МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Толкование Конституции РФ

    Конституционного Суда РФ в той или иной степени состоит в толковании

    Конституции.

    В соответствии со ст.106 Закона «О Конституционном Суде РФ» толкование

    Конституции РФ, данное Конституционным Судом РФ, является официальным и

    обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных органов

    государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий,

    учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

    Видимо исходя из обязательности актов Конституционного Суда РФ и,

    следовательно, их исключительной правовой и общественной значимости

    некоторые исследователи (в частности, Баглай М. В.[9]) сводят толковании

    Конституции исключительно к соответствующей деятельности Конституционного

    Суда РФ, что, по нашему мнению, некорректно с точки зрения игнорирования

    толкования, даваемого иными субъектами.

    2) Иные субъекты толкования (ученые, дающие доктринальное толкование,

    например, в комментариях к Конституции РФ, монографиях, статьях, иные суды,

    толкующие и по итогам такого толкования применяющие Конституцию РФ при

    разрешении конкретного дела и тд.).

    Отдельным подвидом толкования здесь можно выделить так называемое

    «особое мнение» того или иного судьи Конституционного Суда РФ, подлежащее

    опубликованию вместе с текстом решения согласно ст.76 Закона «О

    Конституционном Суде РФ». Не являясь обязательным такое «особое мнение»

    часто имеет значительную научную и познавательную ценность, показывает

    неоднозначность, спорность, возможно, неправильность соответствующего

    решения Конституционного Суда РФ. Так, в юридической литературе большую

    известность получили «особые мнения» шести судей Конституционного Суда РФ

    по так называемому чеченскому делу, значительный резонанс вызвало и особое

    мнение судьи Кононова Л. А. по скандальному Определению Конституционного

    Суда РФ от 08.04.04 № 169-О (где сделан вывод о невозможности принятия к

    вычету НДС, уплаченного заемными средствами).

    Важной особенностью толкования Конституции РФ, даваемого

    Конституционным Судом РФ, является необходимость соблюдения отдельных

    особенностей конституционного судопроизводства.

    Прежде всего, ч.2 ст.21 Закона предусмотрено, что толкование

    Конституции РФ дается исключительно в пленарном заседании. Особенностью

    такой процессуальной формы осуществления конституционного судопроизводства

    как пленарное заседание является то, что в пленарном заседании участвуют

    все судьи Конституционного Суда РФ.

    Итоговое решение Конституционного Суда о толковании Конституции

    именуется постановлением. Оно основывается только на тех материалах,

    которые исследовались Конституционным Судом, и принимается большинством не

    менее двух третей от общего числа судей (в иных случаях для принятия

    решения достаточно и простого большинства участвовавших в голосовании судей

    – ст.72 Закона). В соответствии со статьей 74 Закона Конституционный Суд

    принимает постановление о толковании, оценивая как буквальный смысл

    положений Конституции, так и смысл, придаваемый им официальным и иным

    толкованием или сложившейся правоприменительной практикой. Постановление о

    толковании не должно противоречить ранее принятым решениям Конституционного

    Суда по аналогичным делам.

    В процессе толкования Конституции можно выделить следующие стадии:

    1) Направление запроса о толковании в Конституционный Суд. Запрос в Суд

    оформляется, как правило, актом соответствующего субъекта, например

    постановлением Государственной Думы. Он должен исходить от уполномоченного

    на то субъекта и содержать указание на неопределенность в понимании

    положений Конституции. На неопределенность указывается в обращении,

    направляемом в Конституционный Суд в письменной форме и подписываемом

    управомоченными лицами, в котором должны быть указаны положения

    Конституции, подлежащие толкованию, позиция заявителя по поставленному им

    вопросу, а также требование, обращенное к Конституционному Суду (статья 37

    Закона). К запросу прилагается текст положения Конституции, подлежащего

    толкованию (статья 38 Закона). Запросы о толковании Конституции

    государственной пошлиной не оплачиваются (статья 39 Закона).

    Запрос о толковании Конституции, согласно статье 40 Закона,

    предварительно рассматривается Секретариатом Конституционного Суда, который

    в некоторых случаях может уведомить заявителя о несоответствии его

    обращения требованиям Закона. Но заявитель во всяком случае вправе

    потребовать принятия решения по этому вопросу непосредственно

    Конституционным Судом.

    2) Предварительное изучение обращения судьями. Эта стадия прямо

    предусмотрена статьей 41 Закона в качестве обязательной, из чего следует,

    что без нее не может быть всей последующей деятельности Конституционного

    Суда по запросу о толковании. Изучение обращения судьями (судьей) может

    подтвердить или опровергнуть оценку обращения, предварительно данную

    Секретариатом Конституционного Суда, и при принятии его к рассмотрению

    формирует правовые позиции других судей, участвующих в разрешении дела.

    Заключение судей (судьи) по результатам предварительного изучения обращения

    докладывается в пленарном заседании Конституционного Суда, который

    принимает решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению не позднее

    месяца со дня завершения предварительного изучения обращения отдельными

    судьями. Конституционный Суд в случаях, установленных статьей 43 Закона,

    может отказать в принятии запроса к рассмотрению.

    3) Подготовка дела к слушанию. Для этого Конституционный Суд назначает

    одного или нескольких судей-докладчиков. Судья-докладчик истребует

    документы и иные материалы, поручает производство проверок, исследований,

    экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. На

    этой же стадии определяется круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в

    заседание. Стадия завершается объявлением о дате заседания Конституционного

    Суда.

    4) Рассмотрение запроса о толковании по существу. Дела по запросам о

    толковании рассматриваются исключительно в пленарных заседаниях

    Конституционного Суда, то есть в полном его составе. Заседание

    Конституционного Суда проводится открыто.

    5) Совещание судей и принятие итогового решения. В ходе совещания судьи

    вправе свободно излагать свою позицию и просить других судей уточнить их

    позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть

    ограничены. Итоговое решение Конституционного Суда о толковании

    подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Судья не вправе

    воздержаться при голосовании или уклониться от голосования. Постановление

    Конституционного Суда о толковании провозглашается в полном объеме в

    открытом заседании. Судья, не согласный с толкованием, данным

    Конституционным Судом, вправе письменно изложить свое особое мнение,

    которое подлежит опубликованию вместе с постановлением Конституционного

    Суда.

    6) Опубликование решения (в частности, в «Вестнике Конституционного

    Суда РФ – ст.78).

    6) Разъяснение принятого решения. Данная стадия не является

    обязательной. В соответствии со статьей 83 Закона решение Конституционного

    Суда может быть разъяснено только им самим по ходатайству органов и лиц,

    имеющих право на обращение в Конституционный Суд.

    Конституционный Суд принимает постановление только по предмету,

    указанному в обращении, то есть он не вправе давать толкование положениям,

    о которых заявитель не просит. В то же время Конституционный Суд вынужден

    учитывать иные конституционные и законодательные нормы, так как без

    уяснения места подлежащих толкованию положений Конституции в системе

    правовых актов решение может быть недостаточно обоснованным. Постановление

    Конституционного Суда является окончательным, не подлежит обжалованию,

    вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно

    и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

    Постановление о толковании не может быть отменено никакими органами, в том

    числе самим Конституционным Судом.

    Таким образом, особенности толкования Конституции РФ органически

    вытекают из особенностей (черт) Конституции как основного Закона. Важной

    особенностью деятельности Конституционного Суда РФ по толкованию положений

    Конституции РФ является необходимость соблюдение специальных законодательно

    установленных процессуальных норм принятия решений.

    Глава 2 Практика толкования Конституции РФ

    2.1. Толкование Конституции РФ Конституционным Судом РФ

    Конституционный Суд РФ, будучи единственным субъектом легального

    толкования Конституции РФ, использовал данное свое право неоднократно. В

    рамках настоящей главы будут рассмотрены отдельные, оказавшие наиболее

    значимое влияние на порядок применения положений Конституции решения

    Конституционного Суда РФ.

    В Постановлении от 23.03.95 № 1-П по делу о толковании части 4 статьи

    105 и статьи 106 Конституции РФ[10] Конституционный Суд постановил, что

    рассмотрение в Совете Федерации федерального закона, подлежащего в

    соответствии со статьей 106 Конституции обязательному рассмотрению в этой

    палате, должно начаться согласно части 4 статьи 105 Конституции не позднее

    четырнадцати дней после его передачи в Совет Федерации. Если Совет

    Федерации в течение четырнадцати дней не завершил рассмотрения принятого

    Государственной Думой федерального закона, подлежащего в соответствии со

    статьей 106 Конституции обязательному рассмотрению в Совете Федерации, этот

    закон не считается одобренным и его рассмотрение продолжается на следующем

    заседании Совета Федерации до вынесения решения о его одобрении либо

    отклонении. Такое толкование не распространяется на федеральные законы,

    признанные самим Советом Федерации подлежащими обязательному рассмотрению в

    Совете Федерации, если они приняты Государственной Думой по вопросам, не

    перечисленным в статье 106 Конституции.

    На практике указанное толкование позволяет обойтись без одобрения

    Советом Федерации даже тех федеральных законов, принятие которых прямо

    предусмотрено Конституцией РФ и которые непосредственно затрагивают

    интересы субъектов РФ. К ним относится, например, Федеральный закон «Об

    общих принципах организации законодательных (представительных) и

    исполнительных органов государственной власти субъектов Российской

    Федерации».

    В Постановлении от 12.04.95 № 2-П по делу о толковании статей 103

    (часть 3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2), 117 (часть 3) и

    135 (часть 2) Конституции РФ[11] (данное дело вызвало широкий общественный

    резонанс и было названо делом «о мертвых душах») Конституционный Суд

    постановил, что положение об общем числе депутатов Государственной Думы,

    содержащееся в указанных статьях, следует понимать как число депутатов,

    установленное для Государственной Думы статьей 95 (часть 3) Конституции, -

    450 депутатов. Положение об общем числе членов Совета Федерации и депутатов

    Государственной Думы, содержащееся в статьях 107 (часть 3) и 135 (часть 2)

    Конституции, следует понимать как предусматривающее голосование раздельно

    по палатам и определение его результатов соответственно от численности

    каждой палаты, установленной статьей 95 (части 2 и 3) Конституции

    Российской Федерации. Решения Государственной Думы, принятые ранее в

    соответствии с иным порядком подведения итогов голосования, пересмотру в

    связи с данным толкованием не подлежат.

    Хотелось бы обратить внимание на особые мнения по данному делу судей

    Г.А. Гаджиева и Б.С. Эбзеева.

    Г.А. Гаджиев отмечал, что при решении внутренних вопросов деятельности

    палат парламента порядок принятия ими постановлений может устанавливаться

    их регламентами. Например, Регламентом Государственной Думы

    устанавливалось, что избранным на должность Председателя Государственной

    Думы считается тот кандидат, который получил большинство голосов от числа

    избранных депутатов, которое, разумеется, будет меньше большинства от

    общего числа 450 депутатов. Толкование статьи 103 (часть 3) Конституции,

    сводящееся к тому, что все постановления Государственной Думы принимаются

    большинством голосов от общего числа депутатов, означает вторжение в

    полномочия палаты решать вопросы внутреннего распорядка и принимать

    регламент.

    Подобная позиция представляется спорной как минимум потому, что по сути

    лишает положения Конституции РФ непосредственного действия, давая право

    Государственной Думе посредством своего внутреннего акта (Регламента) их

    корректировать в зависимости от политической конъюнктуры.

    По мнению Б.С. Эбзеева, включение в общее число голосов депутатов

    Государственной Думы вакантных депутатских мандатов (то есть фактически

    голосов неизбранных депутатов), не замещенных путем свободных выборов,

    создает фикцию представительства народа и субъектов Российской Федерации в

    парламенте. Избирателей в Федеральном Собрании представляют не мандаты, а

    депутаты. Поэтому положение об общем числе депутатов Государственной Думы

    следует понимать как конституционно установленное число депутатских

    мандатов в Государственной Думе за вычетом числа мандатов, являющихся

    вакантными на момент принятия конкретного решения.

    Точка зрения Б.С. Эбзеева небесспорна по ряду обстоятельств. Так, при

    таком толковании нормы частей 2 и 3 статьи 95 Конституции РФ утратили бы

    качество императивных, каковыми они исходя из буквального смысла, без

    сомнения, являются.

    Большое значение для развития конституционного права Российской

    Федерации приобрели следующие решения о толковании положений главы 9

    «Конституционные поправки и пересмотр Конститттуции» Конституции РФ.

    В Постановлении от 31.10.95 № 12-П по делу о толковании статьи 136

    Конституции Российской Федерации[12] Конституционный Суд постановил, что из

    установленной Конституцией процедуры принятия поправок к ее главам 3 - 8

    вытекает, что поправки в смысле статьи 136 Конституции принимаются в форме

    особого правового акта - закона РФ о поправке к Конституции РФ. Данный

    Закон должен приниматься в особой процедуре (необходимость одобрения

    органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ).

    Значение данного Постановления, учитывая активно проводимую в РФ

    государственно-правовую реформу и связанную с ней большую вероятность

    конституционных поправок, очень велико. Во-первых, оно вводит в правовую

    систему России новый вид законодательного акта представительного органа

    Российской Федерации - закон Российской Федерации о поправке к Конституции

    РФ. Можно предположить, что юридическая сила такого закона выше, чем у

    федеральных конституционных законов. Он не только создает новую редакцию

    Конституции и тем самым становится ее неотъемлемой частью, но и может

    изменить существо вопросов, сузить или расширить их перечень, по которым

    требуется принятие федеральных конституционных законов. Например, таким

    законом можно установить, что статус столицы России устанавливается

    федеральным конституционным законом (в настоящее время статья 70

    Конституции предусматривает принятие для этого только федерального закона).

    Во-вторых, Постановление во многом обусловило принятие такого важного акта,

    как Федеральный закон «О порядке принятия и вступления в силу поправок к

    Конституции РФ». В-третьих, на закон о поправке к Конституции не может быть

    наложено вето Президента Российской Федерации.

    В Постановлении от 28.11.95 № 15-П по делу о толковании части 2 статьи

    137 Конституции РФ[13] Конституционный Суд постановил, что изменения

    наименования субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 2

    статьи 137 Конституции включаются в текст статьи 65 Конституции указом

    Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном

    им порядке, то есть фактически установлена конкретная правовая форма, в

    которой осуществляется включение наименования нового субъекта РФ в текст

    ст.65 Конституции.

    В Постановлении от 22.04.96 № 10-П по делу о толковании отдельных

    положений статьи 107 Конституции РФ[14] Конституционный Суд постановил:

    1. Под «принятым федеральным законом», направляемым Президенту РФ для

    подписания и обнародования по смыслу части 1 статьи 107 Конституции

    понимаются:

    - законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации

    в соответствии с частями 1, 2, 3 и 4 статьи 105 Конституции;

    - законы, повторно принятые Государственной Думой в соответствии с

    частью 5 статьи 105 Конституции (то есть квалифицированным большинством,

    преодолевая несогласие Совета Федерации);

    - законы, одобренные Государственной Думой и Советом Федерации в

    соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции (преодолевая вето

    Президента).

    2. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется для

    подписания и обнародования Президенту Советом Федерации независимо от того,

    одобрен этот закон данной палатой путем голосования или без рассмотрения. В

    случае, предусмотренном частью 5 статьи 105 Конституции, принятый

    федеральный закон Президенту направляет Государственная Дума.

    3. Отклонение федерального закона Президентом, предусмотренное частью 3

    статьи 107 Конституции, означает принятое в течение четырнадцати дней с

    момента получения закона решение Президента об отказе в его подписании

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.