МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Сравнительная характеристика института брака по российскому и мусульманскому праву

    восходящей и нисходящей линии самого вступающего в брак, родственники по

    прямой восходящей и нисходящей линии его родителей, полнокровные и

    неполнокровные дяди и тети.

    Кроме брака с родственниками запрещено также вступать в брак с

    близкими родственниками жены. К ним относятся: родственники по прямой

    восходящей и нисходящей линии жены. С данной категорией родственников брак

    невозможен и после развода с первой женой. Но существует также и такая

    категория родственников жены, брак с которыми запрещен только на период

    брака с первой женой, так запрещено, например, иметь в женах одновременно

    двух сестер. Также запрещено вступать в брак с бывшей женой отца или сына.

    ???? ?? ?? ?? ?????? ?? ??????? ??? ?? ????? ? ??

    «Не женитесь на тех женщинах, на которых были женаты ваши отцы,

    разве только это произошло раньше»[19].

    Молочное родство шариат практически во всех отношениях приравнивает к

    кровному родству, на что указывает хадис: "Запрещено по молочному родству

    то, что запрещено по кровному"[20]. Отношения усыновителя с усыновленным

    также приравниваются к отношениям родителей и детей.

    Таким образом, мусульманское право запрещает вступать в брак, как с

    кровными родственниками, так и со свойственниками и молочными

    родственниками, из чего можно сделать вывод, что основой запрета является,

    помимо недопущения инцеста, также недозволенность "разрушения отношений

    любви и уважения"[21], при этом наиболее близкие родственники жены, ее мать

    и дочь, а также жена сына или отца считаются подобными кровным

    родственникам и по этой причине брак на них запрещен также после

    расторжения брака.

    Представляется, что круг лиц, вступление с которыми в брак запрещено

    по российскому праву, недостаточно широк, в частности, отсутствует запрет

    на вступление в брак дяди и племянницы. Отсутствие запрета на брак со

    свойственниками обусловлено тем, что российским законодательством во главу

    угла поставлен именно биологический фактор, хотя, на мой взгляд, здесь

    следует принимать во внимание и морально-этические факторы.

    Российское законодательство не допускает вступление в брак лица,

    признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства. Это

    ограничение в российском праве обосновывается следующим образом. Во-первых,

    лицо, страдающее психическим расстройством, не способно дать осознанное

    согласие на вступление в брак. Во-вторых, такой брак является крайне

    нежелательным по медико-генетическим соображениям, поскольку многие

    душевные заболевания могут передаваться по наследству. Поэтому даже в

    период стойкой ремиссии, так называемого светлого промежутка, когда

    недееспособный может сознавать значение своих действий и руководить ими,

    заключенный им брак не будет действительным. В качестве препятствия к

    заключению брака рассматривается только формальное признание лица

    недееспособным по решению суда. Само по себе психическое расстройство и

    вызванная им невменяемость, не укладываются в рамки этого запрета.

    Представляется, что и в тех случаях, когда душевное расстройство не

    подтверждено решением суда, заключение брака невозможно из-за отсутствия

    добровольности, поскольку фактически невменяемое лицо не в состоянии дать

    осознанное согласие на вступление в брак.

    Шариат регулирует этот вопрос несколько иначе. Данной категории лиц с

    сообщением будущему супругу об имеющемся заболевании разрешается вступать в

    брак, но непосредственно заключение договора брака осуществляется

    попечителем. Дача согласия на заключение брака данной категорией лиц не

    обязательна. Поскольку, как подтверждено медициной, в некоторых случаях

    вступление в брак лиц, страдающих душевными заболеваниями, может оказать

    благотворное влияние на состояние их здоровья, а большинство умственно

    неполноценных могут осознавать сущность брака, то считается неправильным

    лишать их права на заключение брака. В целях защиты при оформлении договора

    брака их имущественных и других интересов, как указывалось выше, вместо них

    указанный договор заключают их представители.

    Относительно возможности заключения брака между лицами, страдающими

    различными заболеваниями, существует некоторое совпадение позиций между

    российским и мусульманским правом. В обеих системах права такой брак

    считается в принципе возможным. Также совпадает правило, в соответствии с

    которым супруг, не знавший о наличии у другого некоторых заболеваний, имеет

    право требовать признания брака недействительным.

    Но относительно последствий утаивания информации о каких заболеваниях

    при заключении брака, дает ли это право требовать расторжения брака,

    имеются разногласия. Семейный кодекс РФ относит к таким заболеваниям

    исключительно венерические заболевания и СПИД, а мусульманское право

    предоставляет право требовать расторжения брака и в случаях, когда

    выявляются заболевания, делающие невозможными половые отношения супругов, а

    также психические заболевания.

    В ходе работы над проектом Семейного кодекса было высказано

    предложение об обязательном медицинском освидетельствовании супругов перед

    вступлением в брак и обязательном сообщении друг другу о наличии

    перечисленных выше заболеваний. Однако это предложение принято не было.

    Сведения о результатах обследования составляют медицинскую тайну и без

    согласия обследуемого не могут быть сообщены лицу, с которым обследуемый

    намерен заключить брак. Это правило призвано оградить права лица,

    страдающего заболеваниями.

    Мусульманское и российское законодательство по разному подходят к

    вопросу о значимости религиозных взглядов супругов для признания или не

    признания брака действительным. Российское право, как и любое другое

    нерелигиозное право, исходящее из принципа разделения религии и права,

    считает недопустимым учитывать религиозную принадлежность супругов.

    Мусульманское же право придает религиозной принадлежности большое значение.

    Мусульманин имеет право вступать в брак только с мусульманкой или китаби

    (христианкой или иудейкой).

    ?????? ?? ????? ????? ????? ?? ??????? ??

    «(Разрешены вам) целомудренные из тех, кому даровано писание до

    вас» [22].

    Из истории семейной жизни Пророка Мухаммада известно, что среди его

    жен были и еврейки Рейхан и София, которые впоследствии приняли ислам.

    Мусульманка же может вступить в брак только с мусульманином. Эта

    норма шариата исходит из необходимости опеки со стороны мужа- мусульманина

    над женщиной, не допуская опеки над мусульманкой со стороны не-

    мусульманина.

    Отношения мусульманского права к бракам не мусульман уже изложено

    выше. В случае если мусульманин станет вероотступником, его брак считается

    ничтожным, если он вновь не примет ислам в течение срока 'идда.

    Ни в российском, ни в мусульманском праве на данный момент не

    существует такого института как временный брак. Временный брак разрешался

    мусульманским правом лишь в начале становления мусульманской религии, но в

    последующем был запрещен. В настоящее время некоторые мусульманские секты,

    в частности, шииты[23], разрешают временные браки, основываясь на

    высказывании Ибн 'Аббаса о дозволенности таких браков, и не признавая

    последующего запрета на временный брак, суннитские ученые, доказывая

    запрещенность временных браков, указывают на последующий отказ Ибн 'Аббаса

    от данного мнения.

    Мусульманским правом предусматривает возможность заключения брака под

    условием. Так, в частности, муж или жена могут сказать при заключении

    брака: "Я беру ее в жены, если она имеет хороший характер" и т.п., если в

    последующем окажется, что супруга, не соответствует данному условию, у мужа

    (жены) будет выбор между аннулированием брака и признания его

    действительным.

    При заключении брака также могут быть поставлены иные условия, которые

    могут накладывать на одного из супругов обязанности или наделять его

    правами, прямо не предусмотренными шариатом. В случае принятия данных

    условий другой стороной, они становятся для нее обязательными. Так жена

    может при заключении договора поставить условием невозможность заключения

    мужем второго брака без ее согласия и т.п.

    Как мы видим, между российским и мусульманским правом имеются

    значительные различия по вопросу заключения брака. В Дагестане как в

    субъекте Российской Федерации действуют нормы российского законодательства,

    но в то же время нормы мусульманского права оказывают значительное влияние

    на регулирование семейных отношений.

    Как правило, между дагестанцами заключается «никях» - брак по

    шариату, называемый некоторыми народами Дагестана «магаром».

    При разрешении в быту вопросов, относящихся к брачно-семейным

    отношениям, жители Дагестана также зачастую фактически руководствуются

    нормам мусульманского права. Мною проводился опрос среди жителей Махачкалы

    для выяснения, чем руководствуются дагестанцы, заключая шариатский брак.

    Большинство из опрошенных ответили, что брак по шариату является

    национальной формой заключения брака. При этом верующие отвечали, что без

    никяха («магара»), женщина является запретной для мужчины, а жить с женой

    без оформления шариатского брака является грехом.

    Неверующие отвечали следующим образом. Представители старшего

    поколения, что они соблюдают принципы шариата, чтобы их не упрекнули в

    отступлении от национальных традиций. Молодежь отвечала, что соглашается с

    оформлением брака по шариату, учитывая пожелание старших.

    В законодательстве нельзя игнорировать особенности разных субрегионов

    и традиции разных народов и вводить единообразные, одинаково рассчитанные

    на все и вся нормы.

    В то же время специфика Дагестана, как региона с преимущественно

    мусульманским населением, никак не учтена в законодательстве. Отдельные

    ученые предлагают создать условия для применения некоторых норм

    мусульманского семейного права в регионах Северного Кавказа, населенных

    народами, исповедующими ислам[24]. С этим трудно не согласиться. Согласно

    конституции РФ вопросы семейного законодательства отнесены к совместному

    ведению РФ и субъектов РФ, однако Семейным кодексом урегулированы,

    практически все вопросы семейного законодательства и к ведению субъектов

    РФ отнесены только некоторые второстепенные вопросы. По нашему мнению, было

    бы более целесообразным принятие Основ семейного законодательства РФ,

    регулирующих лишь основные вопросы семейного законодательства, и

    предоставление субъектам РФ права принятия кодексов, детально

    регламентирующих вопросы семейного права, что позволит в должной мере

    учесть специфику присущую отдельным субъектам РФ, в том числе с

    преимущественно мусульманским населением.

    Глава 2. Имущественные и неимущественные

    отношения супругов

    1. Имущественные отношения супругов.

    Имущественные отношения супругов можно подразделить на отношения,

    связанные с собственностью супругов, и алиментные правоотношения супругов.

    Российским законодательством предусмотрено два режима собственности

    супругов: совместная и договорная собственность. По российскому

    законодательству законным режимом супружеского имущества является режим

    совместной собственности супругов. Законный режим супружеского имущества

    применяется постольку, поскольку он не изменен брачным договором (ч. 2 п. 1

    ст. 33 СК). Таким образом, помимо законного семейное законодательство

    предусматривает существование договорного режима имущества супругов.

    Мусульманское право предусматривает только режим раздельной

    собственности супругов. Материальное обеспечение семьи по шариату полностью

    возложено на мужа. Он обязан из своих доходов приобретать питание, одежду,

    имущество, необходимое для ведения домашнего хозяйства, обеспечить жену

    жильем. С жены сняты все обязанности по материальному содержанию семьи, она

    вправе распоряжаться получаемыми ею доходами по своему усмотрению, не неся

    расходов по приобретению даже для себя и своих детей одежды и продуктов

    питания[25].

    В соответствии с российским законодательством совместную собственность

    супругов составляет имущество, нажитое супругами во время брака. Существует

    презумпция того, что все имущество, приобретенное в течение брака,

    относится к общей собственности. Из этой презумпции вытекают два вывода. Во-

    первых, лицо, требующее отнесения имущества, приобретенного в течение

    брака, к категории общего, не должно представлять никаких доказательств.

    Лицо, которое настаивает на исключении такого имущества из общности,

    напротив, должно предоставлять доказательства.

    Алексеев в 1997 году обратился в суд с иском к Алексеевой о

    расторжении брака и разделе нажитого в период брака имущества, в том

    числе автомашины ВАЗ-21063.

    Алексеева считала автомобиль не подлежащим включению в общее

    имущество супругов, так как в 1996 году он был подарен ей отцом на

    день рождения. В подтверждение своих доводов она предоставила договор

    дарения от 12 мая 1996 г.

    Советский районный суд г. Махачкалы 26 октября 1997 г. брак между

    Алексеевыми расторг и произвел раздел имущества в равных долях,

    выделив автомашину в собственность ответчице. При этом суд исходил из

    того, что автомашина была подарена Алексеевой отцом и по этой причине

    не могла быть включена в общую массу совместно нажитого во время

    брака имущества.[26]

    Все виды имущества, приобретенного в течение брака, считаются общими

    независимо от того, включен законом тот или иной объект в перечень общего

    имущества или нет. Для того чтобы исключить тот или иной вид имущества,

    наоборот, необходимо прямое указание закона на то, что данная категория

    имущества является раздельной собственностью одного из супругов.

    В пункте 2 статьи 34 СК РФ перечислены основные виды общего имущества.

    Это, прежде всего доходы каждого из супругов от трудовой и

    предпринимательской деятельности, результаты интеллектуальной деятельности,

    пенсии, пособия и иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого

    назначения. К общей собственности относятся также приобретенные за счет

    общих доходов вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные

    в банки и иные кредитные учреждения или в иные предприятия или организации,

    а также другое имущество.

    Указанное имущество является общим независимо от того, приобретено оно

    на имя обоих супругов или только одного из них. Не имеет также значения, на

    чье имя зарегистрировано имущество, требующее регистрации, например,

    автомашина.

    Право на общее совместное имущество супругов является равным

    независимо от размера их вкладов для его приобретения. Даже в том случае,

    если один из супругов вообще не участвовал в приобретении или увеличении

    общего совместного имущества, это не влечет к умалению его права, если он

    не получал доходов по уважительным причинам (п. 3 ст. 34 СК РФ). Эта норма,

    прежде всего, направлена на защиту интересов того из супругов, который

    осуществлял ведение домашнего хозяйства и воспитание детей.

    Раздел совместного имущества супругов возможен как во время брака, так

    и после его расторжения. При разделе имущества доли супругов в совместно

    нажитом имуществе признаются равными. Такое равенство не зависит от вклада

    супругов в совместное имущество.

    Возможен отход от принципа равенства долей супругов в совместном

    имуществе, если этого требуют интересы несовершеннолетних детей. В этом

    случае доля супруга, которому поручено воспитание детей, может увеличена.

    Такой отход от принципа равенства долей, на мой взгляд, является не совсем

    верным, поскольку приращение доли одного из супругов остается в его

    собственности и после того как с него будет снята обязанность содержания

    детей. На наш взгляд более правильным было бы признать приращение доли

    совместной собственностью, раздел которой может быть осуществлен после

    достижения детьми совершеннолетия.

    Владение, пользование и распоряжение общей совместной собственностью

    осуществляются по общему согласию супругов. При этом в случаях, когда

    сделка совершается одним из супругов, согласие другого супруга

    предполагается.

    Кроме режима совместной собственности российское законодательство

    предусматривает договорной режим собственности супругов. Брачным договором

    может быть установлен иной режим имущества, в частности режим раздельной

    собственности на все имущество или на какую-либо его часть. Брачным

    договором могут быть предусмотрены и иные права и обязанности супругов.

    Закон предусматривает, что брачный договор не может ограничивать

    правоспособность и дееспособность супругов, их право на обращение в суд за

    защитой своих прав: регулировать личные неимущественные отношения между

    супругами, права и обязанности супругов в отношении детей; предусматривать

    положения, ограничивающие право нетрудоспособного нуждающегося супруга на

    получение содержания.

    Раздел общего имущества супругов производится судом по требованию

    одного или обоих супругов. При разделе имущества супругов суд определяет,

    какое имущество подлежит передаче каждому из супругов, исходя из того, что

    их доли признаются равными. В п.4 ст.38 Семейного кодекса РФ суду

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.