Реферат: Изучение файловых систем в профильном курсе информатики
Копирование файлов.
Для копирования файлов
имеется команда Copy.
Формат команды:
Сору имя файла путь/
Пример:
Copy qw.doc c:\qw\er
В именах
файлов можно употреблять символы * и ?, а также указывать имя диска и каталога.
Выполнение команды. Если в параметре имя файла1 указано
имя каталога, то файлы копируются их этого каталога, иначе – из текущего
каталога. Каталог, в который копируются файлы, можно задать параметром имя
каталога2 или указанием каталога в параметре имя файла2. Если этот
каталог не задан, то файлы копируются в текущий каталог.
Если во втором параметре
команды задано имя файла, то оно указывает новое имя копируемого файла. Символы
* и ? в имени файла во втором параметре команды указывают, что соответствующие
символы в именах копируемых файлов при копировании не меняются.
Команда смены текущего дисковода.
Формат команды. Для смены текущего дисковода надо
набрать имя дисковода, который должен стать текущим, и затем двоеточие,
например:
A: - переход на дисковод
А:
В: - переход на дисковод
В:
С: - переход на дисковод
С:
После ввода команды надо
нажать клавишу ¿.
Изменение текущего каталога.
Для изменения текущего каталога
имеется команда Cd (Change Directory).
Формат команды:
Cd [дисковод:] путь
Если задан дисковод, то
текущий каталог изменяется на этом дисководе, иначе – на текущем дисководе.
Команда cd без параметров сообщает текущие диск и каталог.
Примеры:
Cd\ -
переход в корневой каталог текущего диска;
Cd.. -
переход в вышестоящий каталог
Cd\exe\MS-DOS -
переход в каталог \exe\MS-DOS.
Просмотр каталога.
Для вывода оглавления
каталога имеется команда Dir.
Формат команды:
Dir [дисковод:] [путь\]
В имени файла можно
употреблять символы * и ?. Если имя файла не задано, то выводится всё
оглавление каталога, иначе выводятся только сведения о данном файле или группе
файлов.
Если в команде не указаны
дисковод или путь, то подразумеваются текущий дисковод и текущий каталог.
Выполнение команды. По умолчанию (если не задано иных
режимов) команда Dir для каждого файла сообщает его имя, расширение имени,
размер файла в байтах, дату и время создания или последнего обновления файла.
Подкаталоги отмечаются <DIR
Создание каталога.
Для создания нового
каталога имеется команда Md (Make Directory).
Формат команды:
Md [дисковод:] путь
Пример:
Md xxx - создание
подкаталога xxx в текущем каталоге;
Уничтожение каталога.
Для удаления (пустого)
каталога имеется команда Rd (Remove Directory).
Формат команды:
Rd [дисковод:] путь
Пример:
Rd xxx -удаление
подкаталога ххх в текущем каталоге;
С помощью команды rd
можно удалить только пустой каталог, т.е. каталог, не содержащий файлов и
подкаталогов.
Вывод файла на экран.
Для вывода текстового
файла на экран можно использовать команду Type.
Формат команды:
Type имя файла
Пример:
Type paper.doc – вывод на экран файла paper.doc из текущего каталога [14]
2.2. Содержание обучения
Планирование по файловым системам (12
ч.)
Тема |
Количество часов |
Логическая организация файловой
системы (6 ч) |
Урок 1. Цели и задачи файловой системы. Иерархическая
структура файловой системы |
1 |
Урок 2. Типы файлов. Имена файлов. Атрибуты файлов |
1 |
Урок 3 Команды MS-DOS |
1 |
Урок 4. Лабораторная работа по теме иерархическая структура
файловой системы. |
1 |
Урок 5. Логическая организация файла |
1 |
Урок 6. Контрольная работа. |
1 |
Физическая организация файловой
системы (6 ч) |
Урок 1. Диски, разделы, секторы, кластеры |
1 |
Урок 2. Физическая организация FAT |
1 |
Урок 3 Физическая организация NTFS |
1 |
Урок 4 Сравнение FAT и NTFS (семинар) |
1 |
Урок 5 Физическая организация и адресация файла |
1 |
Урок 6 Контрольная работа |
1 |
Учащиеся
должны знать:
·
понятие файл
·
понятие каталог
·
понятие файловая
система
·
типы файлов
·
представление об
иерархической структуре файловой системы
·
представление об
имени файла
·
представление об
атрибутах файла
·
команды MS-DOS
·
представление о
логической организации файла
·
представление о
физической организации диска
·
представление о
физической организации FAT
·
представление о
физической организации NTFS
·
представление о
физической организации и адресации файла
Учащиеся
должны уметь
·
создавать дерево
каталогов
·
создавать
текстовые файлы
·
работать с
командами MS-DOS
2.3 Разработка уроков
Тема: Логическая
организация файловой системы
Урок 1. Цели и задачи файловой системы. Иерархическая
структура файловой системы.
Цели:
1)
Образовательные:
сформировать понятие файл, сформировать понятие «каталог», сформировать понятие
файловая система, сформировать представление об иерархической структуре файловой
системы
2)
Развивающие:
развить память, развить внимание, развить речь.
3)
Воспитательные:
воспитать умение слушать, воспитать аккуратность при работе в тетради,
воспитать дисциплинированность.
Ход
урока
Как вы думаете, что такое файл?
|
Это область памяти, в которую можно заносить данные.
|
Запишите определение
Файл — это именованная
область внешней памяти, в которую можно записывать и
из которой можно считывать данные.
Каталог – это особый
тип файлов, которые содержат системную справочную информацию о наборе файлов,
сгруппированных пользователем по какому-либо неформальному признаку.
Где хранятся файлы? |
На жестком диске, на дискетах, компакт
дисках. |
Как вы думаете, могут ли файлы хранится в
оперативной памяти? |
Наверное, могут |
Да, есть одно исключение -
это электронный диск, когда в оперативной памяти создается
структура, имитирующая файловую систему.
Как
вы думаете, для чего используют файлы? |
1) Долговременное хранение информации
2) Надежность
|
За
счет чего достигается долговременное хранение? |
За
счет использования запоминающих устройств |
А
надежное хранение? |
За
счет средств защиты доступа |
Правильно, запишите:
Цели
использования файла
·
Долговременное и надежное хранение информации.
Долговременность достигается за счет использования запоминающих устройств, не
зависящих от питания, а высокая надежность определяется
средствами защиты доступа к файлам и общей организацией
программного кода ОС, при которой сбои аппаратуры чаще
всего не разрушают информацию, хранящуюся в файлах.
·
Совместное использование информации.
Файлы обеспечивают естественный и легкий способ разделения
информации между приложениями и пользователями за счет наличия
понятного человеку символьного шпени и постоянства хранимой
информации и расположения файла. Пользователь должен иметь удобные
средства работы с файлами, включая каталоги-справочники, объединяющие
файлы в группы, средства поиска файлов по признакам, набор команд для
создания, модификации и удаления файлов. Файл может быть создан одним
пользователем, а затем использоваться совсем другим пользователем, при этом
создатель файла или администратор могут определить права доступа к нему
других пользователей.
Эти цели реализуются в ОС файловой
системой.
Запишите определение
Файловая система
(ФС) — это часть операционной системы, включающая:
·
совокупность всех файлов на диске;
·
наборы структур данных, используемых для управления
файлами, такие, например, как каталоги файлов, дескрипторы файлов, таблицы
распределения свободного и занятого пространства на диске;
·
комплекс системных программных средств, реализующих
различные операции над файлами, такие как создание,
уничтожение, чтение, запись, именование и поиск файлов.
Файловая система позволяет
программам обходиться набором достаточно простых операций для
выполнения действий над некоторым абстрактным объектом, представляющим
файл. При этом программистам не нужно иметь дело с деталями действительного
расположения данных на диске, буферизацией данных и другими
низкоуровневыми проблемами передачи данных с долговременного запоминающего
устройства. Все эти функции файловая система берет на себя. Файловая
система распределяет дисковую память, поддерживает именование файлов, отображает
имена файлов в соответствующие адреса во внешней памяти, обеспечивает
доступ к данным, поддерживает разделение, защиту и восстановление файлов.
Запишите вывод
Таким образом, файловая система играет
роль промежуточного слоя, экранирующего все сложности
физической организации долговременного хранилища данных, и
создающего для программ более простую логическую модель этого хранилища, а
также предоставляя им набор удобных в использовании команд для манипулирования
файлами.
Задачи, решаемые ФС,
зависят от способа организации вычислительного процесса
в целом. Самый простой тип — это ФС в однопользовательских и однопрограммных
ОС, к числу которых относится, например, MS-MS-DOS.
Основные функции в такой ФС нацелены на решение следующих задач:
Запишите: Задачи
файловой системы
·
именование файлов;
·
программный
интерфейс для приложений;
·
отображения логической модели файловой системы на
физическую организацию хранилища данных;
·
устойчивость файловой системы к сбоям питания, ошибкам
аппаратных и программных средств.
Задачи ФС усложняются в
операционных однопользовательских мультипрограммных ОС, которые, хотя
и предназначены для работы одного пользователя, но дают ему возможность запускать
одновременно несколько процессов. Одной из первых ОС этого типа
стала OS/2. К перечисленным выше задачам добавляется новая задача совместного
доступа к файлу из нескольких процессов. Файл в этом
случае является разделяемым ресурсом, а значит, файловая система должна решать
весь комплекс проблем, связанных с такими ресурсами.
В многопользовательских
системах появляется еще одна задача: защита файлов одного пользователя от
несанкционированного доступа другого пользователя.
Запишите, в
многопользовательских операционных системах к выше перечисленным задачам
добавляются еще две задачи: задача совместного доступа к файлу и защита файлов от
несанкционированного доступа.
Запишите подзаголовок
Иерархическая структура
файловой системы
Пользователи
обращаются к файлам по символьным именам. Однако способ человеческой памяти ограничивают количество имен объектов, к которым пользователь может обращаться по имени.
Иерархическая организация пространства имен позволяет значительно расширить эти
границы. Именно поэтому большинство файловых систем имеет иерархическую
структуру, в которой уровни
создаются за счет того, что каталог более низкого уровня может входить в каталог более высокого уровня. Каталоги образуют дерево, если
файлу разрешено входить только в один каталог и сеть — если файл может входить сразу в несколько каталогов. Например, в MS-MS-DOS и Windows каталоги образуют древовидную структуру,
а в UNIX — сетевую. В древовидной
структуре каждый файл является листом. Каталог самого
верхнего уровня называется корневым каталогом, или корнем
(root).
При такой
организации пользователь освобожден от запоминания имен всех файлов,
ему достаточно примерно представлять, к какой группе может быть отнесен тот
или иной файл, чтобы путем последовательного просмотра каталогов найти его.
Иерархическая структура удобна для многопользовательской работы: каждый
пользователь со своими файлами локализуется в своем каталоге или поддереве
каталогов, и вместе с тем все файлы в системе логически связаны.
Частным случаем иерархической структуры
является одноуровневая организация, когда все файлы входят
в один каталог. (см. Приложение 2)
Урок 3. Лабораторная работа по теме иерархическая
структура файловой системы
Цели:
1)
Образовательные: проверить
знание команд MS-DOS, проверить умение создавать дерево каталогов,
проверить умение создавать текстовые файлы, научить работать с эмулятором MS-DOS.
2)
Развивающие:
развить память, развить воображение, развить творческое мышление.
3)
Воспитательные:
сформировать поведение (усидчивость, уважение к окружающим)
Ход урока:
Задание
1. Вспомним команды MS-DOS. Запустите эмулятор и выполните ниже
предложенные команды.
1.
Запустить эмулятор MS-DOS
Ha экране появится приглашение операционной системы MS-DOS к работе в виде С: \
>.
2. Создадим на диске С: каталог (папку) РЗ:
С:
\ >MD РЗ ¿
Приглашение ОС МS MS-DOS к дальнейшей работе
будет иметь вид С:\>
3.
Посмотрим постранично содержимое диска С: и убедимся что каталог РЗ создан:
С:
\ >DIR ¿
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе
будет иметь вид С:\>
4.
Сделаем текущим каталог РЗ:
С:
\ >CD РЗ ¿
Приглашение MS-DOS к дальнейшей работе будет иметь вид С:\
Р3>
5.
Создадим в каталоге РЗ Текстовый документ «a.txt»: Создадим документ a.txt следующего содержания:
«Операционная система»:
С: \ P3>COPY
CON a.txt ¿
—
введем текст «MS-DOS»;
—
наберем ^z;
—
нажмем клавишу Enter.
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе
будет иметь вид С:\ Р3>
6.
Просмотрим содержимое каталога РЗ и убедимся, что в нем находится текстовый
документ «a.txt»:
С:
\ P3>DIR ¿
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе
будет иметь вид: С: \ Р3>
7.
Просмотрим содержимое текстового документа a.txt:
С: \ РЗ >TYPE
a.txt ¿
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе
будет иметь вид: С:\РЗ>
8.
Просмотрим содержимое каталога РЗ и убедимся, что он пустой:
С:
\ РЗ > DIR ¿
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе
будет иметь
вид: С: \РЗ>
9.
Удалим каталог РЗ:
—
выйдем из каталога РЗ;
С:
\РЗ> CD.. ¿
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе
будет иметь вид: С: \>
—
удалим каталог РЗ
С:
\>RD P3 ¿
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе
будет иметь вид: С:\>
10.
Просмотрим содержимое диска С:
С:
\> DIR ¿
Убедимся, что удален каталог РЗ.
Приглашение ОС MS-DOS к дальнейшей работе
будет иметь вид: С:\>
11.
Вернемся к работе с операционной системой MS Windows:
С:
\> EXIT ¿
Задание
2. Творческое задание. Создайте свое дерево каталогов так, чтобы получилось
ваше генеалогическое дерево. Подумайте, как это можно организовать.
.
Заключение
В данной курсовой работе были
выполнены задачи исследования, предложенные во введении. Нам удалось
разработать содержание изучения темы «Файловой системы». Учитывая сложность
данной темы для среднего ученика, мы пришли к тому, что лучше ее изучать в
рамках профильного курса. С учетом того, что для этого нужно более углубленное
изучение физики, математики и информатики профиль выпускника будет технический,
а знание темы пригодится ему для поступление в высшее учебное заведение.
Литература
1. Беспалько В. П. Слагаемые
педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
2. Бочкин А. И. Методика преподавания
информатики: Учеб. Пособие. – М.: Высшая школа, 1998. – 431 с.
3. Веретенникова Е. Г., Патрушина С. М.,
Савельева Н. Г. Информатика: Учебное пособие. Серия «Учебный курс». – Ростов на
Дону: Издательский центр «МарТ», 2002. – 416 с.
4. Волович М. Б. Не мучить, а учить / О
пользе педагогической психологии. – М., изд. Российского открытого
университета, 1992. – 232 с.
5. Давыдов В. В. Виды обобщения в
обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. – М.:
Педагогика, 1972. – 424 с.
6. Концепция профильного обучения на
старшей ступени общего образования // Вестник образования. – 2002. – 12. – с.
5-7, 11-16, 80-82.
7. Лапчик М. П. Методика преподавания
информатики: учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов. /М. П. Лапчик, И. Р. Семакин,
Е. К. Хеннер; под общей редакцией М. П. Лапчика. – М.: Издательский центр
Академия, 2001. – 624 с.
8. Оконь В. Введение в общую дидактику.
– М.: Высшая школа, 1990. – 382 с.
9. Олифер В. Г., Олифер Н. А. Сетевые
операционные системы. – СПб.: Питер, 2002. – 544 с.
10. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка: пер. с фр. – М.:
Педагогика – Пресс, 1994. – 528 с.
11. Поспелов Н. Н., Поспелов И. Н. Формирование
мыслительных операций старшеклассников. – М.: Педагогика, 1989, - 152 с.
12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.:
Питер, 1999. – 720 с.
13. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения.
– М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
14. Фигурнов В. Э.: IBM PC для пользователя. Краткий курс. – М.: «Инфра – М», 1998.
Приложение 1
Примерные учебные планы для
некоторых возможных профилей
Естественно–математический
профиль
Учебные курсы
|
Число недельных учебных
часов за два года обучения
|
I. Базовые
общеобразовательные предметы
|
Русский язык и литература |
6 |
Иностранный язык
|
6 |
История
|
4 |
Обществоведение |
4 |
Физическая культура |
6 |
II. Профильные
общеобразовательные предметы |
Математика (базовый общеобразовательный и профильный
курсы) |
12 |
Физика |
8 |
Химия |
6 |
География |
4 |
Биология |
6 |
III. Элективные курсы (3 курса
на выбор) |
5-6 курсов, предлагаемых школой |
Всего 12 |
Учебные практики, проекты исследовательская
деятельность |
Не менее 70 учебных часов за 2 года обучения |
Социально-экономический профиль
Учебные курсы
|
Число недельных учебных
часов за два года обучения
|
I. Базовые
общеобразовательные предметы
|
Русский язык и литература |
6 |
Иностранный язык |
6 |
Естествознание |
6 |
Математика |
8 |
Физическая культура |
6 |
II. Профильные
общеобразовательные предметы |
История
(базовый общеобразовательный и профильный курсы) |
10 |
Экономика |
6 |
Право |
6 |
Экономическая
и социальная география |
4 |
Социология |
4 |
III. Элективные курсы (3 курса
на выбор) |
5-6
курсов, предлагаемых школой |
Всего 12 |
Учебные практики, проекты, исследовательская
деятельность |
Не менее 70 учебных часов за 2 года обучения |
Гуманитарный профиль
Учебные курсы
|
Число недельных учебных часов за два года обучения
|
I. Базовые общеобразовательные предметы |
Математика |
6 |
Естествознание |
6 |
Физическая
культура |
6 |
II. Профильные общеобразовательные предметы |
Русский язык
и литература (базовый общеобразовательный и профильный курсы) |
12 |
Иностранный язык (базовый общеобразовательный и профильный курсы) |
10 |
История
(базовый общеобразовательный и
профильный
курсы)
|
8 |
Обществоведение
(базовый общеобразовательный
и профильный курсы) |
8 |
Искусство |
6 |
III. Элективные курсы (3 курса на выбор] |
5-6
курсов, предлагаемых школой |
Всего 12 |
Учебные
практики, проекты. исследовательская деятельность |
Не
менее 70 учебных часов за 2 года обучения |
Технологический профиль (специализация - информационные технологии)
Учебные курсы
|
Число недельных учебных
часов за два года обучения
|
1. Базовые общеобразовательные предметы |
Русский язык и литература |
6 |
История
и обществоведение |
8 |
Естествознание |
6 |
Физическая культура |
6 |
II. Профильные
общеобразовательные предметы |
Информатика
и ИКТ |
10 |
Математика (базовый общеобразовательный и профильный курсы) |
10 |
Физика |
6 |
Иностранный язык (базовый общеобразовательный и профильный курсы) |
8 |
III. Элективные курсы (3 курса
на выбор] |
5-6 курсов, предлагаемых школой |
24 всего |
Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
Не менее 140 учебных часов за 2 года обучения |
|
|
|
Примерный учебный план для
универсального обучения (непрофильные школы и классы)
Учебные курсы
|
Число недельных учебных часов
за два годе обучения
|
1. Базовые общеобразовательные предметы |
Русский язык и литература |
8 |
Математика |
8 |
Иностранный язык |
6 |
История |
4 |
Обществоведение (включая экономику и право) |
8 |
Естествознание |
10 |
Физическая культура |
6 |
Информатика |
4 |
Технология |
4 |
II. Элективные курсы
(4 курса на выбор и/или часы на углубление
базовых курсов)
|
5-6
курсов, предлагаемых школой |
Всего 16 |
Учебные практики, проекты, исследовательская деятельность |
Не
менее 70 учебных часов за 2 года обучения |
Приложение 2
|