МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Влияние совместимости родителей на взаимоотношения ребенка в детском коллективе

    наиболее часто упоминаются черты, связанные с учебой и поведением на

    уроках; далее такие качества, как готовность помочь, дружелюбие,

    отзывчивость, доброта, наконец, особенности внешнего вида, аккуратность,

    опрятность.

    По данным А. Б. Широковой, в первом классе для детей с высоким

    статусом наиболее значимыми оказались следующие особенности: красивая

    внешность, принадлежность к классному активу, готовность поделиться своими

    вещами и сладостями. На втором месте – успехи в учении и отношение к нему,

    а также качества, характеризующие отношения со сверстниками, на третьем –

    для мальчиков – физическая сила.

    Для «непринятых» первоклассников наиболее характерными оказались

    следующие особенности: непричастность к классному активу; неопрятность,

    плохая учеба и поведение; непостоянтсво в дружбе, дружба с нарушителями

    дисциплины, плаксивость (16).

    Примерно такие же черты первоклассников с высоким и низким статусом

    отмечают и другие авторы. В работе Р. Ф. Савиных как общие для наиболее

    популярных первоклассников указываются такие качества как: хорошо учатся,

    общительны, приветливы, спокойны. Интересно отметить, что здесь

    подчеркивается и большая роль качеств, проявляющихся в совместных играх

    детей, которые, как отмечает автор, являются главным содержанием совместной

    деятельности семилеток вне уроков. У непопулярных детей обнаружились такие

    общие непривлекательные черты, как слабая успеваемость,

    недисциплинированность, аффективные формы поведения, неаккуратность.

    Принятие ребенка сверстниками часто связывают с его хорошей общей

    приспособляемостью – энтузиазмом и активным участием в общих делах,

    способностью сотрудничать с другими детьми и отзывчивостью на попытки

    завязать с ним знакомство. Этот вид настройки на социальную среду (или его

    отсутствие) имеет тенденцию закрепляться в виде цикла благодаря его влиянию

    на самоуважение и уверенность в своей социальной компетентности. Хорошая

    приспособляемость нравящихся другим детей поддерживается их популярностью,

    тогда как социально неумелым детям становится еще больше не по себе, когда

    группа не замечает или отвергает их.

    На популярность среди сверстников влияют также успехи в учебе и

    спортивные достижения. Как правило, популярные дети обладают способностями

    выше средних и хорошо учатся в школе. Слабые ученики часто становятся

    предметом насмешек или же их просто игнорируют. Спортивные данные особенно

    важны, например, в летних лагерях или на игровых площадках, где группы

    превращаются в соревнующиеся спортивные команды.

    На принятие ребенка сверстниками может влиять обратная связь,

    получаемая от учителя.

    Популярности в группе сверстников вредит как излишняя агрессивность,

    так и излишняя застенчивость. Никому не нравятся задиры и забияки, поэтому

    чрезмерно агрессивного ребенка стараются избегать. Это ведет к проявлению

    еще одной циклической модели, так как этот ребенок может стать агрессивнее

    вследствие фрустрации или попытки силой добиться того, чего он не может

    достичь убеждениями. И наоборот, застенчивый, тревожный ребенок рискует

    стать хронической жертвой, подвергающейся нападкам не только признанных

    забияк, но и обычных детей. Именно робкие и застенчивые дети испытывают

    наибольшие трудности в общении и больше всего страдают от непризнания со

    стороны сверстников. Такие дети, как правило, чувствуют себя более

    одинокими и больше обеспокоены своими отношениями с другими детьми, чем

    отвергаемые сверстниками агрессивные дети.

    Непопулярные дети часто имеют какие-либо особенности, отличающие их

    от одноклассников; это может быть излишняя полнота, необычное имя и т. д.

    Эти особенности могут снижать уровень соответствия ребенка стандартам

    группы, а такое условие является чрезвычайно важным в период среднего

    детства.

    Стремление соответствовать стандартам группы сверстников может быть

    нормальной, естественной и даже желательной формой поведения. Ежедневно

    детям приходится приспосабливаться к требованиям группы сверстников, равно

    как и к ожиданиям взрослых. Но иногда дети слишком уж стремятся

    соответствовать групповым нормам, даже когда требования группы нельзя

    считать полезными ни для конкретного ребенка, ни для самой группы в целом,

    ни для окружающих. Высококонформные дети обладают рядом характерных черт.

    Они страдают «комплексом неполноценности» и обладают недостаточной «силой

    Эго». Они более зависимы или тревожны, чем другие дети, и чувствительны к

    мнениям и намекам окружающих. Дети с такими чертами личности склонны

    постоянно контролировать свое поведение и речь. Они особенно озабочены тем,

    как они выглядят в глазах окружающих, и часто сравнивают себя со

    сверстниками. Постоянное наблюдение за тем, что делают и что говорят

    другие, а затем приспособление к определенным таким образом стандартам

    группы – как раз свойственно детям с высоким уровнем самоконтроля.

    Принятие ребенка сверстниками находится в прямой зависимости от

    развитости у него самоуважения. Самоуважение означает видение себя

    человеком, обладающим положительными качествами, то есть человеком,

    способным достигать успеха в том, что является для него важным. В младшем

    школьном возрасте самоуважение в значительной степени связано с

    уверенностью в своих академических способностях (которая, в свою очередь,

    соотносится со школьной успеваемостью). Дети, которые хорошо учатся в

    школе, имеют более высокую самооценку, чем неуспевающие ученики. Однако не

    всегда самоуважение может зависеть от уверенности в своих академических

    способностях: многим детям, которые не могут похвастать успехами в учебе,

    тем не менее удается развить высокую самооценку. В зависимости от отношения

    родителей и мнения одноклассников дети, не достигшие успеха в одном, могут

    найти что-нибудь еще, что позволит им выделиться среди других.

    Развитие самоуважения – процесс циклический. Дети обычно достигают

    успеха в каком-либо деле если они уверены в своих силах и способностях, - а

    их успех ведет к дальнейшему росту самоуважения. На другом полюсе находятся

    дети, которые терпят неудачи из-за недостатка самоуважения, и, как

    следствие, оно продолжает падать. Личные удачи или неудачи в различных

    ситуациях могут заставить детей смотреть на себя как на лидеров или

    аутсайдеров. Сами по себе эти ощущения еще не создают замкнутый круг,

    поэтому многие дети, начавшие с неудач в социальной или учебной сфере, в

    конечном счете находят что-то, в чем они способны преуспеть.

    Принимая во внимание тесную связь между самоуважением и

    достижениями, многие учителя стараются чаще хвалить своих учеников, чтобы

    сформировать у них уважение к себе. Однако слишком обильные похвалы, не

    связанные с реальными достижениями или нравственными поступками, формируют

    детей, у которых отсутствует реалистичное представление о своих сильных и

    слабых сторонах. Они могут начать думать, что в любом деле им нет равных. А

    это может создавать осложнения и проблемы в отношении со сверстниками и

    учителями. Поэтому для развития у детей реалистичной самооценки учителям (и

    родителям) рекомендуется соотносить отпускаемые детям похвалы с

    действительными достижениями и поведением детей.

    Группы сверстников формируются из детей, имеющих общие интересы и

    цели и следующих общим нормам поведения. Поэтому групповая конформность

    приобретает все большую важность.

    Положение детей в группе сверстников зависит от их общей

    приспособляемости. Особой популярностью среди сверстников пользуются

    общительные, жизнерадостные, отзывчивые и склонные к участию в общих делах

    дети. Высокий интеллект, хорошая успеваемость в школе и успехи в спорте

    также могут способствовать популярности ребенка в группе, в зависимости от

    характера приоритетов и ценностей группы. Если ребенок обладает какими-то

    особенностями, отличающими его от сверстников, он очень часто не пользуется

    популярностью в группе, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться

    на его самоуважении. Наиболее восприимчивые к давлению группы сверстников

    оказываются дети с низкой самооценкой, тревожные, постоянно контролирующие

    свое поведение.

    Вывод:

    Проблема супружеской совместимости детально исследовалась

    отечественными и зарубежными психологами, изучавшими как структурные

    компоненты личности супругов (темперамент, характер), так и их

    функционально-ролевую согласованность (сходство представлений супругов о

    своих ролях и функциях в семье, ценностно-ориентационное единство членов

    семейного союза). Что позволило сформулировать так называемый закон

    совместимости, согласно которому врожденные качества в совместимых парах

    должны быть различны, тогда как приобретенные – сходны.

    Наибольшую значимость для психологов, изучающих совместимость

    супружеских пар, представляет согласованность ролевых ожиданий супругов, т.

    к. их несовпадение является основной причиной неудачи в браке. Что касается

    структурной совместимости, то, согласно исследованиям Р. Винча, Т.

    Галкиной, Д. Ольшанского и др., партнеры должны дополнять друг друга по

    качеству личностных свойств. Однако, главное место в определении

    супружеской совместимости занимают представления супругов о целях брака и

    характере исполнения семейных ролей. Из психологических особенностей

    наиболее важными являются: направленность на другого и эмпатия, т. е. Те

    свойства личности супругов, которые характеризуют их способность понимать

    других людей, доброжелательно к ним относиться и предсказывать их

    поведение.

    Роль семьи в становлении ребенка очевидна. Семья является важным

    фактором социализации детей. Именно в семье в первую очередь дети усваивают

    жизненные ценности, социальные ожидания и модели поведения. Благополучные

    семейные отношения формируют у ребенка чувство собственного достоинства и

    самоуважения, которые в свою очередь способствуют повышению популярности

    ребенка в кругу сверстников.

    Способствуют популярности ребенка среди сверстников наличие таких

    качеств личности, как общительность, жизнерадостность, отзывчивость и

    склонность к участию в общих делах, а также адекватная самооценка. На

    популярность младшего школьника (в частности) влияет его успеваемость в

    школе, спортивные достижения и т. д.

    Не пользуются популярностью среди сверстников дети, обладающие

    какими-то особенностями, отличающими его от остальных. Вредят популярности

    в группе и чрезмерная агрессивность, и чрезмерная застенчивость. Именно

    робкие и застенчивые дети испытывают особые трудности в общении и больше

    страдают от непризнания со стороны сверстников. Слабая коммуникабельность

    особенно часто констатируется у единственных детей в семье, если такой

    ребенок часто остается один (из-за занятости родителей). Такие дети

    интровертированы – обращены в свой внутренний мир – и лишены чувства

    защищенности, необходимого для развития коммуникабельности.

    Как правило, большей популярностью пользуются дети тех родителей,

    которые напоминают своим детям о возможных последствиях их действий для

    других людей (ориентированная на другого индукция).

    Глава II

    2.1. Для практической проверки заявленной выше гипотезы и выполнения

    поставленных задач были выбраны и использованы следующие методы

    исследования:

    1. Наблюдение и констатирующий эксперимент.

    2. Беседы с учителем, родителями и детьми.

    В ходе бесед с учителем (классным руководителем 1«а» класса)

    выяснялись: школьная успеваемость и особенности личности учащегося, его

    поведение и характер взаимоотношений с одноклассниками.

    Из бесед с родителями были получены сведения о возрасте семьи,

    количестве детей в семье, о поведении ребенка (первоклассника) в домашней

    обстановке и характере его взаимоотношений с другими членами семьи, об

    увлечениях вне школы и т. п.

    Индивидуальных бесед с детьми не проводилось, но при проведении

    социометрического исследования в инструкции испытуемым было указано, что

    выбирать одноклассников следует из числа друзей.

    Инструкция: «Ребята! Вы проучились вместе, в одном классе, почти

    год. За это время вы хорошо узнали друг друга, некоторые стали друзьями.

    Представьте себе, что у вас скоро День рождения и мама разрешила вам

    пригласить домой только трех друзей из класса. Подумайте, кого бы вы

    пригласили и напишите фамилии этих ребят на листочке, под цифрами 1, 2, 3.

    Не забудьте указать на листочке и свою фамилию».

    Таким образом исследование позволило выявить дружеские связи детей.

    3. Комплекс методик:

    а) «Социометрия» - «Социометрическое исследование структуры

    взаимоотношений в группе» (Д. Морено);

    б) «РОП» - «Определение согласованности семейных ценностей и

    ролевых установок в супружеской паре» (А.Н. Волковой, Т.М.

    Трапезниковой).

    Методика «РОП» определяет: 1) представления супругов о значимости в

    семейной жизни сексуальных отношений, личностной общности мужа и жены,

    родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов,

    хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки,

    внешней привлекательности партнеров; 2) представления супругов о желаемом

    распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций.

    Методика «Социометрия» позволяет определить характер взаимоотношений в

    группе, «социометрический статус» индивида, структуру межличностных связей

    в группе, персональное положение каждого члена группы в системе

    межличностных взаимоотношений, уровень благополучия взаимоотношений (УБВ),

    коэффициент удовлетворенности (КУ) индивида своим положением в группе.

    В проводимом исследований, где лимит разрешенных выборов был 3, была

    принята следующая шкала социометрических статусов:

    I группа – «звезды» - дети, получившие 6 и более выборов;

    II группа – «предпочитаемые» - 3 – 5 выборов;

    III группа – «игнорируемые» - 1 – 2 выбора;

    IV группа – «изолированные» - 0 выборов.

    Таким образом, I и II группы имеют благоприятный статус, III и IV

    группы – неблагоприятный статус.

    Соотношение суммарных величин благоприятных и неблагоприятных

    статусных категорий является показателем или уровнем благополучия

    взаимоотношений (УБВ). Если большинство членов группы оказываются в

    благоприятных статусных категориях (I и II), то УБВ определяется как

    высокий, при одинаковом соотношении – как средний, при преобладании в

    группе людей с низким статусом (III и IV) – как низкий.

    В качестве диагностического параметра можно рассматривать и «индекс

    изолированности» - процент членов группы, оказавшихся в IV статусной

    категории.

    Коэффициент удовлетворенности во взаимоотношениях объединяет статус и

    взаимность выборов. Коэффициент удовлетворенности (КУ) учитывает: сколько

    сверстников выбрал данный индивид, и сколько из них ответили ему

    взаимностью.

    [pic]

    где n – число членов группы, выбранных данным испытуемым;

    n1 – число членов группы из n, которые выбрали его.

    Для группы коэффициент удовлетворенности:

    [pic]

    где N – число сверстников, выбранных всеми членами группы;

    N1 – число сверстников, ответивших на выбор взаимностью.

    2.2. По методике «Социометрия» было продиагностировано 20 учащихся 1

    «а» класса …..нской средней школы в возрасте 7 – 8 лет в количестве 20

    человек. (Приложения 1, 2 ).

    В ходе диагностики структуры взаимоотношений в классе были получены

    следующие результаты:

    Из 20 испытуемых каждый сделал 3 выбора; взаимных выборов всего

    сделано 11; максимальное число выборов, полученных индивидом – 9,

    минимальное – 0. Коэффициент групповой удовлетворенности во

    взаимоотношениях (КУ) равен 23,3 %.

    Что касается индивидуального коэффициента удовлетворенности во

    взаимоотношениях (КУ), объединяющего статус и взаимность выборов, то из 20

    первоклассников двое имеют 100 % КУ (т. е. получили максимально возможное

    количество взаимных выборов – 3), 5 – 67 %, 7 – 33 % и 6 – 0 %, т. е. не

    имеют взаимных выборов ( Рис.1).

    КУ

    100%

    0% 0 %

    2 5 7 6

    Первоклассники

    Рис. 1. Соотношение статуса и взаимности выборов.

    По количественному соотношению благоприятных и неблагоприятных

    социальных статусов в группе уровень благополучия взаимоотношений в классе

    характеризуется как средний. Что касается «индекса «изолированности»

    (процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории), то он равен

    15 %.

    Все учащиеся 1 «а» класса получили следующие социальные статусы

    (Приложение 1):

    I группа – «Звезды»: № 5 Ирина З.,

    № 13 Саша П.,

    № 16 Дима У.

    II группа – «Предпочитаемые»: № 1 Аня А.,

    № 2 Иван А.,

    № 6 Антон К.,

    № 11 Катя Н.,

    № 14 Оля С.,

    № 17 Олег Ф.,

    № 18 Иван Ш.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.