МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Современное состояние и перспективы международной торговли лицензиями и ноу-хау

    степени способствуют качественные изменения в действующем рыночном

    механизме обмена лицензиями. Его совершенствование происходит посредством

    создания международной системы информации о спросе и предложениях на базе

    ЭВМ (банка лицензий), упрощения порядка патентования объектов промышленной

    собственности, типизации и стандартизации лицензионных сделок и, что

    особенно важно, расширения объёма услуг и технической помощи при внедрении

    нововведений на предприятиях покупателей лицензий. Рынок лицензий тем самым

    всё более избавляется от присущей ему замедленности операций по сравнению с

    другими товарными рынками, а по срокам и эффективности внедрения

    нововведений получает дополнительные преимущества перед их разработкой на

    базе собственных НИОКР.

    В современных условиях развитие экономики и технический прогресс любой

    страны зависят от активности её внешнеэкономической деятельности на рынке

    лицензий, и, как показывает опыт ведущих государств, эта связь с рынком

    лицензий становится более прочной по мере развития экономики в стране.

    III.3. Состояние нематериальных активов в Российской науке

    Роль нематериальных активов возрастает по мере развития

    законодательства об интеллектуальной собственности и ее охране, расширения

    торговли патентами и ноу-хау. По экспертным оценкам стоимость объектов

    промышленной собственности нематериальных активов организаций и предприятий

    РФ составляет около 1 трлн. долл. Однако большинство из них, в отличие от

    зарубежных фирм, до сих пор не ведет соответствующей оценки и учета. Лишь

    10% предприятий используют патентное право для охраны объектов промышленной

    собственности, охраняется лишь 1-2% изобретений, полезных моделей и т.д.,

    отсутствует оценка ноу-хау. Введение предлагаемой оценки в рамках

    действующего законодательства резко увеличит ресурсы для финансирования

    инновационных проектов, стоимость собственного капитала научно-технических

    организаций, залоговую стоимость их имущества.

    Таким образом, управление нематериальными активами вплотную примыкает

    к управлению основными фондами. Значение этих активов особенно велико для

    науки. Необходимо обобщить опыт новой специфической формы управления

    активами инновационных центров (технопарковых структур). Разнообразие

    технопарковых структур (инкубаторы, технологические парки, технополисы)

    свидетельствует о различном уровне управления основными и нематериальными

    активами как при входе ресурсов, так и при выходе инновационных услуг,

    требует соответствующей оценки основных фондов и нематериальных активов. На

    территориях технологических парков предприятия могут получать на льготных

    условиях помещения для работы и опытного производства, научное

    оборудование, управленческое консультирование, патентные и дизайнерские

    услуги. Парки создают небольшие предприятия для первичного внедрения

    достижений науки и техники, передают информацию и документацию о хорошо

    зарекомендовавших себя нововведениях как в действующих, так и во вновь

    создаваемых производствах. Они оказывают услуги в области маркетинга,

    материально-технического снабжения и сбыта, налаживают научные и

    производственные связи с зарубежными организациями.

    Основной вклад высших учебных заведений, научных и

    конструкторских учреждений в создание технопарков - это научные идеи,

    фундаментальные знания, изобретения ученых, преподавателей, аспирантов и

    докторантов, инженеров и изобретателей; научное консультирование;

    предоставление в распоряжение технопарка прилегающей территории, помещений,

    оборудования, библиотек и др. Вкладом предприятий в создание и развитие

    технопарка являются финансовая и материально-техническая поддержка,

    передача оборудования, предоставление производственных помещений

    безвозмездно, в аренду, по лизингу.

    Экономические проблемы России в последние годы неблагоприятно

    отразились на сфере ее внешнеэкономических связей, сдерживая промышленный,

    технологический и экспортный потенциал страны, а также насыщение

    внутреннего рынка необходимыми товарами производственного и

    потребительского назначения.

    На сегодня структуру российского экспорта определяет сырьевая

    направленность. Из России вывозятся ежегодно около 90 млн.тонн нефти и 40

    млн.тонн нефтепродуктов. Экспорт нефти и нефтепродуктов расширяет

    возможности по реконструкции машиностроительной базы, без которой не

    представляется возможным решить проблемы агропромышленного комплекса и

    обеспечить прирост экспорта в 1995 - 2000 гг.

    Вместе с тем вывоз из России традиционных сырьевых товаров имеет свои

    пределы, и основная цель проводимых Министерством мероприятий и намечаемых

    программ состоит в увеличении стоимостного объема российского экспорта и,

    прежде всего, за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких

    товаров, технологий и услуг.

    В условиях относительно узких рынков сбыта для разрозненной российской

    машинотехнической продукции основным средством поддержки ее экспорта в

    ближайшей перспективе остается диверсифицированный вывоз машин,

    оборудования и технологий, конструкций, материалов совместно с услугами,

    лицензиями и "ноу-хау" в составе комплектных поставок для объектов

    технического содействия.

    IV. Государственное регулирование лицензионных операций

    Государственное регулирование лицензионной торговли в

    капиталистических странах имеет цели: 1) создать оптимальные условия для

    прибыльного использования за рубежом находящихся во владении национальных

    фирм объектов промышленной собственности; 2) обеспечить доступ в страну

    передовой зарубежной технологии и одновременно защитить национальных

    предпринимателей от зарубежных монополий.

    Важнейшими звеньями государственного механизма регулирования

    лицензионной торговли в странах с рыночной экономикой являются:

    национальное правовое законодательство, финансирование и государственное

    регулирование патентно-лицензионного обмена.

    В сфере международных отношений регулятором выступает международное

    право, основанное на заключенных и принятых мировым сообществом

    международных конвенциях, договорах и соглашениях.

    Национальное регулирование охватывает касающиеся сделок по передаче

    технологии законы, постановления, правила, административные решения,

    которые государства в рамках своего суверенитета имеют право принимать,

    дополнять и изменять.

    IV.1. Национальное правовое законодательство

    Национальное правовое законодательство, регулирующее передачу

    технологии в большинстве стран, как правило, включает законы о патентах,

    товарных знаках и авторском праве, антитрестовское законодательство, законы

    о контроле над экспортом, налоговое законодательство, законы,

    предусматривающие возможность принудительного лицензирования технологии,

    законы об арбитраже, охране труда, об окружающей среде, о продовольствии,

    лекарствах и косметических средствах, требования по стандартизации и

    сертификации новой продукции и др. Государственное регулирование

    технологического обмена идёт как по пути создания новых законодательных

    актов, так и внесения дополнений и поправок к действующему

    законодательству. В США, странах Западной Европы и Японии широко

    используется судебная и административная практика в решении конкретных дел

    в области торговли лицензиями и других форм передачи технологии. Принятые

    судебные и административные решения становятся составной частью правовой

    системы в этой области и рассматриваются как юридическая база для принятия

    решений по аналогичным делам.

    Национальные меры по регулированию потока технологии и последствия её

    передачи включают следующие аспекты:

    финансовые (валютное регулирование платежей и переводов в иностранной

    валюте, условия внутреннего кредитования и финансирования, налоговый режим,

    политика в области цен);

    технические (спецификации и стандарты, использование местных и

    импортируемых ресурсов, охрана окружающей среды, нормы санитарии и

    гигиены);

    организационные (анализ, оценка и регистрация сделок по передаче

    технологии, их условий и сроков, регулирование соглашений о сотрудничестве

    с иностранными фирмами, выбор каналов, механизмов и организационных форм

    передачи технологии, утверждение сделок, определение их правовых

    последствий, распространение информации и обмен опытом).

    В большинстве капиталистических стран национальное правовое

    регулирование базируется на положениях антитрестовского законодательства,

    зародившегося в начале XX века в США. Процесс распространения

    антитрестовских законов на лицензионную торговлю начался для США с конца 30-

    х, стран Западной Европы — с середины 60-х годов. Сейчас практически все

    капиталистические страны используют действующие в них антитрестовские или

    картельные нормы в сфере лицензионной торговли. Профессор Токийского

    университета М. Сайто утверждает, что если бы предприятие или государство

    следовали политике монополизации технологии, это привело бы к общему застою

    в технологическом развитии и препятствовало прогрессу соответствующей

    отрасли и национальной экономики.

    К наиболее характерным положениям антитрестовских норм относятся:

    запрет на принятие при закупке лицензий таких условий как предписание

    лицензиату каких-либо продажных цен на продукцию по лицензии или областей

    применения; установление количественных ограничений в производстве

    запатентованной продукции или использование процесса; навязывание закупки

    продукции, не имеющей отношения к объекту лицензии; перекрёстное

    лицензирование, связанное с разделом рынка или ограничением производства;

    сохранение по истечении срока действия патента контроля над операциями

    лицензиата, заложенными в основе лицензионного договора; запрет лицензиату

    заниматься сбытом продукции, конкурирующей с продукцией лицензиара;

    обязательства по передаче в исключительную собственность лицензиара всех

    усовершенствований, сделанных лицензиатом в отношении объекта лицензии;

    запрет экспорта с территории лицензиата в другие страны ЕЭС, если лицензиар

    не владеет патентами в странах Общего рынка; предписание лицензиату в

    отношении внешнего вида, маркировки и упаковки лицензируемой продукции;

    уплата лицензиатом повышенного вознаграждения или штрафа за реализацию

    товаров иным путём, чем это предусмотрено договором.

    Антитрестовское законодательство каждой отдельной капиталистической

    страны в основном служит протекционистским целям национальных

    предпринимателей при импорте лицензий, однако и экспортёрам лицензий этих

    стран приходится считаться с нормами антитрестовского законодательства

    других государств. В практике лицензионной торговли это нашло отражение в

    применении продавцами и покупателями лицензий типовых лицензионных

    договоров, в которых учитываются ограничительные меры, предусмотренные в

    антитрестовских законах.

    В отличие от антимонопольного законодательства промышленно развитых

    стран в законе Российской Федерации «О конкуренции и ограничении

    монополистической деятельности на товарных рынках» отсутствуют положения,

    касающиеся заключения лицензионных договоров, а в законодательстве о

    налогообложении не предусмотрены какие-либо льготы для продавцов и

    покупателей лицензии.

    Нереализованным остаётся и декларируемое в ст. 34 Патентного закона

    положение о государственном стимулировании создания и использования

    объектов промышленной собственности, поскольку в стране не разработаны

    какие-либо законодательно-нормативные акты о предоставлении льгот продавцам

    и покупателям лицензий на изобретения и другие виды наукоёмкой технологии.

    Это существенно тормозит развитие российского рынка лицензий.

    Анализируя законодательство и практику лицензионной деятельности в

    России, можно сделать вывод об отсутствии в стране цельной системы

    государственного регулирования обмена наукоёмкой технологией на внутреннем

    и внешнем рынках лицензий. Принятие Патентного и других законов в области

    интеллектуальной собственности создают лишь законодательно-правовую базу

    для формирования рынка лицензий в стране, но не обеспечивают его

    государственное регулирование и развитие.

    Многие законодательные и нормативные акты, регулирующие важнейшие

    направления лицензионной деятельности, в России отсутствуют. Аргументируя

    такое положение, нередко ссылаются на опыт США и Германии, законодательство

    которых не предусматривает процедуры одобрения и регистрации лицензионных

    договоров, за исключением сделок на технологию стратегического, военного и

    двойного назначения. Однако цивилизованный характер рынка лицензий в этих

    странах обеспечивается не только системой других законодательных актов, но

    и большим опытом, традициями, профессионализмом и деловой культурой многих

    поколений предпринимателей.

    Подавляющая часть российских предпринимателей, к сожалению, пока не

    имеет необходимых профессиональных знаний, опыта, деловой культуры в

    области международной торговли лицензиями. Отсутствие в сфере лицензионной

    деятельности антимонопольного законодательства, регламентированного порядка

    передачи наукоёмких технологий зарубежным фирмам, механизма одобрения и

    контроля за закупаемой технологией за рубежом порождают формирование и

    развитие в России нерегулируемого «дикого» рынка лицензий, который наносит

    ощутимый ущерб национальной экономике. Чтобы национальный рынок лицензий

    обрёл цивилизованную форму, необходимо создание единой системы

    государственного регулирования лицензионного обмена в стране, принятие

    соответствующих нормативных актов.

    IV.2. Финансирование при продаже лицензий

    Важной формой государственного стимулирования продажи лицензий за

    границу является финансирование (налоги, субсидии, страхование от различных

    рисков и др.). По законодательству большинства капиталистических стран

    налогообложению подлежат доходы, получаемые как в своей стране, так и за

    рубежом. Следовательно, выплата налогов по лицензионному договору как в

    стране лицензиара, так и стране лицензиата приводит к двойному

    налогообложению одного и того же дохода.

    Ниже приведены размеры налогов на лицензионные платежи в различных

    странах:

    |Страна |Размер налога, % |

    |США |30,0 |

    |Канада |15,0 |

    |Великобритания |41,25 |

    |Швеция |43,0 |

    |ФРГ |а) 33,3 (если налог платит |

    | |лицензиат) |

    | |б) 27,5 (если налог платит |

    | |лицензиар) |

    |Италия |20,0 |

    |Финляндия |60,0 + 1,0 (со стоимости |

    | |патента) |

    |Индия |50,0 |

    |Бразилия |25,0 |

    |Аргентина |20,0 |

    |Япония |а) 10,0 – для Франции, ФРГ, США,|

    | | |

    | |Великобритании, Швеции |

    | |б) 15,0 – для Канады, Дании, |

    | |Норвегии |

    | |в) 20,0 – для остальных стран |

    Во многих странах применяется льготный режим налогообложения на доходы

    от передачи технологии за границу. Например, при продаже лицензий во

    Францию американские лицензиары уплачивают в бюджет страны не полный

    налоговый сбор от лицензионных поступлений из-за границы, а лишь разницу

    (10,8%) между уровнем этих налогов в США (30%) и Франции (19%), с учетом

    того, что американским лицензиаром уплачен полный налог в казну Франции.

    Целям налогового стимулирования лицензионной торговли в

    капиталистических странах служат межгосударственные соглашения об отмене

    двойного налогообложения. Они направлены на поощрение экспорта лицензий,

    отмену или снижение налогообложения на приобретение нововведений в странах,

    покупающих лицензии. Применение таких соглашений особенно выгодно для

    американских экспортёров лицензий, на долю которых приходится основная

    часть лицензионных поступлений в капиталистическом мире. Так, к концу 70-х

    годов США заключили такого рода соглашения более чем с 40 странами, в том

    числе практически со всеми промышленно развитыми капиталистическими

    государствами. Вместе с тем ряд промышленно развитых стран, имеющих

    несбалансированную лицензионную торговлю с США (Франция, Япония, Австралия,

    Канада), оставили за собой право взимания налогов с платежей американским

    фирмам за лицензии. Развивающиеся страны, как правило, либо не имеют

    соглашений об отмене двойного налогообложения, либо предусматривают в них

    своё право на получение налогов с иностранных лицензиаров.

    Одно из важных направлений лицензионной политики в капиталистических

    странах – государственное регулирование патентно-лицензионного обмена.

    Правительственные органы решают вопрос о целесообразности заключения тех

    или иных соглашений по коммерческому обмену научно-техническими знаниями,

    контролируют их условия и соответствие экономическим интересам и научно-

    техническому прогрессу страны. В большинстве стран установлена процедура и

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.