МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Конституционное право

    в первом туре, должен получить не менее 40% голосов всех зарегистрированных

    избирателей. Если при мажоритарной системе квалифицированного большинства в

    первом туре никто не побеждает, следует второй тур, который обычно

    проводится через одну-две недели. Во втором туре на новое голосование

    избирателей при данной системе выносятся две кандидатуры, набравшие

    наибольшее число голосов по сравнению с другими. Но второй тур может быть

    организован и иначе. При мажоритарной системе абсолютного (простого)

    большинства для избрания необходимо получить не менее 50% (минимум 50% плюс

    один голос) всех поданных голосов . Этот процент ниже, чем при системе

    квалифицированного большинства, но тоже достаточно высок, а голоса тоже

    распределяются между разными кандидатами так, что нередко ни один из них не

    получает необходимых 50%. Поэтому при данной системе также бывает второй

    тур в его двух вариантах: на повторное голосование выносятся либо две

    кандидатуры, набравшие наибольшее количество голосов, либо все кандидатуры,

    получившие установленный законом процент голосов При мажоритарной системе

    относительного большинства кандидат (список кандидатов), чтобы быть

    избранным, должен получить больше голосов, чем любой другой кандидат

    список. Очень редко используются наряду с названными тремя еще две

    разновидности мажоритарной системы: единого непереходящего голоса и

    кумулятивного вотума. При системе единого непереходящего голоса, которую

    иногда называют полупропорциональной, создаются многомандатные округа, как

    всегда бывает при пропорциональной системе, но каждый избиратель может

    голосовать только за одного кандидата из того или иного партийного списка,

    содержащегося в бюллетене. Избранными считаются кандидаты, собравшие больше

    голосов, чем другие, т.е. действует принцип мажоритарной системы

    относительного большинства (число избранных соответствует числу мандатов по

    округу). При кумулятивном вотуме (кумулятивный означает совокупный)

    избиратель имеет не один, а несколько голосов (три, четыре и т.д.). Он

    может отдать все голоса одному кандидату, а может распределить их между

    различными кандидатами одной и той же партии

    49

    Пропорциональная избирательная система может быть применена только в

    многомандатных и общегосударственных (национальных) избирательных округах.

    В одномандатном округе ее применить нельзя, поскольку одно место нельзя

    разделить между различными кандидатами или партийными списками. Главное в

    пропорциональной системе — не установление большинства голосов, хотя,

    конечно, подсчет голосов по разным партийным спискам кандидатов необходим и

    при этой системе, а вычисление избирательной квоты (избирательного метра).

    Это число голосов, необходимое для избрания хотя бы одного депутата из того

    или иного списка кандидатов, выдвинутых партией, избирательным объединением

    и т.д. Избирательная квота может быть вычислена по-разному, в зависимости

    от того, какой способ предусматривает избирательный закон данной страны: в

    Израиле, например, он иной, чем в Болгарии, а в Германии (при применении

    смешанной системы) он отличается от принятого в Латвии) Самый простой

    способ вычисления квоты — определение так называемой естественной квоты,

    или вычисление квоты по методу англичанина Хэйра. Данный способ применяется

    в настоящее время в Румынии, Эстонии и др. При этом способе общее

    количество поданных по округу голосов делится на число депутатских мест по

    данному округу. При таком вычислении квоты два места останутся

    нераспределенными и будут распределены между партиями уже в соответствии с

    дополнительными правилами, предусмотренными на этот случай законом данной

    страны.

    50

    Наряду с вычислением естественной и искусственной квоты используются

    и другие способы вычисления квоты, хотя в общем все они сводятся к системе

    поисков квоты методом делителей (нередко эти разновидности поиска квоты при

    пропорциональной системе называют методом или системой наибольшей средней,

    хотя последний термин используется и в иных значениях). Более широкое

    распространение среди таких методов получил метод, предложенный математиком

    д'0нд-том. В законах стран, использующих его, он так и называется: метод

    (способ) д'0ндта. При данном методе вычисления квоты голоса, полученные

    каждой партией (списком), делятся на ряд последовательных целых чисел,

    начиная с единицы, — делителей. Обычно бывает достаточно деления на 1, 2,

    3, 4 (для округа). Обратимся к тому же самому примеру в нашем избирательном

    округе: четыре партии борются за пять мест по округу; они получили

    соответственно 56 тыс., 24 тыс., 15 тыс. и 5 тыс. голосов Применяя метод

    д'0ндта, нам удалось сразу распределить все депутатские места. Но так

    бывает тоже не всегда. Нередко складывается такая комбинация числа голосов,

    полученных партиями, что сразу распределить места не удается. Поэтому в

    некоторых странах этот метод усовершенствовали. В Болгарии число голосов

    делится на нечетные цифры: 1, 3, 5, 7 и т.д., в Латвии — на 1, 4, 7 и т.д.

    И все же и при таких усовершенствованиях при применении метода д'0ндта, как

    и при использовании метода Хэйра, иногда не удается сразу распределить все

    выделенные округу или в общегосударственном масштабе места. В этом случае

    очень важны дополнительные правила, установленные в законе страны. При

    пропорциональной избирательной системе также может быть иногда два тура. В

    этом случае ко второму туру допускаются только партии, собравшие

    определенный процент голосов (например, не менее 17% в Греции). Расчет

    избирательной квоты для второго тура производится уже по-новому: исходя из

    числа оставшихся незамещенных мест.

    51

    Смешанные избирательные системы. Как отмечалось, и мажоритарная, и

    пропорциональная избирательная система имеет свои плюсы и минусы. Поэтому в

    настоящее время в мире все чаще наблюдается тенденция объединения этих

    систем: часть депутатов парламента или коллегиального органа местного

    самоуправления избирается по одной системе, а часть — по другой.

    Комбинируются также разные способы подсчета голосов, что уже было показано

    на примерах системы единого непереходящего голоса и кумулятивного вотума.

    Разумеется, смешанные системы, как и пропорциональная, могут быть применены

    только при выборах коллегиального органа. Их невозможно использовать,

    например, на выборах президента. Из сказанного видно, что существует

    множество крупных и мелких разновидностей избирательных систем, которые

    неоднократно совершенствовались с целью обеспечить соответствие поданных

    голосов и распределяемых депутатских мандатов. Однако полного соответствия,

    видимо, достичь невозможно: при мажоритарной системе меньшинство вообще не

    получает депутатских мест в округе, при пропорциональной системе всегда

    есть остатки неучтенных голосов, следовательно, точной пропорции голосов и

    мест нет и в обозримом будущем в условиях представительной демократии

    врядли будет. При непосредственной демократии, даже при применении техники

    будущего, мнение какой-то части меньшинства также может оставаться

    неучтенным. Главная проблема состоит в защите прав и интересов этого

    меньшинства.

    52

    Парламентарная республика. Парламентарная республика, особенно в ее

    «чистом» виде, распространена гораздо меньше, чем президентская. В

    парламентарной республике президент обычно избирается таким образом, чтобы

    он не получал свой мандат непосредственно от народа (граждан-избирателей) и

    не мог противопоставлять себя парламенту, депутаты которого избираются

    непосредственно гражданами. Применяются различные способы непрямых выборов

    президента. Он избирается либо парламентом (Греция, Ливан, Турция), либо

    особой коллегией (например, в Германии в состав коллегии входят все

    депутаты нижней палаты и такое же число депутатов, избранных

    представительными органами земель; эта коллегия называется Федеральным

    собранием). В Италии в состав коллегии входят члены обеих палат парламента

    и делегаты областных советов, в Индии — выборные члены парламента и

    выборные члены законодательных собраний штатов.Способ выборов президента не

    является, однако, решающим критерием отличий парламентарной республики от

    президентской или полупрезидентской. Главное состоит в порядке назначения

    правительства и его политической ответственности. Правительство формируется

    партией (партиями), победившей на парламентских (а не на президентских)

    выборах. В парламентарной республике президент по конституции нередко

    наделяется широкими полномочиями, но осуществлять их может лишь по

    предложению («совету») правительства. В такой республике он не правит, но

    это не значит, что его роль в государстве незначительна. Некоторые вопросы

    государственного значения президент решает самостоятельно (в Италии он

    назначает некоторых должностных лиц, в ФРГ в определенных условиях вправе

    отклонить просьбу правительства о роспуске нижней палаты). В условиях,

    когда в парламенте ситуация складывается таким образом, что

    правительственная партия утрачивает большинство (например, в результате

    перехода депутатов в другие партии), президент может проявить

    самостоятельность в формировании нового правительства .В парламентарной

    республике правительство несет ответственность только перед парламентом, но

    не перед президентом. Вотум недоверия, принятый парламентом (большинством

    голосов), обязывает правительство уйти в отставку. Правда, есть вариант:

    президент, действующий в парламентарной республике по совету и с согласия

    правительства, может распустить парламент с обязательным назначением новых

    выборов. Если их результат будет не в пользу правительственной партии, т.е.

    она проиграет выборы, правительство уходит в отставку.

    53

    Президентская республика. В президентской республике президент, как

    правило, избирается независимо от парламента (например, в Мексике прямым

    голосованием избирателей, в США — косвенным).

    Президент назначает министров, как, например, в США или Бразилии, и в этом

    случае отдельного от президента правительства нет, существует кабинет

    президента, где министры имеют только совещательный голос. В некоторых

    президентских республиках он может назначить также премьер-министра. В этом

    случае есть правительство во главе с премьером, но фактическим

    руководителем правительства остается президент. Кроме того, ни премьер, ни

    министры политической ответственности перед парламентом не несут, не могут

    быть уволены им в отставку. Это означает, что кабинет или правительство

    формируется партией, победившей на президентских, а не на парламентских

    выборах, и президент — это лидер правящей партии, хотя во многих странах,

    будучи избран, он слагает с себя партийные обязанности и выступает как

    «надпартийный» деятель. Президент свободен в подборе членов правительства и

    делает это по своему усмотрению. Как уже говорилось, в большинстве

    президентских республик нет особой должности премьер-министра, им является

    президент. Если же такая должность есть (иногда она предусмотрена

    конституциями, но может и не упоминаться ими, и во многих странах Азии и

    Африки она то вводилась, то упразднялась), то это так называемый

    административный премьер. Политику правительства определяет президент, под

    руководством которого проходят заседания совета министров, где решаются

    наиболее важные вопросы (менее важные вопросы решаются под

    председательством административного премьера). В президентской республике

    осуществляется «жесткое» разделение властей: президент не вправе досрочно

    распустить парламент (на практике в развивающихся странах это бывает;

    например, в 1993 г. президент Перу приостановил действие конституции и

    распустил парламент, назначив, правда, новые выборы), но и парламент не

    вправе смещать министров путем вотума недоверия. В тех же редких случаях,

    когда такая возможность может быть использована, всегда предусмотрено, что

    это не относится к фактическому главе правительства — президенту.

    Ответственность правительства (министров) перед президентом — главный

    признак президентской республики. Правда, парламент в такой республике

    имеет определенные полномочия (нередко весьма значительные) по контролю над

    управлением, но все-таки он не вправе уволить в отставку не угодных ему

    министров. В президентской республике вполне возможна такая ситуация (ее

    называют «разделенным правлением»), когда правительство сформировано одной

    партией, а в парламенте большинство мест принадлежит оппозиционной партии

    (партиям). Это неоднократно происходило в Венесуэле, Коста-Рике, США. Но в

    Мексике, например, такая возможность до сих пор была исключена, поскольку

    Институционно-революционная партия намного превосходит по своему влиянию

    другие партии и всегда побеждала и на президентских, и на парламентских

    выборах. Термин «разделенное правление» иногда используется и в другом

    значении: в условиях иной формы правления — парламентарной республики или

    парламентарной монархии — в состав правительства парламентского большинства

    включаются несколько министров от оппозиции. Обычно это делается в

    обстановке общенационального кризиса, войны, чтобы обеспечить единство

    действий различных политических сил в критических ситуациях.

    54

    . Монархия — это такая форма правления, когда главой государства является

    лицо, получающее и передающее свой государственный пост и особый почетный

    титул по наследству и пожизненно (король, император, султан и др. Число

    монархий в мире довольно велико: если считать в их числе членов британского

    Содружества, в которых британский монарх представлен генерал-губернатором,

    то они составляют около шестой части государств мира. Среди монархий есть

    крупные страны — Великобритания, Испания, Япония, Таиланд, но есть и очень

    мелкие государства с населением в несколько сот тысяч (Свазиленд в Африке).

    Общая тенденция развития свидетельствует о переходе от монархии к

    республике как более демократической форме. После второй мировой войны

    монархия была упразднена в Болгарии, Италии, Румынии и некоторых других

    странах, а затем в Греции и Афганистане. Но есть и случаи восстановления

    монархии (в Испании после смерти диктатора генерала Франко). В развитых

    странах (Великобритания, Испания, Япония и др.) монархия фактически не

    влияет на политический режим в стране, положение в монархии Великобритании

    мало чем отличается от ситуации в соседней республике — Франции. Однако во

    многих развивающихся странах монархия, будучи феодальным институтом,

    ограничивает развитие демократии. Хотя монарх — глава государства, на деле

    ему не всегда принадлежит верховная власть, не всегда он реально правит

    страной. Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой

    высших органов, включая главу государства, парламент, правительство, а

    иногда и неформальные структуры (семейный совет, высшее духовенство, совет

    аш-шура). Поэтому при изучении конституционного права не ограничиваются

    констатацией факта монархии, а различают определенные ее виды: абсолютную,

    дуалистическую и парламентарную. Первая из них характеризуется юридически,

    а часто и фактически неограниченной властью монарха, две другие —

    конституционные монархии, власть главы государства ограничена, хотя и в

    разной степени.Абсолютная монархия. До сих пор эта форма правления,

    свойственная докапиталистическим стадиям развития, существует в нескольких

    странах. В султанате Оман нет конституции, ее роль выполняет, как

    говорилось, Коран. Нет в этой стране и парламента, правительство

    формируется королем, ответственно только перед ним, а премьер-министром

    обычно является сын, брат или другой родственник короля. Многие министры, а

    также губернаторы провинций принадлежат к правящей семье. В других эмиратах

    Персидского залива — Бахрейне, Катаре, Кувейте, в ОАЭ, Саудовской Аравии

    есть конституции, но они, во-первых, дарованы монархами (в ОАЭ — Советом

    эмиров), а не приняты демократическим путем, во-вторых, их действие часто

    приостанавливается в-третьих, они устанавливают, что вся власть —

    законодательная, исполнительная, судебная — исходит от монарха, над

    конституцией стоит Коран. В этих странах есть парламенты, иногда избираемые

    населением (только мужчинами), но, по существу, это законосовещательные

    органы, поскольку их решения нуждаются в согласии монарха. В Саудовской

    Аравии взамен парламента создан совещательный совет, назначаемый королем

    (1992 г.). Таким образом, хотя в названной группе стран есть конституции и

    парламенты, они на деле не ограничивают власть монарха и эти государства

    тоже представляют собой фактически абсолютные монархии. Особое значение в

    системе управления в существующих ныне своеобразных абсолютных монархиях

    имеют семейный совет и мусульманская религия. Семейный совет — это

    неформальное, но весьма важное учреждение. Он состоит из членов правящей

    семьи, близких родственников короля и некоторых высших улемов, особо

    почитаемых знатоков Корана. В Саудовской Аравии семейный совет низлагал

    короля и назначал на его место нового из той же семьи. Король — это

    одновременно высшее духовное лицо — имам, а мусульманская религия —

    государственная В дуалистической монархии есть конституция (нередко она

    тоже даровалась народу монархом), парламент, без участия которого законы не

    могут приниматься. Однако правительство (совет министров) назначается

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.