МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Налоговые системы развитых стран и их сравнение с налоговой системой России

    товаров, работ и услуг. Эти налоги включатся в виде надбавки в цену товара,

    а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец

    товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя

    одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет

    государству. Поэтому косвенные налоги нередко называют налогами на

    потребление. Таким образом, указанные налоги предназначаются для

    перераспределения реального налогового бремени на конечного потребителя.

    При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара

    (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и

    фактическим плательщиком налога – потребителем этого товара (работы или

    услуги). Примером косвенного налогообложения могут служить такие яркие

    представители, как налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные

    пошлины.

    Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки

    зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с

    точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства

    эти налоги имеют еще и потому, что поступления их в казну прямо не

    привязаны к финансово–хозяйственной деятельности субъекта налогообложения,

    и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже

    убыточной работы предприятий и организаций.

    Вместе с тем, государство в силу этих особенностей косвенного

    налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое

    воздействие попало как можно большее число объектов деятельности

    налогоплательщика: создающее материально–техническую основу деятельности

    имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы,

    доход. Это создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и

    одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком

    налогов от эффективности его деятельности.

    В российской налоговой системе преобладают косвенные налоги, что

    подтверждается данными табл. 1.

    Как видно из приведенных данных, доля косвенных налогов составляет 56

    % в общей сумме налогов консолидированного бюджета, в то время как прямые

    налоги составляют только 44 процента.

    Таблица 1.

    Удельный вес налогов в консолидированном бюджете Российской Федерации за

    2002 г. (в процентах)

    | |Налоги |Удельный вес (|

    | | |% ) |

    |1 |Прямые |44,0 |

    | |в том числе: | |

    | |налог на прибыль (доход) предприятий и организаций |21,9 |

    | |налог на доходы физических лиц |11,7 |

    | |налоги на имущество |5,2 |

    |2 |Косвенные |56,0 |

    | |в том числе: | |

    | |налог на добавленную стоимость |28,6 |

    | |Акцизы |10,8 |

    | |налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические |8,6 |

    | |операции | |

    |3 |Всего |100,0 |

    При этом с введением второй части Налогового кодекса доля косвенного

    налогообложения еще более увеличится в связи с резким повышением ставок

    акцизов на бензин, с введением акцизов на дизельное топливо и моторные

    масла, а также отменой большого числа льгот по налогу на добавленную

    стоимость.

    Нередко и прямые, и косвенные налоги подразделяют на несколько видов.

    Среди прямых налогов выделяют реальные и личные. Реальными налогами

    облагаются продажа, покупка или владение имуществом, и их взимание не

    зависит от индивидуальных финансовых возможностей налогоплательщика. К ним,

    в частности, относятся земельный налог, налог на имущество, налог на

    недвижимость и некоторые другие. В отличие от реальных, личные налоги

    учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность.

    Они взимаются с физических и юридических лиц или у источника дохода, или по

    декларации. Примером личного обложения могут служить налог на прибыль,

    налог на доходы физических лиц.

    Косвенные налоги, в свою очередь, подразделяются на акцизы,

    государственную фискальную монополию и таможенные пошлины. Акцизы бывают

    индивидуальные и универсальные. Ярким примером универсального акциза

    является налог на добавленную стоимость, который применяется в мировой

    налоговой системе с конца 60–х – начала 70–х годов, в Российской Федерации

    – с 1992 г. Индивидуальные акцизы устанавливаются как по отдельным видам

    товаров, так и по группам товаров.

    Таможенные пошлины в большинстве стран устанавливаются только на

    импортные товары. Экспорт товаров, как правило, обложению таможенными

    пошлинами не подлежит. В отличие от других стран в России установлены и

    экспортные пошлины.

    Государственная фискальная монополия в налоговой практике используется

    не всеми странами, отсутствует она и в российской налоговой системе.

    На практике нередко проводят разделение налогов в зависимости от их

    использования. В этом случае они подразделяются на общие и специальные.

    К общим относится большинство взимаемых в любой налоговой системе

    налогов. Их отличительной особенностью является то, что они после

    поступления в бюджет любого уровня обезличиваются и расходуются на цели,

    определенные в соответствующем бюджете.

    В отличие от них специальные налоги, имея строго целевое назначение,

    закреплены за определенными видами расходов. В частности, в Российской

    Федерации примером специального налога могут служить единый социальный

    налог, налог на воспроизводство минерально–сырьевой базы.

    В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги

    подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

    Особой категорией налогов являются так называемые специальные

    налоговые режимы. В Налоговом кодексе Российской Федерации предусмотрена

    возможность установления четырех таких режимов. К специальным налоговым

    режимам относятся: единый налог на вмененный доход для отдельных видов

    деятельности, единый налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей,

    система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции и

    система налогообложения при разработке неиспользуемых и малодебитных

    нефтяных скважин. Особенностью этих налогов является то, что со дня их

    введения на территории соответствующих субъектов Федерации с

    налогоплательщиков, как правило, прекращается взимание большинства налогов,

    предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

    Установленная Налоговым кодексом Российской Федерации налоговая

    система России показана на рис. 2.

    Вместе с тем, эта налоговая система в полной мере начнет

    функционировать с момента принятия всех глав второй части Налогового

    кодекса и с отменой действия Закона об основах налоговой системы. В

    настоящее же время действует следующая система налогов, установленная

    Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», которая

    включает в себя и часть налогов, предусмотренных первой частью Налогового

    кодекса (рис. 3).

    Экономическая сущность налога проявляется через его функции. Каждая из

    выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты

    данной экономической категории, а также показывает, каким образом

    реализуется общественное назначение налога, как части единого процесса

    воспроизводства, как инструмента стоимостного распределения и

    перераспределения доходов.

    В настоящее время в экономической науке нет единой, устоявшейся точки

    зрения на количество выполняемых налогом функций. При этом одни ученые

    называют только две такие функции – фискальную и экономическую[18].

    По мнению других, кроме фискальной функции налоги выполняют, по

    меньшей мере, еще три: распределительную, стимулирующую и контрольную.

    Подобный разброс мнений далеко не случаен, поскольку сторонники наличия

    сверх фискальной функции только одной экономической (или распределительной,

    или регулирующей) функции при раскрытии ее экономической сути определяют

    различные сегменты этой функции.

    ГЛАВА III. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ И

    ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

    Раздел1. Общие принципы реформирования налоговых систем

    Вопросы налогообложения являются одними из основных во внутренней

    политике любого государства. Проекты налоговых изменений и реформ

    составляют весомую часть предвыборных программ ведущих политических партий.

    Совершенствование налоговых систем всегда выдвигается в качестве

    приоритетных задач любого правительства в развитых странах. Противоречие

    между потребностями увеличения налоговых доходов и необходимостью создания

    благоприятных условий для национального предпринимательства выступает

    основной причиной изменений в сфере налогообложения.

    Правильно организованная налоговая система должна отвечать следующим

    основным принципам:

    - налоговое законодательство должно быть стабильно;

    - взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить

    правовой характер;

    - тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться

    между категориями налогоплательщиков и внутри этих категорий;

    - взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам

    налогоплательщиков;

    - способы и время взимания налогов должны быть удобны для

    налогоплательщика;

    - принцип не дискриминации, т.е. равенство налогоплательщиков

    перед законом;

    - издержки по сбору налогов должны быть минимальны;

    - принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов

    экономической деятельности;

    - принцип доступности и открытости информации по налогообложению;

    - принцип соблюдения налоговой тайны.

    Рассмотрим кратко содержание этих основных принципов.

    Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность

    норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии

    с этим принципом изменения в законодательство о налогах не должны вноситься

    в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не

    должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был

    установлен законодателем. Не меньшее значение имеет и стабильность

    налогового законодательства в течение ряда лет, т.е. реформы и изменения

    существенного характера не могут проводиться каждый год. Всеми крупными

    инвесторами в мире нестабильность налогового законодательства

    рассматривается как основание для отнесения страны (или территории) к

    зонам, не благоприятным для инвестирования и предпринимательства.

    Пересмотр норм налогового законодательства во всех развитых странах

    осуществляется в соответствии с действующими процедурами по утверждению

    законов. В большинстве стран изменение норм налогового права невозможно не

    только в текущем финансовом году, но и в году наступающем. Во всех странах

    действуют нормы, в соответствии с которыми обязательно должен существовать

    длительный период между моментом принятия каких–либо налоговых изменений и

    моментом вступления их в силу.

    Правовой характер взаимоотношений государства и налогоплательщиков

    может существовать только в странах, где невозможно издание актов правового

    характера в сфере налогообложения отдельными государственными учреждениями.

    В правовом государстве все взаимоотношения налогоплательщиков и государства

    могут регулироваться только законами.

    Правительство имеет право лишь предлагать какие–либо изменения, но

    силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим

    законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает

    также взаимную ответственность сторон в сфере налогового права.

    Нарушения принципа правового характера взаимоотношений

    налогоплательщиков и государства выражаются в налоговом произволе властей и

    могут проявляться как на уровне актов центральных органов исполнительной

    власти, так и на уровне правотворчества органов местного самоуправления.

    Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким

    при построении налоговой системы, но его несоблюдение или частые грубые

    нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от

    уплаты налогов. Добиться равенства, справедливости и научной обоснованности

    в распределении налогового бремени не удавалось и не удается ни одному

    государству в мире.

    Вероятно, никто и никогда не создаст налоговую систему, которая подходила

    бы для всех налогоплательщиков и всеми гражданами страны воспринималась как

    справедливая. Но законодатель любой страны должен стремиться к тому, чтобы

    не допустить значительной неравномерности в распределении тяжести

    налогового бремени по разным категориям налогоплательщиков, различающихся

    по социальному составу, роду занятий, месту жительства и т.д., а также не

    допустить разного уровня налогообложения лиц с приблизительно равными

    доходами. Пропорциональность изымаемых с помощью налогов доходов разных

    категорий населения не должна быть обязательной целью законодателя, тем не

    менее, значительные диспропорции являются нежелательными.

    Грубейшим нарушением принципа равномерности распределения тяжести

    налогового бремени является уклонение от уплаты налогов. Распространение

    массовых уклонений от уплаты налогов свидетельствует об отсутствии контроля

    государства за сферой налогообложения.

    Принцип соразмерности взимаемых налогов с доходами налогоплательщиков

    заключается не только в том, что после уплаты налога у налогоплательщика

    должны оставаться средства, достаточные для нормальной жизнедеятельности и

    расширения экономической деятельности, но и в том, что в отдельные периоды,

    а именно в период внесения налоговых платежей, последние не должны

    превышать уровня текущих поступлений. В противном случае возникает

    возможность массовых банкротств, обусловленных налоговым фактором.

    Соблюдение принципа создания максимальных удобств для

    налогоплательщиков является важной задачей государства, стремящегося к

    экономическому росту. Удобства налогоплательщика – это не только

    установление сроков внесения налоговых платежей, возможности получения

    отсрочек и рассрочек, но и понятность норм и правил налогового

    законодательства. Доступность норм и правил налогового законодательства для

    всех категорий налогоплательщиков является целью законодателей во всех

    странах мира, однако ни в одной стране эту цель нельзя считать достигнутой.

    Минимальными требованиями в этой области можно считать следующие:

    - каждый используемый термин должен иметь свое единственное

    значение, установленное законом;

    - количество издаваемых законодательных актов не должно быть

    чрезмерным;

    - законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны

    противоречить друг другу;

    - тексты законов должны быть понятны человеку со средним для

    данной страны уровнем образования;

    - при изменении каких–либо норм в законодательных актах,

    опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый

    измененный текст.

    Одним из важнейших принципов построения налоговых систем является

    принцип равенства налогоплательщиков перед законом. Про этот принцип можно

    сказать, что он неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых и

    богатых стран и практически всегда нарушается в неразвитых и бедных

    странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие и равные

    права и ответственность в сфере налогообложения. Ни для кого не должны

    предусматриваться такие права или ответственность, которые не могли бы быть

    распространены на других. Нарушение принципа равенства налогоплательщика

    перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может

    выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному

    или иным признакам.

    К наиболее грубым проявлениям налоговой дискриминации относятся

    индивидуальные налоговые льготы, т.е. какие–либо преимущества,

    предоставляемые не категории налогоплательщиков, а определенному лицу или

    определенным лицам. Запреты на предоставление индивидуальных льгот

    содержатся в законодательстве подавляющего большинства стран.

    В налоговых законах некоторых стран можно встретить упоминание о

    возможностях предоставления льгот отдельным лицам. Подобное упоминание

    содержится в налоговых законах Французской Республики. Правом

    предоставления льгот индивидуального характера в этой стране наделены

    президент и премьер–министр. Наряду с фиксацией этого права в законе

    следует длинный перечень тех случаев, когда даже они не имеют права

    предоставлять такие льготы. В отношении всех остальных должностных лиц

    действует однозначный и жесткий запрет на предоставление налоговых льгот

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.