МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Курсовая работа: Аудит в России: проблемы и пути решения

    Великая депрессия усилила требования к аудиторам и качеству проверок; резко возросло влияние Нью-Йоркской биржи. Со своей стороны аудиторы стали широко прибегать к методам тестирования: были разработаны программы, которые позволяли установить "узкие места" в отчетности клиента. Такой подход позволил снизить риск до приемлемого уровня. Задачи аудита сводились к обнаружению ошибок намеренного характера.

    До конца 40-х годов аудит в основном заключался в проверке документации, подтверждение записи денежной операции и правильной группировке этих операций в финансовых отчетах. Это был подтверждающий аудит. После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна, и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно проверками. Это системно-ориентированный аудит.

    С 80-х годов начинается проявляться тенденция к слиянию аудиторских фирм и образование транснациональных аудиторских корпораций. К 1989 году в мире насчитывалось восемь таких корпораций, но в результате многочисленный слияний, на данный момент крупнейшими в мире компаниями, предоставляющими аудиторские и консалтинговый услуги является "Большая четверка": PricewaterhouseCoopers, Делойт (Deloitte), Эрнст энд Янг (Ernst&Young), КПМГ (KPMG) [23].


    1.2 Понятие и цели аудита

    В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность, аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

    В России законодательно установленной задачей аудиторской проверки является выражение мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом под достоверностью финансовой (бухгалтерской) отчетности в данном случае понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации предполагает организацию и ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с законодательно установленными правилами, в частности в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими порядок ведения бухгалтерского учета [12, с.867].

    В ст.1 ФЗ "Об аудиторской деятельности" [1] указано на предпринимательский характер аудиторской деятельности. Это позволяет квалифицировать аудиторскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от оказания аудиторских услуг.

    аудит финансовый контроль россия

    Предпринимательский характер аудиторской деятельности позволяет отграничить аудит, определяемый рядом авторов как метод осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, от государственного контроля. В Законе отмечается, что аудит не подменяет государственного контроля, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти [12, с.868].

    Аудит является одной из форм оценки деятельности хозяйствующих субъектов, но осуществляющие его субъекты: индивидуальные аудиторы и аудиторские организации не преследуют тех целей, которые стоят перед государственным контролем, а именно: проверки законности и правильности распределения финансовых средств государства, проверки правильности расчетов и уплаты налогов, выявления и устранения нарушений, привлечения виновных должностных лиц к юридической ответственности.

    Государственный контроль является исполнительно-распорядительной деятельностью уполномоченных государственных органов, отношения между субъектами такого контроля основаны по методу власти - подчинения. Аудит является предпринимательской деятельностью и для ее субъектов характерен метод равенства участников. Отношения между аудиторской фирмой (аудитором) и ее клиентом основаны на добровольном волеизъявлении сторон и строятся на договорной основе. И в том случае, когда хозяйствующий субъект должен пройти обязательную ежегодную аудиторскую проверку, он свободен в выборе аудиторской фирмы и условий проведения такой аудиторской проверки [13, с.10-12].


    2. Аудит в России: проблемы и пути решения 2.1 Этапы и предпосылки становления аудита в России

    В допетровской России на государственном уровне существовали функции контроля за полнотой уплаты налогов, так как доход государства складывался во многом за счет достаточно развитой системы налогов. Контроль в основном был связан с тем, что налогообложение населения было достаточно обременяющим, поэтому естественно возникали стремления уклониться от налогообложения. В связи с этим постепенно производится совершенствование налоговой системы, позволяющей более точно учесть планируемые государственные доходы и контролировать их поступление.

    Звание аудитора было введено Петром I и имело несколько иное значение: аудиторами называли военных следователей, деятельность которых была связана с расследованием имущественных споров в армии. Впервые в этом качестве аудитор упоминается в Уставе генерала Вейде в 1768 г. В 1867 г. слово "аудитор" в этом понимании исчезло [13, с.5-7]

    В России попытки создания института аудита предпринимались не один раз, в том числе в 1889, 1912, 1928 годах, но все заканчивались провалом в связи с резкими изменениями политического характера [21].

    В СССР в условиях административно-командной системы необходимости в независимом контроле не существовало. При Министерстве финансов СССР действовали специальные контрольно-ревизионные управления, в компетенцию которых входило проведение проверок и ревизий министерств, ведомств, организаций, учреждений и предприятий.

    Изменение экономических условий хозяйствования повлекло возникновение нового инструмента оценки хозяйственной деятельности - аудита.

    Предпосылками возникновения аудита в России являются последствия экономических реформ: интеграция экономики России в мировую экономическую систему, привлечение иностранных инвестиций, возникновение таких организационно-правовых форм осуществления предпринимательской деятельности, при которых право собственности отделено от управления организацией.

    Быстрое формирование основных институтов фондового рынка, с одной стороны, и первый негативный опыт банкротства целого ряда финансовых институтов, использовавших денежные средства частных инвесторов, с другой - сделали проблему создания аудита в качестве авторитетного независимого финансового контроля одной из основных на пути стабилизации российской экономики.

    Необходимость создания и правовой регламентации института аудита определяется как публичными интересами государства и общества, так и частными интересами коллективных и индивидуальных предпринимателей, российских и иностранных инвесторов.

    Несмотря на то что первые аудиторские фирмы в России начали создаваться в конце 80-х годов, начало правовому регулированию аудиторской деятельности в России было положено в 1993 г., когда был принят Указ Президента Российской Федерации, утвердивший Временные правила аудиторской деятельности в Российской Федерации. Названные Правила регулировали отношения в сфере аудита до принятия 7 августа 2001 г. Федерального закона "Об аудиторской деятельности" - основополагающего правового акта, регулирующего отношения в сфере аудиторской деятельности и в настоящее время [12, с.850-855].

    При возникновении российского аудита количество аудиторских фирм и индивидуальных аудиторов неуклонно росло. Достаточно сказать, что с момента начала выдачи лицензий на аудиторскую деятельность в 1993 году, за шесть лет на рынке было создано 8 тысяч аудиторских фирм (по данным Минфина). Действующими квалификационными аттестатами аудитора за тот же период успело обзавестись 23,9 тыс. человек. Рост количества аудиторов объяснялся просто - многие из них были кэптивными и за незначительные гонорары выдавали предприятиям фиктивные заключения.

    Для того чтобы очистить рынок от фиктивных аудиторов, требовались решительные действия. К тому времени на рынке уже были созданы общественные аудиторские организации, такие как Российская коллегия аудиторов (РКА) или Союз Профессиональных Аудиторских Организаций (СПАО) (послуживший прообразом нынешнего Института профессиональных аудиторов (ИПАР), призванные представлять интересы профессионального сообщества. Сейчас сложно сказать, насколько определяющим было их лобби в принятии нового закона для аудиторов. Однако факт остается фактом - в 2001 году рынок, работавший с декабря 1993 года по "Временным правилам аудиторской деятельности в России", наконец получил новый закон "Об аудиторской деятельности", который регламентировал минимальную численность штата аттестованных специалистов аудиторских фирм, и не позволял индивидуальным аудиторам заниматься обязательным аудитом.

    Казалось бы - решение найдено, ведь закон "Об аудиторской деятельности" нес в себе не только "чистку рядов", но и приближал российские стандарты аудита к международным. Регламент по минимальной численности штата аудиторской фирмы делал невыгодным для предприятий содержание раздутого штата "карманных" аудиторов. Но эффект получился совсем другой [24].

    В 2001 году началось массовое оформление одних и тех же аудиторов в несколько компаний. Расширение рынка послужило толчком для начала ценовых войн. Тем более что бороться уже было за что - объем аудиторско-консалтингового рынка за 2001 год вырос почти на 65%, что в абсолютных цифрах оценивалось в размере 5,5 млрд рублей.

    Финансовый кризис 2007-2008 годов спровоцировал на западных рынках еще большее ужесточение контроля деятельности банков, рейтинговых агентств и аудиторов. Западные регуляторы старательно уходили от практики саморегулирования Российские регуляторы действовали с точностью наоборот. Государство устранялось от контроля за деятельностью аудиторов. В самом конце 2008 года был принят федеральный закон о переходе отечественного аудиторского рынка на саморегулирование. Закон вступил в силу 1 января 2010 года.

    В отличие от системы аттестации и лицензирования, которая действовала до этого момента, с этого года аудиторским фирмам и индивидуальным аудиторам было необходимо вступить в специализированный проект о саморегулировании в Российской Федерации (СРО). Всего на российском рынке стало действовать 6 саморегулируемых организаций. Новый механизм регулирования привел к совершенно иной картине на аудиторском рынке, нежели это было ранее.

    Из 6,2 тыс. фирм, осуществлявших аудиторскую деятельность в России в 2009 году, количество аудиторских фирм, вступивших в СРО, составило только 4,9 тыс. компаний, согласно данным реестра Минфина на 25 мая 2010 года. Число аудиторов, вступивших в СРО, к тому же моменту сократилось до 23,4 тыс. человек в отличие от 38,8 тыс. аттестованных индивидуальных аудиторов, осуществлявших свою деятельность в 2009 году [24]. Таким образом, общее число действующих аудиторов и аудиторских организаций сократилось больше, чем на треть. Об эффективности механизма СРО отечественного рынка аудита пока судить рано.

    2.2 Правовые основы аудиторской деятельности в России

    Правовую основу аудита в РФ в настоящее время составляет совокупность нормативных документов различных уровней:

    ·  Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. [1];

    ·  Федеральный закон "О саморегулируемых организациях" № 315-ФЗ от 01.12.2007 г. [2];

    ·  Постановления Правительства РФ по вопросам осуществления аудиторской деятельности;

    ·  Нормативные и методические документы Министерства Финансов РФ, а также других министерств и ведомств;

    ·  Правила (стандарты) аудиторской деятельности.

    Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ от 30.12.2008 г. [1]. Федеральный закон определяет правовые основы аудиторской деятельности в России с 1 января 2009 года и содержит:

    ·  Формулировку понятия и цели аудиторской деятельности

    ·  Перечень сопутствующих аудиту услуг, которые имеют право оказывать аудиторы и аудиторские организации;

    ·  Требования к аудиторам и аудиторским организациям;

    ·  Состав прав и обязанностей аудиторов (аудиторских организаций) и проверяемых экономических субъектов;

    ·  Перечень организаций, для которых проведение ежегодного аудита является обязательным;

    ·  Требование о соблюдении принципа конфиденциальности (аудиторская тайна) при проведении аудита;

    ·  Требование об обязательном соблюдении принципа независимости при проведении аудита и ограничения для его обеспечения;

    ·  Определение правил (стандартов) аудита и требования об их обязательном применении;

    ·  Определение статуса аудиторского заключения и ответственность за предоставление ложного заключения;

    ·  Требования к обязательному контролю качества аудита;

    ·  Требования к аттестации аудиторов и условиях аннулирования аттестата;

    ·  Требования к членству в саморегулируемой организации аудиторов;

    ·  Определение компетенции федерального органа, осуществляющего государственный контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций аудиторов;

    ·  Требования к саморегулируемой организации аудиторов, необходимые для включения ее в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов;

    ·  Требование к аудиторским организациям об обязательном страховании рисков ответственности за нарушение условий договора при проведении обязательного аудита.

    Положение о квалификационных аттестатах аудитора (ст.11 ФЗ), порядок их получения, порядок ежегодной переаттестации вступает в силу с 1 января 2010 г., отдельные положения - с 1 января 2011 г.

    Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности [3]. Постановлением утверждены следующие правила (стандарты) аудиторской деятельности:

    ·  Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;

    ·  Документирование аудита;

    ·  Планирование аудита;

    ·  Существенность в аудите;

    ·  Аудиторские доказательства;

    ·  Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

    Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. № 405 "О внесении дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности" [4] дополнило ранее введенные стандарты аудита следующими правилами (стандартами):

    ·  Внутренний контроль качества аудита;

    ·  Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом;

    ·  Аффилированные лица;

    ·  События после отчетной даты;

    ·  Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.

    Постановление Правительства РФ от 7 октября 2004 г. № 532 "О внесении изменений и дополнений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности" [5] дополнило стандарты аудита следующими правилами (стандартами):

    ·  Согласование условий аудита;

    ·  Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита;

    ·  Учет требований нормативных правовых актовРФ в ходе аудита;

    ·  Аудиторская выборка.

    Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2005 г. № 228 "О внесении изменений в федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности" [6] дополнило стандарты аудита следующими правилами (стандартами):

    ·  Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях;

    ·  Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников;

    ·  Особенности первой проверки аудируемого лица;

    ·  Аналитические процедуры;

    ·  Особенности аудита оценочных значений;

    ·  Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника;

    ·  Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица.

    Постановлением Правительства РФ от 25 августа 2006 г. № 523 [7] федеральные правила (стандарты) были дополнены:

    ·  Основные принципы федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, имеющих отношение к услугам, которые могут предоставляться аудиторскими организациями и аудиторами;

    ·  Учет особенностей аудируемого лица, финансовую (бухгалтерскую) отчетность которого подготавливает специализированная организация;

    ·  Сопоставимые данные в финансовой (бухгалтерской) отчетности;

    ·  Прочая информация в документах, содержащих проаудированную финансовую (бухгалтерскую) отчетность;

    ·  Использование результатов работы другого аудитора;

    ·  Рассмотрение работы внутреннего аудитора; Выполнение согласованных процедур в отношении финансовой информации;

    ·  Компиляция финансовой информации.

    Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 557 [8] федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности дополнены:

    ·  Использование аудитором результатов работы эксперта;

    ·  Обзорная проверка финансовой бухгалтерской отчетности;

    ·  Контроль качества услуг в аудиторских организациях.

    Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 863 [9] были внесены изменения в ранее принятые стандарты № 7-9. В связи с утверждением Постановления ранее действующий стандарт аудита №9 "Аффилированные лица" заменен на стандарт №9 "Связанные стороны".

    Программа проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора утверждена приказом МФ РФ от 05.10.2009 г. [10] В программе представлен список тем, которые необходимо знать для получения аттестата аудитора, а также предложен список литературы для подготовки к сдаче квалификационного экзамена [12, с.900-906].

    2.3 Проблемы аудита в России

    Приведенные выше факты становления аудита в России, правовые основы аудиторской деятельности позволяют приступить к рассмотрению актуальных проблем отечественного аудита и изучению возможности их решения.

    Выделяют три типа аудиторских проблем: методологические; технологические и прочие. Однако предложенная классификация носит условный характер. Методологические проблемы связаны с различными аспектами методологии аудиторской науки, взаимоотношениями ее с другими дисциплинами, построением цельного и стройного ее здания. А технологические проблемы аудита касаются тех трудностей, которые испытывают специалисты непосредственно при проведении аудиторской проверки. Но на практике иногда нелегко отделить их от методологических, поскольку многие проблемы расположены на стыке этих двух групп. Например, смысл понятий "существенность" и "уровень существенности", правомерность корректировки последнего в ходе аудиторской проверки и т.п. вопросы тяготеют вроде бы к методологическим проблемам, а построение и применение конкретных алгоритмов нахождения уровня существенности - к технологическим.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.