МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Уголовное право в России в X-XVIII веках

    формах, обязательная казнь следовала без всякого учета сословности.

    До бунта Разина значение сословного фактора в проблеме убийств

    занимало государство меньше, нежели идеологические аспекты так называемых

    «родственных» убийств. В специальной главе Уложения «сословные» убийства

    представлены в виде посягательства на жизнь господина и госпожи. Но

    значительно больше занимают законодателя убийства «родственные» и

    начинается глава XXII с многочисленных ситуаций по убийствам родителей. В

    основе этого лежит целиком религиозно-нравственный подход. После Смуты

    расшатывание бытовых и семейно-религиозных устоев было наиболее опасным и

    прямо вело к «шатости» всех сословий. Поэтому-то в XVII в. в

    государственной политике охраняются правила домостроя и семейного

    повиновения.

    Таким образом, при укреплении сословных подходов, Уложение 1649 г.

    сохранило принцип всеобщности защиты личности и даже крепостническая

    политика не разрушила религиозных основ карательной доктрины. Жизнь

    принадлежала Богу, изменить это правило светская власть не могла.

    В ином ключе развивалась правовая защита других компонентов личности —

    чести и телесной неприкосновенности. Конечно, учитывая меньшую тяжесть этих

    посягательств в сравнении с убийствами, законодатель назначил менее тяжкие

    кары, но суть дела в другом. Здесь главенствующее место занимают чисто

    сословные принципы защиты личности, без всякой религиозной подоплеки. Честь

    и телесное здоровье — принадлежность тварного мира. Щепетильное отношение к

    чести прямо ведет к гордыне, к эгоцентризму, к греху, чем и отличались,

    например, местнические родовые споры. Имело место господство чисто

    прагматических штрафных кар, которые в конце концов и представляют собой

    модифицированный эквивалент собственности. В XV — ХУП вв. побои, увечья,

    оскорбления постепенно эволюционизировали к множественности наказаний:

    тюремному заключению, телесным карам, штрафам. Но торжествовал в этом

    многообразии открыто сословный подход и штрафы, которые зависели только от

    сословной принадлежности, получив окончательное закрепление в Уложении 1649

    г. В системе штрафов за бесчестье и телесные повреждения проявлялась связь

    собственности с материальным бытием, связь личности через денежный

    эквивалент и тварное существование с огромным значением собственности.

    Важнейший принцип русского права XV — XVII вв. заключался во взаимосвязи

    ценности личности через ее сословное выражение в собственности.

    Рассматриваемые кодексы карают посягательства на собственность

    денежными эквивалентами. Но церковные кражи (святотатство) наказывались

    смертью, поскольку собственность выступала не в качестве самой себя, а в

    идеологизированной форме. Равным образом, смертью каралось посягательство

    на собственность со стороны «лихих людей», поскольку законодателя

    интересовала здесь повышенная опасность самой личности преступника. Если

    посягательства на собственность были связаны с обычными хищениями,

    нарушениями земельных границ и т. д., материальные взыскания продолжали

    играть огромную роль. Если в этих случаях применялись тюрьма и телесные

    кары, то денежные взыскания над ними превалировали. Уже Судебник 1497 г.

    устанавливает, что при отсутствии денежных средств вор должен отработать

    убытки. В русском праве было распространенным правило, согласно которому

    неправомерное обогащение влекло за собой троекратную регрессную выплату.

    Судебник 1550 г. сохраняет эти принципы, ужесточая выплаты посредством

    правежей и поручительств. Санкции за имущественные преступления «лихих»

    всегда предусматривали имущественно-финансовые взыскания. Ни опричная

    политика, ни Смута не поколебали сословно-имущественных принципов защиты

    собственности, в Уложении 1649 г. они еще более укрепились. Кодекс усложнил

    защиту личности и собственности посредством расширения тюремного заключения

    и телесных кар, но штрафы, конфискации, материальные взыскания с учетом

    сословного статуса лица были очень часты.

    Интересный аспект защиты частной собственности предусматривало

    Уложение 1649 г. впервые допускается убийство вора не только в момент

    совершения кражи, но и во время погони за ним, а также в случае оказания

    сопротивления при поимке.

    Право собственности трактуется широко: кража – это и ловля рыбы в

    чужом пруду, и расхищение имущества во время стихийных бедствий.

    В рассматриваемый период получают дальнейшее развитие понятия

    субъективной стороны преступлений. Закон разделяет преступников на главных

    и второстепенных (соучастников). Отдельно квалифицировались пособники,

    попустители и укрыватели.

    Уложение 1649 г. знает деление преступлений на умышленные,

    неосторожные и случайные. За неосторожные действия совершивший их

    наказывается так же, как и за умышленные действия. Здесь сохраняется

    архаический принцип объективного вменения: наказание следует не за мотив

    преступления, а за его результат.

    Итак, общей особенностью развития уголовного права для указанного

    периода явилось, во-первых, смещение акцентов в сторону ужесточения

    наказания, а во-вторых – дальнейшая регламентация государственных

    преступлений. В вышеперечисленных законодательных актах как нигде более

    ярко виден основной принцип феодального права – существенная дифференциация

    применимости права для представителей разных сословий.

    Глава III. Усиление уголовной репрессии абсолютистского государства в

    начале XVIII в.

    В период реформ Петра I и последующего их развития были сделаны

    попытки кодификации военно-уголовных норм. Прежде всего, они представляли

    собой желание законодателя перенести в российское право иностранные законы,

    согласованные с реальностями жизни русской армии. 30 марта 1716 г. Петром I

    был утвержден первый военно-уголовный закон. Артикул воинский был

    заимствован из иностранных источников, а именно в основу его были положены

    шведские артикулы Густава Адольфа. В артикуле содержались толкования каждой

    статьи.

    Артикул представлял собой своеобразный комплексный боевой, военно-

    административный, военно-уголовный и уголовно исполнительный кодекс России.

    Кроме того, Устав Воинский был законодательным актом, который включал в

    себя независимые друг от друга наказания различных видов. Ввиду очевидного

    совершенства и большей полноты артикулов по сравнению с Уложением царя

    Алексея Михайловича (1649 г.), Петр I приказал руководствоваться артикулами

    во всех судах.

    В данном юридическом документе основные воззрения на наказание и

    преступление существенно изменяются, в связи с постепенным усилением

    государственной власти, берущей в свои руки как оценку преступных деяний,

    так и определение за них наказания. На этой почве она медленно, путем

    практики, проводит мысль, которую духовенство неоднократно выражало еще в

    первом периоде: что власти установлены Богом "в отмщение злодеям и в

    похвалу благотворящим, чтобы люди, если презрят страх Божий, вспомнили бы

    страх властителей земных"[15].

    Исключительное внимание было уделено законодателем институту

    наказания. Впервые были определены цели и задачи наказания, которые

    заключались в возмездии за содеянное, устрашении правонарушителя и народа,

    ограждении общества от преступника, предупреждении преступлений путем

    ликвидации субъекта, приведения его в физическую непригодность или

    возникновение у него страха перед наказанием.

    Эта новая точка зрения на наказание не вытесняет вполне старого начала

    возмездия или воздаяния злом за зло, свойственного мести. На эту почву

    прежде всего становится и государственный суд: "кто кого убьет, онаго кровь

    паки отмстить".

    Цели, намечаемые наказанием, определяются исключительно

    государственными и общественными интересами, в угоду которым преступник

    всецело приносится в жертву. Они могут быть сведены к следующим: 1)

    ограждение общества от преступников полным их истреблением ("чтобы лихих

    людей извести"), или изувечением их, чтобы предупредить возможность

    совершения новых преступлений (например, виновным в подделках подьячим

    отсекали пальцы, "чтобы впредь к письму были непотребны"), или, наконец,

    изъятием преступников из среды общества в тюрьму или в ссылку. 2)

    Устрашение преступников и всех граждан от совершения преступных деяний

    тяжестью и жестокостью наказаний: "да и прочие страх примут таковая не

    творити", "чтобы на то смотря другим неповадно было так чинить". 3)

    Извлечение материальных выгод из имущества и личных сил преступника -

    конфискации, денежные пени и эксплуатация труда преступников со времени

    введения каторжных работ при Петре. Первые две цели по существу требовали

    самых жестоких наказаний, которые и процветали в Петровском

    законодательстве. Воинский устав в 122 статьях назначает смертную казнь;

    отдельные указы угрожают смертною казнью за самые ничтожные поступки,

    например, за хитрость и нераденье, за поклепные иски и пр. Несомненно, что

    во многих указанных случаях имелась в виду только угроза. Кроме того,

    следует учесть, что сама по себе строгость уголовного закона в силу

    исторических причин не повлекла массовых казней после принятия Устава. В то

    время шло интенсивное строительство городов, страна участвовала в

    нескольких войнах, а смертные приговоры зачастую заменялись принудительным

    трудом на возведении всякого рода фортификационных сооружений и гражданских

    объектах («извлечение выгод из преступника»). Нельзя не отметить и того

    факта, что нередко назначенные при Петре I наказания отменялись актами о

    помиловании по случаю военных побед, заключения мира со Швецией в 1722 г. и

    т.д. Устанавливая наказания, законодательство петровского периода,

    преследовало цели привлечение осужденных на многочисленные государственные

    стройки и т.д.

    Кроме смертной казни, ряд изувечивающих наказаний и наказание кнутом

    (так называемая торговая казнь) и равносильное нередко квалифицированной

    смертной казни, достаточно обрисовывают, какими способами предполагалось

    достигнуть цели устрашения.

    Особенности карательной системы Петровского законодательства

    обнаруживаются еще и в формах уголовной санкции. Господствующей была

    неопределенная санкция: не определяется вид наказания, или указывается вид

    , но не определяется размер наказания. Например: "учинить наказание, что

    государь укажет", или "учинить наказанье, смотря по вине"; или же: "взять

    пеню, что государь укажет", "посадить в тюрьму до государева указа". Рядом

    с этим существовали санкции по форме безусловно определенные, но в

    практическом применении столь же неопределенные, как и вышеуказанные, и

    имевшие лишь характер угрозы (например, в целом ряде случаев относительно

    смертной казни). Вследствие этого, участь преступника нередко совершенно

    зависела от произвола правительства. Происходившая отсюда неравномерность

    наказаний еще более усиливалась вследствие все более упрочившегося начала

    сословности. Наконец, к числу особенностей карательной системы в

    рассматриваемую эпоху следует отнести отсутствие принципа индивидуальности

    наказаний. Как в эпоху мести нередко страдали невинные родственники, так и

    позже подвергались наказанию невинные члены семьи: жена при муже, дети при

    отце.

    Однако уже в то время в законе появляются такие виды наказаний,

    которые в общих чертах напоминают цивилизованные формы уголовной репрессии

    (ссылка, изгнание со службы, публичное извинение, политическая смерть,

    тюремное заключение). Это в основном связано с главенством введенной Петром

    I сословной и персональной подсудности, последняя из которых существовала

    до недавнего времени.

    Понятие о преступлении тоже постепенно изменяется. Оно начинает

    считаться деянием, не только причиняющим вред отдельным лицам, но грозящим

    опасностью государству и обществу, а потому перестает быть делом личным или

    семейно-родовым и становится делом государевым и земским. Преследование

    преступлений, зависевшее раньше от инициативы частных лиц, теперь

    становится обязанностью органов государства. Сначала государство преследует

    небольшой круг деяний, признаваемых более важными; это "лихие дела" -

    душегубство, разбой, кража с поличным, - совершаемые "лихими людьми" или

    профессиональными преступниками. В этих названиях сказывается еще

    материальный взгляд на преступление и преступника; но затем все более и

    более преобладающее значение получает чисто формальный взгляд на

    преступление, возникший и упрочившийся под влиянием церковных учений. В

    преступлении церковь видела прежде всего грех, нарушение божественного

    закона, и называла преступников "забывателями страха Божия". Отсюда

    естественно вытекало понятие о преступлении как о нарушении закона

    светского, который, прежде всего, должен служить поддержкой церковного

    учения церкви. Вина преступника оказывалась, таким образом, двойственной:

    перед Богом и перед властью.

    Воинский устав весьма мало привносит в субъективную сторону

    преступления. Вопрос о вменении стоит в зависимости еще от некоторых

    специальных условий, внешних и субъективных. К числу первых относятся

    необходимая оборона и крайняя необходимость. В Воинском уставе оборона

    значительно ограничивается. Им впервые вводится понятие о крайней

    необходимости, применительно к незначительным кражам "из крайней голодной

    нужды"; наказание в таких случаях или совсем не применяется, или умаляется.

    К числу субъективных условий вменения, известных московскому праву из

    Градских законов, относятся малолетство (аще 7 лет отрок) и явно

    болезненное психическое состояние (бесные), устраняющие наказание даже при

    убийстве. Воинский устав упоминает еще о состоянии аффекта и служебной

    ревности, как об обстоятельствах, смягчающих наказание.

    Умысел на государево здоровье наказуется наравне с оконченным деянием,

    умысел на жизнь господина - наравне с покушением. Воинский устав расширяет

    наказание за умысел в преступлениях против Величества; Морской устав

    распространяет это правило и на общие преступления: "все убийцы и

    намеренные к тому будут казнены смертью". Покушение на госуд. преступление

    наказуется по Уложению как совершение, при некоторых общих преступлениях -

    снисходительнее. Воинский устав различает покушения оконченные и

    неоконченные, смягчая наказания за последние, если деяние доведено до конца

    по желанию самого преступника. Что касается до соучастия в преступлении, то

    Уложение различает: 1) главных виновников, интеллектуальных и физических,

    причем последние наказывались иногда легче (холопы, действовавшие по

    научению господ), иногда строже (подьячий - строже дьяка за составление

    неверного судного списка), иногда одинаково; 2) пособников - "товарищей",

    которым назначается то меньшее наказание, то одинаковое с главными

    виновниками ("подвод" и "поноровка"), и 3) прикосновенных лиц, которые

    подлежат также весьма различным наказаниям: пристанодержательство ("стан" и

    "приезд") наказуется как разбой; покупка и хранение краденого ("поклажея")

    - тюрьмой или только отдачей на поруки; неоказание помощи в случае

    опасности от преступников - кнутом; отказ от ловли преступников - пеней;

    недонесение играет важную роль при государственных преступлениях, все

    соучастники подлежат наказанию наравне с главными виновниками, причем не

    только не проводится различия между посторонними и членами семьи, но

    последние даже предполагаются соучастниками, если не докажут противного.

    Воинский устав также знает все эти формы участия, но в большинстве случаев

    устанавливает одинаковые наказания для разных соучастников. В связи с

    изменением общих воззрений на наказание и преступление, иное значение

    получают и отдельные виды преступлений Постепенно выдвигаются на первый

    план деяния, направленные против церкви и государства.

    Воинский устав ставят на первое место преступления против веры и

    церкви. В законе предусмотрены такие преступления, как чародейство,

    идолопоклонничество, богохульство, непосещение церкви и т.д. Многие

    преступления против веры вели к смертной казни и телесным наказаниям.

    Далее следуют преступления политические, особенно подробно

    перечисленные в Воинском уставе, преступления по службе, против порядка

    управления, против общественного порядка и спокойствия и т. д. На первое

    место среди них было поставлено всякое выступление против жизни, здоровья,

    чести государя. Подробно говорилось об измене (вооруженное выступление

    против государя, тайная переписка и тайные переговоры с неприятелем,

    открытие пароля и т.д.) Специальная глава (17) посвящена такому

    преступлению, как возмущение и бунт. За политические преступления была

    установлена, как правило, смертная казнь.

    Преступления против частных лиц стоят на самом последнем месте.

    Имущественные преступления предусмотрены в гл. 21 Артикула. К ним

    относятся, в частности, кража, грабеж – явное похищение чужого имущества,

    совершенное путем вооруженного насилия или без него. Определены такие

    составы, как утайка чужого имущества, отданного на сохранения, присвоение

    находки, повреждение и истребление чужой собственности. Имущественные

    преступления наказывались чрезвычайно жестоко (колесование, сожжение,

    повешение, отсечение головы, шпицрутены, отсечение носа и ушей, каторга).

    Воинский устав был прогрессивным шагом в процессе кодификации и

    унификации как уголовного права России в целом, так и военно-уголовного

    наказания в частности. Однако он имел ряд существенных недостатков,

    поскольку отличительными свойствами наказания в петровскую эпоху были:

    а) отсутствие индивидуализации наказания, в силу чего нередко карались

    близкие родственники преступника;

    б) крайняя неопределенность законодательных формулировок, в результате

    чего невозможно было определить вид наказания (например: «под опасением

    жестокого наказания», «под опасением государева гнева и жестокого

    истязания», «быть в казни», - Устав воинский, артикул 78);

    в) отсутствие равенства всех перед законом, что объяснялось сословным

    духом эпохи (нижние чины могли быть подвергнуты любому наказанию, а в

    отношении высших чинов телесные наказания не применялись);

    г) мучительность уголовных наказаний (законодательство Петра I

    абсолютизировало и исключительную меру наказания - смертную казнь). Так, из

    209 артикулов Устава воинского смертную казнь предусматривал - 101. В них

    были определены совершенно мучительные виды смертной казни: четвертование,

    колесование, заливание горла расплавленным металлом, сожжение. Кроме того,

    суд мог установить форму наказания по своему усмотрению. В практике было

    членовредительство: отсечение рук, ушей, пальцев, вырывание ноздрей,

    клеймение. Все это приносило не только страшные физические страдания, но и

    делало осужденных изгоями общества.

    Заключение

    Самым известным памятником древнерусского права, содержащим нормы

    уголовных наказаний и порядок их исполнения, является "Русская Правда". Ее

    предписания основывались на обычаях и сложившейся практике наказания за

    совершенные преступления. В ней упоминается о смертной казни как о мере

    наказания. В то же время этот свод законов исключает физическое воздействие

    на людей в качестве меры наказания.

    В Псковской судной грамоте смертная казнь предусматривалась как мера

    наказания по пяти видам преступлений: за воровство в церкви, конокрадство,

    государственную измену, поджог, кражу, совершенную в третий раз.

    Судебники 1497 и 1550 гг. предусматривали применение смертной казни

    уже по 10 видам преступлений. Таким образом, система наказаний в процессе

    их исполнения по судебнику стала приобретать более суровый характер,

    направленный прежде всего на устрашение населения. Судебник 1550 г. впервые

    регламентировал пытку.

    Соборное Уложение 1649 г пошло по пути дальнейшего наращивания

    устрашающего начала наказания и процесса его исполнения, ярко выраженной

    мести преступнику за совершенное деяние. Ведущими видами наказания являлись

    смертная казнь, телесные наказания, в том числе членовредительские,

    тюремное заключение и ссылка.

    Артикул Воинский Петра I содержал перечень воинских преступлений и

    устанавливал меры наказания за эти преступления. За многие виды

    преступлений предусматривались жестокие наказания - битьё кнутом,

    шпицрутенами, ссылка на каторгу или смертная казнь.

    В общем развитие уголовного права указанного периода характеризовалось

    процессом закрепления привилегий феодалов. В рассматриваемых юридических

    документах открыто провозглашался принцип неравноправия различных классов

    феодального общества.

    Библиографический список

    1. Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. Т. 1-4. – М.:

    Юрид. литер., 1985.

    2. Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов н/Д,

    «Феникс», 1995. – 524 с.

    3. Исаев И.А. История государства и права России. – М.: Юрист, 1993. – 272

    с.

    4. История СССР с древнейших времен до конца XVIII в. / Под ред. Б.А.

    Рыбакова. – М.: Высш. школа, 1983. – 415 с.

    5. Памятники русского права. Вып. 6. Соборное уложение царя Алексея

    Михайловича 1649 г. М., 1957. –182 с.

    6. Подвигина Н.Л. Очерки социально-экономической и политической истории

    Новгорода Великого в XII-XIII вв. – М., Высш. школа, 1977. – 384 с.

    7. Развитие русского права в XV – первой половине XVI в. – М., Юрид. лит.,

    1988. – 465 с.

    8. Рогов В.А. История уголовного права, террора и репрессий в Русском

    государстве XV-XVII вв. М.: Юрист, 1995. – 488 с.

    9. Сизиков М.И. История государства и права России с конца XVII до начала

    XIX века: Учеб. пособие, М.: Юрист, 1998. – 360 с.

    10. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Часть общая. Т.1. М.: Юрист,

    1994. 457 с.

    11. Чистяков Н.О. История отечественного государства и права. – М.: Юрист,

    1996. – 442 с.

    12. Штамм С.Ю. Судебник 1497 г. М., 1955. – 232 с.

    -----------------------

    [1] Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Часть общая. Т.1. М., 1994.

    С.57.

    [2] Российское законодательство X-ХХ веков. Т.4. С.320.

    [3] Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. Т. 1. – М.:

    Юрид. литер., 1985. С. 27.

    [4] Там же, с. 28.

    [5] Там же, с. 28.

    [6] Цит. по: Подвигина Н.Л. Очерки социально-экономической и

    политической истории Новгорода Великого в XII-XIII вв. – М., 1977. С. 284.

    [7] См. Подвигина Н.Л. Очерки социально-экономической и политической

    истории Новгорода Великого в XII-XIII вв. – М., 1977. С. 289.

    [8] См. Развитие русского права в XV – первой половине XVI в. – М.,

    1988. С. 165.

    [9] Там же, с. 180.

    [10] Цит. по: Рогов В.А. Уголовное право и карательная политика в

    Русском государстве XV-XVIII веков. – М., 1990. С. 93.

    [11] См. Рогов В.А. Уголовное право и карательная политика в Русском

    государстве XV-XVIII веков. – М., 1990. С. 95.

    [12] См. Рогов В.А. Уголовное право и карательная политика в Русском

    государстве XV-XVIII веков. – М., 1990. С. 96.

    [13] Памятники русского права. Вып. 6. Соборное уложение царя Алексея

    Михайловича 1649 г. М., 1957. С. 22.

    [14] Цит. по: Рогов В.А. Уголовное право и карательная политика в

    Русском государстве XV-XVIII веков. – М., 1990. С. 100.

    [15] Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. Т. 4. –

    М., 1985. С. 363.

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.