Цель, задачи и проблемы формирования холдинговых компаний. Становление холдинговых компаний в России (на примере ВПК)
акционерного общества. В-третьих, регламентируемый состав документов и
обоснований, представляемых в государственные органы управления имуществом
для регистрации холдинга, крайне ограничен и исключает возможность
проведения квалифицированной технико-экономической экспертизы.
По мнению большинства исследователей становления холдинговых отношений
в России, разумной правовой их регламентации пока нет. И дело даже не в
отсутствии специального закона о холдингах: главное состоит в том, чтобы
четко отразить в формируемой правовой базе развития холдингов минимум две
их сущностные особенности. Во-первых, инкорпорируемые в холдинг компании по
сути лишаются возможности реализовывать собственную стратегию поведения на
рынках, а цена ошибки поглощающего предприятия ("матери") резко возрастает
(тем более, что разницы между "дружественным" и "враждебным" поглощениями
российское законодательство не определяет). Во-вторых, возможности
холдингового способа интеграции с точки зрения влияния на ход экономических
процессов и на структурную трансформацию промышленности настолько велики,
что процессы создания и функционирования крупных холдингов должны
контролироваться государством (разумеется, в стратегическом, а не в
оперативно-хозяйственном аспекте).
Второй тезис особенно существен: центры холдингового контроля,
притягивая к себе все большие финансовые, материальные и кадровые ресурсы
страны (например, согласно экспертным оценкам, в системе холдинга
"Интеррос" занято уже более 2 млн. человек), становятся реальным
инструментом реструктурирования экономики, причем их действия прежде всего
связаны с собственными коммерческими интересами, в первую очередь со
сферами быстрого оборота капитала (пункт №1 с.л. стр. 37).
1.2. Организационное обеспечение.
В странах с развитой рыночной экономики использование холдинговых
принципов - естественный результат организационно-хозяйственного развития
крупнокорпоративного интегрированного бизнеса. В российской же экономике с
кризисным состоянием большинства ее промышленных сфер формирование
холдингов важно рассматривать прежде всего в структурно-реформационном
аспекте. В данном контексте представляется обязательным проведение на
федеральном, региональном, отраслевом и корпоративном уровнях работы по: 1)
неформальной углубленной экспертизе деятельности промышленных предприятий с
целью выявления жизнеспособной и конкурентоспособной части
производственного потенциала; 2) определению перечней научно-технических и
промышленных областей, принципиально важных для сохранения
конкурентоспособности на внешних и внутренних рынках; 3) концентрации
ресурсов государства и коммерческого (частного) капитала для развития
конкурентоспособных областей науки и промышленности; 4) нахождению
стратегических инвесторов, готовых вкладывать средства в коммерчески
эффективные проекты.
Поскольку работа по формированию конкурентоспособных холдинговых
структур должна инициироваться прежде всего собственником, представляется
важным провести принципиальный методический подход к разработке
организационного проекта холдингового объединения, основанный на
инициативах государства-собственника, заинтересованного в управляемой
реализации приоритетных проблем жизнеобеспечения и социально-экономического
развития. При этом у государства есть следующие возможные варианты
действий: 1) создание на базе передачи госпакетов акций подконтрольного
основного общества, регулирующего деятельность дочерних фирм; 2)
приватизация базового госпредприятия (или взаимоувязанной "цепочки"
госпредприятий), которое становится основным обществом холдинга с
контрольным пакетом акций у государства; 3) придание статуса основного и
дочерних предприятий ряду федеральных унитарных предприятий; 4) содействие
установлению договорных отношений или расстановке ключевых управленческих
кадров в системе предприятий холдинга. В соответствии с этим подходом
перечень рекомендуемых типов холдинговых структур, инициируемых
государством, выглядит следующим образом.
1. Программно-целевые холдинги, создаваемые федеральной или
региональной исполнительной властью в качестве организационно-
экономического инструмента управления промышленно ориентированными целевыми
программами федерального, субфедерального или местного уровня. Холдинги
данного типа могут стать действенным рычагом повышения реализуемости
федеральных и региональных целевых программ при соблюдении следующей
совокупности условий.
Во-первых, результаты выполнения программных мероприятий имеют
народнохозяйственное и коммерческое значение; программируемые продукты к
моменту их появления на рынке конкурентоспособны и обеспечены
платежеспособным спросом.
Во-вторых, критерии реализуемости и управляемости четко учитываются при
принятии решений о финансировании конкретных приоритетных программ.
Предприятие, претендующее на роль генерального подрядчика, гарантирует (при
его официальном включении в состав участников программы) проведение
необходимых мероприятий по своему преобразованию в холдинговую компанию.
В-третьих, при организации конкурса на участие в целевой программе
холдинговым компаниям (особенно тем, в которых государству принадлежит
крупный пакет акций) должен отдаваться безусловный приоритет; это относится
и к крупным интегрированным структурам, способным предоставить банковские
гарантии возврата централизованных средств или гарантии солидарной
ответственности по обязательствам.
В-четвертых, наличие организационных предпосылок для возложения функций
генерального подрядчика на интегрированную хозяйственную структуру,
фактически или потенциально являющуюся холдингом, - неотъемлемый элемент
предварительных обоснований целевой программы. Реализация выявленных
предпосылок в виде принятия мер по установлению холдинговых отношений среди
предприятий-участников предусматривается в обеспечивающих разделах
программы.
В-пятых, к моменту принятия решения о финансировании программы
холдинговыми отношениями охватывается основное "ядро" ее предприятий-
участников.
Принципиальная схема функционирования программно-целевого холдинга
применительно к типичному случаю, когда целевая программа включает в себя
несколько подпрограмм, показана на рисунке. С учетом конкретной
конфигурации программных мероприятий и собственнической ответственности
возможно использование также модифицированных организационных структур
программно-целевых холдингов, в которых все дочерние структуры жестко
сориентированы на основное предприятие (пункт №5 с.л. стр. 61-62).
Предлагаемая модель холдинговых отношений является инструментом
разрешения нередко возникающих противоречий между головным предприятием и
предприятиями нижестоящих ступеней кооперации, не желающими "вписываться"
(по оценкам, срокам, и т.д.) в ранее достигнутые договоренности по
выполнению крупного контракта. Понятно, что реализация организационного
оргпроекта "программного холдинга" может потребовать не только
определенного времени, но и затрат. Финансирование последних (на проработку
трастового договора с государством и договора с дочерними предприятиями, на
приобретение акций) безусловно должно предусматриваться программой.
2. "Экспортоориентированные" холдинги, проектирование которых может
быть актуальным при реформировании (реструктурировании) ряда отраслей (в
том числе оборонного и авиакосмического комплексов). Соответствующий
алгоритм действий государства (на примере оборонной промышленности) таков.
Во-первых, - уточнение фактически реализуемых направлений экспортной
деятельности предприятий оборонной промышленности, включая поставки
отечественного оружия (по совокупности заключенных контрактов) и вывоз
изделий и технологий "двойного назначения", а также конверсионной
продукции, созданной в рамках федеральных программ.
Во-вторых, - прогнозирование возможного развертывания новых направлений
экспортной деятельности предприятий оборонной промышленности (в
соответствии с прорабатываемыми экспортными контрактами, федеральной
конверсионной программой и другими обстоятельствами).
В-третьих, - определение перечня предприятий и организаций (самого
оборонного комплекса и других отраслей), реализующих полный спектр работ и
услуг в рамках фактически выполняемых и планируемых экспортных проектов.
В-четвертых, - получение и анализ таких данных, позволяющих оценить
роль и экспортный потенциал отобранных предприятий и организаций, как: 1)
полное наименование, почтовые реквизиты и организационно-правовой статус
юридических лиц; 2) сведения о вхождении предприятия в какие-либо
объединения юридических лиц (в акционерные промышленные компании, финансово-
промышленные группы, ассоциации, холдинги, и т.п.), его роли в объединении
и характере его обязательств; 3) наименование банка, обслуживающего
предприятие, его организационно-правовой статус, состав учредителей,
уставной капитал; 4) информация о структуре собственности предприятия и
глубине конверсии, о его финансовом состоянии, об объемах экспортных
поставок в базисном и текущем периодах; 5) характеристика материально-
технической базы и кадрового потенциала, непосредственно участвующих в
реализации экспортных проектов (работ, услуг); 6) сведения об основных
производственных связях предприятия, обусловливающих возможность выпуска и
качество экспортных видов изделий, а также о наличии отечественных
предприятий, способных конкурировать с фактическими участниками экспортных
проектов; 7) оценка доли ресурсного потенциала предприятия (в его общей
величине), реально задействуемого в создании и выпуске экспортной продукции
(по показателям удельных весов: производства экспортных изделий в общих
объемах производства, активной части основных фондов и промышленно-
производственного персонала, используемых в производстве изделий на
экспорт, экспортных НИОКР в общем объеме научно-технической продукции).
В-пятых, - моделирование технологических цепочек предприятий и
организаций, участвующих в реализации экспортных проектов, с одновременным
включением содержательных характеристик данных предприятий, определяющих
возможность их вхождения в новые потенциально эффективные объединения. По
итогам этого моделирования в разрезе рассматриваемых экспортных проектов
формируется перечень предприятий, организаций, одновременно удовлетворяющих
следующим требованиям: 1) отсутствие ограничений (непреодолимых;
преодолимых с трудом и при использовании всех возможных рычагов воздействия
инициирующей организации; преодолимых, но с неизбежным возникновением
негативных социально-экономических последствий для будущего объединения) в
плане решения вопроса о создании холдингового объединения; 2) наличие
научного и производственного потенциала (у конкурентов), без привлечения
которого невозможно обеспечить создание и производство экспортной продукции
в соответствии с условиями контракта (по сути этот потенциал может
представлять собой "ядро" будущей холдинговой корпорации).
В-шестых, - проведение углубленной экспертизы финансового состояния
отобранных групп предприятий, оценка необходимых мер внешней ресурсной
поддержки будущей корпорации.
В-седьмых, - подбор организаций, обеспечивающих эффективное
функционирование финансовой и сбытовой инфраструктуры группы (банки,
инвестиционные институты, внешнеторговые компании) с учетом специфики
экспортных контрактов и общего финансового состояния предприятий-
участников.
В-восьмых, - решение вопроса о необходимых мероприятиях по созданию
холдинга (например, относительно учреждения новой структуры или закрепления
управляющих функций за уже действующей). При этом во внимание принимаются
следующие факторы: 1) правовой статус преобладающего числа участников
группы; 2) удельный вес госзаказа в общем объеме производства по группе; 3)
степень уникальности технологического потенциала предприятий, их роль в
обеспечении национальной (технологической) безопасности государства; 4)
степень необходимости привлечения дополнительных внешних инвесторов для
реализации экспортных задач; 5) возможность и целесообразность
реструктурирования отдельных предприятий группы (вычленения цехов,
участков, непосредственно влияющих на реализацию экспортных проектов) для
освобождения группы от "балласта" неликвидных активов и непроизводительных
затрат; 6) наличие в проектируемом альянсе явных лидеров по научному или
производственному потенциалу; 7) возможность консолидации активов
(собственности) в рамках головного предприятия (центральной компании)
объединения на основе передачи имущественных прав, пакетов акций, и т.д.;
8) принятие отдельного нормативного акта правительственного уровня по
созданию новой корпоративной структуры (пункт №5 с.л. стр. 63-67).
3. Проблемные (научно-технические) холдинги могут создаваться в целях
консолидации деятельности перспективных НИИ и КБ, способных решать крупные
научно-технические или иные стратегические проблемы общероссийской или
региональной значимости. Проектирование научно-технического холдинга
предполагает, во-первых, четкое уяснение исполнительной властью
номенклатуры направлений НИОКР (направлений сохранения и развития научно
технического потенциала), необходимых для реализации приоритетных задач
промышленного развития.
Во-вторых, - определение перечня НИИ и КБ, реально функционирующих и
реализующих тематические планы в русле приоритетных направлений НИОКР.
В-третьих, - получение и анализ информации, позволяющей оценить
потенциал (научный, финансовый, кадровый) этих организаций, равно как и
выявить их статус, характер взаимодействия между собой и с промышленностью.
Речь идет об информации относительно: 1) собственника базовых объектов
интеллектуальной собственности в рамках выделенных направлений НИОКР; 2)
юридического статуса и месторасположения НИИ и КБ; 3) доли научно-
технического потенциала (активов) каждого НИИ и КБ, непосредственно
связанной с реализацией одного или нескольких приоритетных направлений
НИОКР; 4) наличия центров акционерного контроля цепочек научно-технических
организаций (конкретных НИИ и КБ или промышленных предприятий-пользователей
НИОКР); 5) общефинансового состояния научно-технических организаций,
необходимости их финансовой санации или общего реструктурирования.
В четвертых, - оценку возможности создания научно-технического холдинга
на основе передачи принадлежащих государству акций или объектов
интеллектуальной собственности в уставной капитал основной (материнской)
компании. В качестве последней способны выступить лидирующие по научно-
техническому направлению НИИ или КБ либо промышленное предприятие-
потребитель соответствующей научно-технической продукции.
4. Транснациональные холдинги могут инициироваться государствами стран
СНГ в целях управляемой реализации принятых долгосрочных межгосударственных
экономических программ или совместных промышленных приоритетов.
Проектирование транснациональных холдингов предполагает, во-первых,
определение состава российских и зарубежных предприятий (организаций),
деятельность которых непосредственно связана с реализацией экономических
задач межгосударственной значимости.
Во-вторых, - оценку экономической роли российских и зарубежных
предприятий в реализации конкретных межгосударственных программ, выявление
"лидирующей" и "ведомой" сторон.
В-третьих, - анализ организационно-правового статуса и структуры
собственности данных предприятий, выявление фактических или потенциально
возможных центров акционерного контроля по общей совокупности юридических
лиц или отдельно по группе российских и зарубежных предприятий.
1.3. Особенности организационного проектирования холдинговых
корпораций.
Создание крупных холдинговых структур в российской экономике проходило
главным образом в процессе приватизации госпредприятий и стимулировалось
государством в виде передачи государственных пакетов акций в уставные
капиталы основных обществ. Холдинговые отношения в рамках официально
зарегистрированных ФПГ практически не развивались в последние годы в силу
слабости центральных компаний, борьбы крупных коммерческих банков за
наиболее "выгодные" предприятия группы, необработанности нормативно-
правовой базы холдингов. В то же время стремление к реструктурированию
корпоративного менеджмента на холдинговых принципах весьма распространено,
хотя, к сожалению, не дополняется долгосрочной и кропотливой работой по
консолидации пакетов акций.
С учетом многообразия разновидностей холдинговых отношений для
оргпроектирования, о котором идет речь, существенно различение двух типов
холдингов: "жесткого", основанного на владении собственностью дочерних
компаний, и "мягкого", задействующего договорные и прочие отношения в
регулировании совместной деятельности. Формирование холдинговой группы в
зависимости от конкретных обстоятельств может происходить посредством: 1)
образования новой материнской компании, которая наделяется адекватными
пакетами акций контролируемых предприятий (приобретает эти пакеты); 2)
реализации соответствующих функций уже сложившимся центром акционерного
контроля.
Содержание оргпроектов создания холдингов (в отличие от других
корпоративных структур) должно обязательно предусматривать:
1) специальные обоснования необходимости придания статуса дочерних
определенным предприятиям (иначе говоря, нужен четкий ответ на вопрос о
том, почему без такого статуса они не смогут эффективно хозяйствовать на
рынках; соответственно следует прояснить, зачем определенному предприятию
статус основною);
2) оценку величины контрольного пакета акций, дающего право на
реализацию холдинговых отношений;
3) мероприятия по защите прав владельцев мелких пакетов акций;
4) распределение функций управления между основным и дочерними
предприятиями;
5) способы реализации управленческого контроля основным предприятием
(например, путем назначения своих представителей в органы управления
дочерними фирмами);
6) методы консолидации учета и отчетности, границы изъятия прибыли
дочерних структур, объемы затрат на содержание основного предприятия,
Страницы: 1, 2, 3
|