Конституционное право
монархом и ответственно только перед ним, но не перед парламентом.
Фактически в такой монархии в результате влияния традиций, роли личности
монарха, а также других, в том числе религиозных, факторов власть короля
даже больше, чем это установлено конституцией. Некоторые монархии, которые
по конституции ближе к парламентарным (Иордания, Марокко, Непал), являются
на деле дуалистическими. Монархи этих стран неоднократно распускали
парламенты и правили без них годами, а то и десятилетиями. Да и
предусмотренная в конституциях ответственность правительства перед
парламентом зачастую служит фикцией: по традиции правительство полностью
подчинено королю.В парламентарной монархии действует конституция, принятая
демократическим путем, законодательной властью обладает избираемый
парламент. Монарх юридически остается главой государства, но участия в
управлении страной фактически не принимает. Конституция Японии 1946 г.
прямо запрещает ему это, в других странах (например, в Великобритании)
монарх лишен властных полномочий на основе конвенциональных норм,
сложившихся в порядке обычая в ходе государственной практики. Правительство
в парламентарной монархии ответственно только перед парламентом. Правда, по
конституции оно обычно назначается монархом, но такое назначение, как
правило, — чисто формальный акт. На деле правительство формируется лидером
партии большинства в парламенте, которого король назначает премьер-
министром. Назначить другого премьер-министра он не может, так как другой
состав кабинета не получит вотума доверия (утверждения) в парламенте при
представлении парламенту правительственной программы.
55
Монарх. Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой
государства и одновременно главой исполнительной власти. На деле однако,
вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной монархии. Реально
полномочиями главы государства и главы исполнительной власти он пользуется
в дуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы
государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию
правительства. Как уже говорилось, монарх получает и передает свой пост по
наследству. Существует несколько систем наследования:1) салическая, когда
престол наследуют только мужчины (прежде всего старший сын), а женщины, в
том числе дочери, исключаются из числа наследников престола (Бельгия,
Норвегия, Япония и др.);2) кастильская, когда женщины (дочери) наследуют
престол, если у покойного монарха нет сыновей. Если же есть младший сын и
старшая сестра, то сын имеет преимущество (Великобритания, Дания с 1953 г.,
Испания, Нидерланды и др.); 3) австрийская (она существовала в прошлом),
когда женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях
данной династии нет мужчин (на практике, во всяком случае в последние
столетия, женщины по данной системе пост монарха не занимали); 4) шведская,
в соответствии с которой по закону 1980 г. женщины наследуют престол на
равных основаниях с мужчинами. В настоящее время 18-летняя дочь короля
Швеции, у которого есть еще младший сын, является претендентом на трон и
действует как заместитель короля во время его отъездов из страны (до
принятия закона 1980 г. в этом государстве трижды правили королевы: в XIV,
XVII и XVIII вв.); 5) мусульманская, когда трон наследует, по существу, не
определенное лицо, а «благородная» правящая семья (часть династии), которая
сама уже решает, кто именно из ближайших родственников покойного короля (не
обязательно сын) займет освободившийся трон (Катар, Кувейт, Саудовская
Аравия и др.). Эта же семья при участии высших священнослужителей и
мусульманских ученых (улемов) смещает короля и ставит на его место другого
члена семьи (так было, например, в Саудовской Аравии вследствие обвинения
короля в недостаточном благочестии); 6) племенная, когда король
рассматривается как главный вождь племени, а его наследника определяет
племенной совет из числа многочисленных сыновей покойного. В Свазиленде это
делает племенной совет во главе с королевой-матерью, в чем сказываются
пережитки матриархата. Последний раз он избирал короля в 1982 г. из числа
более 150 сыновей покойного.После наследования престола предусмотрен особый
обряд коронации. Этот торжественный акт происходит в главном соборе страны,
в присутствии высшего духовенства, высших должностных лиц, парламентариев,
приближенных монарха, дворянства. Если престол наследует малолетний монарх,
то до его совершеннолетия один из ближайших родственников монарха или
другое близкое к нему лицо с согласия семьи и по совету высших должностных
лиц, иногда с утверждения парламента или по назначению правительства,
становится регентом. В некоторых случаях создается регентский совет из
нескольких человек. Регент и совет действуют от имени монарха. Если
монархом (королевой) становится женщина, ее муж не становится королем, он
лишь ее супруг и имеет особый высший дворянский титул.
57
. В отличие от унитарного государства, которое целиком или в основе своей
состоит из административно-территориальных единиц (как мы видели, в
некоторых унитарных государствах есть также автономные образования),
составными частями федерации являются государства-члены или государственные
образования. Они называются по-разному: штаты (США, Индия и др.), земли
(Австрия, Германия), провинции (Канада, Пакистан и др.), кантоны
(Швейцария), эмираты (ОАЭ) и т.д. Обобщенно их называют обычно субъектами
федерации. Этот доктринальный термин принят теперь и отдельными
конституциями. Наряду с субъектами федерации, которые занимают всю
(например, Австрия) или подавляющую часть территории государства (Индия),
существуют иногда и другие части федеративного государства: территории или
союзные территории (например, Индия, США), владения (Венесуэла),
федеральный или столичный округ (Бразилия, Нигерия), ассоциированные
государства, занимающие особое положение (США). В настоящее время среди
зарубежных стран существует 23 федеративных государства: 6 в Европе
(Австрия, Бельгия, Германия, Швейцария, Югославия, а также созданная в 1995
г. сербо-хорвато-мусульманская федерация в Боснии и Герцеговине — бывшей
республике Югославии, а ныне самостоятельном государстве), 4 в Азии (Индия,
Малайзия, ОАЭ, Пакистан), 6 в Америке (Аргентина, Бразилия, Венесуэла,
Канада, Мексика, США), 4 в Африке (Коморские Острова, Нигерия, Танзания,
Эфиопия, где федерация учреждена в 1994 г.), 3 в Океании (Австралия, Папуа
— Новая Гвинея, Соединенные Штаты Микронезии). Многие из них имеют свои
особенности, но сербо-хорвато-мусульманская федерация уникальна: это
«государство в государстве», федеративное государство внутри унитарного.
Таким путем на основе международного соглашения был найден выход для
прекращения длительных военных действий, возникших на этнической и
религиозной основе. Большинство федераций .^- крупные и средние
государства, в которых в совокупности проживает около трети населения
Земли. Среди них есть мощные в экономическом отношении страны (Германия,
США и др.), небольшие государства с высоким уровнем развития (Австрия,
Бельгия и др.), но есть и отсталые государства, где промышленность развита
крайне слабо (Нигерия) или ее вообще нет (Коморские Острова).
58
Субъекты федерации часто имеют свои конституции (в США, Мексике — все
штаты, в Танзании — только Занзибар, в Индии свой конституционный закон
имеет штат Джамму и Кашмир), но в провинциях Канады и Пакистана, у штатов
Венесуэлы конституций нет. В отличие от автономии субъекты федераций сами
принимают свои конституции, которые не нуждаются в утверждении центральных
органов (речь, разумеется, идет о тех федерациях, где субъекты имеют свои
конституции). Субъекты федераций создают свои парламенты (кроме ОАЭ, где
субъектами управляют абсолютные монархи — эмиры). Эти парламенты могут быть
и однопалатными, и двухпалатными (в Индии, например, часть штатов имеют
двухпалатные парламенты, а часть — однопалатные). Парламенты издают местные
законы. Штаты имеют свое правительство (его глава — губернатор, премьер-
министр, главный министр), могут иметь собственную судебную систему, вплоть
до верховных судов штатов, действующих параллельно с федеральными судами
(например, в США), но во многих федерациях (например, в Канаде) у провинций
собственной судебной системы нет. Субъекты федераций могут иметь свое
гражданство (в США его имеют все штаты, а в Индии и Пакистане у субъектов
федерации собственного гражданства нет). Иногда штаты имеют свои символы
(герб, флаг, столицу), могут заключать между собой неполитические союзы
(создание федеративных образований, иных, чем существующая федерация, им
запрещено), а также соглашения экономического и культурного характера с
субъектами федераций других государств (это делается главным образом между
субъектами, близкими по языку, а иногда и с другими государствами, например
соглашения франкоязычного Квебека в Канаде с Францией). Иногда субъекты
федераций создают свои представительства в других государствах, но только с
разрешения министерства иностранных дел. Такие представительства выполняют
лишь задачи экономического и культурного, но не политического характера.
Субъекты федераций представлены во второй палате федерального парламента,
которая считается специфическим органом выражения их интересов. Они имеют в
этой палате или равное представительство, независимо от численности
населения (по 2 сенатора от каждого штата США, по 3 — в Бразилии), или
неравное, которое зависит от численности населения, хотя и не
пропорционально Штаты иногда создают свои координационные органы (совет
глав правительств штатов, национальная ассоциация легислатур —
законодательных органов штатов), иногда несколько штатов объединяются в
крупные экономические районы, которые не создают свои политические органы,
но образуют разного рода экономические комитеты по различным совместным
программам.
60
Известны два различных подхода к концепции демократии и, следовательно,
демократического режима: либеральный и марксистско-ленинский. При первом
делается акцент на политическую демократию (многопартийность, политические
права и личные свободы, правовое государство и т.д.), при втором во главу
угла ставится требование социальной демократии (власть трудящихся и
ликвидация имущественного неравенства, возможность ограничения прав граждан
в этих целях, всесильное государство как главное орудие создания нового
строя и т.д.). В свою очередь в рамках концепции либеральной демократии
существует множество различных школ и направлений. Одной из наиболее
влиятельных является теория плюралистической демократии (она выступает
также под названием дисперсии государственной власти и под другими
названиями). Согласно этой теории, различные социальные, профессиональные,
возрастные и иные группы давления (заинтересованные группы) обладают
определенной долей политической власти и осуществляют давление на центры
государственной власти, в результате чего она принимает решения в интересах
всего общества, играет роль арбитра и примирителя конфликтующих интересов.
С точки зрения конституционного права демократический государственный режим
характеризуется следующими чертами: 1) признание политических прав и свобод
в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и
активного участия граждан в определении государственной политики и
позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям,
отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным,
требующим про ведения иной политики; 2) политический плюрализм и переход
политического руководства о' одной партии к другой, а следовательно,
формирование основных высших органов государства (парламента, главы
государства) путем всеобщих и свободных выборов гражданами; все партии,
общественные объ единения, граждане имеют при этом юридически равные
возможности; 3) разделение властей, ролевая автономия различных ветвей
власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.) при системе их
сдержек и противовесов и обеспечении взаимодействия; 4) обязательное и
реальное участие в осуществлении государственной власти
общегосударственного представительного органа, причем только он имеет право
издавать законы, определять основы внешней и внутренней политики
государства, его бюджет; решения принимаются большинством при защите прав
меньшинства и прав политической оппозиции; 5) свобода пропаганды любой
политической идеологии, если ее последователи не призывают к насильственным
действиям, не нарушают правил морали и общественного поведения, не посягают
на права других граждан.
59
Понятие автономии. В широком смысле слова автономия в конституционном праве
означает предоставление какой-либо части государства, нескольким частям,
всем однопорядковым единицам, наконец, всем разнопорядковым административно-
территориальным единицам (в Японии) внутреннего самоуправления,
самостоятельности в решении местных вопросов В большинстве случаев, однако,
под автономией понимаются особые политико-территориальные единицы,
созданные с учетом национального состава, культуры, традиций, быта
проживающего в них населения (например, Корсика во Франции, Северная
Ирландия в Великобритании, Иракский Курдистан). Автономные образования
иногда создаются законом сверху (в Ираке), иногда предварительно проводится
референдум в районах предполагаемой автономии, после чего издается
соответствующий закон . Нередко создание автономии является результатом
длительной и упорной борьбы населения данной территории, особенно если это
население характеризуется этническими особенностями. Компетенция автономных
образований определяется конституцией (Италия) или специальными законами о
конкретной автономии (Великобритания). Виды автономии. В зависимости от
того, компактно или разрозненно проживают этнические и иные общности,
выделяют три характеристики автономии :персональная, корпоративная и
территориальная. Персональная автономия обычно создается, когда какие-либо
этнические группы, национальные меньшинства проживают разрозненно
(например, в Австрии, в Венгрии) и создают свои объединения, которые в
основном занимаются вопросами культуры, быта, но могут участвовать в
политической жизни путем представительства (с правом совещательного голоса)
при некоторых центральных органах государства. Корпоративная автономия
обычно связывается с существованием лингвистических общностей, для которых
нередко резервируется определенная доля мест в государственном аппарате, а
государственные служащие других этнических групп, работающие в данном
районе, должны знать язык и быт местного населения, живущего небольшими
группами вперемежку с другими народностями (существует экзамен по языку для
государственных служащих). Кроме того, судебный процесс, преподавание в
школе могут осуществляться на местном языке. Такую форму автономии имеют,
например, так называемые зарегистрированные касты и племена в Индии.
Территориальная автономия обычно бывает национально-территориальной или
этнотерриториальной, но бывает и основанной не на этнических признаках, а
на учете особенностей культуры, традиций, быта населения данной территории.
Территориальная (этнотерриториальная) автономия образуется только в случае
компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся
другими особенностями. Создаются автономные области, округа, районы, иные
автономии, часто имеющие официальна лишь географические названия, иногда
включающие в название наименование национальности, а в отдельных случаях —
и определение автономии. В зависимости от объема полномочий существуют две
формы национально-территориальной (этнотерриториальной) автономии:
политическая (ее часто называют еще государственной, законодательной) и
административная. Политическая автономия имеет некоторые признаки
государственности. Она (ее органы) обладает правом законодательства по
местным вопросам (перечень этих полномочий указан в конституции, например в
Италии, или определяется специальным законом: Административная автономия не
обладает правом издавать свои местные законы, хотя ее представительные
органы издают нормативные акты в пределах ее полномочий. Однако по
сравнению с обычными административными единицами, которые тоже издают
нормативные акты местного значения, административная автономия обладает
некоторыми дополнительными правами. В Китае представительные органы
автономных образований могут принимать акты (положения) об автономии, могут
изменять или отменять акты вышестоящих органов государства, если такие акты
не соответствуют местным условиям (но с разрешения вышестоящих органов),
могут участвовать во внешнеэкономических отношениях в соответствии с
законами государства. В районах административной автономии в
судопроизводстве может применяться местный язык, учитываются обычаи
населения, на местном языке издаются газеты, осуществляются радиопередачи,
он используется для обучения в школах. Кроме того, государственный аппарат
комплектуется из лиц, знающих местный язык, коренным жителям отдается
предпочтение при формировании местного управленческого аппарата.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|