Шпоры по Конституционному праву
39. Понятие и форма гос. устройства РФ.
Гос. устройство - это присущая данному гос-ву внутр. территориальная
стр-ра, его орг-ция, терр. состав, деление терр-рии данного гос-ва на
территориально-государственные или нац.-гос. или адм.-территориальные
части, хар-р взаимоотношения как между собой, так и с гос-вом в целом. По
форме гос. устройство они м.б. унитарными, федеративными и
конфедеративными. В настоящее время конфедеративной формы нет. К РФ опр-ет
терр. орг-цию РФ. Ее составными частями явл-ся нац-гос. и терр-гос.
образования, терр-рия ~ подразд-ся на адм.-терр. ед-цы. Основой их
взаимоотношений и отношений с гос-вом явл-ся принцип федерализма
Историч. справка: до 1917 Россия - унитарное централиз. гос-во, после
переворота 1917 - Россия являлась федерацией, построенной на базе автономии
(формально). 31.03.1992 - подписан и инкорпорирован в действующую К. в кач-
ве составной части федеративный договор. Этому предшествовало с 1989
(реформирование СССР и РСФСР, след-но расширение прав автономных республик,
преобразование некоторых из них в суверенные республики). 1993 - принятие К
РФ, в ней признается 1) Асимметричность федерации. 2) отношение S РФ и фед
центра, поставленного на правовую основу. 3) Заложена идея сохранения
целостности РФ в сочетании с правом нации на самоопределение. 4)
Преодоление слабой гос. власти путем создания единю. сис-мы органов власти
РФ и S по предметам их совместного ведения и исключит. ведения РФ.
40. Принципы гос. устройства РФ: понятие и содержание.
Принципы ГУ - основополаг. идеи, закрепленные в НКП, на ~ строится и
функционирующая современная российская республика.
1. Принцип приоритета прав и свобод человека на всей территории РФ.
2. Принцип равнодействия и самоопределения и самоопределения народов
в рамках РФ (но субъекты РФ не имеют права легитимно выйти из
состава РФ).
3. Построение России по смешанному национальному национально-
территориальному принципу (национальное => неустойчивое, нужно
территориальное).
4. Строительство РФ как демократич., правового гос-ва.
5. Принцип разграничения властей в РФ.
6. Принцип равноправия субъектов РФ в их взаимоотношениях между
собой и в отношениях с РФ.
7. Принцип разнопорядковости субъекта РФ с т.з. их гос-правового
статуса (республики - нац. гос-ва; автономные округа; области;
края и т.д.)
8. Принцип верховенства Фед. Конституции и ФКЗ на всей терр-рии РФ.
Юр. природа современной РФ как фед. гос-ва. В завис-ти от того, что явл-ся
правовой основой функционирующего гос-ва выделяют Конституционную
федерацию, договорную и смешанную. РФ явл-ся конституционно-договорной, но
Конституция обладает приоритетом).
41. Конституционно-правовой статус РФ как суверенного государства.
В К. РФ в общем виде закреплен принцип гос. суверенитета совр. российского
гос. ( ст. 2,3 К.) Он означает, что фед. гос. власть РФ обладает
верховенством, самост. и независимостью от к-л др. властей как на тер-рии
самой РФ, так и в её взаимоотн. с зарубежными гос.. Суверенитет - это
качественное состоян. гос. власти. Оно выражается через опред.
"совокупность суверенных прав госуд, т.е важнейших, фундаментальных прав.
Одновременно они хар-ют РФ как гос. 1) право учредит. власти, т.е. право
разрабатывать, принимать свою К., вносить в неё необходимые измен.,
дополнения и поправки; 2) право установления системы фед. органов
законодат., исполнит. и судебной власти, порядка их организации и
деятельности, право принимать ф.к.з. и ф.з., осуществлять контроль за их
соблюдением; 3) право иметь свое российское гражданство, приобретен. и
прекращен. ~ осущ. в соотв. с ф.з.; 4) право иметь российские вооруж. силы
для обеспечения и защиты гос. суверенитета РФ; 5) право иметь свой гос.
язык на всей тер-рии РФ - русский язык; 6) право иметь свои символы гос
суверенитета; герб, флаг, гимн и столицу. Суверенные права РФ как самост.
гос. составляют ядро его компетенции. Именно через полномоч. и предметы
собств. ведения (и совместного ведения с субъектами) РФ осуществляет гос.
суверенитет.
42. Юрид. природа соврем. РФ как федеративного государства.
После подписан. 31 марта 92 г. федерат. договора ( и юр. природа РФ. До
этого РСФСР явл. формально К. федерацией, т.е отсутств. спец-е. договора,
об отношен. Рос. с ее автономными образованиями или к-л. др. тер-ми
частями. Они регулир. К. РСФСР, К. АССР и з-ми РФ об автономных обл. и
автономных округах. После подписан. Федерат. договора РФ превратилась в К-
договорную федерацию. Правовая природа Федер. договора: 1) он имеет ранг К.
н-п. акта 2) согласно ст.8 этого договора, он явл. составной частью К. РФ
1978 г. 3) (-я и дополнения в данный раздел К. РФ считались принятыми,
если они одобрялись органами законодат. власти не менее чем 2/3 S РФ.
Федерат. договор д.б. закрепить перераспределен. предметов ведения и
полномочий = федер. органами гос. власти и органами власти S РФ, а не
наделять федерацию полномочиями по принципу делегирования их от S центру,
т.е снизу вверх. Федерат. договор не определ. и систему федер. органов гос.
власти. Их система, структура, порядок организации и компетенция устанавл.
К. РФ. Принятие 12.12.93 г. новой К. РФ внесло некотор. коррективы в соотн.
Федер. договора и К. РФ- Оставаясь действующим, Федер. договор не включ.
теперь в К. РФ в качестве её составной части. Новая К. РФ более четко
определ. субординацию = ней и федерат. договором. Во 2 разделе К. РФ
записано, что в случае несоотв. положен. К положений Федер. договора
действуют положен. К. РФ. Но это не меняет юр. природы РФ как К-договорной
федерации, т.к. федерат. договор продолжает действовать наряду с новой К.
Более того, К. РФ предусмотрела возможность заключен. двухсторонних
договоров о разграничении предметов ведения и полномочий = органами гос.
власти РФ и органами гос. власти S РФ.
43. Субъекты РФ : понятие и виды.
в соответствии с К. РФ в её состав на правах S входят республики (21),
края (6), области (49), города федер. значен. (2), автономная обл. (1),
автономные округа (10), т.о. S состав РФ включает 89 образований. Все S РФ
равноправны = собой, и во взаимоотн. с федер. органами гос. власти.
Принятие в РФ и образование в её составе нового S осуществ. в порядке,
установл. ф.к.з. А ( статуса существующих S, м. произойти лишь при условии
взаимного согласия РФ и соотв. S (а не всех S). Эти вопр. регулир. спец.
ф.к.з. Данные положения К. РФ открывают возможность легитимного ( статуса
того или иного S, но, безусловно, в рамках РФ. S РФ не имеют права выхода
из состава РФ. Указанный в К. РФ перечень S РФ свидет. о том, что К.
устанавливает шесть разновидностей S РФ: республика, край, область, город
федер. значения, автономная обл, автономный округ. В то же время Федерат.
договор закрепил 3 разновидности S РФ 1) республика 2) край, область, город
федерального значения 3) автономная область, автономный округ.
44. КП статус республики в составе РФ.
В составе РФ в настояшее время находится 21 республика. Статус республики
определ. К. РФ и К. самой республики. В отличие от прежней К., где статус
АССР был довольно подробно расписан, нынешняя К. РФ закрепляет лишь самые
общие положения, предоставляя возможность республике в своей К. сделать это
исчерпывающим и детальным образом. Республика - это госуд., образованное по
национ.-территориальному принципу. Ей присущи те признаки и черты, которые
хар-ны для гос. 1) каждая республика имеет свою К., ~ она самост.
разрабатывает и принимает. 2) каждая республика имеет свое законодат. 3)
каждая республика имеет свои законодат., исполнит. и суд. органы, ~ она
самост. формирует. 4) каждая республика облад. правом тер-ого верховенства,
без ее согласия тер-рия республики не м.б. ( 5) республики вправе
устанавливать свои гос. языки. 6) республика вправе устанавливать свое
гражд-во. 7) республика вправе участвовать во внешнеэкон. и иных м/н
отношен., 8) каждая республика имеет свои символы: герб, флаг, столицу. Эти
и др. признаки свидет. о том, что республ. как гос. обладает гос.
суверенитетом. Это положение прямо не закреплено в новой К., однако
Федерат. договор, К. республик прямо указывают на это. Кроме того,
республики приняли Декларации о гос. суверенитете своих республик. Каждая
республика в составе РФ - это национ. гос.
45. КП статус края, области, города федерального значения.
до 31 марта 1992 г. ( подписан. Федерат. договора) области, края, города
федер-го значения, по действовавшей в то время. К. РФ являлись админ-
территор. единиц. Этот договор, и К. РФ относят теперь эти образования к
числу S РФ. =>, их н. считать теперь не админ-территор. единицами, а
территориально-гос. образованиями, построенными по территор. принципу.
Статус края, обл., города федер. значен. определ. К. РФ и уставом края,
области, города федер. значен. Устав - это учредит. К. акт, принимаемый
законодат. (представит.) органом гос. власти соответств. края, обл., города
федер. значен. Он подлежит такой же правовой защите, как и ф.з. Гос. хар-р
указанных S РФ определяется также тем, что они имеют право издавать свои з-
ны, их тер-рия не м.б. ( без их согласия, они имеют своих представителей в
федер. органах гос. власти, обладают правом законодат. инициативы в ГД ФС и
т.д. В области. экон, соц. сфере, экологии, культуры и т.д. края, обл.,
города федер. значен. равноправны с республиками. Однако в отличие от
республик этот вид S не имеет К. (ее заменяет Устав), своего гражданства,
их высшее должностное лицо не м. называться президентом, а сфера законодат.
регулирования (особенно по налоговым вопросам) уже, чем у республик, они
не м. устанавливать свой гос. язык и т.п. Эти и др. различ. = указанными 2
видами S РФ объясняются тем, что республики - это госуд., а края, обл.,
города федер. значен. таковыми не явл., хотя и обладают признаками гос.
образований.
46. Конституционно-правовой статус автономная область, автономный округ
это национально-территор. гос. образования, обладающие аналогичным
статусом с краями, обл. и городами федер. значен. Они имеют свой устав и
свое законодат. Однако в отличие от края, обл. и города федер. значен. в
отношении каждого из них (автономной обл., конкретного автономного округа)
м.б. принят именной ф.з. по представлению законодат. и исполнит. органов
этих S. Автономные округа в отличие от др. S РФ входят в состав РФ не
непосредственно, а через края и обл., на тер-рии ~ они находятся. Отношения
автономных округов, входящих в состав края, области, м. регулир. ф.з. и
договором = органами гос. власти автономного округа и соответственно,
органами гос. власти края или области.
47. Государственные символы РФ.
Гос. флаг РФ - это прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонт.
полос: белого,синего и красного цвета. Отношение ширины флага к его длине
— 2:3.
Он поднимается: на зданиях, где проводятся заседания палат ФС, на
резиденциях Президента РФ, Правит. РФ, Конст. Суда РФ, Верховн. Суда РФ,
Высшего Арбитр. Суда РФ- постоянно; Изображение Гос. флага РФ м. наноситься
на воздушные суда РФ Гос. флаг РФ. м.б. поднят в знак траура. Тогда в
верхней части древка Гос. флага РФ крепится черная лента
При одновременном поднятии флаг РФ наход. слева или в центре, и д.б. не
меньше флага S РФ Гос. гимн РФ ( положение) Гос. гимном РФ явл. мелодия,
созданная на основе «Патриотич. песни» М. И. Глинки. Гос. гимн РФ
исполняется во время торжеств. церемоний и иных мероприятий, проводимых
гос. органами: при поднятии Гос. флага РФ; после принесения присяги
Президентом РФ; при открытии и закрытии сессий палат ФС, при вручении гос.
наград; Гос. герб РФ это изображение золотого двуглавого орла, помещенного
на красном геральдическом щите; над орлом — три историч. короны Петра 1
(над головами — две малые и над ними — одна большего размера); в лапах орла
— скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий
копьем дракона. Допускаются воспроизвед. Гос. герба в одноцветном
варианте, а также его воспроизведен. в виде гл. фигуры -двуглавого орла.
Гос. герб (многоцветный вариант) помещается на бланках ф.з, указов и
распоряжен. Президента, постановлений и распоряжений Правительства ,
решений Конст., Верховного и Высшего Арбитражного Судов. Гос. герб м.
помещаться на ден. знаках, орденах и медалях РФ.
48. Компетенция РФ и её S: конституц. основы и соотношение.
В соответствии с ч.З ст.11 К. РФ разграничен. предметов ведения и
полномочий (т.е. компетенции) = органами гос. власти РФ и органами гос.
власти S РФ осуществляется К, Федеративн. и др. договорами о разграничен.
предметов ведения и полномочий. В К. РФ говорится о 3 видах полномочий
(вопросов), относящихся к ведению РФ и её S. 1) относится к ведению РФ (см.
ст.71 К. РФ).2) находится в совместном ведении РФ и её S (см. ст.72 К.РФ).
3) относится к ведению самих S РФ. Вне этих пределов S РФ обладают всей
полнотой гос. власти (см. ст.73 К. РФ). В К. РФ перечислены первые две
группы полномочий и предметов ведения. Этот перечень носит исчерпывающий
характер и не может толковаться в сторону его сужения или расширения
(однако это не исключает их детализации и конкретизации в соответствующих
двухсторонних договорах и соглашениях = федер. органами гос. власти и
органами гос. власти S РФ). Третья группа полномочий и предметов ведения в
К. РФ не перечисляется. Эти вопросы д.б. закреплены в К. и Уставах соотв. S
РФ.
49. Законодат. РФ и её субьектов: конституционные основы и соотношение.
Согласно К. ст. 71: В ведениии РФ находятся: а) принятие (изменение) К. б)
федеративное устройство и терр. РФ. в) регулирование и защита прав и свобод
Ч. и Г., Гр. РФ г) установление системы всех федер. органов власти д)
управление федеральной собственностью е) установл. федер. политики и федер.
программы по гос., эк., эколог., соц., культ., и нац., развитию РФ ж)
установление основ рынка (фин., валютн., кредитн., таможен. регулирование,
федер. эк. службы и федер. банки) з) федер. бюджет, фед. налоги и сборы;
федер. фонды и) федер. энерго системы, ф. инфраструктура, ф. информация и
связь к) внешн. политика и м/н отношения РФ, м/н договоры РФ, вопр. войны и
мира л) внешнеэк. связи м) оборона и безопасность н) защита гос. границ о)
судоустройство, прокуратура, уголовное и граджданское зак-во. Согласно К.
ст. 72: В совместном ведении РФ и ее S: а) обеспечение соответствия всех НП
актов S-в РФ К. РФ и ФКЗ ФЗ б) защита прав Ч. и Г. в) обеспечение обществ.
безопасности, пограничные зоны г) ресурсы д) разграничение гос.
собственности е) охрана окр. среды ж) координация здравоохр., соц. защиты…
з) борьба с катастрофами, и ликвидация последствий и) установление общих
принципов налогообл. и сборов к) общие вопр. воспитания, образования… л)
административное, трудовое, семейное, земельное зак-во м) общие принципы
организации системы органов гос. власти и местного самоупр. н) координация
м/н и внешнеэк. связей S-в РФ Согласно К. ст. 73: "вне вышеуказанных
пределах ведения - S-ты РФ обладают всей полнотой гос. власти". Согласно К.
ст. 76: Для обеспечения ст. 71 издаются ФКЗ и ФЗ. Для обеспечения ст 72
издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные НПА S-в РФ, ~
не противоречат ФЗ и ФКЗ. В случае противоречия з-ов и др. н.п.а. S РФ
соответствующим ф.з, и в первом, и во втором случае, действуют ф.з. Если в
случае ст.73. возникает противоречие = ф.з. и н.п.а. S РФ, действуют
последние, т.е. з-ны и др. н.п.а. S РФ.
50. Понятие конституцианного строя и его основ.
В К. РФ 93 г. впервые в нашей истории вводится понятие «осноны К. строя», ~
отличается от таких понятий, как «обществ. строй», «гос. строй». т.к. гос.
строй м. и не б. К. К. (или правовым) гос. становится в гражд. общ., где
признаны, надёжно защищены и обеспечены основные права и свободы . Осн.
принцип правового или К. гос. состоит в том, что гос. власть в нем
ограничена. Ограниченность гос. власти в правовом гос. создается признанием
за личностью неотъемлемых, неотчуждаемых прав и свобод. Отсюда К. гос. хар-
ся тем, что в нём обеспечено подчинение гос-ва праву. Чтобы гос. в полной
мере подчинилось праву, это подчинение д.б. обеспечено определ. гарантиями.
Эти гарантии в своей совокупности образуют К. строй, а важнейшие из них
возводятся К. в ранг К. принципов и образуют основы К. строя. Основы К.
строя- это совокупность КП норм, регулир. ключевые К. отношения. => нормы
К. закрепляющие основы К. строя, составляют фундамент, на ~ строятся все
последующие КП институты. ОКС служат своего рода «К. в К.», т.е. выступают
как комплекс высших принципов, содержащих исходные начала всей правовой
системы.,это нормы, ~ следует мерить собственно К. ОКС хар-ся целым рядом
специфич. черт: они имеют основополагающее, фундамент., обобщающее значен.,
они носят политико-правовой характер; их нормативность и
общеобязательность; юр. верховенство по отношен. к др. положениям К. и всем
иным НПА . определенность и категоричность; постоянность действия;
общепризнанность, сжатость и концентрированность положений: целостность и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|