Современное состояние и перспективы международной торговли лицензиями и ноу-хау
преимущества прогрессивной технологии имеют относительный характер.
Прогрессивность той или иной технологии может проявляться в границах
отдельных стран, различных фирм, в зависимости от условий её применения.
Указанные технологии не защищаются патентами и не обладают ярко выраженными
ноу-хау, но достаточно высокие производственные преимущества,
обеспечиваемые такими технологиями, гарантируют их покупателям получение
дополнительной прибыли. Путями создания прогрессивной технологии могут быть
не только научно-техническая и изобретательская деятельность учёных и
инженеров, но и эволюция уникальных нововведений, постепенно теряющих свою
новизну и защиту от использования конкурентами.
Традиционная (обычная) технология представляет собой разработки,
отражающие средний уровень техники, достигнутый большинством производителей
продукции в данной отрасли. Такая технология не даёт существенных технико-
экономических преимуществ и качества продукции, которое обеспечивается
ведущими производителями аналогичных товаров. Покупатель не может
рассчитывать на дополнительную (сверх средней) прибыль при реализации
обычной технологии. Её преимущества для покупателя состоят в сравнительно
невысокой стоимости и возможности приобретения проверенной в
производственных условиях технологии. Традиционная технология, как правило,
создаётся не в результате проведения научно-технических исследований, а за
счёт устаревания и широкомасштабного распространения прогрессивной
технологии. Продажа такой технологии обычно осуществляется по ценам,
компенсирующим продавцу издержки на её подготовку и обеспечивающим
получение средней прибыли.
Морально устаревшая технология относится к разработкам, не
обеспечивающим производство продукции среднего качества и технико-
экономических показателей производства, достигнутых у большинства
производителей аналогичной продукции. Использование таких разработок
закрепляет технологическую отсталость её владельцев.
Говоря о месте мировой торговли лицензиями в международном
технологическом обмене, следует иметь в виду, что она имеет дело с
уникальной и прогрессивной технологиями, передаваемыми как в виде «чистых»,
так и сопутствующих лицензий. К «чистым» лицензиям следует относить продажу-
покупку технологий, имеющих самостоятельное целевое назначение, которые
оформляются отдельными лицензионными договорами. Продажа таких лицензий
нередко сопровождается поставками оборудования, сырья, комплектующих и
т.п., необходимых для освоения лицензий. К сопутствующим лицензиям
относятся уникальные и прогрессивные технологии, передача которых
осуществляется с использованием других рассмотренных выше форм
технологического обмена.
Из множества форм международного технологического обмена только
лицензионная торговля приобрела самостоятельное значение и сформировалась в
отдельный мировой рынок лицензий.
Вывод о самостоятельной роли лицензионной формы в торговле уникальной
и прогрессивной технологией имеет важное практическое значение для
участников внешнеторговых операций. Он подтверждает правомерность получения
лицензионного вознаграждения не только при продаже «чистых» лицензий, но и
при передаче уникальной и прогрессивной технологии в составе товаров,
подрядных работ, инжиниринговых услуг и при других формах обмена.
VI. Особенности современной торговли лицензиями Российской Федерации с
зарубежными странами
Переход России к рыночной экономике и проведение в связи с этим
радикальных преобразований в области внешнеэкономической и патентно-
лицензионной деятельности коренным образом повлияли на условия участия
отечественных предприятий и организаций в международной торговле
лицензиями.
Распад СССР, развитие политического, экономического кризиса, а также
кризиса в управлении, разрушение хозяйственных связей, кредитно-денежной
системы, падение производства и объёмов внешнеэкономической деятельности,
возросшая невосприимчивость предпринимательских структур к использованию
нововведений в условиях диктата производителей и отсутствия конкуренции на
рынке не могли не отразиться на резком сокращении объёмов лицензионной
торговли Российской Федерации с зарубежными странами.
Действовавший в рамках бывшего Советского Союза плановый, строго
регламентированный, но излишне громоздкий и малоэффективный механизм
государственного регулирования лицензионной деятельности в конце 80-х годов
оказался разрушенным. Были ликвидированы или сокращены государственные
управленческие структуры, патентно-лицензионные службы предприятий и
организаций различных форм собственности, отменены действовавшие в этой
области законодательные акты, оказалось нарушенным единое патентное
пространство на территории входивших в СССР республик. Уникальный опыт,
знания и деловые связи таких организаций, как «Лицензиторг» и «Внештехника»
оказались невостребованными. Вследствие этого неконтролируемый вывоз
отечественных наукоёмких технологий, основанный на прямых контрактах
разработчиков с иностранными фирмами, значительно увеличился.
Государственные и приватизированные предприятия Российской Федерации
оказались перед необходимостью осуществлять патентно-лицензионную
деятельность, включая международную торговлю лицензиями, в новых радикально
изменившихся условиях. Это связано с созданием новой законодательной базы,
определяющей условия участия предприятий и организаций различных форм
собственности в международной торговле лицензиями.
VI.1. Участие Российских предприятий в международной торговле лицензиями
Для начала напомним об участии России в международных соглашениях по
охране промышленной собственности. Как известно, Советский Союз состоял в
10 таких соглашениях, функционирующих под эгидой ВОИС[1]:
Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной
собственности;
Парижская конвенция по охране промышленной собственности;
Мадридское соглашение о международной регистрации знаков;
Ниццкое соглашение о международной классификации товаров и услуг для
регистрации знаков;
Локарнское соглашение об учреждении международной классификации
промышленных образцов;
Договор о патентной кооперации;
Стасбургское соглашение о международной патентной классификации;
Договор о регистрации товарных знаков;
Будапештский договор о международном признании депонирования
микроорганизмов для целей патентной процедуры;
Найробский договор об охране олимпийского символа.
На следующий день после распада СССР (26 декабря 1991 г.) МИД
Российской Федерации приняло меры к продолжению участия России в этих
соглашениях, направив соответствующую ноту генеральному директору ВОИС,
являющемуся их депозитарием, с тем, чтобы российские граждане могли
пользоваться всеми вытекающими из них преимуществами.
В ноте заявлялось, что “членство Союза Советских Социалистических
Республик во Всемирной организации интеллектуальной собственности и во всех
её органах, а также участие во всех конвенциях, соглашениях и других
международно-правовых документах, подписанных в рамках Всемирной
организации интеллектуальной собственности или под её эгидой, продолжается
Российской Федерацией”. Этой же нотой Россия приняла на себя полную
ответственность за все права и обязательства СССР, включая финансовые.
В соответствии с Указом президента России «О либерализации
внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР» №213 от 15 ноября
1991 г. осуществление внешнеэкономической деятельности разрешено всем
зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их
объединениям, независимо от форм собственности. Это означает, что
юридические лица, зарегистрированные в качестве участников
предпринимательской деятельности в России, получают право и на участие в
международной торговле лицензиями. В связи с этом МВЭС[2] России прекратило
выдачу разрешений и регистрацию участников внешнеэкономической
деятельности, которые носили обязательный характер до выхода данного указа.
Регистрация участников в качестве субъекта хозяйственной деятельности,
а следовательно, и получение права на участие в международной торговле
лицензиями требует проведения следующих подготовительных мероприятий:
1. Подготовка учредительных документов и поиск юридического адреса
(помещения). Визирование учредительных документов у юрисконсульта и
заверение нотариусом.
2. Сдача документов в регистрационную палату района или города.
Получение временного свидетельства о регистрации.
3. Открытие временного счёта в банке. Внесение уставного фонда.
4. Изготовление печати.
5. Открытие постоянного счёта в банке.
6. Получение кодов ОКПО, ОКОНХ и СООГУ в Госкомстате.
7. Регистрация в налоговой инспекции и пенсионном фонде.
8. Сдача в регистрационную палату документов, подтверждающих
выполнение действий по пунктам 3-7, и получение постоянного
свидетельства о регистрации.
При создании акционерных обществ и совместных предприятий необходима
дополнительная регистрация в Министерстве финансов РФ, а для концернов и
крупных межрегиональных объединений — в Государственном комитете РФ по
антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Участие
физических лиц, а также не имеющих регистрации предприятий и их объединений
в международной торговле лицензиями возможно лишь через посреднические
организации, зарегистрированные в соответствии с указанным порядком. В
качестве посредников при заключении лицензионных сделок следует выбирать
фирмы и организации, которые специализируются на проведении патентно-
лицензионных операций, имеют устойчивые деловые связи с зарубежными фирмами
и опыт заключения лицензионных договоров на продажу и покупку лицензий. В
качестве таких организаций могут быть рекомендованы специализированные
внешнеторговые организации «Лицензиторг», «Литинтерн» и «Внештехника»,
независимые фирмы патентных поверенных, патентно-лицензионные службы
предприятий с многолетним опытом участия в международной торговле
лицензиями. К числу предприятий, накопивших опыт и способных к
самостоятельному выполнению операций по продаже и закупке лицензий, можно
отнести Волжский автозавод, МНТК «Микрохирургия глаза», Государственный
проектный институт кокса, ЦНИИ черной металлургии, Всероссийский алюминиево-
магниевый институт, Институт физики твёрдого тела, НИИ пластмасс и другие.
Однако преобладающая часть российских предприятий и организаций,
получивших право на предпринимательскую деятельность в различных отраслях
производства, не располагают необходимой базой знаний и опыта,
квалифицированными работниками, способными на профессиональном уровне
решать весь комплекс проблем, связанных с международной и внутренней
торговлей лицензиями. Поэтому на начальном этапе этого бизнеса при
незначительных объёмах лицензионных операций целесообразно пользоваться
посредническими услугами упомянутых выше внешнеторговых организаций и
патентно-лицензионных служб.
Существенные изменения произошли и в сфере государственного
регулирования международной торговли лицензиями в Российской Федерации.
Принятое на основе упомянутого указа президента Постановление правительства
Российской Федерации №90 от 30 декабря 1991 г. «О лицензировании и
квотировании экспорта и импорта товаров (работ, услуг) на территории
Российской Федерации в 1992 г.» устанавливает единый порядок выдачи
лицензий и квот на продажу и покупку товаров в странах дальнего и ближнего
зарубежья в соответствии со списками, утверждаемыми правительством. Данное
постановление распространяется на всех субъектов хозяйственной деятельности
в Российской Федерации и касается в том числе и вопросов продажи и закупки
лицензий. В приложениях к постановлению, относящихся к экспорту товаров,
исключены изобретения и ноу-хау, для продажи которых ранее требовалось
получение разрешения соответствующего государственного органа (Совет
Министров, ГКНТ, Госкомизобретений). Вместе с тем в Приложении №2 к данному
постановлению говорится, что получение разрешения на продажу изобретений,
ноу-хау и результатов научно-исследовательских работ необходимо лишь в том
случае, когда они могут применяться при создании вооружения и военной
техники. Списки таких разработок подготавливаются министерствами экономики
и финансов РФ.
Претерпел изменения и порядок закупки лицензий на изобретения и ноу-
хау за рубежом в связи с отменой государственного планирования их импорта и
выделения централизованных валютных средств на эти цели. В рамках
проводимой в стране либерализации внешнеэкономической деятельности на
основе указанных законодательных актов был отменён разрешительный порядок
продажи и закупки лицензий в стране и соответственно ликвидированы
занимавшиеся этими проблемами службы.
Современное состояние и перспективы развития лицензионной торговли в
Российской Федерации также связаны с принятием Верховным Советом в 1992 г.
Патентного закона Российской Федерации, законов «О товарных знаках, знаках
обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой
охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий
интегральных микросхем», «Об авторском праве и смежных правах», ряда
законодательных и нормативных актов, что позволило создать новую правовую
базу для патентно-лицензионной деятельности в стране, адекватную правовому
законодательству в этой области в странах с рыночной экономикой.
Введение в практику изобретательской и патентно-лицензионной
деятельности понятия «патент» вместо ранее используемого авторского
свидетельства означает, по существу, приватизацию объектов промышленной
собственности, передачу исключительного права на их использование из рук
государства патентообладателям, в роли которых выступают авторы,
предприятия и организации различных форм собственности. В результате
патентообладатели, являющиеся юридическими лицами в Российской Федерации,
получили право на внешнеэкономическую деятельность, в том числе на продажу
лицензий на собственные разработки зарубежным фирмам.
Преимущества, предоставленные с 1992 г. патентообладателям Патентным
законом РФ очевидны. К примеру, по старому патентному законодательству
советский изобретатель всемирно известной игры "Тетрис" получил только
служебную премию и несколько ценных подарков, Академия наук - $ 10 млн.,
посредник в переговорах по продаже игры - около $ 35 млн., а фирма NINTENDO
заработала только на ручном варианте игры $ 2 млрд. Действуй тогда новый
Патентный закон - наш изобретатель обеспечил бы материально несколько своих
поколений.
В Патентном законе Российской Федерации нет упоминания о внутренней
торговле лицензиями в стране. Однако в ст. 13 (п. I) закона говорится, что
любое лицо, не являющееся патентообладателем, вправе использовать
изобретение, полезную модель, промышленный образец, защищенные патентом,
лишь с разрешения патентообладателя (на основе лицензионного договора).
Иное использование указанных объектов промышленной собственности признаётся
нарушением патента, и к виновным, в соответствие со ст. 14 закона, должны
применяться санкции. Указанные положения об обязательном заключении
лицензионных договоров на использование изобретений, полезных моделей и
промышленных образцов распространяются на все деловые отношения
патентообладателей с заинтересованными в этих разработках предпринимателями
на территории России. Императивный характер этих норм означает, по
существу, законодательное введение в Российской Федерации внутренней
лицензионной торговли. Это новое явление в отечественной экономике,
свидетельствующее о её рыночном характере. Лицензионная форма коммерческого
обмена охраняемыми объектами промышленной собственности в силу законов
рынка непременно должна распространяться и на обмен не имеющими патентной
защиты техническими разработками типа ноу-хау. Уже имеется немало примеров
внутренних лицензионных договоров на ноу-хау, подписанных российскими
предпринимателями.
Как уже отмечалось, новое законодательство не предусматривает
необходимости получения разрешения на продажу объектов промышленной
собственности за границу, а также процедуру одобрения заключенных
лицензионных договоров. Однако Патентный закон Российской Федерации (раздел
IV, ст. 13, п. 2) вводит обязательный порядок регистрации лицензионных
договоров в Патентном ведомстве, без чего они считаются недействительными.
Их регистрация осуществляется в Комитете РФ по патентам и товарным знакам
(Роспатенте) в соответствии с Порядком регистрации договоров на передачу
прав на патент и права на использование изобретения или промышленного
образца, вытекающего из патента, утверждённым приказом Роспатента от 9
марта 1992 г. Это документ, однако, не касается процедуры регистрации
лицензионных договоров на ноу-хау и опционных соглашений. Практически во
всех странах мира с рыночной экономикой осуществляется и внешняя
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|