Конституционное право зарубежных стран
необходимо прекратить прежнее гражданства, если иное не оговаривается в
международном договоре (двойное и полное гражданство). Двойное гражданство
в рамках МНД оговаривают права (часть прав) из прав предусмотренным полным
гражданством.
8) Защита государством своих граждан проживающих за границей.
9) Сохранение гражданства при заключении и расторжении брака.
Гражданство может быть получено:
1. по рождению: право крови (гражданство родителей) и право почвы
(территория государства). Процесс установления гражданства по рождению –
филиация.
2. в процессе натурализации – по заявлению и решению специальных органов.
3. восстановление в гражданстве – по заявлению и решению специальных
органов.
4. оптация – выбор гражданства в случае перехода территории от одного
государства к другому (Гонконг – от Великобритании к Китаю).
25. Приобретение гражданства в результате приема (натурализации).
Приобретение гражданства путем натурализации (укоренения) связано с
обращением лица, фактически проживающего в стране, с просьбой о
предоставлении ему гражданства. Как правило этого добиваются лица прибывшие
в страну в соответствии с правилами иммиграционного законодательства, а
также лица усыновленные гражданином другой страны, вступившие в брак с
гражданином иного государства и т.д. Натурализация распространена в странах
с массовой иммиграцией (США, Великобритания), а также в странах, которые
поощряют иммиграцию в силу своей малочисленности (Австралия, Латинская
Америка, Канада).
При этом, например, в США необходимо давать клятву верности этой стране,
т.е. лояльность ее государственному строю. Приобретение гражданства в
порядке натурализации не является субъективным правом человека.
Законодатель может по своему усмотрению давать определенные преимущества
какой-то категории лиц, или наоборот затруднять натурализацию. Обычно
законодательство требует знание языка страны, наличие средств к
существованию, отсутствие тяжелых заболеваний, профессиональную
пригодность. Процедура натурализации носит долгий, сложный и подчас
унизительный характер, прав иммиграционных служб велики, а иммигрант
зачастую не обладает многими правами. Большое значение придается
политическим взглядам иммигранта.
26. Выбор гражданства (оптация).
Оптация – выбор гражданства в случае перехода территории от одного
государства к другому (Гонконг – от Великобритании к Китаю, страны – бывшие
республики СССР). Общий принцип: если гражданин находящийся на территории
данного государства, письменно не заявил, в установленный срок, о своем
желании принять гражданство другого государства, он автоматически
становится гражданином страны проживания.
27. Прекращение гражданства.
Прекращение гражданства:
1) Добровольный выход (отказ от гражданства).
2) Утрата гражданства. Происходит автоматически, вследствие совершения
действий не совместимых с пребыванием в гражданстве (поступление на
государственную или военную службу в иностранном государстве; брак, если
это связано с пребыванием в гражданстве, проживание в течении определенного
срока в другой стране, переход в другое гражданство).
3) Лишение гражданства (принудительная мера государства, распространяемая
на натурализованных граждан).
Лица, лишенные гражданства, подлежат высылке из страны (экспатриация).
28. Правовое положение бипатридов и апатридов.
Апатриды (лишенные Родины) – лица без гражданства. Бипатриды – лица с
двойным гражданством (2 и более). Россия допускает двойное гражданство, но
законодательство устанавливает ограничения для таких лиц в виде запрета
находится на госсслужбе, занимать высшие должности государства. Причины
принятия второго гражданства: вступление в брак с иностранцем, этническое
или религиозное происхождение, участие в специальной экономической
программе, приобретение собственности, служба в вооруженных силах (ЮАР и
Франция), особые заслуги перед страной. Влечет за собой различные
юридические последствия, порождаемые коллизиями о гражданстве.
29. Формы государственного устройства (понятия и виды).
Форма государства – это организация и устройство государственной власти,
которые отражают особенности развития страны, уровень демократии и культуры
населения. Формы государства синтезируются из 3-х систем: формы правления,
формы государственного устройства и формы государственно-политического
режима.
Форма государства: форма правления + форма государственного устройства +
форма государственно-политического режима.
Форма государственного устройства - #G0в науке #M12291
820001652конституционного права#S способ территориальной организации
государства или государств, образующих союз. Территориальное деление
государства, которым определяются взаимоотношения между ним и его
отдельными частями. Применительно к странам с многонациональным составом
населения иногда используется также термин "форма национально-
государственного устройства". Различаются два вида ФГУ –
внутригосударственное и межгосударственное устройство. ВГУ: федерация и
унитарное государства. МГУ: конфедерация (союз, содружество, сообщество).
ФГУ: 1) Простая + Сложная; Простая: Унитарное; Сложная: Уния + Протекторат;
Уния: Империя + Фузия + Инкорпорация + Федерация + Конфедерация. 2) ВГУ +
МГУ; ВГУ: УГ + ФГ; МГУ: Союз + Содружество + Сообщество.
30. Признаки унитарного государства.
Унитаризм (французское unitarism от лат. unitas – единство) самая простая
форма территориальной организации государства. Государство считается
унитарным (слитным, простым), если большинство частей этого государства не
имеют статуса государственного образования. В составе унитарного
государства могут находиться отдельные автономные национально-
государственные образования, имеющие ряд атрибутов собственной
государственности (Республика Крым в составе унитарной Украины). Как
правило, в унитарном государстве есть только одна конституция, одно
гражданство, одна система высших органов власти. Составные части унитарного
государства чаще всего имеют статус единиц административно-территориального
деления; они управляются на основе законов принимаемых центральными
органами; их территория может быть изменена простым общегосударственным
законом без согласия местных органов и местного населения.
Существуют две разновидности унитарных государств: децентрализованные и
централизованные. К числу первых относятся такие государства, в которых
региональные органы формируются независимо от центральных, поэтому
юридически отношения между ними строятся на началах децентрализации
(Великобритания, Новая Зеландия, Япония, Испания, Италия). Ко второму типу
относятся государства, в которых подчинение региональных органов центру
осуществляется при посредстве должностных лиц, назначаемых из центра
(Нидерланды, Казахстан, Узбекистан).
Признаки унитарного государства:
1) Состоит из административно-территориальных единиц, полностью зависящих
от центральной власти.
2) Имеется единое гражданство, территория, Конституция, органы
государственной власти, право и т.д.
3) Существует 2 вида унитарных государств: а) формально децентрализованные
– региональные органы управления формально независимы от центра, а
фактически их деятельность подчинена контролю центральных органов
государственной власти (Япония, Великобритания, Новая Зеландия); б) открыто
централизованные – управление в регионах осуществляет должностное лицо
назначаемое центральной властью (Финляндия, Швеция, Норвегия).
4) В состав УГ могут входить автономии, имеющие особый правовой статус
(Испания (область басков), Италия (Сицилия, Сардиния)).
30.1. Сложное государственное устройство.
В отличие от унитаризма, сложное государственное устройство предполагает
существование государства, включающего в себя другие государственные
образования. Теория государства, рассматривая отдельные территориальные
устройства, лишь констатирует наличие в истории и современной
действительности отдельных их видов. В результате этого наука называет два
класса сложных государств – протекторат и уния.
Под протекторатом понимается международный договор, по которому одно
государство обязывается оказывать покровительство другому, более слабому
государству, осуществлять его представительство во внешних делах,
обеспечивать вооруженную защиту, а иногда оказывать экономическую и
культурную помощь. Протекторат относят к числу разновидностей
государственного устройства лишь по традиции, ибо после заключения
международного договора о покровительстве нового (третьего) государства не
появляется, следовательно, не возникает вопрос о его территориальной
организации.
Под унией понимается союз, соединение, объединение государств. Среди уний
различают объединение монархических государств в форме реальной и
персональной унии, фузии, инкорпорации и империи, а также федерацию и
конфедерацию. Объединение монархических государств в форме личной или
реальной уний возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких
государств в одном лице. Личная уния имеет основанием случайное,
непреднамеренное совпадение независимо друг от друга прав на корону в
нескольких государствах на основе различных порядков престолонаследия. Она
продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в
одном лице. Как только по закону корона переходит к другим лицам, личная
уния прекращается. Политическое значение личных уний может оказаться
значительным и привести к полному слиянию разных государств (Кастилия и
Арагон, Англия и Шотландия). Между государствами, объединенными одним
монархом, невозможна война. Однако в большинстве случаев сколько-нибудь
существенного сближения между ними не происходит. Реальная уния возникает в
результате соглашения государств, в силу которого у них появляется общий
монарх. Члены реальной унии независимы друг от друга, и соединение не
ограничивает их суверенитетов. В результате не образуется ни общей
территории, ни единого подданства, ни общих законов, ни общих финансов и
т.п. Представляя по существу международно-правовое соглашение, она имеет
значение преимущественно в области внешних сношений, выступает в качестве
военного союза, как носитель единой внешней политики. Реальные унии
появляются лишь в Новое время, так как предполагают развитый монархический
порядок и оформившееся единство государства. С политической точки зрения
они часто представляют собой результат стремлений основать единое
государство. Реальные унии были между Норвегией и Швецией, Австро-Венгрия.
Реальные унии прекращаются либо из-за превращения в единое государство,
либо из-за расширения союза вследствие того, что во входящих в унию
государствах корона переходит к другим монархам конституционным или иным
путем.
Империя – сложное государство, созданное насильственным путем. Степень
зависимости составных частей империи бывает различной. В прошлом входящие в
империю образования при неразвитости транспортных средств и средств связи
мало соприкасались с имперской властью. Некоторые государствоведы пришли к
выводу, что у составных частей империи никогда не было единого
государственно-правового статуса. Круг империй очень широк, они
существовали во все исторические эпохи. Империями были и Римское
государство последнего периода, и Великобритания, и Россия.
Фузия (слияние государств) и инкорпорация (внешне оформляемое как слияние
присоединение одного государства к другому) – последние виды уний
рассматриваемые государствоведами. Фузией было воссоединение ФРГ и ГДР,
инкорпорацией – присоединение Эстонии, Латвии, и Литвы к СССР в 1940 году.
#G0Федерация (фр. federation, от позднелат. foederatio - объединение, союз)
- форма гос. устройства, представляющая собой сложное (союзное)
государства, состоящее из гос. образований, обладающих юридически
определенной политической самостоятельностью. Составляющие федеративное
государства гос. образования (штаты, земли, провинции) являются субъектами
Ф. и имеют свое собственное административно-территориальное деление.
31. Признаки федеративного государства.
Федеративное государство – #G0Федерация (фр. federation, от позднелат.
foederatio - объединение, союз) - форма гос. устройства, представляющая
собой сложное (союзное) государства, состоящее из гос. образований,
обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.
Составляющие федеративное государства гос. образования (штаты, земли,
провинции) являются субъектами Ф. и имеют свое собственное административно-
территориальное деление. В отличие от унитарного государства Ф. имеет две
системы высших органов власти федеральные органы и соответствующие органы
членов Ф. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей
территории страны. Гос. образования, составляющие Ф, не являются
государствами в собственном смысле слова. Они не обладают суверенитетом,
правом одностороннего выхода из союза, юридически лишены права участия в
международных отношениях. В случае нарушения союзной конституции или
#M12291 820001262законодательства#S, центральная власть имеет право
принятия принудительных мер по отношению к субъекту Ф#S. Одним из
обязательных элементов Ф. является двухпалатная структура федерального
парламента. Как правило, члены Ф. имеют свою собственную конституцию. В
зависимости от роли #M12291 820002127национального#S (лингвистического)
фактора в определении структуры Ф. различаются Ф. на территориальной основе
(США, Австралия, Австрия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика), на
#M12291 820002127национальной#S основе (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан)
и на смешанной национально-территориальной основе (РФ, Швейцария, Канада),
В теории #M12291 820001652конституционного права#S также иногда проводится
различие между т.н. конституционными Ф. (США, Канада, Бразилия),
конституционно-договорными (РФ) и договорными (Швейцария, Объединенная
Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты), между
централизованными (напр., Индия, где штаты, кроме одного, не имеют своих
конституций и #M12291 820000868гражданства#S) и децентрализованными (США,
ФРГ, Швейцария). Составные части федерации могут быть симметричными и
асимметричными. Симметричные состоят из однопорядковых составных частей
(США – 50 штатов). Асимметричные – состоят из различных составных частей
(РФ – 21 республика, 2 города, 6 краев, 49 областей, 1 авт. область и 10
авт. округов - всего 89 субъектов).
Классические принципы федеративного государства:
1) Территория ФГ состоит из территорий субъектов (США – 51 штат и 1
федеральный округ – Колумбия (Вашингтон)).
2) В субъектах федерации имеются свои конституции, гражданство,
законодательство, органы государственной власти (США – законодательство
одного штата, отличается от законодательства другого штата).
3) ФГ строится на 2 принципах: а) национальный или б) территориальный.
Жизнь показала, что территориальный принцип более жизнеспособный
(Югославия, ЧССР, Россия, Индия, Канада (национальный принцип и везде есть
проблемы между национальными образованьями)).
4) ФГ – это добровольный союз (США были образованы на основе объединения 13
штатов).
32. Понятие и признаки государственного суверенитета.
#G0Суверенитет (фр. souverainete - верховная власть) - верховенство и
независимость власти. В науке #M12291 820001652конституционного права#S
различаются несколько видов С: 1) С. государственный - верховенство гос.
власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота
#M12291 820001262законодательной#S, #M12291 820001487исполнительной#S и
судебной власти государства на его территории, исключающая всякую
иностранную власть, а также неподчинение государства властям иностранных
государств в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и
#M12291 820001074добровольного#S согласия со стороны государства на
ограничение своего С. В принципе С. государства всегда является полным и
исключительным. С. как важнейшее свойство гос. власти представляет собой
качественный признак государства, характеризующий его политико-правовую
сущность; 2) С. #M12291 820002127национальный#S - полновластие #M12291
820002134нации#S, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью
определять характер своей #M12291 820002127национальной#S жизни, включая,
прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до отделения и
образования самостоятельного государства; 3) С. народный - полновластие
#M12291 820002089народа#S, т.е. обладание #M12291 820002089народом#S
социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в
управлении делами общества и государства. Народный С. является одним из
принципов конституционного строя во всех демократических государствах.
Государственный С выражается в верховенстве государственной власти, ее
единстве, самостоятельности и независимости. Верховенство государственной
власти состоит в том, что только она полномочна отражать (закреплять) в
конституции и иных нормативных правовых актах весь строй общественных
отношений, устанавливать правопорядок, правомочия физических и юридических
лиц, порядок (процедуры) их реализации, меры юридической ответственности.
Никому более эта возможность не принадлежит. Единство государственной
власти заключается в том, что на всех уровнях осуществления она обладает
одинаковой сущностью, формами и методами деятельности, причем между всеми
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|