МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дипломная работа: Управление затратами и его влияние на финансовые результаты деятельности предприятия (на примере ОАО "Старт")

    В составе мест возникновения затрат обычно выделяют главные места возникновения затрат, где изготавливается продукция, и вспомогательные места возникновения затрат, обслуживающие процесс производства мест возникновения затрат внутри цехов основного производства или вне этих цехов. В главных местах возникновения затрат чаще всего обособляют прямые затраты на изготовление, а во вспомогательных все затраты учитывают в целом, как правило, по элементам. Возможен и такой вариант, при котором и в главных, и во вспомогательных местах возникновения затрат расходы учитывают только по элементам или только важнейшие из них.

    Большое разнообразие мест возникновения затрат требует их систематизации, причем в первую очередь должна быть принята во внимание принадлежность отдельных видов издержек к определенной службе, месту, сфере деятельности. В целом исходя из общей схемы производственного процесса в качестве совокупных мест возникновения затрат проще и целесообразнее начать группировку по этапам производственного цикла:

    ·  снабжение предметами труда;

    ·  собственно производство продукции (выполнение работ, оказание услуг);

    ·  обслуживание производственного процесса;

    ·  сбыт готовой продукции;

    ·  управление производственно-хозяйственной деятельностью предприятия.

    Все службы, принимающие участие в производственном процессе, тесно взаимосвязаны и не могут в рамках одного предприятия существовать обособленно. Однако каждая из них имеет свои условия формирования затрат, и соответственно степень детализации затрат по местам их возникновения для каждого предприятия индивидуальна.

    2.3 Бюджетирование затрат

    В современном управленческом учете широко используется традиционное калькулирование себестоимости, включая взаимосвязи «стандарт-кост», «директ-костинг», анализ «затраты – объем производства – прибыль», метод калькуляции себестоимости по операциям. Для достижения и сохранения передовых позиций в конкурентной борьбе все в большей степени потенциальным направлением развития управленческого учета становится ориентация на бюджетное планирование, что соответствует новой концепции менеджмента – управлению по целям. В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования – важнейшей функции управления.

    Существование в организации системы планирования призвано обеспечить реализацию не только управленческой функции (определение целевых показателей деятельности организации и путей их достижения), но и функции контроля (мониторинга) за процессами реализации планов и выявления возникших отклонений. Поэтому составляемые в организациях планы должны отвечать не только на вопросы: «что и как следует делать», «как, где и когда необходимо использовать имеющийся функционирующий капитал (ресурсы) для обеспечения повышения эффективности дальнейшего развития», но и на вопрос: «что не удалось сделать, почему». Именно этим бюджетирование и ценно для принятия управленческих решений.

    Управление затратами и результатами в настоящие время не идентично прежней традиционной системе учета и контроля. Напротив, подлинное управление издержками и доходами начинается лишь тогда, когда в систему учета встраивается новая подсистема управленческого контроля – бюджетирование. Не контроль прошлых, свершившихся фактов хозяйственной жизни, а контроль, основанный на сопоставлении запланированных показателей с фактическими, анализе причин отклонений, осуществлении встречных мер по регулированию и накоплению опыта для будущего планирования и прогнозирования, является настоящей предпосылкой, основной базой управления затратами, а следовательно, и прибылью.

    Бюджетная политика формируется с целью выработки и закрепления принципов формирования показателей бюджетных статей, методов их оценки; закрепления регламентов бюджетирования. По форме она аналогична учетной политике.

    Эффективность реализации функций управленческого учета посредством фиксации отклонений значительно варьируется в зависимости от инструмента, посредством которого осуществляется учет отклонений. В соответствии с этим можно выделить два направления учета отклонений.

    Первое направление – отражение отклонений в системном бухгалтерском учете на синтетических и аналитических счетах, анализ данных об отклонениях, аккумулирующихся на этих счетах со значительной степенью детализации информации, и последующее списание отклонений на счета реализации или результатов. При этом отклонения учитываются: по различным категориям затрат и результатов; по использованным ресурсам; по центрам ответственности; по сегментам деятельности. В российском бухгалтерском учете подобное получение информации об отклонениях не практиковалось.

    Второе направление – отражение отклонений в первичной документации и учетных регистрах вне системы синтетических и аналитических счетов, что было свойственно отечественному нормативному методу, который для выявления и учета отклонений традиционно обходился без специальных счетов и субсчетов. В данном случае оперативный учет отклонений ориентирован на фиксацию (выявление) отклонений лишь в разрезе соответствующих затрат на производство и не направлен на конечный результат.

    Таким образом, выбор инструмента контроля сохранности материальных и денежных ценностей, оценки эффективности производственно-хозяйственной деятельности через фиксацию и анализ отклонений должны осуществляться на основе сравнения масштабов и периодичности возникновения хозяйственных явлений, работы отдельных подразделений и направлений бизнеса, частоты осуществления хозяйственных операций, принятых за объект нормирования, и частоты фиксации отклонений предложенными инструментами по нормируемым хозяйственным операциям.

    Система стандартных норм, нормативов, смет и т.п. способствует повышению степени контроля за производственными, административными и коммерческими издержками на внутрихозяйственном уровне, что достигается путем выявления отклонений фактических затрат от нормативных издержек. Вместе с тем эта система не предусматривает обязательного документирования отклонений от стандартов, установленных в процессе оперативного контроля за производством и продажей продукции. Поэтому наличие отклонений можно выявить либо расчетным путем при распределении затрат, либо специальными приемами – записями. Предпочтительнее оказывается определение общих сумм отклонений по отдельным статьям затрат (материальным, оплате труда, производственным накладным, административно-управленческим и коммерческим расходам). С этой целью по каждой статье калькуляции в управленческой бухгалтерии открываются счета отклонений.

    Следовательно, для повышения аналитических возможностей управленческого учета и его контрольных функций можно детализировать учет отклонений по отдельным факторам, воздействующим на общее отклонение от суммы нормативного расхода по той или иной статье, и тогда число открываемых счетов отклонений увеличивается. Представляется, что введение таких счетов должно упростить процедуру аналитического учета и сделать его более детализированным и оперативным. Например, если считать, что на расход отдельных видов материальных ресурсов действуют два фактора отклонений от стандартов: отклонение в цене и отклонение в количестве, то для учета этих отклонений необходимо открыть два счета: отклонения цен на материалы и отклонения по материалам за счет их использования.

    По оплате труда также принимаются во внимание два фактора: разница в часовых ставках заработной платы и в количестве единиц продукции, произведенной в течение часа работы. Отклонения по производственным накладным расходам возникают по причинам несоблюдения сметы, недоиспользования мощности, различий в затратах времени на единицу деятельности учебно-калькуляционных подразделений (производительности). На отклонения от норм по административно-управленческим и торговым (коммерческим) расходам влияют факторы, связанные с объемом деятельности сбытовых служб и подразделений управления, а также с соблюдением ставок контролируемых (переменных) расходов. По каждому из названных факторов отклонений системы нормированных издержек при записи производственных и коммерческих операций требуется использование отдельного счета отклонений соответствующего наименования.

    Для отражения в учете влияния отдельных факторов на отклонения от нормативных издержек наиболее приемлем расчетный способ распределения затрат. Причем сложнее всего выполнить расчеты для определения отклонений по факторам для производственных накладных расходов. Для этого последовательно применяются шаги:

    -  пересчитывается смета накладных расходов с учетом фактических затрат рабочего времени;

    -  исчисляется величина накладных расходов по нормативу для фактических затрат рабочего времени;

    -  определяется этот же показатель для затрат рабочего времени по стандартным нормам при фактическом объеме работ;

    -  исчисляется абсолютная величина отклонения исходя из полученных в результате пересчетов величин и известных фактических накладных расходов. Определяются частные показатели отклонений (за счет соблюдения сметы; использования мощности; производительности), каждый из которых отражается на соответствующем счете отклонений при списании накладных расходов по нормативным ставкам.

    Дальнейший учет движения продукции осуществляется в оценке по нормативной производственной себестоимости.

    Введение в практику коммерческих организаций изложенного информационного механизма бюджетного контроля в системе управленческого соответствующих управленческих решений, а также на положении организации на рынке в среде предприятий-конкурентов.

    ·  проектирование и утверждение:

    ·  положения о бюджетной структуре;

    ·  состава бюджетов;

    ·  структуры бюджетных статей;

    ·  распределения статей по бюджетам, закрепления полномочий;

    ·  контроль, бюджетный регламент, бюджетную политику.

    При использовании в организации гибкого подхода к составлению бюджетов с помощью системных бухгалтерских записей о предполагаемых событиях «в будущем» в бюджетной политике целесообразно формировать специальный рабочий план счетов. В этой связи в организационно-техническом разделе учетной политики отражается специальный регламент, связанный с бюджетированием. Таким образом, особенность исполнения бюджетов заключается в том, что регламент учетных процедур должен быть синхронизирован в соответствии с постановкой бюджетного управления.

    Реализация современной бюджетной технологии, ее привязка к конкретным условиям и специфике организации позволят наиболее эффективно использовать ее ресурсный потенциал. Кроме того, с помощью информации об отклонениях максимально достигается и контрольно-стимулирующая цель при оценке результатов работы того или иного структурного подразделения (центра ответственности), той или иной службы, а также появляется возможность оценки деятельности руководителей этих подразделений и служб.


    3. Анализ влияния эффективности управления затратами на результаты деятельности предприятия

    3.1 Организация анализа затрат на предприятии

    Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

    Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.

    Эффективность системы управления затратами во многом зависит от организации их анализа, которая, в свою очередь, определяется следующими факторами:

    •  формой и методами учета затрат, применяемыми на предприятии;

    •  степенью автоматизации учетно-аналитического процесса на предприятии;

    •  состоянием планирования и нормирования уровня операционных затрат;

    •  наличием соответствующих видов ежедневной, еженедельной и ежемесячной внутренней отчетности об операционных затратах, позволяющих оперативно выявлять отклонения, их причины и своевременно принимать корректирующие меры по их устранению;

    •  наличием специалистов, умеющих грамотно анализировать и управлять процессом формирования затрат.

    Для анализа себестоимости продукции используются данные статистической отчетности «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат по основным и вспомогательным производствам.

    Общая сумма затрат на производство продукции может измениться:

    •  из-за объема производства продукции;

    •  структуры продукции;

    •  уровня переменных затрат на единицу продукции;

    •  суммы постоянных расходов.

    При изменении объема производства продукции возрастают только переменные расходы (сдельная зарплата производственных рабочих, прямые материальные затраты, услуги); постоянные расходы (амортизация, арендная плата, повременная зарплата рабочих и административно-управленческого персонала, общехозяйственные расходы) остаются неизменными в краткосрочном периоде

    В процессе анализа необходимо также оценить изменения в структуре по элементам затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля комплектующих деталей, что свидетельствует о повышении уровня кооперации и специализации предприятия.

    Наиболее распространенными группировками затрат, используемыми в отечественной практике учета, являются группировка по экономическим элементам, а также по статьям.

    Под экономическим элементом затрат принято понимать экономически однородный вид ресурсов, используемых для производства и реализации продукции (работ, услуг). Например, элемент «Затраты на оплату труда» отражает использование трудовых ресурсов, независимо от того, какие именно функции – производства, организации, обслуживания или управления – работники выполняют.

    Принято выделять следующие экономические элементы:

    ·  материальные затраты;

    ·  затраты на оплату труда;

    ·  отчисления на социальные нужды;

    ·  амортизация;

    ·  прочие затраты.

    Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определять и анализировать структуру затрат предприятия. Для проведения такого рода анализа необходимо рассчитать удельный вес того или иного элемента в общей сумме затрат. В зависимости от этого соотношения, отрасли экономики можно разделить соответственно на материалоемкие (высок удельный вес материальных затрат в себестоимости), трудоемкие (высока доля затрат на оплату труда), фондоемкие (преобладает амортизация основных средств и иных внеоборотных активов).

    Перечень статей затрат и их состав определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости с учетом характера и структуры производства, которые были разработаны на основе типовых рекомендаций в условиях плановой экономики и носят рекомендательный характер. По некоторым отраслям и видам деятельности разработаны новые методические рекомендации, более соответствующие реалиям рыночной экономики, или актуализированы старые. Вместе с тем предприятия могут вносить изменения в типовую номенклатуру затрат в соответствии с особенностями своей деятельности. В некоторых отраслях выделяются, например, транспортно-заготовительные расходы, амортизационные отчисления (в силу большого удельного веса) и т.д.

    В качестве примера можно привести типовую номенклатуру статей:

    1. Сырье и материалы;

    2. Возвратные отходы (вычитаются);

    3. Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций и предприятий;

    4. Топливо и энергия на технологические цели;

    5. Заработная плата производственных рабочих;

    6. Отчисления на социальные нужды;

    7. Расходы на подготовку и освоение производства;

    8. Потери от брака;

    9. Общепроизводственные расходы;

    10. Прочие производственные расходы;

    11. Общехозяйственные расходы;

    12. Коммерческие расходы.

    Первые 10 статей образуют так называемую производственную себестоимость. Сумма всех 12 статей представляет собой полную себестоимость производства и реализации (продажи).

    Анализ затрат по статьям на ОАО «Старт» приведен в таблице 1.

    Таблица 1. Анализ по статьям затрат

    Элементы затрат Сумма, тыс. руб. Структура затрат, %
    2006 год 2007 год Изменение 2006 год 2007 год Изменение
    Сырье и материалы 470 445 -25 22,38 23,42 +1,04
    Заработная плата рабочих 756 730 -26 36 38,42 +2,42
    Отчисления на социальные нужды 240 224 -16 11,43 11,79 +0,36
    Общепроизводственные расходы 140 121 -19 6,67 6,37 -0,30
    Общехозяйственные расходы 356 240 -116 16,95 12,63 -4,32
    Коммерческие расходы 138 140 +2 6,57 7,37 +0,8
    Итого 2100 1900 – 200 100,00 100,00 -

    Как видно из таблицы 1 по статьям затрат на ОАО «Старт» произошли существенные изменения. Практически по всем статьям в абсолютном значение произошло снижение, кроме коммерческих расходов, которые увеличились на 2 тыс. руб.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.