МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Вопросы и ответы по политологии

    Возрождения и связан прежде всего с работами и взглядами итальянского

    теоретика политики Никколо Макиавелли (1469— 1527), который создал

    принцип реалистического видения политики. Он доказывает, что в этой

    сфере люди руководствуются специфическими, отличными от других сфер

    жизни мотивами поведения, и успех здесь предопределяется не религиозным

    рвением и не благородством замыслов, но верным расчетом, умением

    предвидеть последствия тех или иных действий и событий.

    По мнению Н. Макиавелли, политика — отражение природы человека, а она

    отнюдь не благая.

    Труды Н. Макиавелли, и прежде всего “Государь”, построены на учете

    исторического опыта итальянских государств и адресованы вполне

    конкретным людям — их тогдашним правителям. Автор свободен от оценки

    политических явлений в духе религиозных догматов и подчеркивает

    зависимость политики от естественных сил:

    климата, места, полезных ископаемых. Политика для него — удел

    избранных, но хорошему правлению можно научиться, ибо существуют

    отработанные веками правила политики, знание которых ведет к успеху, а

    пренебрежение открывает дорогу к поражению и неудаче.

    литература

    Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. С. 600—605. Баскин Ю.Я.

    Очерки по истории политических учений. Л., 1991.

    Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Никколо Макиавелли. М., 1977.

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 16—19,

    34—36.

    Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 2. § 1.

    Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 31—33.

    Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 2. § 2.

    8. Политическая мысль Нового времени

    Новое время в Европе — это эпоха буржуазных революций. Впервые у людей

    появляется возможность создания политических институтов в соответствии

    с теоретическими моделями, заранее созданными представлениями о

    наиболее целесообразных формах политического устройства. Активно

    обсуждается вопрос о природе государственной власти.

    Английский философ и политический мыслитель Томас Гоббс (1588—1679) в

    книге “Левиафан” рассматривает государство в качестве инструмента

    подавления природного эгоизма людей, их сползания к природному

    состоянию “войны всех против всех”, для чего оно должно использовать

    сильные, жесткие средства. Осуществляющий государственную власть

    суверен не ограничен в своих действиях волей подданных.

    Иная позиция представлена в работах другого английского философа Джона

    Локка (1632—1704): он исходит из того, что люди, движимые защитой

    собственного интереса, не обязательно вредят друг другу, но способны

    взаимодействовать и согласовывать свои поступки. Т. Гоббс и Дж. Локк

    представили два разных варианта трактовки идеи “общественного договора”

    — принципа согласования интересов и действий людей ради установления

    порядка в обществе. По версии Т. Гоббса, правитель находится вне рамок

    общественного договора, он не связан не только договором, но и им самим

    установленными правилами. Дж. Локк считает правителя участником

    общественного договора, принимающим на себя, как и все его участники,

    определенные обязательства. В работах Дж. Локка получает обоснование

    идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый

    человек обладает нерасторжимыми с его существованием правами — на

    жизнь, свободу, собственность, и государство обязано не нарушать, а

    защищать эти права, индивид же обладает правом на восстание против

    правительства, которое этого не делает.

    Большое влияние на развитие политической теории и политической практики

    оказали работы французского философа Шарля Луи Монтескье (1689—1755). В

    них получает обоснование впервые сформулированная Дж. Локком теория

    разделения властей, смысл которой заключается в доказательстве

    необходимости обеспечения независимости трех возможных видов

    политической власти: законодательной, судебной и исполнительной.

    Никакая власть при этом не должна быть неограниченной. Монтескье вводит

    различие двух типов действующих в обществе законов: объективных,

    необходимых, вытекающих из природы вещей отношений и законов — правил,

    человеческих установлений. Он доказывает необходимость соответ

    ствия вторых первым, ибо порядки, не установленные законом, определяют

    действия людей, а законы-установления определяют действия граждан.

    В середине XIX в. Карл Маркс (1818—1883) создает теорию, оказавшую

    мощное влияние на политическую практику XX в.

    Основные компоненты политической теории марксизма:

    — принцип экономической детерминации политической жизни:

    способ производства материальных благ обусловливает социальную,

    политическую, духовную жизнь в обществе;

    — идея классовой борьбы как движущей силы исторического и политического

    прогресса и представление государства в качестве орудия господства

    одного класса над другим, подчеркивание паразитизма государственной

    власти эксплуататоров;

    —рабочий класс — носитель всеобщего политического интереса, в

    капиталистическом обществе наиболее эксплуатируемый. Во главе других

    трудящихся классов он и совершает социалистическую революцию, в ходе

    которой уничтожается эксплуататорское государство и открывается путь к

    строительству бесклассового общества изобилия и свободы — коммунизма;

    — диктатура пролетариата — период не ограниченного законом господства

    рабочего класса, в ходе которого создаются предпосылки бесклассового

    общества, происходит отмирание классов и государства.

    ЛИТЕРАТУРА

    Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 36—51,

    152—199.

    Антология мировой философии. М., 1970. Т. 2. С. 334—340,538—545.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 2. § 2.

    Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К.,

    Энгельс Ф. Соч. Т. 8.

    Политология: Краткий энциклопедический словарь-справочник. М., 1997.

    Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 33—42.

    Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 2. § 3.

    9. Развитие политической мысли в России в XIX—XX вв.

    В политической жизни России легко найти представителей широко

    распространенных и в других странах политических теорий и ориентации:

    консерваторов и либералов, анархистов и социалистов, республиканцев и

    монархистов. Но здесь же возникли политические

    идеи, ярко выражавшие своеобразие как российской политической практики,

    так и политической культуры, и сами оказавшие мощное воздействие на

    развитие мировой политической мысли. Генезис этих идей связан с именами

    Н.Г. Чернышевского, B.C. Соловьева и В.И. Ленина.

    Н.Г. Чернышевский (1828—1889) оказал мощное влияние на становление идей

    общинного социализма, доказывающих возможность перехода от феодального

    общества к социалистическому минуя капиталистическую стадию

    общественного развития. Основу осуществления социализма он видел в

    общинном устройстве крестьянской жизни в России, характеризовавшейся

    совместным землепользованием, традицией коллективного обсуждения и

    решения общих дел, запрещением купли и продажи земли. Практическая

    реализация такой возможности связывалась Н.Г. Чернышевским с

    деятельностью организации революционеров, их активной борьбой за

    радикальное переустройство общества. Эти идеи повлияли на формирование

    идеологии и политической практики народничества (его наиболее видными

    представителями были П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, Н.К. Михайловский).

    Характерные черты народнической идеологии:

    — критическое отношение не только к российскому феодализму, но и к

    европейскому капитализму;

    — идея общинного социализма — переход к обществу без классов,

    эксплуатации и государства осуществляется минуя капитализм, посредством

    использования коллективистских традиций, общинной организации

    крестьянской жизни;

    — наличие “критически мыслящей личности” — ведущего начала политической

    жизни. Именно благодаря ее активности происходит обновление форм

    социальной организации, она ведет за собой массу;

    — политическим инструментом воздействия личности (героя) на массу

    служит организация революционеров, политическая партия, методы

    деятельности которой народники, в зависимости от их революционного

    темперамента, представляли весьма многообразно: от пропаганды до

    террора.

    В русской религиозной философии, представленной именами B.C. Соловьева

    (1853—1900), В.В. Розанова (1856—1919), С.Н. Булгакова (1871—1944),

    Н.А. Бердяева (1874—1948), была разработана идея соборности как

    принципа устройства жизни социальной общности, противоположного

    индивидуализму, материализму и анархизму.

    Политические аспекты идеи соборности:

    — провозглашение антииндивидуализма и антиутилитаризма в качестве

    единственно возможных и естественных оснований общественной жизни и ее

    политической организации;

    — государство рассматривается как посредник между церковью и

    материальным обществом, оно охраняет нравственный мир человека, но не

    вмешивается в него;

    — нераздельность нравственности и политики, своеобразный

    “антимакиавеллизм и антилиберализм”, т.е. невозможность сведения сферы

    мотивации политической деятельности только к интересам и потребностям.

    Крупнейший последователь К. Маркса, под руководством которого

    политическая теория научного коммунизма стала реальностью, В.И. Ленин

    (1870—1924) обосновал идею о том, что политическая партия является

    важнейшим инструментом завоевания политической власти рабочим классом.

    Он подчеркивал значение просвещения рабочего класса интеллигентами и

    профессиональными революционерами для его превращения в решающую силу

    политической борьбы.

    Ленин рассматривал социальную революцию не как хаотичный взрыв, а как

    процесс, которым можно управлять политическими методами, однако явно

    преувеличивал роль и возможности насилия в общественной жизни (“все

    великие вопросы в жизни народов решаются только силой”).

    ЛИТЕРАТУРА

    Антология мировой философии. М., 1972. Т. 4. С. 217—265,325—389.

    Горбунов В.В. Идея соборности в русской религиозной философии. М.,

    1994. С. 96—102.

    Графский В.Г. Политические и правовые взгляды русских народников. М.,

    1993. Гл. 4.

    Исаев И. Евразийство: Идеология государственности // Общественные науки

    и современность. 1994. № 5.

    Ленин В.И. Что делать? // Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 6.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 3.

    Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 43—56.

    10. Становление и развитие политической науки за рубежом в XIX—XX вв.

    Современный облик политической науки с такими ее чертами, как интерес к

    изучению мотивов и последствий политической дея-

    тельности, использование методов конкретной социологии, стремление не

    строить проекты политического переустройства, но анализировать

    конкретные политические события и процессы, складывался под влиянием

    работ ряда социологов и философов.

    Итальянский социолог и политолог Вильфредо Парето (1848— 1923), следуя

    за И. Макиавелли, видел два реальных средства управления людьми: силу и

    хитрость, поэтому эффективно действующие политики делятся им на “львов”

    и “лис”. Невысоко оценивая смысл и результаты участия масс в политике,

    он считал демократию крайне несовершенной формой организации

    политических отношений, так как в ее рамках неразумная масса получает

    доступ к принятию политических решений. Реальная власть в обществе

    принадлежит и должна принадлежать элите — узкому кругу лиц, знаниями,

    способностями, профессиональными успехами доказавшими свою избранность.

    Немецкий историк, философ и социолог Макс Вебер (1864—1920) предложил

    разделить все типы власти на аффективный, или эмоциональный, целостно-

    рациональный, или религиозный, и определяемый заинтересованностью. Его

    по праву считают основателем современной теории бюрократии, которую он

    рассматривал в качестве рационализированной, обезличенной системы

    управления, осуществляемой как следование правилам и предписаниям. В

    научном описании он стремится проводить четкое различие между фактами,

    которые можно достоверно установить и эмпирически проверить, и

    ценностями, не подлежащими какой-либо эмпирической фиксации и

    выражающими внутренний мир субъекта, специфику его отношения к

    окружающему миру.

    Мощное воздействие на методы современной политологии и весь спектр ее

    проблем оказали идеи австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда

    (1856—1939) и его последователей. В их трудах было обращено внимание на

    принципиально новый объект интереса теоретиков политики — роль

    бессознательного в детерминации политических процессов. В свете этих

    идей политическое поведение рассматривается в качестве результата

    неосознаваемых влечений, формирующихся в подсознании человека под

    воздействием детских впечатлений, воспитания. Политика все чаще

    оценивается как некий вид патопсихологии, сфера, влекущая людей с

    неосознаваемыми психическими деструкциями.

    ЛИТЕРАТУРА

    Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С. 403—562.

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл.З. § 1—3.

    Истон Д. Новая революция в политической науке // Социально-политический

    журнал.1993.№ 8.

    Макаренко В.П. Вера, власть и бюрократия: Критика социологии М. Вебера.

    Ростов н/Д, 1988.

    Моска Г. Элементы политической науки // Социс. 1994. № 10. Политология:

    Краткий энциклопедический словарь-справочник. М., 1997.

    Политология: Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина. М., 1996. С. 56—60.

    Парето В. О применении социологических теорий // Социс. 1995. № 10.

    1996. № 1,2,7,10.

    11. Сущность политики и ее роль в обществе

    Политика — это объективно обусловленное и целенаправленное участие

    больших масс людей, организованных социальных групп и личностей в делах

    государства, в решении проблем, относящихся к жизни общества в целом.

    Характерные черты политики:

    — связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной

    целостности (группы, страны, человечества): мы входим в мир политики,

    когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из

    понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных

    интересов, когда этими же проблемами озабочены многие другие люди;

    — любой тип политики связан с решением проблем существования и

    функционирования государства — такого социального института, который

    как раз и служит для решения проблем, интересующих все общество;

    — связь с действиями и интересами больших масс людей;

    — целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого

    анализа, учета многообразия условий и компонентов политических

    действий, чисто импульсивное реагирование здесь имеет чрезвычайно

    низкую результативность (хотя сплошь и рядом встречается в реальной

    политике);

    — властный характер, способность принуждения, волевого воздействия для

    придания целенаправленности действиям многих людей.

    Необходимо принимать во внимание, что все вышеназванные качества не

    изолированы, а взаимно дополняют друг друга: так, властный характер

    политики предопределяет использование государственного механизма;

    соединение частных и общих интересов осуществляется в теоретической

    форме, а реализация теории, программы предполагает обращение к

    механизмам власти.

    Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. Среди них

    можно выделить следующие:

    — осуществление авторитарного (властного) распределения основных

    социальных ценностей, в качестве которых могут выступать самые

    разнообразные материальные и нематериальные объекты, социальные блага и

    преимущества;

    — интеграцию, объединение всех элементов общественной жизни,

    мобилизацию социальных ресурсов для реализации общих целей и интересов

    общества;

    — реализацию общей воли в условиях наличия социальной дифференциации,

    многообразия интересов и социально-политических ориентации людей.

    ЛИТЕРАТУРА

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. С. 76—86.

    Вебер М. Политика как призвание и профессия //Диалог. 1996. № 5.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996.

    Ильин В.В. О природе политики // Вестник МГУ. Сер. Политические науки.

    1995. № 2.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 91—100. Мальцев В.А. Основы

    политологии. М., 1997. Гл. 10. Философия политики. М., 1997.

    Пригожин А.И. Что есть политика? (Политологические тезисы) //

    Общественные науки и современность. 1996. № 5.

    12. Политическая жизнь

    С середины 50-х гг. XX в. в политологии активно используется введенное

    в научную терминологию Дэвидом Лэйном понятие “политическая жизнь”. Оно

    позволяет рассматривать политику в неразрывном единстве

    институционального и поведенческого аспектов бытия, что выражается в

    следующих ее признаках:

    — политика может выступать как в качестве сферы и результата

    взаимодействия социальных и политических институтов, организаций,

    структурированных политических отношений, так и в качестве действий

    субъектов политических отношений;

    — политическая жизнь служит сферой действия публичного интереса и

    управления, а главным их инструментом выступают власть, принуждение,

    авторитетное влияние, использующие практически всегда силу организации,

    в качестве которой могут выступать и государства, и партии, и союзы, и

    движения, и социальные институты;

    — деятельный, активный характер политики позволяет людям с ее помощью

    влиять на многие стороны жизни: экономику, культуру, науку, мораль;

    — в политическую жизнь всегда вовлечены большие массы людей: классы,

    этнические и профессиональные общности, от активности которых зависят

    направленность, облик, результативность политических событий;

    — центр, узел политической жизни — многообразные взаимосвязи между

    личностью и государством.

    Рассмотрение политики именно в таком аспекте принципиально важно для

    демократического общества и становления его институтов. Ведь демократия

    невозможна без человеческого участия, а оно, чтобы быть полезным

    демократическому обществу, должно быть квалифицированным и активным.

    Внешние факторы, влияющие на течение политической жизни:

    — элементы природной среды (территория, ресурсы, климат и т.д.).

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.