МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Цель, задачи и проблемы формирования холдинговых компаний. Становление холдинговых компаний в России (на примере ВПК)

    включаемые в финансовые обязательства дочерних фирм (пункт №6 с.л. стр.

    27).

    Проекты холдингов должны также содержать убедительные (для

    антимонопольных органов) доказательства того, что экономическая

    концентрация в их рамках не будет препятствовать рыночной конкуренции. В

    процессе оргпроектирования важно также проанализировать все возможные

    аспекты легитимности будущей сделки по поглощению. Как правило, глубокий

    юридический аудит в таких проектах весьма полезен. В случае создания

    холдинга на базе договорных отношений необходимо предусматривать в составе

    оргпроекта обоснование набора тех управленческих функций (работ), принятие

    решений по которым принадлежит основному предприятию. Таким образом, речь

    может идти не о холдинге с контролем в полном объеме, а о "частичном

    холдинге", где определенные виды управленческой деятельности ведутся

    дочерними структурами вполне самостоятельно (пункт №4 с.л. стр. 24).

    2. Конверсия в российском ВПК.

    2.1. Анализ ситуации в военной промышленности в 1992-1994 годах.

    Практическая реализация конверсии в Российской Федерации ведется уже

    свыше десяти лет. Было бы несправедливо говорить об отсутствии здесь

    положительных результатов вообще, но они, безусловно, далеки от желаемых.

    Как широко признано, в 1992-1993 гг. российская конверсия протекала

    обвально и по сути неуправляемо, что уже само по себе является серьезнейшей

    негативной характеристикой. В1992 г. по сравнению с предыдущим годом объем

    оборонных заказов сократился на 67%, заказов на производство вооружений и

    военной техники - почти на 45%, экспорт оружия и спецтехники - более чем в

    2,5 раза. По разным видам продукции снижение государственных закупок

    военной техники составило в 1992 г. от 40 до 97% .-В 1993 г. под влиянием

    конверсионных процессов доля идущих на военные цели изделий в общем выпуске

    промышленной продукции сократилась до 31% (в 1990 г, - 52%)3.

    Я считаю, что одна из основных причин, приводящих к неэффективности

    проводимой конверсии, состоит в отсутствии конкретного механизма ее

    осуществления - и в организационном, и в правовом, и в экономическом

    аспекте. Создание и действенность такого механизма в свою очередь

    предполагают ясное определение целей, которые имеется в виду достичь в

    перспективе. Главная из них - устойчивая работа конверсируемых предприятий

    оборонно-промышленного потенциала (ОПП) в условиях рынка, рациональное

    использование ее результатов. Для этого прежде всего требуется структурная

    перестройка оборонной промышленности, обеспечивающая военно-техническую и

    экономическую независимость Российской Федерации в современных социально-

    экономических условиях. Я думаю, что структурный фактор должен быть одним

    из важнейших в процессе рыночной трансформации государственных предприятий

    бывшего ВПК. С тем, чтобы лучше оценить ее перспективы, представлю краткий

    анализ экономического положения ряда конверсируемых предприятий в 1993 г.

    Воспользовавшись данными обследования, проведенного Центром

    экономической конъюнктуры при правительстве России в 1993 г. с охватом 140

    оборонных предприятий. Я выяснил, что несмотря на снижение в 1993 г. по

    сравнению с 1992 г. количества предприятий, оценивающих различные аспекты

    своей деятельности как ухудшающиеся, а также некоторый рост положительных

    оценок, общая экономическая ситуация на оборонных предприятиях, особенно в

    производстве ракетно-космической, электронной техники, признавалась

    сложной. Персонал двух из каждых трех обследованных предприятий "оборонки"

    в целом оценивал свое финансово-экономическое; положение как деградирующее.

    Основную причину такого положения предприятий большинство их руководителей

    видело не в снижении объема военных заказов и не в трудностях сбыта, а в

    нестабильности финансов в условиях продолжающегося разрастания взаимных

    неплатежей. Так, обнаружилось, что уменьшение военных заказов считало

    основной причиной ухудшения экономического положения конверсируемых

    предприятий только 17% руководителей, тогда как 57% полагали, что эта

    причина заключена в подрыве финансовых взаимоотношений в стране:

    непоступлении платежей от заказчиков, непосильно высокой ставке процента за

    кредит, нечеткой работе банков.

    Особо следует сказать о том, что в оборонных отраслях в 1993 г.

    развивался, несмотря на имевшиеся в их отношении определенные ограничения,

    процесс акционирования: из 140 обследованных 24 предприятия (17%), уже

    обрели статус акционерных. Эти предприятия в большей мере, чем

    государственные, ориентированы, судя по данным указанного обследования, на

    складывающееся соотношение предложения их продукции и спроса на нее. Об

    определенной уверенности в будущем свидетельствует, в частности, то, что

    руководители 17% акционированных предприятий выразили намерение в 1994 г.

    увеличить численность работающих; на государственных же предприятиях

    соответствующая доля составила лишь 6%. Преимущества акционирования

    обнаруживаются и с позиций уровня загрузки производственных мощностей по

    выпуску гражданской продукции: только у каждого девятого акционированного

    предприятия он не достигает половины, тогда как среди государственных - у

    каждого четвертого. Доля предприятий, работавших в 1993 г. в сокращенном

    режиме или на грани остановки, в государственном секторе ОПП была выше, чем

    у акционированных оборонных предприятий: 51% против 41%. В свете сказанного

    понятно, почему многие опрошенные руководители связывают будущее с их

    реорганизацией, приватизацией, акционированием (пункт №3 с.л. стр. 24).

    Приведенные выше данные достаточны, на мой взгляд, для вполне

    определенного вывода: оборонным предприятиям необходимы новые формы

    управления денежным и реальным капиталом. Таким формам (впрочем, вне связи

    с ОПП) в последнее время в нашей литературе уделяется все больше внимания,

    не обойдена ими и такая специфическая форма как холдинг.

    2.2. ВПК индустриально развитых стран.

    В этой связи представляется целесообразным дать небольшой обзор с целью

    хотя бы очень краткого рассмотрения опыта организации деятельности

    оборонных предприятий в индустриально развитых странах.

    Их военная промышленность, как правило, представляет собой не

    определенное количество предприятий соответствующей специализации, а группы

    ориентированных на удовлетворение военных нужд отраслей. Большинство

    западных фирм, работающих на "оборонку", выпускает и военную, и гражданскую

    продукцию одновременно, причем в рамках отделенных друг от друга

    производств. Важно также подчеркнуть, что проводится курс на высокую

    степень диверсификации в отношении, с одной стороны, гражданской и военной

    продукции, с другой - типов вооружений и военной техники. Организационно-

    структурная форма построения таких военных фирм - многоотраслевые

    корпорации. При этом управление фирмой основывается обычно на принципе

    децентрализации. Диверсифицированная корпорация или концерн существует,

    таким образом, в виде разветвленной группы акционерных компаний, связанных

    друг с другом системой участий. Если долевое участие менее 50%, то компания

    считается ассоциированной, если более 50% - дочерней по отношению к

    преобладающей фирме (пункт №3 с.л. стр. 24-25).

    Чтобы достигнуть удовлетворительной управляемости в такой

    многоотраслевой системе, необходим финансовый стержень. Эту роль и берет на

    себя холдинг. Таких компаний у концерна может быть несколько. В настоящее

    время практически все крупнейшие военно-промышленные корпорации Запада

    имеют подобную форму организации, предполагающую наличие в их составе

    финансового центра - холдинга. Такая организация органично вписывается в

    структуру концерна потому, что центральная тенденция в организационном

    устройстве крупной многоотраслевой корпорации военно-промышленной сферы -

    это усиление автономии коммерческой деятельности отдельных подразделений.

    Внутри концерна многие подразделения обладают большей или меньшей

    коммерческой самостоятельностью в зависимости от их роли в реализации

    финансовой стратегии всей корпорации. В ряде случаев материнская холдинг-

    компания, владеющая контрольным пакетом акций дочерней, осуществляет лишь

    первоначальные инвестиции в ее бизнес, а затем руководит использованием

    полученных прибылей. Остальные аспекты деятельности таких дочерних фирм

    базируются на самофинансировании и автономны от коммерческих операций всей

    корпорации, включая и решение вопросов диверсификации, т.е. проникновения в

    другие отрасли, среди которых вполне могут быть и такие, что не имеют между

    собой никакой технологической связи.

    Даже предпринятый здесь очень беглый экскурс достаточен для того, чтобы

    понять: в странах с развитой рыночной экономикой фирмы, выпускающие только

    гражданскую продукцию, однотипны по своей организационной структуре с

    компаниями, имеющими в своем составе военные производства. Я полагаю, что

    создание холдингов (другими словами говоря, финансово-промышленных групп) в

    оборонном секторе экономики представляет собой завершающую составляющую

    процесса рыночной трансформации государственных оборонных предприятий в

    ближайшем будущем.

    3. Формирование оборонно-промышленного потенциала в первой половине 90х

    годов.

    Изложенные позиции позволяют подойти к перспективе развития

    холдинговых структур в российском военном производстве. Здесь прежде всего

    необходимо отметить, что экономическая база для возникновения холдингов в

    нашей стране появилась в процессе акционирования государственных

    предприятий, развития фондового рынка, реорганизации финансовой системы.

    Определяющим, хотя и узкоориентированным правовым документом,

    непосредственно регулирующим холдинговые отношения, и на сегодня остается

    Указ Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392, которым утверждено

    временное положение «О холдинговых компаниях, создаваемых при

    преобразовании государственных предприятий в акционерные общества" .

    Примерно через год, 5 декабря 1993 г., появился Указ Президента РФ № 2096,

    которым утверждено положение "О финансово-промышленных группах и порядке их

    создания" . Отмечу еще, что в первоочередных мерах Правительства,

    подлежащих реализации в соответствии с посланием Президента РФ Федеральному

    собранию "Об укреплении Российского государства (основные направления

    внутренней и внешней политики)" структурным преобразованиям в

    промышленности, связанным с формированием многоотраслевых компаний,

    холдингов, финансово-промышленных групп, отводится заметная роль (пункт №3

    с.л. стр. 25).

    Я думаю, что создание на базе предприятий ОПП Российской Федерации

    холдинговых структур прежде всего должно преследовать стратегические цели,

    предполагающие разрешение не только сегодняшних, но и завтрашних проблем.

    Оборонно-промышленный холдинг, очевидно, будет объединять предприятия с

    различными формами собственности: и государственной, и негосударственной.

    Стратегический менеджмент такого холдинга должен будет охватывать процесс

    выработки основополагающих принципов и целей корпоративного развития, поиск

    соответствующих стратегий, основанный на анализе и прогнозировании

    возможных вариантов, комплексном планировании деловой политики для разных

    хозяйственных

    горизонтов и иерархических уровней организационной структуры. При этом

    реализация выработанных стратегических военных программ обязательно должна

    строго и четко контролироваться.

    Процесс стратегического планирования, служащий основой для всех видов

    планирования в рамках холдинговой структуры, должен будет опираться на

    базовый гарант комплексного стратегического прогноза развития военно-

    промышленной компании. Главные направления управленческой деятельности в

    рамках процесса стратегического планирования оборонно-промышленного

    холдинга, по моему мнению, таковы: распределение ресурсов; адаптация к

    внешней среде; внутренняя координация; маркетинг; управление транспортными

    потоками; планирование прибыли; обучение персонала; осуществление

    целенаправленной кадровой политики.

    О холдингах в системе ОПП сегодня уже нельзя говорить только лишь в

    плане перспективы. Уже в 1992 году шел реальный процесс структурных

    преобразований, приближающий их формирование в системе нашего ОПП.

    Значительных позитивных результатов в этом направлении пока еще мало, но

    тем не менее они есть и заслуживают самого серьезного внимания. Например

    акционерное общество "Санкт-Петербургская Военно-промышленная корпорация"

    (СПб ВПК), учрежденная в конце 1992 г. Оно объединяет 19 предприятий, и все

    они - оборонные. В частности, в СПб ВПК вошла московская "Военно-

    промышленная инвестиционная компания". Экономические позиции этих

    предприятий поддержали четыре крупных банка, имевшие в 1993 г. 43,75%

    голосов (среди других учредителей самым весомым пакетом акций первого

    выпуска располагала эстонская многопрофильная фирма "АБЕ Интернейшнл" -

    4,2%) (пункт №3 с.л. стр. 25-26).

    Таким образом, можно констатировать хорошую стартовую подготовку

    корпорации, особо выделив участие в ее деятельности банков, выступающих,

    как известно, определяющим ядром ФПГ. Согласно уставу, цель деятельности

    корпорации состоит в том, чтобы содействовать формированию организационно-

    экономических условий для структурной перестройки ВПК и развития в

    интересах общества перспективных предприятий отраслей промышленности. В

    условиях конверсии корпорация должна помочь оборонным предприятиям в

    существенной мере сохранить занятость, а переключение их уникального

    технологического потенциала на выпуск конкурентоспособных товаров мирного

    назначения сочетать с продолжением и совершенствованием работы на нужды

    обороны.

    Инвестиционная политика СПб ВПК нацелена на то, чтобы объединять

    средства государственных производственных единиц со средствами граждан и

    капиталами предпринимателей для поддержания и развития высокого

    технологического потенциала. Осуществляется это путем финансовых вложений в

    укрепление материального производства и рыночных инфраструктур. Однако

    очень скоро обнаружилось, что уставного капитала, сформированного на момент

    регистрации корпорации, совершенно недостаточно для серьезных инвестиций. С

    целью привлечения дополнительного капитала корпорация практически сразу же

    после ее образования приступила к реализации второго выпуска акций.

    В 1993 г. три четверти инвестиций было направлено в краткосрочные,

    дающие отдачу в течение года, проекты: финансирование выпуска на оборонных

    заводах пользующейся спросом гражданской продукции, торговая деятельность,

    в том числе и внешнеэкономическая, финансовые операции в конверсионной

    сфере, приобретение высокодоходных ценных бумаг. Но никоим образом не

    снимались с повестки дня долгосрочные проекты: финансирование выпуска

    оборудования для фермерских хозяйств, для пищевой, нефтяной и газовой

    промышленности; создание систем контроля и мониторинга экологической

    обстановки, в том числе для АЭС; разработка высоких технологий для

    аэрокосмических отраслей; и др. Всю инвестиционную политику в корпорации

    определяет постоянно действующий орган - инвестиционный совет. В его

    компетенцию входит также экспертиза наиболее крупных проектов и защита

    интересов акционеров (пункт №3 с.л. стр. 27).

    К концу 1993 г. было завершено формирование совершенно новой схемы

    инвестиционной политики с участием иностранных фирм. Но еще раньше, в

    феврале 1993 г., началась реализация контракта между двумя зарубежными

    консалтинговыми фирмами, корпорацией и объединением "Импульс". Согласно

    этому контракту, тогда впервые в ходе конверсии иностранными специалистами

    проводились аудиторская проверка и разработка технико-экономического

    обоснования возможности акционирования отдельных подразделений оборонного

    предприятия с созданием на их базе совместного предприятия по выпуску

    конкурентоспособной на западном рынке продукции. Думается, что опыт,

    полученный в ходе реализации контракта, стал достоянием и других

    предприятий ОПП .

    Конечно, любые инвестиции возможны только при наличии средств. Уже к

    середине марта 1993 г. было реализовано 85 тыс. акций СПб ВПК второго

    выпуска (пункт №3 с.л. стр. 28).

    Особо следует подчеркнуть: в центре деятельности корпорации - то, что

    принято называть "человеческим фактором". СПб ВПК сознательно тормозил

    продажу ценных бумаг предприятиям и организациям, делая основной упор на

    работу с теми, кто тогда трудился в корпорации или трудился в ней до ухода

    на пенсию. Такой курс вполне оправдался. Людей привлекли не только

    ожидаемые дивиденды, но и доступная цена акций. Значительную активность в

    приобретении акций корпорации проявляют и военнослужащие.

    Заключение.

    В заключение отмечу, что особая актуальность и исключительная острота

    задач совершенствования регулирования и проектирования корпораций

    холдингового типа в российской экономике были обусловлены: отсутствием

    специального законодательства в данной сфере, а также явной

    непроработанностью ключевых аспектов холдинговых отношений в

    законодательстве об акционерных обществах и ФПГ; экспансией холдинговых

    отношений прежде всего в стратегических и наиболее прибыльных сферах, где

    цена ошибок в области организационных трансформаций была чрезвычайно

    высока; самой сущностью холдинговых отношений, обуславливавших на фоне

    низкой в целом корпоративной культуры повышенной стремление к монополии,

    диктату материнских фирм в решении финансовых и кадровых вопросов,

    закрытости информации о структуре собственности о финансовых потоках.

    Я считаю, что для обеспечения устойчивой работы предприятий оборонного

    комплекса, успешного продвижения их на пути рыночных преобразований в

    первой половине 90х годов крайне необходимо было проведение органами

    законодательной и исполнительной власти комплекса организационно-правовых и

    экономических мер, способных ускорить реформирования экономических

    отношений и преодоление кризисной ситуации в военно-производственной сфере.

    Имея, в частности, в виду обеспечение равноправия правовых и

    экономических условий деятельности оборонных предприятий всех форм

    собственности: упорядочение механизма хозяйствования государственных

    оборонных предприятий,

    Сегодня уже не только теория, но и наша собственная отечественная

    практика показывает: современный рынок военной продукции не может

    функционировать как скопление автономных хозяйств, каждое из которых

    выступает само по себе, переходит на выпуск гражданской продукции и ведет

    при этом успешную конкурентную борьбу. В данном контексте и встает, как

    вполне практически актуальная, проблема формирования и использования

    холдингов.

    Создание государственных оборонных холдинговых компаний как новых

    эффективных организационно-хозяйственных форм функционирования нашего ОПП

    позволило его предприятиям не только выжить в условиях сокращения

    бюджетного финансирования на военные цели на протяжении 90х годов, но и

    полнее насытить емкий внутренний товарный рынок страны и увеличить

    предложение отечественной конкурентоспособной продукции на рынках

    зарубежных стран. Главное же в том, что это будет играть важнейшую роль в

    обеспечении необходимой степени военной безопасности России.

    Литература.

    1. // Хозяйство и право. 2001 г. №8 Шитнина И. стр. 32-40

    «Положение о совете холдинговой компании как внутренний документ

    холдинга»

    2. // Вопросы экономики. 2000 г. №9 Кузнецов П. стр. 34-48

    «Государственные холдинги как механизм управления предприятиями

    госсектора»

    3. // РЭЖ 1994г. №10 Морозов Л. стр. 24-28

    «Холдинг как будущее организации российского военного производства»

    4. // РЭЖ 1997г. №2 Мильчакова Н. стр. 19-25

    «К проблеме холдингового контроля над промышленным капиталом»

    5. // РЭЖ 2000г. №5,6 Винслав Ю. стр. 57-68

    «Становление холдинговых компаний: правовое и организационное

    обеспечение»

    6. // ЭКО 1995г. №6 Хенкин М. стр. 27

    «Холдинг»

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.