МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Виды и методы контроля знаний учащихся при изучении предмета Хранение плодов и овощей

    Виды и методы контроля знаний учащихся при изучении предмета Хранение плодов и овощей

    Жиличский государственный сельскохозяйственный колледж

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    НА ТЕМУ: Виды и методы контроля знаний учащихся при изучении предмета

    «Хранение плодов и овощей»

    Выполнила преподаватель

    Жиличского государственного

    Сельскохозяйственного колледжа

    Пенязь Алла Аркадьевна

    Содержание

    Введение

    3

    1. Проблема контроля знаний в психолого-педагогической литературе

    1.1. Цели, функции и принципы контроля знаний в учебном процессе

    4

    1.2. Типы, виды, формы и методы контроля знаний

    7

    2. Система видов и методов контроля знаний учащихся при изучении

    учебной дисциплины «Хранение плодов и овощей»

    20

    Заключение

    27

    Литература

    28

    Приложения

    29

    Введение

    Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения.

    По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с

    запланированными целями обучения. От его правильной организации во многом

    зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и

    качество подготовки специалиста. Проверка знаний учащихся должна давать

    сведения не только о правильности или неправильности конечного результата

    выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма

    действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной

    деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими

    знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться

    поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные

    условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их

    самостоятельной работы на занятиях.

    Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только

    правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и

    увидеть свои собственные удачи и промахи.

    Наша задача проверить не только знания, но и элементы практического

    усвоения, ощущения учащимися нового материала. Проблема контроля за

    учебной деятельностью не нова, и педагогический опыт накопленный в этой

    области богат и разнообразен. В этой работе систематизированы накопленные

    сведения по проблеме контроля знаний учащихся. Эта система сведений

    применена при изучении предмета «Хранение плодов и овощей».

    Цель исследования: разработать и экспериментально проверить систему

    контроля знаний, умений и навыков учащихся.

    Объект исследования: процесс обучения в сельскохозяйственном

    колледже.

    Предмет исследования: различные формы контроля знаний

    учащихся по

    предмету «Хранение плодов и овощей».

    Без хорошо налаженной проверки и своевременной оценки

    результатов нельзя

    говорить об эффективности обучения.

    В ходе исследования выдвинута гипотиза:

    «Если преподаватель будет систематически,

    всесторонне использовать

    различные формы контроля знаний и умений, то

    будет повышаться

    заинтересованность учащихся в изучении предмета, а

    следовательно будет

    повышаться и качество обучения».

    Задачами данной работы являются:

    1) Изучение литературы по проблеме контроля знаний учащихся.

    2) Систематизирование накопленных сведений по проблеме

    контроля знаний

    учащихся.

    3) Разработка методики применения различных форм контроля по

    предмету

    «Хранение плодов и овощей».

    1. Проблема контроля знаний в психолого-педагогической

    литературе

    1.1. Цели, функции и принципы контроля знаний в учебном

    процессе

    Основная цель контроля знаний и умений состоит в

    обнаружении

    достижений, успехов учащихся, в указании путей

    совершенствования,

    углубления знаний, умений, с тем, чтобы

    создавались условия для

    последующего включения студентов в активную творческую

    деятельность.

    Эта цель в первую очередь связана с определением

    качества усвоения

    учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями,

    умениями и

    навыками предусмотренных программой по

    предмету. Во-вторых,

    конкретизация основной цели контроля связана с

    обучением студентов

    приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием

    потребности в

    самоконтроле и взаимоконтроле. В-третьих, эта цель

    предполагает

    воспитание у учащихся таких качеств личности, как

    ответственность за

    выполненную работу, проявление инициативы.

    Если перечисленные цели контроля знаний и умений

    реализовать, то

    можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции:

    Контролирующую

    Обучающую

    Диагностическую

    Прогностическую

    Развивающую

    Ориентирующую

    Воспитывающую

    Контролирующая функция состоит в выявлении состояния знаний и умений

    учащихся, уровня их умственного развития, в изучении степени усвоения

    приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.

    При помощи контроля определяется исходный уровень для дальнейшего

    овладения знаниями, умениями и навыками, изучается глубина и объем их

    усвоения. Сравнивается планируемое с действительными результатами,

    усваивается эффективность используемых учителем методов, форм и средств

    обучения.

    Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и

    умений, их систематизации. В процессе проверки учащиеся проверяют и

    закрепляют изученный материал. Они не только воспроизводят ранее изученное,

    но и применяют знания и умения в новой ситуации.

    Проверка помогает учащимся выделить главное, основное в изученном

    материале, сделать проверяемые знания и умения более ясными и точными.

    Контроль способствует также обобщению и систематизации знаний.

    Сущность диагностической функции контроля – в получении информации об

    ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся в овладении

    учебным материалом, о числе, характере ошибок. Результаты диагностических

    проверок помогают выбрать наиболее интенсивную методику обучения, а также

    уточнить направление дальнейшего совершенствования содержания методов и

    средств обучения.

    Прогностическая функция проверки служит получению опережающей

    информации в учебно-воспитательном процессе. В результате проверки получают

    основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса:

    достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения

    последующей порции учебного материала ( раздела, темы ).

    Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего

    поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего

    определенные проблемы в системе приемов познавательной деятельности.

    Прогноз помогает получить верные выводы для дальнейшего планирования

    и осуществления учебного процесса.

    Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной

    активности учащихся, в развитии их творческих способностей. Контроль

    обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе

    контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление

    студентов. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление

    таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности.

    Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о

    степени достижения цели обучения отдельным учащимся и группой в целом –

    насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал. Контроль

    ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях.

    Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты учащихся, он указывает им

    направления приложения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль

    помогает учащемуся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и

    возможности.

    Воспитывающая функция контроля состоит в воспитании у учащихся

    ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

    Проверка побуждает студентов более серьезно и регулярно контролировать себя

    при выполнении заданий. Она является условием воспитания твердой воли,

    настойчивости, привычки к регулярному труду.

    Выделение функции контроля подчеркивает его роль и знание в процессе

    обучения. В учебном процессе сами функции проявляются в разной степени и

    различных сочетаниях. Реализация выделенных функций на практике дает

    контроль более эффективным, а также эффективней становится и сам учебный

    процесс. [7]

    Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним

    регулярным и индивидуальным. Раскроем эти принципы контроля подробнее.

    а) Целенаправленность предполагает четкое определение цели каждой

    проверки. Постановка цели определяет всю дальнейшую работу по обоснованию

    используемых форм, видов, методов и средств контроля. Цели контроля

    предполагают ответы на следующие вопросы: что должно проверяться, кто

    должен опрашиваться, какие выводы можно будет сделать на основе

    результатов проверки, какой ожидается эффект от проведения проверки. При

    конкретизации целей контроля исходят из целей воспитания, развития и

    обучения учащихся, которые реализуются на данном этапе обучения.

    б) Объективность контроля предупреждает случаи субъективных и ошибочных

    суждений, которые искажают действительную успеваемость учащихся и снижают

    воспитательное значение контроля. Объективность контроля зависит от

    многих факторов. Среди них выделяют следующие: четкое выделение общих и

    конкретных целей обучения, обоснованность выделения и отбора и содержания

    контроля, обеспеченность методами обработки, анализа и оценивания

    результатов контроля, организованность проведения контроля. От решения

    этих вопросов во многом зависит объективность и качество контроля.

    в) Под всесторонностью контроля понимают охват большого по содержанию

    проверяемого материала. Этот принцип включает в себя усвоение основных

    идей данного курса, и усвоение учебного материала по определенным

    содержательным, стержневым линиям курса, и знание учащимися отдельных и

    существенных, фактов, понятий, закономерностей, способов действий и

    способов деятельности. При таком обилии проверяемого материала

    усложняется методика составления заданий, т.е. предъявляются повышенные

    требования к методики выделения и сбора объектов проверки.

    г) Под регулярностью подразумевается систематический контроль, который

    сочетается с самим учебным процессом. [2]

    Индивидуальность контроля требует оценки знаний, умений, навыков

    каждого учащегося.

    1.2. Типы, виды, формы и методы контроля знаний

    В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами

    деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля:

    Внешний (осуществляется преподавателем над деятельностью учащегося)

    Взаимный (осуществляется учащимся над деятельностью товарища)

    Самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью)

    Внешний контроль

    В процессе контроля преподавателем знаний и умений учащихся выделяют

    следующие компоненты:

    1. Уточнение целей изучения данного отрезка учебного материала и

    установление конкретного содержания контроля.

    2. Оценка результатов учебной деятельности учащихся.

    3. Выбор видов, форм, способов и средств контроля, соответствующих

    поставленным целям.

    Содержание контроля

    Установление содержания контроля зависит от целей изучения данного

    отрезка учебного материала. Существуют различные подходы к описанию целей и

    содержанию, чтобы они служили основой для разработки средств для контроля

    знаний и умений учащихся.

    Рассмотрим два из них:

    Первый подход связан с указанием тех качеств, которые должны быть присущи

    сформированным в результате обучения знаниям и умениям учащихся: полноте,

    глубине, обобщенности, осознанности.

    Второй подход связан с указанием уровней усвоения знаний и соответствующим

    им видам деятельности.

    Выделяют следующие уровни усвоения материала: узнавание, запоминание,

    воспроизведение. [ 1 ]

    Оценка и отметка знаний учащихся

    Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и

    отметкой. Следует различать эти понятия.

    Оценка – это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое

    осуществляется человеком.

    Отметка выступает как результат этого процесса (результат действия),

    как его условно формальное выражение.

    Для преподавателя оценка является результатом обработки той

    информации, которая поступает к нему в ходе обратной связи в системе

    преподаватель – учащийся. Осуществляя обработку этой информации,

    преподаватель выставляет учащемуся отметку, которая служит количественным

    выражением оценки. Отметка фиксируется в документах, отражая уровень

    достижений учащегося. В средних специальных заведениях знания и умения

    учащихся оцениваются по десятибалльной системе.

    Оценка имеет большое образовательное и воспитательное значение. Она

    является характеристикой результатов учебной деятельности учащегося, дает

    представление о состоянии его знаний и умений и степени их соответствия

    требованиям контроля, осведомляет учащегося о том, какого мнения о нем

    преподаватель. Все это корректирует самооценку учащегося. [ 3 ]

    Взаимный контроль

    Роль взаимного контроля качества и эффективности учебной деятельности

    студентов трудно переоценить.

    Он содействует выработке таких качеств личности, как честность и

    справедливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает преподавателю

    осуществить проверку знаний учащихся. В учебном заведении сравнительно

    часто используется взаимная проверка организационной готовности к уроку

    (констатирующей взаимоконтроль выполнения домашнего задания) и частичная,

    эпизодическая взаимопроверка знаний учащихся (рецензирование ответов на

    уроке, рецензирование письменных работ). Систематическая же проверка

    знаний, умений, навыков применяется весьма редко.

    Взаимопроверка знаний значительно активизирует деятельность учащихся,

    повышает интерес к знаниям и даже нравится им. В ходе взаимного контроля

    раскрываются индивидуальные особенности студентов, их взаимоотношение с

    товарищами. [8]

    Самоконтроль

    На хорошем уроке всегда есть своя сверхзадача, которая сводится к

    формированию этих навыков и меняется в зависимости от темы урока. В одном

    случае она состоит в обучении приемам анализа, умению видеть

    закономерности, ставить вопросы, делать выводы.

    В другом – в формировании критического отношения учащихся к

    результатам своей работы, требовательности к себе. Постоянного внимания

    преподавателя требует и проблема воспитания у учащихся веры в свои

    способности. Известно, что многие учащиеся боятся приступать к решению

    проблемных вопросов, процесс решения которых им неизвестен. Иногда

    проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их

    самостоятельно. Выход здесь только один – прививать учащимся умения и

    навыки самоконтроля. Это важно с воспитательной, психолого-педагогической

    точки зрения. Ведь при этом учащиеся фактически участвуют в управлении

    своей собственной учебной деятельностью. Это порождает у них у них

    удовлетворенность своими занятиями, своей работой, позволяет им поверить в

    себя, в свои познавательные способности, открывает простор для творческой

    инициативы и самостоятельности. [ 4 ]

    Формы контроля

    Учебные планы и программы средних специальных учебных заведений

    предусматривают следующие формы организации контроля знаний и умений

    учащихся: обязательные контрольные работы, зачеты, квалификационные

    испытания, защиту курсовых и дипломных проектов (работ), семестровые, а

    также государственные экзамены.

    Проверка осуществляется в различных формах итогового контроля, во

    многом определяется характер контрольных заданий и информацией заключенной

    в них. Все это требует тщательного, обоснованного отбора заданий.

    Задание всегда должно отражать цели изучения того или иного предмета

    при подготовке специалиста, соответствовать требованиям учебных программ.

    Контрольные работы проводятся, как правило, после завершения изучения тем

    или узловых вопросов, особо значимых для усвоения других учебных предметов,

    важных для овладения приобретаемой специальностью, наиболее сложных для

    понимания учащихся.

    В учебных заведения используют следующие виды контрольных работ:

    теоретические, позволяющие проверить усвоение учащимися основных

    теоретических понятий, закономерностей, умение выделять характерные

    признаки, особенности процессов и явлений; практические, с помощью которых

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.