Воспитание гуманного отношения к обитателям уголка природы
Воспитание гуманного отношения к обитателям уголка природы
Устинова
Ольга
Волгоград
Содержание.
Введение…………………………………………………………………стр. 2
1. Значение уголка природы в воспитании……………………….…..стр. 3
2. Организация наблюдения в уголке природы ……………………...стр. 5
1. Младшая группа…….……………………………………………стр. 5
2. Средняя группа…………………………………………………...стр. 6
3. Старшая группа…………………………………………………..стр. 10
4. Подготовительная группа……………………………………….стр. 16
Заключение……………………………………………………………...стр. 31
Список литературы……………………………………………………..стр. 33
Введение.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой
положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем
лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней
в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются
такие качества, как реалистическое понимание явлений природы,
любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически
относится ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к
ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и
способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как
патриотизм, трудолюбие, гуманность, уважение к труду взрослых, охраняющих и
умножающих природные богатства.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок
природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые
животные.
Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу
воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и
ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают
представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о
том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них
нужно создавать. Воспитатель учит детей сравнительному анализу: сравнивая
животных, находить сходство и различие между ними, общее и различное у
растений, помогает замечать интересные особенности внешнего вида, поведения
животных. При рассматривании комнатных растений обращает внимание ребят на
красоту цветов и листьев, на то, как находящиеся в группе растения и хорошо
содержащийся аквариум украшают комнату. Все это способствует формированию у
детей чувства прекрасного.
В процессе систематического ухода за растениями и животными
воспитатель формирует у детей определенные трудовые навыки, учит
внимательно относиться к обитателям уголка, заботиться о живых существах,
укрепляя таким образом у детей интерес к природе, настойчивость в
достижении результата. Планируя работу, он должен учитывать конкретные
условия: уровень знаний и умений детей своей группы, особенности природного
окружения.
1. Значение уголка природы в воспитании.
Уголок живой природы имеет огромное значение для осуществления идей
экологического воспитания детей. Во-первых, постоянное присутствие растений
и животных позволяет формирует у детей чувство их необходимости. Во-вторых,
систематические наблюдения в уголке природы и доступность объектов
способствуют развитию конкретных представлений о растениях и животных. В-
третьих, привлечение детей к уходу за обитателями живого уголка закладывает
основы заботливого, ответственного и бережного отношения к живым существам,
воспитывает любовь к природе. В-четвертых, красивые и здоровые растения и
животные влияют на эмоции детей, развивая эстетические чувства.
В целом при подборе объектов для живого уголка следует исходить из
условий и возможностей детского сада и природного окружения.
Для выполнения своей роли уголок живой природы в детском саду должен
соответствовать следующим требованиям:
- "лучше меньше, да лучше", т.е. использовать небольшое число объектов,
но здоровых, ухоженных и красиво вписывающихся в интерьер помещения лучше,
чем большое количество беспорядочно расположенных, хиреющих и погибающих
особей;
- при организации уголка природы обязательно выяснить вопрос об
аллергичности детей к тем или иным растениям и животным. Если такая
проблема существует, то следует ограничиться общим уголком природы, либо
животных содержать в отдельном помещении, либо исключить из группового
уголка аллергенные объекты;
- отбираемые объекты должны быть красивы, типичны, с ярко выраженными
признаками;
- растения и животные должны быть безопасны для детей, т.е. не ядовиты,
без колючек, не агрессивны и т.д.;
- обитатели уголка должны быть неприхотливы и доступны в уходе;
- подбор растений и животных должен быть осуществлен с учетом возрастных
особенностей детей.
Уголок живой природы может быть общий для всего детского сада, в этом
случае он больше выполняет эстетическую задачу и служит для проведения
периодических наблюдений и экскурсий, а также уголок может быть организован
в каждой группе, и тогда в нем проводятся постоянные систематические
наблюдения и вырабатываются умения по уходу за растениями и животными. В
групповом уголке используются, наряду с постоянными, временные объекты,
например, срезанные ветки деревьев, выкопанное с клумбы растение, щенок ,
котенок и т.д.
2. Организация наблюдения в уголке природы.
2.1. МЛАДШАЯ ГРУППА.
Растения используются наиболее яркие, привлекательные, крупные, с хорошо
различимыми органами. Главная задача: научить узнавать, различать и
называть 2-3 вида растений и их части (стебель, листья, цветок); научить
правильно поливать водой из лейки и обтирать влажной тряпочкой кожистые
листья. Для решения этой задачи могут быть использованы растения: герань
зональная, фуксия гибридная, бегония вечноцветущая, бальзамин султановидный
и др., для выработки умений по уходу за растениями подойдут фикус
каучуконосный, гибискус китайская роза, аукуба японская и т.п. Необходимо,
чтобы изучаемых растений было по 2 экземпляра каждого вида. Помимо
постоянных объектов в младшей группе используются и временные: выращиваемый
на перо лук, выгонка тюльпанов и гиацинтов, выращиваемые на зелень укроп и
салат. Для успешного знакомства с растениями могут быть использованы игры:
"Найди такой же", "Найди пару", "Большие и маленькие", "Найди все цветущие
растения", "Найди растение, похожее на травку, на дерево" и т.п.
Животные, используемые в младшей группе, также должны иметь типичные
признаки своего класса и различаться по форме тела, способу движения,
условиям жизни, характеру пищи, поэтому целесообразно использовать в
качестве постоянных объектов золотую рыбку или золотистого карася,
канарейку, а в качестве временных - кролика, хомяка, морскую свинку и т.п.
Дети младшей группы должны помогать воспитателю в уходе за животными
(насыпать корм в кормушку, наливать воду в поилку, насыпать песок в
клетку).
Во второй младшей группе полученные в предшествующих группах
представления о природе расширяются. Прививаются трудовые навыки по уходу
за растениями и животными: с помощью воспитателя дети кормят рыб, птиц,
поливают комнатные растения, вытирают большие листья, сеют крупные семена
цветов, сажают лук, поливают растения на грядках и др.
Уход за комнатными растениями малышам еще недоступен: воспитатель
делает это сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание
к своим действиям, предлагает посмотреть, как льется вода из лейки, как она
впитывается в землю; некоторые дети могут и немного помочь взрослому:
подержать лейку, налить в нее воды, вытереть широкий лист влажной тряпочкой
и т.д. В процессе работы необходимо объяснять детям, что поливают растения
и вытирают пыль с листьев для того, чтобы они лучше росли.
Ухаживая в присутствии детей за комнатными растениями, необходимо
привлекать внимание детей к растениям уголка, все чаще и чаще привлекать их
к посильной помощи и к наблюдениям, используя для этого разные приемы:
предлагать погладить плотные гладкие листья растений, понюхать,
полюбоваться цветками герани, фуксии, вспомнить, как называется данное
комнатное растение, и т.д. В конце зимы малыши сажают лук. Каждый ребенок
сажает свою луковицу в наполненный землей ящик (луковицу можно сажать почти
вплотную).
Предлагается детям сначала потрогать землю: она мягкая, рыхлая,
рассмотреть свою луковицу. Потом каждый ребенок по указанию делает
неглубокую ямку, кладет в нее свою луковицу (ростком вверх), а затем
вдавливает ее в землю- луковица должна плотно сидеть в земле.
В уголке природы помещают цветы, принесенные с прогулки, пойманных
жуков, бабочек и т.д. Приучать детей ставить цветы в вазочки, банки,
составляя из них букеты.
Красиво оформленный аквариум в группе сразу привлечет внимание детей.
Аквариум – это модель водоема, где происходят почти все биологические
процессы, свойственные для естественных прудов и озер. Наблюдения за жизнью
рыб и растений не только помогают понимать и любить природу, воспитывать
художественный вкус, но и способствуют развитию у ребят навыков наблюдения,
ухода за живыми организмами.
Наблюдая за плавающими рыбками, объясняется, как рыбки плавают- двигая
хвостом и плавником, спрашивается, есть ли у них глаза, рот. При кормлении
рыб, дети наблюдают, как рыбы быстро подплывают к корму и схватывают его.
В дальнейшем при кормлении рыб малыши всегда приглашаются посмотреть,
как это делается, а затем предлагается некоторым помочь покормить рыбок.
Конечно, дети делают это под присмотром, так как сами они не скоро усвоят,
сколько корма можно давать рыбкам.
С первых дней ознакомления детей с животными воспитатель побуждает
малышей к наблюдению за повадками животных : предлагает посмотреть, как
птичка начала клевать зернышки, как плавает рыбка в воде.
Нужно помнить о том, что интерес детей проявляется в самых неожиданных
формах: малышу очень нравится рыбка, и он запускает руку в аквариум, чтобы
подержать ее в руке; хочет погладить птичку, в результате чего она остается
без хвоста. Поэтому следует всегда быть на стороже и вовремя останавливать
подобные действия детей, объясняя им, что так делать нельзя, рыбка или
птичка может заболеть.
Уход за птицами намного сложнее, чем за рыбками. Птицу необходимо
кормить регулярно, и не один раз в день, иначе она погибнет. В клетке
всегда должно быть очень чисто. Воду в поилке нужно менять не реже двух раз
в день, ежедневно менять песок на дне клетки, чистить жердочки.
В ходе выполнения поручения интерес к животным у детей укрепляется,
малыши с удовольствием наблюдают за ними. Но знания детей о животных,
полученные в процессе эпизодических наблюдений, отрывочны, часто
бессистемны; дети не могут выразить в речи свои впечатления, так как их
словарный запас очень мал. Учитывая это, воспитатель на занятиях по
наблюдению за животными не только уточняет знания, укрепляет интерес
малышей к животным, активизирует желание детей ухаживать за животными,
кроме того, цель этих занятий – доставить детям радость от общения с живыми
существами.
В начале занятий воспитатель использует такие приемы, которые помогают
вызвать у детей интерес, привлекают их внимание к наблюдаемому. Например,
он загадывает несложную загадку; не беда, если дети ее не отгадают, или
назовут животное неправильно. Педагог тут же приносит в группу «живую
отгадку», и дети видят, о каком животном шла речь.
Вопросы детям младшей группы задают конкретные, такие, на которые они
смогут ответить одним-двумя словами, например: «Какие уши, большие или
маленькие? Лапки длинные или короткие?» Животное рассматривается по плану:
сначала голова, затем туловище, лапы, хвост. Нужно дать детям целостное
представление о живом существе, подчеркивая, что оно двигается, ест, т.е.
обратить внимание на повадки животного. Можно предложить одному-двоим
малышам покормить, скажем, кролика, при этом обратить внимание их на то,
как он ест.
Для первого наблюдения следует выбрать такое животное, которое дети
смогли бы не только рассмотреть, но и погладить. Очень важно отношение,
которое проявляет к животному сам воспитатель: его внимательность,
заботливость – лучший пример для подражания.
Занятия по наблюдению за животными вызывают у детей огромный интерес.
На прогулке дети обычно не отходят от кролика: каждый несет ему травку,
угощает его, гладит, называя его ласковыми именами. Но уход за
млекопитающими животными малышам недоступен, поэтому в младших группах
кроликов держать не следует.
Для полного ознакомления с каким-либо животным желательно провести не
меньше двух занятий по наблюдению за ним. Если во время первого наблюдения
дети знакомятся с животным и получают самые элементарные представления о
нем, то при повторном рассматривании знания детей дополняются и
расширяются, становятся более устойчивым и интерес малышей к объекту
наблюдения.
Месяца через два можно провести повторное занятие по наблюдению за
кроликом – этим же или другим (взрослым или детенышем). В начале занятия
воспитатель использует другой пием для привлечения внимания детей:
напоминает им о том, что они уже видели кролика, и спрашивает, хотят ли они
посмотреть его еще раз.
На повторном занятии воспитатель добивается от детей большей
активности в рассматривании описании животного, больше внимания обращает
на его повадки. Здесь можно использовать элементы сравнения, спросить:
«Какого цвета была шерсть у кролика, которого мы рассматривали раньше?
Который из них больше?» Можно покормить кролика другим видом корма,
например зеленым овсом, который дети сами вырастили, капустой, салатом. При
рассматривании детенышей уточняется их название – крольчонок, крольчата.
Примерно таким же образом воспитатель знакомит детей с домашними
животными – кошкой, небольшой собакой или щенком.
Занятие по наблюдению за рыбкой можно провести в такой же обстановке:
посадить детей в кружок, в центре которого поставить таз с водой. Начать
занятие с известного детям приема, но можно и иначе: внести банку с водой,
в которой находится рыбка, и пустить рыбку в таз. Примерно так же
проводится наблюдение за птичкой.
При первом наблюдении за животными дети в младшей группе иногда бывают
настолько поглощены объектом наблюдения, что мало что могут рассмотреть –
запоминают сам факт рассматривания, поэтому воспитателю не следует
ограничиваться одним занятием. В процессе первичного наблюдения педагог
дает детям элементарные знания о внешнем виде и повадках птички и
обязательно говорит о необходимости бережного к ней отношения. Затем
привлекает малышей к уходу за птичкой, наблюдая за ее повадками. С этой
целью проводит повторно наблюдение за птичкой. Начать его можно с
предложения рассмотреть птичку, которая живет в группе. Если воспитателю
удалось вызвать у детей положительное отношение к животным уголка природы,
дети очень охотно откликаются на предложение воспитателя, несмотря на то
что птичку они видят ежедневно. Педагог на этом занятии дает дополнительные
сведения о птичке (например, тело птички покрыто перышками; птичка клюет
травку и т.д.).
Знания о птицах дети получают также на прогулке, во время
систематических наблюдений за птицами у кормушки. Под руководством
воспитателя они отмечают самые характерные, немногие признаки внешнего вида
и повадок птиц, сравнивают контрастных птиц, узнают их названия. Малыши
видят, что старшие дети и воспитатель систематически подкармливают птиц,
заботятся о них (особенно в зимнее время, когда для птиц мало корма), это
укрепляет положительное отношение детей к живым существам и вызывает
желание самим заботиться о них.
Знания о животных закрепляются детьми в процессе дидактических и
подвижных игр («Кто как кричит», «Воробушки и автомобиль» и др.) Кроме
того, воспитатель подбирает для детей литературный материал: стихи,
рассказы, картины для рассматривания, - это оказывает эмоциональное
воздействие на детей и укрепляет положительное отношение к животным.
2.2. СРЕДНЯЯ ГРУППА.
В средней группе у детей должно формироваться умение видеть
разнообразные формы и качества предметов, умение сравнивать, устанавливать
различие и сходство. Главной задачей является знакомство детей не только с
особенностями растений, но и условиями, необходимыми для их жизни, а также
формирование новых умений по уходу за растениями (полив из мелкосетчатой
лейки или опрыскивание, удаление пыли с опушенных листьев мягкой щеточкой).
В ходе работы в уголке природы дети должны увидеть зависимость между
способом ухода и состоянием растения и обратную зависимость - от величины,
количества поверхности, хрупкости, т.е. по внешнему виду, определить способ
ухода -сколько влаги и света требуется данному растению (например, если у
растения мясистые листья, как у алоэ, то поливать его нужно редко, а если
листья тонкие, стебли хрупкие, "прозрачные", как у бальзамина, то поливать
Страницы: 1, 2, 3
|