МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Современные технологии в образовании

    |Критерии могут определяться самим | |

    |учащимся или предлагаться ему | |

    |извне, например, учителем. | |

    |Данная категория предполагает | |

    |достижение учебных результатов | |

    |всех предшествующих категорий. | |

    Таблица 2.2.

    Категории учебных целей в аффективной области

    |Основные категории |Примеры обобщённых типов |

    | |учебных целей |

    |Восприятие |Ученик: |

    | | |

    |Эта категория обозначает |проявляет осознание важности |

    |готовность и способность ученика |учения; |

    |воспринимать те или иные явления, |внимательно слушает высказывания |

    |поступающие из окружающего мира |окружающих в классе, в беседе и т.|

    |стимулы. С позиции учителя путь к |д., проявляет осознание |

    |достижению таких целей состоит в |эстетических факторов в одежде, |

    |том, чтобы привлечь, удержать и |интерьере, архитектуре, живописи; |

    |направить внимание ученика. |проявляет восприимчивость к |

    |Входящие сюда субкатегории: |проблемам и потребностям других |

    |осознание; |людей, к проблемам общественной |

    |готовность или желание |жизни. |

    |воспринимать; | |

    |избирательное (произвольное) | |

    |внимание образуют диапазон | |

    |восхождения от пассивной позиции | |

    |ученика до более активного | |

    |отношения к содержанию обучения | |

    |(хотя на этом уровне ещё не | |

    |полностью осознанно | |

    |целенаправленного). | |

    |Реагирование (отклик) |Ученик: |

    | | |

    |Эта категория обозначает активные|выполняет заданную учителем |

    |проявления, исходящие от самого |домашнюю работу; |

    |ученика. |подчиняется внутришкольному |

    |На данном уровне он не просто |распорядку и правилам поведения; |

    |воспринимает, но и откликается на |участвует в обсуждении вопросов в |

    |то или иное явление или внешний |классе; |

    |стимул, проявляет интерес к |самостоятельно знакомится с |

    |предмету, явлению или |освещением |

    |деятельности. |общественно-политических и |

    |Субкатегории: |международных проблем; |

    |2.1. подчинённый отклик; |добровольно вызывается выполнять |

    |2.2. добровольный отклик; |задание; |

    |2.3. удовлетворение от |проявляет интерес к учебному |

    |реагирования. |предмету. |

    | | |

    |Усвоение ценностной ориентации |Ученик: |

    | | |

    |В эту категорию входят различные |проявляет устойчивое желание, |

    |уровни усвоения ценностных |например, овладеть навыками |

    |ориентаций (то есть отношения к |грамотной устной и письменной |

    |тем или иным объектам, явлениям |речи; |

    |или видам деятельности): |целенаправленно изучает различные |

    |3.1. принятие ценностной |точки зрения с тем, чтобы вынести |

    |ориентации (в обиходе это |собственное суждение; |

    |соответствует понятию «мнение»); |проявляет убеждённость, отстаивая |

    |3.2. предпочтение ценностной |тот или иной идеал. |

    |ориентации; | |

    |3.3. приверженность, убеждённость.| |

    |Организация ценностных ориентаций |Ученик: |

    | | |

    |Эта категория охватывает |стремится определить основные |

    |осмысление и соединение различных |черты своего любимого произведения|

    |ценностных ориентаций, разрешение |искусства; |

    |возможных противоречий между ними |принимает на себя ответственность |

    |и формирование системы ценностей |за своё поведение; |

    |на основе наиболее значимых и |понимает свои возможности и |

    |устойчивых. Сюда входят две |ограничения; |

    |субкатегории: |строит жизненные планы в |

    |4.1. концептуализация ценностной |соответствии с осознанными им |

    |ориентации, то есть осмысление |самим собственными способностями, |

    |своего отношения; |интересами и убеждениями. |

    |4.2. организация системы | |

    |ценностей. | |

    |Распространение ценностной |Ученик: |

    |ориентации или их комплекса на | |

    |деятельность |устойчиво проявляет |

    | |самостоятельность в учебной |

    |Эта категория обозначает такой |работе; |

    |уровень усвоения ценностей, на |проявляет стремление к |

    |котором они устойчиво определяют |сотрудничеству в групповой |

    |поведение индивида, входят в |деятельности; |

    |привычный образ действий, или |проявляет готовность |

    |жизненный стиль. Обобщённый |пересматривать свои суждения и |

    |характер ценностных ориентаций и |менять образ действий при наличии |

    |их соединение в целостное |убедительных аргументов; |

    |мировоззрение отражены в |постоянно проявляет навыки личной |

    |субкатегориях: |гигиены и здорового образа жизни; |

    |5.1. обобщённая установка; |формулирует устойчивое и |

    |5.2. полная интернализация |последовательное жизненное кредо. |

    |(усвоение) или распространение | |

    |ценностных ориентаций на | |

    |деятельность. | |

    Сравним возможности достижения целей в двух названных областях.

    Когнитивные цели могут быть достигнуты в ходе занятия (урока) или серии

    занятий. Аффективные цели, имеющие более глубокий, личностный характер,

    трудно представить себе как краткосрочные результаты.

    Когнитивные цели легче объективировать, представить в виде образцов

    деятельности. Поэтому, хотя таксономия аффективных целей применяется в

    педагогической диагностике, собственно технологические разработки ведутся

    для целей другого типа — прежде всего когнитивных.

    В последние десятилетия продолжалась разработка таксономий

    педагогических целей: созданы несколько вариантов когнитивных, аффективная,

    психомоторные, операционно-деятельностная таксономии. На сегодняшний день

    наиболее распространённой является система Б. Блума в когнитивной области.

    Существуют другие системы описания учебных результатов. Уровни учебных

    результатов важно описать для возможности проектировать обучение. В

    отечественной педагогике эта задача решается через описание уровней

    усвоения.

    Известный советский дидакт И. Я. Лернер предложил различать три уровня

    усвоения знаний.

    Первый уровень — первичное усвоение, опознание, воспроизведение.

    Второй уровень — применение в знакомой ситуации (по образцу).

    Третий уровень — применение в незнакомой ситуации (творческое).

    Другой подход по В. П. Беспалько получил известность в отечественной

    педагогике.

    Первый уровень — узнавание объектов, свойств, процессов при повторном

    восприятии информации о них или действий с ними (знания-знакомства).

    Второй уровень — воспроизведение, репродуктивное действие —

    самостоятельное воспроизведение и применение информации для выполнения

    данного действия (знания-копии).

    Третий уровень — применение, продуктивное действие — поиск и

    использование субъективно новой информации для самостоятельного выполнения

    нового действия (знания, умения, навыки).

    Четвёртый уровень — творчество, творческое действие — самостоятельное

    конструирование способа деятельности, поиск новой информации (знания-

    трансформации).

    Как различить уровни учебных целей? Опыт показал, что особые

    затруднения возникают с разграничениями соседних промежуточных уровней

    (например, понимание-применение, применение-анализ и т. д.).

    Опираясь на таксономию учебных целей Б. Блума, швейцарский дидакт Р.

    Хорн предложил способ разграничения уровней учебных заданий. Так, на низшем

    уровне («знание») ученик вспоминает и воспроизводит ожидаемый «ответ», к

    его воспроизведению и сводится суть учебной задачи. На более высоких

    уровнях познавательной деятельности учащийся проявляет всё большую

    самостоятельность в сборе информации для решения, самом поиске способов

    решения. Отсюда — алгоритм выяснения уровня учебной цели (см. рис. 2.1).

    [pic]

    Продуктивность приведённого алгоритма — в возможности выделять уровень

    имеющихся учебных заданий, проверять их полноту с точки зрения уровня

    познавательной деятельности учащихся. Алгоритм позволяет обслуживать более

    полное дидактическое проектирование, проверять, все ли запланированные,

    намеченные заранее уровни представлены в заданиях.

    Идея операционального определения учебных целей нашла воплощение в

    двухмерном способе конкретизации учебных целей Р. Тайлера. Способ

    конкретизации учебных целей — такое описание целей, которое очерчивает:

    А) вид поведения, который надо сформировать у учащихся;

    Б) предметное содержание или область действительности, в которых

    это поведение будет проявляться.

    Этот способ конкретизации целей применяется в технологическом

    проектировании учебного процесса по крупному блоку содержания (курсу,

    разделу, теме). Учебные цели конкретизируются в два этапа. На первом

    выделяются цели всего раздела, на втором — цели текущего фрагмента учебного

    процесса. Результат наглядно оформляется в виде таблицы, строки которой

    представляют перечень разделов содержания учебного материала, а столбцы —

    уровни учебно-познавательной деятельности учащихся, которые они должны

    продемонстрировать в результате изучения этих разделов. Полученная

    конкретизация целей является «двухмерной», так как охватывает два

    измерения: уровень познавательной деятельности и разделы содержания. С её

    помощью определяются цели текущей учебной работы. Таблица для учебных

    разделов принимает следующий вид (см. таблицу 2.3.).

    Таблица 2.3.

    Конкретизация учебных целей курса (раздела, темы).

    |Содержание |Конкретизация целей |

    |(разделы) | |

    | |Знание|Понимание |Применение |Анализ |Синтез |Оценка |

    |Раздел 1 |+ |+ | |+ | | |

    |Раздел 2 |+ |+ | | | | |

    |Раздел 3 |+ |+ |+ | | | |

    |……………………………………………… |

    Таблица 2.4.

    Конкретизация целей по разделам курса химии (США).

    |Содержание |Конкретизация целей |

    | |Знание|Понимание |Применение|Анализ|Синтез|Оценка|

    |1. Биографии |+ | | | | | |

    |учёных | | | | | | |

    |2. Измерения |+ |+ | | | | |

    |3. Хим. вещества|+ |+ | | | | |

    |4. Хим. элементы|+ |+ |+ |+ | | |

    |5. Хим. |+ |+ |+ | | | |

    |измерения | | | | | | |

    |6. Законы химии |+ |+ |+ |+ | | |

    |7. Энергия |+ |+ | |+ | | |

    |равновесия | | | | | | |

    |8. Атомное и |+ |+ |+ |+ | | |

    |молекулярное | | | | | | |

    |строение | | | | | | |

    |вещества | | | | | | |

    На втором этапе конкретизации выделяются цели обучения внутри

    подразделов, составляющих крупные разделы изучаемого материала (разделы

    внутри курса, темы, раздела, подтемы и т. п.).

    Таблица 2.5.

    Пример конкретизации учебных целей по теме

    «Погодный фронт» (курс физической географии)

    |Содержание |Конкретизация целей |

    | |Знание|Понимание |Применение|Анализ|Синтез|Оценка |

    |Определение |+ | | | | | |

    | | | | | | | |

    |Запишите | | | | | | |

    |определение | | | | | | |

    |термина | | | | | | |

    |«Погодный | | | | | | |

    |фронт» | | | | | | |

    |Типы | |+ | | | | |

    | | | | | | | |

    |Опишите три | | | | | | |

    |типа погодных | | | | | | |

    |фронтов | | | | | | |

    |Символы |+ | | | | | |

    | | | | | | | |

    |Назовите | | | | | | |

    |символы, | | | | | | |

    |используемые | | | | | | |

    |для обозначения| | | | | | |

    |погодных | | | | | | |

    |фронтов на | | | | | | |

    |карте погоды | | | | | | |

    |Перемещения | | |+ | | | |

    | | | | | | | |

    |Рассчитайте | | | | | | |

    |перемещение для| | | | | | |

    |каждого типа | | | | | | |

    |фронтов | | | | | | |

    |Погода | |+ | | | | |

    | | | | | | | |

    |Охарактеризуйте| | | | | | |

    |типы погоды, | | | | | | |

    |связанные с | | | | | | |

    |каждой из | | | | | | |

    |фронтальных | | | | | | |

    |систем | | | | | | |

    |Отображение | | |+ | |+ | |

    |фронтов на | | | | | | |

    |карте | | | | | | |

    | | | | | | | |

    |На основе | | | | | | |

    |синоптических | | | | | | |

    |данных | | | | | | |

    |изобразите | | | | | | |

    |фронты на карте| | | | | | |

    |погоды | | | | | | |

    |Прогноз погоды | | | | | |+ |

    | | | | | | | |

    |Составьте | | | | | | |

    |прогноз погоды | | | | | | |

    |на карте с | | | | | | |

    |нанесёнными на | | | | | | |

    |ней различными | | | | | | |

    |фронтами | | | | | | |

    Наряду с «тематическим» разделением изучаемого материала применяется и

    структурное на втором этапе конкретизации. В учебном материале выделяются

    элементы содержания. Если синтезировать виды элементов содержания, часто

    приводящиеся в различных дидактических исследованиях, то можно их

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.