МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Курсовая работа: Правовое регулирование аудиторской деятельности

    Несомненно, за государством должны сохраняться функции нормативно-правового регулирования, координации аудиторской деятельности и выработки стратегии развития аудиторской профессии; аудиторским же объединениям на данном этапе развития могут быть переданы полномочия по организации обучения аудиторов, повышения их квалификации, контроль за качеством аудита.

    Работа над поправками к Закону об аудите с учетом направлений развития аудита, намеченных Правительственной концепцией, завершается. Правительство Российской Федерации 13 января 2005 г. на своем заседании рассмотрело поправки к Закону об аудите и одобрило отмену лицензирования аудиторской деятельности (в качестве замены этой формы контроля должно выступить обязательное членство аудиторов в аккредитованных аудиторских объединениях), передачу профессиональным объединениям аудиторов ряда функций - функции по организации и проведению аттестации, по повышению квалификации аудиторов, ведению реестров аудиторов и аудиторских организаций.

    Необходимость совершенствования законодательства об аудите связана также с тем, что требуется более четкое соответствие между рядом норм специального законодательства и нормами других отраслей законодательства, в частности административного, уголовного и т.п.

    Таким образом, можно выделить три этапа в процессе формирования нормативно-правовой базы аудиторской деятельности в России.

    I этап (1987-1993): характеризуется отсутствием единого акта, устанавливающего основы правового регулирования аудита; этап "неупорядоченного" аудита.

    II этап (1993-2001): утверждены Временные правила, содержащие основные положения, регулирующие отношения по поводу аудита и заложившие основы для дальнейшего развития аудиторской деятельности в России.

    III этап, продолжающийся до настоящего времени, начало которого связано с принятием в августе 2001 г. Закона об аудите. Для этого периода характерно регулирование аудиторской деятельности на законодательном уровне, упорядочение требований к аудиторам и аудиторским организациям, приведение этих требований в соответствие с мировыми стандартами.

    2. Организационная деятельность аудиторов и аудиторских фирм

    Субъектами аудиторской деятельности являются носители прав и обязанностей в области ее осуществления и регулирования. В соответствии с Законом об аудите субъектами аудиторской деятельности являются следующие лица:

    - уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности;

    - Совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе;

    - аккредитованные профессиональные аудиторские объединения;

    - аудитор;

    - аудиторская организация;

    - аудируемые лица и(или) лица, заключившие договор оказания аудиторских услуг;

    - иные лица.

    Функции федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации. В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти создается Совет по аудиторской деятельности. Органы исполнительной власти, на которые возложены функции государственного регулирования аудиторской деятельности, как известно, не выступают в качестве субъектов хозяйственной деятельности; они выступают как субъекты, организующие аудиторскую деятельность. Такие отношения носят публично-правовой характер, к ним не применяются нормы гражданского законодательства. Правила, определяющие эти отношения, содержатся в Законе об аудите и в других нормативных правовых актах.

    Аудитор

    Осуществлением аудиторских проверок и оказанием сопутствующих аудиту услуг профессионально занимаются аудиторы.

    Аудитором признается физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

    Закон об аудите предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке аудитора. Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора должны иметь высшее экономическое или юридическое образование и стаж работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет. Они должны пройти аттестацию, сдав экзамен по единой программе. К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-экономических отношений, в период отбывания ими наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока действия, однако каждый аудитор ежегодно обязан проходить обучение по программам повышения квалификации, утвержденным уполномоченным федеральным органом.

    В качестве аудитора могут выступать следующие лица:

    - штатный работник аудиторской организации;

    - лицо, привлекаемое аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора;

    - предприниматель, осуществляющий свою деятельность без образования юридического лица (индивидуальный аудитор). Статус индивидуального предпринимателя возникает после государственной регистрации гражданина в качестве субъекта предпринимательской деятельности. Государственная регистрация производится по установленным правилам.

    К предпринимательской деятельности граждан применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений. Данное правило позволяет решать вопросы при недостаточности правовых норм об индивидуально-предпринимательской деятельности.

    К правовым актам, содержащим нормы, регулирующие отношения по поводу предпринимательской деятельности граждан, относятся, в частности, Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", рассматривающий индивидуальных предпринимателей как субъекты малого предпринимательства, Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", устанавливающий правила банкротства гражданина - индивидуального предпринимателя в том случае, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности. Деятельность индивидуального аудитора подпадает под регулирование указанных законов.

    В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) аудиторская деятельность подлежит лицензированию. Индивидуальный аудитор осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения соответствующей лицензии.

    Граждане, выбравшие в качестве предпринимательской аудиторскую деятельность, не вправе заниматься иной предпринимательской деятельностью. Данное ограничение не распространяется на иную непредпринимательскую деятельность аудиторов.

    Из смысла Закона об аудите следует, что индивидуальные предприниматели вправе осуществлять лишь инициативные аудиторские проверки и оказывать сопутствующие аудиту услуги. Отметим, что по ранее действовавшим Временным правилам аудиторы обладали большим объемом правоспособности: они могли осуществлять ежегодные обязательные аудиторские проверки ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности. В настоящее время индивидуальные аудиторы таким правом не обладают.

    Установленные Законом об аудите требования к аудиторам направлены на обеспечение высокого профессионального уровня аудиторов, а значит, повышение качества аудиторских услуг.

    Аудиторская организация

    Аудиторская организация - это коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги, действующая на основании лицензии и создаваемая в любой организационно-правовой форме, кроме открытого акционерного общества.

    Легальное определение аудиторской организации позволяет уяснить место данного участника правоотношений и выявить специфические особенности его правового статуса. К таким особенностям относятся следующие.

    1. Аудиторская организация как коммерческая организация, зарегистрированная в установленном законом порядке, самостоятельно осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. Она создается в одной из организационно-правовых форм, не запрещенных для нее законом.

    2. Аудиторская организация оказывает специальный вид услуг - проводит аудиторские проверки, осуществляет сопутствующие аудиту услуги.

    3. Аудиторская организация обладает специальной правоспособностью.

    4. Аудиторская организация проводит свою деятельность после получения лицензии на условиях и в порядке, предусмотренных законом.

    5. В отношении аудиторской организации установлены следующие требования:

    - количество аудиторов, состоящих в штате аудиторской организации, не должно быть менее пяти;

    - не менее 50% аудиторов, состоящих в штате аудиторской организации, должны быть гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Российской Федерации;

    - если руководителем аудиторской организации является иностранный гражданин, не менее 75% аудиторов, состоящих в штате аудиторской организации, должны быть гражданами Российской Федерации.

    Установление таких требований основывается на принятых в странах - членах ВТО ограничениях доступа иностранных физических и юридических лиц на национальные рынки аудиторских услуг.

    Организационно-правовые формы аудиторской организации

    Указание на возможность образования аудиторской организации практически в любой организационно-правовой форме означает, что для аудиторских организаций допустимы следующие организационно-правовые формы коммерческих организаций: хозяйственное товарищество (полное товарищество, товарищество на вере), хозяйственное общество (общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, закрытое акционерное общество), производственный кооператив, государственное или муниципальное унитарное предприятие.

    Аудит как особый вид предпринимательства может осуществляться организациями, создаваемыми и действующими в организационно-правовых формах, предусмотренных для коммерческих организаций. Некоммерческие организации не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль между их участниками. Законом некоммерческим организациям предоставлено право осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям.

    Аудиторская организация в форме полного товарищества

    Полным признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Полные товарищи участвуют в деятельности юридического лица своими действиями, осуществляют управление товариществом по общему согласию, дополнительно отвечают по обязательствам товарищества.

    Имущественная ответственность полных товарищей по обязательствам своего юридического лица делает привлекательным для клиентов такой организации аудиторское обслуживание. Таким образом, аудиторы и аудиторские организации, работая в полном товариществе, рискуют в случае неудачи своим личным имуществом.

    Одной из характерных особенностей этой формы юридического лица является состав участников, в который могут входить только индивидуальные предприниматели, коммерческие организации. В аудиторской организации в форме полного товарищества ими могут быть индивидуальные аудиторы и аудиторские организации; другие предприниматели в качестве полных товарищей в аудиторскую организацию входить не могут. Аудитор (аудиторская организация) может быть участником только одного полного товарищества. Поскольку данная организация образуется как объединение лиц для осуществления предпринимательской деятельности, то количество участников в ней не должно составлять менее двух аудиторов (аудиторских организаций). В случае, если в такой организации остался единственный участник, это является основанием для ее ликвидации. Единственный участник вправе преобразовать такое товарищество в хозяйственное общество в сроки и в порядке, установленные ГК РФ.

    По общему правилу каждый участник полного товарищества, аудитор, аудиторская организация, имеет один голос и вправе действовать от имени товарищества. Так, например, аудитор может заключать сделки на проведение аудиторской проверки от имени товарищества. В то же время данное правило может быть изменено аудиторами, для этого участникам следует внести в учредительный договор необходимые положения.

    Аудитор как участник полного товарищества не вправе без согласия остальных участников совершать от своего имени в своих интересах или в интересах третьих лиц сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельности товарищества. Аудитор или аудиторская организация могут заключать договоры оказания аудиторских услуг только с согласия остальных участников полного товарищества. В противном случае товарищество вправе по своему усмотрению потребовать от такого аудитора возмещения причиненных товариществу убытков либо передачи товариществу всей приобретенной по таким сделкам выгоды. Столь важные правила должны учитываться аудиторами при выборе формы аудиторской организации и составления учредительного договора.

    Аудиторская организация может быть создана и в форме товарищества на вере (коммандитного товарищества), являющегося разновидностью хозяйственного товарищества. К нему применяются правила ГК РФ о полном товариществе (ст. 66-86).

    Известно, что коммандитное товарищество состоит из двух групп участников. В одну группу входят полные товарищи: они осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и несут дополнительную имущественную ответственность по долгам своей организации. В другую - вкладчики, коммандитисты, которые вносят вклады в имущество товарищества и не отвечают по его обязательствам своим имуществом, а лишь рискуют стоимостью внесенных вкладов. Необходимо обратить внимание на то, что по правилам ГК РФ статус вкладчика, коммандитиста изменяется, когда его имя вносится в фирменное наименование товарищества. В этом случае он становится полным товарищем. Установленное правило приводит к выводу, что вкладчиками аудиторской организации могут быть аудиторы, имеющие квалификационный аттестат, аудиторские организации.

    Особенности статуса данного юридического лица, отражающие добровольный характер отношений участников, ответственность участников по обязательствам товарищества, - это то, из-за чего данная организационно-правовая форма не получила широкого распространения, в том числе и в аудиторской сфере.

    Аудиторская организация в форме обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью.

    Основным нормативным актом, определяющим правовое положение общества с ограниченной ответственностью, является Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью"; некоторые положения о данной форме коммерческой организации содержатся также в ст. 87-94 ГК РФ.

    Данная форма коммерческой организации характеризуется объединением капитала, поэтому ее учредители (участники) не обязаны участвовать своими действиями в деятельности общества, если иное не предусмотрено уставом, и не отвечают по его обязательствам своим имуществом, а рискуют стоимостью внесенных ими вкладов. Аудиторская организация в форме общества с ограниченной ответственностью может быть создана одним лицом, которое становится единственным его участником. Им может быть индивидуальный аудитор или аудиторская организация, за исключением случаев, когда в качестве единственного участника выступает организация в форме хозяйственного общества, состоящая из одного лица. Единственным участником общества с ограниченной ответственностью может быть и лицо, не имеющее статуса аудитора, поскольку закон допускает создание таких обществ любыми физическими и юридическими лицами, а не только зарегистрированными в качестве предпринимателей. Закон ограничивает предельное количество участников общества 50 лицами. Аудиторы в таком обществе работают на основании трудового договора.

    В аудиторской организации определяющее значение в выработке политики организации, обеспечении ее независимости как профессионального субъекта должно иметь решение аудиторов. Ранее постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 482 "Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации" в целях обеспечения дополнительных гарантий независимости аудиторских фирм при осуществлении ими аудиторской деятельности была установлена доля уставного капитала, принадлежащая аттестованным аудиторам или имеющим лицензию аудиторским фирмам, в размере не менее 51%. В настоящее время указанное постановление не действует, более того, пункт, устанавливающий данное ограничение, решением Верховного Суда РФ был признан недействительным, поскольку подобные ограничения могут вводиться только на законодательном, а не на подзаконном уровне. Закон об аудите устанавливает иное правило, а именно: наличие в штате аудиторской организации не менее пяти аттестованных аудиторов. Но введенное требование не может никоим образом существенно повлиять на политику аудиторской организации. Поэтому следует вернуться к ранее действовавшему правилу о преобладающей в уставном капитале общества доле, принадлежащей аудиторам.

    Положение о субъектном составе участников общества с ограниченной ответственностью должно учитываться при выборе этой формы для аудиторской организации. Установление ограниченной ответственности учредителей (участников) общества делает эту организационно-правовую форму одной из наиболее привлекательных и часто используемых для осуществления аудиторской деятельности.

    Общество с дополнительной ответственностью - один из видов хозяйственного общества, на который распространяются почти все положения об обществе с ограниченной ответственностью, кроме одного исключения: участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества (п. 1 ст. 95 ГК РФ). Причем при банкротстве одного из участников общества его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества.

    Аудиторская организация в форме акционерного общества

    Основным нормативным актом, определяющим правовое положение акционерного общества, является Федеральный закон "Об акционерных обществах". Некоторые общие положения об акционерном обществе содержатся в ст. 96-104 ГК РФ.

    Известно, что характерной особенностью данной организационно-правовой формы юридического лица является деление уставного капитала общества на определенное количество одинаковых долей, выраженных акциями. В закрытом акционерном обществе акции распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц; открытая подписка на выпускаемые акции не производится. Акционеры такого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Данные правила позволяют сосредоточить большую часть капитала общества у аудиторов и аудиторских организаций и таким образом влиять на решения, принимаемые на общем собрании акционеров, а значит, на политику в деятельности этой организации.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.