МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Распределение прибыли. Формирование дивидендной политики

    финансового управления - принцип максимизации совокупного дохода

    акционеров. Величина его за истекший период складывается из суммы

    полученного дивиденда и прироста курсовой стоимости акций. Поэтому,

    определяя оптимальный размер дивидендов, директорат предприятия и акционеры

    должны оценивать, как величина дивиденда может повлиять на цену предприятия

    в целом. Последняя выражается в рыночной цене акций (см. формула М.

    Гордона), которая зависит от многих факторов: общего финансового положения

    компании на рынке товаров и услуг, размера выплачиваемых дивидендов, темпа

    их роста и др.

    Определенные противоречия могут возникать среди самих акционеров.

    Так, более богатые акционеры могут настаивать на реинвестировании всей

    прибыли с тем, чтобы избежать налога; относительно небогатые акционеров

    могут придерживаться другой точки зрения.

    Наконец, дивидендная политика тесно связана с проблемой ‘разжижения’

    (dilution) права собственности. Под ним понимается появление новых

    акционеров в случае, если выплачиваются высокие дивиденды, а поскольку

    развивающемуся предприятию необходимо увеличение финансовых ресурсов, то

    оно как правило прибегает к дополнительной эмиссии акций. Что, несомненно,

    приводит к уменьшению доли участия каждого из прежних акционеров. Не желая

    этого, они могут сознательно ограничивать размер дивидендов.

    Ограничения рекламно-финансового характера. В условиях рынка

    информация о дивидендной политике компаний тщательно отслеживается

    аналитиками, менеджерами, брокерами и др. Сбои в выплате дивидендов, любые

    нежелательные отклонения от сложившейся в данной компании практики могут

    привести к понижению рыночной цены акций. Поэтому нередко предприятие

    вынуждено поддерживать дивидендную политику на достаточно стабильном

    уровне, несмотря на возможные колебания конъюнктуры. Степень стабильности

    дивидендной политики для многих неискушенных акционеров служит своеобразным

    индикатором успешности деятельности данного предприятия.

    2.3. Виды дивидендных выплат и их источники

    Согласно Российскому законодательству источниками дивидендных выплат

    могут выступать: чистая прибыль отчетного периода, нераспределенная прибыль

    прошлых периодов и специальные фонды, созданные для этой цели (используется

    для выплат дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности

    прибили или убыточности общества). Поэтому теоретически предприятие может

    выплатить общую сумму текущих дивидендов в размере, превышающем прибыль

    отчетного периода. Однако базовым является вариант распределение чистой

    прибыли текущего периода.

    Величина чистой прибыли любого предприятия подвержена колебаниям; не

    исключена такая ситуация, когда предприятие может отработать с убытком.

    Принятие решений о размере дивидендов в любом случае является непростой

    задачей. Именно поэтому в мировой практике разработаны различные варианты

    дивидендных выплат. Коротко охарактеризуем их:

    Методика постоянного процентного распределения прибыли

    Как известно, чистая прибыль распределяется на выплаты дивидендов по

    привилегированным акциям (Дпа) и прибыль, доступную владельцам обыкновенных

    акций (Поа). Последняя в свою очередь, распределяется собранием акционеров

    на дивидендные выплаты по обыкновенным акциям (Доа) и нераспределенную

    прибыль (ПН). Одним из основных аналитических показателей, характеризующую

    дивидендную политику, является коэффициент «дивидендный выход»,

    представляющий собой отношение дивиденда по обыкновенным акциям к прибыли

    доступной владельцам обыкновенных акций. Дивидендная политика постоянного

    процентного распределения прибыли предполагает неизменность значения

    данного коэффициента:

    Доа/Поа=A%=const

    В этом случае если предприятие закончило год с убытком, дивиденд

    может вообще не выплачиваться. Такая методика сопровождается значительной

    вариацией дивиденда, что может приводить и, как правило, приводит к

    значительным колебаниям рыночной цены акций. Такая дивидендная политика

    используется некоторыми фирмами, но большинство теоретиков и практиков не

    рекомендуют ее использование.

    Методика фиксированных дивидендных выплат

    Эта политика предусматривает регулярную выплату дивиденда на акцию в

    неизменном размере в течение продолжительного времени безотносительно к

    курсовой стоимости акций. Если фирма развивается успешно и в течение ряда

    лет доход на акцию стабильно превышает некий уровень, обозначенный фирмой,

    то дивиденд может быть повышен. Определяя размер фиксированного дивиденда

    на некоторую перспективу, компания в качестве ориентира нередко используют

    показатель «дивидендный выход». Данная методика позволяет в определенной

    степени нивелировать влияние психологического фактора и избежать колебания

    курсовых цен акций, при определенных тенденциях цен на акции в отрасли.

    Методика выплаты гарантированного минимума и экстра-дивидендов

    Эта методика является развитием предыдущей. Компания выплачивает

    регулярные фиксированные дивиденды, однако периодически (в случае успешной

    деятельности) акционерам выплачиваются экстра-дивиденды, причем выплаты в

    настоящем периоде не означают их выплату в следующем. Более того, здесь

    рекомендуется использовать психологическое воздействие премии – она не

    должна выплачиваться слишком часто, поскольку в этом случае становится

    ожидаемой, а сама методика выплаты экстра-дивидендов становится

    бессмысленной.

    Методика выплаты дивидендов акциями

    При этой форме расчетов акционеры получают вместо денег

    дополнительный пакет акций. Причины ее применения могут быть разными.

    Например, компания имеет проблемы с денежной наличностью, ее финансовое

    положение не очень устойчиво. Чтобы хоть как-то избежать недовольства

    акционеров, директорат компании может предложить выплату дивидендов

    дополнительными акциями. Возможен и второй вариант: финансовое положение

    компании устойчиво, более того она развивается быстрыми темпами, поэтому ее

    нужны средства на развитие – они и поступают к ней в виде нераспределенной

    прибыли. Наконец возможны и такие причины, как желание изменить структуры

    источников средств или желание наделить управленческий персонал

    дополнительным количеством акций, дабы привязать их к компании.

    При этой методике акционеры на деле практически не получают ничего,

    поскольку выплаченный им дивиденд равен по величине уменьшению

    принадлежащих им средств, капитализированный в акциях и резервах.

    Количество акций увеличилось, валюта баланса не изменилась, т.е.

    уменьшилась стоимостная оценка активов на одну акцию. Тем не менее, до

    некоторой степени этот вариант устраивает и акционеров, поскольку они все

    же получают ценные бумаги, которые могут быть при необходимости проданы

    ими за наличные. В зависимости от размера выплачиваемого акциями дивиденда

    цена ведет себя по-разному. Считается что небольшие (20%) дивиденды не

    оказывают влияние на цену; если дивиденд превышает указанную величину,

    рыночная цена акций может значительно упасть.

    Выплата дивидендов акциями может сопровождаться либо одновременным

    увеличением уставного капитала и валюты баланса, либо простым

    перераспределением источников собственных средств без увеличения валюты

    баланса. В экономически

    развитых странах второй вариант встречается чаще.

    Глава 3. ОАО «Петербургская телефонная сеть».

    3.1. Распределение прибыли ОАО «ПТС»

    Таблица 2. Распределение прибыли ОАО «ПТС» за 1999-2000гг.

    | |*1999 |2000 год|

    | |год | |

    |Свободный остаток нераспределенной прибыли по |218 025 |91 852 |

    |итогам работы предыдущего года использованный в |тыс. |тыс. |

    |текущем году направления использования: |руб. |руб. |

    |фонд социальной сферы |- |2 740 |

    |фонд потребления |38 751 |60 015 |

    |резервный фонд |- |4 610 |

    |прочие расходы |179 274 |24 097 |

    |Источники покрытия затрат, произведенных и не | | |

    |обеспеченных источниками финансирования: | | |

    |сумма убытков и затрат, не обеспеченных источниками|622 092 |- |

    |финансирования | | |

    |предполагаемые источники покрытия вышеуказанных |622 092 |- |

    |убытков и затрат | | |

    |добавочный капитал (за исключением сумм прироста |622 092 |- |

    |стоимости имущества по переоценке) | | |

    |Свободный остаток нераспределенной прибыли по |91 852 |377 271 |

    |итогам работы за текущий год, к использованию в | | |

    |следующем году направления использования: | | |

    |фонд социальной сферы |2 740 | |

    |фонд потребления |60 015 |*85 705 |

    |резервный фонд |4 610 |18 864 |

    |фонд производственного развития |- |152 209 |

    |прочие расходы |24 487 |- |

    |Остаток нераспределенной прибыли |- |120 493 |

    |направление использования: | | |

    |пополнение оборотных средств |- |95 000 |

    3.2. Дивидендная политика ОАО «ПТС»

    Таблица 3. Уставной капитал ОАО «ПТС».

    |Показатель |Значение |

    |Размер Уставного капитала в соответствии с Уставом |587 497 817 руб.|

    |Количество обыкновенных акций |473 056 966 штук|

    |Номинальная стоимость |1 руб. |

    |Количество привилегированных акций типа А |114 440 851 штук|

    |Номинальная стоимость |1 руб. |

    Таблица 4. Распределение акций. Зарегистрированные в реестре ОАО ПТС лица,

    владеющие не менее 1% от УК по состоянию на 01.07.01

    |Зарегистрированное лицо |Статус|О. А. |П. А. |Доля в|

    | | | | |УК, % |

    |Юридические лица: | | | | |

    |ЗАО "Брансвик Ю Би Эс Варбург |НД |92 864 |14 485 |18,272|

    |Номиниз" | |435 |821 | |

    |ЗАО "Банк Кредит Свисс Ферст Бостон|НД |44 317 |15 217 |10,134|

    |" | |768 |407 | |

    |ЗАО "ДКК" |НД |16 538 |4 309 |3,549 |

    | | |747 |230 | |

    |КБ "Чейз Манхеттен Банк |НД |14 427 |10 000 |2,457 |

    |Интернешнл" | |590 | | |

    |КБ "Ситибанк" |НД |14 188 |40 000 |2,422 |

    | | |459 | | |

    |ОАО "Инвестиционная компания связи"|Вл |240 975 |0 |41,017|

    | | |894 | | |

    |Lindsell Enterprises Limited |Вл |12 803 |10 449 |3,958 |

    | | |243 |890 | |

    |Физические лица: |- |- |- |- |

    Таблица 4. Динамика дивидендных выплат по акциям ОАО ПТС 1993-2000гг.

    |Год |Акционеры |Начислено|К выплате |Выплачено|Остаток к |

    | | | |(без | |выплате на |

    | | | |налогов) | |01.07.01 |

    |1993 |юр. лица |226,76 |191,70 |191,70 |0,00 |

    | | | | | | |

    | | | | | | |

    | |физ. лица |531,81 |472,76 |462,77 |9,99 |

    | |итого за год:|758,57 |664,46 |654,47 |9,99 |

    |1994 |юр. лица |424,02 |360,22 |360,22 |0,00 |

    | | | | | | |

    | | | | | | |

    | |физ. лица |1 728,32 |1 532,50 |1 490,40 |42,11 |

    | |итого за год:|2 152,34 |1 892,72 1 |1850,62 |42,11 |

    |1995 |юр. лица |3 763,50 |3 198,98 |3 183,48 |15,49 |

    | | | | | | |

    | | | | | | |

    | |физ. лица |7 124,48 |6 262,32 |6 049,88 |212,44 |

    | |итого за год:|10 887,98|9 461,30 |9 233,37 |227,93 |

    |1996 |юр. лица |8 564,46 |7 519,06 |7 202,05 |317,01 |

    | | | | | | |

    | | | | | | |

    | |физ. лица |11 863,78|10 402,06 |9 932,00 |470,06 |

    | |итого за год:|20 428,24|17 921,12 |17 134,05|787,07 |

    |1997 |юр. лица |13 534,12|11 504,00 |10 570,92|933,08 |

    | | | | | | |

    | | | | | | |

    | |физ. лица |7 581,41 |6 668,05 |6 320,08 |347,97 |

    | |итого за год:|21 115,54|18 172,04 |16 891,00|1 281,05 |

    |1998 |юр. лица |392,37 |361,23 |163,11 |198,11 |

    | | | | | | |

    | | | | | | |

    | |физ. лица |449,49 |395,19 |329,53 |65,66 |

    | |итого за год:|841,86 |756,42 |492,64 |263,78 |

    |1999 |юр. лица |7 811,43 |7 811,43 |3 818,22 |3 993,21 |

    | | | | | | |

    | | | | | | |

    | |физ. лица |3 426,73 |3 426,73 |2 450,79 |975,94 |

    | |итого за год:|11 238,16|11 238,16 |6 269,01 |4 969,15 |

    |2000 |юр. лица |67 562,72|58 432,83 |6 002,36 |52 430,47 |

    | | | | | | |

    | | | | | | |

    | |физ. лица |18 142,36|18 142,36 |13 017,58|5 124,78 |

    | |итого за год:|85 705,08|76 575,19 |19 019,94|57 555,25 |

    |ИТОГО за 8 лет: |153 |136 681,40 |71 545,08|65 136,32 |

    | |127,76 | | | |

    Дивидендная политика ОАО "Петербургская телефонная сеть" за 2001г.

    Акционеры ОАО ПТС приняли решение о реорганизации ОАО в форме

    присоединения к предприятию 8 региональных компаний электросвязи Северо-

    запада РФ. Но в связи с этим ПТС не планирует изменение дивидендной

    политики. Об этом заявил директор по экономике и финансам ПТС Игорь Голиков

    на интернет-конференции 10 октября. Он пояснил, что в настоящее время

    учредительными документами Общества и решениями о выпуске ценных бумаг

    Общества определен следующий порядок расчета дивидендов:

    Сумма, выплачиваемая в качестве дивидендов по каждой

    привилегированной акции типа А устанавливается в размере 10% от чистой

    прибыли, разделенных на число акций, соответствующих 25% уставного

    капитала, причем чистая прибыль определяется по итогам последнего

    финансового года. При этом, если сумма дивидендов, выплачиваемая Обществом

    по каждой обыкновенной акции в определенном году, превышает сумму,

    подлежащую выплате в качестве дивидендов по каждой привилегированной акции,

    то размер дивиденда, выплачиваемого по акциям типа А, должен быть увеличен

    до размера дивиденда, выплачиваемого по обыкновенным акциям. Решение о

    выплате и размере годовых дивидендов принимает общее собрание акционеров

    Общества по рекомендации Совета директоров. Дата выплаты дивидендов также

    определяется решением общего собрания акционеров. Таким образом, размер

    доли чистой прибыли, направляемой на выплату ежегодных дивидендов

    акционерам, составляет 10% по привилегированным акциям и в диапазоне от 0%

    до 12% (исходя из практических рекомендаций совета директоров) - по

    обыкновенным акциям. В ближайшее время ОАО "ПТС" не планирует изменения

    дивидендной политики в рассмотренном аспекте. Напомним, что на выплату

    дивидендов за 2000 год ОАО "Петербургская телефонная сеть" направило почти

    23% чистой прибыли предприятия за 2000 год. Дивиденды выплачивают в размере

    0,119 руб. на 1 обыкновенную и 0,257 руб. на 1 привилегированную акции ОАО

    номиналом 1 рубль. На выплату дивидендов направлено 377 млн. 271 тыс. руб.,

    что в 4 с лишним раза выше показателя за аналогичный период 1999 и 2000

    годов, когда на выплату было направлено 91 млн. 852 тыс. руб.

    Делая анализ распределения прибыли можно сказать о том, что

    предприятие является успешно развивающимся и стабильным. В 2000г. произошли

    изменения в структуре распределения прибыли: увеличились отчисления в

    резервный фонд предприятия, был создан фонд развития производства, но, к

    сожалению, не отчислялись средства в социальные нужды. Дивиденды

    предприятия постоянно росли в абсолютном и относительном выражении за

    исключением 1998г. когда они составили 841,86 тыс. руб. против 21 115,54

    тыс. руб. за аналогичный период 1997г. Всего же за 7 лет работы

    предприятием было выплачено 153 127,76 тыс. руб. Предприятие собирается

    выплатить в 2001г. 377,271 тыс. руб., такое значительное увеличение

    объясняется, прежде всего, увеличением числа акционеров и размеров самого

    предприятия, связанное с присоединением к ОАО «ПТС» еще 3-ех телефонных

    компаний.

    Заключение

    Мы увидели, что нераспределенная прибыль, безусловно, является

    наиболее важным источником нового собственного капитала. Но мы знаем, что

    нераспределенная прибыль также является остатком, который получается после

    выделения из прибыли средств для выплаты дивидендов. Акционеры обычно

    ожидают прибыли от своих капиталовложений либо в виде дивидендов, либо в

    виде увеличения размера капитала. Дивидендная политика, о которой

    рассказывается в данной работе, призвана решать, как прибыль компании будет

    разделена между выплатами акционерам и нераспределенной прибылью.

    Финансовые управляющие должны принимать решение о том, вывести ли

    прибыль корпорации из-под контроля компании или реинвестировать ее внутри

    самой компании, когда это более прибыльно. Так как дивидендная политика

    влияет на многие аспекты управления финансами, такие как движение денежных

    и финансовых средств, ликвидность, структура капитала, цены акций и цена

    компании, то финансовый управляющий несет большую ответственность при

    определении приемлемой структуры дивидендов.

    В настоящее время многие компании успешно осуществляют инвестиционные

    проекты за счет прибыли и выплачивают дивиденды собственникам предприятия,

    что позволяет им одновременно развивать свое предприятие; делая его

    финансово устойчивым и инвестиционо привлекательным; а так же иметь высокую

    оценку своих акций, и следовательно предприятия, на фондовом рынке.

    Библиография

    1. Налоговый кодекс РФ гл. 25.

    2. Федеральный закон об акционерных обществах от 24 ноября 1994г.

    3. Geoffrey Knott, «Financial Management», L: Creative Print and Design,

    Third edition, 1998г.

    4. Бланк И. А., «Управление прибылью», М: Ника-Центр, 1999г.

    5. Бланк И. А., «Финансовый менеджмент: Учебный курс», М: Ника-Центр,

    1999г.

    6. Быкова Е. В., «Финансовый менеджмент», Москва 1998г.

    7. Ковалев В. В., «Финансовый анализ», М: Финансы и статистика, 2-ое

    издание, 1998г.

    8. Ковалев В. В., «Финансовый анализ. Методы и процедуры», М: Финансы и

    статистика, 2001г.

    9. Колчина К. В., «Финансы предприятия», М: Юнити, 2-ое издание, 2001г.

    10. Стоянова Е. С., «Финансовый менеджмент», М: Перспектива, 5-ое издание,

    2000г.

    11. Юджин Бригхем, Луис Гапенски, «Финансовый менеджмент», С-П, 1997г.

    ( И. А. Бланк «управление прибылью» Киев 1998г., 433 стр.

    * И. А. Бланк «управление прибылью» Киев 1998г., 436 стр.

    * Geoffrey Knott, ‘Financial Management’, Creative Print and Design,

    Third edition, 1998, 202-203 p.

    * Geoffrey Knott, ‘Financial Management’, Creative Print and Design, Third

    edition, 1998, 207-208 p.

    * в некоторых странах, например в Германии, данные действия запрещены; что

    касается других стран, то в США после 11 сентября напротив были сняты все

    ограничения, дабы избежать разорения крупнейших компаний страны.

    * используется прибыль за 1997 год.

    *планируемая сумма только на выплату дивидендов

    -----------------------

    Балансовая прибыль

    Платежи в бюджет:

    . рентные;

    . за землю;

    . на транспортные средства;

    . на нефть;

    . на прибыль.

    Оставляемая в рас-поряжение пред-приятия прибыль

    Прибыль, направленная на осуществление различных платежей, которые связанны

    с изменением экономических санкций к предприятию

    Чистая прибыль

    Резервный фонд

    Фонд раз-вития про-изводства

    Материального по-

    ощрения

    Фонд на соц.

    нужды

    Фонд вы-платы ди-видендов

    Фонд накопления (капитализируемая часть прибыли)

    «нераспределенная прибыль»

    Фонд потребления

    (потребляемая часть прибыли)

    «распределенная прибыль»

    Факторы ,влияющие на распределение прибыли предприятия

    внешние

    внутренние

    менталитет собственников предприятия

    правовые ограничения

    уровень рентабельности деятельности

    налоговая система

    инвестиционные возможности реализации высокодоходных проектов

    темп инфляции

    стадия конъюнктуры товарного рынка

    стадия жизненного цикла предприятия

    уровень коэффициента финансового левериджа

    прозрачность фондового рынка

    уровень концентрации управления

    среднерыночная норма прибыли на инвестированный капитал

    уровень текущей платежеспособности предприятия

    численность персонала и действующие программы его участия в прибыли

    альтернативные внешние источники формирования финансовых ресурсов

    уровень рисков осуществляемых операций и видов деятельности

    альтернативные внутренние источники формирования финансовых ресурсов

    необходимость ускорения завершения начатых инвестиционных программ и

    проектов

    Страницы: 1, 2, 3


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.