МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Дипломная работа: Современное состояние жанра политический портрет

    Большинство портретных материалов в описании личности героя используют характерный прием: " поступок - ход - символ". Известны образцы портретов, полностью построенные на текущих делах героя. И все же чаще "точкой отсчета" при создании портрета становится верный, блистательный "ход" или непростительная промашка. ("Итоги",1998,№27. Сильный мужчина без определенного места жительства: В. Густов -  "В конце сентября Ленинградский губернатор Вадим Густов был назначен вторым первым вице-премьером в правительстве Евгения Примакова… Телезрители привыкли видеть в новостях картинку очередных правительственных совещаний и переговоров: Густов неизменно сидит одессную Примакова, а голос за кадром, перечисляющий участников встречи зачастую забывает даже упомянуть имя вице-премьера". И далее: "В Московских коридорах власти работать тяжело… Неуютно там для любого, кто не принял мер и традиций поведения столичной политической элиты… при первой же возможности депутат Густов возвращается в Ленинградскую область"; «ЛГ»,1999,№40. – «По-настоящему звезда Кондратенко взошла в 1989 году…когда советская экономика уже сникла, а рыночная еще не заработала и дефицит продуктов стал ощущаться всюду, Н.И. и сделал главный шаг в своей жизни. Он провозгласил, что запрещает вывоз продовольствия с территории края»; «НГ»,1999,№189. – «На общенациональный политический уровень Мороз вышел еще в начале 90-х, когда еще до запрета компартии в 1991 году, он возглавил парламентское левое большинство – так называемую «группу 239»).

          Безусловно, работая над публицистическим портретом журналисту не обойтись без описания личных качеств героя. Авторы портретных очерков стараются отойти от простого, прямого перечисления достоинств или недостатков, поэтому в канву повествования зачастую вплетаются свидетельства других людей («НГ»,1999,№37. – «В партнерах по переговорам он ценит точность и профессионализм. Так, известный журналист «Таим» отмечает отличие стиля Иванова от стиля Примакова: если экс-премьер любил работать на полутонах на неясности, держа иной раз партнера в напряженном неведении, то Иванов предпочитает четкость формулировок и прямой обмен мнениями»).

          В политическом портрете много позаимствованного у биографических описаний. Очеркисты часто обращаются к биографии как исходному и, как кажется, наиболее легко «просматриваемому» и менее трудному для воспроизведения материалу. Фрагменты жизненного пути героя занимают достойное место в очерке-портрете. Биография может войти в очерк как отдельная главка, как повод для авторских размышлений или как отдельный фрагмент-вставка, проясняющая идею, помогающая «выстроить» образ героя. И здесь для журналиста становится важным не просто описание явлений и событий в их временной последовательности, а выбор из всей жизни героя  наиболее ярких моментов, знакомых читателю, вызывающих у него определенные ассоциации. По сути, журналист старается найти такие эпизоды в жизни человека, которые бы соотносились с определенными сложившимися общественными представлениями, мифами. Миф – это живое воспроизведение действительности, отличающееся синкретичным единством чувства и мысли, слова и действия. Мифы всегда имеют под собой реальную основу. Обычно в мифе содержится одна значимая идея. Определенные действия политика, события его жизни, заключенные в словесные рамки, приобретают символическое значение.

          Одним из распространенных на сегодня считается миф о начальнике-хозяйственнике, т.е. мифологические представления, каким должен быть начальник и хозяин сливаются. При этом следует заметить, что неумение или нежелание соответствовать мифу о лидере, воплощать образ начальника-хозяйственника карается санкциями, включающими в себя не только общенародную иронию, но и отстранение от должности. Так, в портрете вице-премьера Ю.Маслюкова ("Итоги" 6 октября, 1998 года) в подтверждение мнения о том, что Маслюков- человек вполне адекватный новым экономическим реалиям, приводится такой эпизод его жизни: "Он шел наверх не по партийной, а по хозяйственной линии". Еще один из своеобразных мифов массового сознания, активно используемый некоторыми журналистами при подготовке материала: как только какому-либо общественному деятелю официально объявляют борьбу, к нему моментально вспыхивает массовый интерес, "поворачивающий" общественное мнение. Это явление получило название эффект "обратного действия". Симпатии людей в данном случае вызывает раскованность, смелость лидера в критике существующих порядков. Примером использования подобного мифа может служить публикация в журнале "Коммерсант-власть",1998,№44. "Реформатор на покое". Автор обращается к несколько сниженному образу бывшего премьера Б.Немцова: "Наивный борец с ветряными мельницами, неотесанный провинциал, нечаяно пригретый славой,- такой имидж пытаются ему создать недруги. Некоторые этому верят. А он продолжает жить в здоровенной элитной квартире в центре столицы, носить костюмы от Hugo Boss, путешествовать по интересным странам лично и слать молодежь на заграничные стажировки. В свободное время он играет в теннис с Сысуевым и другими старыми друзьями, умеренно выпивает с Кириенко, Чубайсом и Гайдаром. Это ли не портрет успешного человека?". Еще один пример использования этого мифа «ЛГ» во время предвыборной кампании Б.Н. Ельцина. Не самый приятный эпизод из жизни Б.Н. Ельцина был связан с XIX партконференцией, который придал ему, тем не менее, ореол мученика, борца за справедливость. В одном из рекламных портретов этот эпизод из биографии Б. Ельцина преподнесен так: «Помните, как три года назад… через долгий зал Дворца Съездов шел к трибуне Б. Ельцин? Шел, чтобы сказать правду о наших болях и нуждах, шел под ненавидящими взглядами тех, кто привык руководить от имени народа, ничего не давая ему, кроме бесправия, унижения, нищеты… Путь, на который вступил Ельцин ради наших интересов еще не пройден до конца».

         Особое значение в очерке-портрете занимает эпизод. Это притягивает к себе массу фактов, ускоряя процесс выявления идеи. Чаще всего очеркист рисует обстановку, «набрасывает» эпизоды из жизни политика, общественного деятеля при помощи бессоюзных конструкций, номинативных и безличных предложений (Прил. «НГ» «Фигуры и лица»,2000,№47. Л.Кроль. Феноменология поведения будущего президента России – «Четко соглашается выполнять невозможное, ненадолго исчезает, заставляя себя ждать, - и появляется, выполнив. Ничуть не гордится – и вновь, как нив чем не бывало уходит на новое задание. Быстрые решения. Подвижность во всех суставах, мыслях и словах»). Иногда эпизод в политическом портрете выглядит так: «К-ъ»,2001,№16 – «Кто ответит за последствия?» - с угрозой спросил мэр Москвы. «Как кто? – осадил его Путин. – Мы с вами, Юрий Михайлович, и ответим». Еще пример: «Итоги»,2000,№25 – «Пятнадцать лет назад он был главным редактором «Комсомольской правды» с хорошей зарплатой и поездками за рубеж. В плане быта мечтаний не было – все, о чем можно было мечтать было.  И мечталось тогда о хороших злободневных материалах, да увеличении тиража газеты».

         Последние абзацы материала, как правило, содержат элементы прогноза. Читатель ждет четких выводов: на что способен политический функционер. Наличие прогноза в политическом портрете легко выделить, выбрав глаголы в будущем времени («Итоги»,1998,№46 - Юрий Маслюков: «Чиновник, который сумел опереться на экспортеров может рассчитывать на относительное политическое долголетие»; «ЛГ», 1999,№42 – Г. Явлинский: «…пробуксовывать он стал где-то после 96 года, когда уже абсолютно точно стало для всех ясным, что он никогда не станет президентом. Право, он стоил иной судьбы. Все десятилетие он оставался мечущимся призраком в ельцинском режиме, но судьба распорядилась так, что в постъельцинской России ему не будет места»; «НГ»,1999,№203 – Е. Примаков: «Примаков, несмотря на свой возраст, сегодня сознательно сделал свой выбор в пользу максимально активной политической жизни. История дает ему шанс завершения своего пути на высоком посту в российском государстве. Будет ли этот шанс использован зависит прежде всего от самого Примакова», «ОГ», 2000,№14 – В. Путин: «Премьер В. Путин с каждым днем завоевывает все больше сторонников. Путину удается быстро и грамотно решать чеченскую проблему. У него останется время предпринять какие-то неординарные действия в других государственных делах – благо репутация человека, распоряжения которого чиновникам лучше выполнять, для их же пользы, и поддержка населения у премьера будут. А это серьезный задел на пути к успеху на президентских выборах»; Прил. «НГ» «Фигуры и лица»,1999,№17 – П. Бородин: «Не исключено, что, не дождавшись быстрого удовлетворения в судебных исках, он будет вынужден вновь активно войти в ту стихию политической борьбы, которой так чуждался в минувшие годы. По имеющимся сведениям П. Бородин готов побороться за пост московского мэра»). Иногда прогноз будущей деятельности звучит из уст самого героя ("Итоги",1998,№28 - Григорий Явлинский: "Теперь он появляется после месячного отсутствия, сообщает, что успешно вылез из инфаркта, и заявляет: "Я намерен устроить тут одно мероприятие. Я собираюсь выиграть президентские выборы. И я выиграю.").

         Несмотря на всю образную составляющую содержания политических портретов, исторически ткань словесной материи формировалась для трансляции рационального знания.

    Следовательно, возможности для эмоционального воздействия самого текста ограничены. Этот недостаток словесного знака восполняется изобразительными элементами. Наиболее распространенной формой фотографии, сопровождающей портретный материал в газетах или журналах, является снимок средним планом. Он позволяет запечатлеть в сознании аудитории индивидуальные особенности невербальной речи политика.

    Различные фотоматериалы помогают созданию вполне законченного образа политика на страницах периодической печати. Хорошо выполненные фотографии представляют не только внешний и внутренний облик человека, но также могут проиллюстрировать его отношения с семьей, сторонниками, наиболее выгодные факты биографии, результаты деятельности.

    В ситуации избирательной кампании рассматриваемый мною жанр политический портрет способен стать эффективным средством воздействия, побуждающим отдать свой голос за определенного политика, только при условии включенности конкретной публикации в общую стратегию предвыборной кампании, которая бы учитывала все слагаемые политического выбора*.

    Глава 4 Новые тенденции в эволюции жанра политический портрет

    Форма, речь о которой шла в предыдущей главе, политический портрет - реклама «о себе», достаточно интенсивно используется политиками и их консультантами для трансляции имиджа, особенно на момент предвыборных кампаний. Но условия сегодняшней действительности диктуют свои законы. Все большую актуальность приобретает утверждение о том, что работа политконсультантов не заканчивается в день выборов.

    В ХХ веке мир стал гораздо более зависимым от коммуникации, чем это было ранее. Характеристики СМИ, которыми «награждаются» те или иные события, явления или персоны, стали определяющими факторами в решении многих вопросов. Статус каких-то структур, организаций, общественных деятелей стал определяться местом, которое они занимают в потоках массовой информации.

    Говоря об отношениях власти и общественности, многие отмечают, что изменился даже сам тип общения людей: он стал более личностным, уводящим от нейтральной официальной информации. Лидеры-политики сделали доступной для всех свою личную жизнь. Раньше человек, не имеющий прямого отношения к власти, мог знать столь детально только жизнь своих родственников или автобиографические данные первых лиц государства типа Ленина, Сталина и др. Теперь ситуация изменилась, общественность стала жадно впитывать биографические подробности по сути совершенно далеких от нее людей. Президент украинской ассоциации паблик рилейшинз, Георгий Почепцов в своей работе «Профессия: имиджмейкер» попытался найти объяснение происходящим в обществе процессам: «Вероятно, при сильном расширении мира одновременно происходит его существенное сужение: отдельных личностей мы начинаем рассматривать, благодаря СМИ, чуть ли не в микроскоп»[48].

    Все это предъявляет новые требования к поведению политиков, общественных лидеров. Прежде всего, их деятельность должна носить публичный, открытый характер: «… есть типы профессий, туда относится и политик, которые принципиально открыты людям, что должно соответственно знаково моделироваться»[49].

    Политики, действующие сегодня на разных уровнях власти, не могут не осознавать тот факт, что внимание массового сознания к ним максимально, поэтому любая информация о них должна быть продуманной и соотнесенной со способностью граждан одобрять определенные действия лидера или выносить им порицание. Лидер борется не просто за то, чтобы оказаться в центре общественного внимания. Его интересует позитивная окраска собственного образа.

    Повсеместно признано, что без формирования  индивидуального сознания, без продуцирования настроений и интересов общественности никакой вид деятельности (а политика тем более) в современном обществе не может быть успешным. Учитывая это, можно сказать, что политические имиджи лидеров уже давно стали неотъемлемой частью политического процесса в целом. Публичное «я» лидера, его имидж, помогает ему управлять.

    Все это доказывает, что для действующего политика внимание к формированию собственного образа, его  восприятие общественностью как человека уверенного в себе, ни в чем не знающего сомнения, который готов ответить на любой вопрос, не менее, а в некоторых случаях и более, актуально, чем в период выборов. Поэтому после назначения политика на должность продолжается конструирование такого коммуникативного процесса, который способствовал бы формированию положительного общественного мнения относительно него.

    Работа специалистов по  связям с общественностью или  PR-структуры с политиком на данном этапе сводится не просто к необходимости проведения эффективной предвыборной кампании, задача политконсультантов помочь лидеру наладить отношения с общественностью в рамках конструктивного диалога, а не  монолога власти или конкретного субъекта, как это было раньше. Одной из основных целей политической PR-деятельности является «создание благоприятной внешней и внутренней социально-политико-психологической среды»[50].

    Интерес политсоветников к наиболее полной концентрированной форме печатного воплощения образа лидера, политическому портрету,  и здесь не ослабевает. Возможности этой формы, заложенные уже в самой природе существования художественно-публицистической разновидности жанров, понимают все: политики, их консультанты, да и сами журналисты.

    Сочетая документальные материалы и художественные формы, образность характеристик и высокую степень типизации политический портрет создает образ. Фактичность, оценочность, аналитичность, образность – определяющие категории этого жанра. Работа журналиста над написанием очерка-портрета предполагает изучение реальности: контакты с героем, максимально полное исследование личности и ее черт. Это требование публицистического жанра раньше в какой-то мере определяло задание редактора: «…подготовку очерка можно дать лишь в том случае, если очеркист уже держал в поле зрения данного человека, накопил о нем фактический материал и наблюдения».[51]

    Очеркист должен разобраться в сложностях индивидуального характера, создать психологический портрет, раскрыть внутреннюю мотивацию поступков, нравственное кредо героя, истоки движущей силы его духовности. Художественный метод помогает автору сделать свой образ более типичным, очистить его от всего случайного, наносного, поверхностного. И тут во власти автора одни характеристики выдвинуть на первый план и подробно осветить, другие – лишь назвать, не раскрывая. Не секрет, что особое значение при создании художественного образа определенного человека приобретает проблема творческого домысла. При этом творчество проявляется уже в отборе материала, его комбинировании. «Чистая информация вне отбора, вне анализа и синтеза, вне фиксации противоречий, вне диалектического противоположения категорий не может служить общественным целям».[52] И, наконец, последнее - беспристрастной информации о политике не существует!  Жанр политический портрет не может быть лишенным оценочности по природе. В образе политика всегда отражается определенный эмоциональный настрой публициста.

            Талантливый публицист интуитивно находит те приемы, закономерности, которые помогают наиболее полному и яркому раскрытию личности:  «…на практике, конечно, журналист может и не задумываться специально над тем, какой метод воздействия он применяет, выручает, как говорится, интуитивный расчет»[53]. Но сегодняшняя реальность развития СМИ приводит к утверждению о том, что продукцию журналистов, в большей своей массе, нельзя считать сугубо «авторскими интерпретациями».

            Журналистика и связи с общественностью, чем дальше, тем больше «обречены» на сотрудничество и контакты. Роль PR-консультантов в данных отношениях определяется достаточно четкой формулой: любая информация, исходящая от лидера, должна быть воспринята общественностью необходимым ее отправителю образом. Если речь идет о политическом портрете, точнее о его разновидностях портретном интервью или очерке-портрете, то содержание этих материалов будет непременно предполагать ориентированность на интересы героя. Автор подчиняет, так называемый, художественный анализ определенным, в данном случае политическим целям.

    Общий эмоциональный настрой материала, его оценочность позитивны по отношению к герою публикации. Необходимый этап в работе журналиста: сбор всевозможной информации для наиболее полного освещения всех сторон личности заменяется слаженной работой PR-команды. Для выполнения своей главной задачи – оптимизации коммуникационных взаимодействий и гармонизации отношений между источником информации (отдельным лицом) и обществом – специалисты PR используют тщательно отобранные, отражающие стремление к взаимодействию и согласию факты.

    Таким образом, два этапа существования на страницах газет или журналов политического портрета (сначала в период предвыборной кампании - рекламный, а потом непосредственно в процессе деятельности политика - ориентированный), каждый со своими особенностями, определяют современное состояние и основную тенденцию развития жанра: используя все возможности этой формы подачи информации о лидере,  авторы политических портретов проецирует на аудиторию выверенный образ героя, и, идя, по большому счету, на поводу у нее, акцентируя те стороны его сущности, которые они хотели бы видеть.

            Цель рекламного политического портрета – собственно рекламирование – утилитарна и прагматична. Ее результатом является конкретная реакция (выбор) получателя информации. Рекламный портрет должен побудить избирателей отдать свой голос за представленное лицо, причем сделать этот выбор в конкретный временной интервал. Для этого представляемый политик идеализируется, присущие ему черты прописываются четко и однозначно. Рекламный политический портрет на беспристрастность не претендует, предлагая конкретную оценку своему герою – «отлично».

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.