Ответственность перевозчика
Ответственность перевозчика
- 2 -
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .................................................. 3
ГЛАВА I. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ВОПРОСОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИ-
КА В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕ-
РАЦИИ ........................................... 5
1.1. Правовой статус перевозчика согласно Таможенному
Кодексу Российской Федерации .................... 5
1.2. Ответственность перевозчика за НТП, предусмотрен-
ное ст. 278 Таможенного Кодекса Российской Федера-
ции ............................................. 15
ГЛАВА II. РЕГУЛИРОВАНИЕ ВОПРОСОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗ-
ЧИКА В МНОГОСТОРОННИХ ТАМОЖЕННЫХ И ТРАНСПОРТНЫХ
СОГЛАШЕНИЯХ ..................................... 24
2.1. Регламентация правового статуса и деятельности
перевозчика в многосторонних таможенных соглаше-
ниях ............................................ 24
2.2. Таможенная конвенция о международной перевозке
грузов с применением книжки МДП (1975) .......... 30
2.3. Международные транспортные конвенции, регламентирующие автомобильную и
железнодорожную перевозку
грузов .......................................... 52
2.4. Ответственность перевозчика, имплементация много-
сторонних транспортных и таможенных соглашений в
законодательстве Российской Федерации ........... 83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................... 89
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И ЛИТЕРАТУРА ............................ 94
- 3 -ВВЕДЕНИЕ
После введения в действие в 1993 г. ТК РФ и по настоящее время в
деятельности таможенных органов особенно актуально и остро стоит вопрос об
административной ответственности перевозчиков за нарушение таможенных
правил (далее НТП). Актуальность этого вопроса вызвана, во-первых,
переложением львиной доли административной ответственности за НТП
законодателем на плечи перевозчика (включая ответственность за НТП, составы
которых предусматривают наложение наиболее строгого по виду и размеру
взыскания); во-вторых, широко распространенной криминализацией различного
рода "участников" ВЭД, выступающих в качестве получателей и отправителей
товаров, и связанной с этим незащищенностью перевозчика от убытков,
нанесенных незаконными действиями таких лиц; в-третьих, увеличившимся в
последнее время грузопотоком через таможенную границу РФ; в-четвертых,
сильной конкуренцией на международном транспортном рынке, а также другими
причинами.
Актуальность этой проблемы выражается на практике. Особенностью
рассматриваемого вопроса является еще и наличие международно-правовых норм,
регулирующих и связанных с регулированием отношений в области международных
перевозок. Эти нормы, содержащиеся в международных договорах с участием РФ,
является в силу п.4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы
России и имеют приоритет перед внутригосударственным законодательством.
Правильное разрешение вопросов, связанных с привлечением к ответственности
за нарушения таможенного законодательства перевозчиков, возможно только при
условии систематического толкования соответствующих норм
внутригосударственного
- 4 -
законодательства с учетом международно-правовых норм.
Учитывая актуальность, остроту, комплексность проблемы ответственности
перевозчиков за НТП, я и решил затронуть ее в настоящей работе.
- 5 -
ГЛАВА I. РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ВОПРОСОВ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА
В ТАМОЖЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Правовой статус перевозчика согласно Таможенному Кодексу
Российской Федерации
Особенностью Таможенного Кодекса РФ (далее - ТК РФ) 1993 г. является
то, что, как правило, правовые нормы, содержащиеся в нем, не совпадают по
объему и структуре со статьями кодекса.
Так, все санкции таких норм сгруппированы в главе 39 ТК - Виды
нарушений таможенных правил и ответственность за эти нарушения (ст.ст.249-
288). В остальных же статьях и главах ТК расположены сами диспозиции норм
права1. Таким образом, чтобы определить конкретную норму права (даже если
предположить, что гипотеза для всех таких норм едина и универсальна -
отношения в таможенном деле) 2, необходимо сначала выделить конкретную
диспозицию, охватывающую собой минимально возможный отрезок таможенной
деятельности (например, декларирование при таможенном оформлении - гл. 26,
ст.ст.168-179 ТК), и соотнести ее с конкретной санкцией из гл.39 ТК, в
которой предусмотрено взыскание за нарушение описанного в диспозиции
порядка (например, составы ст. 279 предусматривают ответственность за
недекларирование или недостоверное декларирование товаров и тр. средств).
Только таким путем можно достичь верного понимания правовых норм,
изложенных в кодексе. При этом возможны различные ситуации, когда одна из
статей главы 39, пре-
---------
1Речь идет только о материальных нормах.
20пределение таможенного дела дано в ст.1 ТК.
- 6 -
дусматривающая конкретный состав НТП, может служить санкцией для
нескольких норм права. Это несколько затрудняет применение таких норм и их
толкование. Например, очень "общая" санкция содержится в ст. 278 ТК,
предусматривающей ответственность за перемещение товаров и транспортных
средств с обманным использованием документов. Трудности, несмотря на
жесткие правила квалификации НТП, возникают потому, что разные категории
лиц в различных ситуациях могут выполнять схожие функции. Например, функцию
перемещения могут выполнять как лица, перемещающие товары в смысле п.9 ст.
18 ТК, так и перевозчик (п.11 ст.18 ТК). Несовершенство понятийного
аппарата, ненужная "общность" некоторых санкций в правовых нормах вносят
сумятицу в толкование и применение норм права, содержащихся в Таможенном
Кодексе что также является еще одной особенностью кодекса.
В вопросе ответственности перевозчика за НТП сначала необходимо
выделить соответствующую правовую норму. И начать следует с понятия
перевозчика.
Основные понятия, используемые в Таможенном Кодексе, даны в его ст.
18, п.11 которой поясняет, что перевозчик - лицо, фактически перемещающее
товары либо являющееся ответственным за использование транспортного
средства. В кодексе нет определения лица, ответственного за использование
транспортного средства. Зато подробно регламентируется понятие перемещения
через таможенную границу РФ. Вкратце это определение (п.5 ст. 18 ТК) можно
свести к следующему, перемещение через таможенную границу Российской
Федерации - совершение действий по ввозу в Россию товаров (к этим действиям
относится фактическое пересечение таможенной границы РФ) и по вывозу их из
РФ (к этим действиям относится подача та-
- 7 -
моженной декларации или иное действие, направленное на реализацию
намерения вывезти товар). Учитывая, что в каждом конкретном случае возможно
установить, какое лицо фактически перемещает конкретно определенный товар,
следует считать, что вторая часть определения перевозчика должна быть тесно
связана с первой и даже дополнять ее, указывая на то, что при различных
правовых статусах транспортных средств (договоры аренды, совместной
деятельности, подряда и др.) лицам, ответственным за их использование будет
организация (или физическое лицо), в чьем непосредственном и правомерном
(легальном, основанным на договорном либо вещном праве) владении находились
транспортные средства и при перемещении товаров через границу РФ, кто имел
реальную возможность выделить транспортные средства для перевозки. Причем,
я думаю, не обязательно, чтобы такие лица сами заключали договор
международной перевозки и являлись стороной в нем. Такие договоры могут
заключать и другие лица (например, экспедиторские фирмы), выступая в
гражданско-правовых отношениях с отправителем как перевозчики. Эти же лица
заключают соответствующие договоры с другими фирмами, те в свою очередь
непосредственно с перевозчиком...
Для таможенных же целей во всей этой цепочке важно лишь последнее
звено - лицо, непосредственно фактически перемещающее транспортное средство
с товарами через таможенную границу. Поэтому вторая часть определения
перевозчика, изложенного в п.11 ст. 18 ТК РФ, после слова "или" лишь
дополняет первую, а не является ей альтернативной, так как такое понимание
данного понятия лишь затруднило бы установление действительного перевозчика
в смысле ТК, включив в этот круг лиц совершенно иные организации
(экспедиторские фирмы, арендодателей и т.д.), не имеющие отноше-
- 8 -
ния к пересечению таможенной границы при въезде в РФ, т.е. к фактическому
перемещению товаров.
В ТК перевозчик выступает субъектом правоотношений, регулируемых
нормами трех основных глав - б (ст.ст.35-40), 22 (ст.ст. 137-144), 25
(ст.ст.164-167). В каждой группе этих норм статус перевозчика имеет свои
особенности, поэтому следует считать положения каждой из вышеперечисленных
глав диспозицией конкретной правовой нормы, отличной от другой. Какие же
права имеет и какие обязанности несет перевозчик. Рассмотрим кратко каждую
из упомянутых глав.
Глава 6 ТК помещена в разделе II "Перемещение через таможенную границу
РФ товаров и транспортных средств. Таможенные режимы" и регулирует
таможенный режим транзита товаров. Транзит товаров - таможенный режим, при
котором товары перемещаются под таможенным контролем, в т.ч. через
территорию иностранного государства, без взимания таможенных пошлин,
налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики ( ст.
35 ТК). В ст. 36 изложены условия помещения товаров под рамки транзита,
являющиеся одновременно и обязанностями перевозчика; товары должны
оставаться в неизменном состоянии (кроме естественной убыли) и доставляться
в таможенный орган назначения в установленные таможенным органом
отправления сроки. Перевозчик обязан также покрывать расходы, возникшие у
него в связи с обеспечением надлежащего оборудования транспортного средства
либо перевозкой товаров таможенным перевозчиком, получать разрешение на
транзит товаров у таможенного органа, доставлять документы на товары в том
же порядке, что и товары, принимать необходимые меры вследствие аварии или
действия непреодолимой силы, выгрузив товары, как-то:
- 9 -
обеспечить сохранность, незамедлительно сообщить о случившемся в
ближайший таможенный орган, обеспечить туда же перевозку товаров. В
качестве субъективного права перевозчика можно отметить право выбора
маршрута для доставки товара. В соответствии с ч .1 ст. 40 ТК
ответственность за транзит товаров несет перевозчик.
В главе 22 ТК располагается диспозиция другой правовой нормы,
регламентирующей перемещение товаров перевозчиком -предварительные
операции. "Перенос места таможенного оформления в тыл таможенной территории
поставил перед таможней задачу соблюдения таможенного законодательства на
этапе перемещения товара от пограничной до внутренней таможни, где и должно
произойти таможенное оформление груза. Основными субъектами правоотношений,
возникающих в связи с транспортировкой товаров под таможенным контролем,
являются таможенный орган и перевозчик"1. Кроме вышеуказанного режима
транзита товаров такие правоотношения имеют место при предварительных
операциях, к которым относятся все имеющие отношение к таможенному делу
действия, предшествующие основному таможенному оформлению и помещению
товаров под определенный таможенный режим, призванные ускорить такое
оформление и помещение (ст. ст. 13 7, 138 ТК). При предварительных
операциях таможенные органы РФ производят предварительное таможенное
оформление, направленное на недопущение ввоза и вывоза запрещенных товаров,
а также идентификацию товаров и транспортных средств для таможенных целей.
Предварительное таможенное оформление начинается с уведомления таможенных
органов РФ о пересечении таможенной гра----------
1Козырин А. Правовое регулирование перевозки товаров под таможенными
печатями // Хозяйство и право. 1994. N II. С. 117-130.
- 10 -
ницы РФ или о намерении вывезти товары за пределы таможенной территории РФ.
В первом случае такое уведомление подает перевозчик, во втором - лицо,
перемещающее товары или перевозчик (ст.139 ТК). После подачи уведомления
перевозчик обязан доставить товары, транспортные средства и документы на
них без каких-либо изменений и использования в определенное таможенным
органом место в установленные им же сроки и находиться в месте доставки
после прибытия, после чего представить товары и документы на них таможенным
органам. Оставление транспортных средств и товаров без присмотра, изменение
места стоянки, выгрузки и перегрузка товаров, вскрытие упаковки, изменение,
удаление средств идентификации допускаются с разрешения таможенного органа
РФ. В случае аварии или действия непреодолимой силы перевозчик обязан
принять меры, предусмотренные ст. 141 ТК. Статьей 143 устанавливается
обязанность перевозчика до помещения товаров под определенный таможенный
режим подавать краткую декларацию либо, с разрешения таможенного органа,
использовать вместо нее товаросопроводительные документы. Положения ст. 143
ТК имеют бланкетный характер и конкретизируются в Положении о временном
хранении (складах временного хранения), утвержденном Приказом ГТК РФ от 07
октября 1993 г. N 3881 (далее - Положение о СВХ). Согласно п.6.5 Положения
о СВХ, представляемые перевозчиком при предварительных операциях
товаросопроводительные документы (накладные, коносаменты, спецификации,
счета-фактура - п.6.5) должны содержать сведения, позволяющие
идентифицировать товары: - наименование российского отправителя либо
получателя то-
------
1Опубликовано в газете "Российские вести" 1993 г., 9 ноября.
- II -
варов;
- наименование перевозчика;
- краткие сведения о транспортном средстве;
- обобщенное наименование товара.
Именно эти сведения имеют юридическое значение на этапе
предварительного таможенного оформления и должны содержаться в транспортных
документах. Перечень их исчерпывающий.
В случае, если товаросопроводительные (транспортные) документы не
могут быть представлены, либо если они не содержат вышеуказанных сведений,
либо по указанию таможенного органа в других случаях перевозчик подает
краткую декларацию по форме, указанной в приложении к Положению о СВХ.
Кроме вышеперечисленных сведений в краткой декларации указываются,
- страна отправления (или назначения);
- номера транспортных документов;
- сведения о средствах идентификации (п.п.6.7 и 6.8 Положения о СВХ).
Данное понятие краткой декларации следует отличать от деклараций,
заполняемых при помещении товаров под определенный таможенный режим путем
заявления о товарах необходимых сведений по установленной ГТК для
конкретных таможенных режимов форме, то есть при декларирования (ст.168-
179,279). Декларирование - составляющее основного таможенного оформления,
подача же краткой декларации - элемент предварительных операций.
Субъект декларирования - декларант (лицо, перемещающее товары либо
таможенный брокер), краткую же декларацию подает только перевозчик. При
декларировании указываются полные сведения о товаре, в краткой же
декларации - минимально возможное количест-
- 12 -
во сведений, позволяющее идентифицировать товар.
Пунктом 2 Типового порядка таможенного оформления и таможенного
контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную
границу РФ, утвержденного Приказом ГТК от 04 апреля 1996 г. N 203 "О
типовом порядке таможенного оформления и таможенного контроля" установлено,
что при предварительном таможенном оформлении должностными лицами
проводится:
- прием уведомлений о пересечении таможенной границы РФ при ввозе
товаров на таможенную территорию РФ;
- прием уведомлений о намерении вывезти товары за пределы таможенной
территории РФ;
- оформление товаров в соответствии с правилами их доставки под
таможенным контролем,'
- прием уведомлений о прибытии товаров в места доставки;
- контроль за помещением товаров на склад временного хранения и
оформления такого помещения;
- прием краткой декларации;
- взятие проб и образцов товаров и т.д. Вышеприведенные положения
обеспечивают выполнение перевозчиком своих обязанностей при предварительных
операциях. "Основными мерами, предпринимаемыми в целях соблюдения
законодательства при перевозке грузов под таможенным контролем, являются:
1) Таможенное сопровождение,
2) Исполнение услуг таможенного перевозчика ..."1. Следовательно,
институт таможенного перевозчика по сути
-----------
1Козырин А. Правовое регулирование перевозки товаров под таможенными
печатями // Хозяйство и право. 1994. N II. С. 117-130.
- 13 -
является прикладным - мерой по обеспечению доставки товара при
предварительных операциях и транзите товаров. "Таможенный перевозчик - это
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|