МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Вопросы и ответы по политологии

    Оказывают воздействие на политические процессы, формируют политические

    проблемы и влияют на выбор путей и возможностей их решения;

    — экономические отношения, господствующие в обществе, влияющие на

    политическую жизнь (а сама она активно воздействует на их

    формирование);

    — развитие техники (ее воздействие проявляется в таких феноменах, как

    война, увеличение скорости распространения информации и т.д.);

    — статусные характеристики социальной структуры общества, сочетающие в

    себе фиксацию объективного состояния участников политических отношений

    (доход, вид занятий, уровень образования) и их собственных

    представлений о своем месте в обществе;

    — характер этнонациональных общностей, ибо устойчивые государственные

    системы формируются на основе нации, нации стремятся к суверенизации,

    образованию отдельных, самостоятельных государственных структур;

    — религия, которая часто выступает в качестве основного фактора

    консолидации больших масс людей;

    — идеология — средство духовного сплочения и руководства, направляющего

    поведение людей в сфере политических отношений, формирующее волю,

    стремление к политическому действию;

    — средства массовой информации, сведения, которые они поставляют и

    интерпретируют;

    — общественное мнение, в рамках которого осуществляется активное и

    непосредственное отражение жизненных потребностей, объективных

    тенденций общественного развития;

    — политическая психология общества, проявляющаяся в настроении

    участвующих в политической жизни людей, темпераменте народа,

    особенностях характера лидера.

    литература

    Краснов Б.И. Политическая жизнь и ее демократические параметры //

    Социально-политический журнал. 1995. № 4.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 13. § 2. Чудинова И.М.

    Политическая жизнь // Социально-политический журнал. 1994. №11—12.

    13. Типы отношений человека к политике

    Важнейшим источником политики, ее решающим компонентом является

    активность конкретного человека или социальной группы, принимающих

    решения, действующих последовательно или хаотично, вяло или энергично.

    Ее сила подпитывается именно человеческой энергией, и выявление

    основных линий взаимодействия человека и политических структур

    представляет собой важную задачу политологии, решению которой она

    уделяет немало внимания.

    Можно выделить три основных типа отношений человека к политике:

    1) состояние приобщения человека к политике, выражающееся в

    разнообразных формах политически активного поведения и

    характеризующееся стремлением решить те или иные жизненно важные для

    него и его общности проблемы через воздействие на систему политической

    власти;

    2) отчуждение, или аномию, характеризующуюся разрывом связей между

    человеком и политической властью, сосредоточением усилий на реализации

    частных интересов. Нормы, регулирующие общественную жизнь, по тем или

    иным причинам здесь теряют свое влияние на человека, не рассматриваются

    им в качестве авторитетных инстанций, регулирующих его поведение. В

    аномии необходимо различать разные состояния. Она может быть вызвана

    как неспособностью повлиять на ход политических событий, так и

    несогласием с ними, может наступать вследствие добровольного выбора или

    быть вынужденным состоянием;

    3) полное слияние человека и политической структуры, подчинение личной

    жизни ее потребностям и ритму изменения, растворение индивидуальной

    жизни в жизни политической. Именно тогда формируется специфический тип

    авторитарной личности.

    Характерные черты личности при авторитарном режиме:

    — конвенционализм — отзывчивость на внешнее давление, принятие внешних

    ценностей;

    — перенос ответственности и враждебности с индивида на внешние силы,

    находящиеся вне контроля;

    — желание власти и боязнь ее носителей;

    — оправдание своего поведения поведением других;

    — вера в наличие и вмешательство в политику дьявольских сил,

    заговоров и т.д.

    Ныне становится ясно, что формирование у человека ответственного

    отношения к политике возможно только при введении его в ситуацию

    социального и жизненного выбора. Поэтому демократизация политических

    отношений, расширяющая границы этого выбора и не перекладывающая

    ответственности с личности на структуры, служит важнейшим путем

    повышения влияния человека на властные отношения, позволяет отразить в

    них многообразие интересов, которые они должны учитывать, и

    потребности, которые они должны удовлетворять.

    ЛИТЕРАТУРА

    Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996.

    Гл. 3.

    Демидов А.И; Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 5. § 1.

    Мальцев В.А. Основы политологии. М., 1997. Гл. 9.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 12. § 1.

    Политология: Курс лекций / Под ред. А.П. Денисюк и др. Минск, 1997.

    Гл.5.§1.

    Сморгунов Л.В., Семенов В.А. Политология. СПб., 1996. Гл. 7.

    14. Политическое поведение и его виды

    Понятие политического поведения помогает при анализе политической

    деятельности уяснить ее механизм, структуру, способ достижения целей.

    Оно позволяет разнообразные проявления политической деятельности свести

    к системе отдельных действий, элементов.

    Специфика политического поведения определяется самой природой политики

    — установлением политических отношений между субъектами не только с

    совместимыми, но и с противоположными интересами, суждениями и

    направлением активности.

    В ходе развития любого политического процесса возникает ощутимая

    потребность в закреплении черт, норм, регуляторов политического

    поведения в принципах политической организации, в при-

    дании духовным ориентирам политического действия институциональной

    формы (например, разработка четких процедур выборов, или принятия

    решений, или замещения должностей в государственном аппарате и т.п.)

    Очевидно, что в политике, как и во всякой другой сфере, люди ведут себя

    по-разному. В зависимости от политического поведения участники политики

    подразделяются на следующие категории:

    — лидеры, возглавляющие политическое движение, своим авторитетом,

    влиянием способствующие его сплочению и достижению намеченных целей;

    — активисты — посредники между лидерами и последователями. Они

    организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией о

    достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в

    стратегию и тактику поведения масс;

    — последователи. Их поведение характеризуется разной степенью

    активности и участия в организациях, они поддерживают цели, выдвинутые

    лидерами, считают их соответствующими своим интересам, которые они

    представляют достаточно четко, что и стимулирует их участие в

    политической деятельности;

    — лидеры мнения, не влияя на поведение участников с точки зрения его

    организации, своей интеллектуальной деятельностью, прежде всего в

    публицистике, создают “поля” эмоционального и интеллектуального

    напряжения вокруг тех или иных проблем, делают их объектом всеобщего

    внимания; к ним обращаются за советом, но не за директивой для

    действия.

    ЛИТЕРАТУРА

    Борисов Л.П. Политология. М., 1996. С. 13—15.

    Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996.

    Гл.4.

    Демидов А.И; Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 7. § 1,2.

    Зеркчн Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д 1996.

    С.325—329.

    Мельник. В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 12. § 2.

    Политология: Курс лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск,

    1997. Гл. 14. § 2.

    15. Регуляция политического поведения

    Важнейшим стимулом политической деятельности служит интерес, в его

    основе лежит та или иная проблема в жизни политической общности,

    понимание острой необходимости ее решения. Но для

    того чтобы факт понимания перерос в политическое действие, требуется

    новое звено — психологический импульс готовности к действию, который

    складывается из желания принять участие в действии и уверенности в

    возможности его успеха. Двигателями этой цепочки — от проблемы к

    действию по ее решению — могут быть различные мотивы: гражданский долг,

    информация, недовольство или стремление к реализации цели. В

    зависимости от доминирования основного мотива и формируется характер

    политического поведения: оно может быть чисто эмоциональным откликом на

    то или иное событие, являться продуманной, прагматичной акцией по

    последовательной реализации принятой программы или рассматриваться

    исполнителями как свершение определенной миссии по “освобождению”,

    “завоеванию”, “восстановлению”.

    На характер политического поведения оказывают влияние не только интерес

    и мотивация, которые возникают на его основе, но и внешние факторы:

    — роль — форма поведения, которую выбирает участник политического

    действия или которая ему отводится обстоятельствами или другими

    участниками;

    — статус или совокупность предполагаемых, возможных для данного

    субъекта моделей, типов политического поведения, функций, которые он

    готов на себя принять в политике;

    — принадлежность к группе, социальной или политической общности,

    возникающей на основе установления между ее членами определенного вида

    социальных отношений;

    — участие в организации — группе, созданной для осуществления

    определенных ролей в политике.

    Регуляция политического поведения должна носить властный характер,

    использовать механизмы принуждения и авторитета, но она не может быть

    уподоблена технологической операции слежения и постоянного контроля,

    жесткого доминирования при минимизации инициативы и самостоятельности

    осуществляющих поведение субъектов.

    Как только контроль за политическим поведением становится тотальным,

    инициатива, а вслед за ней участие и активность уходят, уступая место

    вялому исполнению указаний, или вообще замещаются политическим

    отчуждением. Поэтому регуляция обязательно должна оставлять место для

    инициативы и самостоятельности, ни в коем случае не сводиться к жестким

    предписаниям и давлению. При этом в полной мере должна учитываться

    коллективная природа политического поведения, его массовость,

    взаимодействие рациональных и иррациональных моментов, значительная

    зависимость от состояния и динамики коллективной психологии.

    ЛИТЕРАТУРА

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996.

    Лазарев Н.Я. Терроризм как тип политического поведения // Социс. 1993.

    №4.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 12. § 2. Политология: Курс

    лекций / Под ред. Н.П. Денисюк и др. Минск, 1997. Гл.14.§ 2.

    Политология: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С.254—269.

    16. Специфика массового поведения в политике

    В большинстве политических процессов люди участвуют, как правило, не

    поодиночке, а соединенными в однородные и организованные группы

    (классы, нации, профессиональные общности, общественные организации и

    т.п.). В качестве подобной группы могут выступать и случайные,

    временные образования (толпа на улице, участники собрания или митинга,

    демонстрации, аудитория той или иной передачи, зрители политической

    передачи). Люди, находясь в таком состоянии, приобретают специфические

    черты массы:

    — статистичностъ —масса не представляет собой целостного образования,

    отличного от составляющих его элементов;

    — стохастичность, вероятность. В массе случайность, неупорядоченность

    отношений между людьми, границы ее размыты, а состав неустойчив;

    — ситуативность — характер действий массы полностью определяется

    местом, временем, поводом образования, видом ее деятельности или

    общения;

    —разность состава, его межгрупповая природа;

    — аморфность — отсутствие внутренней организации, структуры;

    — анонимность — членам массы не интересны индивидуальные свойства,

    личностные качества друг друга.

    Эти свойства, и прежде всего случайность образования, неоднородность

    состава, предопределяют специфическую манеру политического поведения

    людей, соединенных в такие общности. Она выражается в подавлении

    рациональности, резком преобладании чувства над разумом, ведущего к

    утрате личной ответственности.

    При оценке и прогнозировании характера возможного поведения массы

    необходимо принимать во внимание наличие двух ее основных типов.

    Во-первых, это публика, формирующаяся на основе интеллектуального

    взаимодействия. Ее составляют, например, читатели одной газеты,

    слушатели определенной передачи, люди, увлеченные тем или иным

    занятием, видом досуга. Тип связи, складывающийся здесь, в достаточной

    степени случаен, но он постоянен, более или менее устойчив.

    Во-вторых, это толпа, возникающая на основе физического взаимодействия

    людей, например на митинге, в любом общественном месте, где их

    задерживают какие-либо внешние обстоятельства.

    У публики отсутствует специальная организация, она разнородна, состоит

    из представителей различных социальных групп, повод ее образования

    достаточно случаен, но практически всегда она формируется на более или

    менее устойчивой, рациональной основе, ею, как правило, является или

    общая информация, или общий интерес.

    Толпа не имеет устойчивых факторов общности, что практически блокирует

    способность отклика на связанную, логическую аргументацию, она ее

    просто выводит из зыбкого эмоционального равновесия и, наоборот,

    открывает возможность быстрого ответа на импульсивное, эмоциональное

    воздействие.

    ЛИТЕРАТУРА

    Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. Ростов н/Д, 1996.

    Гл.11,12.

    Грушин Б.А. Массовое сознание. М., 1987. Гл. 4—6.

    Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М., 1994.

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995.

    Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1995.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. С. 345—149. Политология:

    Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1997. С.252—268.

    17. Политическая деятельность

    Политическая деятельность — это взаимодействие организованных и

    осуществляющих властные функции индивидов и групп.

    При обращении к изучению политической деятельности внимание

    сосредоточивается на динамичном аспекте политики — разнообразных

    действиях, направленных на реализацию политических целей.

    Характерные черты политической деятельности:

    — концентрация усилий на общих проблемах, потребностях существования

    социальной целостности;

    — рассмотрение государства, его институтов в качестве основного

    средства решения этих проблем;

    — использование политической власти как главного средства достижения

    поставленных целей.

    Основные состояния политической деятельности:

    — политическое отчуждение — состояние отношений человека и политической

    власти, которое характеризуется сосредоточением усилий человека на

    решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни

    политической. Политика рассматривается в сфере отчуждения как род

    деятельности, не касающийся реальных проблем, человеческих интересов, а

    контакт с политической властью — как дело крайне нежелательное. Здесь

    устанавливается чисто принудительный контакт с властью, государством

    через систему обязанностей, налогов, податей и т.д.;

    — политическая пассивность — вид политической деятельности, в рамках

    которого субъект, а им может быть как индивид, так и социальная группа,

    не реализует свои собственные интересы, а находится под политическим

    влиянием другой социальной группы. Пассивность в политике не

    бездеятельна, это специфическая форма деятельности и форма политики,

    когда социальная группа реализует не свои собственные, а чуждые ей

    политические интересы. Видом политической пассивности является

    конформизм, выражающийся в принятии социальной группой ценностей

    политической системы как своих собственных, хотя они и не соответствуют

    ее жизненным интересам.

    Критерием политической активности индивида или социальной группы служит

    стремление и возможность, воздействуя на политическую власть или

    непосредственно используя ее, реализовать свои интересы.

    Характер политической активности значительно изменяется в зависимости

    от специфики проблем, ее вызывающих, времени возникновения задач, на

    решение которых она направлена, состава участников.

    В современных условиях политическая активность имеет следующие

    характерные признаки:

    — рост стремления граждан действовать вне традиционных форм

    политической активности и участия, вместо жестко оформленных

    политических партий предпочтение отдается политическим движениям без

    четко оформленной организованной структуры;

    — объединение все чаще совершается не вокруг какой-либо партии, а

    вокруг проблемы, по поводу ее решения;

    — растет количество граждан, интересующихся политикой, но одновременно

    падает численность партий;

    — все больше людей склонны к независимой политизации, свое участие в

    политике они не связывают с принадлежностью к той или иной действующей

    политической силе, структуре, а стремятся действовать независимо.

    ЛИТЕРАТУРА

    Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. М., 1995. Гл. 11.

    Демидов А.И. Политическая деятельность. Саратов, 1987.

    Залыгин И.Ю. Проблема оправданности насилия как политического средства

    // Социально-политический журнал. 1995. № 5.

    Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов н/Д, 1996.

    С.306—325.

    Мельник В.А. Политология. Минск, 1996. Гл. 9. § 1. Политология вчера и

    сегодня. М., 1990.

    18. Цели и средства в политике

    Политика по своей природе является целенаправленной деятельностью,

    использующей для достижения определенных целей соответствующие

    средства.

    Цель в политике — это идеальный, желательный результат, ради которого

    осуществляется политическая деятельность.

    Классифиция целей в политике проводится по следующим основаниям:

    1) по их значению: общие (достижение всеобщего равенства, благополучия

    и т.п.) и частные (формирование правительства народного доверия);

    2) по содержанию политики: социальные, экономические, идеологические,

    экологические, политико-юридические и другие;

    3) по очередности: ближайшие, промежуточные, более отдаленные, конечные

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.