Современное состояние и перспективы международной торговли лицензиями и ноу-хау
степени способствуют качественные изменения в действующем рыночном
механизме обмена лицензиями. Его совершенствование происходит посредством
создания международной системы информации о спросе и предложениях на базе
ЭВМ (банка лицензий), упрощения порядка патентования объектов промышленной
собственности, типизации и стандартизации лицензионных сделок и, что
особенно важно, расширения объёма услуг и технической помощи при внедрении
нововведений на предприятиях покупателей лицензий. Рынок лицензий тем самым
всё более избавляется от присущей ему замедленности операций по сравнению с
другими товарными рынками, а по срокам и эффективности внедрения
нововведений получает дополнительные преимущества перед их разработкой на
базе собственных НИОКР.
В современных условиях развитие экономики и технический прогресс любой
страны зависят от активности её внешнеэкономической деятельности на рынке
лицензий, и, как показывает опыт ведущих государств, эта связь с рынком
лицензий становится более прочной по мере развития экономики в стране.
III.3. Состояние нематериальных активов в Российской науке
Роль нематериальных активов возрастает по мере развития
законодательства об интеллектуальной собственности и ее охране, расширения
торговли патентами и ноу-хау. По экспертным оценкам стоимость объектов
промышленной собственности нематериальных активов организаций и предприятий
РФ составляет около 1 трлн. долл. Однако большинство из них, в отличие от
зарубежных фирм, до сих пор не ведет соответствующей оценки и учета. Лишь
10% предприятий используют патентное право для охраны объектов промышленной
собственности, охраняется лишь 1-2% изобретений, полезных моделей и т.д.,
отсутствует оценка ноу-хау. Введение предлагаемой оценки в рамках
действующего законодательства резко увеличит ресурсы для финансирования
инновационных проектов, стоимость собственного капитала научно-технических
организаций, залоговую стоимость их имущества.
Таким образом, управление нематериальными активами вплотную примыкает
к управлению основными фондами. Значение этих активов особенно велико для
науки. Необходимо обобщить опыт новой специфической формы управления
активами инновационных центров (технопарковых структур). Разнообразие
технопарковых структур (инкубаторы, технологические парки, технополисы)
свидетельствует о различном уровне управления основными и нематериальными
активами как при входе ресурсов, так и при выходе инновационных услуг,
требует соответствующей оценки основных фондов и нематериальных активов. На
территориях технологических парков предприятия могут получать на льготных
условиях помещения для работы и опытного производства, научное
оборудование, управленческое консультирование, патентные и дизайнерские
услуги. Парки создают небольшие предприятия для первичного внедрения
достижений науки и техники, передают информацию и документацию о хорошо
зарекомендовавших себя нововведениях как в действующих, так и во вновь
создаваемых производствах. Они оказывают услуги в области маркетинга,
материально-технического снабжения и сбыта, налаживают научные и
производственные связи с зарубежными организациями.
Основной вклад высших учебных заведений, научных и
конструкторских учреждений в создание технопарков - это научные идеи,
фундаментальные знания, изобретения ученых, преподавателей, аспирантов и
докторантов, инженеров и изобретателей; научное консультирование;
предоставление в распоряжение технопарка прилегающей территории, помещений,
оборудования, библиотек и др. Вкладом предприятий в создание и развитие
технопарка являются финансовая и материально-техническая поддержка,
передача оборудования, предоставление производственных помещений
безвозмездно, в аренду, по лизингу.
Экономические проблемы России в последние годы неблагоприятно
отразились на сфере ее внешнеэкономических связей, сдерживая промышленный,
технологический и экспортный потенциал страны, а также насыщение
внутреннего рынка необходимыми товарами производственного и
потребительского назначения.
На сегодня структуру российского экспорта определяет сырьевая
направленность. Из России вывозятся ежегодно около 90 млн.тонн нефти и 40
млн.тонн нефтепродуктов. Экспорт нефти и нефтепродуктов расширяет
возможности по реконструкции машиностроительной базы, без которой не
представляется возможным решить проблемы агропромышленного комплекса и
обеспечить прирост экспорта в 1995 - 2000 гг.
Вместе с тем вывоз из России традиционных сырьевых товаров имеет свои
пределы, и основная цель проводимых Министерством мероприятий и намечаемых
программ состоит в увеличении стоимостного объема российского экспорта и,
прежде всего, за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких
товаров, технологий и услуг.
В условиях относительно узких рынков сбыта для разрозненной российской
машинотехнической продукции основным средством поддержки ее экспорта в
ближайшей перспективе остается диверсифицированный вывоз машин,
оборудования и технологий, конструкций, материалов совместно с услугами,
лицензиями и "ноу-хау" в составе комплектных поставок для объектов
технического содействия.
IV. Государственное регулирование лицензионных операций
Государственное регулирование лицензионной торговли в
капиталистических странах имеет цели: 1) создать оптимальные условия для
прибыльного использования за рубежом находящихся во владении национальных
фирм объектов промышленной собственности; 2) обеспечить доступ в страну
передовой зарубежной технологии и одновременно защитить национальных
предпринимателей от зарубежных монополий.
Важнейшими звеньями государственного механизма регулирования
лицензионной торговли в странах с рыночной экономикой являются:
национальное правовое законодательство, финансирование и государственное
регулирование патентно-лицензионного обмена.
В сфере международных отношений регулятором выступает международное
право, основанное на заключенных и принятых мировым сообществом
международных конвенциях, договорах и соглашениях.
Национальное регулирование охватывает касающиеся сделок по передаче
технологии законы, постановления, правила, административные решения,
которые государства в рамках своего суверенитета имеют право принимать,
дополнять и изменять.
IV.1. Национальное правовое законодательство
Национальное правовое законодательство, регулирующее передачу
технологии в большинстве стран, как правило, включает законы о патентах,
товарных знаках и авторском праве, антитрестовское законодательство, законы
о контроле над экспортом, налоговое законодательство, законы,
предусматривающие возможность принудительного лицензирования технологии,
законы об арбитраже, охране труда, об окружающей среде, о продовольствии,
лекарствах и косметических средствах, требования по стандартизации и
сертификации новой продукции и др. Государственное регулирование
технологического обмена идёт как по пути создания новых законодательных
актов, так и внесения дополнений и поправок к действующему
законодательству. В США, странах Западной Европы и Японии широко
используется судебная и административная практика в решении конкретных дел
в области торговли лицензиями и других форм передачи технологии. Принятые
судебные и административные решения становятся составной частью правовой
системы в этой области и рассматриваются как юридическая база для принятия
решений по аналогичным делам.
Национальные меры по регулированию потока технологии и последствия её
передачи включают следующие аспекты:
финансовые (валютное регулирование платежей и переводов в иностранной
валюте, условия внутреннего кредитования и финансирования, налоговый режим,
политика в области цен);
технические (спецификации и стандарты, использование местных и
импортируемых ресурсов, охрана окружающей среды, нормы санитарии и
гигиены);
организационные (анализ, оценка и регистрация сделок по передаче
технологии, их условий и сроков, регулирование соглашений о сотрудничестве
с иностранными фирмами, выбор каналов, механизмов и организационных форм
передачи технологии, утверждение сделок, определение их правовых
последствий, распространение информации и обмен опытом).
В большинстве капиталистических стран национальное правовое
регулирование базируется на положениях антитрестовского законодательства,
зародившегося в начале XX века в США. Процесс распространения
антитрестовских законов на лицензионную торговлю начался для США с конца 30-
х, стран Западной Европы — с середины 60-х годов. Сейчас практически все
капиталистические страны используют действующие в них антитрестовские или
картельные нормы в сфере лицензионной торговли. Профессор Токийского
университета М. Сайто утверждает, что если бы предприятие или государство
следовали политике монополизации технологии, это привело бы к общему застою
в технологическом развитии и препятствовало прогрессу соответствующей
отрасли и национальной экономики.
К наиболее характерным положениям антитрестовских норм относятся:
запрет на принятие при закупке лицензий таких условий как предписание
лицензиату каких-либо продажных цен на продукцию по лицензии или областей
применения; установление количественных ограничений в производстве
запатентованной продукции или использование процесса; навязывание закупки
продукции, не имеющей отношения к объекту лицензии; перекрёстное
лицензирование, связанное с разделом рынка или ограничением производства;
сохранение по истечении срока действия патента контроля над операциями
лицензиата, заложенными в основе лицензионного договора; запрет лицензиату
заниматься сбытом продукции, конкурирующей с продукцией лицензиара;
обязательства по передаче в исключительную собственность лицензиара всех
усовершенствований, сделанных лицензиатом в отношении объекта лицензии;
запрет экспорта с территории лицензиата в другие страны ЕЭС, если лицензиар
не владеет патентами в странах Общего рынка; предписание лицензиату в
отношении внешнего вида, маркировки и упаковки лицензируемой продукции;
уплата лицензиатом повышенного вознаграждения или штрафа за реализацию
товаров иным путём, чем это предусмотрено договором.
Антитрестовское законодательство каждой отдельной капиталистической
страны в основном служит протекционистским целям национальных
предпринимателей при импорте лицензий, однако и экспортёрам лицензий этих
стран приходится считаться с нормами антитрестовского законодательства
других государств. В практике лицензионной торговли это нашло отражение в
применении продавцами и покупателями лицензий типовых лицензионных
договоров, в которых учитываются ограничительные меры, предусмотренные в
антитрестовских законах.
В отличие от антимонопольного законодательства промышленно развитых
стран в законе Российской Федерации «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках» отсутствуют положения,
касающиеся заключения лицензионных договоров, а в законодательстве о
налогообложении не предусмотрены какие-либо льготы для продавцов и
покупателей лицензии.
Нереализованным остаётся и декларируемое в ст. 34 Патентного закона
положение о государственном стимулировании создания и использования
объектов промышленной собственности, поскольку в стране не разработаны
какие-либо законодательно-нормативные акты о предоставлении льгот продавцам
и покупателям лицензий на изобретения и другие виды наукоёмкой технологии.
Это существенно тормозит развитие российского рынка лицензий.
Анализируя законодательство и практику лицензионной деятельности в
России, можно сделать вывод об отсутствии в стране цельной системы
государственного регулирования обмена наукоёмкой технологией на внутреннем
и внешнем рынках лицензий. Принятие Патентного и других законов в области
интеллектуальной собственности создают лишь законодательно-правовую базу
для формирования рынка лицензий в стране, но не обеспечивают его
государственное регулирование и развитие.
Многие законодательные и нормативные акты, регулирующие важнейшие
направления лицензионной деятельности, в России отсутствуют. Аргументируя
такое положение, нередко ссылаются на опыт США и Германии, законодательство
которых не предусматривает процедуры одобрения и регистрации лицензионных
договоров, за исключением сделок на технологию стратегического, военного и
двойного назначения. Однако цивилизованный характер рынка лицензий в этих
странах обеспечивается не только системой других законодательных актов, но
и большим опытом, традициями, профессионализмом и деловой культурой многих
поколений предпринимателей.
Подавляющая часть российских предпринимателей, к сожалению, пока не
имеет необходимых профессиональных знаний, опыта, деловой культуры в
области международной торговли лицензиями. Отсутствие в сфере лицензионной
деятельности антимонопольного законодательства, регламентированного порядка
передачи наукоёмких технологий зарубежным фирмам, механизма одобрения и
контроля за закупаемой технологией за рубежом порождают формирование и
развитие в России нерегулируемого «дикого» рынка лицензий, который наносит
ощутимый ущерб национальной экономике. Чтобы национальный рынок лицензий
обрёл цивилизованную форму, необходимо создание единой системы
государственного регулирования лицензионного обмена в стране, принятие
соответствующих нормативных актов.
IV.2. Финансирование при продаже лицензий
Важной формой государственного стимулирования продажи лицензий за
границу является финансирование (налоги, субсидии, страхование от различных
рисков и др.). По законодательству большинства капиталистических стран
налогообложению подлежат доходы, получаемые как в своей стране, так и за
рубежом. Следовательно, выплата налогов по лицензионному договору как в
стране лицензиара, так и стране лицензиата приводит к двойному
налогообложению одного и того же дохода.
Ниже приведены размеры налогов на лицензионные платежи в различных
странах:
|Страна |Размер налога, % |
|США |30,0 |
|Канада |15,0 |
|Великобритания |41,25 |
|Швеция |43,0 |
|ФРГ |а) 33,3 (если налог платит |
| |лицензиат) |
| |б) 27,5 (если налог платит |
| |лицензиар) |
|Италия |20,0 |
|Финляндия |60,0 + 1,0 (со стоимости |
| |патента) |
|Индия |50,0 |
|Бразилия |25,0 |
|Аргентина |20,0 |
|Япония |а) 10,0 – для Франции, ФРГ, США,|
| | |
| |Великобритании, Швеции |
| |б) 15,0 – для Канады, Дании, |
| |Норвегии |
| |в) 20,0 – для остальных стран |
Во многих странах применяется льготный режим налогообложения на доходы
от передачи технологии за границу. Например, при продаже лицензий во
Францию американские лицензиары уплачивают в бюджет страны не полный
налоговый сбор от лицензионных поступлений из-за границы, а лишь разницу
(10,8%) между уровнем этих налогов в США (30%) и Франции (19%), с учетом
того, что американским лицензиаром уплачен полный налог в казну Франции.
Целям налогового стимулирования лицензионной торговли в
капиталистических странах служат межгосударственные соглашения об отмене
двойного налогообложения. Они направлены на поощрение экспорта лицензий,
отмену или снижение налогообложения на приобретение нововведений в странах,
покупающих лицензии. Применение таких соглашений особенно выгодно для
американских экспортёров лицензий, на долю которых приходится основная
часть лицензионных поступлений в капиталистическом мире. Так, к концу 70-х
годов США заключили такого рода соглашения более чем с 40 странами, в том
числе практически со всеми промышленно развитыми капиталистическими
государствами. Вместе с тем ряд промышленно развитых стран, имеющих
несбалансированную лицензионную торговлю с США (Франция, Япония, Австралия,
Канада), оставили за собой право взимания налогов с платежей американским
фирмам за лицензии. Развивающиеся страны, как правило, либо не имеют
соглашений об отмене двойного налогообложения, либо предусматривают в них
своё право на получение налогов с иностранных лицензиаров.
Одно из важных направлений лицензионной политики в капиталистических
странах – государственное регулирование патентно-лицензионного обмена.
Правительственные органы решают вопрос о целесообразности заключения тех
или иных соглашений по коммерческому обмену научно-техническими знаниями,
контролируют их условия и соответствие экономическим интересам и научно-
техническому прогрессу страны. В большинстве стран установлена процедура и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|