Конспект лекций по Основам психотерапии
3.Что понимают под промежуточными переменными, с тем и работают.
Основные методические приемы:
- предоставление информации пациенту
- самонаблюдение
- осознание ошибок мышления и собственных ресурсов мышления
Основные черты:
- актуальный диалог между пациентом и психотерапевтом
- лечение ориентировано на цель и решение проблемы;
переформулирование симптома в проблему научения, которую можно
решить
- основное внимание удаляется распознаванию скрытых моделей мышления
и поведения
Лекция 4.
Психодинамическое направление
!
!
психоанализ
психодинамическая или психоаналитическая
психотерапия
!
!
инсайториентированная суппортивная
Для психоаналитической психотерапии теоретическая основа та же, что и у
психоанализа. Психоанализ более интенсивен и строг.
Психоаналитическая психотерапия меньше уделяет внимания прошлому, больше –
анализу актуальных проблем, и через них движение к бессознательному.
Суппортивная (поддерживающая) - акцент на поддержку, а не на развитие
инсайта. Она скорее для пациентов с уязвимым ЭГО. Длительное (много лет),
поддержка – ускорение, помощь в развитии социальных изменений.
|Фрейдизм |Неофрейдизм |Постфрейдизм |
|Учение Фрейда |Фромм, Хорни, Саливан - |Влияние психоанализа на |
| |неопсихоанализ |другие области знаний, |
| | |практики |
Гуманистическое направление.
Очень неоднородно по составу, но есть общая идея: основное – личностная
интеграция клиента за счет перешивания, осознания нового опыта, полученного
в ходе терапии.
Концепция личности.
Часто называют третьей силой, сформировалась в 50х годах 20 века.
В основе – экзистенциальная философия и феноменологический подход. Первая
принесла интерес к проявлениям человеческого бытия; вторая – подход к
человеку без предварительных теоретических построений, интерес к субъекту,
миру переживаний человека, его опыту.
Можно проследить влияние восточной философии: подчеркивание единства души и
тела.
Предмет гуманистической психологии – личность как единое целое, постоянно
находящаяся в развитии.
Гуманистическая психология развивается в противовес психоанализу и
бихевиоризму. Один из основоположников – Ролло Мей.
Человек характеризуется специфическими потребностями, которые низводят его
на уровень инстинктов.
Личность – целостное образование, понять ее, изучая определенные ее части,
невозможно. Главное – мотивационный аспект.
Детерминанта развития – потребность в самоактуализации.
Гуманистическая психология не разделяет взгляд на природу тревоги.
Основные принципы:
- признание целостности характера и природы человека
- признание роли сознательного опыта
- признание свободы воли
- признание спонтанности
- признание творческих возможностей
- способность к росту
Самоактуализация – одно из важнейших понятий, процесс, сущность которого в
наиболее полном развитии, раскрытии, реализации всех возможностей и
способностей человека, реализации его потенциала.
Потребность в самоактуализации – основной мотивирующий фактор.
Опыт – внутренний личный субъективный мир переживаний человека,
совокупность переживаний - феноменальное поле, которое содержит
символизированные и не символизированные переживания (в обход Фрейда –
сознательное и бессознательное).
Организм – сосредоточение опыта переживаний, включает не только
органический опыт, но и социальный.
Я – концепция – устойчивое представление человека о самом себе, те
качества, которые человек воспринимает в себе: Я – реальное и Я –
идеальное. Наличие адекватной Я – концепции – основа для самоактуализации.
Конгруэнтность – соответствие между воспринимаемым Я и актуальным опытом
переживаний. Определяет возможности самоактуализации.
Если человек допускает в сознание различные части своего опыта, то он
способен к полному функционированию. То есть все, что есть в моем опыте
включено в мой образ Я.
Неконгруэнтность вызывает ощущение угрозы и тревогу, что включает защитные
механизмы.
Основа развития – самоактуализация, для которой необходима адекватная Я –
концепция и конгруэнтность.
Концепция невроза.
Невроз – результат невозможности самоактуализации, непринятие себя и своего
опыта.
Депривация потребностей роста может быть причиной психического заболевания.
Виктор Франкл: у каждого времени свои проблемы и свой невроз; сейчас это
потеря смысла существования (экзистенциальный вакуум).
Психотерапия.
Разные школы, но общий смысл: восстановление целостности и единства
человеческой личности. Может быть достигнута за счет переживания,
осознания, интеграции всего опыта человека, в том числе во время
психотерапевтического процесса (то есть принятие всего себя).
Каким путем? За счет чего? За счет встреч.
Встреча – соприкосновение двух человеческих миров, это приводит к мощному
переживанию, способствует принятию себя. Типы встреч:
- с другим человеком – (гуманистическая психотерапия – теоретическая
база психотерапии) Роджерс, Франкл; задача психотерапевта –
повысить уровень осознаваемости собственного поведения
- с самим собой – соматический подход, гештальт
- с высшим разумом – духовный подход
Клиенто-центрированная терапия Роджерса.
Задача: создание условий, способствующих новому опыту.
Может существовать только при определенном поведении терапевта, так
называемая триада Роджерса:
- эмпатия
- безусловное положительное принятие
- собственная конгруэнтность
Эмпатия – способность психиатра встать на место клиента, понимать его так,
как он себя понимает.
Безусловное положительное принятие – отношение к пациенту как к личности,
которая обладает безусловной ценностью вне зависимости от качеств личности.
Собственная конгруэнтность (аутентичность) терапевта – соответствие
поведения терапевта тому, какой он на самом деле.
Основная критика направления – отсутствие методов и методик.
Опыт приобретается за счет встречи с собой, с разными аспектами своей
личности. Интеграция Я за счет концентрации внимания на разных аспектах
своей личности.
Приобщение к высшему началу, расширение опыта человека до космического
уровня (медитация, духовный синтез).
Личностно-ориентированная терапия.
База: психология Мясищева.
Личность – система отношений человека к себе, к людям, к окружающему миру.
Важна иерархия отношений.
Невроз – результат нарушения системы отношений (особо значимых);
когнитивное искажение и гипертрофированное детерминирование эмоционального
компонента.
Патогенетическая концепция невроза.
Основные задачи психотерапии:
1. Изучение личности пациента, особенностей формирования и развития его
системы отношений.
2. Выявление и изучение этногенетических механизмов невротического
состояния.
3. Осознание причинно-следственных связей между особенностями нарушения
системы отношений и возникновением, развитием и сохранением невротических
расстройств.
4. Коррекция нарушений системы отношений больного неврозом, неадекватных
форм эмоционального и поведенческого реагирования.
На базе этой психотерапии возникла личностно-ориентированная
(реконструктированная) психотерапия (Карвасарский) – современный этап
психотерапии Мясищева.
Задачи ее локализуются:
- в сфере интеллектуального осознания –
1) осознание взаимосвязей между ситуацией личностью и болезнью
2) осознание исторического плана собственной личности (как я такой
возник)
3) осознание интерперсонального плана собственной личности (как
проявляю себя в общении с другими)
- эмоциональная сфера – эмоциональная коррекция нарушенных отношений
- поведенческая сфера – формирование адекватного поведения на основе
достижений в когнитивной и эмоциональной сферах
Основные лечебные факторы психотерапии.
Когнитивный(осознание) – психоанализ
Поведенческий – бихевиоризм
Эмоциональный – опытная психотерапия
Групповая психотерапия.
- Групповая психотерапия –
метод, основанный на использовании групповой динамики в лечебных целях.
Может использоваться в разных теоретических подходах. Направлена не только
на межличностный конфликт, но и на личностный конфликт пациента через
анализ межличностного взаимодействия.
Основа – групповая динамика.
- Групповая динамика –
совокупность внутри группы социально-психических процессов и явлений,
учение о силе структуре и процессах, которые действуют в группе.
- Группа –
определенная общность людей с ограниченным числом членов (до20) , около 8 –
14 человек, которые характеризуются непосредственными контактами,
относительно постоянный состав участников, распределение ролей.
Групповая динамика – учение о характеристике процессов, происходящих в
группе, описание причинно-следственных связей, описание методических
приемов изучения и исследования.
Области групповой динамики:
- исследования в социальной психологии – индивидуальное и
взаимодействие между участниками группы
- педагогическая психология – совокупность приемов обучения и
исследования, изучение эмоционального компонента.
- клиническая психология – методологическая основа групповой
психотерапии
Первая и вторая – прикладная групповая динамика.
- Групповая динамика (клиническая) –
совокупность всех взаимоотношений и взаимодействий, возникающих в группе,
включая и группового психотерапевта.
Элементы групповой динамики.
1. Цели и задачи группы.
- терапевтические цели: разобраться в проблемах каждого члена группы,
личностный рост, излечение
- антитерапевтические цели
В начале работы терапевт не дает информацию о целях и задачах группы.
Предлагается обсудить цели и задачи с точки зрения каждого члена группы, их
ожидания в зависимости от целей и задач.
2. Групповые нормы – правила внутри группы.
Обычно, четко в начале не декларируются, а вырабатываются в группе
совместно
- открытое выражение чувств
- безоценочные суждения
- обязательность высказывания
- активность
- терпимость
- принятие позиции других
Нормы могут быть терапевтическими и антитерапевтическими (например,
высказывания по кругу).
Для невротичных пациентов характерны жесткие нормы, это диагностично. Нормы
важный элемент в личностной характеристике.
3. Структура группы, групповые роли, проблема лидерства.
Структура:
- формальная
- неформальная
Роли:
- альфа позиция –лидер, импонирующий группе, побуждающий к активности
- бета позиция – эксперт, высоко оцениваемый группой, рассматривающий
ситуацию, анализирующий ее, достаточно отстраненный от группы
- гамма позиция – пассивный, легко приспосабливающийся, конформист
- омега позиция – крайний, отстает от других по неспособности,
отличается от остальных
Для невротиков характерен стереотипный ролевой репертуар. Роли здесь
выполняют защитную функцию.
Лидерство связано с проблемой руководства, зависимости, каковы отношения с
формальным лидером (психотерапевта), за что соперничество.
4. Групповая сплоченность.
Связность, сцепление.
Привлекательность группы для ее участников – важный элемент групповой
динамики: чем выше групповая сплоченность, тем эффективнее группа
применительно к отдельному пациенту.
5. Групповое напряжение.
(противоположность сплоченности) – центробежные силы, разрывающие группу.
Группа существует на балансе между сплоченностью и напряженностью.
Групповая напряженность неизбежна, но имеет не только негативные функции,
но и позитивные:
- фактор, активизирующий усилия по изменениям, стимулятор активности
- фактор, проявляющий негативные эмоции, позволяющий проявлять их,
говорить о них
- фактор, активизирующий проявления непривычных, но свойственных
человеку стереотипов поведения
Групповое напряжение способствует диагностике негативных эмоций.
При преобладании сплоченности – невысокий психотерапевтический эффект; при
преобладании напряженности – велик риск распада группы. Терапевт должен
поддерживать равновесие между сплоченностью и напряженностью.
6. Актуализация прежнего эмоционального опыта.
Позволяет диагностировать проблему пациента и найти пути изменения.
- Отождествление, проекция своих переживаний на других участников
группы.
7. Формирование подгруппы.
Негативный признак. Терапевту следует выяснить цели и задачи подгруппы,
причины их возникновения. Обсуждение этого помогает разрушать подгруппы.
8. Главные виды вербальной коммуникации в группе.
При анализе формы высказывания можно выйти на проблемы:
- вопросы
- ответы
- гипотезы
9. Процесс групповой психотерапии.
Фазный характер процесса.
Фаза 1. – ориентации, поиска смысла, пассивного ожидания.
Высокий уровень напряжения в группе:
- индивидуальная составляющая связана с собственными проблемами
каждого пациента
- групповая составляющая, так как существуют значительные расхождения
в ожиданиях к психотерапевту(как он должен себя вести) и тем, как
он ведет себя на самом деле.
Ожидания – врач возьмет всю ответственность за лечение на себя. Пациенты
ждут расспросов, диагноза, рецепта. Но групповая динамика возможна при
относительном равноправии участников: если повышается напряжение, то
проявляется пассивное поведение пациентов.
Пассивное поведение пациентов.
Проявляется в периоды снятия напряжения за счет неконструктивной
активности. Подфазы:
- псевдосплоченность – за счет активных пациентов, которые берут на
себя роль лидера, драматизация травматических факторов, нагнетание
обстановки; мы хорошие, они плохие, меняться нужно им – тупик;
- козел отпущения – неконструктивная критика, выносящая раздражение,
напряжение сбрасывается за счет неконструктивной критики в адрес
одного из участников группы; можно выбрать председателя для
снижения напряжения.
Фаза 2. – растормаживание агрессивности, бунт против терапевта.
Высокий уровень напряжения, поведение участников группы более активно,
аффективно заряжено, агрессивно настроено к психотерапевту.
Показатель – большое количество вопросов к психотерапевту. Либо агрессия на
метод (косвенная). В открытую не говорят об агрессии. Думают: либо плохой
профессионал, либо плохой человек.
Конструктивное разрешение ситуации – открытое выражение эмоций по отношению
к психотерапевту и обсуждение причин, побуждающих к агрессии, как следствие
– разрешение конфликта.
В этой фазе затрагиваются основные проблемы личности:
- проблема ответственности (перекладывание на психотерапевта) –
невротический симптом – способ переложить ответственность с себя на
свой организм
- взаимоотношения с авторитетами (с родительской фигурой) - с одной
стороны желание привлечь внимание психотерапевта, с другой –
эмансипация конфликта с психотерапевтом характерная для
инфантильных пациентов
- проблема негативных эмоций – возможность открыто говорить об этом
психотерапевту; реатрибутирование негативных эмоций – кому человек
приписывает испытываемые эмоции; за позитивные чувства отвечаю я,
как и за негативные. (Я раздражен, так как я ожидал другого).
Человек может контролировать свои чувства, если он их осознает и принимает,
так как сам является источником своих чувств.
Иногда для общего «дозревания» напряжения терапевт усиливает различными
приемами напряжение, чтобы его вскрыть.
Конструктивное завершение фазы – открытое выражение агрессии и ее
переработка.
Фаза 3. – развитие групповых норм.
Резкое изменение характера взаимодействия. Формируется групповая
сплоченность, цели, нормы, то есть групповая культура.
Фаза 4. – рабочая фаза, осознание целенаправленной деятельности, выработка
новых форм поведения.
Активно работающая психотерапевтическая группа.
Фазы 1, 2, 3 – занимают до четверти всего времени работы группы и
называются подготовительными.
Механизмы лечебного действия групповой психотерапии.
Факторы, обеспечивающие лечебный эффект:
- переживание
- осознание
- научение
Пути изучения пациента:
- опрос пациента
- опрос специалистов
- собственные экспериментальные исследования, позволяющие выявить
корреляции между переменными процесса и эффективностью
Механизмы:
1. сообщение информации –
краткий психологический «ликбез», информация вычленяется участниками
косвенно в процессе работы группы, что-то дополняет психотерапевт (психика
и соматика)
2. универсальность страданий –
близко сталкиваясь с проблемами и симптомами других, пациенты убеждаются,
что они не одиноки – они не хуже других, но и не лучше; снимает
актуальность переживаний, снижение невротического эгоцентризма
3. внушение надежды –
пациенты видят происходящие у других положительные изменения при их
активности – появляется надежда, что он тоже сможет этого достичь. Особенно
это характерно для открытых групп.
4. альтруизм –
люди могут помочь друг другу и я могу кому-то помочь - повышение
самооценки
5. коррегирующая рекапитуляция первичной семейной группы –
коррекция негативных влияний, идущих из родительской семьи, в группе –
множественная проекция, воспроизводство в отношениях с психотерапевтом
отношений с родителями, с другими участниками группы – с другими членами
семьи.
6. межличностное научение –
наблюдая за более эффективным поведением окружающих, человек набирается
нового позитивного опыта в общении
7. имитация поведения –
подражание.
8. групповая сплоченность –
коррелирует с эффективностью психотерапии, принятие пациентом группы и
наоборот
9. катарсис –
эмоциональное отреагирование, очищение.
10. интерперсональное влияние –
присуще только групповой терапии.
Какие эффекты имеет межличностное общение:
- когнитивный фактор –
образ Я в какой-либо группе за счет отражения оценок окружающих формируется
и может меняться в специально организованной группе.
Обратная связь – информация о том, как воспринимают меня другие люди и как
они реагируют на мое поведение, всегда истинна. В группе равная и
разноплановая.
Конфронтация – столкновение человека с собой, со своими особенностями.
Самосознание (конфронтация):
- открытая (знаю о себе сам, знают обо мне другие)
- закрытая (не знаю сам, не знают другие)
- скрываемая (знаю сам, не знают другие)
- слепое пятно (то, что знают обо мне другие, но не знаю я сам)
Обратная связь – материал для конфронтации, влияет на слепую сферу
самосознания.
Следует включаться в свое представление о себе.
Эгоцентрация – социоцентрация.
- эмоциональный фактор –
могут возникать ситуации, которые возникали раньше, но человек с ними не
справился, но может попытаться изменить ситуацию в группе. Важен подбор
группы – должен быть разнообразный состав.
- поведенческий фактор –
группа выступает как модель реальной жизни, человек продуцирует те же
стереотипы поведения; в группе можно эти стереотипы изменить.
Категории лечебного воздействия можно объединить:
1. конфронтация
2. эмоциональная поддержка
В группе должен поддерживаться баланс между этими двумя типами
взаимодействия. Терапевт привлекает свое внимание в ситуациях нарушения
баланса – должен выяснить причины нарушения.
Руководство психотерапевтической группой.
Что более важно в психотерапевте: личностное или профессиональное?
При высоком уровне профессионализма личностные качества значения не имеют.
Поведение психотерапевта:
1. Роль психотерапевта.
- технический эксперт –
требуются определенные знания для умения управлять группой
- эталонный участник –
истинный член группы, равный участник группы
а) активный лидер, руководитель – группа пассивна
б) аналитик – способствует переносу, интерпретирует и стимулирует к
интерпретации; не руководит и не направляет группу
в) комментатор – отстранен, изредка комментирует групповую динамику, не
руководит и не направляет группу
г) посредник – технический эксперт, не руководит, но помогает при
необходимости
д) истинный член группы –
Сочетание всех ролей зависят от теоретической ориентации психотерапевта.
2. Ориентация психотерапевта.
- ориентация на группу и лечение, посредством ее воздействия –
используется групповая динамика
- ориентация на пациента и лечение его на фоне группы
3. Терапевтический стиль психотерапевта.
- эмоциональная стимуляция – психотерапевт стимулирует к различного
рода активности
- опека – создание безопасной атмосферы, забота, поддержка
- познавательная функция – разъяснение, интерпретация
- исполнительная функция – распорядительная, ориентирующая,
постановка заданий, выделение правил (наименее конструктивный путь)
Основные методы групповой психотерапии.
1. Групповая дискуссия (вербальный):
- интеракционная ориентация (анализ групповой динамики)
- биографическая (анализ биографии индивида)
- тематическая (анализ темы)
2. Психодрама (вербальный).
3. Психогимнастика (невербальный) – основное средство взаимодействия –
двигательная активность, мимика.
4. Проективный рисунок (невербальный).
5. Музыкотерапия (невербальный).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|