Планирование выручки от реализации продукции на предприятии
Этот метод можно применять в условиях стабильной экономики.
Прогнозирование выручки от реализации возможно через установление ее
минимального, оптимального и максимального объемов. Делается это при
составлении гибких финансовых смет.
На предприятиях применяются различные методы прогнозирования продаж:
V экспертные методы, основанные на использовании опыта и знаний
руководителей;
V статистические, основанные на исследовании тенденций изменения объема
реализации за предыдущие годы;
V метод заключения долгосрочных договоров форвардного типа.
Для планирования и прогнозирования выручки от реализации продукции,
работ и услуг важное значение имеет анализ и расчет величины дебиторской
задолженности, сроков ее погашения, размеров просроченной задолженности.
В практике работы предприятий обычно выделяют четыре вида дебиторской
задолженности: по коммерческому кредиту, по авансам за товары в случае
предоплаты, по потребительскому кредиту, прочая задолженность.
По срокам погашения выделяют нормальную дебиторскую задолженность,
просроченную (срок инкассаций которой нарушен) и безнадежную.
В целом между поступлением денежных средств, объемом реализации и
изменением остатков дебиторской задолженности существует следующая
зависимость:
Сумма выручки= Сумма + Дебиторская - Дебиторская
от отгрузки задолженность на задолженность на
реализации начало периода конец периода
Для прогнозирования величины дебиторской задолженности необходимо
знать выручку от реализации продукции, средние остатки дебиторской
задолженности за предыдущий период и длительность периода ее оборота. Так
как эти величины взаимозависимы, то
Одз=ВрхТдз/Д, где
Одз- средние остатки дебиторской задолженности, руб.,
Тдз- период оборота дебиторской задолженности, дн.,
Вр- выручка от реализации продукции, руб.,
Д- длительность календарного периода, дн.
Руководство предприятия должно стремиться к сокращению сроков
дебиторской задолженности, предоставлять льготные условия, скидки в случае
более ранней оплаты за отгруженную продукцию, составлять графики погашения
задолженности покупателей. Управление дебиторской задолженностью- важный
этап планирования поступлений денежных средств за отгруженную продукцию,
выполненные работы и услуги. В финансовом плане введен специальный раздел:
«Денежные поступления и платежи предприятия», основная цель которого- не
допустить дефицита финансовых ресурсов предприятия или снизить его.
Для расчета выручки от реализации на предстоящий период составляется
специальный раздел финансового плана предприятия.
Для учета операций по отгрузке и реализации продукции, работ и услуг
на предприятии используются учетные ведомости №16, 16а и журнал-ордер №11.
Источниками информации для определения фактического объема и выручки
от реализации продукции являются
V план-график выпуска готовой продукции и оказания услуг;
V данные о поступлении готовой продукции на складе предприятия
нарастающим итогом;
V данные по отгрузке продукции нарастающим итогом;
V отказы в отгрузке продукции;
V остатки готовой продукции не имеющей сбыта;
V данные о поступлении денежных средств на расчетный счет и в кассу за
отгруженную или выданную со склада готовую продукцию предприятия
нарастающим итогом;
V данные по отгруженной продукции, но не оплаченной в срок;
V данные об увеличении дебиторской задолженности;
V сумма дебиторской задолженности к взысканию.
Отпуск готовой продукции или ее отгрузка на предприятии оформляются
товарно-транспортной накладной или приказом-накладной, в которую включают
приказ складу и товарно-транспортную накладную на отпуск продукции. Приказ
складу выписывает соответствующая служба (отдел сбыта) в двух экземплярах
на основании договора с покупателем, с указанием наименования и срока
отгрузки продукции. Один экземпляр остается у кладовщика, второй- у
экспедитора, который после сдачи продукции транспортной организации и
получения квитанции передает ее в бухгалтерию предприятия для выписки
платежного документа. Одновременно выписывается счет-фактура.
В финансовом отделе или в бухгалтерии предприятия ведется журнал по
отгрузке, отпуску и выручке от реализации продукции и материальных
ценностей. На основании журнала и платежных документов составляется
оперативная ведомость, в которой отражаются ежедневные сведения об объеме
отгруженной и реализованной продукции.
Кроме того, в ведомости имеется раздел, в котором по окончании месяца
заполнятся общими суммами: А- оплата и списание реализованной продукции, Б-
уменьшение списания в связи с возвратом продукции, В- не оплачено, не
списано в связи с тем, что продукция оставлена на ответственном хранении.
Это данные нужны для расчета переходящих остатков продукции.
II. Влияние ценообразования на планирование выручки
«Проблема ценообразования занимает одно из ключевых мест в системе
планирования, особенно сейчас в условиях роста и укрепления рыночных
отношений. Проведенная в России либерализация цен привела к резкому
сокращению воздействия государства на процесс регулирования цен, что
повлекло колоссальный рост цен почти на все производимые товары. С помощью
таких цен предприятие возмещает любые по величине производственные затраты,
что отнюдь не содействует повышению качества продукции и эффективности
производства».[2] В условиях рыночной экономики успех любого коммерческого
предприятия во многом зависит от правильного определения цен на реализуемые
товары и услуги. С 1992 года система ценообразования была сведена по
существу, к применению свободных, т.е. рыночных цен величина которых
определяется спросом и предложением. В цену продукции, как правило,
закладывается определенный уровень рентабельности. Но иногда применяются и
убыточные цены (так называемые цены проникновения) в целях вытеснения
конкурентов, расширения рынков сбыта и в расчете на то, что в последующем
потери предприятия будут компенсированы за счет переориентации спроса
потребителей на его продукцию. Государственное регулирование цен
используется для узкого круга товаров, производимых монопольными
предприятиями.
Как свободные, так и регулируемые цены могут быть оптовыми
(отпускными) и розничными. Оптовая цена предприятия включает полную
себестоимость продукции и прибыль предприятия. По оптовым ценам предприятия
продукция реализуется другим предприятиям или торогово-сбытовым
организациям. Розничная цена включает в себя оптовую цену и торговую
накидку (скидку).
Оптовые и розничные цены, регулируемые государством, складываются из
государственных фиксированных и регулируемых цен, действовавших в1991 году
и повышающего коэффициента.
Формируются регулируемые государственные оптовые цены следующим
образом:
РОЦ=(П*К)+(П*К*0,215),
где РОЦ- регулируемая оптовая цена;
П- оптовая прейскурантная цена, действовавшая в 1991г.;
К- предельный коэффициент повышения цены в соответствии с
постановлением правительства;
0,215 (0,115)- ставка налога на добавленную стоимость и специальный
налог (0,20 или 0,10- ставка НДС и 0,015- ставка введенного с 1994г.
специального налога для финансовой поддержки отраслей народного хозяйства
РФ. Ставки установлены к новой оптовой цене).
Розничные регулируемые цены образуются несколько иначе:
РРЦ=(Р*Кр)+(Р*Кр*0,215) (или 0,115) ? Р*К,
где РРЦ- регулируемая розничная цена;
Р- розничная прейскурантная цена, действовавшая в 1991г.
Кр- коэффициент повышения розничной цены;
0,215 (0,115)- ставка налога на добавочную стоимость (0,20 или 0,10) и
налога для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства
(0,015) к новой розничной цене;
К- предельный коэффициент повышения цены в соответствии с постановлением
правительства.
Таким образом, уровень свободных и регулируемых цен является
важнейшим фактором, влиящим на выручку от реализации продукции, а
следовательно, и величину прибыли.
Все предприятия, кроме тех, которые продают унифицированные изделия на
рынках с высоким уровнем конкуренции, располагают определенной степенью
свободы в установлении цен на свою продукцию и поэтому самостоятельно
выбирают политику ценообразования.
Объем выручки от реализации зависит от выбора стратегии
ценообразования на продукцию. Политика ценообразования на предприятии в
условиях рынка разрабатывается с учетом издержек производства, спроса и
предложения продукции, конкуренции на рынках сбыта, влияния
государственного регулирования. Поэтому предприятие сначала устанавливает
исходную цену, а затем корректирует ее с учетом действующих внешних
факторов рынка.
Ценообразование имеет первостепенное значение в случаях, когда
V предприятие впервые устанавливает цену при выпуске новой продукции;
V организационно- технические условия вынуждают предприятие изменить
цены;
V конкуренты изменяют цены;
V нужно решить вопрос об изменении структуры цен взаимосвязанных друг с
другом изделий с точки зрения спроса на них и их себестоимости.
Эти обстоятельства относятся к маркетинговым исследованиям, но одновременно
связаны с производством, снабжением и сбытом продукции, с формированием
выручки от реализации продукции.
Цена представляет собой денежное выражение стоимости и
потребительской стоимости товара, поэтому она не только отражает внутренние
и внешние факторы производства, но влияет на них.
При формировании выручки от реализации продукции цена выполняет
несколько функций:
V учетную, так как служит средством учета выручки от реализации
продукции, затрат на производство и реализацию продукции,
эффективности производства;
V стимулирующую, так как высокие цены стимулируют выпуск конкретной
продукции;
V распределительную, так как отклонение цены на продукцию данного
предприятия от средних сложившихся цен отражает направление
распределения прибыли или в пользу производителя, или в пользу
потребителя. При помощи цен доходы перераспределяются между
предприятиями, отраслями, регионами;
V регулирующую, т.е. учитывается спрос и предложение на конкретную
продукцию и закон денежного обращения, конкуренция выравнивает цены и
предельные издержки производства, позволяет достичь эффективного
использования ресурсов.
Эти функции полностью реализуются в условиях рыночных отношений. В
нашей стране их реализация ограничена из-за неразвитости рынка, наличия
монополизма во многих сферах производства и сбыта
III. Роль выручки от реализации продукции на предприятии
Доходы предприятий формируются из выручки от реализации продукции,
товаров, вырабатываемых цехами ширпотреба, из отходов, сверхнормативных и
излишних материалов, а также от выполнения работ и оказания услуг, включая
капитальный ремонт собственного оборудования.
Выручка от реализации является основным доходом предприятия, главным
источником его денежных поступлений, отражает результаты производственно-
хозяйственной деятельности предприятия за определенный период времени (год,
квартал, месяц).
«Выручка от реализации продукции составляет 90% всех доходов в
производстве. Она является основным источником возмещения затрат на
производство и сбыт продукции и используется предприятием для:
V оплаты счетов поставщиков за материальные ценности
V выплаты заработной платы рабочим и служащим
V создания амортизации фонда
V создания фондов экономического стимулирования
V взноса платежей в бюджет (налога с оборота, плата за производственные
фонды, фиксированных платежей, свободного остатка прибыли)
V уплаты процентов за кредит
V погашение банковского кредита и т.д.»[3]
От того, насколько достоверно будет спланирована выручка будет
зависеть успешная финансово-хозяйственная деятельность предприятия. Расчет
плановой выручки должен быть экономически обоснованным, что позволит
осуществлять своевременное и полное финансирование инвестиций, прироста
собственных оборотных средств, соответствующих выплат рабочим и служащим, а
также своевременные расчеты с бюджетом, банками и поставщиками.
Изменения в объеме выручки от реализации оказывают большое влияние на
финансовые результаты деятельности и на финансовую устойчивость
предприятия, поэтому финансовый отдел предприятия организует ежедневный
оперативный контроль за отгрузкой и реализацией продукции.
Следовательно, правильное планирование выручки на предприятии имеет
ключевое значение.
Заключение
В заключении курсовой работы, подводя итоги, следует отметить, что:
V Выручка от реализации- важнейшая экономическая категория, выражающая
денежные отношения между поставщиками и потребителями продукции,
работ, услуг
V Ожидаемая выручка и прибыль являются основными компонентами
финансового планирования
V На величину выручки от реализации продукции влияют множество зависящих
и не зависящих от деятельности предприятия факторов
V Для расчета плановой выручки от реализации используются методы прямого
расчета, товарного баланса с учетом переходящих остатков продукции,
пофакторный метод и метод суммарного расчета
V Выручка от реализации продукции отражает результаты финансово-
хозяйственной деятельности предприятия и является источником
формирования валового дохода предприятия
Список литературы
1. Ковалева А.М. Финансы в управлении предприятием.- М.,1995.-156с.
2. Ковалева А.М. Финансы-М.,2000.-385с.
3. Кошкина Г.М. Финансы предприятий- Новосибирск,1999.-184с.
4. Поукок М.А. Финансовое планирование и контроль.-М.,1996.-479с.
5. Романовский М.В. Финансы предприятий.-С.Петербург,2000.-527с.
6. Финансово-кредитный словарь-М.,1994.-511с.
7. Финансовый анализ деятельности фирмы-М.,1994.-240с.
Приложение
Исходные данные
|Планируемая годовая итоговая выручка|1400 |
|от реализации продукции, т.р. | |
|Уд. вес затрат на 1 руб. продукции, |0,85 |
|руб. | |
|Структура затрат, % в т.ч.: |100 |
|Материалы |52 |
|Зарплата |23 |
|Отчисления на социальные нужды |8,8 |
|Амортизация |5,2 |
|Прочие |11,0 |
|Денежные средства в наличии на н.г.,|50 |
|т.р. | |
|Распределение чистой прибыли, % |100 |
|Резервный фонд |7 |
|Фонд накопления |53 |
|Фонд потребления |40 |
План доходов и расходов
Таблица 1
|Показатели |Год. |Месяцы |
| |план. | |
| |дан-ны| |
| |е | |
|Выручка (А) | |1400000 |
|Переменные затраты (В) | |987700 |
|83% | | |
|Валовая маржа (С) |С=А-В |412300 |
|Коэф. валовой маржи (Д)|Д=С/А |0,2945 |
|Постоянные затраты (Е) |=17% |202300 |
|17% | | |
|Порог рентабельности |F=E/Д |686926,99 |
|(F) | | |
|Запас финансовой |Q=A-F |713073,01 |
|прочности (Q) | | |
|Запас финансовой |Н=Q/A*100% |50,93% |
|прочности в % (Н) | | |
|Прибыль (I) |I=Q*Д |210000 |
|Сила воздействия |J=Q/I |3,4 |
|операционного рычага | | |
|(J) | | |
График безубыточности предприятия
[pic]
Вывод: В точке (592000;202300) находится минимальный объем
производства за счет которого покрываются издержки предприятия. Левее этой
точки находится зона убытков, правее- прибыли. В нашем случае маржинальный
доход превышает постоянные затраты (412300›202300), следовательно
предприятие получает прибыль от своей деятельности. Предприятие может
снизить объем производства на 50,93%, о чем говорит запас финансовой
прочности, и будет оставаться в прибыльном состоянии. При изменении выручки
от реализации на 1% прибыль от реализации увеличится на 3,4%, что
показывает операционный рычаг.
-----------------------
[1] Кошкина Г.М. Финансы предприятий, с.33
[2] Ковалева А.М. Финансы в управлении предприятием, с.16
[3] Романовский М.В. Финансы предприятий, с.395
Страницы: 1, 2
|