МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологические особенности общения в процессе использования Интернет

    Психологические особенности общения в процессе использования Интернет

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ

    ФЕДЕРАЦИИ

    РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

    Факультет социальной работы, педагогики и психологии

    Направление 521000 психология

    Кафедра социальной психологии

    Допустить к защите

    «___» июня 2004 г.

    зав. кафедрой социальной психологии

    д.п.н., профессор

    Петрова Е. А.

    Выпускная квалификационная работа

    Психологические особенности общения в процессе использования Интернет.

    Выполнила: студентка 4 курса

    дневного отделения

    факультета социальной работы,

    педагогики и психологии

    Носова Е.Г.

    Научный руководитель:

    К.п.н. Чертыкова Ирина Петровна

    Москва 2004

    Оглавление:

    Оглавление……………………………………………………………….2

    Введение………………………………………………………………….3

    Глава 1.Теоретические основы изучения проблемы общения………..6

    Раздел 1.1. Общение как объект изучения социальной психологии…………….6

    Раздел 1.2. Психологические особенности виртуального общения…………….17

    Глава 2. Эмпирическое исследование………………………………….36

    Раздел 2.1.Описание метода и методики, примененных в данном

    исследовании………………………………………………………………………..36

    Раздел 2.2. Результаты исследования……………………………………………..27

    Раздел 2.3. Обработка данных……………………………………………………..29

    Раздел 2.4. Обсуждение и интерпретация результатов…………………………..30

    Вывод………………………………………………………………………………...32

    Список литературы………………………………………………………………….33

    Введение

    Актуальность. Человеческое общество эволюционировало от первобытной

    общины до информационного общества. Вместе со способом организации

    изменялись орудия, техника. Часто освоение нового орудия являлось

    детерминантой эволюции (освоение предком человека палки, совершенствование

    рубил до топоров и т.п.), т.к. это позволяет освоить новый вид деятельности

    или усовершенствовать старый. Таким образом, появление компьютерных

    технологий явилось объективным закономерным следствием развития науки.

    Сначала компьютер предназначался исключительно для ускорения вычислений,

    решая узкий круг задач, но уже через 10-20 лет он стал необходимым условием

    для осуществления многих видов деятельности. Скорость обработки и передачи

    данных, легкость освоения и использования позволили применить компьютер для

    общения. Телефон, телеграф, почта казалось, полностью удовлетворяли

    потребность в общении, но они не обладали такой скоростью, простотой и

    удобством как Интернет. Т.е. человечество не испытывало острой потребности

    в новом средстве связи, но оно появилось, независимо от чьей-либо воли, как

    случайное изобретение, и быстро обрело популярность. У людей есть выбор:

    они могут использовать традиционные средства связи, но при этом они не

    достигнут высоких результатов или же потратят гораздо больше времени.

    Основной тенденцией общественного развития в ХХ веке стал рост городов.

    Численность населения и его высокая концентрация создают особые законы

    общественной жизни, задают ей более высокий ритм. Для мегаполисов

    характерна ситуация, когда в течение дня горожанин встречается с множеством

    людей, которых совершенно не знает. Из-за обилия информации человек

    постоянно испытывает перегрузки, что заставляет его сужать входы для

    информации. Создается так называемый «эффект большого города», когда нормой

    становится максимальное невмешательство в жизнь другого человека (С.Милграм

    «Опыт городской жизни: психологическое исследование»), а значит возникают

    затруднения при переходе к более серьезным и глубоким отношениям из-за

    боязни нарушить «право личной жизни». В итоге получается парадоксальная

    ситуация: чем больше город, тем больше процент одиноких людей. Норма

    максимального невмешательства ведет к затруднению в сближении, так как

    любое проявление внимания может быть истолковано как попытка «влезть в

    чужую жизнь». Человек нуждается в таком общении, в ходе которого он мог

    бы: поделиться важными для него мыслями, идеями, чувствам, переживаниями,

    обретя полное понимание со стороны другого, получить поддержку, достичь

    безусловного доверия, не встретив при этом критики, осуждения.

    Интернет предоставляет такую возможность. Благодаря анонимности,

    доступности и ощущению безопасности человек может формировать

    доверительные отношения даже с малознакомыми людьми, не опасаясь негативных

    последствий, ведь в случае неудачи всегда есть возможность просто

    отключиться от Интернет или уйти на другой ресурс. В виртуальной реальности

    не имеют значения такие способы определения социального статуса как внешний

    вид, возраст, пол. Интернет позволяет формировать новую идентичность,

    создавать новый образ и осуществить, таким образом, нереализованные

    потребности. К тому же, в виртуальном пространстве можно встретить

    человека, с которым в реальности никогда и ни при каких условиях не

    встретил. Благодаря легкости освоения и использования Интернет он

    завоевывает все большую аудиторию. Интернет специфичен и мало напоминает

    реальное общение и именно поэтому требует подробного исследования.

    Методологические принципы:

    1) Принцип субъектности

    2) Принцип моделирования

    Теоретической основой для написания данной работы послужили идеи

    следующих авторов:

    1) Разработка структуры и теоретического обоснования сущности процесса

    общения : Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, А.А. Бодалев, Г.М.

    Андреева

    2) Определение факторов, определяющих характер общения, и возможностей

    повышения успешности общения: Ч.Тойч и Дж.Тойч (психогенетическое

    направление), Э.Берн (трансактный анализ), Р.Бэндлер и Дж.Гриндер (нейро-

    лингвистическое программирование)

    3) Определение специфических черт Интернет-общения, закономерностей

    взаимодействия в виртуальном пространстве: А.Жичкина, В.Нестеров и

    Е.Нестерова, А.Бурова.

    Объект исследования: общение

    Предмет: общение, опосредованное Интернет.

    Цель: исследование влияния Интернет-общения на общение вообще.

    Задачи:

    - проанализировать теоретические основы проблемы общения в целом и

    опосредованного глобальной сетью Интернет

    - экспериментальное исследование особенностей общения в Интернет.

    Гипотеза: существует критический стаж общения, негативно влияющий на

    общение людей

    Научная новизна: российский сектор Интернет появился с опозданием на 20

    лет от всего остального мира, а потому воздействие использования сети

    Интернет на человека российскими учеными еще не изучено. В настоящее время

    Интернет привлекает все больше и больше людей, а потому растет и его

    влияние. Уже появились работы, основанные на наблюдении, когда сами

    исследователи были пользователями Интернета, но еще недостаточно изучено

    влияние опыта виртуального общения на поведение в процессе реального

    общения. В представленной работе предпринимается попытка определения

    наличия этого влияния и его характера.

    Практическая значимость: результаты данного исследования могут служить

    основой для определения характера воздействия Интернета на сферу общения.

    Также возможен ответ на вопросы: какие рекомендации возможны относительно

    безопасного, допустимого время доступа к Интернет, можно ли использовать

    Интернет-общение для развития навыков общения.

    Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы общения

    1. Общение как объект изучения социальной психологии.

    На данный момент существует множество различных психологических

    направлений, каждое их которых дает свое определение общения, выделяя

    ведущую детерминанту, обуславливающую возникновение, ход и виды общения.

    Среди них можно выделить те, которые внесли наибольший вклад в разработку

    проблемы общения:

    V Отечественная психология: (московская и ленинградская школы)

    V Психоаналитическое направление

    V Психогенетическое направление

    V Нейро-лингвистическое программирование

    А. А. Бодалев дает следующее определение общения: «Общение — это

    взаимодействие людей, при котором они познают друг друга, вступают в те или

    иные взаимоотношения и при котором между ними устанавливается определенное

    взаимообращение». Бодалев рассматривает межличностное общение как

    необходимое условие бытия людей, без которого невозможно полноценное

    формирование не только отдельных психических функций, процессов и свойств

    человека, но и личности в целом. Общение может быть самостоятельным видом

    деятельности, но чаще всего оно оказывается вплетенным в ту или иную

    деятельность и тогда оно модифицируется согласно условиям этой

    деятельности. На общение влияют характеристики общности, где протекает

    общение, и главная для данной общности деятельность. Общности, к которым

    принадлежит человек, формируют эталоны общения, задают образцы поведения,

    которым личность приучается следовать при взаимодействии с другими людьми.

    Настоящим межличностным общением Бодалев признает диалогическое

    общение, где оба партнера равны. Он выделяет две роли человека в процессе

    общения: как субъект он познает своего партнера, определяет к нему свое

    отношение (интерес, безразличие или неприязнь), воздействует на него с

    целью решения какой-либо конкретной задачи и в то же время он сам является

    объектом познания для того, с кем общается. Бодалев вводит такое понятие

    как «симптомокомплекс». Он является системой понятий и представлений,

    которая осуществляет применение именно в данном конкретном сочетании

    вербальных и невербальных средств общения, чтобы получить в процессе

    общения желаемый результат.

    По соотношению «познавательного», «эмоционально-отношенческого» и

    «поведенческого» компонентов симптомокомплексов выделяются следующие типы

    личности:

    - тип человека-субъекта общения, который абсолютно не понимает уникальности

    партнера по общению, подгоняя внутренний мир другого человека под свое

    стереотипное видение.

    - тип человека-субъекта общения, который не способен проявлять

    проницательность, не может разнообразить формы обращения с

    представителями одних общностей людей. Но одновременно с этим он

    демонстрирует умение схватывать личностное своеобразие другого человека,

    точно выбирать поведение, ведущее к цели общения, если партнер

    принадлежит к иной общности.

    - небольшая группа людей, у которых как у субъектов общения тоже давали о

    себе знать названные выше симптомокомплексы, но внутри их как бы

    сосуществовали многочисленные и разнообразные оценочные эталоны. В то же

    время в поведенческий компонент этих симптомокомплексов входил состоящий

    из широкого набора способов обращения с другими людьми инструментарий,

    отличающийся многообразием как вербальных, так и невербальных средств.

    - тип людей-субъектов общения, у которых присутствует дисбаланс

    познавательного, эмоционального и поведенческого компонентов, входивших в

    симптомокомплекс. У одних из них может быть высокая способность проникать в

    истинную личностную суть других людей и одновременно неумение устанавливать

    с ними поведенческий контакт в такой форме, какую каждый из них заслуживал.

    Или у части может наблюдаться совершенно неадекватная реакция на людей или

    на их общности, которая влекла за собой использование оценочных эталонов,

    которые к каждому конкретному случаю никак не подходили. Характер этих

    симптомокомплексов обусловлен видом субъективной значимости для личности

    тех людей и общностей, с которыми она должна взаимодействовать.

    А.В. Петровский рассматривает общение как многоплановый процесс

    развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной

    деятельности. Таким образом общение выступает часть деятельности, как

    важнейший ее информативный аспект, как коммуникация (общение первого рода).

    Создав предмет (сконструировав прибор, высказав мысль, произведя

    вычисления, починив машину и т.д.) в процессе деятельности, уже включившей

    общение как коммуникацию человек через созданный предмет «транслирует»

    себя, свои особенности, свою индивидуальность другим людям, продолжает себя

    в других людях и даже в себе как в «другом». Общение как продолжение себя

    в другом есть уже общение второго рода. Здесь деятельность выступает как

    необходимая предпосылка общения.

    Петровский выделяет три стороны процесса общения:

    . обмен информацией между участниками совместной деятельности, который

    может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны

    общения. Человек, адресующий информацию другому человеку

    (коммуникатор), и тот, кто ее принимает (реципиент), для

    осуществления целей общения и совместной деятельности должны

    пользоваться одной и той же системой кодификации и декодификации

    значений. Обмен информацией становится возможен, если значения,

    закрепленные за используемыми знаками, известны участвующим в

    общении лицам, т.е. они используют общий язык.

    . Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся — обмен в

    процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.

    Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального

    контроля, осуществляемого на основе социальных норм — принятых в

    обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и

    взаимоотношения людей, что позволяет человеку соотносить формы

    своего поведения с эталонами, отбирать нужные, социально одобряемые,

    направлять и регулировать свои отношения с другими людьми.

    Социальный контроль в процессах взаимодействия осуществляется в

    соответствии с репертуаром ролей, «используемых» общающимися людьми.

    Под ролью понимается нормативно одобряемый образец поведения,

    ожидаемый окружающими от каждого, кто занимает данную социальную

    позицию. Один и тот же человек, как правило, выполняет различные

    роли, входя в различные ситуации общения. Исполнение роли

    обязательно получает общественную оценку, и сколько-нибудь

    значительное отклонение от образца осуждается.

    . Третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг

    друга. Перцептивный аспект общения — это восприятие, понимание и

    оценка человека человеком. Познавая других людей, индивид получает

    возможность лучше, более надежно определить перспективы совместной

    деятельности с ними. Петровский выделяет три важнейших механизма

    межличностного восприятия: идентификация, рефлексия и

    стереотипизация. Идентификация — это способ понимания другого

    человека через осознанное или бессознательное уподобление его

    характеристикам самого субъекта. Осознание субъектом того, как он

    сам воспринимается партнером по общению, выступает в форме

    рефлексии. Стереотипизация — классификация форм поведения и

    интерпретация их причин путем отнесения к уже известным или

    кажущимся известными явлениями, т.е. отвечающим социальным

    стереотипам. Стереотип — сформировавшийся образ человека, которым

    пользуются как штампом.

    Б. Г. Ананьев определяет общение как механизм, посредством которого

    устанавливаются и развиваются связи человека с «миром предметов» и «миром

    людей». Общение определяется им как ведущий вид деятельности. Особой и

    главной характеристикой общения как деятельности является то, что через

    него человек строит свои отношения с другими людьми. Межличностное

    взаимодействие всегда определяется системой общественных отношений, в

    которую оно включено, но поскольку оно также постоянно выступает как

    межиндивидуальная связь и индивидуальная форма деятельности, в структуре и

    динамике общения невозможно отделить личное от общественного, провести

    резкую грань между ними. На любом уровне и при любой сложности поведения

    личности существует взаимозависимость между: а) информацией о людях и

    межличностных отношение; б) коммуникацией и саморегуляцией поступков

    человека в процессе общения; в) преобразованием внутреннего мира самой

    личности. Общественные отношения создают тип личных отношений общения

    (привязанности, вкусы и т. п.). На основе этих индивидуальных отношений

    общения и формируются коммуникативные черты характера. Взаимопонимание,

    формирующееся на основе накопления жизненного опыта общения, важно не

    только для развития мотивов и способов общения, но и для того, чтобы

    познавать самого себя.

    В отличие от отечественных психологов, занимавшихся определением места

    общения, его роли в жизни человека, западные психологи решали сугубо

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.