Курсовая работа: Перспективы развития бухгалтерского учета в России
Курсовая работа: Перспективы развития бухгалтерского учета в России
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО
РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
1.1 Повышение качества информации, формируемой
в бухгалтерском учете и отчетности
1.2 Создание инфраструктуры применения
МСФО
1.3 Изменение системы регулирования бухгалтерского
учета и отчетности
1.4 Усиление контроля качества бухгалтерской
отчетности
1.5 Подготовка и повышение квалификации
кадров
2. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
И ОТЧЕТНОСТИ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие бухгалтерского учета
и отчетности в Республике Беларусь направлено на повышение качества информации,
формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа
к ней заинтересованным пользователям.
В конце 1990-х — начале 2000-х
гг. в области бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь произошли
значительные изменения, во многом предопределенные Международными стандартами финансовой
отчетности [2,c.90].
Изменения в системе бухгалтерского
учета и отчетности были направлены на обеспечение формирования информации о финансовом
положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов, полезной
заинтересованным пользователям. В качестве основного инструмента реформирования
бухгалтерского учета и отчетности были приняты Международные стандарты финансовой
отчетности (далее — МСФО). В бухгалтерской отчетности раскрывается информация: об
аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной
деятельности, прекращаемой деятельности, обесценении финансовых и других активов,
по сегментам и др. Хозяйствующие субъекты используют в бухгалтерском учете и отчетности
способы оценки активов и обязательств, ориентированные на условия рыночной экономики.
Крупнейшие хозяйствующие субъекты (нефтяной, газовой, электроэнергетической, металлургической,
автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектора) подготавливают
консолидированную финансовую отчетность по МСФО или иным международно признаваемым
стандартам. В Республике Беларусь получил развитие рынок аудиторских услуг. Возрос
престиж бухгалтерской профессии, возникла аудиторская профессия. Появился ряд профессиональных
общественных объединений, отдельные из которых стали членами Международной федерации
бухгалтеров.
В то же время, несмотря на
определенные успехи в развитии в бухгалтерском учете и отчетности в нашей стране
имеются серьезные проблемы, которые проявляются:
а) в отсутствии официального
статуса бухгалтерской отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры
применения МСФО;
б) в формальном подходе регулирующих
органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям
бухгалтерского учета и отчетности, отвечающим условиям рыночной экономики;
в) в неоправданно высоких
затратах хозяйствующих субъектов на подготовку консолидированной финансовой отчетности
по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по российским
правилам;
г) в значительном административном
бремени хозяйствующих субъектов по представлению избыточной отчетности органам государственной
власти, а также излишних затратах из-за необходимости параллельно с бухгалтерским
учетом вести налоговый учет;
д) в слабости системы контроля
качества бухгалтерской отчетности, в том числе в невысоком качестве аудита бухгалтерской
отчетности;
е) в недостаточности участия
профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности,
включая пользователей бухгалтерской отчетности, в регулировании бухгалтерского учета
и отчетности, а также в развитии бухгалтерской и аудиторской профессии;
ж) в низком уровне профессиональной
подготовки большей части бухгалтеров и аудиторов, а также недостаточности навыков
использования информации, подготовленной по МСФО [14,c.132].
Сложившаяся система бухгалтерского
учета и отчетности не обеспечивает в полной мере надлежащее качество и надежность
формируемой в ней информации, а также существенно ограничивает возможности полезного
использования этой информации.
В настоящее время складываются
благоприятные условия для дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности
в Республике Беларусь. Введены в действие нормативные правовые акты, охватывающие
большинство объектов бухгалтерского учета и отчетности. В профессиональном сообществе
накоплены определенные навыки и опыт ведения бухгалтерского учета и отчетности в
рыночных условиях.
Принимая во внимание все вышеуказанное,
можно отметить актуальность избранной темы курсовой работы.
Цель курсовой работы: изучить
перспективы развития бухгалтерского учета.
Задачи курсовой работы:
1. Изучить и проанализировать
литературу по исследуемой теме.
2. Выявить цель и основные
направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности (повышение качества
информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности; инфраструктуры применения
МСФО; изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности; усиление
контроля качества бухгалтерской отчетности; подготовка и повышение квалификации
кадров).
3. Рассмотреть этапы развития
бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе.
Предмет исследования: перспективы
развития бухгалтерского учета.
Методы исследования: теоретический
анализ, обобщение.
Курсовая работа содержит введение,
два раздела, заключение, список использованных источников.
Курсовая работа содержит 25
страниц.
1. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ
1.1 Повышение
качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности
Основное направление развития
бухгалтерского учета и отчетности — повышение качества информации, формируемой в
них. Мировой опыт показывает, что характеристики, определяющие полезность информации,
достигаются непосредственным использованием МСФО или применением их в качестве основы
построения национальной системы бухгалтерского учета и отчетности [18,c.390].
Современный бухгалтерский
учет представляет собой информационную базу, на основе которой хозяйствующие субъекты
подготавливают бухгалтерскую отчетность юридического лица (далее — индивидуальную
бухгалтерскую отчетность) и государственную финансовую отчетность. Кроме того, информация,
формируемая в бухгалтерском учете, используется для составления управленческой,
налоговой, статистической отчетности, отчетности перед надзорными органами. При
необходимости на основе данной информации должны составляться также другие виды
отчетности.
В связи с этим главная задача
в области бухгалтерского учета заключается в обеспечении относительной независимости
организации учетного процесса от какого-либо определенного вида отчетности. Принципы
и требования к организации учетного процесса, а также базовые правила бухгалтерского
учета должны устанавливаться с учетом принципов и требований МСФО таким образом,
чтобы хозяйствующие субъекты имели возможность формировать информацию для разных
видов отчетности, в том числе по МСФО. Некоторые категории хозяйствующих субъектов
могут применять упрощенные процедуры бухгалтерского учета.
Индивидуальная бухгалтерская
отчетность как элемент метода бухгалтерского учета выполняет две функции: информационную
и контрольную. С одной стороны, она характеризует финансовое положение и финансовый
результат деятельности хозяйствующего субъекта. С другой стороны, она обеспечивает
системный контроль правильности и точности данных бухгалтерского учета при завершении
каждого учетного цикла. В связи с этим все хозяйствующие субъекты должны составлять
индивидуальную бухгалтерскую отчетность за каждый отчетный период.
Индивидуальная бухгалтерская
отчетность предназначена для: выявления конечного финансового результата деятельности
хозяйствующего субъекта — чистой прибыли (убытка) и распределения ее между собственниками;
представления в надзорные органы; выявления признаков банкротства хозяйствующих
субъектов; формирования единой государственной базы статистического наблюдения и
макроэкономических показателей; использования в управлении хозяйствующим субъектом,
судопроизводстве и при налогообложении. Она также может использоваться для иных
целей [12,c.300].
Главная задача в области индивидуальной
бухгалтерской отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным
пользователям к качественной, надежной и сопоставимой персонифицированной информации
о хозяйствующих субъектах. Для решения этой задачи индивидуальную бухгалтерскую
отчетность необходимо составлять по российским стандартам, разрабатываемым на основе
МСФО. В перспективе с учетом накопленного опыта целесообразно оценить возможность
составления определенным кругом хозяйствующих субъектов индивидуальной бухгалтерской
отчетности непосредственно по МСФО (вместо белорусских стандартов).
В отдельных случаях в белорусских
и российских стандартах может предусматриваться несколько альтернативных подходов
к формированию и представлению информации в бухгалтерской отчетности. Однако для
повышения сопоставимости бухгалтерской отчетности разных хозяйствующих субъектов
количество таких случаев должно быть ограничено и в дальнейшем его следует неуклонно
сокращать.
Белорусские стандарты могут
предусматривать разный объем информации, раскрываемой в индивидуальной бухгалтерской
отчетности отдельными категориями хозяйствующих субъектов, в частности, возможно
составление упрощенной бухгалтерской отчетности.
Государственная финансовая
отчетность как разновидность бухгалтерской отчетности предназначена для характеристики
финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих
субъектов, основанной на отношениях контроля. Государственная финансовая отчетность
выполняет исключительно информационную функцию и представляется заинтересованным
внешним пользователям. Данная отчетность должна стать одним из основных источников
финансовой информации для принятия экономических решений этими пользователями.
Главная задача в области государственной
финансовой отчетности заключается в обеспечении гарантированного доступа заинтересованным
пользователям к качественной, надежной и сопоставимой информации о группе хозяйствующих
субъектов. Для решения этой задачи необходимо установить обязательное составление
консолидированной финансовой отчетности по МСФО, а также обязательный аудит и публикацию
ее [2,c.93].
Управленческая отчетность
предназначена для использования в управлении хозяйствующим субъектом (руководством,
другим управленческим персоналом). В связи с этим содержание, периодичность, сроки,
формы и порядок ее составления определяется самостоятельно хозяйствующим субъектом.
Вместе с тем, передовая практика управления показывает, что наиболее полезным и
эффективным является такое построение управленческой отчетности, при котором содержание
и порядок составления ее основываются на тех же принципах, на каких составляется
индивидуальная бухгалтерская и государственная финансовая отчетность.
Главная задача в области управленческой
отчетности заключается в широком распространении передового опыта ее организации,
а также опыта использования ее в управлении хозяйствующим субъектом.
Налоговая отчетность (налоговые
декларации) предназначена для фискальных целей и обязательна для составления хозяйствующими
субъектами, круг которых установлен налоговым законодательством. Налоговая отчетность
должна составляться на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, путем
корректировки ее по правилам налогового законодательства.
Главная задача в области налоговой
отчетности заключается в снижении затрат на ее формирование путем существенного
приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета.
1.2 Создание инфраструктуры
применения МСФО
Необходимым условием широкого
применения МСФО в экономике Республики Беларусь является создание инфраструктуры,
обеспечивающей использование этих стандартов в регулировании бухгалтерского учета
и отчетности и непосредственно хозяйствующими субъектами. Основные элементы: законодательное
признание МСФО в Республики Беларусь; процедура одобрения МСФО; механизм обобщения
и распространения опыта применения МСФО; порядок официального перевода МСФО на русский
и белорусский языки; контроль качества бухгалтерской отчетности, подготовленной
по МСФО, в том числе аудит; обучение МСФО [21,c.100].
Для активного применения МСФО
в Республики Беларусь важное значение имеет законодательное признание. В частности,
консолидированной финансовой отчетности, подготовленной по МСФО, должен быть придан
статус одного из видов официальной отчетности.
Цель процедуры одобрения каждого
МСФО (включая разъяснения) — включение их в систему нормативных правовых актов Республики
Беларусь. Она должна состоять из профессиональной общественной экспертизы и введения
в действие каждого стандарта. Такая процедура должна обеспечивать: придание юридической
силы МСФО на территории Республики Беларусь; недопущение отступлений от МСФО; учет
особенностей экономической ситуации в Республики Беларусь; сопоставимость финансовой
информации в экономике. В отдельных, крайне редких случаях, исходя из сложившейся
экономической ситуации в Республики Беларусь, возможен на ограниченный срок отказ
от одобрения определенного МСФО. Вместе с тем недопустимо одобрение части какого-либо
стандарта [21,c.101].
Механизм обобщения и распространения
опыта применения МСФО важен для последовательного и единообразного использования
стандартов хозяйствующими субъектами и, как результат, сопоставимости финансовой
информации о них. Такой механизм предполагает, в частности, наличие различных информационно-методических
материалов по применению МСФО, которые носят исключительно рекомендательный характер.
Применению в Республике Беларусь
подлежит официальный текст МСФО на русском и белорусском языках. В связи с этим
необходим постоянно действующий негосударственный орган, который должен: подготавливать
официальный текст на русском и белорусском языках; отслеживать изменения в тексте
на английском языке и своевременно вносить их в официальный текст на русском и белорусском
языках; вести глоссарий терминов МСФО на русском и белорусском языках. Данный орган
должен состоять из высококвалифицированных переводчиков и профессионалов в области
бухгалтерского учета и отчетности, аудита, финансового анализа, менеджмента и иных
смежных областях.
1.3 Изменение системы регулирования
бухгалтерского учета и отчетности
Развитие системы регулирования
бухгалтерского учета и отчетности должно быть направлено на построение такой модели,
которая учитывала бы интересы всех заинтересованных сторон, обеспечивала снижение
издержек и повышение эффективности регулирования. В основе этой модели — разумное
сочетание деятельности органов государственной власти и профессионального сообщества
(профессиональных общественных объединений и другой заинтересованной общественности).
Распределение функций между
органами государственной власти и профессиональным сообществом должно исходить из
следующего. Обеспечивая реализацию конституционного права на информацию в сфере
предпринимательской деятельности и экономики, бухгалтерский учет и отчетность являются
одной из гарантий единого рынка и единства экономического пространства в Республике
Беларусь. Регулирования бухгалтерского учета и отчетности должно обеспечивать единство
системы бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь и целенаправленность
развития ее, учет интересов широкого круга заинтересованных пользователей, а также
преемственность.
К ведению органов государственной
власти должны быть отнесены:
а) выработка государственной
политики в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
б) совершенствование правовых
основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
в) установление процедуры
одобрения МСФО и введение их в действие на территории Республики Беларусь;
в) организация разработки
и утверждение белорусских стандартов и иных нормативных правовых актов в области
бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
г) государственный контроль
соблюдения законодательства в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской
деятельности;
д) мониторинг факторов, определяющих
риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
е) взаимодействие с межгосударственными
и межправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности
и аудиторской деятельности [12,c.94].
К ведению профессионального
сообщества должны быть отнесены:
а) представление и защита
интересов профессионального сообщества;
б) подготовка предложений
по совершенствованию правовых основ бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской
деятельности;
в) участие в разработке или
инициативная разработка проектов российских стандартов и иных нормативных правовых
актов в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности, а также
разъяснений их;
г) профессиональная общественная
экспертиза МСФО в процессе одобрения их в Республике Беларусь;
д) разработка и распространение
методических рекомендаций и информационных материалов (в том числе отраслевого характера)
в области бухгалтерского учета, отчетности и аудиторской деятельности;
е) обобщение и распространение
передового опыта ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской отчетности;
ж) разработка норм профессиональной
этики и контроль соблюдения их членами профессионального сообщества;
з) контроль за соблюдением
членами профессионального сообщества стандартов бухгалтерского учета, отчетности
и аудиторской деятельности;
и) повышение квалификации
членов профессионального сообщества;
к) мониторинг факторов, определяющих
риски стабильности системы бухгалтерского учета и отчетности;
л) взаимодействие с международными
неправительственными организациями в области бухгалтерского учета, отчетности и
аудиторской деятельности [12,c.96].
Принимая во внимание общественную
значимость стандартов бухгалтерского учета и отчетности, необходимо их широкое признание,
основанное, в первую очередь, на доверии к ним и убежденности в их адекватности
и качестве. Для признания стандартов необходимо включение в процесс их принятия
профессионального сообщества. При этом профессиональное сообщество разрабатывает
проекты национальных стандартов и (или) проводит профессиональную общественную экспертизу
стандартов. Органы государственной власти организуют разработку национальных стандартов,
подготавливают стандарты к утверждению (одобрению) и утверждают (одобряют) их, обеспечивают
юридическое оформление, регистрацию и ведение реестра стандартов.
Включение профессионального
сообщества в процесс принятия стандартов целесообразно осуществить через специальный
орган из высококвалифицированных, широко известных и авторитетных представителей
профессионального сообщества, включая пользователей бухгалтерской отчетности. Первоначально
этот орган должен действовать в рамках системы утверждения (одобрения) стандартов
в качестве совещательного при государственном органе исполнительной власти, на который
возложена выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование
в области бухгалтерского учета и отчетности. Основной задачей специального органа
должна стать профессиональная общественная экспертиза: проектов белорусских и российских
стандартов в области бухгалтерского учета и отчетности и разъяснений их; МСФО в
процессе одобрения их; официального текста МСФО на русском и белорусском языках,
включая глоссарий терминов [18,c.394].
Страницы: 1, 2
|