Программа поддержки малого предпринимательства
финансовыми возможностями регионов в создании новых гарантийных
фондов наибольшее значение принимает разработка нормативно -
методических рекомендаций для структур, обладающих правом
предоставлять гарантии по кредитам и займам и по работе с малыми
предприятиями на основе механизмов с применением финансовых
гарантий.
Кроме того, необходимо сформировать систему управления,
обеспечивающую скоординированную работу всех звеньев кредитно -
гарантийной схемы, что в итоге должно обеспечить эффективное
функционирование системы гарантийных механизмов поддержки малого
предпринимательства.
При решении проблем доступа малых предприятий к имуществу
реструктурируемых предприятий необходимо законодательно закрепить
нормы по обязательному привлечению малых предприятий к торгам,
создать перечень малых предприятий, способных по своим
экономическим и производственным показателям участвовать в
размещении заказов на поставки продукции для государственных нужд.
А введение аккредитации позволит выделить определенное количество
добросовестных партнеров и закрепить их в этом качестве
официально.
Для обеспечения определенного уровня защиты интересов
работников малых предприятий необходимо разработать и внести
изменения и дополнения в трудовое законодательство, учитывающие
специфику правоотношений в деятельности малых предприятий.
В рамках подготовки предложений по преодолению
административных барьеров, препятствующих развитию малого
предпринимательства, необходимо предусмотреть:
составление исчерпывающего перечня организаций, допущенных к
осуществлению контрольных функций и осуществляющих плановые и
другие виды проверок деятельности субъектов малого
предпринимательства;
разработку соответствующих нормативных правовых актов,
устанавливающих порядок проведения проверок (право доступа в
помещение малого предприятия, ознакомление с документами и
получение информации; обязанности вручения предписания, ордера или
иного документа, удостоверяющего право на осуществление
контрольных функций);
ознакомление с результатами проверки;
обеспечение права предпринимателя обжаловать результаты
проверки;
установление четких полномочий должностных лиц.
Необходимо усилить методическое обеспечение деятельности
субъектов малого предпринимательства, поскольку представители
малого бизнеса слабо владеют навыками учета, бизнес -
планирования, маркетинга, финансового анализа, правовой культуры.
Для выполнения условий эффективного развития малого
предпринимательства, формирования гибкой системы государственной
поддержки малого предпринимательства необходимо скоординированное
взаимодействие федеральных и региональных органов государственной
власти, органов местного самоуправления, общественных организаций
и объединений предпринимателей. При этом необходимо выделить
первоочередные меры, обеспечивающие достижение этих целей:
открытость как при формировании государственной политики
поддержки малого предпринимательства, так и при ее реализации:
наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер
государственной поддержки, установление открытых процедур
распределения средств, публичная отчетность об использовании
выделенных на поддержку малого предпринимательства средств и
деятельности соответствующих государственных институтов;
учет национальных, региональных и исторических особенностей;
поощрение ремесел, народных промыслов, артельных и семейных форм
организации предпринимательской деятельности, самозанятости;
постепенный переход от государственного регулирования
отдельных аспектов деятельности малого предпринимательства к
саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения;
значительное расширение прав и возможностей субъектов
Российской Федерации и местного самоуправления в сфере
государственной поддержки малого предпринимательства при
сохранении единства стратегических целей, правовой базы и
информационного пространства;
ускоренное освоение современных кредитно - инвестиционных
механизмов - лизинга, франчайзинга, специализированных
инвестиционных институтов венчурного инвестирования; развитие схем
кредитования малых предприятий с обеспечением кредитов личными
средствами учредителей этих предприятий, а также гарантиями фондов
поддержки предпринимательства, крупных предприятий,
заинтересованных в кооперационных связях с новыми малыми
предприятиями;
использование имущества неэффективных и неплатежеспособных
предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения малого
предпринимательства и создания объектов его инфраструктуры;
формирование информационной сети, расширение информационного
поля для предпринимателя; создание доступной любому
предпринимателю глобальной информационной сети, содержащей
сведения делового характера о законах, налогах, конкурентах,
клиентах, состоянии рынка;
организация систематических исследований по проблемам малого
предпринимательства с целью объективной оценки состояния этого
сектора экономики, тенденций его развития и подготовки
рекомендаций по корректировке государственной поддержки малого
предпринимательства;
существенное улучшение системы учета и государственной
статистики малого предпринимательства;
обеспечение защиты предпринимателей от воздействия
криминальных структур;
организация пропагандистской и образовательной кампании,
направленной на стимулирование деятельности сектора малого
предпринимательства, подготовку населения к занятию собственным
бизнесом, объединение предпринимателей по отраслевым,
региональным, профессиональным и другим признакам, формирование
соответствующего общественного мнения о предпринимателях.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы рассчитана на 2000 - 2001 годы и
предполагает два этапа. При этом результаты выполнения некоторых
мероприятий Программы, например, по финансовым схемам и
технологиям, могут быть достигнуты и после окончания периода ее
реализации.
Первый этап предусматривает создание всех организационных
структур и отладку механизмов их взаимодействия при выполнении
программных мероприятий.
Второй этап предусматривает реализацию мероприятий на основе
результатов первого этапа с учетом отраслевых, социальных и
территориальных приоритетов.
4. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий представлена шестью
направлениями (разделами).
Данная структура обеспечивает преемственность развития уже
имеющейся системы государственной поддержки, причем в каждом
направлении ставятся свои внутренние задачи.
Направление I содержит перечень мероприятий по
совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечивающей
развитие малого предпринимательства, и анализу регионального
законодательства.
Направление II определяет условия, источники, участников и
технологии реализации приоритетных мероприятий, предусмотренных в
рамках направления III. Учитывая дефицитность бюджетов всех
уровней, основной акцент в данном разделе сделан на развитие
прогрессивных механизмов привлечения внебюджетных ресурсов. Таким
образом закладывается основа, позволяющая после 2001 года создать
условия для ресурсного обеспечения малого предпринимательства за
счет внебюджетных источников. В качестве приоритетных направлений
в данном разделе выделены:
новые (посткризисные) схемы работы с кредитно - финансовыми
организациями, предусматривающие содействие реструктуризации
банковской системы с целью создания специализированных кредитных
организаций для работы с малым бизнесом, развитие рынка ценных
бумаг малых предприятий, создание условий для удешевления
кредитных ресурсов;
гарантийные механизмы кредитно - инвестиционной поддержки
малых предприятий, предусматривающие создание национальной системы
гарантирования частных инвестиций в сферу малого бизнеса, их
экономическую защиту;
различные формы финансирования лизинга и схемы проведения
лизинговых операций;
системы самофинансирования малого бизнеса (кредитные союзы,
общества взаимного страхования) и микрокредитование;
франчайзинг;
участие малых предприятий в поставках продукции для
государственных нужд и в инвестиционных конкурсах, финансируемых
из Бюджета развития Российской Федерации.
Направление III определяет следующие приоритетные отрасли и
сферы деятельности, в которых на период реализации Программы будет
стимулироваться развитие малого предпринимательства:
агропромышленный комплекс и переработка сельскохозяйственной
продукции;
малое промышленное производство и производство
импортозамещающих товаров народного потребления;
малая строительная индустрия;
транспорт и транспортно - экспедиционная деятельность;
дорожное хозяйство и придорожный сервис;
почтово - информационный сервис;
инновационная сфера;
общественное питание и сфера услуг.
Этот выбор обусловлен тремя основными причинами. Во-первых,
статистические данные свидетельствуют о том, что структура малого
бизнеса как в России, так и во всем мире представлена именно этими
отраслями (торговля, общественное питание, строительство,
промышленность, сельское хозяйство, транспорт, наука и связь), в
то время как в других сферах экономики малый бизнес не так
привлекателен. Во-вторых, предлагаемая структура хорошо
согласуется со структурой платежеспособного спроса населения.
В-третьих, специфика данных приоритетов позволяет создать
наибольшее количество рабочих мест при дефиците времени и
ресурсов. Каждое из представленных направлений подлежит уточнению
в процессе планирования и согласования с государственными
заказчиками соответствующих федеральных целевых программ. По своей
сути настоящее направление Программы носит межпрограммный и
межведомственный характер, так как представленные мероприятия по
государственной поддержке малого предпринимательства могут
осуществляться в качестве составных частей федеральных целевых и
межведомственных программ.
Направление IV нацелено на пересмотр существующей
институциональной системы: мониторинг действующих элементов
инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, преодоление
необоснованного дублирования деятельности государственных и
пользующихся финансовой поддержкой государства субъектов
инфраструктуры, их перепрофилирование с целью более рационального
использования. В этой связи становится актуальным распространение
в регионах Российской Федерации наиболее передового регионального
опыта по развитию системы поддержки малого предпринимательства (г.
г. Москва, Санкт - Петербург, Нижний Новгород, Великий Новгород,
Екатеринбург, Самара, Томск, Казань и др.).
Кроме того, реализация мероприятий предусматривает интеграцию
и взаимодействие уже существующих информационных систем
обеспечения малого предпринимательства.
Направлением V предусмотрены мероприятия по научно -
методическому и кадровому обеспечению, а также взаимодействие со
средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской
деятельности. Помимо мероприятий, носящих адресный характер (в
соответствии с приоритетными направлениями), предусмотрены
мероприятия, имеющие межведомственный и межпрограммный характер
(например, мероприятия Федеральной целевой программы содействия
занятости населения Российской Федерации на 1998 - 2000 годы).
Направление VI. В рамках этого направления осуществляются
мероприятия по международному сотрудничеству в сфере поддержки
малого предпринимательства.
В Программу включены мероприятия по выполнению
Межгосударственной программы поддержки малого предпринимательства
в рамках Содружества Независимых Государств, утвержденной решением
Совета глав правительств Содружества Независимых Государств в
г. Ялте 8 октября 1999 года, а также мероприятия, способствующие
привлечению иностранных инвестиций в сферу малого
предпринимательства и расширению экспортных возможностей малых
предприятий через участие в деятельности межправительственных
комиссий по торгово - экономическому сотрудничеству с зарубежными
странами.
Кроме того, реализация отдельных мероприятий Программы
предполагает взаимодействие с Европейским Союзом (Программа
ТАСИС), Всемирным банком и другими международными организациями
поддержки предпринимательства (приложение N 2).
5. Ресурсное обеспечение Программы
Средства, планируемые Федеральным фондом поддержки малого
предпринимательства к рефинансированию, составляют 40 млн. рублей
ежегодно. В 2001 году предусмотрены ассигнования из федерального
бюджета в объеме 90 млн. рублей. Эта сумма будет уточнена при
формировании федерального бюджета на 2001 год. Средства
Государственного фонда занятости населения Российской Федерации -
по 80 млн. рублей ежегодно - направляются на поддержку
предпринимательских инициатив безработных граждан, обеспечение их
занятости.
Кроме того, реализация мероприятий Программы может
осуществляться на условиях долевого финансирования в случае
привлечения средств бюджетов субъектов Российской Федерации,
средств внебюджетных финансовых источников, собственных средств
субъектов малого предпринимательства.
Привлечение этих средств осуществляется на основе отдельных
соглашений, договоров, контрактов в ходе реализации Программы. В
связи с этим при разработке Программы объем привлеченных средств
предварительно не планируется. Объем привлеченных финансовых
средств будет зависеть от успеха применения разработанных в рамках
Программы финансовых технологий.
В числе потенциальных участников долевого инвестирования в
проекты малого бизнеса Программой предусмотрены государственные
заказчики других федеральных (межведомственных) программ.
В ходе реализации Программы финансовые технологии позволят
привлечь к инвестициям внебюджетные ресурсы, а производственная
деятельность субъектов малого предпринимательства не только окупит
инвестиции в относительно сжатые сроки, но и позволит получить на
рынке более устойчивый малый бизнес с собственным капиталом и
налаженными схемами доступа к заемным средствам на рынке.
Распределение ассигнований из федерального бюджета
и из внебюджетных фондов на реализацию Программы
(млн. рублей)
----------------------------------------------------------------
| Разделы |Ассигнования|Средства Фе-| Средства |
| программных | из |дерального |Государственного|
| мероприятий |федерального|фонда под- |фонда занятости |
| | бюджета |держки мало-| населения |
| | |го предпри- | Российской |
| | |нимательства| Федерации |
| |------------+------------+----------------|
| | 2000 | 2001| 2000 |2001 | 2000 | 2001 |
| | год | год | год | год | год | год |
|-------------------+------+-----+------+-----+--------+-------|
|I. Нормативно - | - | - | - | - | - | - |
|правовое | | | | | | |
|обеспечение | | | | | | |
| | | | | | | |
|II. Развитие | - | 29,8| 20 | 20 | - | - |
|прогрессивных | | | | | | |
|финансовых | | | | | | |
|технологий | | | | | | |
| | | | | | | |
|III. Реализация | - | 41,5| 20 | 20 | - | - |
|приоритетных | | | | | | |
|направлений | | | | | | |
|развития | | | | | | |
| | | | | | | |
|IV. Повышение | - | 1 | - | - | - | - |
|эффективности | | | | | | |
|инфраструктуры и | | | | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|