МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром

    Воспитание сопереживания у дошкольников в процессе ознакомления с животным миром

    Устинова

    Ольга

    Волгоград

    Содержание.

    Введение………………………………………………………………………………………………………..2

    1. Роль природы в эстетическом воспитании………………………………………………..4

    2. Понятие экологического воспитания………………………………………………………8

    3. Отношение к природе в дошкольном возрасте………………………………………….12

    4. Ознакомление детей с жизнью животных в природных

    условиях…………………………………………………………………………………………………17

    5. методика совершенствования работы по воспитанию дошкольников

    средствами природы………………………………………………………………………………..21

    6. пример проведения занятия: роль окраски в жизни животных,

    или «кто какого

    цвета?»…………………………………………………………………………..26

    заключение………………………………………………………………………………………………….29

    список литературы………………………………………………………………………….30

    введение.

    Трудно представить себе воспитание детей без привлечения в помощники

    воспитателю природы - этого самого естественного источника красоты. Природа

    - не только великий учитель и великий воспитатель. «Природа - источник

    творческого вдохновения, источник подъема всех духовных сил человека, не

    только взрослого, но и подрастающего». Природа помогает окрашивать в

    эмоциональные тона все восприятия окружающей действительности. Вот это

    эмоциональное отношение к окружающей природе, неисчерпаемому источнику

    красоты, и должна воспитывать система образовательных учреждений у детей.

    Во все времена и эпохи природа оказывала огромное влияние на

    человека, на развитие его творческих способностей, являясь в то же время

    неиссякаемым источником для всех самых смелых и глубоких дерзаний человека.

    Великий критик Белинский считал природу «вечным образцом искусства».

    Композитор Чайковский, высоко ценя искусство в жизни человека, писал:

    «Восторги от созерцания природы выше, чем от искусства». Многоголосое

    звучание земли русской нашло отражение в творчестве талантливых русских

    композиторов С.В.Рахманинова, Н.А.Римского-Корсакова, М.П.Мусоргского и

    других. Неповторимое богатство красок природы запечатлели в своих полотнах

    И.И.Левитан, И.И.Шишкин, И.Грабарь, М.Сарьян, С.Герасимов и другие.

    Прекрасное в природе безгранично и неисчерпаемо. Поэтому природа -

    источник для искусства. Прекрасное в природе было и остается предметом

    художественного освоения ее. Поэтому великие художники - всегда

    первооткрыватели прекрасного в окружающем мире.

    Уровень экономического развития общества, общественные отношения

    людей отложили значительный отпечаток на восприятие природы. В отдельные

    эпохи это восприятие выражало эстетический интерес людей к природе или,

    наоборот, прекрасное воспринималось искаженно.

    В античный период древние греки рассматривали прекрасное как

    гармонию, разлитую в природе. Естественный порядок в природе считался

    всеобщим эстетическим свойством ее.

    Религиозное средневековье из-за фантастической веры в бога не хотело

    видеть красоты в природе. И только позже, в эпоху Возрождения, вновь люди

    полюбили формы и краски природы и стали создавать гимны в честь ее красоты.

    В империалистическую эпоху ненависть к человеку, чисто эгоистические

    интересы соединяются с безразличием и ненавистью к природе.

    Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс.

    Изменение в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но

    особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в

    детском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных

    изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему.

    Характерная особенность этого процесса – диалектический переход

    количественных изменений в качественные преобразования физических,

    психических и духовных характеристик личности.

    В процессе деятельности происходит всестороннее и целостное

    развитие личности ребенка, формируется его отношение к окружающему миру.

    Чтобы деятельность привела к формированию запроектированного образа

    личности, её нужно организовать и разумно направить.

    Из многих проявлений красоты природы люди воспринимают то, что

    соответствует их миропониманию и настроению. Облик природы, если ее не

    изменяет человек, остается практически постоянным. Однако меняется

    общественно-историческая практика людей, поэтому люди в объективную красоту

    природы вносят свой общественно-исторический смысл.

    В системе по эстетическому воспитанию дошкольников большое место должно

    быть отведено природе. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка,

    совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Воспитание любви к

    природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное

    значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного

    воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических

    чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует

    физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

    1. Роль природы в эстетическом воспитании.

    Умение видеть природу - первое условие воспитания мироощущения

    единства с ней, первое условие воспитания через природу. Оно достигается

    лишь при постоянном общении с природой. Чтобы ощущать себя частью целого,

    человек должен не эпизодически, а постоянно находиться во взаимоотношениях

    с этим целым. Вот почему гармония педагогических воздействий требует

    постоянного общения с природой.

    Если семья живет в селе или в небольшом городке, то общение с

    природой, кажется, не представляет затруднений. Ну а если ребенок живет в

    большом индустриальном городе, на каком-нибудь 12-м этаже? Что же, и здесь

    есть небо и солнце, и звезды. Нужно научить ребенка видеть их. Ведь

    смотреть - еще не значит видеть. Воспринимается далеко не все то, что

    отпечатывается на сетчатке глаз, а лишь то, на чем сосредотачивается

    внимание. Мы видим лишь тогда, когда осознаем. Детей нужно учить видеть.

    Это значит не только показать, но и описать словесно. Описать краски и

    оттенки закатного неба и зари, описать форму облаков и их окраску, описать

    звездное небо или луну, показывая все это. Если жители высоких этажей могут

    видеть небо из окна или с балкона, то другие увидят его, выйдя во двор.

    Небо чрезвычайно разнообразно и всегда прекрасно. Созерцать его ежедневно,

    в течение всей жизни, не может надоесть, как не может надоесть дышать.

    Наоборот, каждый день такое созерцание, хотя бы в течение нескольких

    минут, освежает душу. Так же нужно «увидеть» снегопад или дождь, или грозу.

    Редко встречаются города, где нет реки, пруда или озера. Вода не так

    разнообразна, как небо, но и она богата красками, оттенками. А ведь есть

    города и селения, расположенные на берегах морей.

    В доме всегда должны быть цветы, за которыми ребенок ухаживает,

    наблюдает и красоте которых радуется.

    В самом промышленном городе есть деревья во дворах, бульвары, скверы,

    парки. И здесь нужно учить детей «видеть» деревья, цветы, кустарники:

    замечать особенности и оттенки лепестков, листьев, наблюдать как набухают и

    распускаются почки или начинают желтеть листья, как зацветают цветы и

    созревают семена. Нужно, чтобы ребенок выбрал в ближайшем окружении дерево,

    которое ему кажется самым привлекательным, и наблюдал за его увяданием и

    зимним сном. Пусть он относится к любимому дереву как к дружественному

    существу - навещает его, замечает новые побеги, помогает ему.

    Покажите ребенку особенности поведения воробьев, галок, голубей,

    научите описывать их оперение, глаза, форму тела и лапок, расскажите

    ребенку об их жизни, заботах, о строгих правилах стаи и т.п. Устройте

    кормушку на окне, и пусть ребенок подкармливает птиц зимой. Прекрасно, если

    он сможет узнать двух-трех птиц. Ведь животное становится ближе, когда мы

    видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость, его отношение

    к другим птицам, к нам самим.

    Само собой разумеется, что ребенок должен научиться «видеть»

    окружающих домашних животных. Не следует переоценивать «заразности»

    животных.

    Главная задача в эстетическом развитии средствами природы - это

    пробуждение у детей эмоционального отношения к ней. Эмоциональное отношение

    к природе помогает сделать человека выше, богаче, внимательнее.

    Природа является одним из факторов, влияющих на развитие и

    формирование эстетических чувств, она неисчерпаемый источник эстетических

    впечатлений и эмоционального воздействия на человека. В жизни людей природа

    занимает значительное место, способствует формированию и развитию

    эстетических чувств и вкусов.

    Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. «Именно в

    это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии,

    целесообразности, единству, которые царят в ней».

    Эстетические чувства тесно связаны с нравственными. Любовь к Родине -

    это сложное моральное чувство, которое органически соединено с

    эстетическими чувствами, вызываемыми общением с природой.

    Наиболее эффективная последовательность работы:

    -непосредственное восприятие природы,

    -организованное наблюдение над природой во время прогулок и

    экскурсий.

    -сочетание метода наблюдения с методом активных действий во время

    работы на опытном участке.

    В настоящее время, когда с такой осторожностью поставлен вопрос об

    охране окружающей среды, эстетическое воспитание средствами природы должно

    знать подобающее место в системе эстетического воспитания.

    Многое в связи с этим зависит от воспитателя, от его знаний, от его

    увлеченности.

    В работе по эстетическому воспитанию средствами природы с детьми

    дошкольного возраста воспитатель должен хорошо знать особенности этого

    возраста.

    У детей этого возраста наблюдается большое стремление к

    самостоятельности, независимости. Они все хотят увидеть, все открыть сами.

    Этот интерес побуждает детей к активной деятельности. Но ее направление по

    отношению к природе может быть различным: одни из них могут разорять

    гнезда, стрелять из рогаток в птиц, а другие - разводить рыб, ухаживать за

    голубями.

    Воспитание - это организация деятельности ребенка, в которой важную

    роль играет организация отношений. Что же значит организовать деятельность

    ребенка? Понятие деятельности - сложное понятие: всякая деятельность

    побуждается потребностью, имеет мотив (более или менее осознанную

    побудительную причину) и цель - то, ради чего совершается действие.

    Таким образом, организовывая деятельность ребенка, т.е. воспитывая

    его, нужно дать ему опору в соответствующей потребности, побудить к нужной

    мотивации и привлечь к определенной цели. Потребности, мотивы и цели -

    основа наших отношений и наших чувств.

    Только организовав потребности, мотивы и цели деятельности своего

    ребенка соответственной той задаче, какую вы ставите в воспитании, можно

    воспитать желаемое качество его личности. А организовать возможно опять же

    лишь в деятельности.

    Задача педагога состоит в том, чтобы направить появившийся интерес в

    правильное русло, убедить ребят, что, истребляя природные богатства, они

    наносят урон не только красоте родного края, но и себе (моральный,

    эстетический). «Охотиться» можно и с фотоаппаратом, и с кинокамерой. Такой

    вид «охоты» обогатит эстетический, эмоциональный мир ребенка, разовьет в

    нем наблюдательность, любознательность, любовь к прекрасному.

    В работе по эстетическому воспитанию важно знать и учитывать не

    только направленность интересов, но и особенности этого восприятия

    (эстетического): воспринимая явление окружающей действительности, человек

    руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и

    эстетическими принципами.

    Эстетическое восприятие - это способность создавать или

    воспроизводить и эмоционально окрашивать целостные образы под влиянием

    реальных предметов и художественных произведений.

    Содержание и богатство чувств, вызванных непосредственным общением с

    природой, находятся в прямой зависимости от характера восприятия. В

    соответствии с возрастом эстетическое восприятие имеет свои особенности,

    обусловленные запасом представлений и объемом жизненного опыта детей.

    Старшие дошкольники, как правило, не могут верно оценивать картину

    виденного в целом. У них еще отсутствует способность объединять,

    синтезировать отдельные восприятия в общие впечатления.

    Способность заметить, выделить красивое развивается постепенно. Но

    если развитие происходит стихийно, без целенаправленного влияния детского

    сада и семьи, то оно может задержаться. Поэтому воспитатель должен

    направлять эстетическое воспитание своих воспитанников, чтобы они на всю

    жизнь не остались глухи и слепы к красоте природы.

    В.А.Сухомлинский говорил: «Добрый ребенок не сваливается с неба. Его

    надо воспитывать».

    Да, доброта по сей день становится в ряд с такими качествами, как

    мужество и храбрость. А ведь для доброты требуется немалое мужество и

    храбрость. Для доброго дела часто нужно наступить «на горло собственной

    песне», и это требует гораздо большего мужества, чем «наступить на горло»

    чужой песне.

    Необходимо обучать детей доброте через сопереживание всему живому.

    Быть добрыми - значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать другого,

    сердечно сочувствовать ему и стремиться помочь. Сопереживанию нужно учить

    также вдумчиво, заботливо, осторожно, как учат делать детей первые шаги.

    Для обучения сопереживанию необходимы специальные виды деятельности,

    побуждающие к сочувствию и помощи живым существам. Формы такой деятельности

    разнообразны - можно завести аквариум или «звериную лечебницу».

    Дети, выросшие в семьях, где царила грубость, а то и жестокость, не

    сразу проникаются сочувствием к своим маленьким питомцам. Но внимательная

    забота о них самого ребенка и сочувствие других обязательно приводили к

    тому, что в сердце ребенка просыпались тепло и жалость к беззащитному

    существу.

    Общение с природой и забота о ней необходимы для воспитания добрых

    чувств, обязательных для каждого человека.

    Домашние животные - большая помощь в воспитании личных положительных

    качеств ребенка, но лишь при условии ответственного и бережного обращения с

    этими животными. Лишь тогда сформируются доброта, ответственность, чувство

    долга и т.п.

    Мы отвечаем за живое - и за животное и за растение - перед природой,

    перед обществом, перед собственной совестью.

    2. ПОНЯТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

    Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной

    педагогики, которое отличается от традиционного ознакомления с природой. В

    основе общения дошкольника с природой лежит отношение старшего к младшему

    (появляется потребность ласкать, заботиться о растениях и животных).

    Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром

    противоречив. Эволюционное отношение к нему может проявиться у ребенка как

    в нравственном, так и в безнравственном поступке. Это связано с незнанием

    дошкольника правил взаимодействия с объектами природы. Поэтому важно

    формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы

    отношения к ней. Осознанно правильное отношение вырабатывается при условии

    тесного контакта и различных форм взаимодействия ребенка с растениями и

    животными, имеющимися в помещении, на участке детского сада и дома.

    Экологическое воспитание дошкольника — это и есть познание живого,

    которое рядом с ребенком, во взаимодействии со средой обитания и выработка

    на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

    Наверное, сейчас уже никого не нужно убеждать в том, что решение

    экологических проблем невозможно без самым серьезным образом

    организованного экологического образования и воспитания людей, поскольку

    действенность любых мер, принимаемых по защите природы, в конечном счете,

    определяется поведением людей, которые взаимодействуют с ней, их отношением

    к природе. А основы этого отношения закладываются еще в детстве, поэтому

    дошкольный и младший школьный возраст должны стать объектом пристального

    внимания психологов и педагогов, занимающихся проблемами экологического

    образования и воспитания.

    С психолого-педагогической точки зрения, важнейшее значение имеет

    определение типа отношения ребенка к природе, поскольку в типе

    зафиксированы главные характеристики этого отношения, которые дают ключ к

    построению наиболее адекватной стратегии педагогической деятельности с

    ребенком.

    Исследования, проведенные в рамках экологической психологии,

    позволили разработать собственно психологическую типологию субъективного

    отношения к природе, которая. базируется на двух его основных параметрах:

    модальности и интенсивности.

    Модальность это качественно-содержательная характеристика

    субъективного отношения, в отличие от других его параметров, позволяющих

    провести лишь формально-количественный анализ. Модальность субъективного

    отношения к природе определяется двумя факторами. Во-первых, в какой роли:

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.