МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дипломная работа: Современное состояние жанра политический портрет

    В передовых изданиях очерковые тексты сопровождались различными рубриками: «очерк», «портрет современника», «социальный портрет», «коллективный портрет», «судьбы людские», «живущие по совести». Определяющей для жанра была формула: на основании жизнедеятельности одной личности выявить типологические особенности советского человека. Способ конструкции образа  ориентировался на раскрытие общего, типического в личности. Так решалась задача  формирования человека будущего. Идеально изложил ее тогдашний журналист «Комсомольской правды» А.Егоров: «Жесткую первоначальную структуру очерка составляли данные последней переписи населения. Подыскивался герой близкий к самым типичным признакам. Люди искали среднее, ничего от себя не навязывая и не привнося».[12] При этом цель портретного очерка определялась так: «Прописанные на газетном листе постоянно, они изо дня в день служат неиссякаемым источником для отображения советских людей во всем многообразии их характеров и судеб».[13]

    Работа над созданием образа, типичного для советской действительности, в портретном очерке шла параллельно с раскрытием темы самореализации, самоутверждения в жизни человека труда. В начале 70-х годов газета «Советская Белоруссия» ввела      рубрику «Рабочий». Коллектив авторов задался целью по возможности полно раскрыть облик современного рабочего. Тематическая направленность журналистского поиска была тщательно распланирована: «…найти на производстве типичных представителей рабочего класса, которым присущи чувство профессионального и нравственного долга, достоинство гражданина, стремление к совершенствованию мастерства и расширению кругозора, высокие культурные запросы, тяга к приобретению инженерных знаний».[14] Журналисты нашли таких людей и создали галерею очерков.

    А в 1984 году газета «Труд» только за четыре месяца опубликовала одиннадцать очерковых портретных материалов. Вот названия некоторых из них: «Строгальщик завода «Красный пролетарий» Иннокентий Ив. Мальцев», «Ткачиха Любовь Кондратьевна Кондратьева», «Шахтер Иван Иванович Стрельниченко», «Металлург Василий Иванович Овсянников» и другие.

    Как правило, в этих материалах соединялись общие статистические сведения о профессии, социологические размышления о связанных с ней проблемах и конкретная жизненная практика, индивидуальное существование одного из представителей этой профессии. «В прошлом году на рыболовных судах плавали 175 тысяч человек. Они добыли шесть миллионов тонн рыбы и морских продуктов, другими словами по 25 килограммов рыбных продуктов на душу населения», - писал в очерке «Рыбак» Л.Плешаков.[15] Один из ста семидесяти пяти тысяч человек – Иван Виноградов – стал его героем. Другой пример – очерк в «Комсомольской правде» «Агроном Илья Чибисов» начинается так: «Почему мы решили начать рассказ о нынешней страде с агронома?».[16] Материал вышел в июле. На первом плане жатва, ее темпы, особенности и задачи. Именно это определило рассказ о людях жатвы, и о конкретных человеческих чертах агронома И.Чибисова.

    Газетный портретный очерк впервые познакомил читателя с опытом щекинских инициаторов злобинского метода, орловской непрерывки, новаторов в любой отрасли народного хозяйства, науки, культуры. Через знакомство с человеком, как носителем прогрессивных методов производства, достигался эффект приближения дальнего опыта, эффект абсолютной реальности описываемого,  эффект доступности того, о чем повествуется в очерке.

    При работе над портретным очерком всегда поднимался вопрос о действенности подобных материалов: «Настоящие труженики воспринимают художественно – публицистический рассказ о себе с волнением и сомнением: «А такой ли уж я хороший, правильный?» Сомнение толкает человека к самоусовершенствованию, активизирует его дальнейшую деятельность».[17]

    Дальнейшее развитие рассматриваемой мною формы, очерковый портрет, было связано с существующей проблемой соотношения в материале индивидуального, личного и социального, присущего многим. Они выступают в различных пропорциях в каждой отдельной публикации.

    Для иллюстрации этого тезиса достаточно сравнить два материала. Героем первого стал организатор народного музея И.Буханчук: «Он мне сразу понравился – открытый, доброжелательный, немного наивный. По внешнему его виду и не определишь, что бывший военный: плечи пиджака почему-то на одну сторону съезжают, плащ нараспашку, пепел от сигареты норовит себе на колени стряхнуть. Не думает, не помнит человек  о себе – сразу видно».[18]

    Второй же рассказывает о генеральном директоре Тераспольского производственно-швейного объединения В.С.Соловьевой: «Женщина в экономике. Талантливый руководитель с жизненным и профессиональным опытом, который пространственно протянулся через все экономические доктрины от 30-х годов до наших дней. Поищем ответ, где же все-таки в нашем прошлом в «женской» отрасли произошла осечка? Могли мы продвинуться дальше? Сделать более содержательным и счастливым женский труд?».[19]

    90-е годы стали временем, когда по всем изданиям стали проходить портретные линии хозяев жизни – удачливых предпринимателей, преуспевающих людей. В этих материалах советская формула героя «человек на своем месте» сливалась с западной «человек, сделавший свою судьбу». Актуальным для таких портретов стал не только «феномен личности» (личная ответственность и порядочность, боль и раздумье обо всех), но и «феномен удачи» или «сюжет Золушки». Непосредственно в описании человека читательский интерес сосредоточился на конфликтах, которые не были привнесены извне, но показывались как ошибки и сомнения героя в поисках пути.

    На большинстве портретных материалов, вышедших в 90-е годы можно проследить следующую тенденцию: чаше всего разработке характера уделяется больше внимания, причастность же героя к «объединяющему социально родственному кругу обозначений» прописывается, как правило, тезисно.

    В каждом портретном материале упор делается на детальное раскрытие двух-трех качеств героя. И  тут во власти автора одни характеристики выдвинуть на первый план и подробно осветить, другие – лишь назвать, не раскрывая, а о третьих совсем умолчать. Характер героя в публицистике – всегда только версия. В жизни он  не может быть так завершен, как единственно целостная авторская концепция материла на страницах периодической печати. Даже при самом тщательном описании человека всегда есть некий принципиально непостижимый остаток.

    Появление любой персоны на страницах нынешних газет и журналов сопровождается следующим подходом журналиста к работе над портретным материалом:

    1.          Самое важное передается через наблюдение за поведением героя;

    2.          Отмечаются парадоксы судьбы;

    3.          Привлекаются образные ассоциации и наглядные эпизоды.

    Отдельным в ряду портретов деятелей стоит политический портрет. Вобрав в себя все основные черты жанра, профильный портрет политика обладает своими особенностями, обусловленными как практикой существования этой формы на страницах печати, так и развитием российской политической культуры в целом.

    Формирование жанра политический портрет началось с возникновения в истории цивилизации отношений власти. Основная особенность восприятия власти русскими людьми – это ее персонификация. В Российской истории личность всегда играла важную роль. Власть олицетворяло лицо: князь, царь, вождь, президент.

    Фигуры политических деятелей чрезвычайно важны для публики, поскольку они позволяют свести все сложные и безличные процессы политической жизни к действиям отдельных личностей.

    Конкретные личности, действующие в политике, делают ее доступной для понимания, человечной, позволяют людям приписывать им ответственность за ход событий. Поэтому политические деятели, внесшие заметный вклад в историю, всегда вызывали интерес у своих современников и потомков. Этот интерес никогда не ограничивался информацией об их деятельности на политической и общественной арене. Известный деятель всегда привлекает внимание именно как личность – всем своим нравственным и интеллектуальным обликом, мотивами своих действий, своими прозрениями и просчетами.

    Какой личностью является тот или иной политик, какие чувства, символы и идеи ассоциируются с ним, имеет для публики первостепенный интерес. В полной мере удовлетворить общественную потребность в информации о лидерах призваны материалы, в центре которых политический деятель со своим духовным миром, характером, раскрывающихся в общезначимых действиях, напряженных, подчас, конфликтных ситуациях, в биографических эпизодах, в мыслях, речи и даже внешнем портрете героя. Портретный очерк считается признанным жанром способным сформировать грани образа политика в массовом сознании. Во власти этого жанра быть подтверждением сложившегося у людей образа деятеля, либо полностью опровергать его.

    Еще одна особенность портрета политика - это осложненность этой формы задачей политического прогноза. «Политический прогноз можно определить как формируемый в сознании людей и описываемый идеологический образ, в том числе предположительной, вероятной направленности и интенсивности действий партий или отдельных людей».[20] Прогноз в политическом портрете отвечает на вопрос, чем для избирателей обернется назначение или неназначение описываемого политика на претендуемую должность, либо предстает в виде четких выводов автора материала о способностях героя действовать в политике, решать общественно – значимые задачи.

    Далеко не последнее место среди характерных особенностей политического портрета занимают обычно четко проступающие в материале политические интенции автора. Авторы публицистического жанра политический портрет не пытаются прикрыть свою тенденциозность, свою позицию, не скрывают своих симпатий и антипатий. В образе политика всегда отражается определенный эмоциональный настрой публициста. Присутствие этой черты в журналистских материалах объясняется традициями восприятия политических процессов в России, для которых свойственно стирание граней между политическим и неполитическим, общественным и личным.

    «Внимание, привлекаемое политиками, всегда несет оттенок иррационального. В России политиков не разглядывают, их пожирают глазами, заклинают, проклинают, боготворят. В них вкладывают частицу души. Отсюда мистика политического портрета вообще и Российского в частности. В политический портрет во все времена добавляли биологические ферменты: слюну, елей, яд, сперму. Его всегда соотносили с собственной судьбой, личными политическими амбициями и пристрастиями.

    Ожидание, надежды, заклятия и пророчества легко прочитываются даже в профессионально поданных  аналитических материалах – таков наш политический портрет».[21]

    Глава 2 Политические лидеры начала ХХ века в                зеркале жанра

    Как известно, революционное движение в России породило могучую плеяду политиков-гигантов, описание масштаба личности которых занимало умы не только выдающихся публицистов того времени, но и их коллег, писавших свои произведения значительно позже. Широкую известность жанр политического портрета получил в первые десятилетия ХХ века на страницах очерков А. В. Луначарского, К. Б. Радека, Л. Д. Троцкого и др. В поле зрения авторов попадали как современники, так и далекие предшественники: учителя, соратники, друзья, политические оппоненты и явные противники.

    Так, читатели газет «Правда», «Известия», а также журнала «Жизнь» имели возможность ознакомиться с достаточно объемными портретами таких ярких и своеобразных личностей как Г. Зиновьев, Л. Каменев, Л. Рейснер, Л. Мартов, Б. Савинков, П. Струве, П. Милюков и др. Особо среди этих политиков выделяется гигантская фигура В. И. Ленина. Черты личности этого человека стремились осмыслить многие. Приведу наиболее яркие выдержки: «Как он заразительно, как мило, как по-детски хохочет и как легко рассмешить его, какая наклонность к смеху – этому выражению победы человека над трудностями. В самые страшные минуты, которые нам приходилось вместе переживать, Ленин был неизменно ровен и также наклонен к веселому смеху. Его любимцы – дети и котята. С ними он может подчас играть целыми часами»[22]. Или вот еще: «…на съезд прибыло всего трое рабочих. Ленин очень подробно беседовал с каждым из них и завоевал всех троих. Одним из них был Шотман из Петербурга. Он был еще очень молод, но осторожен и вдумчив. Помню, вернулся он после разговора с Лениным (мы с ним жили в одной квартире) и все повторял: «А как у него глазенки светятся, точно насквозь видят…»[23]

    Политический портрет начала века имел свои особенности в подходе выбора героя. К примеру, выбирая героем своего очерка политического деятеля XIX столетия, авторы стремились осмыслить в своем материале исторический опыт предшественников. Портреты же современников, «товарищей по партии»,  выходили преимущественно под заголовком  «Памяти … посвящается». Так, портрет Володарского был написан А. Луначарским после его убийства, портрет Ф. Дзержинского, сделанный К. Радеком, посмертный, Е. А. Литкенс стал героем очерка Л. Троцкого после того, как стало точно известно, что он был убит шайкой бандитов в Крыму.

    Проницательный взгляд публицистов выхватывал наиболее яркие эпизоды и события из жизни этих людей, стремясь в полной мере раскрыть политические, психологические и личностные черты, характеризующие того или другого деятеля. При этом авторы портретных очерков не пытались прикрыть свою тенденциозность. В их материалах без особого труда можно заметить свидетельства политической привязанности к некоторым коллегам по партии. Это зарисовки, сделанные людьми пристрастными, непосредственными участниками событий.

    Формы, политического портрета, предшествующие современным, по характеру отбираемого материала, а также по способам его преподнесения в большей степени приближались к художественной биографии.

    Д. С. Лихачев истоки возникновения информации о власть придержащих  в виде биографии выделял уже в др.-русской литературе. Пользуясь его характеристиками, можно вспомнить «монументальный историзм первых летописцев и биографов», «эпический стиль повествования о деяниях вождей и героев».

    А уже в XVI веке русские биографы,  во имя укрепления централизованного государства, занялись идеализацией своих героев. «Идеализация была одним из способов художественного обобщения – пишет Д.С. Лихачев – писатель вкладывал в создаваемый им образ человека (государственного или церковного деятеля, святого) свои представления о том, каким должен быть этот человек, и эти представления о должном отождествлялись с сущим»[24].

    Критерием хорошего изображения человека  в газетной  публицистике времен Советской власти стала степень соответствия создаваемого образа примерам воплощения характера героя на страницах художественной литературы. «С первых же лет Советской власти газетная публицистика стала наряду с такими испытанными беллетристическими формами создания выразительных, психологических и глубоких портретов людей как повесть, роман, драма, поэма. Они дали действенные средства рождения образа современного героя»[25].

    «Неравнодушие» очеркового описания по отношению к художественным формам можно объяснить принадлежностью  первых к художественно-публицистической разновидности жанров: в очерке соединяются наглядно-образное и аналитическое начало. Причем «развернутость» в тексте наглядно-образного начала воспринимается как преобладание художественного метода, ведущая же роль аналитического придает материалу документализм. «Именно непроясненность этого (преобладания в тексте художественного или документального – авт.)  долгое время служила исходным моментом горячих споров о том, относить ли газетный (журнальный) очерк к художественным произведениям или же – к документально-журналистским»[26].

    Непосредственно при написании очерка, на практике, эта проблема решалась так: аналитический подход в освоении материала применялся для проблемной ситуации (см. проблемный очерк),  но если предметом журналистского интереса становилась личность (см. портретный очерк), то более подходящим для выявления ее характера казался художественный метод. Он позволял более естественным образом проникнуть в психологию личности.

    Таким образом, изначально портретный очерк несет в себе преимущественно-художественную концепцию отображения личности.

    Интенсивность применения художественного метода, разумеется, в ущерб документальному, в описании политиков начала ХХ века достигла неповторимых  размеров. «Под руками у меня, когда писался этот очерк, не было решительно никаких документов, справочников, материалов и пр. Думаю, однако, что это к лучшему. Мне приходилось опираться только на память, и я надеюсь, что ее самопроизвольная работа при таких условиях была несколько более уместной…»[27].

    Уровень художественности этих текстов позволяет называть воплощение образа политика в очерковых формах публицистическим героем. Это герой-автор, он активно «строит материал: «…публицистический герой, становясь элементом художественной системы, удваивает силы за счет ресурсов художественного целого. Обобщение, составляющее суть этого явления, вырастает в художественное обобщение, возводится в степень художественного символа. Тогда публицистический герой начинает жить как условная фигура, обретая утрированные черты, формируя вокруг себя условный мир»[28].

    Взяв за основу реальные факты и события, автор «досочинял» образ политика в отдельных деталях и звеньях, для того чтобы ярче раскрыть тему. Публицист старался воссоздать портрет своего героя «в форме жизни»: в сценках, эпизодах, диалогах, через цепь его поступков, пользуясь присущими художественной литературе изобразительно-выразительными средствами: языком, композицией, деталью. «- А, что, - спросил меня однажды совершенно неожиданно Владимир Ильич, - если нас с вами белогвардейцы убьют, смогут? – Авось не убьют, - ответил я, шутя. – А, черт их знает, - сказал Ленин и сам рассмеялся. На этом наш разговор окончился»[29]. Еще один пример: « - Вчера еще прочно сидели в седле, - говорит мне наедине Ленин, - а сегодня лишь только держимся за гриву! Зато и урок! Этот урок должен подействовать на нашу проклятую обломовщину! Наводи порядок, берись за дело, как следует быть, если не хочешь быть рабом!»[30].

    Тексты политических портретов начала века примыкают к собственно художественному творчеству. Содержание художественного портрета политика должно было вдохновлять читателей.

    Взяв от художественной литературы модели образных систем и образно-стилевую структуру, они, в какой-то степени предопределили последующие развитие жанра. Говорить о прямом влиянии этих текстов трудно, поскольку в 30-е годы ХХ века по приказу Сталина было прекращено их переиздание. Будучи скрыты в библиотеках спецхрана, они были не доступны широкому кругу читателей.

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.