Внеклассная работа по иностранному языку
Внеклассная работа по иностранному языку
Министерство образования РФ
Владимирский Государственный Педагогический Университет
Кафедра педагогики
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Выполнила:
Привезенцева Ольга Николаевна –
студентка факультета иностранных языков,
группа А-52.
Научный руководитель:
Даведьянова Нина Сергеевна –
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры педагогики.
Владимир, 2004
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку
5
§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое
явление 5
§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая
система 7
а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 7
б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку 10
в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по
иностранному языку 12
Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному
языку 22
§ 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку 22
§ 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку 33
§ 2.3. Календарные и тематические праздники 38
§ 2.4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку
43
§ 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по
иностранному языку 50
§ 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по
иностранному языку 55
Заключение 58
Список литературы 61
Приложения 63
Вечер английского языка, посвящённый творчеству Уильяма Шекспира 63
Путешествие в страну "Хампельманию" 70
Введение
Актуальность исследования Внеклассная работа по иностранному языку
имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.
Эта работа не только углубляет и расширяет знание иностранного языка, но и
способствует также расширению культурного кругозора, эрудиции школьников,
развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических
вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры
другой страны и сквозь призму этих знаний более активно осваивать культуру
своей страны.
В отечественной педагогике накоплен значительный теоретический и
практический опыт внеклассной работы по разным учебным предметам. Чёткое
обоснование имеет проблема межпредметных связей, реализуемых во внеклассной
работе. [1,151].
В 20 – 80е годы ХХ века в советской школе внеклассная работа по
иностранным языкам велась достаточно активно, являясь продолжением
регулярного учебного процесса. Однако в начале 90х годов ХХ века в
отечественной школе наметилась негативная тенденция «урокодательства»,
когда стали игнорироваться многие формы внеурочной работы, в том числе
внеклассная работа по иностранным языкам. Это объяснялось главным образом
причинами неудовлетворительного финансирования школ и исключения из
учебного плана так называемых необязательных занятий, в том числе
факультативных, кружковых, клубных и т.д. За эти годы существенным образом
ослабла традиция творческого отношения учителей к развитию ребёнка вне
рамок урока. В конце 90х годов, когда правительство и министерство
образования вновь обратили внимание на приоритет воспитания в школе и
несколько улучшили финансирование системы образования, возникла
необходимость возродить тот положительный опыт, который уже был накоплен в
отечественной школе.
Как выяснилось, за это время произошли такие изменения в жизни и
системе образования, которые потребовали обновлённых подходов, форм и
содержания внеклассной работы по иностранным языкам. В частности, широкое
распространение в системе образования получила работа с компьютерами,
использование Интернет-сети в обучении различным предметам, особенно в
процессе контроля знаний, умений, навыков.
Кроме того, в социально-педагогическом пространстве школы возникли
тревожные тенденции, являющиеся результатом негативного влияния массовой
культуры и тяжёлого материального положения многих семей, что привело к
значительному росту так называемых «трудных» детей. В целях коррекционной
работы и профилактики отклоняющегося поведения учащихся, в школах стала
возрождаться внеклассная воспитательная работа, в том числе по иностранным
языкам.
Поэтому возникла необходимость систематизировать имеющийся
общедидактический и методический опыт, а также осмыслить новое содержание и
методически оформить новые требования к организации внеклассной работы по
иностранным языкам. В данном исследовании мы руководствовались этой
насущной потребностью современного процесса обучения иностранным языкам.
Систематизация накопленного опыта в этой сфере и обогащение его новыми
подходами и рекомендациями является своевременным и целесообразным.
Кроме того, обращение к данной проблеме носит и характер личной
заинтересованности. Это связано с моей будущей профессией учителя
иностранного языка, использующего в своей практической деятельности
самостоятельно разработанные методические рекомендации и материалы к
внеклассной работе по иностранным языкам.
Источники исследования: монографии отечественных авторов по
дидактике, учебные пособия для ВУЗов, статьи учёных, педагогов, учителей-
практиков в педагогической периодике (главным образом в журнале
«Иностранные языки в школе»), а также собственные методические разработки
для внеклассной работы по иностранному языку.
Объект исследования
Внеклассная работа по учебным предметам в современной школе.
Предмет исследования
Внеклассная работа по иностранным языкам в современной школе.
Цель исследования
Систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной
работы по иностранным языкам и представить собственные методические
разработки и рекомендации в данной области.
Задачи исследования
1) систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной
работы в современной школе;
2) проанализировать внеклассную воспитательную работу по
иностранному языку с точки зрения системного подхода;
3) выявить основные педагогические характеристики игровых форм,
факультативных занятий, календарных и тематических праздников,
экскурсий, домашних работ учащихся и использования средств
массовой информации (СМИ) и компьютерной сети «Интернет» во
внеклассной работе по иностранному языку;
4) представить собственную методическую разработку по творчеству У.
Шекспира и дополнить различные формы внеклассной работы по
иностранному языку собственными методическими рекомендациями.
Методы исследования
1) теоретический анализ педагогической литературы;
2) систематизация материалов по структурным (системным) компонентам
внеклассной работы по иностранному языку;
3) классификация различных форм внеклассной работы по иностранному
языку;
4) практическая разработка методических рекомендаций по внеклассному
мероприятию.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:
. осуществлён теоретический анализ внеклассной работы по
иностранному языку как педагогической системы (принципы
организации, цели и задачи, содержание, мотивы, формы и
методы внеклассной работы по иностранному языку);
. представлена педагогическая характеристика отдельных форм
внеклассной работы по иностранному языку (игра,
факультативные занятия, календарные и тематические праздники,
экскурсии, СМИ и сеть «Интернет», домашние работы учащихся);
. по каждой форме воспитательной работы представлены
собственные методические рекомендации;
. в приложении представлена авторская методическая разработка
«Вечер английского языка, посвящённый творчеству Уильяма
Шекспира».
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты
могут быть использованы в учебном процессе педагогического ВУЗа, а именно:
в лекциях, семинарах и лабораторно-практических занятиях по дидактике,
методике преподавания иностранных языков, в процессе написания курсовых и
дипломных работ, в ходе педагогической практики студентов, а также в
педагогической деятельности учителей иностранных языков в современной
школе.
Структура дипломной работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и
приложения.
Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку
§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое
явление
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА, внеурочная работа, составная часть учебно-
воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного
времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной России проводилась
учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством,
организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеклассная работа
получила в 20е годы ХХ века, когда в школах начали активно создаваться
разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С.
Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги
рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности,
основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности. С
созданием в 20-е гг. в СССР отрядов пионеров и ячеек комсомола внеурочная
работа чаще всего сливалась с работой этих организаций.[1, 151].
До сер. 80-х гг. внеурочная работа контролировалась органами народного
образования, комитетами комсомола и советами пионерской организации.
Внеурочная работа чаще всего велась педагогическим коллективом и узким
активом учащихся под руководством организаторов внеклассной и внешкольной
воспитательной работы. В этих условиях большинство школьников оказывалось в
роли пассивных исполнителей и наблюдателей, предпочитая неформальное
общение вне школы. Попытки отдельных педагогов оживить Внеурочную работу не
смогли изменить общего авторитарного стиля в её организации.
Во 2-й половине 80-х гг. в процессе гуманизации воспитания начался
поиск новых подходов к внеурочной работе ориентированной на личность
школьника. Отмена обязательных мероприятий, программ и инструкций позволила
школьным коллективам самостоятельно определять содержание и формы
внеурочной работы с учётом своей специфики и увлечений учащихся. Основными
задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для
проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для
детей и имеющих конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии,
элементов игры, оптимистические перспективы и приподнятости.[1, 151].
Направления, формы, методы внеурочной работы практически совпадают с
внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному
направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и
т.п. Развитие художественного и технического творчества учащихся,
художественная самодеятельность, физкультура, детский и юношеский спорт,
туризм и т. д. С учётом воспитательного значения производственной трудовой
деятельности проводятся эксперименты по организации школьных кооперативов и
других трудовых объединений, работающих по заказам предприятий и
учреждений.
Внеурочная работа помогает удовлетворять потребность детей и молодёжи
в неформальном общении в клубах и любительских объединениях, музеях, во
время школьных вечеров праздников, фестивалей и т. п. К специфической форме
внеурочной работы относится организация продлённого дня. Во внеурочной
работе большое значение имеет самоуправление учащихся которое позволяет
большинству школьников принять участие в организаторской деятельности,
формирует личность гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от
активности учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя
придать интересам воспитанников общественно полезную направленность.
ВНЕУРОЧНЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ. Различные виды самостоятельной учебной
деятельности школьников. Часть внеурочных учебных занятий непосредственно
связана с уроками — выполнение текущих домашних заданий, подготовка
докладов, рефератов для выступления в классе, написание сочинений. Др.
часть внеурочных учебных занятий связана с уроками опосредованно и
выполняется в свободное от изучения школьной программы время. Это кружки,
факультативные занятия, спорт, секции, индивидуальные занятия искусством,
техническим творчеством, призванные удовлетворять разнообразные интересы
учащихся и их стремление к самостоятельной образовательной деятельности по
своему выбору. Удельный вес этой части внеурочных учебных занятий в ходе
обновления средней школы будет возрастать. Применение и закрепление
учащимися усвоенного ими на уроках в их социально направленной деятельности
смыкается с внеурочной воспитательной работой. [2,152].
Участие школьников в общественно полезной деятельности с
использованием знаний и умений, полученных на уроках, способствует
осознанию ими полезности изучаемого в школе, формирует ценностные отношения
к образованию.
Воспитательное и образовательное значение внеурочных учебных занятий
высоко оценивалось педагогами с самого начала становления советской школы.
В современной дидактике виды внеурочных учебных занятий трактуются как
внеурочный этап процесса обучения. Примерное содержание тех видов работы
учащихся, в которых усвоенное на уроках используется для обществ, целей,
должно указываться в учебных программах. Организация их и первоначальная
помощь учащимся возлагаются на учителей-предметников, для которых такого
рода внеклассная работа является естественным продолжением преподавания.
[2,152].
§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая
система
Современная школа имеет большой опыт проведения просветительно-
воспитательной работы по иностранному языку, которая составляет часть
единого учебно-воспитательного процесса. Внеклассную работу по ИЯ[1] можно
определить как систему неоднородных по смыслу, назначением и методикой
проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за
пределы обязательных учебных программ.
а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку
В основе функционирования системы внеклассной работы по любому
предмету лежит ряд принципов и частных требований, определяющих содержание,
формы, методы, направление педагогического воздействия на личность,
характер связи отдельных элементов системы.
Принципы внеклассной работы по иностранному языку – исходные
положения, которые определяют требования к её содержанию, методам и
организационным формам. Они отвечают целям и задачам всей внеклассной
работы по иностранному языку в школе и иллюстрируют суть педагогической
деятельности учителя – организатора внеклассной работы.
Внеклассная работа строится на следующих принципах: [30, 63].
1) Принцип связи обучения с жизнью.
Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной
работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности ребёнка.
Основные условия реализации этого принципа следующие:
. систематическое ознакомление подростков и старших школьников с
актуальными событиями в жизни нашей страны и за рубежом;
. широкое использование краеведческого материала;
. встречи с людьми, использующими иностранный язык в своей
профессиональной деятельности;
. включение материалов на иностранном языке в общешкольные
мероприятия;
. использование на внеклассных занятиях материалов из жизни
школы;
. привлечение материалов переписки с зарубежными школьниками к
работе над избранной тематикой.[30, 64].
2) Принцип коммуникативной активности учащихся.
Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во
внеклассной работе является возможность выбрать наиболее интересующий и
доступный вид деятельности: ведение переписки с зарубежными друзьями,
чтение книг на изучаемом языке, развитие умений и навыков устной речи на
занятиях драматического кружка и т.д. Большое значение для стимулирования
коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов
деятельности, но и её содержательная сторона. Использование новых,
неизвестных учащимся материалов, их познавательная ценность и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|