Реферат: Банковское дело
В
свою очередь, банковский менеджмент – это практическая деятельность, связанная
с непосредственным управлением осуществления КБ-ком своих функций. В этом
аспекте банковский менеджмент выступает как система разработки управляющих
воздействий на объект управления: активные и пассивные операции,
расчетно-кассовые операции, исполнение нормативных финансово-экономических
показателей, внутрибанковский аудит и контроль и т.д.
Система
банковского менеджмента, направленная на разработку управляющих воздействий,
м.б. представлена следующим образом:
1. Программирование
деятельности банка – формирование
целевой программы деятельности банка.
2. Планирование
деятельности банка – разработка
перечня количественных (критических) параметров, которые должны соответствовать
программным целям кредитной организации. Критические параметры банка (размер
собств.капитала, структура активных и пассивных операций, мультипликативный
эффект собственного капитала банка и т.д.), которые должны изменяться на
интервале планирования деятельности.
3. Информационно-аналитическое
обеспечение, основой
которого являются первичные документы, регистрирующие конкретную операцию или
сделку с клиентурой.
4. Экономика
и финансы – обоснование
заданных нормативных ограничений на параметры деятельности банка и контроль за
случайными факторами, которые могут привести к отклонению от заданной целевой
программы, а т.же оценка степени выполнения программы банка.
5. Технология
– разработка
функционально-технологической документации, а т.же связь ее с действующим
регламентом банковских операций и услуг.
6. Маркетинг
– выявление
потребностей внешней среды и мониторинг ее изменений.
7. Контрольно-административная
деятельность, которая
включает в себя обслуживание процессов оперативного сопровождения управляющих
воздействий.
8. Экспертиза
и консультации – экспертиза,
консультации и сопровождение направлений, связанных с управляющими
воздействиями внешней среды.
9. Обеспечение
– материально-техническое
и кадровое обеспечение.
10. «Паблик
рилейшнс» - информационно-исследовательское
обеспечение, реклама и продвижение схемы «банковский продукт – клиент» на
рынок.
47.
. Банковский
менеджмент и его основные направления
Менеджмент
- наука о наиболее рациональной организации и управлении; - организация и
управление коллективом. Основная цель: получение прибыли путем применения
системы управления.
Современный
коммерческий банк является сложным социально-экономическим объектом,
самоуправляющейся системой, состоящей из управляемой и управляющей подсистем.
Управляющая
- субъект управления, который на основе информации, поступающей от внешних и
внутренних подсистем, вырабатывает цель и подцели, которые следует достичь, и
осуществляет соответствующие воздействие на управляемую подсистему.
Управляемая
- объект управления, воспринимающий управляющее воздействие, выполняющий работы
и осуществляющий обратную связь.
"Управление
банком" ( Банковский менеджмент", "Организационное
управление")- это деятельность, где объектом и субъектом управления
являются люди (соответствующие участники банка), а само управление
осуществляется путем целеполагающего воздействия одних на других и между собой,
а также путем информационного взаимодействия между ними.
К
этому же процессу относится термин "
"Управление
ресурсами" (активами, пассивами, капиталом, портфелем ценных бумаг и т.п.)
-процесс, в котором служащими определенных подразделений банка производится
непосредственное воздействие на те или иные ресурсы путем осуществления
соответствующих банковских операций или других аналогичных действий, в
результате которых происходит трансформация этих ресурсов.
Основные
направления банковского менеджмента:
1. Планирование
банковской деятельности, в процессе которого вырабатывается банковская
политика, определяющая деятельность на перспективу, стратегию, концепцию
развития банка, которая включает в себя кредитную, депозитную, инвестиционную и
процентную политику.
Выработка
стратегии - это воплощение целей на практике с учетом ресурсов и прогнозов в
перспективе на 3-5 лет:
- стратегическое
планирование 3-5 лет
- перспективное
до 3 лет
- текущее
- ежедневное
Так
как планирование процесс непрерывный, а не раз в 3-5 лет, то необходима
разбивка перспективного планирования на текущее.
Этими
функциями управления занимаются в КБ отделы планирования или специальные
комитеты по управлению.
2. Управление
активами - это пути и порядок размещения привлеченных средств. Применительно к
коммерческому банку - это распределение средств на наличные деньги, инвестиции,
ссуды и нематериальные активы.
Особое
внимание при размещении средств уделяется инвестициям в ценные бумаги и ссудным
операциям, в частности составу портфеля ценных бумаг и непогашенных ссуд.
На
управление активами влияют следующие факторы:
1) активы
должны размещаться в строгом соответствии с банковским законодательством.
2) отношения
между банками и их клиентами по ссудам и вкладам строятся на основе доверия и
помощи.
Подавляющая
часть привлеченных банком средств подлежит оплате по требованиям или с очень
коротким сроком уведомления.
3 ) конфликт
между ликвидностью и прибыльностью.
4) разные
активы имеют разную степень риска и приносят разные прибыли.
3. Управления
пассивами. Это деятельность, связанная с привлечением средств вкладчиков и
других кредиторов и определением соответствующей комбинации источников средств
для банка.
Также
это действия, направленные на удовлетворение нужд в ликвидности путем активного
изыскания заемных средств по мере необходимости.
4. Управление
собственными средствами (капиталом) банка. Имеет важное значение для
обеспечения его ликвидности и платежеспособности, предполагает обоснование
критериев достаточности собственного капитала и выбор показателей, позволяющих
оценить эту достаточность. Один из путей увеличения собственного капитала -
выпуск акций, облигаций.
5. Управление
рентабельностью работы банка - контроль доходов и расходов банка.
6. Управление
рисками.
Главные
риски:
- риски
невозврата кредита и процентов по нему
- риск
ликвидности.
- риск
неполучения прибыли.
- риск
потери освоенного рынка.
Основные
функции управления здесь: - распознать возможные случаи возникновения риска,
оценить масштабы предполагаемого ущерба, найти способы предотвращения и
источники возмещения.
7. Управление
трудовым коллективом (кадровый менеджмент).
8. Управление
банковским маркетингом.
48.Общие
черты и различия банк.менеджмента и управления банк.деятельностью.
В
систему банковской деятельности следует включить сами банки, предприятия,
учреждения, органы власти и другие юридические лица, а также физические лица,
финансово-кредитные отношения которых могут реализовываться только при участии
одного или нескольких банков. Особую роль здесь играют государственные органы
власти и управления, в чьей компетенции - регулирующие воздействия на сам
характер этой деятельности.
Сущность
системы банковской деятельности и ее основу (как и положено в теории систем)
составляют именно связи между указанными элементами: специально организуемые
взаимодействия между субъектами хозяйствования, субъектами рыночной
инфраструктуры и органами власти. Эти взаимодействия осуществляются в виде
банковских операций, банковских услуг и т. п. В этой связи
"банковская деятельность" должна рассматриваться как категория более
широкая, чем просто "деятельность банков", поскольку охватывает
отнюдь не только банки.
49.Количественные, качественные
и социальные показатели банковского менеджмента.
Показатели,
по которым оценивается банковский менеджмент разделяется на ряд групп:
количественные
и качественны;
объективные
и субъективные;
формализуемые
и не формализуемые.
Количественные
показатели оценки банковского менеджмента могут применяться только
соотносительно размерам банка, его политике и специализации. К ним относятся:
размер
капитала банка;
количество
учредителей;
объемы
активных и пассивных операций;
количество
клиентов;
количество
сфер экономики и отраслей работы;
география
работы;
наличие
и разветвленность филиальной сети;
корреспондентские
отношения;
количество
банковских продуктов в портфеле.
В
числе качественных показателей банковского менеджмента выделяют ряд групп:
Качественные
показатели (состояния и работы) оценивают менеджмент банка с позиций
профессиональных требований кредитного предпринимательства:
достаточность
капитала, качество активов, прибыльность, ликвидность (в рамках безопасности и
устойчивости);
скорость
совершения операций, обработки документов;
комплексность
предоставляемых банковских продуктов;
степень
удовлетворения запросов клиентов по видам, характеристикам, объемам и качеству
предлагаемых банковских продуктов;
адекватность
принимаемых рисков и степень их управляемости.
Качественные
показатели менеджмента (персонала) характеризуют его соответствие нормативным
требованиям экономики к предпринимательским структурам:
состав
и компетентность администрации (квалификация, опыт работы, наличие и качество
надзора);
характер,
адекватность и соблюдение внутренней политики (соответствие базовым положениям
и направлениям банковской политики, кадровая политика, внутренний контроль и
аудит);
выполнение
регулятивных норм и соблюдение законов, инструкций и иных подзаконных актов по
банковской деятельности;
способность
администрации и персонала планировать и реагировать на изменение окружающей
среды и обстановки (воздействие спадов, инфляции, умение признавать и
исправлять ошибки).
Качественные
показатели (социальные) их применение связано с особым социальным, общественным
статусом кредитного предпринимательства:
отношение
персонала к труду;
соотношение
квалификации, ответственности и вознаграждений;
степень
и адекватность решения социальных проблем.
53. Планирование и способы продвижения банковских
продуктов.
Это
те услуги или те операции, которые оказывает банк. Банк. продукты – различные
виды услуг и операций, предоставляемые банками клиентам. Б/продукты
ориентированы на различных клиентов, которые м.б. объединены в группы:
Для
юр.лиц.:
Мелкие
фирмы
|
·1 Персональное финансовое
обслуживание и план-е управления недвижимостью;
·2 Спец.стартовые ссуды под
гарантию поручителя;
·3 Покупка потребительских
товаров в кредит с погашением в рассрочку;
·4 Страхование имущества,
жизни и здоровья работников;
·5 Услуги по переводу денег и
бухг.оформлению документов.
|
Средние
фирмы
|
·1 Платежные операции,
компьютерные услуги, связанные с финансовой деятельностью;
·2 Кредитн. карточки для
работников;
·3 Лизинг. и факторинговые
операции, среднесрочная и долгосрочная ссуда для пополнения основного
капитала.
|
Крупные
фирмы
|
·1 Все, что выше +
·2 Операции по выплате з/пл
(счета или карты);
·3 Консультации по вопросам
бизнеса;
·4 Услуги по экспорту-импорту;
·5 Регистрация ц/бумаг;
·6 Формирование и управление
портфелем ц/бумаг;
·7 Консультации по учреждению
новых фирм, покупка др.фирмы, слияние капитала и т.п.
·8 Долгосрочное кредитование.
|
Для
физ.лиц:
|
Молодежь |
·1 Характерна повышенная
мобильность, частые переезды, жизнь вне дома, исходя из этого, необходимы
услуги по переводу денег, краткосрочные ссуды, относительно простые формы
сбережений, банковские услуги, связанные с туризмом. |
|
Молодые
люди, недавно образовавшие семью |
·2 Нуждаются в открытии
совместного банковского счета для мужа и жены, краткосрочных кредитах для
покупки товаров, в разных формах возобновление кредита.
·3 Прибегают к целевым формам
сбережений и услугам по фин.защите семьи (страх.).
|
Семьи
«со стажем» |
·1 Широко пользуются
потребительским кредитом для покупки товаров и улучшению жилищных условий,
практикуют сберегательные схемы для родителей и детей, нуждаются в
консультировании по вопросам финансирования образования, инвестирования
сбережений, налогообложения, страхования, завещаемого распоряжения. |
|
Люди
зрелого возраста, готовящиеся к выходу на пенсию |
·2 Наиболее устойчивая группа
банковских клиентов: хранят крупные остатки на банковских счетах, требуют
высокого уровня обслуживания, включая финансовое консультирование, помощь в
распоряжении капиталом, завещание распоряжений и т.д. |
|
|
|
|
|
|
43.Понятие
финансового лизинга, основные разновидности финансового лизинга.
Финансовый
лизинг - вид лизинга, при кот. лизингодатель обязуется приобрести в
собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного продавца и
передать лизингополучателю данное имущество в качестве предмета лизинга за
опр-ую плату, на опр-ный срок и на опр-ных условиях во временное владение и в
пользование. При этом срок лизинга по продолжительности равен сроку полной
амортизации предмета лизинга или превышает его. По окончании срока действия
договора лизинга предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя.
Фин.
лизинг – долгосрочная аренда имущества, вытекающая из специфических условий
лизингового договора. Он позволяет предприятию использовать в ден. обороте
ср-ва др. предприятия на долгосрочной основе. Операции по привлечению ср-тв на
основе долгосрочной аренды — эффективная форма финансирования вложений на
приобретение осн-х ср-тв. Осущ-ся она ч/з лизинговую компанию, приобретающую
для третьего лица право собств-ти на имущество и отдающую его в аренду на
опр-ный срок.
Следует
различать финансовый и оперативный лизинг. Договорные отношения, при кот.
имущество передается арендатору на срок, существенно меньший нормативного срока
службы имущества, что предполагает возможность сдавать это имущество в аренду
неоднократно в течение нормативного срока его службы, относятся к оперативному
лизингу или прокату. Отношения финансового и оперативного лизинга регламентируются
различными законодательными и нормативными актами.
Объектами
фин. лизинга м.б. любое движимое и недвижимое имущество, относимое к осн.
ср-вам, и имущественные права.
Финансовый лизинг делится на:
лизинг с обслуживанием;
ливеридж-лизинг;
лизинг «в пакете».
Лизинг с обслуживанием представляет собой сочетание
финансового лизинга с договором подряда и предусматривает оказание целого ряда
услуг, связанных с содержанием и обслуживанием сданного внаем оборудования.
Ливеридж-лизинг - особый вид финансового лизинга,
при котором большая доля (по стоимости) сдаваемого в аренду оборудования
берется внаем у третьей стороны - инвестора. В первой половине срока аренды
осуществляются амортизационные отчисления по арендованному оборудованию и
уплата процентов по взятой ссуде на приобретение, что понижает облагаемую
налогом прибыль (доход) инвестора и создает эффект отсрочки налога.
Лизинг «в пакете»- система финансирования
предприятия, при которой здания и сооружения предоставляются в кредит, а
оборудование сдается арендатору по договору аренды.
Исходя из источника приобретения объекта лизинговой
сделки лизинг можно подразделить на прямой и возвратный.
Прямой лизинг предполагает приобретение
арендодателем у пред-приятия-изготовителя (поставщика) имущества в интересах
арендатор. Возвратный лизинг заключается в предоставлении
предприятием-изготовителем части его собственного имущества лизинговой компании
с одновременным подписанием контракта о его аренде. Так образом, предприятие
получает денежные средства от сдачи в apeнду своего имущества, не прерывая его
эксплуатации. Подобная oпeрация тем выгоднее для предприятия, чем больше будут
доходы от новых инвестиций по сравнению с суммой арендных платежей. В условиях
лизинга имущество, используемое арендатором в течение всего срока контракта,
числится на балансе лизингодателя, за которым сохраняется право собственника.
По методам финансирования существуют:
срочный лизинг, при котором осуществляется
одноразовая аренда имущества;
возобновляемый лизинг, при котором договор продолжается
по истечении первого срока контракта.
По отношению к арендуемому имуществу лизинг
подразделяется на: чистый лизинг, когда дополнительные расходы по обслуживанию
арендуемого имущества возлагаются на арендатора; полный лизинг, при котором
арендодатель берет на себя все расходы по техническому обслуживанию сданного в
аренду оборудования. с. 5.1.
Субъектами
лизинга являются:
· лизингодатель
— юр. лицо, осуществляющее лизинговую деят-ть, то есть передачу в лизинг по
договору специально приобретенного для этого имущества, или гражданин,
занимающийся предпринимательской деят-тью без образования юр. лица и
зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя;
· лизингополучатель
— юр. лицо, осуществляющее предпринимат.деят-сть, или гражданин, занимающийся
предпринимательской деят-тью без образования юр. лица и зарегистрированный в
кач-ве инд-ого предпринимателя, получающие имущество в пользовано договору
лизинга;
· продавец
лизингового имущества — предприятие — изготовитель машин и оборудования или
другое юр. лицо, или гражданин, продающие имущество, являющееся объектом
лизинга.
• предприятия
с иностранными инвестициями, осущ-щие свою деят-сть в соотв-вии с Законом РСФСР
«Об иностранных инвестициях в РСФСР».
Лизинговые
компании — это коммерч. орг-ции, создаваемые в форме акц. общества лицензиями
функции лизингодателей. Учредителями лизинговых компаний или др.
организационно-правовых формах, выполняющие в соответствии с учредительными
документами и могут быть юридические лица и граждане.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|