МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Теоретическая педагогика и психология (ответы на экзамене)

    раздражитель:

    1. Экстероцептивные - ощущения из вне, контактные и дистантные.

    2. Интероцептивные - раздражители из внутренней среды, которые мы даже

    порой не осознаем.

    3. Проприоцептивные - ощущения от нашего опорно-двигательного аппарата.

    Общие закономерности ощущений:

    Ощущения не возникают моментально после начала действия раздражителя:

    существует очень короткий период времени, когда раздражитель действует, а

    ощущений нет.

    Ощущение всегда имеет пространственную локализацию

    Адаптация к ощущениям

    Взаимодействие ощущений, возникает когда наличие одного ощущения влияет на

    другое.

    Особая форма взаимодействия ощущений - синестезия, т.е. под воздействием

    ощущений одной модальности, появляются ощущения другой модальности.

    Вопрос №3

    Основные психологические направления (школы) в понимании и изучении психики

    человека

    Традиционно принято выделять 3 основные психологические школы:

    Бихеовиаризм

    Психоанализ

    Гуманистическая психология

    Особняком выделяют также отечественное психологическое направление в

    понимании и изучении психики человека.

    Бихеовиаризм - (наука о поведении). С точки зрения данного подхода

    подлинным предметом психологии является поведение человека. Это

    противопоставляется психологии сознания. Бихеовиаризм исключает сознание из

    психологии, хотя и не отрицает его наличие. Основным тезисом здесь

    является: «ничего кроме поведения наблюдать нельзя».

    Модель стимул-реакция, представляет собой по сути то, что психологи может

    исследовать и то, чем он может управлять. Отсюда бихеовиаристами делается

    вывод, что задача психологии и заключается в выявлении закономерностей

    стимул - реакции, т.е. на какие стимулы и каким образом отвечает человек.

    (Данный подход является несколько упрощенным, поскольку даже один и тот же

    стимул на различных людей действует не одинаково, кроме того бихеовиаризм

    не учитывает бессознательные явления человеческой психики).

    Психоанализ (Фрейд) - во главу угла ставит бессознательную сферу, которая

    является мощным и сильным пластом психики. Сознание данной школой

    рассматривается как вершина айсберга. Психоанализ отталкивается от того,

    что бессознательное в большей степени определяет сознательное, т.е.

    действие, поведение индивида и т.п. Ярким примером проведения

    бессознательного в человеческой жизни - являются сновидения, оговорки,

    забывания, свободные ассоциации и т.п.

    Гуманистическая психология - активно развивается с 60-х гг. XX века. В

    основе своей противостоит и бихеовиаризму и психоанализу, как не гуманным

    подходам к изучению психики человека. Видными представителями данного

    направления были (Роджерс, Маслоу, Батракова и др.). Они видят в качестве

    предмета психологии уникальную личность, постоянно созидающую себя и

    осознающую свое назначение. «Человек - потенциально склонен к непрерывному

    развитию. Он способен управлять им». Приоритет в гуманистической психологии

    отдается собственным движениям учащегося в знании, радости открытия нового

    знания. Этот подход относится к человеку как к целостности,

    индивидуальности и неповторимости.

    Отечественная школа - представила свое видение предмета психологии.

    Исходной позицией ее является общественно-историческая и социальная

    сущность человека. Человек присваивает общественный опыт и превращается в

    личность («Личностью не рождаются, а личностью становятся»). Признается

    деятельный способ ее существования, т.к. личность формируется и проявляется

    в деятельности. Исходя из деятельной концепции отечественная школа и

    объясняет становление психики человека, включение его в систему

    общественных связей и отношений. Психологическое развитие приравнивается

    процессу развития деятельности и сознания личности. В возрастном плане этот

    подход проявляется в игре- в общении - в труде.

    Вопрос № 4

    Общая характеристика психических процессов, их взаимосвязь и целостность

    функционирования. (Привести пример).

    Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей

    среды, а также образы внутренней среды самого организма – называются

    познавательными психическими процессами. Именно они обеспечивают получение

    человеком знаний об окружающем мире и о самом себе.

    Все психические процессы условно принято делить на 3 большие группы:

    1. Познавательные, направленные на отражение окружающей действительности

    ( К ним относятся: ощущения, восприятие, мышление, память,

    воображение).

    2. Регулятивные, направленные на регуляцию и организацию поведения ( К

    ним относятся: речь, воля, внимание.

    3. Эмоциональные (эмоции, чувства).

    Каждый из этих процессов, независимо от классификации, имеет свои

    собственные характеристики и вносит свой особый вклад в формирование

    внутренне связанной, динамичной, но в то же время целостной картины мира.

    Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют настолько слаженно и

    настолько незаметно для нас, что мы воспринимаем мир не как нагромождение

    форм, цветов, запахов и т.п., а именно как мир, находящийся вне нас,

    целостно наполненный светом, звуками, запахами, предметами, представляющий

    своеобразное органическое единство.

    Психические процессы – выступают как важнейшие компоненты любой

    деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться,

    играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать

    внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять

    то, что ему нужно сделать, увидеть, запомнить, обдумать. Следовательно, без

    участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они

    выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

    Но оказывается, что психические процессы не просто участвуют в

    деятельности, а они в ней развиваются. В результате практического

    манипулирования с объемными, близлежащими и удаленными предметами, человек

    обучается воспринимать и оценивать формы. Следящие движения руки и глаза,

    сопровождаемые скоординированными сокращениями определенных групп мышц,

    способствуют становлению восприятия движения и его направления.

    Воображение также как и восприятие связано с деятельностью. Во-первых,

    человек не в состоянии представить или вообразить такое, что когда-либо не

    выступало в опыте, не было элементом, предметом, условием или моментом

    какой-либо деятельности. Фактура воображения есть ,хотя и не буквальное,

    отражение опыта практической деятельности.

    Еще в большей степени это относится к памяти, причем к двум ее основным

    процессам одновременно: к запоминанию и воспроизведению. Запоминание

    осуществляется в деятельности. Это – структурирование, осмысление,

    ассоциирование материала с известными фактами, включение разнообразных

    предметов и движений в процесс запоминания и т.д. Припоминание также

    предполагает выполнение определенных действий, направленных на то, чтобы

    вовремя и точно вспомнить запечатленный в памяти материал.

    Мышление - это высшая ступень познания человеком действительности.

    Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления.

    Через органы чувств в мозг поступает информация. Содержание информации

    перерабатывается им. Этот переход от ощущения к мысли - сложный процесс,

    осуществление его было бы невозможно без целостного взаимодействия всех

    психических процессов.

    Вопрос №5

    Память. Ее основные характеристики. Виды памяти.

    Существует несколько определений памяти:

    1. Память - это психическое свойство человека, способность, к

    накоплению, (запоминанию) хранению, и воспроизведению опыта и

    информации.

    2. Память - это способность вспоминать отдельные переживания из

    прошлого, осознавая не только само переживание, а его место в истории

    нашей жизни, его размещение во времени и пространстве.

    Итак, память – это очень сложный механизм, который хранит, и

    восстанавливает разные элементы нашего опыта. Наиболее важные черты,

    неотъемлемые характеристики памяти, от которых зависит ее продуктивность

    это:

    Память нельзя рассматривать в отрыве от особенностей и свойств личности.

    Важно понимать, что у разных людей память развита неодинаково.

    Когда мы говорим о механизмах памяти, мы говорим о процессах, через

    которые проходит любой человек чтобы запомнить нужную информацию, а

    впоследствие ее воспроизвести. Основные процессы памяти - это запоминание,

    сохранение, воспроизведение и забывание.

    12. Запоминание - главный процесс памяти. От него зависит полнота,

    точность, прочность и продолжительность хранения материала и т.д.

    13. Сохранение - процесс при котором следы памяти не исчезают, а

    фиксируются, даже после того как исчезают возбудители, которые их

    вызвали. Благодаря этому "банк информации" постоянно возрастает.

    14. Воспроизведение - этап вспоминания или воспроизведения лежит в основе

    познавательных процессов. Благодаря этой фазе информация извлекается из

    "огромной" библиотеки" памяти.

    15. Забывание - процесс противоположный сохранению. Когда мы видим

    значительное различие между оригинальным материалом и тем что удается

    воссоздать, принято говорить, что материал забыт. Забывание может быть

    как полезным так и вредным, помогая или мешая человеку в жизни и

    деятельности. Позитивная функция забывания в том, что оно забирает

    громадный груз информации, который является ненужным, и не допускает

    перенагрузки памяти. Негативным забывание становится когда память стирает

    целые блоки информации, которые необходимы для нормальной плодотворной

    жизни.

    Существуют разные классификации видов человеческой памяти:

    1. Классификация по участию воли в процессе запоминания;

    2. Класификация по психической активности, которая преобладает в

    деятельности.

    3. По продолжительности сохранения информации;

    По характеру участи воли память делят на непроизвольную и произвольную.

    1) Непроизвольная память - запоминание происходит без всяких усилий,

    «автоматический».

    2) Произвольная память подразумевает случаи, когда присутствует

    конкретная задача, и для запоминания используются волевые усилия.

    По характеру психической деятельности с помощью которой человек запоминает

    информацию, память делять на двигательную, эмоциональную, словестно-

    логическую и образную.

    1) Двигательная память – запоминание и сохранение, а при необходимости

    воспроизведение многообразных сложных движений. Эта память активно

    участвует в развитии двигательных умений и навыков. Все ручные

    движения человека связаны с этим видом памяти.

    Эта память проявляется у человека раньше всего, и крайне необходима

    для нормального развития ребенка.

    2) Эмоциональная память – память на переживания. Особенно этот вид

    памяти проявляется в человеческих взаимоотношениях. Как правило, то

    что вызывает у человека эмоциональные переживания, запоминается им

    без особого труда и на длительный срок.

    3) Словесно-логическая память - это разновидность запоминания, когда

    большую роль в процессе запоминания играет слово и логика. В данном

    случае человек старается понять усваиваемую информацию, прояснить

    терминологию, установить все смысловые связи, и только после этого

    запомнить материал.

    4) Образная память - связана с запоминанием и воспроизведением

    чувственных образов предметов и явлений, их свойств, отношений между

    ними.

    1. Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением

    зрительных образов. Люди с развитой зрительной памятью обычно

    имеют хорошо развитое воображение и способны «видеть»

    информацию, даже когда она уже не воздействует на органы чувств.

    2. Слуховая память - это хорошее запоминание и точное

    воспроизведение разнообразных звуков: речи, музыки.

    3. Осязательная, обонятельная и вкусовая память

    По продолжительности сохранения информации:

    1). Мгновенная память - удерживает материал, который был только что

    получен органами чувств, без како-либо переработки информации. Часто

    в этом случае человек запоминает информацию без сознательных усилий,

    даже против своей воли. Это память- образ.

    2). Кратко временная память - хранение информации в течении короткого

    промежутка времени. Этот вид запоминания может происходить после

    однократного или очень краткого восприятия. Эта память также работает

    без сознательного усилия для запоминания, но с установкой на будущее

    воспроизведение. В

    3). Оперативная память - рассчитана на сохранение информации в течении

    определенного, зараннее заданного срока. После решения поставленной

    задачи информация может исчезнуть из оперативной памяти.

    4). Долговременная память - способна хранить информацию в течении

    неограниченного срока.

    Вопрос № 6

    Общая характеристика восприятия как психологического процесса.

    Восприятие – это целостное отражение в сознании человека

    непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в

    целом, а не отдельных их свойств, как это происходит при ощущении.

    Предметность, целостность, и обобщенность – это основные свойства

    образа, складывающиеся в процессе восприятия. Эти свойства восприятия не

    присущи человеку с рождения; они постепенно складываются в ходе развития

    жизненного опыта, частично являясь естественным следствием работы

    анализаторов, синтетической деятельности мозга. Восприятие, т.о. выступает

    как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с

    речью) синтез разнообразных ощущений, которые получаются от целостных

    предметов и явлений. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме

    ощущений, хотя и включает их в свой состав.

    Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное

    обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам.

    Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого

    восприятия.

    Именно восприятие наиболее тесно связано с преобразованием информации,

    поступающей из внешней среды. При этом формируются образы, с которыми в

    дальнейшем оперируют внимание, память, мышление, эмоции.

    Исследования показывают, что восприятие является очень сложным

    процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде

    всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего мира

    ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств

    и доведения до коры мозга возбуждения от воспринимающих органов. В процесс

    восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и

    движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или

    проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи). Результатом

    этой воспринимающей деятельности является целостное представление о

    предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

    Этапы восприятия:

    1 этап - целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса

    воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т.д.) основных ведущих с

    одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Скорее всего, на

    данном этапе восприятия в формировании образа может принимать участие

    мышление.

    2 этап восприятия требует объединения группы основных существенных

    признаков и сопоставления их с прежними знаниями о предмете, т.е. в

    процессе восприятия участвует память.

    3 этап - воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое.

    Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом

    определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно (т.е.

    насколько активно идет отражение этого объекта).

    Огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или

    иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его,

    волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия,

    настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в

    восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность

    (в данном случае желание).

    С практической точки зрения главная функция восприятия заключается в

    обеспечении распознавания объектов, т.е. отнесение их к той или иной

    категории.

    Можно выделить несколько подходов к классификации восприятия.

    1. В соответствии с тем, какой анализатор играет преобладающую роль

    восприятие делят на: зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и

    вкусовое восприятие.

    2. По форме существования материи выделяют восприятие пространства,

    восприятие времени и восприятие движения.

    Вопрос № 7

    Способы управления процессами запоминания.

    Память - представляет собой систему процессов и состояний, где информация

    организуется, обобщается и сохраняется определенное время. Важно

    подчеркнуть, что хранение неразрывно связано с преобразованием информации -

    ее упорядочиванием и классификацией по различным основаниям. Поэтому

    обращаясь к своей памяти, нельзя рассчитывать найти в ней нечто в том же

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.