МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Формы проявления коррупции в России

    распоряжением финансовыми и материальными ресурсами (при низкой зарплате),

    разрешением жизненно важных споров. Это обстоятельство предопределяет

    специальную направленность исследований ученых, анализирующих коррупцию в

    России, прежде всего с позиций уголовного права. Обратили внимание на

    указанную проблему и специалисты в области административного и

    муниципального права, поскольку именно эти отрасли формируют правовую базу

    статуса государственных и муниципальных должностных лиц. Между тем проблема

    коррумпированности публичной власти носит комплексный характер, так как

    коррупция пронизывает все сферы публичной власти, приобретает самые

    изощренные формы. Не меньшая, а возможно, большая опасность коррумпирования

    публичной власти исходит из сферы законодательной государственной и

    представительной муниципальной власти. Одним из условий такого положения

    дел является несовершенство правовых основ формирования органов

    представительной власти.

    В дореформенной России главным проявлением коррупции была взятка в

    денежной форме, на борьбу с которой и были направлены карательные санкции,

    предусмотренные Уголовным кодексом. Характер правонарушений был достаточно

    очевиден и сравнительно легко поддавался уголовно-правовой идентификации.

    В новых условиях положение резко изменилось. Наряду с традиционной формой

    взятки появились ее современные модификации. Вместо конверта с деньгами

    теперь фигурируют действия, определяющие изменения в имущественном

    положении лиц, вовлеченных в коррумпированные отношения. Такие действия,

    как криминальное лоббирование, инвестирование коммерческих структур за счет

    средств госбюджета, создание лжепредприятий, перевод государственной

    собственности в акционерные общества, предоставление возможности вывоза

    стратегического сырья за рубеж и многое другое очень трудно идентифицируемы

    и доказуемы.

    Трудности усугубляет чрезвычайно скрытый характер коррупции. Выявить, а

    тем более доказать процессы коррупции очень сложно. Внешне все выглядит

    законно, документально обоснованно. Еще одна особенность коррупции на

    современном этапе жизни России – это то, что она становится все более

    "респектабельной". Если совсем недавно о ней говорили как о явлении

    организованной преступности уголовного мира и теневого бизнеса, то сейчас

    коррупция приобретает характер "болезни белых воротничков".

    К тому же сегодня появляются некие новые формы коррупции, которым нет еще

    названия и которые не получили правового и криминологического наполнения.

    Ю.В. Голик, советник Председателя Совета Федерации, доктор юридических

    наук, профессор, приводит в доказательство несколько примеров: «Недавно

    прочел докторскую диссертацию В.М. Алиева "Теоретические основы и

    прикладные проблемы борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных

    незаконным путем". Автор вводит в научный оборот большое количество

    ведомственных документов, документов Правительства, Администрации

    Президента и др. (информационные и инструктивные письма, ведомственная

    переписка, экспертные заключения и т.п.), которые не могут быть известны

    широкому кругу в силу ограниченного доступа к ним и интересны уже этим

    фактом. Ученым проделана и делается действительно громадная работа,

    подключены большие интеллектуальные силы. Однако вся эта работа практически

    закончилась ничем. Все аргументы разбивались о какой-то невидимый гранитный

    утес и ничего не дали кроме информационных брызг. Так продолжалось год за

    годом. Мы прекрасно понимаем, что само по себе это происходить не могло.

    Что это, как не мощное коррупционное противодействие?

    Второй пример касается нашей собственности за рубежом. Судя по всему,

    собственность есть и собственность громадная. При этом практически ничего

    не делается, чтобы этой собственностью владеть. Единственная реальная

    попытка на уровне государства была предпринята Комитетом по защите

    экономических интересов России в 1992-1993 гг., после чего его тут же

    упразднили. Одна из причин - не главная - заключается в том, что эта работа

    трудна и кропотлива. Она не может принести сразу больших результатов и

    дивидендов и на ней вряд ли можно "погреть руки", в отличие от выбивания и

    выпрашивания кредитов. Разве это не форма коррупционного противодействия?

    Можно, конечно, попробовать списать все на бюрократизм, который сам по себе

    "дружит" с коррупцией. Однако чистой бюрократии соответствуют пассивность и

    мздоимство, но никак не активное противодействие, которое мы наблюдаем и в

    том и в другом случае. Такое активное противодействие выходит далеко за

    рамки обычных бюрократических проволочек»[5].

    В подавляющем числе государств борьба с коррупцией ведется в форме

    правового преследования за ее конкретные проявления. В этом отношении

    Россия не является исключением. В Уголовном кодексе имеется пять статей,

    предусматривающих уголовную ответственность за конкретные противоправные

    действия: легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных

    незаконным путем, злоупотребление должностными полномочиями, получение

    взятки и служебный подлог. Между тем, названным перечислением круг

    коррупционных действий, с которыми приходится сталкиваться в жизни, далеко

    не исчерпывается. Среди таких "забытых" деяний называют, в частности,

    следующие: участие должностных лиц в коммерческой деятельности для

    извлечения личной прибыли; использование служебного положения для

    "перекачки" государственных средств в коммерческие структуры с целью

    получить личную выгоду и с задействованием для этого подставных лиц и

    родственников; предоставление должностными лицами льгот коммерческим

    структурам с целью извлечь личную прибыль; предоставление государственных

    финансовых и иных ресурсов в избирательные фонды. Этот список можно

    расширять практически до бесконечности.

    ГЛАВА II.

    §1. Причины возникновения коррупции.

    Проблема коррупции является следствием большого количества факторов и

    механизмов.

    Один из факторов распространенности коррупции - сложность структуры

    органов власти, наличие множества бюрократических процедур, порождаемых

    самими чиновниками, отсутствие внешнего и внутриорганизационного контроля

    над деятельностью аппарата органов государственной власти. Положение

    усугубляется тем, что отсутствуют комплексный учет и контроль над служебной

    деятельностью государственных служащих, четкое распределение компетенции,

    имеет место дублирование и совмещение функциональных обязанностей.

    Следствие этого - чрезмерная медлительность, волокита, связанные как с

    организационными недостатками, так и с низкой профессиональной

    компетентностью персонала. Провести грань между организационной

    неразберихой и стимулированием коррупционного поведения граждан бывает

    подчас очень сложно. Коррупцию порождают неоправданно большое количество

    запретов, разрешительных процедур и отсутствие механизма и правовой основы

    защиты интересов граждан, вовлеченных в деятельность органов

    государственной власти.

    К организационным факторам коррупции следует отнести несбалансированность

    прав и ответственности государственных служащих, нестабильность служебного

    положения, широкое распространение административного усмотрения, явное

    несоответствие потенциальных возможностей перераспределения собственности и

    низкого денежного содержания государственных служащих.

    Есть много причин, объясняющих сложившуюся в России тревожную ситуацию с

    коррупцией, но среди них наиболее важные следующие:

    1. Слабость верховной государственной власти. Уже 10 лет в стране нет не

    только социального, но и политического консенсуса. Страну сотрясали

    постоянные противоречия между исполнительной и законодательной властями;

    между различными группировками в самой исполнительной власти, за чем легко

    просматривались столкновения интересов различных группировок и классов

    бюрократического капитала; между федеральным центром и регионами (что

    ставило под угрозу процесс становления новой российской государственности).

    Фактическая дисфункциональность государственной системы дезорганизовала

    работу правоохранительных органов, и после первоначальной дезориентации они

    довольно быстро вписались в процессы формирования бюрократического

    капитализма, обслуживая, в первую очередь, интересы “новых русских” и не

    забывая при этом и о своих собственных корыстных интересах.

    2. Отсутствие национальной стратегии развития и политика “минимизации

    государства”. С самого начала у российских либералов и демократов

    отсутствовала какая-либо стратегия национального экономического развития.

    Идеология “минимизации государства”, исповедываемая некоторыми

    реформаторами, на практике свелась к полной минимизации регулирующей роли

    государства (что ни в коей мере не соответствует реалиям высокоразвитых

    западных государств).

    3. “Раскрепощение” бюрократии. После полного устранения идеологической

    номенклатуры в результате провалившегося путча августа 1991 г. и

    формирования правительства Ельцина - Гайдара (1991-1992 гг.) наступила эра

    полного раскрепощения бюрократии. Она получила свободу, граничащую с

    анархией. Это означало вместе с тем и наступление эры “беспредела”.

    По мнению С. Глазьева, главная причина коррупции - это тотальная

    безответственность исполнительной власти[6]. В рамках действующей

    Конституции и российского законодательства исполнительная власть ни за что

    ни перед кем не отвечает. Чиновник высокого ранга назначается либо

    правительством, либо президентом - без обсуждения кандидатуры в органах

    представительной власти. Известно, что коррупция появилась не вчера. Люди,

    которые рассчитывают на какие-то дивиденды, проталкивают своих партнеров на

    министерские и прочие ключевые посты. Для них это бизнес. И при этом

    никакой реальной процедуры оценки кадров в России при назначениях на высшие

    должности сегодня нет. Нет потому, что отсутствует ответственность

    исполнительной власти перед представительной властью, перед судебной, перед

    законом и обществом.

    Главные причины здесь две. Первая - изъяны Конституции России, которые

    вывели исполнительную власть из-под контроля других ветвей власти. Вторая -

    это недостатки действующей правовой системы. Она не устанавливает

    персональной ответственности чиновника за выполнение порученных ему

    функций. Скажем, чиновник может с корыстной целью принять решение, которое

    обогатит кого-то на миллиарды долларов. Но при этом, если он не пойман с

    поличным на получении взятки, доказать совершение им преступления

    практически невозможно. Поэтому у нас и возникают такие структуры, как Фонд

    спорта (который, по данным Счетной палаты, получил льготы на 50 триллионов

    рублей). Или, например, залоговые аукционы, которые, опять же по заключению

    Счетной палаты, являются притворными сделками. Все прекрасно понимают, что

    это сговор, что в результате его была осуществлена крупномасштабная раздача

    государственного имущества "под ковром". Хорошо известно, что на каждый

    случай приватизации приходится одно правонарушение.

    Все это стало возможным потому, что существуют только две статьи

    Уголовного кодекса, по которым можно привлечь коррупционеров: халатность и

    превышение служебных полномочий. Правовая система ответственности

    чиновников за выполнение своих функций создавалась в советское время, такой

    она и осталась. Но в то время был партийный и народный контроль. И борьба с

    коррупцией жестко велась партийными органами.

    Фактически сейчас нет другого механизма контроля над чиновником, кроме

    президента. Однако реально даже он не может контролировать то, что делает

    правительство, то есть высшие чиновники исполнительной власти. Это просто

    физически невозможно. Соответственно чиновника никто и ничто не

    контролирует. Это порождает массу возможностей для злоупотреблений.

    Для того чтобы доказать корыстный умысел, нужно провести большое

    расследование. Однако люди, которые оперируют десятками триллионов рублей

    или миллиардами долларов, достаточно искушены, чтобы не быть уличенными в

    получении взяток. В результате у нас ловят "мелкую рыбешку" за взятку в 100

    долларов, а виновные в расхищении государственного имущества на миллиарды

    долларов отделываются статьями УК за халатность или злоупотребление

    служебным положением.

    Эти статьи уникальны. Они предполагают ответственность от 50 минимальных

    зарплат и до 10 лет тюрьмы. И суд, который также ни перед кем не отвечает,

    сам решает, какое наказание применить в конкретном случае. Если сопоставить

    размах коррупции с зарплатами чиновников и судей, то станет понятно:

    управляет страной тот, у кого есть большие деньги.

    Ещё одна причина – это слабость гражданского общества, отрыв общества от

    власти. Демократическое государство в состоянии решать свои проблемы только

    в кооперации с институтами гражданского общества. Спад социально-

    экономического положения граждан, всегда сопровождающий начальные стадии

    модернизации, вызываемое этим разочарование, приходящее на смену прежним

    надеждам, - все это способствует отчуждению общества от власти, изоляции

    последней. Между тем ни низовая, ни верхушечная коррупция не могут быть

    подавлены без усилий общественных организаций.

    §2. Последствия коррупции.

    Коррупция в России, да и не только в России, пронизывает все слои

    общества: органы власти, предпринимателей, общественные организации, тем

    самым неся негативные последствия как для общества, так и для государства в

    целом.

    Наиболее ощутимые удары наносит она по экономической безопасности страны.

    В результате продажности чиновников, недобросовестного исполнения ими

    служебного долга теневая экономика (криминальная и полулегальная) дает

    почти 40 процентов всего валового внутреннего продукта. В сферу ее

    деятельности вовлечено на постоянной основе более 9 миллионов россиян.

    Такой вот масштаб сегодня.

    Коррупция также приводит к тому, что нарушаются конкурентные механизмы

    рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто

    конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. В

    результате - снижение эффективности рынка и дискредитация идеи рыночной

    конкуренции.

    Коррупция породила мощный рост организованной преступности. По оценкам

    МВД России, организованная преступность контролирует почти половину частных

    фирм, каждое третье государственное предприятие, от 50 до 85 процентов

    банков. Практически ни один сектор экономики не защищен от ее

    воздействия[7].

    Именно коррупция, пронизавшая все этажи российской власти, стала одним из

    главных препятствий в борьбе с организованной преступностью. Вот почему

    есть все основания говорить о серьезнейшем кризисе законности и

    правопорядка в стране.

    К наиболее тяжелым последствиям коррупция приводит в ходе избирательного

    и бюджетного процессов. Политическая коррупция начинается с выборов,

    коррупция в ходе выборов приводит к недоверию властям (как избранным, так и

    нанятым, которые берут пример с народных избранников) и к дискредитации

    института выборов как общедемократической ценности. Коррупция в бюджетном

    процессе приводит как к разворовыванию бюджетных денег, так и к потере

    привлекательности страны для своих и иностранных инвесторов.

    Что же касается социальной сферы, то здесь результатами коррупции можно

    назвать:

    отвлечение колоссальных средств от целей общественного развития (и, как

    следствие, обострение бюджетного кризиса, снижение способности власти

    решать социальные проблемы);

    рост имущественного неравенства, т. к. коррупция подстегивает

    несправедливое и неправедное перераспределение средств в пользу узких

    олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев общества;

    увеличение социальной напряженности в обществе, бьющей по экономике и

    угрожающей политической стабильности в стране.

    ГЛАВА III.

    Меры по борьбе с коррупцией.

    Коррупция в России процветает и будет процветать, коли серьезно

    разбалансирована вся система управления и утрачен контроль за исполнением

    принятых решений. Безответственность, расхлябанность стали обычным явлением

    практически во всех структурах власти. На низком уровне находится

    исполнительская дисциплина в самом правительстве. Ответы на простейшие

    обращения по разрабатываемым законам приходится ожидать от правительства по

    полгода и больше. С таким отношением к делу страну вряд ли можно вывести из

    кризиса, преодолеть преступность.

    Коррупция неизбежна, коли ныне действующая Конституция устранила всякий

    парламентский контроль за исполнительной и судебной властью. В Совете

    Федерации нет ни одной структуры, которая могла бы рассматривать жалобы и

    заявления на действия руководителей и судей, а также Генеральной

    прокуратуры. Не выработана четкая система не только отчетов, но даже

    предоставления информации о проделанной ими работе.

    Реальная борьба с коррупцией возможна лишь на основе осуществления

    комплекса согласованных мер. Эти согласованные, скоординированные меры

    должны быть направлены, главным образом, на устранение причин и условий

    возникновения коррупции и, кроме этого, на смягчение ее последствий. Одни

    из таких наиболее насущных мер - законодательное закрепление и

    систематизация представлений о коррупции, определение ключевых направлений

    борьбы с ней, выработка стратегии и тактики противодействия ей и

    организация профилактической деятельности, внесение соответствующих

    подсказанных практикой изменений в законодательство.

    На сегодняшний день выделяют 3 стратегии противодействия коррупции:

    1. Общественное осознание опасности коррупции и ее последствий

    2. Предупреждение и предотвращение коррупции (Хорошее управление)

    3. Верховенство закона и защита прав граждан.

    В рамках данных стратегий деятельность, причем согласованная деятельность

    всех 3-х секторов (власти, бизнеса и общественных организаций)

    осуществляется по следующим направлениям:

    В рамках первой стратегии - это:

    . Общий анализ ситуации и выработка антикоррупционной стратегии

    . Антикоррупционное гражданское образование

    . Построение антикоррупционных коалиций

    . Свободный доступ к информации и независимые СМИ

    В рамках второй стратегии - это:

    . Прозрачная власть, прозрачные процедуры

    . Общественное участие в процессах предотвращения коррупции

    . Уменьшение вмешательства государства в дела общества

    . Кодексы этики для политиков, чиновников, предпринимателей

    . Снижение административных барьеров для предпринимателей и внедрение

    конкурсности

    В рамках третьей стратегии - это:

    . Сильная и независимая судебная власть

    . Неукоснительное исполнение законов

    . Законодательство, не допускающее возможность появления коррупции, и

    общественная экспертиза

    . Правовая помощь и защита, внедрение института омбудсмена.

    От органов власти здесь требуется законодательное обеспечение этих

    стратегий и направлений, готовность для того, чтобы стать прозрачными перед

    обществом (под прозрачностью мы понимаем - открытость, понятность и

    возможность влияния), а также наличие политической воли исполнять законы,

    быть прозрачными, взаимодействовать с общественными организациями и

    бизнесом как с партнерами.

    Главная задача для структур гражданского общества заключается в

    осуществлении общественного участия в процессе подготовки, обсуждения,

    принятия и контроля исполнения властных решений.

    Предотвращать и предупреждать коррупцию гораздо эффективнее, чем бороться

    с ее последствиями. Действия властей в этом направлении на сегодняшний день

    представляются крайне неэффективными: отсутствует политическая воля,

    действия их случайны и непоследовательны.

    Для предупреждения коррупции необходимы системные, комплексные,

    согласованные меры по двум главным направлениям:

    1. Принимать такие законодательные акты, чтобы возможность возникновения

    коррупции при их исполнении была бы минимальной.

    2. Создавать условия для возникновения общественного участия в процессах

    предотвращения коррупции, развивать его и повышать его эффективность.

    При этом оба направления тесно переплетаются, предполагают

    скоординированные действия всех трех секторов, главным является второй

    пункт, но для его реализации также необходимо вносить изменения в

    законодательство.

    Но при всём этом существуют основы, без которых коррупцию победить

    невозможно. Первое: при отсутствии независимых средств массовой информации

    с ней бороться бессмысленно, потому что никакая коррумпированная власть без

    внешнего общественного контроля не сможет себя переделать. Если вы

    подавляете независимую прессу и одновременно провозглашаете курс на чистоту

    своих рядов, вы обманываете избирателей. А обман избирателей — это, по

    определению, тоже коррупция. Вторая основа — это прозрачность власти. Если

    власть закрыта, если общество не знает о механизмах принятия решений, а ему

    сверху вещают о предпринимаемых усилиях по ограничению произвола чиновников

    — это вранье. И третье непременное условие — это честная политическая

    конкуренция на выборах. Если власть корежит и уничтожает честную

    политическую конкуренцию, значит, она опять же подвержена коррупции. Без

    соблюдения этих условий все остальные меры можно сравнить с орошением

    Сахары путем плевка[8].

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Итак, Россия на данный момент уверенно выбивается в мировые лидеры по

    коррупции. Коррупция пронизывает все слои общества, чем наносит

    невосполнимый вред стране. Это явление появилось не вчера и представляет

    собой серьезную опасность.

    В сегодняшней России коррупция проявляется в весьма разнообразных формах.

    Со временем это многообразие расширяется, появляются новые формы, которые

    еще не имеют названия и точного описания.

    Влияние коррупции столь велико, что она снижает эффективность рыночной

    экономики, разрушает существующие демократические институты, подрывает

    доверие людей к правительству, усугубляет политическое и экономическое

    неравенство, порождает организованную преступность, ставит под угрозу

    национальную безопасность страны. Масштабы коррупции в России так велики,

    что власти грозит полная утрата контроля над жизнедеятельностью

    государства.

    Коррупцию, однако, можно уменьшить путем принятия комплексных мер по

    борьбе с ней. Конечно же, ее нельзя устранить за один день, но все-таки

    должны осуществляться действия в этом направлении. Нельзя сказать, что в

    России борьба с коррупцией идет полным ходом, но, во всяком случае, эта

    проблема выносится на обсуждение и разрабатываются различные стратегии, что

    не маловажно. Можно сказать, что первый шаг - осознание вреда коррупции -

    уже сделан в России. Теперь дело стоит за правительством и самим

    президентом.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Горный М.Б. Коррупция в России: системная проблема и системное

    решение// Сервер центра «Стратегия», 2001 г.,

    http://www.strategy-spb.ru/Koi-8/Pablik/Intr/Arhiv/vveden_gr_obj.html

    2. Григорова Т. В. Коррупция в России: сущность, причины возникновения и

    социально-экономические последствия, 1999 г.,

    http://www.nsu.ru/community/clh/page1.html

    3. Замятина Т. Россия и коррупция: кто кого? (интервью с президентом

    фонда ИНДЕМ Г. Сатаровым)// Эхо планеты, 2002 г., № 50

    4. Коррупция: политические, экономические и правовые проблемы.- М., 2001

    г.

    5. Прокопенко Л. Коррупция как общественное явление// Утро: еженедельная

    электронная газета, 2000 г., 4 июля,

    http://www.utro.ru/articles/accidents/2000/07/04/2000070400/60043814.sh

    tml

    6. Салье М. Мафия и коррупция.- М., 1994 г.

    7. Сатаров Г. А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции//

    Общественные науки и современность, 2002 г., № 6

    8. Сашин А. Коррупцию победим, когда будет политическая воля президента,

    правительства (интервью с депутатом Госдумы В. Илюхиным)// Российская

    Федерация сегодня, 2000, № 12,

    http://www.duma.gov.ru/csecure/public/7.html

    9. Симония Н. Особенности национальной коррупции// Свободная мысль – XXI,

    2001 г., № 7

    10. Тогонидзе Н. В. Административно-правовые проблемы предупреждения

    коррупции и организованной преступности// Государство и право, 2002

    г., № 50

    -----------------------

    [1] Результаты исследования центра «Стратегия», опубликованные на сайте

    www.strategy-spb.ru

    [2] Коррупция как общественное явление// УТРО: ежедневная электронная

    газета, 2002, 4 июля

    [3] Результаты исследования центра «Стратегия», опубликованные на сайте

    www.strategy-spb.ru

    [4] Результаты исследования центра «Стратегия»//Сайт www.strategy-spb.ru

    [5] Административно-правовые проблемы предупреждения коррупционной и

    организованной преступности// Государство и право, 2002, № 1

    [6] Проблемы коррупции в России// Независимая газета, 2001, 8 мая

    [7] В. Илюхин, депутат Гос. Думы: «Коррупцию победим, когда будет

    политическая воля президента, правительства»// Российская Федерация

    сегодня, 2000, № 12

    [8] Россия и коррупция: кто кого?// Эхо планеты, 2002, №50

    Страницы: 1, 2


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.