МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дипломная работа: Учет и аудит расчетов с покупателями и заказчиками на примере ООО "Агма-М"

     

    1.3 Нормативное регулирование расчетов с покупателями и заказчиками

    Нормативное регулирование расчетов с покупателями и заказчиками по РСБУ осуществляется на четырех уровнях.

    Первый уровень нормативного регулирования представлен кодексами и законами. В первую очередь, это Гражданский кодекс Российской Федерации и Налоговый кодекс Российской Федерации, а также Таможенный кодекс Российской Федерации.

    Из законов наиболее важным для учета расчетов с покупателями и заказчиками является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В числе других законов можно отметить закон «О переводном и простом векселе», закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

    Из Указов Президента можно отметить, например, Указ Президента РФ от 23.05.1994 N 1005 (ред. от 17.05.2007) «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве», а также Указ Президента РФ от 21.11.1995 N 1166 (ред. от 01.08.2005) «О дополнительных мерах по укреплению платежной дисциплины по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации».

    Второй уровень представлен нормативными актами, изданными министерством финансов РФ и другими органами, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. При этом, согласно п.2 ст.5 закона «О бухгалтерском учете», в случае если нормативные акты, разработанные какими-либо министерствами и ведомствами, противоречат положениям и методическим указаниям Минфина, то последние имеют приоритет. Основными нормативными актами Минфина являются положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). Наибольшее значение для учета расчетов с покупателями и заказчиками имеют следующие ПБУ:

    Ø Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации

    Ø ПБУ 15/08 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию»

    Ø ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»

    Ø ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»

    Ø ПБУ 9/99 «Доходы организации»

    Третий уровень нормативного регулирования представлен методическими указаниями и инструкциями по ведению бухгалтерского учета. Примерами нормативных актов данного уровня являются:

    Ø План счетов бухгалтерского учета с Инструкцией по его применению

    Ø Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС

    Ø Письмо Минфина РФ «О возврате дебиторской задолженности прошлых лет»

    Ø Письмо ФНС РФ «О списании дебиторской задолженности»

    Ø Письмо ФНС РФ «О порядке оформления Справки о дебиторской и кредиторской задолженности, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ»

    Некоторые авторы объединяют второй и третий уровень нормативного регулирования в один, однако, мне представляется, что их разделение более логично и юридически правильно.

    Четвертый уровень нормативного регулирования составляют рабочие документы организации, формирующие ее систему бухгалтерского учета. В первую очередь это учетная политика фирмы (для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения) и рабочий план счетов, разработанные на основании Закона о бухгалтерском учете, ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», а также Плана счетов бухгалтерского учета. К учетной политике могут прилагаться используемые в компании формы первичных документов, график документооборота и др.

    Необходимо учитывать, что в случае осуществления компанией внешнеторговых операций список нормативных актов может быть существенно расширен. Так, необходимо принимать во внимание наличие (реже – отсутствие) межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения, о порядке взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг), а также постановлений правительства о порядке импорта (экспорта) отдельных видов товаров. В качестве примера можно привести следующие нормативные акты:

    Ø Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе»

    Ø Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о наблюдении за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров»

    Ø Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по контролю за импортом спирта этилового и водки» и др.

    Таким образом, по юридической силе нормативные акты, регулирующие учет расчетов с покупателями и заказчиками, распределяются по четырем уровням. Эти уровни нормативного регулирования представлены законами, ПБУ, методическими рекомендациями и указаниями по ведению учета и, наконец, внутренними документами компании. При осуществлении внешнеторговой деятельности необходимо руководствоваться межправительственными соглашениями и иными международными актами, такими как, например, Венская конвенция по купле-продаже товаров (1980 г.).

     

    1.4 Понятие и сущность аудита расчетов с покупателями и заказчиками

    В настоящее время в РФ действуют два закона об аудиторской деятельности:

    Ø Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 24.12.2008

    Ø Федеральный закон от 07.08.2001 №119-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об аудиторской деятельности» от 13.07.2001

    Новый закон №307-ФЗ полностью вступил в силу с 01.01.2010. Вместе с тем до 2011 года будут действовать отдельные положения закона №119-ФЗ, касающиеся аттестации аудиторов.

    Новый закон содержит большое количество новелл. В частности изменения коснулись понятия сопутствующих аудиту услуг. Теперь их перечень устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности.

    Что касается восстановления и ведения бухгалтерского учета, налогового консультирования, оценочной деятельности, анализа финансово-хозяйственной деятельности компаний, обучения и других услуг, поименованных в пункте 6 статьи 1 закона № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», то они перешли в разряд прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг. Тем не менее, данные функции остались в компетенции аудиторов.

    Кроме того, частично изменились условия проведения обязательного аудита. Теперь обязательный аудит проводится в компаниях, у которых объем выручки за предшествовавший отчетному год превышает 50 млн руб. или сумма активов баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 млн. руб.

    Аудиторскую деятельность могут вести и аудиторские организации, и индивидуальные аудиторы. Новый закон этому не препятствует.

    Однако обязательный аудит некоторых видов организаций, а также аудит консолидированной отчетности проводят только аудиторские компании.

    Лицензирование аудиторской деятельности заменено обязательным членством в саморегулируемых организациях аудиторов. Иными словами, с 1 января 2010 года продолжать свою деятельность могут лишь те аудиторские компании и индивидуальные аудиторы, которые состоят в какой-либо саморегулируемой организации аудиторов.

    Изменился также порядок аттестации аудиторов. С 1 января 2011 года вводится единый квалификационный аттестат аудитора, который предоставляет право проверять отчетность предприятий без ограничений по отраслевому критерию. Кроме того, изменились квалификационные требования к претендентам на получение аттестатов.

    Отдельные положения закона №307 вступят в силу с 01.01.2011, тогда предыдущий закон №119 окончательно утратит силу.

    Помимо нового закона «Об аудиторской деятельности» Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 557 введен новый стандарт аудиторской деятельности, качающийся системы контроля качества аудиторских услуг. Согласно новому стандарту, каждая аудиторская фирма обязана внедрить у себя такую систему. Контроль качества услуг должен четко документироваться и осуществляться по нескольким направлениям (этические требования, решение о принятии клиента на обслуживание, выполнение задания и д.р.). Подробнее стандарты аудиторской деятельности рассмотрены в п. 1.5.

    Согласно закону «Об аудиторской деятельности», аудит представляет собой независимую проверку бухгалтерской отчетности аудируемого лица с целью выражения мнения о ее достоверности. Под бухгалтерской (финансовой) отчетностью аудируемого лица понимается отчетность, предусмотренная законом «О бухгалтерском учете».

    Аудиторская деятельность может осуществляться аудиторской фирмой или частным аудитором и представляет собой предпринимательскую деятельность по проведению собственно аудита и оказанию сопутствующих ему работ и услуг.

    Целью аудита расчетов с покупателями и заказчиками является выражение мнения о достоверности отражения в учете и отчетности показателей дебиторской задолженности. Следовательно, основной задачей аудита расчетов с покупателями и заказчиками является получение доказательств правильности отражения такого рода операций в учете и отчетности.

    Типовая аудиторская проверка подразделяется на три основных этапа.

    1.  Подготовительный этап (этап планирования)

    На данном этапе аудитор знакомится с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. При этом принимаются во внимание отрасль, сфера деятельности, экономические, финансовые и иные риски, свойственные данной компании. Аудитор проводит предварительный анализ системы внутреннего контроля, структурный и динамический анализ отчетности.

    На этом же этапе определяется величина аудиторского риска, рассчитывается уровень существенности, а также трудоемкость проверки. Данные расчеты базируются на результатах анализа указанных выше внешних и внутренних факторов, влияющих на деятельность аудируемого лица. Когда определена величина аудиторского риска и уровень существенности, разрабатывается программа аудита. В аудиторских фирмах, как правило, имеется набор типовых аудиторских программ для проверки всех статей отчетности. Программы могут адаптироваться для конкретного предприятия. Также при разработке аудиторских программ могут приниматься во внимание результаты предшествующих проверок.

    2.  Основной этап

    На этой стадии аудиторской проверки производится сбор аудиторских доказательств, который состоит из двух основных блоков:

    Ø  тестирование средств контроля

    Ø  проведение процедур по существу

    3.  Завершающий этап

    На данном этапе производится обобщение и систематизация аудиторских доказательств. Перечень выявленных нарушений предоставляется руководству аудируемого лица с предложением внести соответствующие изменения в учет и отчетность. Процесс аудита завершается выдачей аудиторского заключения.

    На этапе планирования аудиторской проверки расчетов с покупателями и заказчиками обычно производится анализ договоров с целью их соответствия требованиям ГК и РФ и внутренним правилам компании (наличие всех необходимых подписей, виз и т.п.). Такой анализ позволяет оценить риск претензий со стороны контролирующих органов, например, исков о признании соответствующих сделок недействительными или ничтожными. Также на ознакомительном этапе проверяется наличие необходимых лицензий, если проверяемый вид деятельности подлежит лицензированию. Кроме того, целесообразно оценить динамику показателя дебиторской задолженности. А также изменение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности.

    На основном этапе оценивается построение и эффективность системы контроля расчетов с покупателями и заказчиками. Методами контроля могут являться разделение полномочий между сотрудниками, периодические проверки руководством, авторизация расчетных документов, мониторинг и т.д. В качестве процедур по существу обычно выступают проверка тождественности данных учета и отчетности, проверка правильности отнесения операций к конкретному периоду, анализ результатов инвентаризаций расчетов, правильность отражения курсовых разниц при совершении валютных операций, проверка балансов дебиторов путем запросов или анализа актов сверки, полнота и корректность раскрытия информации о расчетах с покупателями и заказчиками в отчетности и пояснительной записке. Особое внимание уделяется просроченной дебиторской задолженности и правильности создания и использования резерва по сомнительным долгам (если таковой создается).

    На заключительном этапе составляется список выявленных нарушений в части расчетов с покупателями и заказчиками со ссылками на соответствующие нормативные акты, а также варианты устранения этих нарушений. В случае если клиент принимает все предложенные исправления или сумма нарушений нематериальна, то выдается чистое аудиторское заключение.

    Типовыми ошибками при учете расчетов являются:

    Ø неправильное оформление первичных документов на отгрузку

    Ø отражение операций не в том периоде, к которому они относятся

    Ø неправильный учет расчетов по договорам мены

    Ø неправильный зачет авансов

    Ø отражение в активах дебиторской задолженности, подлежащей списанию

    Ø неправильное отражение в учете расчетов по векселям

    Таким образом, в данном разделе были рассмотрены понятие и сущность аудита расчетов с покупателями и заказчиками, цели, задачи, основные этапы проверки, а также приведен краткий перечень типовых ошибок в учете указанных операций.

    1.5. Нормативное регулирование аудита расчетов с покупателями и заказчиками

    При проведении аудита расчетов с покупателями и заказчиками проверяющему необходимо руководствоваться:

    Ø стандартами аудиторской деятельности

    Ø иными нормативными актами, регулирующими аудиторскую деятельность

    Ø нормативными актами, регулирующими порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками

    В Российской Федерации действуют 34 стандарта аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (последняя редакция от 19.11.2008). Стандарт №15 утратил силу в 2008 году. Данными стандартами определяются цель, принципы, объем и общая методология аудита.

    На этапе планирования наибольшее значение имеют следующие стандарты:

    Ø Стандарт № 1. Цель и основные принципы аудита

    Ø Стандарт № 3. Планирование аудита

    Ø Стандарт № 4. Существенность в аудите

    Ø Стандарт № 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности

    Ø Стандарт №11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица

    Ø Стандарт №12. Согласование условий проведения аудита

    Ø Стандарт № 20. Аналитические процедуры

    На основном этапе аудитор в наибольшей степени руководствуется следующими стандартами:

    Ø Стандарт №2. Документирование аудита

    Ø Стандарт №5. Аудиторские доказательства

    Ø Стандарт №9. Связанные стороны

    Ø Стандарт №10. События после отчетной даты

    Ø Стандарт №13. Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита

    Ø Стандарт №14. Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита

    Ø Стандарт №16. Аудиторская выборка

    Ø Стандарт №17. Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях

    Ø Стандарт №18. Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников

    Ø Стандарт №19. Особенности первой проверки аудируемого лица

    Ø Стандарт № 28. Использование результатов работы другого аудитора

    Ø Стандарт №29. Рассмотрение работы внутреннего аудита

    Ø Стандарт №32. Использование аудитором результатов работы эксперта

    На заключительном этапе аудита наиболее важны следующие стандарты:

    Ø Стандарт №6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности

    Ø Стандарт №7. Контроль качества выполнения заданий по аудиту

    Ø Стандарт №22. Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника

    Ø Стандарт №23. Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица

    Помимо стандартов аудиторской деятельности существует ряд иных нормативных актов, регулирующих аудит и аудиторскую деятельность. Наиболее важными среди них являются:

    Ø Федеральный закон от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»

    Ø Федеральный закон от 07.08.2001 №119-ФЗ (ред. от 30.12.2008) «Об аудиторской деятельности»

    Ø Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 №80 (ред. от 31.03.2009) «Об утверждении Положения о лицензировании аудиторской деятельности»

    Существование одновременно двух законов об аудиторской деятельности объясняется тем, что новый закон №307 вступил в силу частично, некоторые его положения будут применяться с 2010 года, некоторые с 2011. Закон №119, напротив, частично утратил силу, но некоторые его положения еще действуют (до полного вступления в силу ФЗ №307). В основном эти положения касаются аттестации аудиторов. Таким образом, в до 01.01.2011 одновременно действуют два закона «Об аудиторской деятельности».

    Лицензирование аудиторской деятельности отменено с 01.01.2010 в соответствии с п.5.2 ст.18 ФЗ от 08.08.2001№ 128 (ред. от 25.11.2009) «О лицензировании отдельных видов деятельности». Однако, как уже упоминалось выше, для аудиторов и аудиторских фирм стало обязательным членство в саморегулируемых организациях.

    Помимо стандартов аудиторской деятельности и законов об аудите, при проверке расчетов с покупателями и заказчиками аудиторы обязаны руководствоваться иными нормативными актами, регулирующими вопросы учета данных операций и отражения их в отчетности. Примерный перечень таких нормативных актов был приведен выше (см. § 1.3).

     

    1.6. Основные виды аудита расчетов с покупателями и заказчиками

    Основные виды аудита расчетов с покупателями и заказчиками могут быть представлены в виде таблицы [2.57, с.39].

    Таблица 1.Основные виды аудита расчетов с покупателями и заказчиками

    Критерии классификации

    Виды аудита

    1 По отношению к пользователям информации

    1. Внешний

    2. Внутренний

    2 По отношению к нормативным требованиям

    1. Обязательный

    2. Инициативный

    3 По объектам аудита

    1.  Банковский

    2.  Аудит страховых организаций

    3.  Аудит бирж, инвестиционных

    4.  институтов и внебюджетных фондов

    5.  Общий

    4 По назначению

    1.  Аудит финансовой отчетности

    2.  Налоговый

    3.  Аудит на соответствие требованиям

    4.  Ценовой

    5.  Управленческий аудит

    6.  Аудит хозяйственной деятельности

    7.  Специальный (операционный и др.)

    5 По времени осуществления

    1.  Первоначальный

    2.  Повторяющийся

    3.  Оперативный

    6 По характеру проверки

    1.  Подтверждающий

    2.  Системно-ориентированный

    3.  Аудит, базирующийся на риске

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.