Реферат: Бухгалтерский учет
Реферат: Бухгалтерский учет
2. Задачи бух.учета:
Обеспечение контроля за наличием и движением
имущества, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в
соответствие с установленными нормами, нормативами и сметами;
Формирование полной и
достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах
деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и
управления, а также для использования инвесторами (учредителями, собственниками
и лицами, вложившим средства и капитал), поставщиками, покупателями,
кредиторами, налоговыми и банковскими органами;
Выявление
внутрипроизводственных резервов, их мобилизация и эффективное использование,
своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно-финансовой
деятельности.
Бухгалтерский учет -
экономическая наука. Впервые о бухгалтерском учете как науке упоминается в
трудах Бенедетто Котру-льи (1458 г. ) и Луки Пачоли (1494 г.). Они положили
начало рассмотрению бухгалтерского учета как орудия управления отдельным
предприятием, с одной стороны, и как универсальной методологической науки - с
другой.
Вместе с тем научное
обоснование бухгалтерского учета как экономической науки, его теоретических и
методологических основ выполнено значительно позже усилиями ряда ученых и практиков
многих стран мира.
3. Функции бух.учета:
1. Наблюдение; 2.
Измерение; 3. Регистрация; 4. Обработка и передача информации.
4. Виды измерителей
-
Натур. (кг., м., шт.) – необх. при учете матер. запасов, осн.
средств, годовой продукции и т.д. Осущ. контроль за сохранностью собственности
-
Трудовые (человеко-час, человеко-день) – позв. определить
затраченное время и труд. На их осн. нормируется задания, начисл. з/п.,
расчитывается производительность труда.
-
Денежный – обобщающий, т.к. через рубли( и не только) опред.
объем имущественных прав предпр., его затраты, ранее выраженные в натур. и
труд. измерит-ях., сост. сметы, отчеты и баллансы.
5.
Пользователи данных БУ.
Внутренние:
1. Настоящие владельцы фирмы (уровень прибыли)
2. Работники предприятия (ЗП)
Внешние:
1. Будущие владельцы (уровень прибыли)
2. Кредиторы (платежеспособность)
3. Клиенты и покупатели (цены)
4. Гос. службы (доходы и уровень % отчислений)
5. Общественность (экология ...)
8. Требов. бух. учета
-
Оператив-ть учета - своевр. предоставление учетн. данных для управл. произв-ом
и сост. отчетности
-
Полнота и простота – сост. в представлении всей учетн. инфы, необх. для
управл. произ-ом и бизн. при недопущении излишн. инфы , искл. дублирования.
-
Достоверность – обеспечивается документированием всех хоз. опер.
соблюдением правил инвентаризации, денежн. оценки, учета текущ. затрат,
калькулирования.
-
Сопоставимость планируемых и
учетн. показат-ей – необх. для
контроля за нормами расхода ресурсов, контр. за выполн. планов и т.п.
-
Экономичность учета – хар-ся показателями: кол-во работников предприят. на
одного спец-та по бух. учет; уровнем компьютеризации труда работников
бугалтерии, урон. затрат на учет.
9.
Финансовый и управленческий учет.
Бух Учет представлят собой сист., кот. измеряет,
обрабатывает и передает инф-цию для принятия решений.
Различают управленческий и финансовый учет.
Управленческий учет охватывает все виды учетной информации, которая измеряется,
обрабатывается и передается для внутреннего использования руководством
предприятия.
Основная функция - определение с-сти. Информация
управленческого учета должна быть:
1) полезной для управления и относительно недорогой;
2) относится к той части предпр., которая им руководит;
3) включать планирование на перспективу.
Финансовый учет охватывает
учетную информацию, которая помимо использования ее внутри предприятия
сообщается тем, кто находится вне организации. Ведется в соответствии с
законодательством и установленными стандартами. С его помощью опред. все, кроме
с-сти, а именно: - амортизация; - расчеты с др. предприятими; - учет цен.бум; -
учет фондов; - ЗП; - учет банковских операций и др.
Финансовый учет относится ко всему предприятию.
Пользователи фин.учета:
1) владельцы предприятий, компаний (настоящие и
будущие). Их интересы: имеется ли достаточный уровень прибыли на предприятии.
2) кредиторы - их интересует в срок ли предприятие
рассчитается с долгами.
3) работник предприятия - зарплата.
4) клиенты - цены предприятия.
5) гос. служба - доход предприятия.
6) общественность - не приведет ли деятельность
предприятия к экологической катастрофе, загряз. окр. Среды.
10.Предмет
БУ.
Бух Учет используется для наблюдения и контроля за
хозяйственной деятельностью предприятия, производственной и непроизводственной
сферы.
К производственной сфере относятся предприятия,
которые производят материальные блага: промышленные, строительные,
сельскохозяйственные. Производственные предприятия заняты продвижением
материальных благ от производителей к потребителям.
Непроизводств.
пр-я оказывают услуги населению. К ним относится: здравоохранение, образование
и т.д.
Основная задача производственной деятельности
предприятия - воспроизводство общественного продукта, которая состоит из
отдельных взаимосвязанных моментов: производство, распределение, обмен и
потребление. Главную роль в воспроизводстве принадлежит производству
необходимых материальных благ.
БУ на предприятиях сферы мат. про-ва отражает состояние
и использование средств предприятия в процессе производства. В организ. и
учрежд. непроизводствю сферы БУ отражает наличие и расходование средств при
выполнении их функций.
Т.о. предметом БУ явл
состояние и использование средств предприятия (организ., учрежд.) в процессе
воспроизводства.
11. Классиф. хоз. ср-в по
сост. и размещ.
1.
Внеоборотн. активы 1.1.
Основные средства – (здания, сооружения, рабочие и силовые машины и
оборудование, и прочие основные средства) - отражаются в бухгалтерском
балансе по остаточной стоимости, т.е. по фактическим затратам их приобретения,
сооружения и изготовления за вычетом суммы начисленной амортизации, а у
бюджетной организации - по первоначальной стоимости 1.2. Нематериальные
активы – это активы, которые не имеют натурально-вещественной формы и
представляют собой права пользования объектами интеллектуальной собственности:
патенты, лицензии, торговые знаки и марки). Они должны быть эф. исп. более
года. Нематериальным активам начисляется амортизация. Сумма амортизации
определяется исходя из первоначальной стоимости и срока их полезного
использования 1.3.Долгосрочные фин. вложения 1.4. Незаверш.
строительство 1.5. Капитальные вложения в строительство, в приобретение
земли и т.д.
2.
Оборотные активы 2.1.
Оборотные фонды (сырье, материалы; расходы , незаверш. произв) 2.2. фонды
обращения ( гот. продукция, ср-ва в расчетах, разл. виды дебиторской
задолжности)
12.
Классиф. хоз. ср-в по
источн. образования и целевому назначению.
1.
Источники собств. ср-в. 1.1.
Капитал (уставной, добавочный, резервный) 1.2. прибыль 1.3.
целевое финансирование 1.4. резервн. предоставл. платежей
2.
Источники заемных ср-в 2.1.
кредиты и займы. (долгосрочные и краткосрочн.) 2.2. кредиторы 2.3.
обязательства по распределению
13.метод БУ
Методом бухгалтерского учета
называется совокупность способов, с помощью которых реализуется функции
бух.учета. Метод включает в себя отдельные элементы, из которых главными
являются:
1. Документация
– это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в
момент и в местах их совершения. Документация явл. одной из основных
отличительных особенностей бух.учета, т.к. позволяет осуществлять сплошное
наблюдение за хозяйственными процессами. Обязательным условием отражения
хозяйственных операций в системном бухгалтерском учете является оформление их
первичными документами, обладающими определенными характеристиками и
отвечающими соответствующим предъявляемым к ним требованиям (они должны быть
достоверными, ясными, объективными и др.). При организации учета с помощью
вычислительных машин роль первичных документов выполняют машинные носители
информации (магнитные ленты, диски и др.), удостоверяющие факт выполнения
хозяйственной операции. От качества первичных документов в значительной мере
зависит качество всего бухгалтерского учета.
2. Инвентаризация - способ проверки соответствия фактического наличия
имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Инвентаризация проводится с
целью обеспечения достоверности показателей -бухгалтерского учета и
сохранности имущества предприятия.
Инвентаризации подлежат
основные средства, товарно-материальные ценности, денежные средства, расчеты,
незавершенное производство, незавершенное строительство, товары торговых
предприятий и др.
Инвентаризация проводится в
установленные сроки, при смене материально ответственных лиц, по требованию
аудиторов, следственных органов и т. п.
3. Бухгалтерский
баланс - способ
экономической группировки и обобщения информации об имуществе и обязательствах
предприятия, организации по составу и размещению и источникам их образования в
денежной оценке на определенную дату, как правило, на 1-е число месяца.
Средства предприятия
отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двух группировках:
одна показывает, какими средствами предприятие располагает, другая - из каких
источников они возникли.
Обе части бухгалтерского
баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, но,
с одной стороны, по составу и размещению, с другой - по источникам его образования.
Таким образом, баланс позволяет осуществлять
наблюдение за состоянием хозяйственных средств и их использованием на
предприятии.
4. Система счетов и
двойная запись -
прием, который означает, что группировка имущества, источников его
образования, хозяйственных операций в бухгалтерском учете осуществляется также
и с помощью системы счетов (синтетических и аналитических) с
применением метода двойной записи.
Счет - это экономическая группировка (в виде
таблицы), в которой систематизируется, накапливается текущая информация о
состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных операциях.
Являясь элементом метода бухгалтерского учета, счета имеют важное значение для
систематизации и группировки хозяйственных операций по однородным
экономическим признакам.
Двойная запись - способ регистрации хозяйственных операций
на счетах бухгалтерского учета. Этот способ заключается в том, что каждая
хозяйственная операция записывается в двух счетах бухгалтерского учета в равных
суммах .
5. Оценка представляет собой способ выражения в
денежном измерении имущества предприятия и его источников. Реальность и
правильность оценки имущества предприятия и его источников имеют важнейшее
значение для построения всей системы бухгалтерского учета. В основе оценки
имущества лежат реальные затраты, выраженные в денежном измерении.
В целях сопоставимости
оценка имущества и его источников для отражения в балансе должна проводиться
единообразно на всех предприятиях, что достигается соблюдением установленных
положений и правил оценки. Например, действующими нормативными документами
установлено, что в бухгалтерском балансе основные средства, так же как и
нематериальные активы, показываются по остаточной стоимости; производственные
запасы оцениваются по фактической стоимости их приобретения и заготовления;
готовая продукция - по фактической производственной стоимости и т. д.
6. Калькуляция - способ группировки затрат и
определения себестоимости. Исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) -
способ определения фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу
продукции (работ, услуг,).
7. Отчетность предприятия (организации) представляет
собой систему показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и
финансовую деятельность предприятия (организации) за определенный период
(месяц, квартал).
В соответствии с Федеральным законом "О
бухгалтерском учете" бухгалтерская отчетность - единая система данных об
имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее
хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета
по установленным формам.
Показатели отчетности
используются для анализа финансового состояния предприятия, подготовки,
обоснования и принятия соответствующих управленческих решений, для оценки
положения предприятия на рынке.
14. Бух. баланс и его строение.
Важнейшим элементом БУ является бух. баланс.
Баланс это
способ обобщенной группировки и текущего учета имущества предприятия по
функциональной роли и источникам его образования в денежной оценке на
определенную дату. Это таблица, которая состоит из двух частей.
Актив |
Пассив |
Имущество
по видам и функциональной роли. |
Имущество
по источникам образования и назначения. |
Активы:
оборот., необорот., фин., нематер. |
Источники
собственных, заемных средств. |
Итого: |
Итого: |
Показатели в балансе называются статьями баланса. Итоги
в балансе называются валютой баланса. Особенностью баланса является то, что валюта
актива баланса = валюте пассива баланса. Баланс составляется на 1 число
отчетного периода в 1000-ах рублей.
Актив и пассив баланса состоит из отдельных разделов и
статей.
Структура и содержание актива баланса.
Актив состоит из 3 разделов.
1) Основные средства и прочие внеоборотные активы: -
нематериальные активы; - основные средства; - незавершенные капвложения; -
долгосрочные финансовые вложения; - расчеты с учредителями и др.
2) Запасы и затраты: - производственные запасы; - МБП;
- незавершенное производство; - расходы будущих
периодов; - готовая продукция и др.
3)Ден. средства, расчеты и пр. активы: - товары
отгруженные; - расчеты с дебиторами; - авансы выданные; - денежные средства и
др.
Пассив баланса.
1) Источники собственных средств: - уставной капитал; -
добавочный капитал; - резервный капитал; - фонд накопления; - резервный фонд; -
целевое финансирование; - прибыль отчетного года; - прибыль нераспределенная
отчетного года; - нераспределенная прибыль прошлых лет.
2) Расчеты и прочие пассивы (источники заемных
средств): - долгосрочное кредиты банков; - долгосрочные займы; - краткосрочные
займы; - расчеты с кредиторами по обязательствам по распределению; - расчеты с
учредителями;- доходы будущих периодов; - фонды потребления; - резервы
предстоящих расходов и платежей; - резервы по сомнительным долгам.
В международной практике разделяется также баланс по
способу построения на вертикальный и горизонтальный.
Горизонтальный баланс - активы располагаются на уровне с пассивами .
Вертикальный баланс: сначала размещают актив баланса, затем подсчитывают валюты актива
баланса; ниже располагают статьи пассива баланса и подсчитывается валюта
пассива баланса.
Особенности баланса, который составляется на
предприятии с капиталистическим способом производства:
Актив =Пассив+Капитал
15.Изменения в балансе под воздействием хоз. операций.
Все хоз. опер, являющиеся первичным объектом БУ,
оформляются документально, потом они учитываются на счетах БУ, а на основании
учетных даных составляется баланс. Так ББ органически связан со счетами
текущего учета. При этом каждая, отражаемая операция вносит опред. изменения в
ББ. Все хоз. операции по признаку их влияния на ББ сводятся к 4 типам:
1. Поступили деньги в кассу с расчетного счета для
выплаты зарплаты вразмере 10000 уе
1 тип изменений в балансе - изменения происходят в
активе баланса; одна статья увеличивается; вторая уменьшается на эту же сумму.
Валюта баланса не изменяется, равенство сохраняется А+Х1–Х2=П.
2. Часть прибыли присоединяется к фонду накопления:
3000 уе
2 тип изменений в балансе - изменения в пассиве
баланса: одна статья в пассиве баланса увеличивается, другая уменьшается.
Валюта баланса не меняется, равенство сохраняется: А=П+Х3–Х4.
3. Поступили материалы от поставщиков на сумму 5000 уе
А+Х1=П+Х3
3 тип: Статья в активе баланса увеличивается, в пассиве
статья увеличивается на эту же сумму. Валюта увеличивается , равенство
сохраняется
4. Выдана зарплата рабочим из кассы предприятия в
размере 5000 уе
4 тип : Уменьшается статья в активе баланса, на эту же
сумму уменьшается статья в пассиве. Валюта баланса уменьшается, равенство
сохраняется. А-Х2=П-Х4
16.Счета БУ, их строение и назначение.
Важнейший элемент метода бух. учета - счета.В процессе
фин. и хоз. деятельности совершается большое количество хоз. операций, в которых
принимает участие имущество предприятия и источник его образования. Для
контроля за наличием этих видов имущества и текущего учета их движения
необходимо все виды имущества сгрупировать по определенным признакам.
С этой целью в бух. учете применяются счета. Счет - это
способ обобщенной групировки и текущего учета однородных средств предприятия.
Счет представляет собой таблицу.
Счета подразделяются на активные и пассивные.
Активными
называют счета, которые предназначены для учета имущества в соответствии с
классификацией по функциональной роли. Сответствуют активу баланса.
Пассивными называют счета, которые предназначены для
учета имущества в соответствии с классификациеей по источникам образования.
Сответствуют пассиву ББ.
Структура активных и пасссивных счетов:
Оборот - сумма всех операций.
Активный счет: Конечное сальдо = нач. остаток по
Д.+обороты по Д. - обороты по К.
Пасисвный счет: Конечное сальдо = нач. остаток по К. +
обороты по К - обороты по Д.
Кроме активных счетов сущ. активно-пассивные счета, у
которых остаток может быть как по дебету, так и по кредету, а также
одновременно по дебету и по кредиту - развернутое сальдо. Чтобы получить
свернутое сальдо, нужно из большего остатка вычесть меньший и записать на
место большего.
Количество счетов соответствует количеству группировок
имущества и источников их образования. Примером активно-пасивного счета может
быть счет “Расчеты с различными дебиторами и кредиторами”; счет “Прибыль и
убытки”; счет “ Расчеты с подотчетными лицами” и др.
Страницы: 1, 2
|