Дипломная работа: Этика бизнеса и социальная ответственность
Выдержать необходимое качество при подготовке отчёта во многом помогла
консультационная поддержка Агентства социальной информации. Чёткость прозрачной
отчётности компании отмечена специалистами. Так, правдивость, достоверность
приведённых в отчёте утверждений, аргументов, иллюстраций заверена экспертами
независимой профессиональной компании. В своём заключении по итогам аудита она
приводит подробные свидетельства, какие корпоративные документы были
использованы, какие территории деятельности компании посещены, какие объекты
проверены, с кем проведены целенаправленные диалоги. Характерно, что
аудиторское заверение по определению ограничено временными рамками отчётности
2007-2008 годов. Вместе с тем обращает на себя внимание, с одной стороны,
утверждение независимых экспертов о том, что нынешний отчёт представляет собой
сбалансированное изложение экономических, экологических и социальных аспектов
результативности деятельности компании. С другой стороны, нельзя не заметить,
что эти аспекты, по их словам, определяют показатели устойчивого развития в
контексте принятой Программы стратегического развития Группы «ЛУКОЙЛ» на
2008-2013 годы.
Не могу не согласиться, что подобная оценка, во-первых, органично выводит
процесс за рамки ушедшего в прошлое отчётного периода. А во-вторых, она делает
этот период своеобразной стартовой площадкой, нацеливая многотысячный коллектив
компании и всех, кто заинтересован в её процветании, на будущие ответственные
свершения.
В своей работе я поставила себе целью проанализировать
нефинансовый отчет компании «ЛУКОЙЛ».
Результаты проведенного
анализа отражают тенденции и специфику развития социальной отчетности,
характеризуют представления делового сообщества о корпоративной ответственности
и корпоративной практике, соответствующей принципам социально ответственного
ведения бизнеса. Обзор является моей первой попыткой сквозного анализа
нефинансовых отчетов и обобщения содержащейся в них информации.
Несомненным является тот факт, что одним важнейших из
инструментов повышения качества корпоративного управления, включая
планирование, мониторинг и оценку деятельности компании, является нефинансовый
(социальный) отчет. Одновременно он может служить средством повышения
прозрачности в деятельности компании, улучшения диалога с социальными
партнерами.
Развитие нефинансовой отчетности напрямую связано с проблемой
информационной открытости компаний. Анализируемая мной компания имеют
собственный корпоративный сайт, на котором они четко проясняют свою позицию по
проблеме социальной ответственности бизнеса, публикуют собственные этические и
социальные кодексы, а также отчеты о корпоративной ответственности.
Сегодня лидеры нефинансовой отчетности – крупнейшие компании
России, занимающие верхние строчки рейтингов и вносящие наибольший вклад в
благосостояние страны, как своей прямой экономической деятельностью, так и
реализацией подходов к корпоративной ответственности. В их числе одну из
лидирующих позиций занимает компания «ЛУКОЙЛ», отчет о корпоративной
ответственности которой я рассматривала в ходе своей работы.
Содержание нефинансового отчета компании отражает решение
компании о том, каким вопросам следует уделить наибольшее внимание, исходя из
целей и задач, которые ставит перед собой компания, приступая к подготовке
отчета. Существенное влияние на решение о характере включаемой в отчет
информации оказывают запросы и ожидания заинтересованных сторон, взаимодействие
с которыми компания считает наиболее актуальным на данном этапе. Важно иметь в
виду, что отчет ориентируется на читателя вообще. Как правило, он адресуется
конкретным целевым аудиториям, каждая из которых должна найти в отчете
отражение своих интересов. Правильный учет этих интересов, адекватный отбор и
раскрытие информации – важный элемент в подготовке отчета «ЛУКОЙЛ».
Анализ отчета выявляет отчетливую специфику в раскрытии
информации, которую российские компании считают значимой и существенной:
большое внимание уделяется вопросам социальной политики в отношении работников,
программам развития в территориях присутствия, а также благотворительности и
спонсорству. На эти программы компании направляют значительные средства. Так,
затраты трех ведущих российских нефтяных компаний на решение социально значимых
проблем, составили в 2004 г. более 16,5 млрд. руб. что в сумме соответствует
0,1% ВВП.
Существенная часть отчета компании посвящена представлению
результатов в области формирования эффективной кадровой политики и социальных
программ для работников: повышение профессионального уровня и квалификации
работников, образовательные программы, системы мотивации к результативному
труду; охрана здоровья персонала и улучшение условий труда; программы
добровольного медицинского страхования; корпоративные пенсионные фонды и
системы.
Компании приходится решать большое количество проблем,
связанных с экологическими последствиями деятельности. Инвестиционные программы
технической модернизации, так же, как и экологические программы занимают
важнейшее место в планах «ЛУКОЙЛ».
Отраслевая специфика отражается в отчете лишь в нескольких
темах, среди которых наиболее распространенной является качество продукции и
взаимоотношения с потребителями, а также природоохранная деятельность.
Хотелось бы особо отметить, что проведенное сравнение
характера информации, отраженной в отчете, с принципами GRI показывает высокую степень
соответствия, что свидетельствует о практическом внедрении этих принципов в
деловую практику, даже, когда сама компания на это не указывает. Следование
принципам социально-ответственного ведения бизнеса в интересах его собственной
устойчивости – это долгосрочный процесс движения. На разных этапах развития
компании степень продвижения в реализации этих принципов может быть разной.
Важно, что они реально отражаются в корпоративных стратегиях и воплощаются в
повседневной деятельности организации, о чем свидетельствуют результаты
проведенного анализа.
Результаты анализа подтверждают, что Руководство по
отчетности в области устойчивого развития (GRI) может служить российским
компаниям в качестве универсальной платформы при составлении отчетов и
применяться наряду с другими, признанными в мировой практике документами.
Информация, представленная в отчете «ЛУКОЙЛ», демонстрирует,
что в компании выстроена разветвленная образовательная система, с помощью
которой работник может получить и повысить профессиональную подготовку и
сделать карьеру в силу своих амбиций и возможностей. Корпоративные затраты на
обучение работников снимают финансовую нагрузку в миллионы рублей в год с
граждан и государства, что является заметным вкладом корпоративного сектора в
решение общенациональных задач развития трудового потенциала. Внутренние
программы подкрепляются финансированием внешних программ по поддержке развития
среднего и высшего образования, а также вузовской науки и научных разработок.
На основе имеющейся информации можно говорить о комплексном вкладе компании
«ЛУКОЙЛ» в развитие образования.
В целях улучшения здоровья работников и членов их семей
компания использует комплекс программ – от добровольного медицинского и
пенсионного страхования и мероприятий по профилактике заболеваний до развития
корпоративного спорта и организации летнего отдыха детей сотрудников. В отчете
убедительно представлен размах этой деятельности в рамках отдельно взятой
отчитывающейся организации.
В заключение хотелось бы сделать вывод о том, что отчет о
корпоративной ответственности ОАО «ЛУКОЙЛ» - это хороший нефинансовый отчет,
который содержит информацию, позволяющую оценить количество и качество
нематериальных активов организации, ее возможности и потенциал, особенности
управления и качество менеджмента. Инвесторы, партнеры, клиенты и собственный
персонал могут получить из отчета сведения, которые, наряду с информацией о
финансовых результатах, помогают им принять необходимые решения в отношении компании
«ЛУКОЙЛ». Можно предположить, что в ответ на вызовы времени и общественные
ожидания такой подход в принятии деловых решений будет становиться
распространенным явлением. Тем более ценным представляется опыт «ЛУКОЙЛ»,
которые первыми в России приступили к подготовке и публикации своих
нефинансовых отчетов. Этот опыт прокладывает дорогу остальным и способствует
формированию в российском бизнес сообществе современных представлений о
корпоративной практике и деловой этике.
Опыт применения компанией нефинансовой отчетности показал,
что ее следует рассматривать не просто как описание благотворительной и
экологической деятельности, а как часть более широкого определения
организационной стратегии. Она предполагает непрерывный процесс, который не
начинается с опубликования отчета и уж точно не заканчивается им. Данный
процесс может стимулировать компанию к совершенствованию корпоративного
управления, повышению эффективности менеджмента. Он подводит определенные итоги
на пути к устойчивому развитию и ставит новые цели для совершенствования
полученных результатов.
Заключение
В ходе своей работы я подробно
рассмотрела поставленные передо мною задачи.
В первой главе своей работы я
проследила историю развития понятия ответственности как моральной категории,
обратив особое внимание на концепцию Г. Йонаса.
Кроме того, я привела определения
понятий «бизнес этика» и «социальная ответственность». Затем я сопоставила эти
понятия и пришла к выводу, что они соотносятся, как общие этические основания
бизнеса с частным принципом. В качестве примеров корпораций, которые одними из
первых стали применять принцип социальной ответственности в своем бизнесе, я
привела такие, как Sears, Unilever.
Вторую главу своей работы я посвятила
рассмотрению проблем и спорных мотивов, связанных с понятием корпоративной
ответственности. Во-первых, я разобрала два подхода к изучению социальной
ответственности бизнеса на примере мнений Милтона Фридмена и Майкла Портера.
Во-вторых, я рассмотрела аргументы «за» и «против» социальной ответственности в
бизнесе. После этого я привела примеры корпораций, придерживавшихся различных
точек зрения по этой проблеме: Johnson&Johnson и Firestone.
В процессе работы над заключительной
главой я пришла к выводу о том, что устойчивое развитие – это процесс
изменений, в котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций,
ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные
изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал
для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений. Оно включает в себя
рассмотрение экономических, экологических и социальных факторов. Социальная
ответственность тесно связана с устойчивым развитием, так как общей целью
социальной ответственной организации должен быть вклад в устойчивое развитие.
Кроме того я пришла к заключению, что
корпоративный социальный
отчет является инструментом информирования акционеров, сотрудников, партнеров,
клиентов, общества о том, как и какими темпами компания реализует заложенные в
своих стратегических планах развития цели в отношении экономической
устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности. Более
подробно я рассмотрела «Руководство по отчетности в области устойчивого
развития GRI». Эта система на сегодняшний день является наиболее применяемой в
мире при подготовке нефинансовых отчетов.
В заключительной третьей главе я также
рассмотрела этические кодексы зарубежных и российских компаний, таких как IBM, ТНК-ВР и ЛУКОЙЛ, сопоставила их с
принципом социальной ответственности и пришла к выводу о том, что все принципы,
провозглашенные в преамбулах, реально выполняются.
Также я проанализировала воплощение принципа социальной ответственности на
практике на примере отчета компании «ЛУКОЙЛ» и проследила, насколько в нем
выполняется принципы, изложенные в руководстве по составлению социальной
отчетности. Я пришла к выводу, что отчет о социальной ответственности этой
организации соответствует уровню С+ по международной классификации GRI и может занять заслуженное место
среди отчетов международных нефтяных компаний.
«ЛУКОЙЛ» первым в России приступил к подготовке и публикации своих нефинансовых
отчетов. Тем более ценным представляется его опыт, который прокладывает дорогу
остальным и способствует формированию в российском бизнес сообществе
современных представлений о корпоративной практике и деловой этике.
Также мне бы хотелось высказать свое
мнение при ответе на вопрос: является ли бизнес вообще ответственным, или его
единственная цель – прибыль. Скорее всего, я являюсь сторонником
утвердительного подхода.
По моему мнению,
менеджеры и сотрудники организации отвечают за сбалансирование следование
компании общим интересам: экономическим интересам организации, интересам
стейкхолдеров и глобальным общественным интересам. На мой взгляд, организации
должны нести добровольные обязательства перед обществом и направлять часть
своих средств на его совершенствование.
В заключение хочется отметить, что
глубокое понимание и принятие деловой этики как внутренней нормы сегодня
является обязательным для менеджера любого уровня и в особенности - для
предпринимателя. Управление, будучи весьма специфической деятельностью, обязывает
руководителей заботиться о пределах и последствиях своих действий. В последнее
время для многих представителей бизнеса становится очевидным понимание того,
что устойчивое развитие компаний, сочетающее экономические, социальные и
экологические факторы, ведет к снижению предпринимательских рисков, укрепляет
конкурентоспособность, повышает эффективность персонала и лояльность
потребителей, улучшает репутацию компаний, создает позитивный вклад
предпринимательского сообщества в экономическое и социальное развитие
территорий своего присутствия. Тем самым создаются благоприятные условия для
реализации долгосрочных стратегий развития бизнеса на основе соблюдения баланса
интересов заинтересованных сторон. В этом суть социально - ответственного
ведения бизнеса как основы устойчивого развития компаний.
Мне бы хотелось внести свой небольшой вклад в разработку
проблемы социальной ответственности бизнеса посредством моей работы.
Список используемой литературы
1.
Алексина Т. А.
Этика бизнеса. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/54758/
(дата обращения 12.05.10)
2.
Алексина Т. А. Прикладная этика.
М., 2004.
3. Аристотель. Никомахова этика /
Аристотель // Соч.: В 4 т. - М. Мысль, 1984.
4.
Благов Ю. Генезис
концепции корпоративной социальной ответственности // Вестник
Санкт-Петербургского государственного университета. Серия «Менеджмент». 2006.
5.
Вебер, М.
Протестантская этика и дух капитализма / М.Вебер. - Ивано-Франковск: Ист-Вью,
2002.
6.
Гаджикурбанова П.А. Страх и ответственность: этика
технологической цивилизации Ганса Йонаса. http://ethics.iph.ras.ru/em/em4/10.html/
(13.03.10)
7.
Гусейнов А.А.,
Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.
8.
Деловая Этика.
Руководство по Управлению Ответственным Предприятием в Развивающейся экономике.
http://trade.gov/goodgovernance/adobe/Russian_BEM_Full_Text.pdf/ (дата
обращения: 15.04.10).
9. Загорулько, Н. М. Проблема оценки
экономической эффективности корпоративной благотворительности / Н. М.
Загорулько // Благотворительность в России. 2002.
10.Замошкин Ю.А. Бизнес и мораль //
Философские исследования, № 2, 1993.
11.Йонас, Г. Принцип ответственности.
Опыт этики для технологической цивилизации / X. Йонас. - М.: Айрис-пресс, 2004.
12.Кибанов А.Я., Захаров Д.К.,
Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М., 2002.
13.Козловски П. Принципы этической
экономии. СПб, 1999.
14.Корпоративная отчетность в области
устойчивого развития и экологической ответственности в Российской Федерации. http://www.csrjournal.com/lib/analiticarticle/2057-korporativnaja-otchetnost-v-oblasti-ustojjchivogo.html/
(дата обращения: 11.05.10)
15.Корпоративная социальная
ответственность. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения 12.03.09)
16.Корпоративная социальная
ответственность. Социальная отчетность. URL: http://un.by/ru/undp/gcompact/res/reporting.html (дата обращения 23.04.09)
17.Корпоративная социальная
ответственность: общественные ожидания. Потребители, менеджеры, СМИ и чиновники
оценивают социальную роль бизнеса в России / под ред. С.Е.Литовченко. – М.:
Ассоциация менеджеров, 2004
18.Корпоративная социальная
ответственность: управленческий аспект: монография /Под общ. ред. И.Ю.Беляевой,
М.А. Эскиндарова. – М.: КНОРУС, 2008.
19.Корпоративная социальная
ответственность: управленческий аспект: монография /Под общ. ред. И.Ю.Беляевой,
М.А.Эскиндарова. – М.: КНОРУС, 2008.
20.Ленк, X. Размышления о современной технике / X. Ленк. Под ред. В.С.Степина. - М.:
Аспект-Пресс, 1996.
21.Лучко М.Л. Этика бизнеса - фактор
успеха. М., 2006.
22.Макеева В.Г. Культура предпринимательства:
Учеб. пособие для вузов по эконом. спец. — М.: ИНФРА-М, 2002.
23.Назаров В.Н. Прикладная этика: Учебник для вузов.
М., 2005.
24.Отчет о социальной ответственности
Лукойл в 2005-2006г. http://www.lukoil.ru/static_6_5id_262_.html (дата обращения:
03.05.09)
25.Отчет о социальной ответственности
Лукойл в 2007-2008г. http://www.lukoil.ru/static_6_5id_2131_.html (дата
обращения: 24.04.10)
26.Парсонс Т. Мотивация экономической
деятельности // О структуре социального действия. М., 2000.
27.Перспективы развития российского
бизнеса в области социальной ответственности. http://www.pcq.ru/files/16f.ppt/ (дата обращения: 28.04.10)
28.Пирогов Г.Г., Ефимов Б.А.. Социальная
справедливость: генезис идей // Социологические исследования. 2008. № 9.
29.Политическая и экономическая этика.
М., 2001.
30.Пять шагов на пути к социальной
устойчивости компании. Рекомендации по оценке деятельности и подготовке
нефинансовых отчетов. – М.: РСПП. 2005.
31.Р. Де Джордж. Деловая этика,
Экономическая школа, СПб, 2001 г.
32.Рих Д. Хозяйственная этика. М.,
1996.
33.Руководство по отчетности в области
устойчивого развития. URL: http://www.globalreporting.org/NR/rdonlyres/A38EDB2C-270F-424D-B9CB-6A1AF2F4F3C3/0/2002_Guidelines_RUS.pdf
(дата обращения: 28.04.10)
34.Сартр, Ж. П. Экзистенциализм - это
гуманизм. / Ж. П. Сартр // Сумерки богов. - М.:, 1989.
35.Социальная ответственность.
http://www.tnk-bp.ru/social/ (дата обращения: 25.03.10)
36.Социальная хартия российского
бизнеса. http://www.rspp.ru/ (дата обращения: 15.05.10)
37.Тоффлер, Э. Третья волна / Э.
Тоффлер. - М.: ACT, 2002.
38.Устойчивое развитие.
http://www.kpmg.ru/russian/supl/publications/brochures/ras/6.31_r.pdf/ (дата
обращения: 11.05.10)
39.Фритцше Д.Дж. Этика бизнеса.
Глобальная и управленческая перспектива. М., 2002.
40.Хоманн К., Бломе-Дрез Ф. Экономическая и
предпринимательская этика // Политическая и экономическая этика.
М., 2001.
41.Швейцер, А. Благоговение перед жизнью
/ А. Швейцер. - М.: Прогресс, 1992.
42.Этика бизнеса. А.Н.Дятлов,
М.В.Плотников: федеральный образовательный портал. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/203213.html ( дата
обращения: 15.03.10)
43.Этика убеждения и этика
ответственности: Макс
Вебер и Лев Толстой. http://iph.ras.ru/uplfile/root/biblio/em/em7/4.pdf (дата
обращения: 12.05.10)
44.Этика. Энциклопедический словарь. Под
ред. Р.Г. Апресяна и А.А.Гусейнова. М., 2001.
45.Этический кодекс IBM. http://www.IBM.com/( дата обращения: 19.04.09)
46.Этический кодекс ТНК-ВР.
http://www.tnk-bp.ru/company/code/ (дата обращения: 14.04.09)
47.Этичный бизнес. http://www.soc-otvet.ru/ (дата обращения: 25.04.10)
48.Business
Ethics, the online magazine of corporate responsibility. URL:
http://www.business-ethics.com/ (дата обращения: 24.04.10)
49.Friedman, M The social
responsibility of business is to increase its profits / M. Friedman // The New
York Times magazine, 1970.
50.Harvard Business Review. 2002.
[1] Йонас, X. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической
цивилизации / X. Йонас. - М.: Айрис-пресс, 2004. с. 196
[2] Вебер,
М. Протестантская этика и дух капитализма / М.Вебер, 2002. с. 246
[3] Сартр,
Ж. П. Экзистенциализм - это гуманизм. / Ж. П. Сартр // Сумерки богов. - М.:,
1989. с. 13
[4] Этика
бизнеса. А.Н.Дятлов, М.В.Плотников: федеральный образовательный портал. URL: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/203213.html (дата
обращения: 15.03.09)
[5] Макеева
В.Г. Культура предпринимательства: Учеб. пособие для вузов по эконом.
спец. — М.: ИНФРА-М, 2002.с.154.
[6] Хоманн К., Бломе-Дрез
Ф. Экономическая и предпринимательская этика // Политическая и экономическая этика
М., 2001.с.89.
[7] Кибанов
А.Я., Захаров Д.К., Коновалова В.Г. Этика деловых отношений. М., 2002. С. 21
[8] Кибанов,
Захаров, Коновалов. Этика деловых отношений, М.,2003, с.8.
[9] Friedman, M The social responsibility of business is to increase
its profits / M. Friedman // The New York Times magazine, 1970. цит. по: Лучко М.Л. Этика бизнеса - фактор успеха. М.,
2006. с.340
[10] Ibid. с. 348.
[11] цит.
по: Лучко М.Л. Этика бизнеса - фактор успеха. М., 2006., с. 299
[12] Социальный кодекс ОАО "ЛУКОЙЛ". URL: http://www.lukoil.ru/static_6_5id_262_.html
(дата обращения 19.04.10)
[13] Руководство
по отчетности в области устойчивого развития. URL:http://www.globalreporting.org/NR/rdonlyres/A38EDB2C-270F-424D-B9CB-6A1AF2F4F3C3/0/2002_Guidelines_RUS.pdf
(дата обращения: 28.04.10)
|