке большую роль играет чувственная и интеллектуальная

    интуиция. Каким бы путем не было получено то или иное положение, его

    достоверность доказывается практической проверкой. Например, истинность

    многих аксиом математики и правил логики интуитивно усматриваются не в силу

    их врожденного характера, а потому, что, миллиарды раз проверяясь на

    практике, они приобрели для человека «прочность предрассудка».

    6. Умение осуществлять самоконтроль в учении.

    Известно, что без текущего и итогового контроля невозможно объективно

    оценить реальную эффективность учебного труда. Не проверив степени усвоения

    материала, точности решаемой задачи, грамотности написания сочинения, не

    выработав привычку всегда проверять свои действия, невозможно гарантировать

    из правильность.

    Между тем, изучение степени развития у учащихся навыка самоконтроля

    показывает, что именно он формируется, как правило, слабо. Ученики не

    всегда правильно работают с контрольными вопросами учебника, с ответами в

    задачниках.

    Опыт работы учителей города Москвы и Санкт-Петербурга показывает, что

    для развития у учащихся навыков самоконтроля полезно использовать

    специальные приемы. Во-первых, необходимо советовать школьникам при

    домашней подготовке обязательно проверять степень усвоения учебного

    материала путем составления плана прочитанного и пересказа главных мыслей

    его своими словами.

    Следующим важным средством развития самоконтроля является приучение

    школьников систематически отвечать на контрольные вопросы учебника, а также

    на дополнительные контрольные вопросы, требующие размышления над текстом. В

    средних и старших классах предлагают ученикам самим составлять контрольные

    вопросы к тексту, если они отсутствуют в учебнике. В таком случае

    одновременно осуществляется самоконтроль над умениями выделять главное,

    существенное. Особенно ценным приемом самоконтроля является проверка

    правильности выполнения письменных заданий. Для этого применяются

    специфические для каждого учебного предмета приемы. Например, в математике,

    производится приближенная прикидка правильности решения задачи; оценивается

    жизненная реальность результатов; проводится проверка точности вычислений

    обратными действиями (умножение делением, сложение вычитанием и так далее).

    Примечательной особенностью опыта современных учителей является

    приобщение школьников к взаимной проверке сочинений, самостоятельных работ.

    С внедрением в школьную практику кодоскопов значительно расширилась и такая

    форма работы над ошибками, как сравнение своего решения с образцом, который

    демонстрируется на экране.

    Совокупность описанных выше приемов работы неизменно обеспечивает

    развитие умения осуществлять самоконтроль в учении.

    7. Умение самостоятельно выполнять упражнения, решать проблемные и

    познавательные задачи.

    Современная педагогика исходит из того, что ученик должен быть не

    только объектом обучения, пассивно воспринимающим учебную информацию

    учителя. Он призван одновременно быть активным субъектом его,

    самостоятельно владеющим знаниями и решающим познавательные задачи. Для

    этого у него необходимо вырабатывать не только навыки внимательного

    восприятия учебной информации, но и самостоятельность учения, умение

    выполнять учебные упражнения, проводить опыты, а также решать проблемные

    задачи.

    Ценным средством развития навыков самостоятельного решения учебных

    задач являются задания по отысканию учениками сферы применения изучаемых

    вопросов в окружающей действительности и составлению на этой основе новых

    задач по физике, математике и другим предметам. Самостоятельное составление

    задач очень нравится ученикам, особенно если педагог организует затем их

    коллективное обсуждение, а также и решение лучших из них.

    Ценнейшим средством развития самостоятельности мышления является

    проблемное обучение. При проблемном обучении школьникам высказывают

    предположения, ищут аргументы для их доказательства, самостоятельно

    формулируют некоторые выводы и обобщения, являющиеся уже новыми элементами

    знаний по соответствующей теме. Поэтому проблемное обучение не только

    развивает самостоятельность, но и формирует некоторые навыки учебно-

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.