Политология
классом для сохран.я своего госп-ва. Анархисты – считали необх. ликвидац.
гос-ва (М. Богунец) и переход к безгос. общ-ву сразу после социал. рев-ции.
В отлич. от них, Маркс, а затем и Ленин считали необх. сохран. гос-ва после
соц. рев-ции в форме диктатуры пролетариата. Соц.-демократы – выступали
против слома старой гос. машины, считали возможным исп-ть в целях всего об-
ва. М. Вебер различал след. истор. типы гос-ва: 1) Монархия (власть по
наследству) – абсолют. (не огранич. парламентом и констит.) и
конституционная. 2) Республика (власть избирается) – парлам., презид..
28. Основные концепции происхождения государства.
Предпос. (факторы) возникновения гос-ва: 1) Экономическая – переход от
присваивающ. хоз-ва к производящ., торговля. 2) Экологический – связан с
условиями ОС, кот. предполагает развитие опр. вида хоз. деят-ти
(скотоводство, земледелие, виноградарство). 3) Демографическая – опр-ет
плотность, численность нас., переход от миграционного к оседлому образу
жизни. 4) Психологич. – связана с особен. нац. хар-ра. 5) Внешние факторы –
внешн. угроза общ-ву, опасность войны, война. В совр. п-гии распростр.
след. теории гос-ва: 1) Нормативная – гос-во как совок-ть норм, кот.
регулируют политич. отнош.. 2) Институциональная – гос-во – воплощен.
власти, ин-т власти, имеет сложн. стр-ру. 3) Социологическая (Аристотель) –
гос-во – соц.-дифференцир. общ-во. Аристотель сформулир. идею идеального
гос-ва, кот опирается на средний класс и назвал его Политией.
4) Теологическая – гос-во даровано людям богами. 5) Патриархальная – гос-
нную власть как опекунск., отеческ., считает, что гос-во возникло в рез-те
слияния родов в племена, а племен – в большие общности. 6) Договорная
(Гоббс, Локк) – гос-во –рез-ат соглаш. (договора) между правителем и подч..
Этот договор заключается с целью сохр. порядка и орг-ции об-ной жизни.
7) Теория завоевания (XIX век) – гос-во образовано с помощью завоеваний
одних групп другими. 8) Психологическая – часть насел. должна властвовать,
а другая часть – подчиняться в силу своих психич. особенностей. 9) Соц.-
экономическая (Платон, Маркс). Платон видел ин-т гос-ва в раздел. труда, в
обособл. деят-ти по рук-ву общ-вом. Маркс считал, что гос-во возник. в
результате развития права, социальной и имущ. дифференциац., об-ного
раздел. труда, раздела общ-ва на классы. Он говорил, что гос-во – это сила,
кот. обеспечивает политич. госп-во экономич.-госп-щему классу. 10) Теория
«ночного сторожа». Это теор. либерализма. Либер. считали, что гос-во должно
только обеспеч. порядок в общ-ве, безопасн. граждан. 11) Теория «обруча».
Гос-во стягивает воедино своих граждан, как обруч стягивает доски бочки.
29. Структура и основные функции государства.
Структура гос-ва: 1) Парламент – прав-ный орган, избир. населением.
2) Единоличный глава гос-ва (президент, король, император). 3) Исполнит.-
распорядит. органы (прав-тво и его подразделения). 4) Судебная система
(Конституц. суд, местн. суд, Верх. суд). 5) Надзорно-контрольные органы
(прокурат., налог. инсп., налог. полиция). 6) Нац. безопасность (МВД, СБУ).
7) Система карат. и защит. ин-ститутов (тюрьма и армия). Функции гос-ва:
1) Внутренние: охрана сущ. ПС, соц.-полит. стр-ры об-ва, порядка и
законности, защита прав ч-ка; хозяйств. организац., об-но-экономич.;
социальная; культурно-воспитат.. 2) Внешние: оборона страны; защита
интересов на межд арене. Ф-ции гос-тва осуществл. в опред. формах и опред.
методами. Формы осуществл. ф-кций хар-ет связь гос-ва с правом, как одним
из осн. ср-в – властвование. Методы осуществл. ф-ций гос-тва – те ср-ва, с
помощью кот. решаются задачи гос-ва. Гос-вен. ф-ции реализуются с помощью
гос-вен. аппарата.
30. Правовое и социальное государство: сущность, основополагающие принципы
и пути формирования.
Правовое гос-во (ПГ) –гос-во должно подч. праву, т.е.преобладан. общечел-
ких ценностей над классовыми. Принятие нашим об-вом формулы ПГ означает
переворот в представлении о соотношен. гос-ва и права. Признаки ПГ: госп-во
права над гос-вом, верхов-во закона во всех областях об-ной жизни,
разделение властей, плюрализм мнений, гласность, высокая роль суда ( вт.ч.
конституционного), взаимная отв-сть гражд. и гос-ва. Госп-во права
предполагает сочетание 2 аспектов:1) институционно-правового ( в форме
правовой орг-ции системы гос. власти)2) нормативно-правового ( в виде верх-
тва правового закона)Право (по Р.З.Лившицу) – нормативно закрепленная и
реализованная справедливость. Иначе закон и законность могут выродиться во
вспомогательные средства орг-ции, поддержания и оправдания антиправовых
порядков. Право обретает свои свойства особого институционного образования
посредством, источника (формы) права. – гос-венно-правовых актов. Право как
явление цивилизации и культуры формируется и в соответствии с принципами
демократии, ограничивает гос. власть, устанавливает порядок деятельности
гос. органов, упорядочивает эту власть через отработанные процессуальные и
процедурные формы. Права и свободы личности: 1) Соц-но-эк-кие: право на т-
д, отдых, образов., охрану здоровья. Обеспечение этих прав позволяет
личности удовлетв. самые насущные матер. и дух. потребн., создать достойные
для человека условия для сущ.2) Политические: право избирать и быть избр. в
высшие и местные органы гос. власти, право объединяться в общ.-п-кие орг-
ции, право на проведен. митингов и демонстр., право участв. в управл. гос.и
об-вен. делами и др. Осуществл. этих прав способств. формир. ч-ка, как общ.-
п-кого деятеля, создать предпосылки для его п-кого участия, развития общ.-
п-кой активности.3) Личные права: право на неприкосн. личности, жилища,
право на тайну переписки, телеф. переговоров и др. Осущ. их способ. создан.
усл. для свободного развития того мин. личных благ, без кот. нормальная чел-
кая жизнь невозможна. Соц. гос-во (СГ) предполагает наличие в общ-ве
условий для норм., цивилизован. ждизни. Основная ф-ция СГ – обеспечение общ-
нного блага, общ-нной корысти. СГ – правильное, гуманистическое гос-во
людей и для людей. Критерий правильности – степень развития чел-ких
контактов, кач-ва общения людей. Процесс становления СГ раскрыл Боббио в
работе «Будущая демократия». Он изобразил наличие потребностей у различ.
соев населения. и необходимость их реализации. Противник СГ Вебер – ПГ
основывается на свободе индивидов, СГ – на уравниловке. ПГ и СГ исключают
друг друга. В реальной жизни сущ-ет связь между ПГ и СГ. Соц. демократия –
сложная общ-нная система, связывающая воедино гражд. общ-во с характерными
ему эл-тами самоуправления с ПГ, в кот. обеспечивается широкое
представительство народу в управлении делами общ-ву. Функции СГ –
ликвидация соц. пустоты, преодоление отчуждения людей от власти.
31. Формы и типы государства.
Формы гос-ва – это способ орг-ции и осуществл. гос-ной власти на тер-рии
данной страны. Формы гос-нного устр-ва: 1) По формам правления: а)монархии
(конституционная, абсолютная) –верховн. власть в гос-ве осущ. одним лицом и
передаётся по наследству. Различают монархии абсолютного типа, при кот.
монарх не ограничен конституцией, и конституционные монархии, когда власть
и полномочия монарха ограничиваются конституцией; б) республики:
парламентская – парламент формир. прав-во, кот. несет перед ним отв-ть за
свою деят-ть; президентская – глава гос-ва (президент) непосредств. или с
последующим утверждением в верхней палате парламента формир. прав-во, к-рым
руководит сам; парламентско-президентская – (парламент и президент в той
или иной пропорции делят свой контроль и свою отв-ть по отношению к прав-
ву) – форма гос. правления, при кот. верховная гос. власть осуществл.
выборными органами, избираемыми нас-ем на опр. срок. 2) По тер-иальной орг-
ации: а) унитарные (цельные, единые гос-ва, части к-рых не обладают
признаками гос. суверенитета – Украина, Франция); б) федеративные (союзные
гос-тва, части к-рых в той или иной мере обладают признаками гос-ности и
обладают суверенитетом – Россия); в) конфедерации (союзы гос-в, образ. для
опр. гос. целей. Конфедер. – непрочное гос-ное образование. Они существуют
недолго, после чего распадаются, или превращ. в федер. гос-ва – Зап. Евр.).
3) По полит режиму: а) демократические – гос. власть осуществл. с
соблюдением осн. прав и свобод ч-ка; пределы и объёмы власти каждого из
органов определены законом, властные органы, имеют мандат, к-рым
обеспечиваются легальные возможности для свободного выявления и учета
интересов разл. соц. групп, утверждают верх-во права в об-ве, независ.
правосудие; б) недемократические – гос. власть осуществл. огранич. кругом
властв-щих органов и лиц путём исп-ния управленч. админ. аппарата, вооруж.
сил и принудит. учреждений.
32. Группы интересов: определение понятия, сущность, функции и типология.
Группы интересов (ГИ) – это добровольн. объединен. граждан, форм-ся с целью
выраж.я и отстаиван. своих п-ки значим. интересов во взаимоотнош. с гос-вом
и другими полит. ин-тами. Наличие разл. ГИ – первый шаг к формир. партий.
Основанием для осущ. могут быть такие потребности: эк-кие, соц-ные, культ-
ные, этнич-кие, религ., идеолог.. Ф-ции ГИ: 1) Артикулирование –
преобразован. эмоций, чувств, ожиданий граждан в опр. полит.. требования.
2) Агрегирование – согласован. частных потребн., установление между ними
опр. иерархии и выработка на этой основе общегруп. целей. Средства
реализации этих 2-ух ф-ций: забастовки, лоббирование. 3) Информирование –
донесение до органов власти сведений о той или иной проблеме в обществ.
жизни. 4) Формир. политич. элит, властных структур общ-ва и базы для
создлания политич. партий. Хар-ные особен. ГИ: 1) Не ставят целью завоеван.
политич. власти в гос-ве, а отстаив. интересы своих членов, оказывая влиян.
на властн. стр-ры. 2) Не ставят целью расшир. соц-ной базы, а орг-ся для
защиты частн. интересов. Типы ГИ: 1) По хар-ру происхожден. и степени орг-
ти: а) атомические – стихийно возникает и также распадается;
б) институциональные – формальные объед. с четко выраж. стр-рой, ф-циями и
проф.. кадровым аппаратом. 2) По структре: а) ассоциативные – высокий ур-нь
специализ. и орг-ти, официал. хар-р создания и добровольность объедин.,
наличие устава; б) неассоциативные – после достиж. цели – распад.,
оказывают слабое влиян. на власть. 3) По сферам жизнедеят-сти: эк-кие
(союзы пром-ков, потр-лей), п-кие (дв-ния за мир), культурные (союз
музыкантов, художников), сфера досуга и отдыха, соц-ные (инвалиды,
афганцы).
33. Политическая партия. Понятие, сущность, роль в политической жизни
общества.
Неотъемлемой частью п-кой с-мы совр. дем. об-ва явл. п-кие партии (ПП).
Наличие множ.а партий в гос-ве явл. одним из главных признаков гражд. общ-
ва и демократич. устр-ва. Термин ПП возн. во 2 пол. 17 в. П-лог Дюверже
считает, что ПП прошли в своем развитии 3 стадии: аристократич. кружки,
аристократич. клубы, совр. мас. партии. Признаки ПП (по Лапаломбара и
Вейнеру): 1) Длит. во времени действующие объедин. людей, не завис. от
лидера, в отлич. от других, кот. зависят от рук-лей. 2) Сущ-ие устойч.
местных организаций, поддерживающ., прочные связи с нац. рук-вом.
3) Основная цель – завоев. и осущ. власти посредст. победы на выборах,
работы в парламенте и прав-ве, в отличие от ГИ, кот. стремятся воздейств.
на власть, оставаясь вне ее сферы. 4) Обеспечен. народной поддержки,
начиная от голосов., и кончая активным членством в партии. ПП – это орг-ное
объедин. граждан с общими соц. интересами и п-ким пониманием о форме гос.
устр-ва, общ-нном и экономич. строе с целью достиж.я и контроля власти
путем парлам. выборов. Функции ПП: 1) Идеологическая – представл. интересов
соц. групп, определение целей, заданий, принципов, способов их достиж.
2) Избирательная – привлеч. граждан к выборам, агитация за своего кандид.
или парт. список. 3) Прав-венная – участие в формир. орг-ов гос. власти с
целью влиян. на политич. решения. 4) Кадровая – формир. полит. элит и
выдвиж. новых полит. лидеров.
34. Партийная система. Понятие, функции и типы.
В завис. от полож. ПП в полит. с-ме, взаимодействия между ними, типа самих
ПП складывается партийная система (ПС) – сов-ть всех ПП, действующ. в дан.
стране, их взаимоотнош. друг с другом. Итальянский п-лог Дж. Сартори
предлагает 7-ступенч. классиф.: с-ма с 1 партией; с-ма с партией,
осуществл. гегемонию; система с преобладающ. партией; двухпарт. с-ма; с-ма
ограничен. плюрализма; система крайнего плюрализма; система атомизирования.
Классиф. Сартори целесообразно дополнить 2парт. модифицир. с-мой. Она сущ.
в Германии, где ведущие партии ХДС/ХСС и СДПГ могут сформир. прав-во,
только вступив в блок со Свободными демократами. По полит. весу:
мажоритарная (абсолютное больш-во мест в парламенте и право на провед.
собств. курса), ПС с мажорит. призванием (партии, реально спос. победить на
след. выборах), ПС с доминир. партией (относит. больш-тво на выборах),
миноритарн. ПС (партии, получивш. на выборах мин. кол-во голосов). Функции
ПС: 1) В конституциях демокр. гос-в опр-ся главные цели и условия деят-ти
полит. партий, их роль в системе функц-ия власти. 2) В условиях
авторитарного и тоталитарного режимов роль ПС сводиться к орудию поддержки
режима и она зачастую превращается в ядро репрессивной гос. машины.
35. Общественные организации и движения. Их сущность, формы и роль в
политической жизни об-ва.
Общественные движения (ОД) – формы объединения людей, хар-щие их совместные
стремления к осущ. общих целей, ели у них появл. стр-ра, то они перерастают
в общ-нные организации (ОО) – внегос. формы общ-нной связи, основанные на
общности интересов и принципов. Особенности сущ-ия ОД: 1) ПС могут сущ-ть
самостоят.. 2) Если ОД достигло своей цели, оно распадается. 3) Если цели
слишком сложны или объемны, ОД перерастает в партию. 4) ПП могут
образовывать ОД, если им удается привлечь широкие массы населения для
борьбы за ту или иную полит. идею. Типы ОД: 1) По отношению к суш-ему
строю: консервативные, реформаторские, революционные. 2) По идеологической
основе: либер.-демокр., социалистич., консервативн. 3) По нац. признаку:
нац.-осободительные, за самоуправление наций, за культурную и национал.
автономию. 4) По демократич. признаку: молодежные, студенческие, женские.
5) По степени организац.: стихийные, разрозненные,
слабо/высокорганизованные. 6) По масштабам: международные, региональные,
локальные, общегос-нные. 7) По методам и способам действия: ориентированные
на насильственные действия, легальные, нелегальные, пацифисты. 8) В зав-ти
от связи с ПС: институционализированные (формальные), неформальные. 9) По
сферам деят-ти: эк-кие, соц-ые, нац-ые, религиозные, научные. 10) По соц.
составу: студенческие, профессиональные. 11) По способу орг-ции: клубы,
ассоциации, объединения, фонды, союзы. Задачи: 1) Выражение и реализация
групповых интересов. 2) Обеспечение участия членов различ. групп в
управлении общ-нными делами. Функции: 1) Концентрация интересов широких
слоев населен. 2) Выдвижение целей и спсобов их достижения. 3) Создание
крупной полит. силы, сосредеточенной на решении конкр. задач.
4) Руководство массовыми выступлениями, орг-ция ненасильственных
(насильств.) выступлений. 5) Коммуникативная – с помощью нее члены общ-ва,
групп и интересов доводят до сведения власти нереализованные соц.
потребности. В рез-те этого ОД могут быть и группами давления.
36. Нац. фактор в политике. Диалектика нац., классовых и общечеловеческих
интересов и ценностей.
37. Национальное самосознание: содержание, характер и причины роста.
Одна из главных современных тенденций – рост нац. самосознания (НС). НС –
осознание своей нац. принадлеж. на основе представлений о типичных ее
чертах, территорий, языке, историч. и духовных ценностях, религиозн.
взглядах и т.д. Уровни НС: 1) Массовые (обыденное) самосознание –
преобладают эмоциональные (чувственные) проявления НС. 2) Аналитический
уровень – осознанные отношение к своей истории, настоящему и будущему,
представление о нац. интересах, забота об историч. судьбах нации. Факторы
роста НС: 1) Возрастание интереса к истории своего народа. На Украине
изданы работы Грушевского, Яворницкого «История запорожских казаков»,
Субтельного «Украина. История» и др. авторов, кот. раньше явл. врагами
народа. 2) Возрождение нац. традиций, символики. 3) Формирован. более
полных представлен. о нац. культуре.
38. Межнациональные конфликты. Причины возникновения и пути разрешения.
Идеологич. концепции – как одна из причин возникновения межнац. конфликтов
(МК). 1) Национализм – идея превосходства одной нации над другой, приритет
нац. ценностей перед личностными. 2) Шовинизм – нац. исключительность.
Получил название от фамилии франц. солдата Шовена (1812 г.). В Германии, в
период нацизма – идея превосходства арийской нации. 3) Сегрегация –
«разделять» – крайняя форма этнич. дискриминации, кот. огранич. права и
свободы нац. общности путем создания спец учереждений, выделения спец. наук
(19 в. в США – гетто для негров; в годы II мир. войны – гетто для евреев).
4) Геноцид – уничтожение или преследование людей по принципу общности их
происхождения (1915 г. – геноцид Турции против армян; геноцид фаш.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|