Политология
не мифологизир., теоретико методологич. арсенала и одновременно критич.
переосмысл. его в соотв. с историч. опытом и достижен. п-логич. мысли.
Центральная идея м-зма – обоснование соц.-экономич. напрвленности политич.
сферы жизни общ-ва. Она конкретизир. в полож. о классовой природе гос-ва,
политич. власти партий. В одной из своих ранних работ «К критике
гегелевской философии права» М подчерк. зависим. гос-ва от граждан. общ-ва
– реальная социал. жизнь людей. политич. гос-во – абстракция от гражд. общ-
ва (классов, сословий, форм орг-ции семьи, мат.-жизн. отношен.). политич.
жизнь – абстракция от гражд. жизни. Гос-во – полит. бытие гражд. общ-ва.
Доминир. идея м-зма – обоснов. и раскрытие классово-экономич. основы полит.
власти, ее ин-тов. Полит. власть – порожден. экономич. власти; класс к кот.
эконом. власть, неизбежно завоюет и политич. власть. Политика сопряжена с
общими интересами классов и внутриклассов. групп. Политич. дв-ие – дв-ие
класса, стремящегося осущ. свои интересы в общей форме. Соц.-классов.,
классво-экономич. подход в анализе п-ки – основа м-кого метода. Он не
разделялся многими полит. мыслителями: современниками М, не явл.
общепризнан. и в настоящ. время. М-зм дает исходную теорию анализа
глобального общ.-полит. процесса.
11. М. Вебер о власти, управлении и политики.
М .Вебер (В) о проблемах легитимации политической власти.По В, политика –
самост. рук-во. Гос-тво же В называет “монополией легитимного насилия”
(единств. источн. права на это насилие явл. само гос-во), из чего следует,
что п-ка обязат. подразумевает принуждение. Чтобы гос-во существовало, люди
должны подчиняться авторитету. Сущ. 3 внутренних оправдания господства
людей над людьми: 1) авторитет “вечного вчерашнего”, традиций и
нравов;2) авторитет компетентности;3) авторитет личного дара, “харизмы”.
Для ч-ка, обладающего харизмой, управление -“призвание в его высшем
выражении”. Харизм. лидер призван рук-ть, люди подч. ему не из страха,
обычая или установления, а из веры. Такие “вожди” как явления характерны в
основном для Запада. Любое господство, как предприятие, требующее
постоянного управления, нуждается, также, в установке подчинения масс
носителям легитимного насилия и средствах, дающих возможность применить это
насилие, т.е. неких ин-тах при лидере, носящих характер штабов. Политики,
по мнению В, делятся на 1) политиков по случаю (напр., все граждане гос-ва
во время голосов.);2) проф. п-ков, к-рые делятся на тех, кто живет для п-
ки, и тех, кто занимается п-кой, чтобы прожить;3) п-ков “по
совместительству” (напр., члены советов, ф-щих по требованию. Проф. п-ки
начали возникать много веков назад, когда князья боролись с сословиями,
состоящими у них на службе. В этой борьбе князья опирались на политически
пригодные слои насел.: служителей церкви, ученых-гуманитариев, придворную
знать, буржуа, рантье, юристов и адвокатов. Если гос-вом руководят проф. п-
ки, в эконом. смысле живущие для нее, то мы имеем дело с “плутократическим”
рекрутированием п-ких рук-щих слоев, то есть с тем типом господства, когда
рук-щие посты занимают люди экономической верхушки. Обратной связи здесь
нет. На Западе с древн. времен типом п-кого вождя явл. демагог. В настоящее
время к демагогам добавились еще и журналисты, хотя общество считает
последних своего рода “париями”, а также парт. чиновники. С появлением п-
ких партий стало возможным существование “прослойки претендентов” на п-кую
власть. Хотя структуры партий и различны, вожди составляют себе свиту
посредством свободной вербовки, и эта свита является его орудием для
избрания на пост через контакты с массами избирателей. Вся п-кая власть
строго регламентирована, считает В, важную роль играет соц. контроль за
индивидом. Обязанности и права в любой челов. общности равны. Его
методология познания п-ки – пример консерв. обоснования господства одних
классов над другими. Согласно его мировоззр. установке, все ценности
культуры Запада лежат в христианстве, что объясняет тот факт, что для него
политическая культура Европы есть культура традиционного харизм. госп-ва.
По этой же причине он положительно относится к демократии, т.к. перед Богом
все равны. Веберовская концепция легитимности сводится к обоснованию
непротиворечивости обязанностей и прав с помощью веры (убеждения) и,
следовательно, блокирует реальные пртиворечия поведения индивидов. При
харизм. госп-ве победа приводит к увелич. личной власти. При легитим. госп-
ве победа означает возможность влиять на законодат. процессы. Но правление
может считаться правовым, если законодат. процесс под контролем политиков.
Спецификой современного гос-ва явл. то, что легитим. физич. насилие в нем
монополизировано, вещественные средства объединены в руках руководителей
государства, сословные функционеры экспроприированы, и на их место пришел
союз гос-ва.
12. Теория «политического класса» Г. Моска.
Макевиалистская школа (Г.Моска (М), В.Парето). любому обществу присуща
элитарность. М явл. одним из ученых, кот. пытались объяснить причины
разделения властей. Его основные работы:1884 – “Теория управления и
парламентское правление. Историческое и социалогическое исследование.”1896
– “Основы п-кой науки. М считал, что во всех гос-вах есть два класса людей:
класс правящий (“п-кий класс”(ПК)), кот. берет на себя гос. ф-ции, обладает
монополией власти и явл. малочисл., и управляемый класс, кот.
контролируется первым в законной, произвольной или насильственной формах.
Реальная власть всегда в руках “ПК”, меньшинство явл. более организованным:
оно сформировано так, что его индивиды отличаются от масс управляемых
качествами, которые обеспечивают им материальное, интеллектуальное и даже
моральное превосходство. На ранних стадиях развития, качеством, кот.
удерживает людей на вершине власти, была воинская доблесть, в современном
же обществе больше почитается богатство. Также могут играть роль
происхождение, место в церковной иерархии, искусство управления и личные
свойства индивидов. Правящ. класс обладает почти исключительным правом на
соб-ть и землю. Все правящие классы стремятся стать наследственными (“сила
инерции”), то есть богатство и воинская доблесть поддерж. моральными
традициями, воспитанием, привычками. Процесс закрепления и обновления ПК
может происходить 2 способами: передачей власти сверху вниз (авторитарный)
и снизу вверх (либеральный). Устойчивость в общ-ве относительна:
1) возможна смена ПК изнутри, 2) талантливые люди из массы завоевывают себе
место в ПК, 3) благодаря отношениям с иноземцами возможно проникновение
разл. идей (так же как и при рев-циях). Для устойчивого сущ. ПК гос-ву надо
усовершенств. те кач-ва, кот. привели его к власти, и проповедовать
консерватизм. Пришедший к власти ПК пытается придать ей законность, т.е.
создает моральную и юрид. базу, на к-рую в общ-ве опирается гос-во “ПК”.
Совок-ть средств и методов, с помощью кот.ПК манипулирует сознанием людей,
М называет «п-ой формулой» В каждом общ-ве можно проследить дем. и
аристокр. тенденции. Типы п-ских организаций: 1) феодальный – все
управленч., эконом., судебно-адм. и военные ф-ции исполняются одними и теми
же индивидами. 2) бюрократический – в нем редко все управленческие функции
сосредоточены в одном лице (группе), т.к. создается ин-т чиновничества.
Основных формы правл.: абсолютная (преобладает одна единственная п-кая
сила, концепция и т.д.Это чаще всего проявляется в форме деспотизма, здесь
сливаются элементы демократии и аристократии) и смешанная (проявляется в
разл. формах, лучшей из которых является “ относительно совершенная п-кая
организация”. Здесь власть находится в руках большого числа людей , причем
характерно сильное разделение функций). Одной из своих задач М ставил
выработку “научной политики” для правящ. элиты. Имея в руках такой
инструмент, господств. класс будет формир. не на имуществ. основе , а на
основе ума, способн. и образован.. Осуществление этой меритократической
утопии должно произойти в далеком будущем. Подобно Парето, М считает, что
без обновления элиты невозможна социальная стабильность, которая явл.
основой об-ва. Всякая элита имеет тенденц. к превращению в закрытую, чтобы
избежать этого, необходимо наличие свободных дискуссий, которые вынуждают
ПК в необходимой степени обновляться. Постоянный обмен между старыми и
новыми ПК – залог здоровья об-ва.
13. Теория «круговорота элит» В. Парето.
Парето (П) больше, чем Моска использ. понятие элиты (Э), он также вводит
понятие “п-кой элиты” (ПЭ). “История – это кладбище элит.” Как и Моска, он
утверждает , что Э образуются в разных сферах об-ва. Существ. элемент
социальной системы составляет неоднородн. по составу, к-рая определяется
изначальным неравенством индивидов. Тем, кто имеет “высший показатель своей
области деят-ти, мы даем название Э”. Э – это избран. часть насел.,
остальная его часть лишь “приспосабливается к полученным от нее стимулам”.
Сама Э подраздел. на 2 части: одна прямо или косв. принимает участие в
управл. об-вом (“правящая Э”) , а другая не участвует в управл. и вращается
в художеств. или научн. сферах (“неуправляющая Э”). Представители неэлиты
могут подниматься вверх и пополнять ряды ПЭ, члены к-рой, в свою очередь,
могут деградировать и опускаться в массы. Происходит циркуляция, или
круговорот элит (КЭ) – процесс взаимодействия между членами гетерогенного
об-ва, который представляется П в виде пирамиды с Э на ее вершине.
Продвижение людей наверх обусловлено комбинацией различных черт и
способностей:1) инстинкт комбинации, 2) стремл. к постоянству агрегатов,
3) потребность в демонстрации собств. чувств, 4) инстинкт общительности,
5) инстинкт целостности индивида, 6) инстинкт сексуальности. Элиту
характеризует высокая степень самообладания и расчетливости, в то время как
массы обычно запутываются в сетях эмоций и предрассудков, и этим
оправдывается разделение об-ва на 2 части. П указывает на 2 главн. кач-ва
управляющих : умение убеждать и умение применять силу там, где это
необходимо. Эти способности явл. взаимоисключающими, и именно это П считает
причиной взлетов и падений правящ. классов. Мех-мом обновления Э в мирное
время, явл. социальная мобильность. Чем более открыт правящий класс, тем он
крепче, тем более он способен сохранить свое госп-во. Чем более он замкнут,
тем сильнее тенденция к упадку. Если циркуляция элит происходит чересчур
медленно, наступает эпоха рев-ции, смысл к-рой сост. в обновл. состава ПЭ.
Циклы подъема и упадка, возвышения и падения Э явл. необх. и неизбежн.
Чередования, колебания, смена Э явл. законами сущ-ния чел-кого об-ва.
Каждой Э соответствует опред. стиль правления. Инстинкт комбинации
обуславл. использование убеждения и обмана, использование введения масс в
заблужд. Такие правители наз. “лисами”. Инстинкт постоянства агрегатов
обуславл. Противоположн. кач-ва правителей: они агрессивны, авторитарны,
склонны к применен. Насилия - это (“львы”), фабрикуют идеалы, светские и
религиозные, и их цели простираются далеко вперед. Идеал - смешение Э львов
и Э лис. Чередован. экономич. и п-ких циклов связано с циклами дух. произв-
ва (интеллектуального, религиозного, художественного и т.д.). Здесь
происходит ритмическая смена веры и скептицизма, в основе к-рой лежат
“остатки” 1 и 2 классов.
14. Теория «железного закона олигархии» Р. Михельса.
Р. Михельс (М) (1876-1936), настаивая на огромном значении организации,
отмечая, что она п-ки необх. для преодол. дезорг-ции сил, с другой стороны
утвержд., что всякая орг-ция (г-во, профсоюзы или п-кая партия) ведет к
возникновению олигархии и подрыву демократии. “Железный з-н
олигархии”(ЖЗО). Суть з-на : в любой орг-ции неизбежно устанавливается госп-
во рук-щей верхушки, власть немногих избранных. “Кто говорит организация,
тот говорит олигархия“. По началу по отношению к своим вождям масса членов
партии является всесильной. В последующем, в связи с усложнен. задач и
требованием обширных специальных знаний и ораторского таланта, считается
более неприемлемым передоверять делегирование, для эффективн. исп-ния
которого необходимы личные задатки. Это ведет к тому, что создается каста
проф. п-ков. Для тех, кто собирается стать проф. п-ками, вводятся особые
льготы, распространяющиеся на всю семью. Демократия обычно развивается в
олигархию по следующим причинам: 1) техническим; напр., большая орг-ция
делает невозм. участие всех членов в решении конкретных вопросов.
2) психологическим; “апатия масс, их потребность в рук-ве имеет в качестве
своего дополнения естественную алчность власти у лидеров. ”По мнению М,
демократия представляет собой наихудший порядок. Марксистская теория, по М,
отождествляет гос-во с госп-ющим классом, но даже новое безклассовое об-во
нуждается в Э, т.к. для управл. необх. широкий слой чиновн.. Управление
гигантским капиталом дает столько же власти, что и при обладании
собственным. Здесь возникает опасность того, что властвующий захочет
передать часть этих средств по наследству. Так возникает диктатура, к-рая
по существу не отличается от диктатуры группы олиг-ов. Понятие диктатуры
противоположно понятию демократии. Так социальная рев-ция превращ. в
демагогич. олиг-ию, выступающ. под покровом равенства. Т.о. М доказывает ,
что существован. демократии в принципе невозможно и “ЖЗО” – закономерность
развития любой орг-ции.
15. Понятие, субъекты и объекты политической жизни общества.
Жизнь – способ существован. белковых тел; постановка и разрешен.
противоречий. Об-во – процесс жизнедеят-ти людей, связи в отношениях между
людьми в процессе их жизнедеят-ти. Политическая жизнь общества – часть
общества, связанная с конкретной исторической деятельностью людей,
направленной на формирование и осуществление политической власти в
обществе. Субъект – активное жизненное начало, определенная субстанция
исторического процесса. Субъекты политики – этнические и социальные
общности, созданные ими учреждения, нацеленные на преобразование
политической и других сфер жизнедеятельности человека и общества. Они
бывают: 1) первичные – личности, группы людей, классы, нации; 2) вторичные
– государство, политические партии, профсоюзы, красный крест и т.д. Объект
– это, на что нацелена дея-ть субстанции (активного жизненного начала).
Объекты политики – это явл. полит. сферы в их разнообразных связях и
отношениях, на кот. нацелена деят-ть субъектов политики. Объектами политики
становяться: междунар. полит. система, мировой полит. порядок, отношения,
связи между полит. системами различ. стран мира. Субъекты и объекты
политики явл. противоположностями, кот в конкр. историч. Ситуации могут
меняться местами. В системе субъектов и объектов сущ-ет опр. иерархия.
Главным субъектом политики явл. чел-к как гражданин – носитель опр. прав и
обязанностей.
16. Понятие социального интереса, их виды и отражения в политике.
17. Понятие, сущность и функции политической власти.
Понятие власть (В) трактуется неоднозначно. Напр., англ. п-ги под В
понимают силу и авторитет, взятые вместе. В наших словарях – это
способность и возможность осущ. свою волю, оказывать воздействие на
поведение людей с помощью какого-либо средства (сила авторитета, насилие,
право). Глубокий анализ понятия В дает совр. польский политолог Ежи Вятр:
1) Бихевиористское. Согласно этому, власть – это особый тип поведения,
основанный на возможности влиять на людей. 2) В – это достижение опр.
целей, получение намеченных результатов. 3) В – это возможность
использовать опр. средства (насилие). 4) В – это особого рода отношения
между управляющими и управляемыми. 5) В – это влияние, оказываемое на
других. 6) Возможность принятия решений, кот. регулируют распределение
благ. Марксистское понимание: В – это господство одних над другими,
подчинение организованной силе. Макс Вебер: В – это способность отдать
приказ и вызвать повиновение. Сердцевина власти – это отношения господства
и подчинения. В – это форма соц. отношений, характеризующаяся способностью
влиять на поведение людей с помощью организационно-правовых, экономических,
идеологических механизмов, с помощью традиций, авторитета, норм и насилия.
Функции власти: 1) Сохранение целостности общ-ва, предотвращение кризисов
(разрешение). 2) Поддержание порядка, стабильности, социал. равновесия.
3) Регулирование ключевых общ-ых отношений, управление общ-ыми процессами.
18. Основные трактовки и подходы к определению природы власти
(теологическая, бихевиористская, структурно-функциональная,
конфликтная).
В политологии несколько подходов к пониманию природы власти.
1) Биологический. Власть берет свое начало в биологич. природе чел-ка. Она
не только есть в чел-ких отношениях, но наблюдается и в среде животных.
2) Социальный (по Марксу). Власть исключит социальн. явление, кот. хар-но
только для чел-ких отношений. Власть – угнетение чел-ка, насилие класса.
3) Власть – это социальн. явление по своей форме, однако в ее основе лежит
борьба за сущ-ие. Концепции власти: 1) Волевая. В – это способность
навязывать свою волю другим. 2) Силовая. Существенная во власти – сила.
3) Функциональная. В – это функция коллектива или системы по руководству
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|