МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Цель, задачи и проблемы формирования холдинговых компаний. Становление холдинговых компаний в России (на примере ВПК)

    акционерного общества. В-третьих, регламентируемый состав документов и

    обоснований, представляемых в государственные органы управления имуществом

    для регистрации холдинга, крайне ограничен и исключает возможность

    проведения квалифицированной технико-экономической экспертизы.

    По мнению большинства исследователей становления холдинговых отношений

    в России, разумной правовой их регламентации пока нет. И дело даже не в

    отсутствии специального закона о холдингах: главное состоит в том, чтобы

    четко отразить в формируемой правовой базе развития холдингов минимум две

    их сущностные особенности. Во-первых, инкорпорируемые в холдинг компании по

    сути лишаются возможности реализовывать собственную стратегию поведения на

    рынках, а цена ошибки поглощающего предприятия ("матери") резко возрастает

    (тем более, что разницы между "дружественным" и "враждебным" поглощениями

    российское законодательство не определяет). Во-вторых, возможности

    холдингового способа интеграции с точки зрения влияния на ход экономических

    процессов и на структурную трансформацию промышленности настолько велики,

    что процессы создания и функционирования крупных холдингов должны

    контролироваться государством (разумеется, в стратегическом, а не в

    оперативно-хозяйственном аспекте).

    Второй тезис особенно существен: центры холдингового контроля,

    притягивая к себе все большие финансовые, материальные и кадровые ресурсы

    страны (например, согласно экспертным оценкам, в системе холдинга

    "Интеррос" занято уже более 2 млн. человек), становятся реальным

    инструментом реструктурирования экономики, причем их действия прежде всего

    связаны с собственными коммерческими интересами, в первую очередь со

    сферами быстрого оборота капитала (пункт №1 с.л. стр. 37).

    1.2. Организационное обеспечение.

    В странах с развитой рыночной экономики использование холдинговых

    принципов - естественный результат организационно-хозяйственного развития

    крупнокорпоративного интегрированного бизнеса. В российской же экономике с

    кризисным состоянием большинства ее промышленных сфер формирование

    холдингов важно рассматривать прежде всего в структурно-реформационном

    аспекте. В данном контексте представляется обязательным проведение на

    федеральном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях работы по: 1)

    неформальной углубленной экспертизе деятельности промышленных предприятий с

    целью выявления жизнеспособной и конкурентоспособной части

    производственного потенциала; 2) определению перечней научно-технических и

    промышленных областей, принципиально важных для сохранения

    конкурентоспособности на внешних и внутренних рынках; 3) концентрации

    ресурсов государства и коммерческого (частного) капитала для развития

    конкурентоспособных областей науки и промышленности; 4) нахождению

    стратегических инвесторов, готовых вкладывать средства в коммерчески

    эффективные проекты.

    Поскольку работа по формированию конкурентоспособных холдинговых

    структур должна инициироваться прежде всего собственником, представляется

    важным провести принципиальный методический подход к разработке

    организационного проекта холдингового объединения, основанный на

    инициативах государства-собственника, заинтересованного в управляемой

    реализации приоритетных проблем жизнеобеспечения и социально-экономического

    развития. При этом у государства есть следующие возможные варианты

    действий: 1) создание на базе передачи госпакетов акций подконтрольного

    основного общества, регулирующего деятельность дочерних фирм; 2)

    приватизация базового госпредприятия (или взаимоувязанной "цепочки"

    госпредприятий), которое становится основным обществом холдинга с

    контрольным пакетом акций у государства; 3) придание статуса основного и

    дочерних предприятий ряду федеральных унитарных предприятий; 4) содействие

    установлению договорных отношений или расстановке ключевых управленческих

    кадров в системе предприятий холдинга. В соответствии с этим подходом

    перечень рекомендуемых типов холдинговых структур, инициируемых

    государством, выглядит следующим образом.

    1. Программно-целевые холдинги, создаваемые федеральной или

    региональной исполнительной властью в качестве организационно-

    экономического инструмента управления промышленно ориентированными целевыми

    программами федерального, субфедерального или местного уровня. Холдинги

    данного типа могут стать действенным рычагом повышения реализуемости

    федеральных и региональных целевых программ при соблюдении следующей

    совокупности условий.

    Во-первых, результаты выполнения программных мероприятий имеют

    народнохозяйственное и коммерческое значение; программируемые продукты к

    моменту их появления на рынке конкурентоспособны и обеспечены

    платежеспособным спросом.

    Во-вторых, критерии реализуемости и управляемости четко учитываются при

    принятии решений о финансировании конкретных приоритетных программ.

    Предприятие, претендующее на роль генерального подрядчика, гарантирует (при

    его официальном включении в состав участников программы) проведение

    необходимых мероприятий по своему преобразованию в холдинговую компанию.

    В-третьих, при организации конкурса на участие в целевой программе

    холдинговым компаниям (особенно тем, в которых государству принадлежит

    крупный пакет акций) должен отдаваться безусловный приоритет; это относится

    и к крупным интегрированным структурам, способным предоставить банковские

    гарантии возврата централизованных средств или гарантии солидарной

    ответственности по обязательствам.

    В-четвертых, наличие организационных предпосылок для возложения функций

    генерального подрядчика на интегрированную хозяйственную структуру,

    фактически или потенциально являющуюся холдингом, - неотъемлемый элемент

    предварительных обоснований целевой программы. Реализация выявленных

    предпосылок в виде принятия мер по установлению холдинговых отношений среди

    предприятий-участников предусматривается в обеспечивающих разделах

    программы.

    В-пятых, к моменту принятия решения о финансировании программы

    холдинговыми отношениями охватывается основное "ядро" ее предприятий-

    участников.

    Принципиальная схема функционирования программно-целевого холдинга

    применительно к типичному случаю, когда целевая программа включает в себя

    несколько подпрограмм, показана на рисунке. С учетом конкретной

    конфигурации программных мероприятий и собственнической ответственности

    возможно использование также модифицированных организационных структур

    программно-целевых холдингов, в которых все дочерние структуры жестко

    сориентированы на основное предприятие (пункт №5 с.л. стр. 61-62).

    Предлагаемая модель холдинговых отношений является инструментом

    разрешения нередко возникающих противоречий между головным предприятием и

    предприятиями нижестоящих ступеней кооперации, не желающими "вписываться"

    (по оценкам, срокам, и т.д.) в ранее достигнутые договоренности по

    выполнению крупного контракта. Понятно, что реализация организационного

    оргпроекта "программного холдинга" может потребовать не только

    определенного времени, но и затрат. Финансирование последних (на проработку

    трастового договора с государством и договора с дочерними предприятиями, на

    приобретение акций) безусловно должно предусматриваться программой.

    2. "Экспортоориентированные" холдинги, проектирование которых может

    быть актуальным при реформировании (реструктурировании) ряда отраслей (в

    том числе оборонного и авиакосмического комплексов). Соответствующий

    алгоритм действий государства (на примере оборонной промышленности) таков.

    Во-первых, - уточнение фактически реализуемых направлений экспортной

    деятельности предприятий оборонной промышленности, включая поставки

    отечественного оружия (по совокупности заключенных контрактов) и вывоз

    изделий и технологий "двойного назначения", а также конверсионной

    продукции, созданной в рамках федеральных программ.

    Во-вторых, - прогнозирование возможного развертывания новых направлений

    экспортной деятельности предприятий оборонной промышленности (в

    соответствии с прорабатываемыми экспортными контрактами, федеральной

    конверсионной программой и другими обстоятельствами).

    В-третьих, - определение перечня предприятий и организаций (самого

    оборонного комплекса и других отраслей), реализующих полный спектр работ и

    услуг в рамках фактически выполняемых и планируемых экспортных проектов.

    В-четвертых, - получение и анализ таких данных, позволяющих оценить

    роль и экспортный потенциал отобранных предприятий и организаций, как: 1)

    полное наименование, почтовые реквизиты и организационно-правовой статус

    юридических лиц; 2) сведения о вхождении предприятия в какие-либо

    объединения юридических лиц (в акционерные промышленные компании, финансово-

    промышленные группы, ассоциации, холдинги, и т.п.), его роли в объединении

    и характере его обязательств; 3) наименование банка, обслуживающего

    предприятие, его организационно-правовой статус, состав учредителей,

    уставной капитал; 4) информация о структуре собственности предприятия и

    глубине конверсии, о его финансовом состоянии, об объемах экспортных

    поставок в базисном и текущем периодах; 5) характеристика материально-

    технической базы и кадрового потенциала, непосредственно участвующих в

    реализации экспортных проектов (работ, услуг); 6) сведения об основных

    производственных связях предприятия, обусловливающих возможность выпуска и

    качество экспортных видов изделий, а также о наличии отечественных

    предприятий, способных конкурировать с фактическими участниками экспортных

    проектов; 7) оценка доли ресурсного потенциала предприятия (в его общей

    величине), реально задействуемого в создании и выпуске экспортной продукции

    (по показателям удельных весов: производства экспортных изделий в общих

    объемах производства, активной части основных фондов и промышленно-

    производственного персонала, используемых в производстве изделий на

    экспорт, экспортных НИОКР в общем объеме научно-технической продукции).

    В-пятых, - моделирование технологических цепочек предприятий и

    организаций, участвующих в реализации экспортных проектов, с одновременным

    включением содержательных характеристик данных предприятий, определяющих

    возможность их вхождения в новые потенциально эффективные объединения. По

    итогам этого моделирования в разрезе рассматриваемых экспортных проектов

    формируется перечень предприятий, организаций, одновременно удовлетворяющих

    следующим требованиям: 1) отсутствие ограничений (непреодолимых;

    преодолимых с трудом и при использовании всех возможных рычагов воздействия

    инициирующей организации; преодолимых, но с неизбежным возникновением

    негативных социально-экономических последствий для будущего объединения) в

    плане решения вопроса о создании холдингового объединения; 2) наличие

    научного и производственного потенциала (у конкурентов), без привлечения

    которого невозможно обеспечить создание и производство экспортной продукции

    в соответствии с условиями контракта (по сути этот потенциал может

    представлять собой "ядро" будущей холдинговой корпорации).

    В-шестых, - проведение углубленной экспертизы финансового состояния

    отобранных групп предприятий, оценка необходимых мер внешней ресурсной

    поддержки будущей корпорации.

    В-седьмых, - подбор организаций, обеспечивающих эффективное

    функционирование финансовой и сбытовой инфраструктуры группы (банки,

    инвестиционные институты, внешнеторговые компании) с учетом специфики

    экспортных контрактов и общего финансового состояния предприятий-

    участников.

    В-восьмых, - решение вопроса о необходимых мероприятиях по созданию

    холдинга (например, относительно учреждения новой структуры или закрепления

    управляющих функций за уже действующей). При этом во внимание принимаются

    следующие факторы: 1) правовой статус преобладающего числа участников

    группы; 2) удельный вес госзаказа в общем объеме производства по группе; 3)

    степень уникальности технологического потенциала предприятий, их роль в

    обеспечении национальной (технологической) безопасности государства; 4)

    степень необходимости привлечения дополнительных внешних инвесторов для

    реализации экспортных задач; 5) возможность и целесообразность

    реструктурирования отдельных предприятий группы (вычленения цехов,

    участков, непосредственно влияющих на реализацию экспортных проектов) для

    освобождения группы от "балласта" неликвидных активов и непроизводительных

    затрат; 6) наличие в проектируемом альянсе явных лидеров по научному или

    производственному потенциалу; 7) возможность консолидации активов

    (собственности) в рамках головного предприятия (центральной компании)

    объединения на основе передачи имущественных прав, пакетов акций, и т.д.;

    8) принятие отдельного нормативного акта правительственного уровня по

    созданию новой корпоративной структуры (пункт №5 с.л. стр. 63-67).

    3. Проблемные (научно-технические) холдинги могут создаваться в целях

    консолидации деятельности перспективных НИИ и КБ, способных решать крупные

    научно-технические или иные стратегические проблемы общероссийской или

    региональной значимости. Проектирование научно-технического холдинга

    предполагает, во-первых, четкое уяснение исполнительной властью

    номенклатуры направлений НИОКР (направлений сохранения и развития научно

    технического потенциала), необходимых для реализации приоритетных задач

    промышленного развития.

    Во-вторых, - определение перечня НИИ и КБ, реально функционирующих и

    реализующих тематические планы в русле приоритетных направлений НИОКР.

    В-третьих, - получение и анализ информации, позволяющей оценить

    потенциал (научный, финансовый, кадровый) этих организаций, равно как и

    выявить их статус, характер взаимодействия между собой и с промышленностью.

    Речь идет об информации относительно: 1) собственника базовых объектов

    интеллектуальной собственности в рамках выделенных направлений НИОКР; 2)

    юридического статуса и месторасположения НИИ и КБ; 3) доли научно-

    технического потенциала (активов) каждого НИИ и КБ, непосредственно

    связанной с реализацией одного или нескольких приоритетных направлений

    НИОКР; 4) наличия центров акционерного контроля цепочек научно-технических

    организаций (конкретных НИИ и КБ или промышленных предприятий-пользователей

    НИОКР); 5) общефинансового состояния научно-технических организаций,

    необходимости их финансовой санации или общего реструктурирования.

    В четвертых, - оценку возможности создания научно-технического холдинга

    на основе передачи принадлежащих государству акций или объектов

    интеллектуальной собственности в уставной капитал основной (материнской)

    компании. В качестве последней способны выступить лидирующие по научно-

    техническому направлению НИИ или КБ либо промышленное предприятие-

    потребитель соответствующей научно-технической продукции.

    4. Транснациональные холдинги могут инициироваться государствами стран

    СНГ в целях управляемой реализации принятых долгосрочных межгосударственных

    экономических программ или совместных промышленных приоритетов.

    Проектирование транснациональных холдингов предполагает, во-первых,

    определение состава российских и зарубежных предприятий (организаций),

    деятельность которых непосредственно связана с реализацией экономических

    задач межгосударственной значимости.

    Во-вторых, - оценку экономической роли российских и зарубежных

    предприятий в реализации конкретных межгосударственных программ, выявление

    "лидирующей" и "ведомой" сторон.

    В-третьих, - анализ организационно-правового статуса и структуры

    собственности данных предприятий, выявление фактических или потенциально

    возможных центров акционерного контроля по общей совокупности юридических

    лиц или отдельно по группе российских и зарубежных предприятий.

    1.3. Особенности организационного проектирования холдинговых

    корпораций.

    Создание крупных холдинговых структур в российской экономике проходило

    главным образом в процессе приватизации госпредприятий и стимулировалось

    государством в виде передачи государственных пакетов акций в уставные

    капиталы основных обществ. Холдинговые отношения в рамках официально

    зарегистрированных ФПГ практически не развивались в последние годы в силу

    слабости центральных компаний, борьбы крупных коммерческих банков за

    наиболее "выгодные" предприятия группы, необработанности нормативно-

    правовой базы холдингов. В то же время стремление к реструктурированию

    корпоративного менеджмента на холдинговых принципах весьма распространено,

    хотя, к сожалению, не дополняется долгосрочной и кропотливой работой по

    консолидации пакетов акций.

    С учетом многообразия разновидностей холдинговых отношений для

    оргпроектирования, о котором идет речь, существенно различение двух типов

    холдингов: "жесткого", основанного на владении собственностью дочерних

    компаний, и "мягкого", задействующего договорные и прочие отношения в

    регулировании совместной деятельности. Формирование холдинговой группы в

    зависимости от конкретных обстоятельств может происходить посредством: 1)

    образования новой материнской компании, которая наделяется адекватными

    пакетами акций контролируемых предприятий (приобретает эти пакеты); 2)

    реализации соответствующих функций уже сложившимся центром акционерного

    контроля.

    Содержание оргпроектов создания холдингов (в отличие от других

    корпоративных структур) должно обязательно предусматривать:

    1) специальные обоснования необходимости придания статуса дочерних

    определенным предприятиям (иначе говоря, нужен четкий ответ на вопрос о

    том, почему без такого статуса они не смогут эффективно хозяйствовать на

    рынках; соответственно следует прояснить, зачем определенному предприятию

    статус основною);

    2) оценку величины контрольного пакета акций, дающего право на

    реализацию холдинговых отношений;

    3) мероприятия по защите прав владельцев мелких пакетов акций;

    4) распределение функций управления между основным и дочерними

    предприятиями;

    5) способы реализации управленческого контроля основным предприятием

    (например, путем назначения своих представителей в органы управления

    дочерними фирмами);

    6) методы консолидации учета и отчетности, границы изъятия прибыли

    дочерних структур, объемы затрат на содержание основного предприятия,

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.