МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Политические права и свободы граждан Республики Беларусь

    шествия и пикетирования. Им предоставлено право направлять и вносить

    предложения в органы государственной власти, участвовать в выработке

    решений органов государственной власти, право защищать членов своих

    организаций в суде и иных органах местного самоуправления и

    правоохранительных органах. В частности, большое значение имеет действие

    общественных объединений в предвыборной и выборной компании, если такое им

    предоставлено, а именно: они должны быть зарегистрированы и иметь

    соответствующие указания в уставах об участии в выборах.

    2.2. Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и

    пикетирования.

    Свобода манифестаций как важный элемент правового статуса гражданина

    представляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами и

    обязанностями граждан субъективное право, имеющее целью воздействовать на

    государственные и общественные органы путем согласования и формирования

    мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни,

    участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов

    повседневной жизни.

    Правовое регулирование механизма реализации права граждан на свободу

    собраний как нельзя лучше иллюстрирует нелегкий путь юридической науки и

    практики от формально-догматического подхода к объективно-реалистическому.

    Конституция СССР 1977г. и вслед за ней Конституция РСФСР 1978г. в

    первоначальной редакции не устанавливали каких-либо ограничений на способы

    реализации названной свободы. При формальном закреплении политических прав

    граждан этого не требовалось. Никто и не помышлял о том, что граждане могут

    реально воспользоваться этим правом. Если же и происходило нарушение

    традиции, виновного ждала суровая кара.

    До недавнего времени в нашем государстве действовали подзаконные акты,

    регулирующие проведение этих мероприятий (Указ Президиума Верховного Совета

    Республики Беларусь 1998 года). В настоящее время порядок организации и

    проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и

    пикетирования установлен Законом «О собраниях, митингах, уличных шествиях,

    демонстрациях и пикетировании» от 30 декабря 1977 года. Законом установлен

    разрешительный (а не уведомительный) порядок проведения массовых

    мероприятий. Главная трудность реализации перечисленных свобод содержится в

    совместимости публичных мероприятий с общественным правопорядком, поскольку

    шествия, митинги, демонстрации проходят на городских улицах и площадях, что

    создает трудности для граждан и нормального функционирования городского

    хозяйства (в частности транспорта). Поэтому гарантированная Конституцией

    свобода их проведения может быть ограничена, но лишь «в случаях,

    предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности,

    общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и

    свобод других лиц»[10] (часть первая ст. 23 Конституции). В законе даны

    определения публичных мероприятий:

    * собрание – совместное присутствие группы граждан, собравшихся для

    публичного обсуждения и выражения их отношения к действиям лиц и

    организаций, событиям общественно-политической жизни, а также решения

    вопросов, затрагивающих их интересы;

    * митинг – массовое собрание граждан для публичного обсуждения и выражения

    их отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-

    политической жизни, а также решения вопросов, затрагивающих их интересы;

    * уличное шествие – организованное массовое движение граждан по пешеходной

    или проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади с целью

    привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих

    общественно-политических, религиозных настроений либо протеста;

    * демонстрация – организованное массовое движение граждан по пешеходной или

    проезжей части улицы (дороги), бульвара, проспекта, площади с целью

    привлечения внимания к каким-либо проблемам или публичного выражения своих

    общественно-политических, религиозных настроений либо протеста с

    использованием плакатов, транспарантов и иных средств;

    * пикетирование – публичное выражение гражданином или группой граждан

    общественно-политических, групповых, личных и иных интересов или протеста

    (без шествия), в том числе путем голодовки, по каким-либо проблемам с

    использованием или без использования плакатов, транспарантов и иных

    средств.

    Согласно закону организаторами собрания, митинга, уличного шествия,

    демонстрации и пикетирования могут выступать граждане Республики Беларусь,

    постоянно проживающие на ее территории, достигшие восемнадцатилетнего

    возраста и обладающие избирательным правом.

    Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование могут

    проводиться в любых пригодных для этих целей местах, за исключением мест,

    использование которых запрещено решениями местных исполнительных и

    распорядительных органов, принимаемыми в соответствие с настоящим Законом

    (Декрет Президента Республики Беларусь от 9 сентября 1999 года №36 «О

    некоторых мерах по предупреждению чрезвычайных происшествий при проведении

    массовых мероприятий»).

    Собрания, митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование могут

    проводиться с 8 до 22 часов[11].

    2.3 Право на управление делами государства.

    В Конституции содержатся нормы, закрепляющие право гражданина на

    управление делами государства. Граждане Республики Беларусь имеют право

    участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через

    свободно избранных представителей.

    Право участия в управлении делами государства адресовано каждому

    гражданину, а не политически организованной совокупности граждан,

    ассоциированных как народ, ибо народ не «участвует» в управлении, а

    осуществляет власть, является субъектом этой власти. Референдум есть

    голосование по тому или иному вопросу; решения, принятые республиканским

    референдумом, подписываются Президентом Республики Беларусь (ст. 74

    Конституции).

    Положение данной статьи непосредственно вытекает из статьи 21 Всеобщей

    декларации прав человека, а так же из статьи 25 Международного пакта «О

    гражданских и политических правах», которая предписывает, что каждый

    гражданин без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных

    ограничений имеет право и возможность:

    * принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так

    и посредством свободно выбранных представителей;

    * голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах,

    производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при

    тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;

    * допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной

    службе.

    Право на референдум включает в себя не только право на участие во

    всенародном (местном) голосовании, но и право требовать выставления любого

    вопроса на голосование, а также право требовать, чтобы результаты

    общенародного (местного) обсуждения по этому вопросу учитывались при

    принятии окончательного решения по данному вопросу (если решение

    принимается не путем референдума).

    Следует иметь в виду, что и народные голосования (референдумы), и

    народные обсуждения как важнейшие институты непосредственной демократии

    несмотря на некоторую близость самостоятельны и не могут отождествляться.

    Общим для них является непосредственное участие народа (граждан) в

    правотворческой работе государственных органов, то, что они представляют

    собой выражение общественного отношения к проблеме. Однако в первом случае

    решение обычно является обязательным, во втором (при проведении народных

    обсуждений) выявляется лишь мнение, которое юридически не обязательно для

    властных структур государства.

    Если в народных голосованиях могут участвовать лица, обладающие

    избирательным правом, т.е. достигшие 18-летнего возраста, то в народных

    обсуждениях вправе участвовать любой гражданин. Власть народа проявляется

    также во всех элементах и субъектах политической системы общества, ибо

    политика, по мнению А.А. Головко, – высшая форма самореализации народа[12].

    2.4. Право на получение, хранение и распространение информации.

    Конституция Республики Беларусь закрепляет большой объем политических

    прав и свобод граждан, реализация которых позволяет им более активно

    участвовать в осуществлении политической власти. В первую очередь это право

    на информацию.

    Каждый человек вправе передавать, производить и распространять

    информацию любым законным способом, т.е. он может сделать ее достоянием

    общества под собственную ответственность за ее достоверность, для чего

    создать свою газету, использовать государственный или частный канал

    телевидения, выступить с публичной лекцией и др. Распространение информации

    не должно быть монополией государства – в этом залог полноты и

    объективности информации, получаемой обществом.

    «Монополизация средств массовой информации государством, общественными

    объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не

    допускаются.»[13] Ни в каких редакциях СМИ (в том числе и

    правительственных) ни в каком–либо государственном органе не может быть

    лиц, надзирающих за работой печатных органов, а тем более обладающих правом

    снимать с публикации или изменять те или иные подготовленные материалы.

    Государственные органы, общественные объединения, должностные лица

    обязаны предоставить гражданину Республики Беларусь возможность

    ознакомиться с материалами, затрагивающими его права и законные интересы.

    Пункт II 34 статьи сужает круг субъектов, граждан, которые могут

    ознакомиться с материалами, затрагивающими их права. Пользование

    информацией ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства,

    личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.

    Необходимо распространить положение этой статьи на всех людей, проживающих

    на территории республики[14].

    Право на информацию — одно из фундаментальных прав человека, призванных

    обеспечить не только его личные интересы, но и участие в делах общества и

    государства. Оно относится к числу политических прав человека и гражданина

    и связано не с отношениями между гражданами, а с их отношениями с

    государственными органами. В деятельности этих органов государства должна

    присутствовать информационная открытость, призванная обеспечить доступность

    для личности информации, представляющей общественный интерес или

    затрагивающей личные интересы человека, систематическое информирование

    граждан о подготавливаемых и принятых решениях. В государственно-правовой

    системе республики отсутствует эффективный механизм реализации права на

    информацию. Необходимо разработать данный механизм в ближайшее время.

    Деятельность государственных органов, общественных объединений должна

    протекать публично. В этих целях и в Конституции, и в других актах

    предусматриваются различные права и обязанности субъектов власти. Так,

    согласно статье 84 Конституции Президент как Глава государства обращается с

    посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и

    основных направлениях внутренней и внешней политики; он обращается с

    ежегодными посланиями к Парламенту, где также излагает оценку состояния дел

    в государстве и обществе и перспективы дальнейшего развития.

    О заседаниях органов государственной власти граждане регулярно

    информируются через телевидение, радио, другие средства массовой

    информации.

    Принципиально важным и с точки зрения информирования в деятельности

    органов государства, и с позиций обеспечения реализации гражданами их прав

    и обязанностей является требование Конституции (ст. 7 Конституции) и актов

    текущего законодательства о публикации или доведения до всеобщего сведения

    иным предусмотренным законом способом нормативных актов государственных

    органов.

    Актуальным для наших граждан является требование о предоставлении

    информации о состоянии окружающей среды. Такая обязанность возлагается не

    только на органы общей, но и специальной компетенции, в частности,

    Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство здравоохранения и др.

    Определенные материалы, а значит и информация о них, могут иметь

    ограниченный доступ, например, касающиеся государственной или коммерческой

    тайны (Закон «О государственных секретах») [15].

    2.5. Право избирать и быть избранным.

    Право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на

    основе всеобщего, свободного, равного, прямого или косвенного

    избирательного права при тайном голосовании (ст. 38) — конституционное

    право, которое подробно регламентируется в законах о выборах в

    представительные органы государства.

    В начале закона определены его цели: гарантирование реализации

    гражданами Республики Беларусь их конституционного права избирать и быть

    избранными в органы государственной власти и органы местного

    самоуправления. Демократические свободные выборы в органы государственной

    власти и в выборные органы местного самоуправления являются высшим

    непосредственным выражением принадлежащей народу власти.

    Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет, в силу которого он

    может выдвигать кандидатов на те или иные посты в соответствии с

    действующим законодательством, либо позднее и с наличием особых прав

    (постоянное проживание на территории Республики Беларусь непосредственно

    перед выборами, а так же обладание гражданством Республики Беларусь).

    Выборы – наиболее часто и широко применяемая форма непосредственной

    демократии. Ими охватывается сложный процесс, именуемый избирательной

    кампанией, которая начинается с назначения даты выборов и завершается

    определением итогов голосования. Выборы – один из важнейших способов

    формирования государственных органов, замещения должностей.

    Свободные выборы – важнейшая, широко применяемая форма непосредственной

    демократии, в итоге которой избиратели формируют выборные органы

    государственной власти, в своей деятельности осуществляющие

    представительную демократию. Свобода выборов выражается в том, что

    избиратели обладают полной возможностью по собственной воле, без всякого

    принуждения участвовать в выборах, включая все избирательные процедуры в

    соответствии с законом.

    Свободными считаются выборы, которые проводятся без какого-либо

    принуждения относительно как явки на выборы, так и голосования («за» или

    «против»)[16]. Наибольшую свободу выбора дает наличие нескольких

    баллотирующихся кандидатур.

    Выборы являются равными: избиратели имеют равное количество голосов, а

    кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на

    равных основаниях. Это обеспечивается тем, что избиратель не может быть

    включен более, чем в один список избирателей, образуются равные по

    численности округа и т.д.

    Выборы могут быть как прямыми, так и косвенными (многоступенчатыми).

    Путем прямых выборов избирается Президент, депутаты Палаты представителей

    Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов

    депутатов. Совет Республики Национального собрания формируется путем

    косвенных выборов (ст. 91 Конституции).

    Голосование на выборах является тайным: контроль за волеизъявлением

    избирателей в ходе голосования запрещается. В целях исключения внешнего

    контроля за волеизъявлением избирателей им предоставляется возможность

    использовать кабины для голосования. Бюллетень получает лично избиратель,

    он же его опускает в ящик[17].

    Можно сказать, что всеобщее избирательное право не означает, что не

    существует никаких ограничений в этой области. В частности, это касается

    граждан, которые не способны по своему умственному или же психическому

    состоянию в полной мере осуществлять свои гражданские права и исполнять

    гражданские обязанности (за ним в судебном порядке признается

    недееспособность, т.е. они не могут выступать в качестве субъекта правовых

    отношений). Ограничению своих гражданских прав подвергаются также лица,

    содержащиеся в данный момент под стражей, т.е. в отношении которых есть

    законное постановление (решение) суда, которое уже вступило в силу (ст. 64

    Конституции). Однако лица, находящиеся под следствием, если в отношении их

    еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином

    преступлении, которое влечет за собой лишение свободы, имеют полные

    избирательные права. Ограничение их избирательных прав во внесудебном

    порядке является актом произвола.

    Конституцией и на ее основе законодательством могут быть установлены

    также избирательные цензы, т.е. условия для получения или осуществления

    государственного права. Например, возрастной ценз (ст. ст. 80, части первая

    и вторая Конституции), ценз оседлости (ст. 80, часть вторая ст. 92

    Конституции), образовательный ценз (часть вторая ст. 116 Конституции),

    служебный ценз (часть четвертая ст.92 Конституции)[18].

    2.6. Право равного доступа к любым должностям в государственных

    органах.

    В соответствии со своими способностями, профессиональной подготовкой

    граждане имеют право равного доступа к любым должностям в государственных

    органах (ст. 39 Конституции), что нашло закрепление в Законе об основах

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.