МЕНЮ


Фестивали и конкурсы
Семинары
Издания
О МОДНТ
Приглашения
Поздравляем

НАУЧНЫЕ РАБОТЫ


  • Инновационный менеджмент
  • Инвестиции
  • ИГП
  • Земельное право
  • Журналистика
  • Жилищное право
  • Радиоэлектроника
  • Психология
  • Программирование и комп-ры
  • Предпринимательство
  • Право
  • Политология
  • Полиграфия
  • Педагогика
  • Оккультизм и уфология
  • Начертательная геометрия
  • Бухучет управленчучет
  • Биология
  • Бизнес-план
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Банковское дело
  • АХД экпред финансы предприятий
  • Аудит
  • Ветеринария
  • Валютные отношения
  • Бухгалтерский учет и аудит
  • Ботаника и сельское хозяйство
  • Биржевое дело
  • Банковское дело
  • Астрономия
  • Архитектура
  • Арбитражный процесс
  • Безопасность жизнедеятельности
  • Административное право
  • Авиация и космонавтика
  • Кулинария
  • Наука и техника
  • Криминология
  • Криминалистика
  • Косметология
  • Коммуникации и связь
  • Кибернетика
  • Исторические личности
  • Информатика
  • Инвестиции
  • по Зоология
  • Журналистика
  • Карта сайта
  • Психологические отклонения у детей и подростков

    совершает первое попавшееся бессмысленное движение, которое дает разрядку

    внутреннему напряжению. Иногда старшеклассник после неприятного разговора

    с учителем может обидеть более слабого товарища, как бы вымещая на том

    накопившуюся злобу. Если же сил для этого недостаточно, замещающая

    деятельность может перевести активность в иной план, например в мир

    фантазий.

    Отрицание сводится к тому, что неприемлемая для личности информация

    не воспринимается ею. Здесь имеется в виду такая информация, которая

    угрожает самосохранению, престижу, самооценки личности. Для этого способа

    защиты характерно заметное искажение восприятия действительности.

    Зачастую он не позволяет человеку адекватно оценивать происходящее

    вокруг, что, в свою очередь, вызывает затруднения в поведении. Легко

    представить себе ситуацию, когда учитель оставляет школьника после урока,

    и что-то говорит ему. Тот, кажется, слушает, кивает головой, но потом

    вдруг в середине фразы перебивает: «Что Вы сказали, Мария Ивановна?»

    Вытеснение – это один из универсальных способов избавления от

    внутреннего конфликта путем выключения из сознания неприемлемой или

    неприятной информации. Ущемленное самолюбие, задетая гордость, обида

    могут привести к тому, что человек ложно объясняет свои поступки, чтобы

    скрыть их истинные причины не только от других, но и от самого себя.

    Примером вытеснения может служить эпизод из романа Л. Толстого «Война и

    мир», где Николай Ростов красочно рассказывает о своей храбрости на поле

    боя. На самом деле он повел себя как трус, однако, вытеснение было

    настолько сильным, что молодой офицер уже сам поверил в свой подвиг.

    Ложный мотив опасен тем, что может прикрывать личные эгоистические

    устремления. Интересно, что быстрее всего вытесняется и забывается не то

    плохое, что человеку сделали другие люди, а тот вред, который он причинил

    себе или другим. Важно, что человек не просто делает вид, что забывает

    нежелательную, травмирующую его информацию, она действительно полностью

    вытесняется из его памяти. И когда ученик напоминает своему однокласснику

    об обиде, которую тот нанес, товарищ может совершенно искренне этого не

    помнить. Значит, произошло вытеснение неприятного эпизода из памяти.

    Проекцией называют бессознательный перенос человеком на другое лицо

    собственных чувств и желаний, приписывание другому того, что он думает и

    переживает. Обычно проецируют такие чувства, в которых человек не хочет

    себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость. Например, бросивший

    курить может стать самым строгим надзирателем над курильщиками, или

    человек, проявивший по отношению к кому-то агрессию, стремится очернить,

    принизить привлекательные качества пострадавшего.

    Идентификация – это бессознательный перенос человеком на себя чувств

    и качеств, присущих другим и недоступных, но желательных ему. Маленькие

    дети с помощью этого механизма усваивают нормы социального поведения.

    Молодой спортсмен бессознательно старается походить на заслуженного

    мастера спорта и таким образом приобрести его расположение. В широком

    смысле идентификация – это неосознаваемое следование образцам, идеалам,

    позволяющее преодолеть собственные слабость и чувство неполноценности.

    Рационализация – псевдоразумное объяснение человеком своих желаний,

    поступков, на самом деле вызванных причинами, признание которых грозит ему

    потерей самоуважения. Например, героине романа Л. Толстого «Война и мир»

    Наташе Ростовой надо самой себе объяснить мотивы ее измены князю Андрею.

    «Вернувшись домой, Наташа не спала всю ночь; ее мучил неразрешимый

    вопрос, кого она любила: Анатолия или князя Андрея?» Наташа пытается найти

    разумное объяснение своему поступку и, в конце концов, говорит: «Мне

    кажется, что я сто лет люблю его (Анатолия). Да и не любила никого так,

    как его».

    Условно выделяют два типа рационализации. Первый тип может быть

    назван по аналогии с известной басней «Кислый виноград». Здесь

    рационализация связана с попыткой снизить ценность недоступного. Не имея

    возможности достичь желаемого, человек защищает себя, понижая значимость

    травмирующего фактора: убеждает себя, что «не очень-то и хотелось». Второй

    тип противоположен первому. Человек как бы удовлетворяется малым и

    преувеличивает его ценность. Подобные реакции называют «Сладкий лимон».

    Вспомните, как Том Сойер смог убедить друзей в привлекательности скучного

    занятия – покраски забора!

    Изоляция, или отчуждение, - это обособление внутри сознания

    травмирующих человека факторов. Неприятные эмоции блокируются сознанием,

    так что связь между каким-то событием и его эмоциональной окраской в нем

    не отражается. Этот вид защиты напоминает отчуждение, при котором человек

    утрачивает эмоциональную связь с другими людьми, ранее значимыми

    событиями или собственными переживаниями, хотя их реальность и осознается.

    С подобным видом защиты связаны явления деперсонализации и расщепления

    личности.

    В конце прошлого и начале нашего века психологами было описано более

    двух десятков подобных случаев раздвоения личности: один мальчик жил даже

    шестью различными личностями. Очень часто двойник воплощает то, что

    неприемлемо для первого «Я», к чему оно относится со страхом или

    отвращением. Эти разные «Я» могут и не подозревать о существовании друг

    друга.

    В целом важно знать, что психологическая защита способствует

    сохранению внутреннего комфорта человека даже при нарушении им социальных

    норм и запретов.

    ПСИХОПАТИИ И АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА.

    Психопатия – это аномалия характера, от которой страдает либо сам

    человек, либо общество. Эти врожденные или приобретенные в раннем возрасте

    аномалии характера приводят к дисгармоническому формированию личности и

    нарушают социальную адаптацию человека.

    Психопатия определяет психический облик человека, накладывает

    отпечаток на весь душевный склад, в течение всей жизни не подвергается

    существенным изменениям и мешает самому человеку приспосабливаться к

    окружающему.

    Диагноз психопатии устанавливают на основании трех основных

    признаков, предложенных выдающимся русским психиатром П.Б.Ганнушкиным.

    1. Тотальность патологических черт характера, которые проявляются всегда и

    везде, в любых условиях, и при стрессах, и при их отсутствии.

    2. Стабильность патологических черт характера – они впервые проявляются в

    детском или подростковом возрасте, реже у взрослых, и затем сохраняются на

    протяжении всей жизни человека.

    3. Нарушения адаптации (приспособления) именно вследствие патологических

    черт характера, а не из-за неблагоприятного внешнего воздействия.

    Психопатия формируется при сочетании врожденной или приобретенной в

    раннем детском возрасте неполноценности нервной системы с неблагоприятным

    воздействием окружающей среды. Но психопатия – это не только неправильное

    воспитание в детстве и педагогическая запущенность (хотя этот фактор имеет

    чрезвычайно важное значение для утяжеления проявлений психопатии). Одного

    лишь влияния таких внешних факторов для формирования психопатии

    недостаточно. В основе психопатии лежит именно неполноценность нервной

    системы.

    То, что у человека имеются какие-либо отклонения от нормального

    общепринятого в обществе поведения, еще не дает оснований говорить о

    психопатии.

    Психопатоподобные состояния.

    Психопатоподобные состояния (то есть напоминающие психопатию по своим

    проявлениям) возможны и при некоторых других заболеваниях, например при

    психических нарушениях в результате перенесенной черепно-мозговой травмы,

    инфекционных заболеваниях центральной нервной системы, алкоголизме,

    наркоманиях и токсикоманиях, некоторых эндокринных нарушениях и др.

    Основным их отличием от психопатий является то, что психические нарушения

    при психопатии возникают уже с детского или подросткового возраста, а при

    психопатоподобных состояниях поведение и развитие личности до

    возникновения основного заболевания было нормальным, а Психопатоподобные

    нарушения вторичны и появляются уже спустя какой-то промежуток времени

    после развития основного заболевания.

    В отличие от душевных заболеваний, психопатиям не свойственно

    прогрессирующее развитие и возникновение дефекта личности.

    От неврозов психопатии отличает то, что патологические черты

    характера определяют весь психический облик человека и наблюдаются на

    протяжении всей его жизни.

    При не резко выраженных отклонениях характера, не достигающих уровня

    патологии и в обычных условиях, не приводящих к нарушению адаптации,

    говорят об акцентуации характера. Это не болезнь, а один из вариантов

    нормы и подразумевает индивидуальные особенности характера человека. Но

    при психотравмирующей ситуации декомпенсация может произойти и у

    акцентуированной личности.

    Причин возникновения психопатий множество.

    Имеют не маловажное значение конституциональные, наследственные

    факторы – у родителей, страдающих психопатией, чаще всего рождаются дети с

    аналогичной патологией. Такие психопатии называются конституциональными,

    генуидными или «ядерными». Это самый неблагоприятный вариант психопатий,

    которые невозможно корректировать даже при правильном воспитании ребенка.

    Алкоголизм или наркомания у родителей – тоже одна из частых причин

    психопатии у детей.

    Играют роль и вредности в период внутриутробного развития, особенно

    если во время беременности женщина употребляла спиртные напитки, курила,

    принимала лекарства, которые оказывают неблагоприятное влияние на развитие

    плода, или у нее были отравления какими-либо веществами, а также

    психические травмы или инфекционные заболевания (особенно вирусные).

    Недостатки питания беременной женщины, тяжелые токсикозы, угроза

    прерывания беременности и отслойка плаценты и многие другие факторы

    отрицательно влияют на плод.

    Различные родовые травмы, асфиксия в родах, наложение акушерских

    щипцов или вакуум - экстрактора, трудные длительные роды с угрозой для

    жизни ребенка – все это играет роль в возникновении психопатий.

    Неблагоприятными факторами также являются заболевания центральной

    нервной системы или длительные истощающие болезни, перенесенные ребенком в

    первые 2-3 года жизни, а также черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции

    (менингит, менингоэнцефалит, вирусные заболевания), тяжелые отравления,

    перенесенные в первые 4 года жизни ребенка.

    Большое значение в развитии психопатии у ребенка, имеющего

    вышеотмеченные аномалии центральной нервной системы, имеет неблагоприятное

    воздействие окружающей среды, в частности недостатки воспитания.

    Если ребенок растет в семье, где его воспитанием и коррекцией его

    неправильного поведения никто не занимается, например, когда

    злоупотребляют алкоголем оба родителя, или когда отец алкоголик, а мать

    озабочена только проблемами пьянства мужа и тем, как обеспечить детей

    самым необходимым, или ребенок растет в атмосфере скандалов даже непьющих

    родителей, или воспитывается в неполной (когда нет одного из родителей)

    или деформированной семье (когда есть отчим или мачеха), или родители

    отдают его на воспитание бабушке с дедушкой, а те его обожают и во всем

    потакают, - то все аномалии характера еще более усиливаются.

    А если ребенок воспитывается в благоприятной обстановке и родители

    его обучают нормам поведения в обществе, формируют положительную

    нравственно – этическую позицию с детских лет, объясняя, что позволено

    делать в коллективе, а что непозволительно, а если он провинился, то ему

    спокойно и дружески объясняют неправильность его поступков, без

    деспотизма, физических наказаний или иных травмирующих психику ребенка

    воздействий, - то в целом есть возможность корригировать поведение ребенка

    уже с детства, и в дальнейшем он вырастает не эгоцентричным, как при

    многих видах психопатий, а приобретает способность считаться и с мнением

    других людей, а не только с собственными прихотями.

    ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ

    (ПОГРАНИЧНАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ).

    Эти нарушения проявляются в недостаточности интеллекта и психически в

    целом вследствие нарушения развития. Это относительно легкие нарушения,

    основой которых является задержка темпа психического развития. Они

    занимают промежуточное место между нормально развитым интеллектом и

    олигофренией.

    Задержка темпа психического развития может быть временным явлением.

    Существуют и врожденные легкие формы интеллектуальной недостаточности,

    таких детей и взрослых еще называют конституционально-глупыми.

    Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые

    инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, отравления,

    наследственная предрасположенность, а также неблагоприятное воздействие

    окружающей среды. Задержки развития могут быть обусловлены психогенными

    ситуациями, когда ребенок разлучен с родителями, недостаточностью

    полноценных эмоциональных контактов (например, у детей, выросших в Домах

    грудника и Домах ребенка, детских домах, у сирот, которым никто не уделяет

    должного внимания), а также дефектами органов чувств (слепота, глухота,

    глухонемота), - в таких ситуациях ребенок не получает разносторонней

    информации для полноценного интеллектуального развития.

    Развитие психических функций ребенка происходит в определенные

    возрастные периоды. Если он не получает в это время необходимой

    информации, то его развитие замедляется.

    Для нормального развития ребенка имеют большое значение и условия

    воспитания. Дети, выросшие в малокультурных семьях, где родители не

    занимаются их воспитанием и развитием, часто отстают в интеллектуальном

    отношении от своих сверстников. Играет роль и педагогическая запущенность.

    Проявления задержки развития разнообразны. Помимо интеллектуальной

    недостаточности и незрелости психики, наблюдаются нарушения поведения и

    невротические симптомы.

    При пограничной интеллектуальной недостаточности можно выделить

    следующие варианты задержек психического развития:

    1. Психический инфантилизм.

    2. Врожденная субдебильность, «конституционально-глупые личности»,

    «салонное слабоумие».

    3. Задержки развития, обусловленные органическим повреждением мозга на

    ранних этапах его развития.

    4. Психогенно обусловленные задержки развития, вызванные дефицитом

    информации в раннем детском возрасте.

    5. Интеллектуальная недостаточность, обусловленная дефектом органов чувств.

    Психический инфантелизм.

    Инфантилизм (от латинского «infantilis» – детский) – состояние,

    которое характеризуется задержкой психического и физического развития, при

    котором у взрослого человека сохраняются черты характера, присущие

    детскому и подростковому возрасту.

    Французский ученый Е. Лесег, впервые предложивший термин

    «инфантилизм», подчеркивал, что определяющие его расстройства относятся ко

    всей конституции человека, и выделил три признака этого расстройства –

    тщедушность, грацильность (щуплость) и миниатюрность тела с чертами

    детской наивности и беспомощности у взрослых людей, остающихся «детьми на

    всю жизнь».

    Известный отечественный психиатр Г. К. Ушаков дал следующую

    характеристику психофизического инфантилизма: детскость, ограниченность,

    узость интересов, недостаточная самостоятельность в действиях и поступках.

    Причинами инфантилизма м. б. заболевания эндокринной системы,

    поражение головного мозга вследствие заболеваний внутренних органов.

    Психический инфантилизм наблюдается и при многих видах психопатий.

    Выделяют и психогенно обусловленные формы инфантилизма из-за

    изнеживающего, неправильного воспитания, когда родители чрезмерно опекают

    ребенка, заботливо защищая от всех невзгод, не позволяя ему самому

    вырабатывать способы самозащиты, нормальные для его возраста. Это

    проявляется в эгоцентризме, капризности, не выносливости к любым

    неблагоприятным воздействиям, беспомощности и беззащитности. Такие дети и

    подростки постоянно стремятся к сочувствию и признанию, но при этом

    проявляют самовлюбленность, неоправданные амбиции и претензии. Хотя для их

    возраста у них нормальный интеллект, такие подростки плохо приспособлены к

    реальной жизни.

    Психический инфантилизм чаще всего связывают с детским и юношеским

    возрастом, но это понятие применимо и к взрослым.

    Психика таких людей легко ранима, отсутствуют самостоятельность, они

    часто ощущают беспомощность, если нет поддержки других людей, творческая,

    целенаправленная деятельность отсутствует.

    Инфантилизм проявляется и в мимике, и в движениях. Выражение лица

    инфантильного человека по-детски наивное, доверчивое, приветливое,

    движения быстрые, излишнее, порывистые. Может наблюдаться и

    медлительность, неуклюжесть в движениях. В личностном плане часто

    наблюдаются черты незрелости, нерешительность, робость, неуверенность и

    тревожность.

    Эти особенности выявляются с младших классов школы. Такие дети

    предпочитают школьным занятиям игры, свойственные детям младшего возраста,

    общаются с младшими детьми. В поведении сохраняется детская

    бесцеремонность, капризность.

    Инфантилизм м. б. гармоническим, когда происходит одновременная

    Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


    Приглашения

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хореографического искусства в рамках Международного фестиваля искусств «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»

    09.12.2013 - 16.12.2013

    Международный конкурс хорового искусства в АНДОРРЕ «РОЖДЕСТВЕНСКАЯ АНДОРРА»




    Copyright © 2012 г.
    При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.