Особенности социализации современного подростка
различных фактов, идей, концепций, вместо того, чтобы развивать способность
к анализу, к критической оценке и выработке собственных выводов. У будущих
специалистов, воспитанных в назидательной (нравоучительной) манере, такие
механизмы, как принятие самостоятельных решений, формулировка стоящих
задач, а также аналитические навыки не предусмотрены.
Сегодня система образования, обладая относительной стабильностью,
оказалась в противоречии с обществом, изменившем ориентиры своего развития.
Кризис образования, переживаемый сейчас Россией, достаточно глубок и
многолик. И почти все его характерные черты сказываются на положении
молодежи.
Смена государственнно-политического устройства и социально-экономического
строя создала принципиально новую ситуацию в сфере образования, которая не
способствует укреплению социально-правовых гарантий каждого молодого
человека в получении образования и профессии в соответствии с его
интересами и способностями.
Конституция СССР 1977 г. провозгласила осуществление всеобщего
бесплатного среднего образования молодежи через различные каналы
(одиннадцатилетка, техникум, среднее ПТУ, вечерняя школа). В Конституции РФ
1993 г. (ст. 43) сделан шаг назад, поскольку планка обязательного общего
образования понижена и гарантирована бесплатность только основного (9 лет)
образования.
Новое поколение россиян вступает в жизнь в условиях, резко отличающихся
от тех что были раньше. Страна оказалась отброшенной далеко назад не только
в сфере материального производства и уровня жизни основной части населения,
но и по состоянию системы образования.
В середине 60-х страна продвигалась ко всеобщему среднему образованию.
Официально эта цель была провозглашена в 70-е годы, и хотя полного охвата
молодежи разными видами среднего образования достичь не удалось, к середине
80-х годов в СССР реально получало его 80 - 85% молодежи.
Представление о продвижении СССР по пути к всеобщему полному среднему
образованию дает таблица.
Распределение школьников после 8(9) класса, %.
|Всего закончили 8(9) классов и устроились|1965 г.|1975 г.|1986 |
| | | |г. |
|Пошли работать |42,5% |2,3% |0,2% |
|Продолжили дневное обучение в средней |40,0% |60,9% |55,8% |
|школе | | | |
|Продолжили обучение в ПТУ и техникумах |17,5% |36,8% |44,0% |
Таким образом, Советский Союз, до перестройки не отставал от наиболее
передовых западных стран, которые постепенно приближаются к осуществлению
всеобщего 12-летнего образования. Но Россия сдает завоеванные позиции.
Согласно принятому в 1992 году Закону «Об образовании» обязательным
считается только общее основное образование, которое остается бесплатным. С
государства сняты обязательства по обеспечению даже девятилетнего
образования, которые «возложены на родителей или лиц их заменяющих». И это
в условиях, когда значительная часть семей не имеют средств, чтобы
обеспечить полноценное питание и летний отдых детей, когда при поступлении
в школу признаются здоровыми 30% детей, а к восьмому классу их остается 6%.
До сих пор образование в России имеет государственно-общественный
характер и строится как непрерывная цепь ступеней обучения и воспитания, на
каждой из которых действуют образовательные учреждения различных типов.
Государственная система образования включает: дошкольное воспитание, общее
среднее образование; высшее образование; послевузовское образование и
совершенствование профессионального мастерства; подготовку, переподготовку
и повышение профессиональной квалификации кадров. В настоящее время в
России, параллельно государственной, создается негосударственная система
образовательных учреждений. Растущая в обществе социальная дифференциация
находит выражение во все более широком распространении гимназий, колледжей,
лицеев. Часть их принимает детей на обучение с первого класса, другая - с
пятого, большинство - после девятого. Обучение в них отчасти платное, плата
колеблется в весьма широком диапазоне. Государственные школы нового типа, а
также частные учебные заведения (их до 1%) как правило, обеспечивают более
высокий уровень подготовки, особенно по профильным дисциплинам, что
существенно повышает возможности учащихся успешно продолжить образование в
вузах и приобрести высокий профессиональный и социальный статус.
Общая неблагоприятная ситуация в школьной жизни фиксируется результатами
социологических опросов. По данным обследования учащихся от 14 до 17 лет
среди факторов, вызывающую наибольшую неудовлетворенность учащихся,
выделяются: отсутствие права выбора учебных предметов и преподавателей
(указали 49,8%), отсутствие необходимой материальной базы, современного
оборудования, работа столовой, каждый пятый указал на свою
неудовлетворенность организацией учебного процесса, качества преподавания.
Часть респондентов негативно оценивают характер отношений с преподавателями
(18%). Лишь 10,3% учащихся считают, что учатся в полную меру своих сил и
возможностей. Большинство опрошенных, указало, что свои способности в учебе
реализует не в полной мере. На вопрос «Действует ли в Вашем учебном
заведении принцип «от каждого по способностям» (по отношению к учащимся)?»
только 23% респондентов ответили утвердительно.
Незначительная часть (16,3%) отметила, что в учебном заведении
сложилась благоприятная обстановка, есть взаимопонимание и сотрудничество
учащихся и педагогов. 60% участников опроса считают, что взаимопонимания
недостаточно, обстановка напряжена, есть давление со стороны учителей и
грубость со стороны учащихся.
Интенсивное расслоение общества по уровню материального благосостояния,
ухудшение условий жизни большей части населения уже вносят свои коррективы,
а в будущем скажется еще значительнее на судьбах учащейся молодежи.
Стремление выпускников средней школы получить высшее образование снижается
с каждым годом, такие настроения проникают и в младшие классы, что
уменьшает интерес к учебе и создает негативное отношение к школе.
Сформировавшийся десятилетиями назад и пока сохраняющийся у многих
старшеклассников стереотип на продолжение учебы, а после получения полного
среднего образования - на поступление в ВУЗ, постепенно станет достоянием
меньшей части выпускников 9-х, а затем 11-х классов. Выбор жизненных
условий у подростков и молодежи проходит ряд этапов. На каждом из этапов
корректируется, а возможно полностью меняется их социальная ориентация.
Первый этап выбора, после девятого класса, подростки делают обычно под
влиянием родителей, но в месте с тем возможно влияние уже сложившейся у
подростка социальной ориентации, наличие у них известной самостоятельности
при решении вопроса о последующих формах образования либо непосредственном
трудоустройстве. Для определенной группы учащихся получение полного
среднего образования утратит смысл.
Проблему социальной ориентации и выбора дальнейшего жизненного пути
целесообразно рассматривать для подростков в возрасте 15 лет, когда они
завершают обучение в основной общеобразовательной школе (9 классов),
выясним, что же является факторами, определяющими выбор девятиклассников.
Прежде всего отметим, что у девятиклассников достаточно велика при
определении дальнейших образовательных планов роль фактора успеваемости.
Если практически все подростки, обучающиеся на «4» и «5», намереваются
продолжить обучение в десятом классе, а среди тех, кто успевает в основном
на «4» таковых - 3/4 контингента, то среди успевающих на «3» и «4» или в
основном на «3» таковых соответственно 48,6 и 23,3%; 68,4% обучающихся в
основном на три и 31,4% вообще имеющих тройки, не склонны к дальнейшему
обучению в школе.
Столь же велика зависимость от успеваемости и удовлетворенность от
обучения в старших классах: среди троечников до 60% тех, кто полностью или
частично не удовлетворен своим выбором продолжить обучение в 10-м классе,
тогда как среди успевающих без троек, таковых практически нет. Аналогичные
закономерности отмечаются и при рассмотрении позиции родителей.
Основные факторы, повлиявшие, по самооценкам девятиклассников на их
выбор.
|Пойдет ли |Факторы |
|ученик в | |
|10-й класс | |
| |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 |10 |
|Доволен | | | | | | | | | | |
|балл |2,03|2,41|1,79|1,66|1,61 |1,48 |2,42|2,16 |2,45 |1,96|
|ранг |5 |3 |7 |8 |9 |10 |2 |4 |1 |6 |
|Не доволен | | | | | | | | | | |
|балл |2,58|2,74|1,89|1,79|1,63 |1,63 |1,65|1,00 |1,84 |1,95|
|ранг |2 |1 |4 |6 |8-9 |8-9 |7 |10 |5 |3 |
1. совет отца
2. совет матери
3. совет родственников
4. совет одноклассника
5. совет учителя
6. рекомендации кл. руководителя
7. интерес к какому-либо предмету
8. консультация по профориентации
9. собственное увлечение, хобби
10. пример или совет знакомых
Обратившись к основным факторам, повлиявшим на выбор подростков и
удовлетворенность таким выбором (см табл.), можно констатировать достаточно
близкую структуру этих факторов у обеих групп девятиклассников, а также
родителей, в целом удовлетворенных или не удовлетворенных выбором своих
детей продолжить обучение в 10-м классе. В этих случаях ведущими факторами,
как видно в таблицах, выступали решения самих родителей, в первую очередь
матери, и интерес подростка к какой-либо учебной дисциплине или его хобби.
Иное положение в отношении удовлетворенности продолжением обучения в
школе 10 - 11-тиклассников. Расхождение позиций школьников удовлетворенных
своим выбором и неудовлетворенных достаточно велико. При этом ведущими
факторами у недовольных выступают советы родителей или примеры знакомых. У
тех же, кто, в первую очередь ориентировался на собственные увлечения и
интересы, удовлетворенность наиболее высока.
Во всех случаях следует отметить малую роль влияния школы на выбор
жизненного пути (советы учителей и рекомендации классного руководителя
занимают 8 - 10 ранговые места из десяти рассматривавшихся)
Показательно, что у удовлетворенных своим выбором десятиклассников
следование рекомендациям работников консультации по профориентации занимает
четвертое ранговое место.
Надо отметить также, что советы одноклассников относительно выбора
продолжения обучения именно в школе занимают более высокое ранговое место у
тех, кто в дальнейшем начал проявлять недовольство относительно своего
выбора.
Таким образом можно сделать вывод, что большинство подростков и их
родителей (75,7 и 76,2% соответственно) нацелено на продолжение обучения в
десятом классе; родители в большей степени, чем подростки, ориентированы на
продолжение образования в иных формах (техникум, курсы, лицей и т. д.) -
22,1% против 6,8%; среди учащихся 10-11-х классов практически 4/5
подростков довольны принятым решением продолжить обучение в
общеобразовательной школе. Анализ жизненных планов подростков показал: 3%
подростков предпочли бы вообще не работать ни после 9-го класса, ни в
последующие периоды жизни; очень резко упал престиж статуса рабочего:
практически ни кто из подростков и их родителей не ориентированы на
получение рабочих профессий; упал престиж и научной работы, особенно среди
подростков: на этот вид деятельности нацелены лишь 4% подростков и 8% их
родителей; упало доверие к бюджетной сфере: на работу в коммерческие фирмы
ориентировано в 7 раз больше родителей девятиклассников и в 4 раза больше
родителей учащихся в 10-11 классах, чем на работу в государственных
учреждениях. Практически половина респондентов отмечает, что положение в
обществе и место в жизни сегодня никак не связаны с уровнем образования.
Важной частью мировосприятия школьников становится снижение авторитета
знания и науки в целом, поскольку они знают что труд «интеллигенции»
оплачивается ниже, чем труд других слоев общества. Это произошло во многом
из-за устойчивого стереотипа невостребованности знаний, низкого престижа
интеллектуального и высококвалифицированного труда в системе экономических
отношений.
Снижение спроса на интеллектуальный и высококвалифицированный труд служит
основным фактором, способствующим обесцениванию и разрушению мотивов
получения образования и вместе с тем все снижающегося его качества. Сегодня
Россия - пока еще одна из самых образованных стран мира, что подтверждает
данными о коэффициенте грамотности взрослого населения, долей работников,
имеющих высшее и среднее специальное образование и другими показателями
(доступность, всеобщность, бесплатность), но что будет через несколько лет,
никто не знает.
Немаловажную роль в снижении ценности общего среднего образования в
глазах родителей школьников и, особенно, самих подростков сыграли средства
массовой информации и, в частности, молодежная пресса.
Сказались и снижения уровня государственного финансирования системы
образования, равно как и развитие сети коммерческих и элитарных школ,
колледжей, лицеев и т. д.
Семья
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет
ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы
человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем
характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то,
что было в семье его родителей.
В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он
получает опыт нравственности, моральных норм поведения.
Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как
социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит состояние
государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня
духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества.
Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния
государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет
профессию и будет готов к самостоятельному труду, будет ли семья «трудовой»
и от ее вклада в трудовую «копилку» общества немало зависит экономическое
состояние общества.
Осуществляя социальную функцию, семья формирует в зависимости от ее
культурного, социального и духовного уровня. Условия в семье, жилье,
гигиена, особенности жизни и увлечения семьи – все зависит от социальной
политики государства.
Социализация в семье зависит от состава семьи. Сегодня нет больших
семей, в которых живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки.
Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи,
авторитета и власти родителей.
На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в
обществе: накопление знаний, технологий и обмена информацией и самых
крупных изменений, таких, как реорганизация системы, кризис политической и
экономической системы.
Классическая формула – семья как социальный институт – определяет семью
как объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной
ответственностью.
Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между
мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их
супружеские, родственные права и обязанности с целью создания семьи,
рождения и воспитания детей.
Семья – это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть
в семье сосредоточивается система связей, система отношений не только
супругов, но и детей, а также родственников.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов. Это:
- вступление в брак;
- рождение первого ребенка;
- окончание деторождения (последний ребенок);
- «пустое гнездо» - выделение из семьи последнего ребенка;
- прекращение семьи со смертью одного из супругов.
Для каждого человека существует две семьи. Та, из которой он вышел, и
та, которую он создал и в которой он живет сейчас.
Семья – это созданная человеком интимная среда существования. Члены
семьи связаны кровным родством (или близким к кровному), семья объединяет
родственников, как живых, так и умерших, близких и дальних, известных и
неизвестных.
Семья – это единица общества, которая требует постоянного внимания, если
мы желаем нормального развития общества.
Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье.
Как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как
удовлетворяются интересы всех ее членов. Взаимопонимание, уважение,
поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Каково здоровье
родственников, их характер и поступки.
Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и
социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия
супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи:
многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера
родственников.
Развитие семьи проходит несколько стадий.
Первая стадия – первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|