Дипломная работа: СМИ как субъект политического процесса и инструмент политических технологий
Дипломная работа: СМИ как субъект политического процесса и инструмент политических технологий
Швидунова А.
Теоретическая часть
Роль и функции политических коммуникаций в информационном
пространстве страны
Введение: обоснование необходимости коммуникаций в
политике
Неотъемлемой
составной частью политики являются массовые коммуникации. Политика в большей
мере, чем другие виды общественной деятельности, нуждается в специальных
средствах информационного обмена, в установлении и поддержании постоянных
связей между ее субъектами. Если, например, экономика вполне может
функционировать на основе рыночного саморегулирования при ограниченных,
преимущественно непосредственных формах взаимодействия людей, то политика
невозможна без опосредованных форм общения и специальных средств связи между
различными носителями власти, а также между государством и гражданами.
Это
обусловлено самой природой политики как коллективной, сложно организованной
целенаправленной деятельности, специализированной формы общения людей для
реализации групповых целей и интересов, затрагивающих все общество.
Коллективный характер реализуемых в политике целей предполагает их обязательное
осознание разделенными в пространстве членами коллектива (государства, нации,
группы, партии и т.п.) и координацию деятельности людей и организаций. Все это
обычно невозможно при непосредственном, контактном взаимодействии граждан и
требует использования специальных средств передачи информации, обеспечивающих
единство воли, целостность и единую направленность действий множества людей.
Эти средства называют СМИ, СМК или масс-медиа.
СМИ - неотъемлемый элемент политических коммуникаций
В
постиндустриальном обществе власть знаний и информации становится решающей в
управлении обществом, оттесняя на второй план влияние денег и государственного
принуждения. Непосредственными носителями и, особенно, распространителями
знаний и другой политически значимой информации являются СМИ. СМИ представляют
собой учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью
специального технического инструментария различных сведений любым лицам.
Отличительные
черты СМИ:
-
публичность, т.е. неограниченный и надперсональный круг потребителей;
-
наличие специальных технических приборов, аппаратуры для передачи информации;
-
непрямое, разделенное в пространстве и времени взаимодействие коммуникационных
партнеров;
-
однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, невозможность
перемены их ролей;
-
непостоянный, дисперсивный характер аудитории, которая образуется от случая к
случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или
статье.
К
СМИ относятся пресса, массовые справочники, радио, телевидение, кино- и
звукозапись, видеозапись.
В
последние десятилетия средства коммуникации претерпевают существенные изменения
вследствие распространения спутниковой связи, кабельного радио и телевидения,
электронных текстовых коммуникационных систем (видео-, экранных и кабельных текстов),
а также индивидуальных средств накопления и печатания информации (кассет,
дискет, дисков, принтеров).
СМИ
обладают различными возможностями и силой воздействия, которые зависят, прежде
всего, от способа их восприятия реципиентами. Наиболее массовое и сильное
политическое влияние оказывают аудиовизуальные СМИ и, прежде всего, радио и
телевидение. Однако к такому пониманию роли СМИ в обществе политическая история
пришла не сразу.
Потребности
политической системы в средствах коммуникации прямо зависят от ее функций в
обществе, численности агентов политики, способов принятия политических решений,
размеров государства и некоторых других факторов. Естественно, что в
традиционных государствах прошлого потребности в средствах коммуникации были
ограничены. Роль таких средств выполняли главным образом гонцы, курьеры и
посланники, передававшие в устной или письменной форме политическую информацию:
королевские указы и распоряжения, письма наместников и т.п. Изобретение и
распространение в XIX-XX вв. телеграфной и телефонной связи, радио и
телевидения не только удовлетворило обострившиеся коммуникационные потребности
государств, но и произвело настоящую революцию в политике. СМИ сделали
практически возможным существование многих демократических и тоталитарных идей,
казавшихся ранее утопичными, значительно изменили способы легитимации и
осуществления власти, структуру ее ресурсов. Как отмечает О. Тоффлер, высшее
качество и наибольшую эффективность современной власти придают знания,
позволяющие "достичь искомых целей, минимально расходуя ресурсы власти;
убедить людей в их личной заинтересованности в этих целях; превратить
противников в союзников". И именно СМИ являются на сегодняшний день
основным инструментом достижения властью ее целей.
Политические функции СМИ
Функции
СМИ разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме
выполняют ряд общих политических функций.
ИНФОРМАЦИОННАЯ
ФУНКЦИЯ. Является, пожалуй, важнейшей функцией СМИ. Она состоит в получении и
распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти
событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включа-ет не только
беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их
комментирование и оценку.
Далеко
не все распространяемые СМИ сведения (например, прогнозы погоды,
развлекательные, спортивные и другие подобные сообщения) носят политический
харак-тер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют
общественную значимость и требуют внимания со стороны государственных органов
или оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан
формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других
политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ФУНКЦИЯ. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих
адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других
источников. Масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том
числе и после завершения учебы, в значительной мере влияют на восприятие им
политической и социальной информации. При этом под видом политического
образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры
сознания, искажающие реальность при ее восприятии.
ФУНКЦИЯ
СОЦИАЛИЗАЦИИ. Образовательная роль СМИ тесно связана с их функ-цией
социализации и по существу перерастает в нее. Однако, если политическое
обра-зование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет
познаватель-ные и оценочные возможности личности, политическая социализация
означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и
образцов повеления. Она позволяет личности адаптироваться к социальной
действительности.
ФУНКЦИЯ
КРИТИКИ. Эту функцию в политической системе осуществляют не толь-ко масс-медиа,
но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и
иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже
неограниченностью своего объекта, который составляют и президент, и
правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами
СМИ.
КОНТРОЛЬНАЯ
ФУНКЦИЯ. Эта функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ,
в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут
применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль
часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только
юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.
АРТИКУЛЯЦИЯ
И ИНТЕГРАЦИЯ. СМИ не только критикуют недостатки в политике и обществе, но и
выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов,
конституирования и интеграции политических субъектов. Они обеспечивают
представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое
мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и
убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои
интересы.
Круг
политических функций СМИ не исчерпывается вышеназванными. Некоторые ученые,
подходя к этому вопросу с других позиций, выделяют такие функции СМИ, как
ИННОВАЦИОННАЯ, проявляющаяся в инициировании политических изменений путем
широкой и настойчивой постановки определенных общественных проблем и
привлечения к ним внимания властей и общественности; ОПЕРАТИВНАЯ - обслуживание
СМИ политики определенных партий и ассоциаций; ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО
МНЕНИЯ.
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ
ФУНКЦИЯ. Все рассмотренные выше политические функции СМИ объединены
мобилизационной функцией или же прямо или косвенно способствуют ее
осуществлению. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным
политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в
политику. СМИ обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей,
на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию
политического поведения. Ведь без радио, телевидения, газет и журналов даже
хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться в сложной
мозаике противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения.
СМИ позволяют ему выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта,
делают обозримым весь мир политики, но! - через призму своего собственного
видения политической реальности.
Следовательно,
можно сделать вывод о наличии практически неограниченных возможностей СМИ в
области политического влияния.
Возможности политического влияния СМИ
Хотя
масс-медиа призваны решать определенные задачи в политической системе и
обществе, в реальной жизни они достаточно самостоятельны, имеют собственные,
часто расходящиеся с потребностями общества цели деятельности и используют для
их достижения различные методы. Влияние на политику СМИ осуществляют, прежде
всего, через воздействие на информационный процесс, что, в свою очередь,
позволяет определенным образом формировать общественное мнение. Основными
этапами информационного процесса являются получение, отбор, препарирование,
комментирование и распространение сведений. От того, какую информацию, в какой
форме и с какими комментариями получают субъекты политики, очень во многом
зависят их последующие действия. "Иметь важную информацию значит иметь
власть; уметь отличать важную информацию от неважной означает обладать еще
большей властью; возможность распространять важную информацию в собственной
режиссуре или умалчивать ее означает иметь двойную власть", - пишут авторы
одного из самых известных учебных пособий по политологии ФРГ .
Непосредственное
обладание такой властью - прерогатива СМИ. Они не только отбирают сведения,
поставляемые информационными агентствами, но и сами добывают и оформляют их, а
также выступают их комментаторами и распространителями.
Поток
информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что
самостоятельно разобраться в ней не в состоянии ни отдельный человек, ни даже
группа специалистов. Поэтому отбор наиболее важной информации и ее
представление - важная задача всей системы СМИ, что, естественно, открывает
широкие возможности для манипулирования массовым сознанием.
Таким
образом, информированность граждан, в том числе политиков, прямо зависит от
того, как, с какими целями и по каким критериям отбирается информация,
насколько глубоко она отражает реальные факты после ее препарирования и
редукции, осуществленных газетами, радио и телевидением, а также от способа и
форм подачи информации.
СМИ,
как правило, пользуются двумя основными способами распространения информации -
последовательным и фрагментарным. Первый способ чаще используют печатные СМИ,
последовательно и разносторонне освещая в статьях и других публикациях ту или
иную политическую проблему. Второй способ - фрагментарная подача информации -
особенно распространен на телевидении и имеет ряд особенностей, порождая для
слушателей или зрителей ряд трудностей в познании сути того или иного события
или процесса.
Фрагментарность,
или дробление, информации, создавая видимость ее разносторонности и
оперативности подачи, препятствует непрофессионалам (подавляющему большинству
граждан) сформировать целостную картину политических явлений или событий. Это
дает коммуникаторам дополнительные возможности манипулировать аудиторией,
акцентируя ее внимание на одних сторонах события и умалчивая или затемняя
другие. Фрагментарность подачи информации в конечном счете дезориентирует
слушателей и либо гасит их интерес к политике и вызывает политическую апатию,
либо вынуждает полагаться на оценки комментаторов.
Фрагментарный
способ подачи информации многие исследователи считают спецификой телевизионного
жанра, следствием присущего ему свойства, называемого "давлением
визуальности". Суть этого свойства состоит в том, что в силу своих
аудиовизуальных возможностей телевидение ориентировано на передачу, главным
образом, визуализируемой, т.е. имеющей зрительный образ, информации. Поскольку
же научная и другая серьезная информация обычно плохо совместима с экранным
изображением, то она оставляется для печатных коммуникационных средств и радио.
Однако современная тенденция, бесспорно, выделяет телевидение среди других СМИ,
поскольку люди обычно склонны больше верить увиденному, чем услышанному или
прочитанному.
***
СМИ
обладают большими возможностями активного влияния не только на восприятие
гражданами отдельных политических явлений и событий, но и на их отношения к
политике в целом. Как политическая пассивность населения в каком-либо вопросе,
так и его массовая активность непосредственно связаны с позицией СМИ в этом
вопросе. Особенно велика роль СМИ в переходные периоды общественного развития,
поскольку без их активной деятельности невозможно изменить политическое
сознание, ценностные ориентации и цели широких слоев населения и добиться
массовой поддержки политики социальных преобразований.
Однако
нельзя не учитывать огромные возможности СМИ в сфере политических манипуляций и
воздействии на массовое сознание через формирование у населения определенного
общественного мнения о том или ином событии, человеке, явлении. Особенно
актуальной эта проблема стала для России, страны, в которой грамотность
населения в сфере массовых коммуникаций низка, а темпы развития информационных
и политических технологий значительно опережают развитие законодательной базы в
области информационной политики, ограничивающей возможности использования СМИ в
манипулятивных целях.
Манипулятивные
возможности российских СМИ настолько велики, а способы и техники
манипулирования настолько многочисленны и разнообразны, что данный вопрос
невозможно оставить без внимания и не рассмотреть в отдельной главе настоящей
работы.
Однако,
прежде чем приступить к рассмотрению отдельных направлений деятельности СМИ в
области политических коммуникаций и конкретных способов их воздействия на
общественное мнение, необходимо, на мой взгляд, дать краткую характеристику
рос-сийскому медиа-рынку и основным тенденциям его развития.
Современное состояние российского медиа-рынка
Основные тенденции развития современного российского
медиа-рынка
В
данной главе будет рассматриваться политическая составляющая российского
медиа-рынка, в частности, отношения между властными структурами и другими
субъектами политики, с одной стороны, и средствами массовой информации - с другой.
Отличительной чертой этих отношений, сложившихся на политическом рынке России в
последние 3-4 года, можно назвать непосредственное участие СМИ в многочисленных
избирательных кампаниях, ставших сегодня неотъемлемой частью жизни российского
общества. При этом важно отметить, что включенность СМИ в избирательный процесс
чаще всего сопровождается так называемыми "информационными войнами",
разгорающимися в борьбе за властный ресурс между крупнейшими
политико-финансовыми группами страны. Поэтому вполне закономерен тот факт, что
важнейшей тенденцией последних лет стало возникновение мощных информационных
структур, впоследствии названных "медиаимпериями". Большая часть
электронных и печатных СМИ сконцентрировалась в руках т.н. российских олигархов
- бизнесменов и/или политиков, извлекших непосредственную выгоду от переходного
периода и контролирующих сейчас огромные империи. Среди лиц, которым
принадлежит подавляющая часть московских СМИ (и значительная часть тех, что
простирается в регионы), Ю. Лужков, Б. Березовский, В. Гусинский, Р. Вяхирев и
др.
Велики
и государственные медиахолдинги . К ним относятся ВГТРК (телевизионный канал
"Культура", "Радио России", "Радио Маяк",
"Радио-1", 98 региональных теле- и радиостанций,
"РИА-Вести"), 51% ОРТ, "Интерфакс" (это формально
независимое агентство фактически управляется заместителем главы президентской
администрации), ОТИК (информационный канал), "Российская газета" и
ИТАР-ТАСС.
Мэру
Москвы Ю. Лужкову принадлежат 67% акций телесети "ТВ-Центр" (с
кабельным вариантом и спутниковым каналом "Метеор-ТВ"),
"ТелеЭкспо", часть акций ТВ-6 и REN-ТВ. Ему принадлежат также
издательский дом "Метрополис", контрольный пакет акций в
"Литературной газете" и ее дочерних предприятиях: "Россия",
"Метро", "Культура", "Вечерняя Москва", часть
акций газет "Тверская, 13", "Центр Плюс",
"Куранты", "Общая газета", "Московский
комсомолец".
Группе
Четырех , возглавляемой Б. Березовским (бывшим исполнительным секретарем СНГ,
основателем успешно действующей компании ЛогоВАЗ, а ныне депутатом Государственной
Думы), принадлежит 46% акций ОРТ, а лично Березовскому - контрольный пакет
акций ТВ-6. Березовскому также принадлежат контрольный пакет акций
"Независимой газеты" (через контрольный пакет акций в объединенном
банке, которому официально принадлежит газета), "Новые Известия",
журналы "Огонек" и "Метадор". Остальным членам Группы
Четырех принадлежат часть ИТАР-ТАСС, "Радио NSN", информационное
агентство "Национальная служба новостей", "МузТВ", часть
акций компании "Independent Media", рекламного агентства
"Рекламный мир", "Сельская жизнь" и "Новая
газета". Группе "Мост", возглавляемой В. Гусинским, принадлежит
холдинговая компания НТВ, включающая НТВ, "НТВ-плюс",
"НТВ-Кино", "НТВ-Профит", "НТВ-Дизайн",
телевизионную сеть ТНТ, радио "Эхо Москвы" и "Бонум-1".
"Мосту" принадлежат также акции издательского дома "7 дней"
и журнала с таким же названием, "Сегодня", "Итоги", журнал
"Караван историй", "Новая газета", "Общая
газета", "Искусство кино".
Во
главе Газпрома - гигантской энергопроизводящей компании - стоит Р. Вяхирев.
Через холдинговую компанию "Газпром-Медиа" он владеет акциями канала
"Прометей", различных региональных сетей, 30% акций НТВ, 3% акций
ОРТ, "Открытого радио" и спутникового канала АСТ. Среди принадлежащих
компании изданий - журналы для специалистов отрасли, такие как "Газовая
промышленность" и "Фактор", газеты "Трибуна" и
"Труд", журналы "Профиль" и "Компания" и более
100 региональных изданий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|