МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Сравнительная характеристика института брака по российскому и мусульманскому праву

    предоставлено право признать имущество, нажитое каждым из супругов в период

    их раздельного проживания при прекращении семейных отношений,

    собственностью каждого из них. Согласно п.5 ст.38 Семейного кодекса РФ

    вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей

    несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные

    принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и другие),

    разделу не подлежат и передаются без компенсации тому из супругов, с

    которым проживают дети. Вклады, внесенные супругами за счет общего

    имущества супругов на имя их общих несовершеннолетних детей, считаются

    принадлежащими этим детям и не учитываются при разделе общего имущества

    супругов.

    Обязанность супругов содержать друг друга установлена Семейным

    кодексом (ст. 89) и такую обязанность несут оба супруга. Но требовать

    выплаты алиментов вправе лишь нетрудоспособный нуждающийся супруг; жена в

    период беременности и в течение трех лет со дня рождения общего ребенка;

    нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребенком-инвалидом до

    достижения ребенком возраста восемнадцати лет или за общим ребенком -

    инвалидом с детства I группы.

    В мусульманском праве обязанность по содержанию (нафака) семьи

    возлагается исключительно на мужа. Это основывается на следующем аяте

    Корана:

    ??? ??? ????? ?? ??? ??? ?????? ??? ????? ???????

    ??????? ?? ?????? ??? ?

    «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество

    перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества»[27]

    Муж обязан содержать как детей, так и жену, а также ее прислугу, если

    она ее имела до заключения брака. Размер нафака определяется достатком

    мужа. Жена вправе требовать выплаты ей содержания мужем, в том числе в

    судебном порядке, даже если она имеет собственный заработок. Если муж не в

    состоянии материально обеспечить жену, она может обратиться в суд с

    требованием расторжения брака.

    Помимо содержания жены во время брака, муж обязан выплатить жене михр

    при заключении брака. Сумма михра определяется сторонами, заключающими

    брак, до или во время брака. Он может быть как в денежном, так и в товарном

    выражении. Михр, если иное не установлено договором, переходит в

    собственность жены сразу после заключения брака и она получает право

    распоряжаться им по собственному усмотрению. Установление михра направлено

    на укрепление семейных уз.

    При наличии нескольких жен обязанность содержать жену приобретает

    некоторые особенности. Это связано с требованием соблюдать равенство между

    женами, в предоставляемом им содержании. В случае если муж не в состоянии

    соблюдать равенство между женами, то ему запрещено заключать второй договор

    брака, что основывается на следующем аяте Корана:

    ?????? ?????? ?? ???? ????

    «A если боитесь, что не будете справедливы, то - на одной»[28].

    Материальное обеспечение детей возлагается российским правом на

    родителей, причем такую обязанность несут и мать и отец, как во время

    брака, так и после его расторжения. В случае если ребенок проживает с одним

    из родителей, с другого родителя могут быть взысканы алименты на содержание

    ребенка в размере от ј до Ѕ заработка, в зависимости от количества

    детей[29].

    Мусульманское право возлагает обязанность по материальному обеспечению

    детей во время брака, как уже отмечалось ранее, исключительно на отца.

    После расторжения брака материальное обеспечение детей возлагается на того

    из родителей с кем остается ребенок, т.е. обязанность обеспечивать ребенка

    следует за правом на его воспитание.

    Семейный кодекс РФ предусматривает возможность заключения получить

    соглашения об уплате алиментов. Несоблюдение установленной законом

    нотариальной формы влечет ничтожность соглашения. Размер, способы и порядок

    уплаты алиментов, уплачиваемых по соглашению, определяются сторонами.

    Алименты могут уплачиваться в долях к заработку и (или) иному доходу лица,

    обязанного уплачивать алименты; в твердой денежной сумме, уплачиваемой

    единовременно; путем предоставления имущества, а также иными способами,

    относительно которых достигнуто соглашение. Семейным кодексом РФ

    определена лишь нижняя граница: размер алиментов, устанавливаемых по

    соглашению об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, не может быть

    ниже размера алиментов, которые они могли бы получить при взыскании

    алиментов в судебном порядке (п.2 ст.103).

    Если родитель, обязанный уплачивать алименты, имеет нерегулярный,

    меняющийся заработок и (или) иной доход, либо если этот родитель получает

    заработок и (или) иной доход полностью или частично в натуре или в

    иностранной валюте, либо если у него отсутствует заработок и (или) иной

    доход, а также в других случаях, если взыскание алиментов в долевом

    отношении к заработку и (или) иному доходу родителя невозможно,

    затруднительно или существенно нарушает интересы одной из сторон, суд

    вправе определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно, в твердой

    денежной сумме или одновременно в долях (в соответствии со ст.81 Семейного

    кодекса РФ) и в твердой денежной сумме.

    Семейный кодекс не допускает полного освобождения от уплаты алиментов

    на несовершеннолетних детей, если дети находятся на полном обеспечении

    государства или общественной организации. Такое решение объясняется заботой

    о будущем детей, лишенных родительского попечения. С этой целью

    установлено, что суммы алиментов, взыскиваемые с родителей на детей,

    находящихся в воспитательных, лечебных и других учреждениях, а также

    половина дохода от их обращения при выходе ребенка из детского учреждения

    зачисляются на открываемый на его имя банковский счет.

    2. ЛИЧНЫЕ И НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА

    И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ

    Основой отношений супругов в российском праве провозглашается

    равенство супругов при решении всех вопросов семейной жизни.

    Мусульманское право пошло по несколько иному пути. Жена и муж

    наделяются мусульманским правом различными статусами. Каждый из этих двух

    субъектов семейных отношений наделен специфичным кругом прав и

    обязанностей, который не совпадают друг с другом. Если в имущественных

    правах шариат предоставляет жене более привилегированное положение по

    сравнению с российским законодательством, то в неимущественных правах,

    предпочтительное положение имеет муж.

    Основными обязанностями жены в семейной жизни являются подчинение

    мужу. Передают со слов Абу Хурайры, что когда Пророка спросили: «Какая жена

    является наилучшей?» - он ответил: «Та, которая радует мужа, когда он

    смотрит на нее, повинуется ему, когда он что-нибудь велит ей, и не

    противоречит мужчине, если ему что-то не нравится в ней самой или в том,

    что касается его имущества»[30].

    Основными обязанностями мужа являются обхождение с женой по

    справедливости, уважение её чувств, проявление заботы и уважения. Он обязан

    следить за своей внешностью и поведением, чтобы нравиться жене.

    Личные отношения между супругами, безусловно, занимают большее место и

    играют значительную роль в жизни супругов, по сравнению с имущественными.

    Однако далеко не все неимущественные отношения супругов регулируются

    правом. Отношения дружбы, любви, уважения, ответственности друг за друга не

    поддаются правовому регулированию. За пределами права лежит и большинство

    отношений, составляющих существо повседневной жизни супругов. Такое

    утверждение можно применить как к российскому, так и к мусульманскому

    праву, однако, шариат, безусловно, более обстоятельно регламентирует данную

    область взаимоотношений супругов. Несмотря на то, что и в том и другом

    праве существуют нормы, регулирующие данные отношения, однако они носят в

    большей степени декларативный характер, поскольку не предусмотрена

    ответственность за несоблюдение этих норм.

    Поэтому среди отношений супругов, регулируемых как российским, так и

    мусульманским правом, личным отношениям отводится значительно меньше места,

    чем имущественным.

    В тех случаях, когда личные неимущественные права закрепляются нормами

    права, во многих случаях это всего лишь нормы-декларации, а не реальные

    юридические нормы, потому что применение санкций за нарушения этих прав

    невозможно. Однако не следует считать, что нормы-декларации не имеют

    никакой правовой ценности. Возводя моральные нормы в ранг правовых, они

    создают определенный эталон поведения, что имеет также и воспитательное

    значение.

    Особенно это касается мусульманского права, поскольку оно основано,

    прежде всего, не на силе государственного принуждения, а на внутреннем

    убеждении людей придерживающихся мусульманского вероисповедания.

    Нормы российского права, регулирующие личные неимущественные отношения

    супругов, можно условно подразделить на три группы. Первую группу

    составляют нормы, являющиеся по своей правовой природе нормами

    конституционного права, закрепляющими право супругов на выбор рода занятий,

    профессии, места жительства. Во вторую группу входят уже упомянутые нормы-

    декларации, лишенные санкций. И только третья группа состоит из обычных

    семейно-правовых норм, снабженных санкциями.

    Пункт 1 статьи 31 СК РФ указывает, что супруги свободны в выборе рода

    занятий, профессии, места пребывания и жительства. Все эти права являются

    элементами общего конституционного статуса граждан и в том или ином виде

    закреплены в Конституции РФ. Прежде всего, пункт 3 статьи 19 Конституции

    провозглашает равенство прав мужчины и женщины независимо от того, состоят

    они в браке или нет, следовательно, вступление в брак не может привести к

    умалению их конституционных прав. Право на выбор рода занятий и профессии

    определено в пункте 1 статьи 37 Конституции, оно также не зависит от

    семейного статуса граждан. Право на свободный выбор места пребывания и

    жительства закреплено пунктом 1 статьи 27 Конституции.

    Семейное право не предусматривает и особых семейно-правовых санкций за

    их нарушение. В большинстве случаев нарушение этих прав является лишь

    основанием к разводу. Лишь в особых ситуациях, когда нарушение прав супруга

    связано с посягательствами на личность: лишение свободы, угрозы, физическое

    насилие — возможно применение уголовно-правовых норм.

    В соответствии с мусульманским правом изменение семейного статуса

    ведет к изменению правового статуса личности, изменению совокупности прав и

    обязанностей, которыми наделена данная личность[31]. Такое изменение

    касается, прежде всего, женщины, которая при вступлении в брак попадает под

    опеку мужа, и не имеет права без разрешения мужа работать и также менять

    место жительства. Притом, что мужчина, в общем, наделен правом запретить

    жене работать, он все же обязан дать ей такое разрешение, в случае если в

    обществе существует нехватка рабочей силы в тех областях, где шариат

    допускает применение женского труда.

    При переезде мужа на другое место жительства жена должна следовать за

    ним, для того, чтобы не допустить распад семьи и ухудшение отношений между

    супругами. Такая обязанность с нее снимается, если переезд опасен для ее

    жизни или здоровья, либо она по состоянию здоровья не может проживать

    вместе с мужем на новом месте жительства.

    Нормы, закрепленные в пункте 2 статьи 31 СК РФ, устанавливают

    равенство супругов в решении вопросов семейной жизни: воспитании и

    образовании детей, решении проблем отцовства и материнства. Все эти

    проблемы супруги должны решать совместно, исходя из принципов равенства.

    Легко видеть, что за нарушение данных правил невозможно установление

    санкций. Если супруги не решают эти вопросы совместно и на равноправной

    основе, а один из супругов узурпирует данные права, закон не знает способа

    принудить супругов решать их совместно. Несогласие по этому поводу может

    привести к распаду семьи и разводу, но принуждение к их осуществлению

    невозможно.

    Неимущественные отношения супругов по мусульманскому праву

    регулируются на основе более высокого положения супруга, и обязанности

    жены подчиняться мужу, если его требования носят законный характер. Данное

    требование взаимосвязано с обязанностью мужа содержать жену, т.к. любое

    право должно быть уравновешено обязанностью. Шариат в данном вопросе не

    пошел по пути признания абсолютного равенства мужчины и женщины,

    предоставляя мужчине права в одной области, он накладывает на него

    обязанности в другой. То же самое касается и женщин. На наличие взаимных

    прав мужчины и женщины указывается в хадисе: «Поистине есть у вас права на

    ваших жен и у ваших жен есть права на вас. Вы вправе требовать от них,

    чтобы они не позволяли садиться там, где вы спите, тем кто вам не

    нравиться, и не позволяли входить в ваши дома тем, кого вы не желаете

    видеть, что же касается ваших жен, то они вправе требовать от вас, чтобы вы

    хорошо, одевали и кормили их»[32]. Муж имеет право в случае если жена не

    выполняет его законных требований наказать ее: «Всегда обходитесь с женами

    хорошо, ибо, поистине, они доверены вам, и вы не имеете права ни на что

    иное, если только не сделают они чего-нибудь явно непристойного. Если они

    допустят нечто подобное, то не разделяйте с ними ложа, и бейте их, но не

    жестоко».[33]

    Формальное равенство супругов, установленное российским

    законодательством, при всей своей привлекательности, на практике

    выливается в то, что один из супругов, в большинстве случаев им является

    муж, занимает в семье господствующее положение.

    Шариат же исходит из того, что семья, как и любое другое сообщество,

    нуждается в разумном руководстве. Либо жена, либо муж должны поэтому

    взяться за руководство, и природа показывает, что мужчине больше подходит

    руководить. Поэтому по шариату мужчина, принимая на себя ответственность

    за домашнее хозяйство, средства к жизни, благополучие детей и заботу о

    них, заслуживает авторитета главы семьи, так как его сила стойкость и

    выносливость делают его более подходящим, нежели женщина, чтобы нести

    тяжкое бремя охраны семьи от разрушения и беспорядка. Кроме того, женщина

    более эмоциональна и быстрее может быть поколеблена чувствами.

    В соответствии со статьей 32 СК РФ при заключении брака супруги могут

    избрать фамилию одного из них в качестве их общей фамилии или сохранить

    добрачную фамилию. Кроме того, супруги вправе соединить свои фамилии и

    именоваться двойной фамилией, если законодательство субъекта Российской

    Федерации, на территории которого заключается брак, не запрещает соединение

    фамилий. Не допускается соединение фамилий и в случае, если один из

    супругов уже носит двойную фамилию. В соответствии со сложившейся традицией

    чаще всего жена принимает фамилию мужа, однако, по закону супруги равны в

    своем выборе. Право на выбор фамилии может быть осуществлено супругами

    только в момент регистрации брака.

    Поскольку мусульмане не имеют фамилий в их европейском понимании,

    вопрос о фамилиях мусульманским правом никак не регулируется.

    Расторжение брака.

    У российского и мусульманского права различные подходы к вопросам

    процедуры и необходимых условий развода. Отношение к самому расторжению

    брака мусульманского и российского права также отличается.

    Отношение мусульманского права к разводу выражено в хадисе: " Развод

    - самый противный из поступков, дозволенных Аллахом"[34]. Из чего делается

    вывод о том, что развод в своей сущности является порицаемым действием, но

    никто не вправе помешать расторжению брака в случае, если расторжение брака

    было совершено с соблюдением всех необходимых условий.

    Притом, что развод считается в общем порицаемым явлением, существует

    ситуации, при которых он становится запрещенным, обязательным или же

    мубахом (действия, которые не являются ни порицаемыми, ни желательными).

    Развод обязателен, в случае неспособности мужа обеспечить жену или жить с

    ней половой жизнью, а также в случае невыполнения женой обязательных

    требований шариата. Обязанность мужа расторгнуть брак в первых двух случаях

    возникает только в случае требования развода со стороны жены.

    Запретным считается брак, целью которого является нарушение равенства

    между женами. Данный запрет не влечет автоматически к разводу, а выражает

    отношение религии к таким действиям. Основой обеспечения данного запрета

    является не принуждение, а внутреннее убеждение мусульманина, которое не

    позволяет ему поступать вопреки религиозным нормам.

    Российское законодательство относится к разводу индифферентно и

    считает его личным делом супругов. Государство не вправе препятствовать

    расторжению брака в случае, если оба супруга требуют расторжения брака

    (ст.23 СК РФ). Если же один из супругов выступает против расторжения брака,

    суд может предоставить супругам срок для примирения, по истечении которого

    он обязан расторгнуть брак.

    В российском праве для прекращения брака необходима регистрация

    расторжения брака государством либо принятие соответствующего судебного

    решения. В шариате для признания расторжения брака законным достаточно

    соблюдения ряда условий, принятие какого-либо решения органами

    государственной власти не обязательно, хотя развод может быть осуществлен и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.