Современные технологии в образовании
|Критерии могут определяться самим | |
|учащимся или предлагаться ему | |
|извне, например, учителем. | |
|Данная категория предполагает | |
|достижение учебных результатов | |
|всех предшествующих категорий. | |
Таблица 2.2.
Категории учебных целей в аффективной области
|Основные категории |Примеры обобщённых типов |
| |учебных целей |
|Восприятие |Ученик: |
| | |
|Эта категория обозначает |проявляет осознание важности |
|готовность и способность ученика |учения; |
|воспринимать те или иные явления, |внимательно слушает высказывания |
|поступающие из окружающего мира |окружающих в классе, в беседе и т.|
|стимулы. С позиции учителя путь к |д., проявляет осознание |
|достижению таких целей состоит в |эстетических факторов в одежде, |
|том, чтобы привлечь, удержать и |интерьере, архитектуре, живописи; |
|направить внимание ученика. |проявляет восприимчивость к |
|Входящие сюда субкатегории: |проблемам и потребностям других |
|осознание; |людей, к проблемам общественной |
|готовность или желание |жизни. |
|воспринимать; | |
|избирательное (произвольное) | |
|внимание образуют диапазон | |
|восхождения от пассивной позиции | |
|ученика до более активного | |
|отношения к содержанию обучения | |
|(хотя на этом уровне ещё не | |
|полностью осознанно | |
|целенаправленного). | |
|Реагирование (отклик) |Ученик: |
| | |
|Эта категория обозначает активные|выполняет заданную учителем |
|проявления, исходящие от самого |домашнюю работу; |
|ученика. |подчиняется внутришкольному |
|На данном уровне он не просто |распорядку и правилам поведения; |
|воспринимает, но и откликается на |участвует в обсуждении вопросов в |
|то или иное явление или внешний |классе; |
|стимул, проявляет интерес к |самостоятельно знакомится с |
|предмету, явлению или |освещением |
|деятельности. |общественно-политических и |
|Субкатегории: |международных проблем; |
|2.1. подчинённый отклик; |добровольно вызывается выполнять |
|2.2. добровольный отклик; |задание; |
|2.3. удовлетворение от |проявляет интерес к учебному |
|реагирования. |предмету. |
| | |
|Усвоение ценностной ориентации |Ученик: |
| | |
|В эту категорию входят различные |проявляет устойчивое желание, |
|уровни усвоения ценностных |например, овладеть навыками |
|ориентаций (то есть отношения к |грамотной устной и письменной |
|тем или иным объектам, явлениям |речи; |
|или видам деятельности): |целенаправленно изучает различные |
|3.1. принятие ценностной |точки зрения с тем, чтобы вынести |
|ориентации (в обиходе это |собственное суждение; |
|соответствует понятию «мнение»); |проявляет убеждённость, отстаивая |
|3.2. предпочтение ценностной |тот или иной идеал. |
|ориентации; | |
|3.3. приверженность, убеждённость.| |
|Организация ценностных ориентаций |Ученик: |
| | |
|Эта категория охватывает |стремится определить основные |
|осмысление и соединение различных |черты своего любимого произведения|
|ценностных ориентаций, разрешение |искусства; |
|возможных противоречий между ними |принимает на себя ответственность |
|и формирование системы ценностей |за своё поведение; |
|на основе наиболее значимых и |понимает свои возможности и |
|устойчивых. Сюда входят две |ограничения; |
|субкатегории: |строит жизненные планы в |
|4.1. концептуализация ценностной |соответствии с осознанными им |
|ориентации, то есть осмысление |самим собственными способностями, |
|своего отношения; |интересами и убеждениями. |
|4.2. организация системы | |
|ценностей. | |
|Распространение ценностной |Ученик: |
|ориентации или их комплекса на | |
|деятельность |устойчиво проявляет |
| |самостоятельность в учебной |
|Эта категория обозначает такой |работе; |
|уровень усвоения ценностей, на |проявляет стремление к |
|котором они устойчиво определяют |сотрудничеству в групповой |
|поведение индивида, входят в |деятельности; |
|привычный образ действий, или |проявляет готовность |
|жизненный стиль. Обобщённый |пересматривать свои суждения и |
|характер ценностных ориентаций и |менять образ действий при наличии |
|их соединение в целостное |убедительных аргументов; |
|мировоззрение отражены в |постоянно проявляет навыки личной |
|субкатегориях: |гигиены и здорового образа жизни; |
|5.1. обобщённая установка; |формулирует устойчивое и |
|5.2. полная интернализация |последовательное жизненное кредо. |
|(усвоение) или распространение | |
|ценностных ориентаций на | |
|деятельность. | |
Сравним возможности достижения целей в двух названных областях.
Когнитивные цели могут быть достигнуты в ходе занятия (урока) или серии
занятий. Аффективные цели, имеющие более глубокий, личностный характер,
трудно представить себе как краткосрочные результаты.
Когнитивные цели легче объективировать, представить в виде образцов
деятельности. Поэтому, хотя таксономия аффективных целей применяется в
педагогической диагностике, собственно технологические разработки ведутся
для целей другого типа — прежде всего когнитивных.
В последние десятилетия продолжалась разработка таксономий
педагогических целей: созданы несколько вариантов когнитивных, аффективная,
психомоторные, операционно-деятельностная таксономии. На сегодняшний день
наиболее распространённой является система Б. Блума в когнитивной области.
Существуют другие системы описания учебных результатов. Уровни учебных
результатов важно описать для возможности проектировать обучение. В
отечественной педагогике эта задача решается через описание уровней
усвоения.
Известный советский дидакт И. Я. Лернер предложил различать три уровня
усвоения знаний.
Первый уровень — первичное усвоение, опознание, воспроизведение.
Второй уровень — применение в знакомой ситуации (по образцу).
Третий уровень — применение в незнакомой ситуации (творческое).
Другой подход по В. П. Беспалько получил известность в отечественной
педагогике.
Первый уровень — узнавание объектов, свойств, процессов при повторном
восприятии информации о них или действий с ними (знания-знакомства).
Второй уровень — воспроизведение, репродуктивное действие —
самостоятельное воспроизведение и применение информации для выполнения
данного действия (знания-копии).
Третий уровень — применение, продуктивное действие — поиск и
использование субъективно новой информации для самостоятельного выполнения
нового действия (знания, умения, навыки).
Четвёртый уровень — творчество, творческое действие — самостоятельное
конструирование способа деятельности, поиск новой информации (знания-
трансформации).
Как различить уровни учебных целей? Опыт показал, что особые
затруднения возникают с разграничениями соседних промежуточных уровней
(например, понимание-применение, применение-анализ и т. д.).
Опираясь на таксономию учебных целей Б. Блума, швейцарский дидакт Р.
Хорн предложил способ разграничения уровней учебных заданий. Так, на низшем
уровне («знание») ученик вспоминает и воспроизводит ожидаемый «ответ», к
его воспроизведению и сводится суть учебной задачи. На более высоких
уровнях познавательной деятельности учащийся проявляет всё большую
самостоятельность в сборе информации для решения, самом поиске способов
решения. Отсюда — алгоритм выяснения уровня учебной цели (см. рис. 2.1).
[pic]
Продуктивность приведённого алгоритма — в возможности выделять уровень
имеющихся учебных заданий, проверять их полноту с точки зрения уровня
познавательной деятельности учащихся. Алгоритм позволяет обслуживать более
полное дидактическое проектирование, проверять, все ли запланированные,
намеченные заранее уровни представлены в заданиях.
Идея операционального определения учебных целей нашла воплощение в
двухмерном способе конкретизации учебных целей Р. Тайлера. Способ
конкретизации учебных целей — такое описание целей, которое очерчивает:
А) вид поведения, который надо сформировать у учащихся;
Б) предметное содержание или область действительности, в которых
это поведение будет проявляться.
Этот способ конкретизации целей применяется в технологическом
проектировании учебного процесса по крупному блоку содержания (курсу,
разделу, теме). Учебные цели конкретизируются в два этапа. На первом
выделяются цели всего раздела, на втором — цели текущего фрагмента учебного
процесса. Результат наглядно оформляется в виде таблицы, строки которой
представляют перечень разделов содержания учебного материала, а столбцы —
уровни учебно-познавательной деятельности учащихся, которые они должны
продемонстрировать в результате изучения этих разделов. Полученная
конкретизация целей является «двухмерной», так как охватывает два
измерения: уровень познавательной деятельности и разделы содержания. С её
помощью определяются цели текущей учебной работы. Таблица для учебных
разделов принимает следующий вид (см. таблицу 2.3.).
Таблица 2.3.
Конкретизация учебных целей курса (раздела, темы).
|Содержание |Конкретизация целей |
|(разделы) | |
| |Знание|Понимание |Применение |Анализ |Синтез |Оценка |
|Раздел 1 |+ |+ | |+ | | |
|Раздел 2 |+ |+ | | | | |
|Раздел 3 |+ |+ |+ | | | |
|……………………………………………… |
Таблица 2.4.
Конкретизация целей по разделам курса химии (США).
|Содержание |Конкретизация целей |
| |Знание|Понимание |Применение|Анализ|Синтез|Оценка|
|1. Биографии |+ | | | | | |
|учёных | | | | | | |
|2. Измерения |+ |+ | | | | |
|3. Хим. вещества|+ |+ | | | | |
|4. Хим. элементы|+ |+ |+ |+ | | |
|5. Хим. |+ |+ |+ | | | |
|измерения | | | | | | |
|6. Законы химии |+ |+ |+ |+ | | |
|7. Энергия |+ |+ | |+ | | |
|равновесия | | | | | | |
|8. Атомное и |+ |+ |+ |+ | | |
|молекулярное | | | | | | |
|строение | | | | | | |
|вещества | | | | | | |
На втором этапе конкретизации выделяются цели обучения внутри
подразделов, составляющих крупные разделы изучаемого материала (разделы
внутри курса, темы, раздела, подтемы и т. п.).
Таблица 2.5.
Пример конкретизации учебных целей по теме
«Погодный фронт» (курс физической географии)
|Содержание |Конкретизация целей |
| |Знание|Понимание |Применение|Анализ|Синтез|Оценка |
|Определение |+ | | | | | |
| | | | | | | |
|Запишите | | | | | | |
|определение | | | | | | |
|термина | | | | | | |
|«Погодный | | | | | | |
|фронт» | | | | | | |
|Типы | |+ | | | | |
| | | | | | | |
|Опишите три | | | | | | |
|типа погодных | | | | | | |
|фронтов | | | | | | |
|Символы |+ | | | | | |
| | | | | | | |
|Назовите | | | | | | |
|символы, | | | | | | |
|используемые | | | | | | |
|для обозначения| | | | | | |
|погодных | | | | | | |
|фронтов на | | | | | | |
|карте погоды | | | | | | |
|Перемещения | | |+ | | | |
| | | | | | | |
|Рассчитайте | | | | | | |
|перемещение для| | | | | | |
|каждого типа | | | | | | |
|фронтов | | | | | | |
|Погода | |+ | | | | |
| | | | | | | |
|Охарактеризуйте| | | | | | |
|типы погоды, | | | | | | |
|связанные с | | | | | | |
|каждой из | | | | | | |
|фронтальных | | | | | | |
|систем | | | | | | |
|Отображение | | |+ | |+ | |
|фронтов на | | | | | | |
|карте | | | | | | |
| | | | | | | |
|На основе | | | | | | |
|синоптических | | | | | | |
|данных | | | | | | |
|изобразите | | | | | | |
|фронты на карте| | | | | | |
|погоды | | | | | | |
|Прогноз погоды | | | | | |+ |
| | | | | | | |
|Составьте | | | | | | |
|прогноз погоды | | | | | | |
|на карте с | | | | | | |
|нанесёнными на | | | | | | |
|ней различными | | | | | | |
|фронтами | | | | | | |
Наряду с «тематическим» разделением изучаемого материала применяется и
структурное на втором этапе конкретизации. В учебном материале выделяются
элементы содержания. Если синтезировать виды элементов содержания, часто
приводящиеся в различных дидактических исследованиях, то можно их
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|