МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Видео практикум как активный метод развития профессионального мышления студентов

    Видео практикум как активный метод развития профессионального мышления студентов

    Введение

    На современном этапе развития России образование утверждается в

    качестве одного из первостепенных факторов в решении проблем как собственно

    национального, так глобального характера. Это усиливает необходимость

    осмысления целей, ценностей, тенденций развития образования.

    Образование как необходимая составляющая человеческой жизни, условие

    самореализации человека, человек и его права как мера и критерий качества

    образования, образование как связь времен - вот те гуманистические

    ценности, которые должны встать в центр педагогической деятельности.

    В соответствии с этими требованиями права граждан Свердловской

    области в сфере образования нормативно зафиксированы в целом ряде

    документов регионального и федерального уровня. Анализируя данные

    нормативные акты, мы видим, что в центре внимания стоит педагог-

    профессионал, способный обеспечить качество предоставленной образовательной

    (или педагогической) услуги, что в свою очередь явится предпосылкой

    реализации желаемых, социально значимых направлений развития личности,

    иными словами - повлияет на качественные изменения состояния общества.

    Подтверждение тому мы находим в докладе директора департамента образования

    Свердловской области В.В. Нестерова «Права обучающихся: педагогические

    условия реализации». Он отмечает увеличивающийся разрыв между целями

    образования, его содержанием, организацией, уровнем профессиональной

    образованности и компетентностью педагогов. Причем подчеркивает, что

    общество «вправе спросить в первую очередь с высшей педагогической школы:

    почему образовательный процесс в вузе не ориентирует на работу

    общеобразовательной школе вообще (в лучшем случае 40%), во-первых, во-

    вторых, почему в школу продолжают приходить люди, в лучшем случае

    озабоченные предметом преподавания, а не педагогическими проблемами, почему

    ребенок, подросток как человек и как личность остается вне

    профессионального поля?» [ ]

    Действительно, в теории и практике высшего педагогического образования

    длительное время преобладала традиция готовить не столько субъекта

    профессиональной деятельности, сколько учителя практика. По-прежнему немало

    тех, кто считает, что главное в подготовке будущего учителя - сообщить ему

    сумму знаний. Поэтому практически не уделяется внимание становлению

    личности профессионала, развитию у него позитивной концепции «Я педагог».

    Исходя из современных реальностей, ведущей задачей профессионально -

    педагогической подготовки студентов в педагогическом вузе следует считать

    формирование и развитие личности педагога - антропотехника, то есть

    педагога, способного работать с детской субъективностью, проектировать

    образовательные процессы, обеспечивающие развитие индивидуальности ученика.

    Эффективное решение этой задачи возможно только при условии, если в

    содержании профессиональной подготовки будет включена, в первую очередь,

    культура педагогического мышления, основанного на глубоком теоретическом

    осмыслении как педагогической, так и социальной действительности, осознание

    закономерностей и принципов педагогического процесса, на предвидении

    результатов деятельности. Только в этом случае будущий профессионал

    окажется, способен к проектированию и моделированию образовательных

    процессов, встраивая субъект-субъектное сотрудничество с учащимися.

    Между тем изучение опыта использования психолого-педагогических

    дисциплин в профессиональной подготовке будущих педагогов обнаружило

    отсутствие активных методов развития их профессионального мышления.

    Фактически, по-прежнему, подразумевается, что усвоение психологических

    знаний само по себе приведет к становлению профессиональной компетентности

    выпускников ВУЗа. В результате новые поколения педагогов окажутся слабо

    подготовленные к решению основных проблем современного личностно-

    ориентированного образования.

    Актуальность данной проблемы определила выбор нашего исследования:

    «Видео-практикум как активный метод развития профессионального

    мышления студентов».

    . Цель: Разработать задания для видео-практикума по психологии

    обучения, обеспечивающие развитие у студентов способности к

    профессиональному мышлению.

    . Объект: Процесс становления профессионального мышления студента в

    период вузовской подготовки.

    . Предмет: Условия и средства развития профессионального мышления у

    студентов на занятиях по психологии обучения.

    . Гипотеза: Видео-практикум может выступать средством активного

    развития профессионального мышления студентов на занятиях по

    психологии обучения при условии, если:

    .

    1) он будет содержать такие записи уроков, которые позволят обнажить

    механизм педагогического взаимодействия учителя и учащихся в

    образовательном процессе;

    2) если структура занятий с использованием видеоматериала будет

    включать в качестве обязательных компонентов:

    - подготовительный этап направленный на активизацию знаний

    по рассматриваемой проблеме;

    - основной этап - целенаправленный просмотр видеоматериалов;

    - заключительный этап:

    . рефлексивный анализ;

    . дискуссия по заданным вопросам.

    3) Если для активизации мыслительной деятельности студентов фрагмент

    видеозаписей для занятий будут подобраны по принципу

    противопоставления.

    Для проверки гипотезы были решены следующие задачи:

    1. Изучено состояние проблемы в отечественной психолого-педагогической

    литературе;

    2. Определена содержательная сущность понятий: «педагогическая

    деятельность, «профессиональное мышление», «субъект

    профессиональной деятельности», «активный метод обучения»;

    3. Разработаны принципы построения видео-практикума для занятий по

    психологии обучения;

    4. Отснят и смонтирован видеоматериал в контексте решаемых задач

    профессиональной подготовки студентов.

    Методы исследования:

    1. Контент - анализ психолого-педагогической литературы;

    2. Метод проектирования и моделирования учебных ситуаций для занятий

    по психологии обучения;

    3. Опросные методы (беседа и интервью).

    Новизна исследования состоит в том, что впервые разработан видео-

    практикум по психологии обучения направленный на развитие профессионального

    рефлексивного мышления.

    Практическая значимость исследования обусловлена возможностью

    применения видеоматериалов на занятиях по психолого-педагогическим

    дисциплинам.

    Апробация и внедрение осуществлялось на кафедре психологии НТГПИ в

    виде лабораторно-практических занятий. Подготовлен материал для публикации

    методического пособия "Практикум по психологии обучения студентов".

    База исследования: Видеозапись уроков математики, русского языка,

    чтения, развития речи (всего 24 урока, тринадцати учителей из ОУ № 34, 43,

    86).

    Этапы исследования:

    1. Изучение литературы - январь 1997г. - март 1998г.

    2. Снятие материалов - сентябрь 1997г. - апрель 1998г.

    3. Монтирование и обработка материалов

    - январь 1997г. - май

    1998г.

    4. Апробирование материала

    - март 1998г. - май

    1998г.

    5. Оформление - май

    1998г.

    Глава 1. Психологические основы педагогической

    деятельности.

    §1. Педагог – субъект профессиональной деятельности.

    Профессиональная деятельность учителя, как и любой другой вид трудовой

    деятельности, имеет общественно историческую природу. Её цель и средства,

    формы и методы вырабатываются в ходе общественно-педагогической практики.

    Индивид, принимающий на себя роль учителя, лишь в той мере оказывается

    способным ее исполнять, в какой он овладевает ее содержанием и ее формами.

    В своей практической деятельности учитель выступает как преподаватель той

    или иной учебной дисциплины, выполняет функции классного руководителя,

    участвует в методической работе, пропагандирует научно-педагогические

    знания. Но какой бы вид работы учитель не проводил, он всегда остается

    учителем-воспитателем, систематически осуществляющим педагогические

    функции, связанные с обучением, воспитанием и развитием учащегося.

    Функции эти вытекают из социально – педагогических целей, которые

    общество предъявляет школе.

    Современное общество ставит новые задачи образованию.

    Образование – это путь и форма становления целостного человека,

    обретение им образа человечества в пространстве культуры и во времени

    истории.

    Сущность и цель утверждающегося нового образования – это

    действительное развитие общих родовых способностей человека, обретение им

    универсальных способов деятельности и мышления (А.С. Арсеньев, Г.С.

    Батищев, В.В. Давыдов, В.И. Слободчиков и др.).

    Суть профессиональной деятельности педагога в контексте этой парадигмы

    образования составляет социально – педагогическое и психологическое

    проектирование образовательных процессов, обеспечивающих становление

    личности ребенка. Полноценная реализация этой функции возможна только

    объектом профессиональной деятельности.

    В словаре С.И. Ожегова субъект определяется как познающий и

    действующий человек, существо противостоящее миру, как носитель каких-либо

    свойств [ ]. В психологическом словаре большой акцент делается на

    внутренние детерминации активности личности. Так, понятие субъект означает

    «существо, обладающее сознанием и волей, способное действовать

    целенаправленно, т.е. на основе образа предметного мира. Субъект – это

    человек, познающий и преобразующий мир».[ ] Именно в этом

    значении, как показал анализ литературы (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, А.Б.

    Брушлинский, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, В.И. Слободчиков и др.) и

    употребляется в психолого–педагогический исследованиях термин «субъект

    деятельности».

    Впервые в таком контексте исследовал категорию «субъект» Б.Г. Ананьев.

    Он отмечал, что человек – субъект прежде всего основных социальных

    деятельностей – труда, общения, познания. [ ]

    По мнению авторов сущностными характеристиками субъекта деятельности,

    отличающим его от простого исполнителя является способность к

    самостоятельному целепологанию и предвосхищению последствий своих

    действий, свобода выбора и ответственность за принятое решение.

    Стать субъектом определенной деятельности (учебной, трудовой и т.д.)

    значит освоить (подчеркнуто А.В.) эту деятельность, овладеть ею, быть

    способным к ее осуществлению и творческому преобразованию[ ]. Или,

    иначе говоря, стать субъектом можно будучи компетентным в содержании и

    процессе осуществления деятельности. Однако парадокс состоит в том, что

    субъектность не только следствие наращиваемого профессионального

    потенциала, но и условие его наращивания. Сформировавшиеся смысловые

    установки, позитивное Я, в нашем контексте «Я - педагог», побуждают

    человека, «требуют» от него постоянного самосовершенствования и

    саморазвития профессиональной деятельности. Только в позиции субъекта

    человек способен превращать собственную жизнедеятельность в предмет

    практического преобразования, относится к самому себе, оценивать способы

    деятельности, контролировать ее ход и результаты, изменять ее приемы.

    Только позиция субъекта обеспечивает ему непрерывность и устойчивость

    профессионального роста.

    По определению В.И. Слободчикова и Н.А. Исаевой, субъект

    профессиональной педагогической деятельности – это педагог профессионал. Он

    отличается от учителя – предметника тем, что ориентирован на работу с

    детьми, с человеческой субъективностью, а не с учебным материалом.

    Практически умеет работать с процессами образования и развития, владеет

    способами собственных оригинальных методик педагогической и

    антропологической работы. В отличие от исполнителя он свободен и

    инициативен при разработке стратегии и тактики своей профессиональной

    деятельности.

    Субъективность педагога проявляется в его способности к построению,

    проектированию своей деятельности, ее изучению и развитию. Им специально

    простраивается образовательный процесс, разрабатывается его содержание и

    форма с учетом личностного взаимодействия учителя и учеников. Этот процесс

    включает в себя не только обучение как прямое, непосредственное

    взаимодействие учителя, направленное на усвоение учеником знаний, умений,

    навыков, но и учение, как особое проектирование деятельности ученика как

    субъекта, которая должна быть направлена не только на познание внешнего

    мира, но и самого себя в условиях самоорганизации, самореализации.

    Отношение с учащимися занимают центральное место в труде учителя, так

    как характер именно этих отношений определяет результат педагогической

    деятельности. В силу этого субъективность педагога нельзя понимать, как

    качество, присущее только индивидуальному субъекту. Она существует как

    единство интра- и интериндивидуального компонентов личности.

    Как отмечает Л.И. Анциферова [ ], отношения личности

    реципроктны. Человек не только сам относится, но и фиксирует в себе

    отношение других людей. Реципроктность отношений выражена в понятии

    «отраженная субъектность», предложенном А.В. Петровским, под которым

    понимается идеальная представленность одного человека в другом. Педагог,

    отражаясь в учениках, выступает как деятельное начало, способствующее

    изменению их взглядов и отношений.

    Однако эти взгляды служат импульсом развития и самого педагога, так

    как ему не безразличны особенности отношения другого участника

    взаимодействия – ученика. Чувствует ли себя ученик субъектом собственной

    деятельности и субъектом взаимодействия с учителем – это «отражается» в

    педагоге и определяет качество субъективности.

    Важной характеристикой педагога как субъекта деятельности является и

    то, что он в отличии от специалиста – предметника, который в своей

    профессиональной деятельности не выходит за рамки своего статуса (статус –

    это характеристика предметно –регламентируемых отношений, в которых

    человеку однозначно предписаны, заданы в готовом виде его место, способы

    взаимодействия, система взглядов и оценок) встает по отношению к своей

    деятельности в определенную профессиональную позицию. Позиция – это

    комплекс представлений педагога о себе как профессионале, устойчивые

    системы отношения к себе, к ученику, к коллегам, определяющие его

    поведение. Профессиональная позиция включает в себя осознание учителем

    норм, правил, модели своей деятельности (требование к педагогической

    деятельности, общению, личности) как эталонов для оценивания своих качеств.

    Именно здесь на основании общей образованности складывается

    профессиональное кредо учителя, из которого он исходит в своей

    профессиональной деятельности. Другими словами можно сказать, что

    профессиональная позиция по существу есть индивидуальное самоопределение

    личности в контексте профессиональной деятельности и выстраивании на этой

    основе профессиональной концепции «Я – педагог». Согласно Э. Бернсу «Я –

    концепция» представляет собой диалектическую совокупность свойственных

    каждой личности установок, направленных на саму личность. Позитивная «Я –

    концепция» создает позитивное отношение к себе, самоуважение, самопринятие,

    ощущение собственной ценности. Только в случае позитивной «Я – концепции»

    педагог будет стремится к саморегуляции, самоактуализации в педагогической

    деятельности. Чувствуя себя стойко и уверенно, он будет доброжелателен и

    справедлив ко всем своим ученикам, будет способен осуществлять

    педагогическую деятельность не в форме действий, направленных на подавление

    личности и самостоятельности ученика, а на создание оптимальных условий для

    творческой самодеятельности учащихся.

    §2. Требования к личности педагога как субъекту педагогической

    деятельности.

    Анализ психолого – педагогической литературы показал существование

    общего представления о педагогической деятельности, как социально важного

    явления, особого вида общественно полезной деятельности взрослых людей

    направленной на подготовку подрастающего поколения к жизни.

    В народном сознании всегда жила мысль о высокой общественной миссии

    педагога. Деятельность учителя, в какой бы форме она не протекала, - это

    сложный по функциональной структуре и психологическому содержанию труд,

    требующий от человека проявлений всех свойств и характеристик его личности.

    К.Д. Ушинский утверждал: «Нет сомнения, что многое зависит от общего

    распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности

    непосредственного воспитателя, стоящего лицом к миру воспитанника влияние

    личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу,

    которую нельзя заменить ни учебником, ни моральными сентенциями, ни

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.